Начиная с 1897 г. на Мадагаскаре утвердилась система прямого управления. Территория острова за исключением южных и восточных районов, где не прекращались антиколониальные выступления, была разбита на два десятка провинций. Некоторые из них были подчинены непосредственно генерал-губернатору, другие — командующим военных округов. В провинциях были созданы советы нотаблей, т. е. местной знати. По представлению этих советов колониальная администрация назначала мальгашских чиновников на те или иные должности, начиная от «туземных» губернаторов провинций и кончая старостами деревень. Власть «туземных» губернаторов, находившихся под контролем французских резидентов, была, по сути дела, призрачной. Тем не менее, писал Галлиени, эта власть должна была быть сохранена, так как, «укрывшись за ней, нам легче маневрировать».
Прямое управление на Мадагаскаре строилось на принципе расчленения отдельных мальгашских народностей, и противопоставления их друг другу. Единые в этническом отношении территории были разделены на ряд провинций, имевших свой административный аппарат. Чиновники мерина были удалены со всех постов, которые они занимали за пределами центральной части острова. На их места были назначены представители знати бецилеу, бецимизарака, антаймуру и других народностей. Таким образом, формировалась местная чиновная аристократия, заинтересованная в том, чтобы
-140-
мерина не могли восстановить в той или иной форме свое влияние на окраинах…
-141-
...На Мадагаскаре, по признанию генерала Пеннекена, «одной из наиболее очевидных» причин восстания сакалава в северо-западной части остова в 1899 г. были насилия над мальгашскими женщинами, учиненные франпузскими военнослужащими и чиновниками. Применение пыток на острове было обычным явлением,
-142-
и когда в 1899 г. генеральный прокурор Мадагаскара Дюбрейль попытался протестовать против зверских истязаний мальгашей, его немедленно выпроводили из колонии…
-145-
…Мадагаскар в 1897 г. также был объявлен «ассимилированной» колонией, что принесло немалые барыши французским текстильным фабрикантам. По словам упоминавшегося выше Ги, повышение тарифов на Мадагаскаре «возродило, если не сказать спасло» текстильную промышленность Вогезов и Руана. Что касается мальгашей, то они должны были оплачивать хлопчатобумажные изделия по ценам, которые увеличились на 40-100%.
В большинстве колоний бюджетные доходы от прямого налогообложения были меньше, чем доходы от таможни. Ставки ежегодного подушного налога составляли первоначально на Мадагаскаре 2,5-5 фр., а с 1 января 1901 г.— 10-30 фр.;..
...Наконец, на Мадагаскаре существовали
-146-
местные бюджеты, финансировавшиеся за счет всевозможных реквизиций («черная касса», как их удачно назвал один из членов французского парламента). Из этих бюджетов колониальные власти черпали немалые средства, бесконтрольно расходовавшиеся генерал-губернатором и окружными администраторами…
…В колониях, если не считать Реюньон, где имелась значительная прослойка европейцев, фактически не существовало медицинского обслуживания населения. На
-147-
Мадагаскаре было четыре больницы, во Французском Конго — одна. На Мадагаскаре больницы были созданы еще до французской оккупации мальгашским правительством; колониальные власти их использовали в основном для амбулаторного лечения венерических заболеваний, получивших огромное распространение на острове.
Французское правительство открыло в колониях небольшое число начальных школ, дававших элементарное образование. О целях, которые при этом преследовали колониальные власти, достаточно определенно сказал Галлиени в одном из первых циркуляров, изданных им на Мадагаскаре. Программы школ, по словам Галлиени, должны были быть «упрощенными». Им следовало придать «в основном профессиональный характер с тем, чтобы школы возможно скорее поставляли людей, способных оказать помощь сельскохозяйственным и промышленным предприятиям наших колонистов»…
…Намного больше учебных заведений было на Реюньоне и Мадагаскаре. Школы Реюньона посещали в 80-90-е годы 12-16 тыс. учащихся. На Мадагаскаре, где в свое время мальгашское правительство создало широкую сеть просвещения, в конце 90-х годов было около 200 тыс. учащихся.
Миссионеры получали деньги главным образом от европейских религиозных обществ и местных новообращенных христиан. Кроме того, источником доходов миссий были сельскохозяйственные и промышленные
-148-
школы, в которых учащиеся должны были не столько заниматься, сколько работать. На Мадагаскаре, например, 8 тыс. га земель, принадлежавших католической церкви, безвозмездно обрабатывались руками мальгашей-христиан и учеников сельскохозяйственных школ. Во Французском Конго труд учеников был также превращен в средство обогащения миссионеров. Шаллэ, посетивший католические школы в этой колонии, писал, что «физический труд, которым заняты ученики, скорее должен способствовать преуспеванию миссии, чем обучению какому-либо ремеслу»…
© Субботин В.А. Французская колониальная экспансия в конце XIX в.: Экваториальная Африка и острова Индийского Океана [сокращ. текст]. ― М. : Изд.вост.лит., 1962. ― 167 с.