КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Гусаров В.И. "Л.А. Карташова Мадагаскар и Я"

-179-

 

Л.А. КАРТАШОВА. МАДАГАСКАР и Я.

М.: Экон-Информ, 2011. 272 с.

                  В.И.ГУСАРОВ

 

Серия выходящих в последние годы работ о Мадагаскаре1 удачно пополнилась еще одной монографией известного исследователя проблем острова-государства Л.А. Карташовой "Мада­гаскар и я", посвятившей изучению "таинственной страны" всю свою сознательную жизнь. По жанру изложения работа носит характер, с одной стороны, мемуаров, а с другой − добротного на­учного исследования, что не противоречит одно другому), а, напротив, − взаимно обогащает, по­скольку научные выводы сразу подкрепляются живыми наблюдениями и впечатлениями автора.

-180- 

В работе семь разделов-глав: "Об истории", "Россия и Мадагаскар", "О религии", "О науке и культуре", "О литературе", "О языке", "Путешествия".

 

Первый раздел посвящен истории острова и его возникновению. Автор отмечает, в частно­сти, что в начале XIX в. Мадагаскар вступил на путь ускоренного развития. Началось распро­странение христианства, которое несло с собой европейский образ жизни и западную культуру. К концу второй половины XIX в. Мадагаскар стал одной из самых развитых стран Африки. Важ­ной исторической вехой в истории острова стало присоединение его к французской колониаль­ной империи в результате военной экспедиции французов в 1895-1896 гг.

 

Весьма характерно, по мнению автора, что заимствование, освоение и распространение до­стижений европейской материальной культуры не вызывало массового сопротивления. Далекий остров был готов принять западные ценности. Итогом вестернизации стало духовное, политиче­ское и социальное развитие. Но оно коснулось, конечно, лишь элиты, феодальной знати, пред­ставителей королевской администрации, образованных слоев населения, подавляющее же его большинство продолжало традиционный образ жизни.

 

Значительная часть первой главы, названной "Об истории", посвящена обстоятельному описанию жизни и деятельности двух исторических личностей Мадагаскара: Райнилайаривуни (1828-1896), первого губернатора, министра внутренних дел, известного деятеля малагасийской культуры, и Райнандриамампандри (1836-1896), премьер-министра, искусного политика. Оба − люди одного поколения, жившие в одну историческую эпоху, каждый из них внес значительный вклад в политическое, социальное и культурное развитие своей страны и навсегда остался в памяти народов Мадагаскара.

 

За заслуги на дипломатическом поприще, вклад в развитие образования, многочисленные работы по культуре, истории и языку, а также за выдающиеся успехи в военной стратегии имя Райнандриамампандри присвоено девятимесячным курсам, созданным Центром дипломатиче­ских и стратегических исследований Мадагаскара. Первый выпуск курса состоялся 23 октября 2007 г. в здании Министерства иностранных дел в Ануси (Антананариву). Его имя также но­сит одна из улиц в центре Антананариву и колледж. Ассоциация "Долг памяти и солидарность: Франция-Мадагаскар" приняла решение воздвигнуть стелу с изображением Райнандриамампан­дри и создать "Музей XIX века" в память о нем.

 

При Райнилайаривуни малагасийское государство укрепилось в военном и экономическом отношениях и стало одним из самых развитых среди африканских стран. В течение более чем трех десятилетий он держал в своих руках абсолютную власть в стране. Автор отмечает, в част­ности, что этот политик, а «не королева, был настоящим монархом. Все три правительницы (ко­ролевы. − В.Г.), подчинившие ему свою жизнь и судьбу страны, царствовали, но не правили. Будучи слабыми личностями и консервативными по складу ума, они вынуждены были подписы­вать прогрессивные законы» (с. 44-45).

 

В отдельную главу выделены уникальные материалы о российско-мадагаскарских отноше­ниях на протяжении трех последних веков, начиная с эпохи Петра I. С начала XIX в. к малага­сийской теме обращаются русские поэты. Их творчество оказало важное влияние на форми­рование образа Мадагаскара в России. Но Октябрьский переворот 1917 г. надолго заморозил мадагаскарскую тему в российской политике и литературе. Лишь в 1972 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Малагасийской Республикой. Первым послом Ма­дагаскара в СССР стал Альбер Ракуту-Рацимаманга. Контакты между странами осуществлялись через малагасийское диппредставительство в Париже. Посол инициировал переговоры о заклю­чении торгового соглашения и об открытии в Антананариву советской торговой миссии. Он ор­ганизовывал встречу президента Ф. Цирананы с советским послом во Франции и с делегацией Верховного Совета СССР во время ее визита на Мадагаскар.

 

В разделе, посвященном религии, автор отмечает, что господствующей религией на острове является христианство, причем одновременно сосуществуют несколько церквей, где свободно проводятся службы самых разных конфессий. Разрешена и практика традиционных культов. Христианство стало распространяться на острове с начала XIX в. Среди первых священников были миссионеры-просветители Лондонского миссионерского общества, прибывшие в страну в 1818 г., а в 1868 г. протестантизм был объявлен официальной религией. Благодаря деятельности миссионеров на острове зародилась малагасийская печать. Начиная с 1870-х гг. периодические печатные издания стали распространяться по всему острову.

 

Ценные наблюдения-выводы автор делает в конце раздела, где пишет: «К концу XIX в. в малагасийской журналистике отчетливо выявились два направления. Некоторые представители

-181-

творческой интеллигенции публиковали статьи, восхваляющие западную культуру, стараясь "цивилизовать" читателей. Им противостояли те, кто пытался вывести массы из невежества, "прорубить окно в Европу", не отступая от традиционно малагасийских ценностей и опираясь на них... Пресса предколониального периода, несомненно, создала предпосылки для бурного роста периодики, который последовал в начале XX века» (с. 95).

 

В разделе "О науке и культуре" обстоятельно прослеживается деятельность Малагасийской Академии, созданной в 1902 г., и других научно-исследовательских заведений и организаций. В 1993 г. Академии присваивается звание национальной и она официально стала называть­ся "Малагасийская национальная академия искусств, гуманитарных и естественных наук". В 2002 г. на торжествах, посвященных столетнему юбилею академии, тогдашний премьер-министр Мадагаскара Жак Силла сказал, что она «является мостиком, соединяющим малагасийцев с дру­гими странами» (с. 112). Членами Малагасийской Академии были и являются ныне многие вы­дающиеся деятели стран Африки и Азии, ученые из стран Европы, Северной и Южной Америки. Из россиян − это Ан.А. Громыко (отделение моральных и политических наук), Л.А. Корнеев и Л.А. Карташова (отделение искусств и языка), Н.Х. Розов (отделение фундаментальных наук).

 

Большое место в монографии отведено судьбе малагасийской литературы с момента ее зарождения по настоящее время. Проведенные автором глубокие исследования показали, что корни малагасийской литературы уходят в почву народных традиций, а первые памятники пись­менной литературы относятся к XII в. Издание книг в стране началось в начале XIX в. благо­даря деятельности миссионеров. Автор отмечает, что малагасийская литература зарождалась как религиозная − авторами были пасторы или люди, воспитанные в миссионерских школах. С деятельностью миссионеров связано и зарождение такого литературного жанра, как повесть. Стремясь к большей доходчивости и наглядности, миссионеры и другие деятели церкви в своих литературных трудах все чаще обращались к сюжетам из реальной жизни.

 

После того как в 1896 г. Мадагаскар стал колонией Франции, произошло отделение церк­ви от государства, стала расширяться пропаганда научных знаний и светского образования. В школах ввели преподавание французского языка и иностранной литературы. В течение перво­го десятилетия XX в. начали выходить многие светские газеты и журналы. В процессе анализа истории развития литературы этого периода автор приходит к выводам о том, что «конец XIX - начало XX столетия характеризуются интеллектуальным пробуждением, развитием обществен­ной мысли, подъемом искусства. Это было время освоения достижений мировой культуры и расцвета малагасийской литературы. Газеты и журналы формировали мировоззрение читателей, способствовали созданию интеллигенции, знакомили читателя с социальной, культурной и науч­ной жизнью европейских стран» (с. 142).

 

Среди литераторов выделились два направления: одних условно можно назвать "западни­ками", а других − "традиционалистами". Автор пишет, что вторые «вошли в тайное общество В.В.С, созданное в 1913 году под идейным руководством известного просветителя Равелудзона. Это был скорее союз молодых интеллигентов, которые выступали за возрождение национальной самобытности, чем политическое движение. Тем не менее общество было разгромлено в декабре 1915-го, большинство его членов арестованы» (с. 141). В дальнейшем строгая цензура на десяти­летие парализовала дальнейшее развитие литературы.

 

Автор прослеживает судьбы и творчество наиболее известных малагасийских поэтов и пи­сателей, таких как Жан-Жозеф Рабеаривелу, Жак-Фелисьен Рабеманандзара, Кларисс Рацифандрихаманана, Патрик Андриамангатиана, Докс.

 

Будучи автором учебника малагасийского языка. Л.А. Карташова один из разделов рецензи­руемой монографии посвящает краткому изложению его основ, языковой политике правитель­ства, изучению малагасийского языка в России. По Конституции 1992 г. малагасийский язык является национальным языком страны и может использоваться в науке и технике, экономике, юриспруденции и в других сферах. Во всем мире его считают живым языком и продолжают преподавать во многих крупных странах.

 

Основные разделы монографии завершаются повествованиями о путешествиях на Мадагас­кар и по Мадагаскару. В приложениях выделяется колоритный рассказ о Клубе друзей Мадагас­кара.

 

Любой читатель, познакомившийся с монографией "Мадагаскар и я", не может не проник­нуться убеждением, что для написания такой книги от автора потребовались долгие годы упор­ной работы, обширные, постоянно обогащаемые знания из самых разных сфер науки и челове­ческой деятельности, преданность избранному пути и любовь к Мадагаскару.

© Гусаров В.И. Л.А. Карташова. МАДАГАСКАР и Я. М., 2012// Восток (Oriens).  – № 6. – М., 2011.  – С. 179-181;