КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Андрианампуйнимерина и Радама

Мадагаскар занимает особое место в истории Африки. Тесно связанный с этим материком политическими и экономическими отношениями (он входит и в Организацию Африканского Единства, и в экономические и политические союзы меньшего масштаба со странами континента), по этногенезу и культуре он близок к Юго-Восточной Азии. Первые мигранты задолго до нашей эры принесли язык австронезийской группы, своеобразные антропологические черты южных монголоидов, многие элементы народной культуры (мелодику и музыкальные инструменты, планировку жилищ, лодки-катамараны и лодки с балансиром, своеобразные состязания поэтов-импровизаторов и многое другое), свойственные народам именно этой зоны. Позднейшие пришельцы с африканского материка влились в население острова, составив необычный сплав. В средневековье разные этносы на острове создали небольшие самостоятельные политические образования (вождества или племенные союзы, которые исследователи долгое время считали государствами) — Сакалава, Бетцимисарака, Антэдруи и др. На северо-западе острова возникли города — колонии мусульманских купцов. Сведения о них фантастически преломились в сказаниях о Синдбаде-мореходе, попавшем на остров, где жила птица Рух (эпиорнис, истребленный в XVII в.). Не случайно первые письменные свидетельства на мачагасийском языке были зафиксированы своеобразной системой письма — «сурабе» на основе арабского алфавита.

Среди этих объединений к рубежу XIII—XIV вв. заметно выделяется Имерииа, расположенная на центральном плато. Именно она стала ядром, вокруг которого формировалось государство, охвагившее со временем весь остров, и основой образования единого народа — современных малагасийцев. Но только к концу XV — началу XVI в. сформировалась более или менее стройная система административного управления. Тогда по инициативе правительницы Рангиты (прибл. 1500—1510) были установлены принципы единоличной власти и ее наследования по праву первородства.

Первые века существования будущего мощного государства были заполнены территориальными завоеваниями и приведением к покорности соседних вождей. Раламбо и его преемники сделали много в этой политике. Один из них построил и постоянную резиденцию. Она была названа Аналаманга (голубой лес), а затем переименована в Антананариву (на земле тысячи), здесь было размещено «царское» войско численностью в 1000 человек. До сего дня этот город остается столицей Малагасийской Республики. Резиденция стала центром политической, административной и экономической деятельности Имерины. Именно в это время были развернуты широкомасштабные ирригационные работы, позволившие расширить посевы риса, — центральное плато стало настоящей житницей.

В XVIII в., в период правления Андриамазинавалоны и Андрианампуйнимерны, государство достигло периода расцвета. Первый из них сохранился в памяти как образец идеального правителя. Малъгашский историк Р. Рабеманандзара так писал о нем: «Андриамазинавалона был прежде всего народным монархом».

Будучи человеком простым и приветливым, он сочетал в себе качества гибкого дипломата с твердой волей. Упрочить авторитет государства, расширить его пределы, повысить жизненный уровень своих подданных — таковы были важнейшие и постоянные цели его программы. Его политика, основывавшаяся на принципах соглашений и союзов, не замедлила принести свои плоды. Слава государства Имерины такова, что его процветание, сплоченность, миролюбие и мощь оказывали благотворное влияние и за его пределами».

Однако раздел им своих владений между четырьмя сыновьями привел к длительным междоусобным спорам и вверг страну в многолетнюю войну, в которую были вовлечены не только знатные сторонники «царевичей», но и простой народ. Именно его усилия во главе со старейшинами и рядом влиятельных представителей знати окраин, которые больше всего страдали от нестабильности, привели к власти Рамбоазаламу, который получил новое тронное имя — Андрианампуйнимерна, переводимое обычно как «Царевич, которого желал народ Имерины». Это произошло в 1787 г. С его именем связано провозглашение главной задачи политики того времени — завоевание всего острова. Лозунг правления: «Границей государства должно стать море».

О нем говорят как о «крупном руководителе и блестящем организаторе», «искусном политике, дипломате и выдающемся законодателе». Он сумел разбить правителей областей, восставших против центра, и укрепить личную власть, уравнять права и обязанности местных правителей без различия этнической принадлежности. Ему приписывают фразу: «Имерина должна быть как цесарка, одного цвета. И хотя перья цесарки многочисленны и отличаются разнообразием оттенков, это не мешает им образовать единое одноцветное оперение».

Им была создана и реализована на практике четкая система административного управления. Большое внимание он уделял экономическим проблемам. Им был составлен план разработки и использования природных богатств и полезных ископаемых. Поощрялись работы по созданию и усовершенствованию ирригационных систем. Благодаря им собирались большие урожаи и делались запасы зерна, предназначенные для раздачи в случае голода. На всей территории страны возникали ярмарки и постоянные рынки, упорядочивался внутригосударственный обмен, а торговые пошлины наполняли казну. Однако своей главной цели — объединения всего острова — он не достиг, и перед смертью, в последней речи к народу он адресовал своему сыну и наследнику такие слова: «...в присутствии всей Имерины, собравшейся здесь, я определяю море границей твоего царства!».

Эту задачу выполнил Радама I. Завоевывая прибрежные области при проведении этой политики, он столкнулся с европейскими пиратами, давно облюбовавшими этот благодатный остров, и с моряками, искавшими новые заморские владения для корон Франции и Англии. Уже с конца XV в. вслед за Васко да Гама в Индийском океане появились европейские мореплаватели и торговцы, владельцы невольничьих судов, путешественники и пираты из Португалии, Франции, Англии. Португальцы, а затем французы пытались основать здесь торговые фактории. Разноплеменные пираты устраивали на острове свои базы и даже создали республику Либерталию. Католические миссионеры несли «дикарям» христианство. Петр I вынашивал планы посещения Мадагаскара, которым не суждено было осуществиться. А ссыльный граф Беньовский, бежавший с камчатской каторги, собирался основать тут собственную империю. Все они терпели неудачу, столкнувшись с сопротивлением местного населения. И только в XIX в. на Мадагаскаре обосновались, борясь за влияние, англичане и французы, и в результате остров вошел в состав французской колониальной империи.

Радама I (1810—1828) был образованным человеком, который всегда был в курсе событий за пределами острова. Он любил подчеркивать свое сходство с Наполеоном и в жестах, манере поведения, в политике, и в свойствах характера этих двух столь далеких друг от друга островитян. Он завершил начатое его предками объединение острова под единой рукой, используя для этого и военную силу, и талант дипломата в мирных переговорах и при заключении союзов, и матримониальные связи. Англичанин Джеймс Гейтси писал о поездке Радамы I на восточное побережье: «Радама I долго и очень подробно говорил о цели своего визита на побережье. Он отметил бедствия войны, страдания, которые она принесла людям, принявшим в ней участие, потери, которые они должны были понести во время своих грабительских набегов. Радама нарисовал яркую картину преимуществ мирной жизни и обещал поддержать народ и обеспечить защиту его имущества, если население пожелает сообразовываться с его законами. Затем он посоветовал им не решать споры в мелких стычках, которые могли вспыхнуть между ними, или в советах колдунов, или в испытаниях при сомнительных случаях. Они должны обращаться к его представителям для обсуждения этих вопросов, а также информировать последних обо всех своих нуждах».

Радама I серьезно занялся организацией армии. Как когда-то Мухамед Туре (см.) в Сонгаи, он разделил мужское население страны на две категории — военных и гражданских. Военную службу несли богатые, платившие налог в размере пятой части дохода. Содержание же армии обеспечивалось налогами с гражданского населения, которое отдавало в пользу казны десятину. Структура армии создавалась по образцам европейских, привлекались и иностранные военные советники, менялась и тактика.

Появление профессиональной армии облегчило завоевание всего острова. Повсюду были организованы постоянные посты и гарнизоны, скоро ставшие сначала административными, а затем торговыми и экономическими центрами. Через них обес-печивались действие единых законов, экономическое и оборонное единство страны. Радама I был первым правителем, выступившим против процветающей работорговли. Им были подписаны договоры с Англией (в 1817 и 1820 гг.) относительно борьбы с работорговцами в территориальных водах Мадагаскара. Он был заинтересован и в дружеских связях с европейцами, и в заимствовании некоторых достижений Европы. Но отношения Имерины с Францией и Англией складывались не столь мирно и продуктивно, как хотелось бы Радаме. Однако это тема для другого рассказа.

© Львова Э. С. Андрианампуйнимерина и Радама// ИСТОРИЯ АФРИКИ В ЛИЦАХ. Биографические очерки. Выпуск 1: Африка в доколониальную эпоху. М.: Муравей, 2002. — С. 64-69.