Меню сайта
|
Мыльцев П. А. Народное движение против колониального захвата на Мадагаскаре (1895-1902), продолжение (часть 2)…зование его в качестве перевалочной базы для торговых связей с Южной Азией и Дальним Востоком27. В итоге 6 августа 1896 года французский парламент принял закон об аннексии Мадагаскара и превращении его в колонию Франции.
Со сменой статуса Мадагаскара полностью сменилась и форма управления им. Отныне вся власть (как гражданская, так и военная) принадлежала генерал-губернатору Ж. Галлиени. На острове установился режим прямого, управления, причем вся власть в 1896—1905 годах принадлежала военным во главе с самим генералом Галлиени. Теперь у власти стояли те, кто требовал расправиться с малагасийской традиционной элитой, «наказать» ее за «беспорядки» (атиколониальное движение). Поэтому с обнаружением в октябре 1896 года писем предводителей антиколониального движения к королеве и высшим чиновникам Ранавалуна III была взята под домашний арест, министр внутренних дел Райнандриамампандри и принц Рацимаманга, а также внук короля Радама II — Рабубахали, родственник Райнилайаривуни Райницаруви и 6 других высокопоставленных лиц в государственном аппарате были расстреляны. Позднее были упразднены королевская власть, пост премьер-министра, а затем и вся феодальная структура. С тех пор во французской проколониалнстской историографии считается доказанным, что правящие круги в той или иной мере возглавляли и направляли повстанцев.Прогрессивные историки, как французы (Буато), так и малагасийцы (Райлаймихуатра),— отрицали всякую связь повстанцев с властями, считая, что таким образом колонисты искали предлог, чтобы разделаться с популярными в народе политическими деятелями, вокруг которых могли бы объединиться патриотически настроенные слои общества (у малагасийцев традиционно чрезвычайно высок авторитет представителей королевской власти, которых рассматривали как символ национального единства: Райнандриамампандри — герой войны 1883—1885 годов, войска которого нанесли французам крупное поражение при Фарафати).В одном из последних исследований по «меналамба» автор, С. Эллис, доказывает, что переписка предводителей «меналамба» с представителями правящих кругов Мадагаскара — изобретение, французской колониальной администрации,-17-стремившейся обосновать репрессии в отношении традиционной элиты Мадагаскара29. Однако, с выводами С. Эллиса трудно согласиться. Он пытается утверждать, что участие малагасийской элиты в «меналамба» — миф, который французам был нужен для того, чтобы уничтожить эту элиту, а малагасийцы на его основании создавали «националистических героев и мучеников»30. Ближе к истине, видимо, говорить о недостаточной изученности этого вопроса. Конечно, новые источники, использованные С. Эллисом (у автора была возможность ознакомиться с материалами личных архивов Лароша и Лиоте — одного из ближайших сотрудников Галлиенн), подтверждают, что аргументация Галлиени фальсифицирована. Тем не менее, бесспорными являются свидетельства об участии в организации движения сына Райнилайаривуни — Рабануна, письма бывшего наместника в Менабе Разафиндразака королеве с призывом стать во главе восстания31, письмо Рабезавана принцу Рамахатра (обнаружено еще до приезда Галлиени). Показательны также и те факты, что отряды патриотов возглавляли, как правило, либо высокопоставленные чиновники мерина, либо местные правители. Наконец, руководство мерина, государство которых явилось инициатором создания единого общенационального государства, было объективно не заинтересовано в укреплении на острове власти французов и в последствии не пошло на сотрудничество с ними, что и привело к необходимости установления режима прямого управления.Итак, антиколониальное движение охватило практически все социальные слои и этнические группы Мадагаскара и вылилось в общенациональное, всенародное восстание против захвата страны французскими колониалистами. Основную массу его участников составили широкие слои малагасийского крестьянства, руководство и организацию осуществляли патриотически настроенные представители бывшей феодальной знати и высших чинов армии и гражданской власти, а также, возможно, королевской семьи.3. Структура движения, организационные формы вооруженной борьбы.Вопрос о подготовке и организации антиколониального движения — один из самых трудных. Это объясняется тем, что большинство имеющихся пока в распоряжении историков источников отражают, как правило взгляд на восстание со стороны. Значительные перспективы имеет, по-видимому,-18-выявление в личных архивах лиц, так или иначе связанных с рассматриваемыми здесь событиями, письменных документов, относящихся к деятельности отрядов повстанцев, а также изучение данных устной традиции. Пока же представление о внутреннем строении движения, связях между отдельными его отрядами можно составить лишь по косвенным данным, имеющимся, в основном, во французских источниках.Как уже говорилось выше, в целом активная боевая деятельность патриотов была подготовлена заранее: определены и оборудованы места сосредоточения основных отрядов, завезено оружие и боеприпасы, в какой-то мере, видимо, даже отобраны состав и руководящие органы боевых подразделений32. Правда, подобных, хотя бы таких же случайных и фрагментарных сведений нет по другим (кроме Имерина) областям. Думается, что это связано прежде всего с тем, что вплоть до установления действенного контроля надо всей территорией Мадагаскара, то есть до 1902 года, французам была доступна главным образом именно эта область, да и то — города, а не сельская местность.Другое свидетельство против наличия общей организации и взаимодействия между повстанцами: отсутствие руководства или участия представителей высших слоев правящего класса и непосредственно королевской семьи, как это показал С. Эллис33. Однако его опровержение верно лишь для системы обвинений, выдвинутых Галлиени и его сторонниками, что вовсе не говорят о необоснованности других свидетельств или о том, что подготовили и осуществляли руководство патриотическим движением другие силы.В то же время, имеющихся данных вполне достаточно, чтобы говорить не только о предварительной подготовке, но и о тесном взаимодействии между различными отрядами повстанцев, координации их усилий, а, следовательно, об их связанности в единую, с общим руководством систему. Так, поражает слаженность выступлений отрядов в разных, иногда отдаленных частях страны, их одновременность при участии многих этнических групп, социальных слоев. Уже в первые месяцы движения (сентябрь — ноябрь 1895 года) борьба развернулась не только в Имерина, но и Бецимисарака, Сакалава, Бецилеу, Цимихети, Сиханака. В сентябре — ноябре 1895 года движение «меналамба» охватило почти всю северную половину Мадагаскара — сотни тысяч квадратных километров территории, многие этнические группы,-19-совершенно неоднородные по степени социально-экономического развития.Структурно (и это тоже подтверждает четкую организацию) антиколониальная борьба выглядит довольно гибкой и разнообразной. В ней можно выделить три основных направления: ведение боевых операций (в том числе и в городах), массовая агитация, подготовка и осуществление акций саботажа и восстаний.Основной, конечно, была вооруженная борьба. Здесь можно выделить два принципа построения отрядов: по прообразу частей бывшей королевской армии Мадагаскара (во входивших в единое государство районах) и но признаку традиционного старшинства (районы, где центральная власть была слаба или которые вовсе не были подвластны правительству в Антананариву).Судя по данным И. Лароша34, только в области Имерина число участников вооруженных отрядов достигало 14— 15 тыс. человек, вооруженных 3000 винтовками. Чаще всего крупные отряды насчитывали 2—3 тыс. человек, причем в подчинении у каждого командира были как раз 2—3 «лейтенанта» (Э. Ралаймихуатра их так и называет). Так, у Рабезавана было около 3 тыс. человек и лейтенанты Рафаненнтра, Радзануэлина, Равалисуа, у Райнибецнмнеарака — 2 тыс. и лейтенанты Рацизехена, Райнимананга. Это — почти точная копия структуры первой малагасийской регулярной армии, созданной еще королем Радама I в начале XIX века. «Фулуалиндахи» (десять отрядов по десять тысяч воинов), как называлась армия Радама I, насчитывала около 100 тыс. человек, причем в поход обычно направлялось около 14 тыс. человек, в том числе 6 бригад пехоты, примерно по 2 тыс. человек в каждой35.Несколько другая картина — на побережье. Там во главе военных формирований стояли представители местных правящих династий и феодальной знати. Например, на севере области Сакалава борьбой руководил король Туэра, затем вассал Ингереза, позднее — брат Беваха, у них в подчинении были представители различных кланов сакалава— Самбилу, Цикетрака, Вазу, Бурики, Митрайки, Хавана. Здесь многие отряды, как и отряд Ингереза, объединяли до 2 тыс. воинов, но делились они чаще на группы в 150— 200 человек36. Здесь, как и во многих других отдаленных районах Мадагаскара, лишь номинально включенных в состав единого государства, до прихода французов еще не-20-было создано регулярной армии. Оборонительные функции выполняло ополчение, составленное из боеспособных мужчин всех деревень и находившееся под командованием традиционной знати37.Патриоты не оставляли оккупантов в покое и в городах, даже в самой столице. Летом 1896 года бои велись в Исутри и Андрайнариву. В районе между населенными пунктами Амбатумайнти и Суавинимерина (всего в 16 км от столицы) «меналамба» настолько активно действовали в городах, что из Амбатумайнти вынуждено было выехать все французское население. Летом 1896 года партизаны заняли административный центр губернаторства Вунизунгу, захватив в плен самого губернатора38. В области Бецилеу патриоты нападали на позиции французских войск в населенных пунктах в непосредственной близости от Фианаранцуа — второго по величине города Мадагаскара. Особенно опасными для захватчиков были стратегически важные дороги. Вдоль дороги Тананариве — Таматаве французское командование вынуждено было ставить посты в каждой деревушке. На востоке Имерина свои гарнизоны имели населенные пункты, отстоявшие друг от друга всего на полкилометра. Однако партизаны атаковали французских солдат даже тогда, когда те находились в деревнях с гарнизонами39. К августу только в Имерина было создано свыше 30 французских военных постов, которые защищали около 4,5 тыс. солдат40.Важную роль играла пропаганда среди населения идей широкой национальной войны против захватчиков, отпора колонизаторам. Это имело тем большее значение, что на Мадагаскаре издавна высоко ценилось ораторское искусство; люди, в совершенстве им владевшие, могли рассчитывать на быстрый и решительный успех среди слушателей. Зная, это, колонизаторы особенно боялись влияния агитаторов. А действовали те повсюду. Как отмечал И. Ларош, характерной чертой сторонников «меналамба» была «патриотическая пропаганда», призывы уничтожать христианские церкви, бороться с распространением европейской религии41. Так, карательный отряд полковника Удри, посланный главой военных властей Мадагаскара генералом Вуароном на борьбу с отрядом «меналамба» под командованием Райнибецимисарака, специально изменил направление движения, когда поступили известия о том, что в соседнем районе появилась группа языческих жрецов. По словам И. Лароша, они занимались «антихристианской и антифранцузской агитацией», что-21-«готовило почву для восстания»42. В отчете министру иностранных дел он указывает, что солдаты Удри убили жрецов и сожгли деревню Махандзара, где они останавливались. «Теперь в зоне марша, совершаемого колонной Удри, царит полное спокойствие»,— удовлетворенно отмечает он. Патриоты вели работу и в малагасийской армии, которая до октября 1896 года формально сохранялась наряду с французской. Одно из свидетельств тому — раскрытый в Манандзари заговор малагасийских офицеров, которые намеревались поднять восстание в городе и присоединиться к «меналамба». В июле 1896 года в Аривунимаму были схвачены 4 малагасийца, «исчезнувших из города в ноябре прошлого года. Они стали одними из руководителей восстания, затем скрытно вернулись в город и проводили тайные сборища для подготовки восстания в нем»43.Эффективным оказался саботаж политики французских властен и их приспешников из числа малагасийцев-предателей. Уже в самом начале патриотического подъема в конце сентября—начале октября 1895 года на сторону восставших перешел начальник службы вооружений малагасийской армии Райнидафи а затем и большинство его подчиненных. В результате к партизанам перешло почти все оружие бывшей королевской армии, было сорвано намерение французов провести разоружение армии и населения.Несомненной удачей повстанцев явилось успешное осуществление под носом у карателей сбора пожертвований в пользу патриотических отрядов, на борьбу с захватчиками. О том, какая внушительная сумма была собрана, свидетельствует хотя бы тот факт, что в листовках, развешанных по всей области Вакананкаратра в середине 1896 года Райнибецимисарака объявлял награду в 15000 франков тому, кто захватит в плен французского генерального резидента на Мадагаскаре И. Лароша44.В результате активных действий партизан и их сторонников в течение месяцев дороги, даже в непосредственной близости от столицы, были крайне опасны для колонизаторов: французы или вовсе опасались передвигаться по ним, или отправляли крупные колонны под усиленным конвоем. Это парализовало всю транспортную систему, нанесло серьезный удар по торговле. В июле 1896 года «меналамба» уничтожили линию телеграфной связи Тананариве — Таматаве, что вынудило французов сноситься с главным морским портом страны только курьером, который доставлял почту-22-под внушительным конвоем. Попытка оккупантов тут же восстановить телеграфную связь закончилась тем, что в плен к партизанам попали отправленные для этого саперы и все необходимое снаряжение45.О силе патриотического подъема говорит то, что колонизаторам не удалось сформировать, как того желал И. Ларош, «туземную милицию», иными словами, добиться, чтобы малагасийцы сами порабощали малагасийцев. По признанию генерал-губернатора Ж. Галлиени, «большинство из повстанцев — набранная из местных уроженцев милиция, некоторые из них в 1895 году принимали участие в борьбе с повстанцами хува, а теперь повернули оружие против нас»46. Нередки были и случаи перехода на сторону повстанцев подразделений формально сохраненной французами малагасийской армии, а то и целых городских гарнизонов. Например, солдаты отряда, посланного против патриотов в районе Амбухибелума, при первой же встрече с ними разбежались47. При атаке партизанами города Амбухипихаунана к отряду «меналамба» присоединился весь гарнизон н совместными усилиями они уничтожили всех французов и офицеров — коллаборационистов из числа малагасийцев48. В результате в руки повстанцев перешел административный центр области. Вунизунгу, была перерезана дорога Тананариве-Мажунга.Итак, антиколониальное движение явилось в значительной мере заранее подготовленной национальной войной против французских колонизаторов, в которой успешно использовались разнообразные формы и методы сопротивления. Применение конкретно каждого из них было обусловлено местными условиями и ходом событий.4. Основная направленность, характер движения.«Вуриму, или живущие в лесах бецимисарака, привыкшие время от времени начинать волнения, еще полностью не порвали со своими прежними устоями: грабеж и варварство, вольнолюбие и тяга к кочевой жизни,— поэтому их необходимо держать под контролем»49. «Бандитизм — обычное явление для большинства районов Мадагаскара в сухой сезон»50. Такие оценки борьбы патриотов, данные французскими колониальными чиновниками, долгое время повторяла и буржуазная историография. И сейчас, несмотря на то, что формулировки смягчены, концепция внешне обновлена, по существу ничего не изменилось: по-прежнему для западных историков повстанцы — мятежники, разбойники,-23-учинители беспорядков, любители анархии. Подобные оценки борьбы народов Азии и Африки за свободу и независимость характерны для проколониалистской историографии. С резкой отповедью такого рода фальсификации событий выступил еще Ф. Энгельс в статье «Персия и Китай»: «Если британцы обращаются с китайцами, как с варварами, то они не могут отказать им в праве использовать все преимущества, вытекающие из их варварства»51. Он убедительно показал, что обычными (по масштабам капиталистической Европы XIX века) средствами отсталые народы не могут защищать себя от мошной и современной армии колонизаторов. Единственное эффективное средство — общенациональное восстание, которое имеет «характер войны на истребление». И такая национальная война объективно правомерна и законна, так как направлена на защиту национального суверенитета, против иностранного порабощения.Основная причина, вызывавшая такие национальные войны, — пиратская политика европейских правительств, которые, по словам К. Маркса, причинили завоеванным народам несоизмеримо более глубокие бедствия, чем все прежние захватчики. «Просвещенные» завоеватели насаждали самый дикий деспотизм при помощи самого современного оружия и технических новшеств52. Так, в январе 1906 года солдаты отряда капитана Фрейштаттера уничтожили штыками и прикладами партизан, с которыми до этого договорились о сдаче без боя53.В июне 1896 года был обнародован указ генерального резидента Франции на Мадагаскаре, по которому к смертной казни без суда и следствия приговаривались все, кто не выполнил распоряжение о сдаче оружия или был заподозрен в связях с патриотами54. Позднее был отдан приказ о конфискации имущества всех подозреваемых, что на деле обрекало на голодную смерть их близких55. Часто жертвами террора становились даже те, кто сохранял нейтралитет и был лоялен колониальной администрации. Такая участь постигла, например, правителя Махануру Райнисулуфу56. В октябре 1896 года карательный отряд Бессона расстрелял почти все население мерина в области Бецилеу, хотя было известно, что они не поддержали повстанцев57.Особой жестокостью отличались карательные колонны, посылавшиеся на «усмирение» того или иного района. Один из командиров таких колонн, полковник Комб, был убежден,-24-по признанию И. Лароша, что они «должны сжигать все на пути, весь район, все посевы, все деревни без исключения»58. Неудивительно поэтому, что, по данным Ю. Дешана, только в 1895—1900 годах население страны сократилось почти вдвое59.Зверства колонизаторов вызвали широкий патриотический подъем в стране. Менее чем за год он охватил почти все уголки острова, приняв, как указывает Дешан, «всенародный характер»60. Основным лозунгом, его подчеркивал Ларош, была борьба с захватчиками, против христианства, в защиту традиционных верований, уничтожение тех, кто шел на сотрудничество с французами61. Патриоты вступали в бон с любыми военными отрядами французов, разрушали христианские церкви, сурово карали тех, кто предавал родину.Малагасийцы оказались более гуманными, чем «цивилизованные» колонизаторы. Если последние применяли на Мадагаскаре тактику выжженной земли, геноцида, то партизаны были беспощадны лишь к врагам. Так, на восточном побережье Мадагаскара были арестованы и отданы под трибунал многие колонисты-европейцы с Маврикия, которые активно сотрудничали с «меналамба»62. По данным французской разведки, существовала целая сеть агентов американских торговых фирм, которые тайно доставляли оружие на юго-западное побережье Мадагаскара и оттуда контрабандным путем распространяли его по всей стране63. Например, у одного из таких контрабандистов, схваченных французами в окрестностях столицы, была обнаружена крупная партия огнестрельного, в том числе самого современного оружия (пулеметы), которая, как выяснилось, предназначалась для повстанческих отрядов на севере страны64. По мнению генерала Вуарона, центром этой торговли был город Махануру, Ларош же полагал, что оружие доставляется через бухты и порты западного берега острова. Этому способствовало то, что долгое время в таких портах, как например, Майнтирану, отсутствовала французская таможенная служба. К тому же, многие реки западной части страны судоходны на расстоянии до 100 км вверх по течению от устья для небольших . легких парусников, которыми пользовались арабы, коморцы и арабизированное население северо-запада Мадагаскара.Любопытно свидетельство из доклада генеральному резиденту капитана Ле До, командовавшего французской военно-морской эскадрой на Мадагаскаре в то время:«Майнтирану — один из крупных центров ввоза оружия-25-и снаряжения. Американская фирма «Ропс» посылает ежегодно трехмачтовый корабль со 100 ящиками ружей и 25000 бочек пороха... Часть побережья, включая участок Мажунга — Мурундава, не охвачена таможенной службой. Почти весь этот обширный район находится в руках арабов, коморцев и др., которые властвуют там безраздельно. Это необъятная прореха, через которую улетучится, если ее не заделать, большая часть тех скудных доходов, которые мы получаем от эксплуатации Мадагаскара»65.Эти факты наглядно показывают, что, хотя повстанческое движение и было вызвано французской колониальной экспансией на Мадагаскаре, оно не носило характер слепой ненависти к иностранцам вообще. Малагасийцы, представления которых лишены малейшего налета ксенофобии, боролись лишь против французского колониального ига, за восстановление национальной независимости и суверенитета, собственной государственности. При этом многие из живших или связанных судьбой с Мадагаскаром иностранцев не только поддерживали антиколониальное движение, но и оказывали ему действенную помощь, справедливо считая, что превращение Мадагаскара во французскую колонию приведет к ущемлению их интересов. Это сотрудничество сохранилось и во времена восстания «садиавахе» ( 1915—1917годы)66.Зато патриоты не знали пощады к предателям, как тогда на Мадагаскаре называли всех, кто пошел на сотрудничество с колонизаторами. По свидетельству Лароша, партизаны уничтожали коллаборационистов даже тогда, когда их сопровождал сильный военный эскорт57.Подобная участь постигла многих губернаторов, назначенных французами: Райнивуни в Анкиратра, Ракутувуалаву в Вунизунгу, Рацимба в Маруватана и др.Партизаны так же сурово обходились и с миссионерами, а также перешедшими в христианство соотечественниками, уничтожали церкви и монастыри, сжигали религиозную литературу. Одним из основных лозунгов движения был возврат к верованиям предков. Стремление возродить традиционные устои проявлялось даже в чисто внешних моментах. В отличие от прежней королевской армии, партизаны «меналамба», например, носили не мундиры, а национальную одежду — ламба, на голову надевали металлический щиток — фелана, как воины во времена короля Андрианампуй-нимерина.Конечно, в первую очередь, это было вызвано тем, что-26-в феодальном обществе, а именно такое общество существовало в наиболее развитых районах Мадагаскара, преобладала религиозная форма идеологии, в которой необходимо отражается та или иная общественная идея: «Все массовые движения средних веков в Европе неизбежно выступали под религиозной оболочкой»68.Однако на Мадагаскаре ненависть к иностранной религии — христианству объяснялась еще рядом обстоятельств. В 60-х годах XIX века высшее руководство страны во главе с королевой приняло английскую веру: затем она была объявлена государственной религией, а правительство стало всемерно способствовать ее распространению (деятельность Лондонского миссионерского общества ЛМО). Эго был один из маневров, с помощью которых правительство Райнилайаривуни пыталось привлечь на свою сторону Великобританию и добиться ее поддержки в борьбе с колониалистскими притязаниями Франции. Но, как известно, две колониальные державы благополучно договорились о разделе сфер влияния в Африке, и никакие англофильские демарши малагасийского государства не помогли ему заручиться союзником, избежать французского завоевания. С приходом же к власти французской колониальной администрации на Мадагаскаре приоритет в области религии стал отдаваться, вполне естественно, французским же миссионерам.Поэтому поражение в войне 1894—1895 годов и начало колониального господства Франции стали восприниматься малагасийцами как наказание за отход от веры предков, за измену в угоду европейским вкусам своим жизненным идеалам. Ответственность за беды страны стала во многом возлагаться на тех из малагасийцев, кто принял новую веру или — тем более — распространял ее. Европейских миссионеров, даже англиканских, рассматривали, в лучшем случае, как обманщиков, а в худшем — пособников захватчиков. Особенно это относится, конечно, к французским миссионерам, которые и раньше считались агентами колонизаторов. Таким образом, в сознании народа христианство и все связанное с ним стали рассматриваться как причина, неотъемлемая принадлежность иностранного господства, а все, что было связано со старым укладом жизни, — как символ независимости, «счастливого прошлого», знамя борьбы за суверенитет.Отсюда одной из основных форм сопротивления стало разрушение христианских храмов, уничтожение религиозных-27-книг, убийства миссионеров и малагасийцев-христиан, которых считали предателями наряду с коллаборационистами. И не зря: по признанию Лароша, именно обращенное в христианство население Мадагаскара охотно шло на сотрудничество с колониальной администрацией69.5. Тактика и методы вооруженной борьбы повстанцев.Сопротивление колониальному захвату продолжалось с 1895 по 1902 год. Осталась одна великая цель — вернуть родине независимость, возродить прежнюю жизнь и обычаи, оставались преданными ей мужественные воины, совершавшие изнурительные переходы по крутым холмам центрального плато, дебрям и топям тропических лесов востока, колючим зарослям пустынь юга Мадагаскара. Но шло время, менялась обстановка, соотношение сил, эпицентр движения переходил из одной части страны в другую. Изменялись и приемы сопротивления, состав партизанских отрядов, другим становилось вооружение и снаряжение повстанцев. «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо»70.Начальный период движения — с середины сентября 1895 года по июль 1896 года. Первая вспышка активности произошла на северо-востоке области Имерина от Амбу-хидратриму и Бабай до Илафи и Махаридаза. Сигналом к расширению зоны действий послужил приказ колониальных властей о сдаче оружия. Французы стали прибегать к реквизициям земель у тех, кто не выполнял приказ. Боевые действия начались в Аварадрану и Сисауни, затем перекинулись в Мандридрану к югу от озера Итаси. В ноябре партизаны стали действовать в районе горного массива Анкаратра, в Амбуанана. В районе Вакинанкаратра наиболее крупным был отряд Райнибецимисарака, который сразу же повел наступление на столицу — Тананариве. На северо-западе Имерина, на границе с Сакалава бои вели Дзаумария, Райнисунгумби и Ралантангена. В районе Андевуранту (области Бесцимнсарака) — Рамаса, Самуэла и Бутусуа. Рабезавана — Равайкафу — Вакиниадиана и верхнее течение реки Мангуру: Вместе с отрядами Рабузака он также начал продвигаться к столице и в марте дошел до города Амбухиманга. В районе Сисауни борьбу возглавляли высокопоставленные чиновники Рацимандефитра и Рамарукуту. В конце мая Райнибецимисарака начал осаждать столицу Вакинанкаратра — Анцирабе, завязались тяжелые бои.-28-Активные боевые действия велись также на севере области Имерина (район Вухилена) и на восточном побережье (районы Фульпуэнт, Фенериве, Манандзари). Как отмечает И. Ларош, повстанцы «подняли на восстание многие тысячи соплеменников, которые сражаются с неожиданной энергией, невероятной страстью и самоотверженностью»71. Партизаны действуют мобильными группами по 100 человек, нападая на обозы с оружием и боеприпасами, прерывают коммуникации. В марте—апреле восстание перекинулось на юг и юго-восток Мадагаскара, где атакам подвергаются поместья колонистов, французские торговые фактории.Пытаясь быстро разделаться с восстанием, французы посылают в районы действий партизан карательные колонны, которые совершают длительные рейды, сжигая деревни и уничтожая посевы. В район Марумби послан отряд капитана Фрейштаттера, в Аривунимаму — колонна майора Ганеваля (несколько рот пехоты). Колонна полковника Комба (4 роты пехоты и батарея артиллерии) прошла через Амбатумайнти, Амбатундразака и далее вдоль дороги Тананариве— Андзузурубе (северо-восточное направление). Отряд полковника Удри продвигался в южном направлении навстречу силам Райнибецимисарака. Однако ни Комбу, ни Удри не удалось войти в непосредственное соприкосновение с партизанами: те уходили от открытого боя, обстреливали колонны противника из засад или нападая на арьергард. Во многих местах население уходило вместе с партизанами, чтобы избежать массовых расправ французов. В апреле аналогичный рейд устрашения совершил на восточное побережье капитан Пишон.Бойцы повстанческих отрядов в то время были вооружены в основном холодным оружием; по подсчетам Лароша, 1 винтовка приходилась в среднем на 10 человек72. Тем не менее карательные и другие акции колонизаторов не имели успеха. Французы вынуждены были перейти к оборонительной тактике: начали создавать посты на дорогах, охранять места жительства колонистов. Как пишет Дешан, к концу июля 1896 года восстание охватило большинство областей острова, даже на основных дорогах (Тананариве — Мажунга и Тананариве — Таматаве) передвижение было возможно лишь в сопровождении значительного эскорта, в эпицентре движения — Имерина — партизаны, захватив города Анказубе и Мандзакандриана, приблизились на 15 км к столице73.Второй период: август 1896 года — январь 1900 года.-29-В это время район наиболее активных действий постепенно перемещается из центра острова к побережью. С преобразованием Мадагаскара во французскую колонию и приходом к власти генерал-губернатора Галлиени положение повстанцев становится более тяжелым. В основных районах Имерина было введено военное положение, отданы приказы о расстрелах партизан на месте. Была произведена потрясшая весь остров казнь нескольких человек королевской семьи, упразднена к |