Меню сайта
|
В таинственной стране Мадагаскар (Кривушин И.В.)РЕЦЕНЗИЯ на:В таинственной стране Мадагаскар: Год 2005 / Сост. и авт. предисл. Л.А.Карташовой. М., 2006. 176 с.Со второй половины 1990-х гг. российское мальгашеведение постепенно переходит с уровня индивидуальных исследований на уровень, когда ученые, занимающиеся историей, политикой, культурой, повседневной жизнью Мадагаскара, ощущают настоятельную потребность объединить свои силы. Летом 2000 г. их усилиями был создан Клуб друзей Мадагаскара, превратившийся в научно-организационный и просветительский центр. Среди самых разнообразных его акций — доклады российских ученых-мальгашеведов, научно-практические конференции, встречи с политическими и культурными деятелями Мадагаскара и многое другое. Только что увидевший свет сборник «В таинственной стране Мадагаскар» в значительной степени суммирует итоги шестилетней работы этой новой ассоциации. Его появление обязано в первую очередь инициативе президента Клуба — филолога Л.А.Карташовой, основоположницы отечественного мальгашеведения.«В таинственной стране Мадагаскар» — первый в России сборник, целиком посвященный этому острову у восточного побережья Африки. Выход его — уже само по себе событие, знак нового этапа в развитии малагасийских исследований в нашей стране. Однако не менее важно и то, какой характер носит это издание и какую перспективу оно нам обещает.Речь идет не об обычном сборнике научных работ отдельных ученых, объединенных той или иной темой, подходом или проблемой. Многие представленные в нем статьи — это доклады отечественных мальгашеведов (С.М.Шленской, Н.А.Ксенофонтовой, П.А.Мыльцева и др.), прошедшие обсуждение в Клубе друзей Мадагаскара, а значит представляющие собой результат индивидуального творчества и одновременно демонстрирующие уровень российского мальгашеведения в целом.Сборник отличает значительное тематическое разнообразие. Читатель получает возможность путешествовать по различным эпохам и различным сферам жизни Мадагаскара — от внутриполитической обстановки на острове в XIX в. до современного положения лютеранской церкви, от истории музыкальной культуры малагасийцев до ралли, организованного российскими туристами в 1995 г. Материал распределен по семи разделам, в каждый из которых включено от трех до пяти публикаций. Это разделы отражают основные направления исследований Мадагаскара в нашей стране — история острова, прежде всего двух последних столетий (Раздел I: История и современность), российско-мадагаскарские отношения (Раздел II: Россия и Мадагаскар), религиозная ситуация (Раздел III: К христианскому государству?), мальгашская культура (Раздел IV: Культура, искусство, наука и Раздел V: Литературная жизнь), фауна и флора Мадагаскара (Раздел VI: В мире природы). Последний, седьмой, раздел посвящен путешествиям и даже содержит информацию для желающих побывать на острове. Завершают сборник перечень основных акций Клуба друзей Мадагаскара за все время его существования (с. 152–155), отечественная библиография Мадагаскара за 2005 г. (с. 156–159), хронология главных событий на острове в 2005 г. (с. 160–164) и список основных дат малагасийской истории (с. 165–170).Структура сборника представляется в целом удачной. Особо следует отметить предворяющие каждую статью краткие введения, которые придают изданию определенное композиционное единство и подготавливают читателя к восприятию новой темы или проблемы. Можно сделать лишь два замечания относительно распределения материала. На наш взгляд, статью Л.А.Карташовой «Становление знаний и представлений о Мадагаскаре в России» следовало бы вынести в начало, а не в конец Раздела II; очерк же о песне Ю.Визбора «Мадагаскар» было бы уместнее поместить не в раздел «Культура, искусство, наука», а в раздел «Россия и Мадагаскар».Для сборника характерно и разнообразие жанровое. Серьезная исследовательская статья сменяется журналистской зарисовкой, воспоминание о посещении острова — рефератом книги мадагаскарского философа. Необычно разнообразен и авторский коллектив — здесь и маститый историк, и натуралист, и дипломат, и деятель церкви, и деятель культуры, и журналист, и бизнесмен, и переводчик. Можно сказать также, что сборник становится своеобразной ареной встречи российской и мальгашской культур, поскольку в число его авторов входят и представители политического и религиозного мира Мадагаскара — посол Э.А.М.Дуву и лютеранский пастор Е.Ж.Андриамиханта.Естественно, что в такой ситуации научный уровень статей неизбежно оказывается различным. Некоторые очерки носят чисто информативный или описательный характер. В то же время ряд статей имеют несомненную научную ценность, в частности статья А.Л.Емельянова о франко-малагасийском договоре 1885 г. (с. 7–19) и статья Л.А.Карташовой об истории представлений о Мадагаскаре в дореволюционной России, начиная с петровской эпохи (с. 56–63).При всем разнообразии, точнее, мозаичности сборника, тем не менее создается некий целостный образ Мадагаскара в единстве его истории, культуры, современной политической, экономической, конфессиональной ситуации и повседневной жизни. Этот образ весьма отличается от того образа «загадочного острова», который будоражил воображение российской интеллектуальной элиты еще в XVIII–XIX вв. и который отразился в названии сборника. «В России… на всем протяжении истории, — пишет Л.А.Карташова, — образ Мадагаскара был покрыт флером романтики и мистической загадочности» (с. 65). Однако важно, что материалы и информация, содержащиеся в сборнике, доказывают, что историческая и повседневная реальность Мадагаскара гораздо более многолика и интересна, чем картина, созданная романтической фантазией. Благодаря великолепному очерку зоолога В.Климова о кошачьих лемурах (с.128–132) мы попадаем в удивительный мир природы Мадагаскара. Реферат, в котором А.Н.Мосейко излагает основные положения диссертации видного малагасийского политика и философа Ришара Андриамандзату (с. 89–101), знакомит нас с самыми фундаментальными чертами менталитета мальгашей. Весьма необычные аспекты истории острова раскрывают Н.А.Ксенофонтова в статье о мужском фаворитизме при малагасийском дворе XIX в. (с. 35–42) и П.А.Мыльцев в статье о политической роли масонов на Мадагаскаре в колониальный и постколониальный период (с. 84–88).Конечно, в определенной степени Мадагаскар не может не остаться загадочным — не потому, что этой остров чрезмерно экзотичен и отличен от остального мира, а потому, что любая реальность неоднозначна, а любой взгляд, любая ее оценка в своей основе субъективны. Об этом свидетельствует, например, присутствие в сборнике двух противоположных оценок современного положения на Мадагаскаре — оптимистической, предложенной Л.А.Карташовой во введении (с. 4–5), и критической, данной в статье С.М.Шлёнской (с. 31–32). Тем не менее загадочный Мадагаскар И.Дмитриева и Н.Гумилева становится нам все ближе и понятнее. Это обусловлено тем, что, несмотря на цивилизационное своеобразие острова, его недавняя история и его настоящее есть результат взаимодействия с другими цивилизациями, его неизбежного включения в глобальный экономический, политический и культурный порядок.Рецензируемый сборник привязан в определенному году — 2005. Это отражено и в его названии, и некоторых приложениях («Библиография», «События года»). Означает ли это, что перед нами первый номер ежегодника? Хотелось бы надеяться, что мы присутствуем при рождении первого отечественного периодического издания, специально посвященного Мадагаскару, который дал бы новый импульс малагасийским исследованиям в нашей стране.И.В.Кривушинпрофессор кафедры всеобщей и отечественной истории Высшей школы экономики |