КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Мыльцев П. А. Народное движение против колониального захвата на Мадагаскаре (1895-1902), продолжение (часть 2)

…зование его в качестве перевалочной базы для торговых связей с Южной Азией и Дальним Востоком27. В итоге 6 ав­густа 1896 года французский парламент принял закон об аннексии Мадагаскара и превращении его в колонию Франции.

    Со сменой статуса Мадагаскара полностью сменилась и форма управления им. Отныне вся власть (как граждан­ская, так и военная) принадлежала генерал-губернатору Ж. Галлиени. На острове установился режим прямого, уп­равления, причем вся власть в 1896—1905 годах принадле­жала военным во главе с самим генералом Галлиени. Те­перь у власти стояли те, кто требовал расправиться с малага­сийской традиционной элитой, «наказать» ее за «беспорядки» (атиколониальное движение). Поэтому с обнаружени­ем в октябре 1896 года писем предводителей антиколониаль­ного движения к королеве и высшим чиновникам Ранавалуна III была взята под домашний арест, министр внутрен­них дел Райнандриамампандри и принц Рацимаманга, а также внук короля Радама II — Рабубахали, родственник Райнилайаривуни Райницаруви и 6 других высокопостав­ленных лиц в государственном аппарате были расстреляны. Позднее были упразднены королевская власть, пост премь­ер-министра, а затем и вся феодальная структура. С тех пор во французской проколониалнстской историографии считается доказанным, что правящие круги в той или иной мере возглавляли и направляли повстанцев.

      Прогрессивные историки, как французы (Буато), так и малагасийцы (Райлаймихуатра),— отрицали всякую связь повстанцев с властями, считая, что таким образом колони­сты искали предлог, чтобы разделаться с популярными в на­роде политическими деятелями, вокруг которых могли бы объединиться патриотически настроенные слои общества (у малагасийцев традиционно чрезвычайно высок авторитет представителей королевской власти, которых рассматрива­ли как символ национального единства: Райнандриамам­пандри — герой войны 1883—1885 годов, войска которого нанесли французам крупное поражение при Фарафати).

     В одном из последних исследований по «меналамба» ав­тор, С. Эллис, доказывает, что переписка предводителей «меналамба» с представителями правящих кругов Мадага­скара — изобретение, французской колониальной админист­рации,

-17-

стремившейся   обосновать репрессии в отношении традиционной  элиты Мадагаскара29.   Однако,  с выводами С. Эллиса трудно согласиться. Он пытается утверждать, что участие малагасийской элиты в «меналамба» — миф, кото­рый французам был нужен для того, чтобы уничтожить эту элиту, а малагасийцы на его основании создавали «нацио­налистических героев и мучеников»30. Ближе к истине, видимо, говорить о недостаточной изученности этого вопроса. Конечно, новые источники, использованные С. Эллисом (у автора была возможность ознакомиться с материалами личных архивов Лароша и Лиоте — одного из ближайших сотрудников Галлиенн), подтверждают, что аргументация Галлиени фальсифицирована. Тем не менее,   бесспорными   являются   свидетельства об участии в организации движения сына Райнилайаривуни — Рабануна, письма бывшего наместника в Менабе Разафиндразака  королеве с призывом стать во главе восстания31, письмо Рабезавана принцу Рамахатра (обнаружено еще до приез­да Галлиени). Показательны также и те факты, что отряды патриотов возглавляли, как правило, либо высокопоставлен­ные чиновники мерина, либо местные правители. Наконец, руководство мерина, государство которых явилось инициа­тором   создания  единого  общенационального  государства, было объективно не заинтересовано в укреплении на остро­ве власти французов и в последствии не пошло на сотрудни­чество с ними, что и привело к необходимости установления режима прямого управления.

  Итак, антиколониальное движение охватило практически все социальные слои и этнические группы Мадагаскара и вылилось в общенациональное, всенародное восстание против захвата страны французскими колониалистами. Ос­новную массу его участников составили широкие слои ма­лагасийского крестьянства, руководство и организацию осу­ществляли патриотически настроенные представители быв­шей феодальной знати и высших чинов армии и граждан­ской власти, а также, возможно, королевской семьи.

     3. Структура движения, организационные формы воору­женной борьбы. 

   Вопрос о подготовке и организации антиколониального движения — один из самых трудных. Это объясняется тем, что большинство имеющихся пока в распоряжении истори­ков источников отражают, как правило взгляд на восста­ние со стороны. Значительные перспективы имеет, по-види­мому,

-18-

выявление в личных архивах лиц, так или иначе свя­занных с рассматриваемыми здесь событиями, письменных документов, относящихся к деятельности отрядов повстан­цев, а также изучение данных устной традиции. Пока же представление о внутреннем строении движения, связях между отдельными его отрядами можно составить лишь по косвенным данным, имеющимся, в основном, во француз­ских источниках.

   Как уже говорилось выше, в целом активная боевая де­ятельность патриотов была подготовлена заранее: определе­ны и оборудованы места сосредоточения основных отрядов, завезено оружие и боеприпасы, в какой-то мере, видимо, да­же отобраны состав и руководящие органы боевых подраз­делений32. Правда, подобных, хотя бы таких же случайных и фрагментарных сведений нет по другим (кроме Имерина) областям. Думается, что это связано прежде всего с тем, что вплоть до установления действенного контроля надо всей территорией Мадагаскара, то есть до 1902 года, фран­цузам была доступна главным образом именно эта область, да и то — города, а не сельская местность.

  Другое свидетельство против наличия общей организа­ции и взаимодействия между повстанцами: отсутствие руко­водства или участия представителей высших слоев правя­щего класса и непосредственно королевской семьи, как это показал С. Эллис33. Однако его опровержение верно лишь для системы обвинений, выдвинутых Галлиени и его сто­ронниками, что вовсе не говорят о необоснованности дру­гих свидетельств или о том, что подготовили и осуществля­ли   руководство    патриотическим движением другие силы.

     В то же время, имеющихся данных вполне достаточно, чтобы говорить не только о предварительной подготовке, но и о тесном взаимодействии между различными отрядами повстанцев, координации их усилий, а, следовательно, об их связанности в единую, с общим руководством систему. Так, поражает слаженность выступлений отрядов в разных, иног­да отдаленных частях страны, их одновременность при уча­стии многих этнических групп, социальных слоев. Уже в первые месяцы движения (сентябрь — ноябрь 1895 года) борьба развернулась не только в Имерина, но и Бецимисарака, Сакалава, Бецилеу, Цимихети, Сиханака. В сентябре — ноябре 1895 года движение «меналамба» охватило почти всю северную половину Мадагаскара — сотни тысяч квад­ратных километров территории, многие этнические группы,

-19-  

совершенно неоднородные по степени социально-экономического развития.        

    Структурно (и это тоже подтверждает четкую организа­цию) антиколониальная борьба выглядит довольно гибкой и разнообразной. В ней можно выделить три основных нап­равления: ведение боевых операций (в том числе и в горо­дах), массовая агитация, подготовка и осуществление ак­ций саботажа и восстаний.

    Основной, конечно, была вооруженная борьба. Здесь можно выделить два принципа построения отрядов: по про­образу частей бывшей королевской армии Мадагаскара (во входивших в единое государство районах) и но признаку традиционного старшинства (районы, где центральная власть была слаба или которые вовсе не были подвластны правительству в Антананариву).

     Судя по данным И. Лароша34, только в области Имери­на число участников вооруженных отрядов достигало 14— 15 тыс. человек, вооруженных 3000 винтовками. Чаще всего крупные отряды насчитывали 2—3 тыс. человек, причем в подчинении у каждого командира были как раз 2—3 «лей­тенанта» (Э. Ралаймихуатра их так и называет). Так, у Рабезавана было около 3 тыс. человек и лейтенанты Рафаненнтра, Радзануэлина, Равалисуа, у Райнибецнмнеарака — 2 тыс. и лейтенанты Рацизехена, Райнимананга. Это — почти точная копия структуры первой малагасийской регу­лярной армии, созданной еще королем Радама I в начале XIX века. «Фулуалиндахи» (десять отрядов по десять ты­сяч воинов), как называлась армия Радама I, насчитывала около 100 тыс. человек, причем в поход обычно направля­лось около 14 тыс. человек, в том числе 6 бригад пехоты, примерно по 2 тыс. человек в каждой35.

    Несколько другая картина — на побережье. Там во гла­ве военных формирований стояли представители местных правящих династий и феодальной знати. Например, на се­вере области Сакалава борьбой руководил король Туэра, затем вассал Ингереза, позднее — брат Беваха, у них в под­чинении были представители различных кланов сакалава— Самбилу, Цикетрака, Вазу, Бурики, Митрайки, Хавана. Здесь многие отряды, как и отряд Ингереза, объединяли до 2 тыс. воинов, но делились они чаще на группы в 150— 200 человек36. Здесь, как и во многих других отдаленных районах Мадагаскара, лишь номинально включенных в со­став  единого   государства, до прихода  французов еще не

-20-

было создано регулярной армии. Оборонительные функции выполняло ополчение, составленное из боеспособных муж­чин всех деревень и находившееся под командованием тра­диционной знати37.

    Патриоты не оставляли оккупантов в покое и в городах, даже в самой столице. Летом 1896 года бои велись в Исутри и Андрайнариву. В районе между населенными пункта­ми Амбатумайнти и Суавинимерина (всего в 16 км от сто­лицы) «меналамба» настолько активно действовали в го­родах, что из Амбатумайнти вынуждено было выехать все французское население. Летом 1896 года партизаны заняли административный центр губернаторства Вунизунгу, захва­тив в плен самого губернатора38. В области Бецилеу патри­оты нападали на позиции французских войск в населенных пунктах в непосредственной близости от Фианаранцуа  — второго по величине города Мадагаскара. Особенно опасны­ми для захватчиков были стратегически важные дороги. Вдоль дороги Тананариве — Таматаве французское командо­вание вынуждено было ставить посты в каждой деревушке. На востоке Имерина свои гарнизоны имели населенные пункты, отстоявшие друг от друга всего на полкилометра. Однако партизаны атаковали французских солдат даже тогда, когда те находились в деревнях с гарнизонами39. К ав­густу только в Имерина было создано свыше 30 французских военных постов, которые защищали около 4,5 тыс. солдат40.

    Важную роль играла пропаганда среди населения идей широкой национальной войны против захватчиков, отпора колонизаторам. Это имело тем большее значение, что на Ма­дагаскаре издавна высоко ценилось ораторское искусство; люди, в совершенстве им владевшие, могли рассчитывать на быстрый и решительный успех среди слушателей. Зная, это, колонизаторы особенно боялись влияния агитаторов. А дей­ствовали те повсюду. Как отмечал И. Ларош, характерной чертой сторонников «меналамба» была «патриотическая пропаганда», призывы уничтожать христианские церкви, бо­роться с распространением европейской религии41. Так, кара­тельный отряд полковника Удри, посланный главой военных властей Мадагаскара генералом Вуароном на борьбу с отря­дом «меналамба» под командованием Райнибецимисарака, специально изменил направление движения, когда поступи­ли известия о том, что в соседнем районе появилась группа языческих жрецов. По словам И. Лароша, они занимались «антихристианской и антифранцузской агитацией», что

-21-

«го­товило почву для восстания»42. В отчете министру иностран­ных дел он указывает, что солдаты Удри убили жрецов и сожгли деревню Махандзара, где они останавливались. «Теперь в зоне марша, совершаемого колонной Удри, царит полное спокойствие»,— удовлетворенно отмечает он. Патрио­ты вели работу и в малагасийской армии, которая до октяб­ря 1896 года формально сохранялась наряду с французской. Одно из свидетельств тому — раскрытый в Манандзари за­говор малагасийских офицеров, которые намеревались под­нять восстание в городе и присоединиться к «меналамба». В июле 1896 года в Аривунимаму были схвачены 4 малага­сийца, «исчезнувших из города в ноябре прошлого года. Они стали одними из руководителей восстания, затем скрытно вернулись в город и проводили тайные сборища для подго­товки восстания в нем»43.

    Эффективным оказался саботаж политики французских властен и их приспешников из числа малагасийцев-преда­телей. Уже в самом начале патриотического подъема в кон­це сентября—начале октября 1895 года на сторону восстав­ших перешел начальник службы вооружений малагасийской армии Райнидафи а затем и большинство его подчиненных. В результате к партизанам перешло почти все оружие быв­шей королевской армии, было сорвано намерение французов провести разоружение армии и населения.

    Несомненной удачей повстанцев явилось успешное осуще­ствление под носом у карателей сбора пожертвований в пользу патриотических отрядов, на борьбу с захватчиками. О том, какая внушительная сумма была собрана, свидетель­ствует хотя бы тот факт, что в листовках, развешанных по всей области Вакананкаратра в середине 1896 года Райнибецимисарака объявлял награду в 15000 франков тому, кто захватит в плен французского генерального резидента на Ма­дагаскаре И. Лароша44.

    В результате активных действий партизан и их сторонни­ков в течение месяцев дороги, даже в непосредственной близости от столицы, были крайне опасны для колонизато­ров: французы или вовсе опасались передвигаться по ним, или отправляли крупные колонны под усиленным конвоем. Это парализовало всю транспортную систему, нанесло серь­езный удар по торговле. В июле 1896 года «меналамба» уничтожили линию телеграфной связи Тананариве — Таматаве, что вынудило французов сноситься с главным морским портом страны только курьером, который доставлял почту

-22-

под внушительным конвоем. Попытка оккупантов тут же восстановить телеграфную связь закончилась тем, что в плен к партизанам попали отправленные для этого саперы и все необходимое снаряжение45.

     О силе патриотического подъема говорит то, что колони­заторам не удалось сформировать, как того желал И. Ларош, «туземную милицию», иными словами, добиться, чтобы ма­лагасийцы сами порабощали малагасийцев. По признанию генерал-губернатора Ж. Галлиени, «большинство из повстан­цев — набранная из местных уроженцев милиция, некоторые из них в 1895 году принимали участие в борьбе с повстанца­ми хува, а теперь повернули оружие против нас»46. Нередки были и случаи перехода на сторону повстанцев подразделе­ний формально сохраненной французами малагасийской ар­мии, а то и целых городских гарнизонов. Например, солдаты отряда, посланного против патриотов в районе Амбухибелума, при первой же встрече с ними разбежались47. При атаке партизанами города Амбухипихаунана к отряду «меналамба» присоединился весь гарнизон н совместными усилиями они уничтожили всех французов и офицеров — коллаборациони­стов из числа малагасийцев48. В результате в руки повстан­цев перешел административный центр области. Вунизунгу, была перерезана дорога Тананариве-Мажунга.

   Итак, антиколониальное движение явилось в значитель­ной мере заранее подготовленной национальной войной про­тив французских колонизаторов, в которой успешно исполь­зовались разнообразные формы и методы сопротивления. Применение конкретно каждого из них было обусловлено местными условиями и ходом событий.

   4. Основная направленность, характер движения.

   «Вуриму, или живущие в лесах бецимисарака, привык­шие время от времени начинать волнения, еще полностью не порвали со своими прежними устоями: грабеж и варвар­ство, вольнолюбие и тяга к кочевой жизни,— поэтому их необходимо держать под контролем»49. «Бандитизм — обыч­ное явление для большинства районов Мадагаскара в сухой сезон»50. Такие оценки борьбы патриотов, данные француз­скими колониальными чиновниками, долгое время повторя­ла и буржуазная историография. И сейчас, несмотря на то, что формулировки смягчены, концепция внешне обновлена, по существу ничего не изменилось: по-прежнему для запад­ных историков повстанцы — мятежники, разбойники,

-23-

учини­тели беспорядков, любители анархии. Подобные оценки борьбы народов Азии и Африки за свободу и независимость характерны для проколониалистской историографии. С рез­кой отповедью такого рода фальсификации событий высту­пил еще Ф. Энгельс в статье «Персия и Китай»: «Если бри­танцы обращаются с китайцами, как с варварами, то они не могут отказать им в праве использовать все преимущества, вытекающие из их варварства»51. Он убедительно показал, что обычными (по масштабам капиталистической Европы XIX века) средствами отсталые народы не могут защищать себя от мошной и современной армии колонизаторов. Един­ственное эффективное средство — общенациональное восста­ние, которое имеет «характер войны на истребление». И та­кая национальная война объективно правомерна и законна, так как направлена на защиту национального суверенитета, против иностранного порабощения.

    Основная причина, вызывавшая такие национальные войны, — пиратская политика европейских правительств, ко­торые, по словам К. Маркса, причинили завоеванным наро­дам несоизмеримо более глубокие бедствия, чем все прежние захватчики. «Просвещенные» завоеватели насаждали самый дикий деспотизм при помощи самого современного оружия и технических новшеств52. Так, в январе 1906 года солдаты отряда капитана Фрейштаттера уничтожили штыками и при­кладами партизан, с которыми до этого договорились о сдаче без боя53.

     В июне 1896 года был обнародован указ генерального ре­зидента Франции на Мадагаскаре, по которому к смертной казни без суда и следствия приговаривались все, кто не вы­полнил распоряжение о сдаче оружия или был заподозрен в связях с патриотами54. Позднее был отдан приказ о кон­фискации имущества всех подозреваемых, что на деле обрека­ло на голодную смерть их близких55. Часто жертвами терро­ра становились даже те, кто сохранял нейтралитет и был лоялен колониальной администрации. Такая участь постигла, например, правителя Махануру Райнисулуфу56. В октябре 1896 года карательный отряд Бессона расстрелял почти все население мерина в области Бецилеу, хотя было известно, что они не поддержали повстанцев57.

  Особой жестокостью отличались карательные колонны, посылавшиеся на «усмирение» того или иного района. Один из командиров таких колонн, полковник Комб, был убежден,

-24-

по признанию И. Лароша, что они «должны сжигать все на пути, весь район, все посевы, все деревни без исключения»58. Неудивительно поэтому, что, по данным Ю. Дешана, только в 1895—1900 годах население страны сократилось почти вдвое59.

    Зверства колонизаторов вызвали широкий патриотический подъем в стране. Менее чем за год он охватил почти все уголки острова, приняв, как указывает Дешан, «всенародный характер»60. Основным лозунгом, его подчеркивал Ларош, была борьба с захватчиками, против христианства, в защиту традиционных верований, уничтожение тех, кто шел на со­трудничество с французами61. Патриоты вступали в бон с любыми военными отрядами французов, разрушали хри­стианские церкви, сурово карали тех, кто предавал родину.

    Малагасийцы оказались более гуманными, чем «цивили­зованные» колонизаторы. Если последние применяли на Ма­дагаскаре тактику выжженной земли, геноцида, то партизаны были беспощадны лишь к врагам. Так, на восточном побе­режье Мадагаскара были арестованы и отданы под трибу­нал многие колонисты-европейцы с Маврикия, которые ак­тивно сотрудничали с «меналамба»62. По данным француз­ской разведки, существовала целая сеть агентов американ­ских торговых фирм, которые тайно доставляли оружие на юго-западное побережье Мадагаскара и оттуда контрабанд­ным путем распространяли его по всей стране63. Например, у одного из таких контрабандистов, схваченных французами в окрестностях столицы, была обнаружена крупная партия огнестрельного, в том числе самого современного оружия (пулеметы), которая, как выяснилось, предназначалась для повстанческих отрядов на севере страны64. По мнению гене­рала Вуарона, центром этой торговли был город Махануру, Ларош же полагал, что оружие доставляется через бухты и порты западного берега острова. Этому способствовало то, что долгое время в таких портах, как например, Майнтирану, отсутствовала французская таможенная служба. К тому же, многие реки западной части страны судоходны на рас­стоянии до 100 км вверх по течению от устья для небольших . легких парусников, которыми пользовались арабы, коморцы и арабизированное население  северо-запада   Мадагаскара.

    Любопытно свидетельство из доклада генеральному рези­денту капитана Ле До, командовавшего французской воен­но-морской эскадрой на Мадагаскаре в то время:

     «Майнтирану — один из крупных центров ввоза оружия

-25- 

и снаряжения. Американская фирма «Ропс» посылает еже­годно трехмачтовый корабль со 100 ящиками ружей и 25000 бочек пороха... Часть побережья, включая участок Мажунга — Мурундава, не охвачена таможенной службой. Почти весь этот обширный район находится в руках арабов, коморцев и др., которые властвуют там безраздельно. Это необъятная прореха, через которую улетучится, если ее не заделать, большая часть тех скудных доходов, которые мы получаем от эксплуатации Мадагаскара»65.

      Эти факты наглядно показывают, что, хотя повстанческое движение и было вызвано французской колониальной эк­спансией на Мадагаскаре, оно не носило характер слепой ненависти к иностранцам вообще. Малагасийцы, представ­ления которых лишены малейшего налета ксенофобии, боро­лись лишь против французского колониального ига, за вос­становление национальной независимости и суверенитета, собственной государственности. При этом многие из живших или связанных судьбой с Мадагаскаром иностранцев не только поддерживали антиколониальное движение, но и ока­зывали ему действенную помощь, справедливо считая, что превращение Мадагаскара во французскую колонию приве­дет к ущемлению их интересов. Это сотрудничество сохрани­лось и во времена восстания «садиавахе» ( 1915—1917годы)66.

    Зато патриоты не знали пощады к предателям, как тогда на Мадагаскаре называли всех, кто пошел на сотрудничест­во с колонизаторами. По свидетельству Лароша, партизаны уничтожали коллаборационистов даже тогда, когда их сопро­вождал сильный военный эскорт57.

   Подобная участь постигла многих губернаторов, назна­ченных французами: Райнивуни в Анкиратра, Ракутувуалаву в Вунизунгу, Рацимба в Маруватана и др.

      Партизаны так же сурово обходились и с миссионерами, а также перешедшими в христианство соотечественниками, уничтожали церкви и монастыри, сжигали религиозную ли­тературу. Одним из основных лозунгов движения был воз­врат к верованиям предков. Стремление возродить традици­онные устои проявлялось даже в чисто внешних моментах. В отличие от прежней королевской армии, партизаны «меналамба», например, носили не мундиры, а национальную одежду — ламба, на голову надевали металлический щи­ток — фелана, как воины во времена короля Андрианампуй-нимерина.

     Конечно, в первую очередь, это было вызвано тем,   что

-26- 

в феодальном обществе, а именно такое общество существо­вало в наиболее развитых районах Мадагаскара, преоблада­ла религиозная форма идеологии, в которой необходимо от­ражается та или иная общественная идея: «Все массовые движения средних веков в Европе неизбежно выступали под религиозной оболочкой»68.

   Однако на Мадагаскаре ненависть к иностранной рели­гии — христианству объяснялась еще рядом обстоятельств. В 60-х годах XIX века высшее руководство страны во главе с королевой приняло английскую веру: затем она была объявлена государственной религией, а правительство стало всемерно способствовать ее распространению (деятельность Лондонского миссионерского общества ЛМО). Эго был один из маневров, с помощью которых правительство Райнилайаривуни пыталось привлечь на свою сторону Великобрита­нию и добиться ее поддержки в борьбе с колониалистскими притязаниями Франции. Но, как известно, две колониальные державы благополучно договорились о разделе сфер влия­ния в Африке, и никакие англофильские демарши малагасий­ского государства не помогли ему заручиться союзником, избежать французского завоевания. С приходом же к власти французской колониальной администрации на Мадагаскаре приоритет в области религии стал отдаваться, вполне есте­ственно, французским же миссионерам.

     Поэтому поражение в войне 1894—1895 годов и начало колониального господства Франции стали восприниматься малагасийцами как наказание за отход от веры предков, за измену в угоду европейским вкусам своим жизненным иде­алам. Ответственность за беды страны стала во многом воз­лагаться на тех из малагасийцев, кто принял новую веру или — тем более — распространял ее. Европейских миссионе­ров, даже англиканских, рассматривали, в лучшем случае, как обманщиков, а в худшем — пособников захватчиков. Особенно это относится, конечно, к французским миссионе­рам, которые и раньше считались агентами колонизаторов. Таким образом, в сознании народа христианство и все свя­занное с ним стали рассматриваться как причина, неотъем­лемая принадлежность иностранного господства, а все, что было связано со старым укладом жизни, — как символ неза­висимости, «счастливого прошлого», знамя борьбы за суве­ренитет.

    Отсюда одной из основных форм сопротивления стало разрушение христианских храмов, уничтожение религиозных

-27-

книг, убийства миссионеров и малагасийцев-христиан, кото­рых считали предателями наряду с коллаборационистами. И не зря: по признанию Лароша, именно обращенное в хри­стианство население Мадагаскара охотно шло на сотрудни­чество с колониальной администрацией69

     5. Тактика и методы вооруженной борьбы повстанцев.

    Сопротивление колониальному захвату продолжалось с 1895 по 1902 год. Осталась одна великая цель — вернуть родине независимость, возродить прежнюю жизнь и обычаи, оставались преданными ей мужественные воины, совершав­шие изнурительные переходы по крутым холмам централь­ного плато, дебрям и топям тропических лесов востока, ко­лючим зарослям пустынь юга Мадагаскара. Но шло время, менялась обстановка, соотношение сил, эпицентр движения переходил из одной части страны в другую. Изменялись и приемы сопротивления, состав партизанских отрядов, дру­гим становилось вооружение и снаряжение повстанцев. «Лю­ди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо»70.

    Начальный период движения — с середины сентября 1895 года по июль 1896 года. Первая вспышка активности произошла на северо-востоке области Имерина от Амбу-хидратриму и Бабай до Илафи и Махаридаза. Сигналом к расширению зоны действий послужил приказ колониаль­ных властей о сдаче оружия. Французы стали прибегать  к реквизициям земель у тех, кто не выполнял приказ. Боевые действия начались в Аварадрану и Сисауни, затем переки­нулись в Мандридрану к югу от озера Итаси. В ноябре пар­тизаны стали действовать в районе горного массива Анкаратра, в Амбуанана. В районе Вакинанкаратра наиболее крупным был отряд Райнибецимисарака, который сразу же повел наступление на столицу — Тананариве. На северо-за­паде Имерина, на границе с Сакалава бои вели Дзаумария, Райнисунгумби и Ралантангена. В районе Андевуранту (об­ласти Бесцимнсарака) — Рамаса, Самуэла и Бутусуа. Рабезавана — Равайкафу — Вакиниадиана и верхнее течение реки Мангуру: Вместе с отрядами Рабузака он также начал про­двигаться к столице и в марте дошел до города Амбухиманга. В районе Сисауни борьбу возглавляли высокопоставлен­ные чиновники Рацимандефитра и Рамарукуту. В конце мая Райнибецимисарака начал осаждать столицу Вакинанка­ратра — Анцирабе, завязались тяжелые бои.

-28- 

    Активные боевые действия велись также на севере обла­сти Имерина (район Вухилена) и на восточном побережье (районы Фульпуэнт, Фенериве, Манандзари). Как отмечает И. Ларош, повстанцы «подняли на восстание многие тысячи соплеменников, которые сражаются с неожиданной энергией, невероятной страстью и самоотверженностью»71. Партизаны действуют мобильными группами по 100 человек, нападая на обозы с оружием и боеприпасами, прерывают коммуника­ции. В марте—апреле восстание перекинулось на юг и юго-восток Мадагаскара, где атакам подвергаются поместья ко­лонистов, французские торговые фактории.

    Пытаясь быстро разделаться с восстанием, французы посылают в районы действий партизан карательные колон­ны, которые совершают длительные рейды, сжигая деревни и уничтожая посевы. В район Марумби послан отряд капи­тана Фрейштаттера, в Аривунимаму — колонна майора Ганеваля (несколько рот пехоты). Колонна полковника Комба (4 роты пехоты и батарея артиллерии) прошла через Амбатумайнти, Амбатундразака и далее вдоль дороги Тананари­ве— Андзузурубе (северо-восточное направление). Отряд полковника Удри продвигался в южном направлении навст­речу силам Райнибецимисарака. Однако ни Комбу, ни Удри не удалось войти в непосредственное соприкосновение с парти­занами: те уходили от открытого боя, обстреливали колонны противника из засад или нападая на арьергард. Во многих местах население уходило вместе с партизанами, чтобы избе­жать массовых расправ французов. В апреле аналогичный рейд устрашения совершил на восточное побережье капитан Пишон.

      Бойцы повстанческих отрядов в то время были вооруже­ны в основном холодным оружием; по подсчетам Лароша, 1 винтовка приходилась в среднем на 10 человек72. Тем не менее карательные и другие акции колонизаторов не имели успеха. Французы вынуждены были перейти к оборонитель­ной тактике: начали создавать посты на дорогах, охранять места жительства колонистов. Как пишет Дешан, к концу июля 1896 года восстание охватило большинство областей острова, даже на основных дорогах (Тананариве — Мажунга и Тананариве — Таматаве) передвижение было возможно лишь в сопровождении значительного эскорта, в эпицентре движения — Имерина — партизаны, захватив города Анказубе и Мандзакандриана, приблизились на 15 км к столице73.

      Второй период: август 1896   года — январь   1900   года.

-29-

    В это время район наиболее активных действий постепенно перемещается из центра острова к побережью. С преобразо­ванием Мадагаскара во французскую колонию и приходом к власти генерал-губернатора Галлиени положение повстан­цев становится более тяжелым. В основных районах Имери­на было введено военное положение, отданы приказы о рас­стрелах партизан на месте. Была произведена потрясшая весь остров казнь нескольких человек королевской семьи, упразднена к