20 апреля 2016 года состоялось очередное заседание Клуба друзей Мадагаскара. С докладом о малагасийской этике выступила А.Н. Мосейко, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.
Что такое малагасийская этика?
В современной науке этика понимается как нормативно-практическая часть философии и наука о морали. Исходным пунктом этики является живая практика, она оперирует образцовыми примерами, прецедентами, нормами, запретами, ситуациями выбора.
Во все времена и во всех системах этики главными были вечные вопросы человеческого бытия – это понимание человека, его места и роли, его отношения к миру.
Постановка этого основного вопроса включает в себя проблемы справедливости и несправедливости, солидарности и милосердии, свободы и необходимости, преступления и наказания, мира и согласия. Важнейшим вопросом является отношение человека к Другому – человеку, сообществу. Центральным, нормативно-оценочным является «золотое правило нравственности», характерное для всех этических систем. Суть «золотого правила» в формуле: «Поступай по отношению к другим, так как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
В малагасийской этике интересен анализ этических понятий, норм и правил поведения, отраженных в материале пословиц и поговорок, а также основных ценностно-мировоззренческих понятий, в которых сосредоточена древняя народная мудрость (туди, «цини» и «фихаванана»).
Единение, солидарность людей – фихаванана – понимается малагасийцами как одна из основных ценностей общества. Первичное значение слова фихаванана – узы родства, однако, этим термином также обозначают сущность социума, уважение его членами прав и достоинства друг друга, солидарность, единство и взаимопомощь во всех обстоятельствах.
Констатация общественной природы человека определяет и понимание смысла его жизни. В самой общей форме этим смыслом является общественное благо, общественные интересы. Более конкретное понимание смысла жизни человека находим в малагасийской философии жизни. Одна из центральных в этой философии – категория «туди», выражающая вечный круговорот жизни.
Туди – это закон связи поколений, связи будущего с прошлым, встреча которых происходит в настоящем и осуществляется индивидом. В этом предназначении земной жизни индивида – постоянно осуществлять и поддерживать круговорот жизни – проявляется «божественное дыхание» в человеке. Связи между членами семьи, фукунулуны (общины) нерасторжимы, ибо все члены одного сообщества – равные участники круговорота жизни. Особенно важна семья, ибо человечество проявляется через семью.
Живя в коллективе, общаясь с другими, индивид постоянно сталкивается как с моральными оценками своего поведения со стороны других, так и с самооценками. Этому нравственному самопознанию личности, самоконтролю за своими поступками, способности осознать свою вину – по совести – в традиционной этике придается очень большое значение. Малагасийская мудрость гласит: «Легче убежать от злого быка, чем от голоса своей совести»; «Смерть лучше стыда».
Важна также категория цини, как моральная оценка, порицание, нравственная цензура индивида, его совесть.
29 июня 2016 года в зале ТАСС Института Африки РАН состоялось очередное заседание Клуба друзей Мадагаскара. Повестка дня: встреча с Марией Владимировной Воробьевой, заместителем председателя КСОРС на Мадагаскаре, членом ВКС при МИД и Алексеем Ивановичем Середухиным и Еленой Николаевной Середухиной, работавшими учителями в школе при Посольстве Российской Федерации на Мадагаскаре в 2011-2015гг. Были продемонстрированы документальные фильмы о Мадагаскаре, снятые А.И. Середухиным.
23 ноября 2016 г. в Институте Африки РАН состоялось очередное заседание Клуба друзей Мадагаскара под председательством к. филол. н. Л. А. Карташовой. С. н. с. Центра социологических и политологических исследований Прокопенко Любовь Ярославовна выступила с докладом «Религии на Мадагаскаре».
В обсуждении темы приняли участие Л. А. Карташова, А. Н. Мосейко и Е. Н. Корендясов.