КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

В таинственной стране Мадагаскар. Год 2005 (Рецензия)

-76-

Интересная и полезная книга

  Среди книг и журналов

В таинственной стране Мадагаскар //

Отв. ред. Л.А. Карташова. М.:

Самообразование и МФ «Семигор»,

2006. – 174 с.

  «Таинственная страна» Мадагаскар притягивала многих русских ученых, путешественников, деяте­лей искусства. Писатель А. Новиков-Прибой в 1904 г. служил моряком на военном корабле. Два с половиной месяца десятки военных кораблей русского флота, шедших на войну с Японией, оставались у ос­трова Нуси-Бе, на северо-западе Мадагаска­ра. Многие из русских моряков вскоре погиб­ли. А. Новиков-Прибой описал кратковре­менную стоянку русской эскадры в своем до­кументальном романе «Цусима». В начале XIX в. тема Мадагаскара приобрела популяр­ность среди русских поэтов, таких как П. Пельский, К. Батюшков, И. Дмитриев. К этой теме обращались через 100 лет и по­эты Серебряного века (Н. Гумилев, К. Баль­монт). А в 50-е годы XX в. в нашей стране бы­ла популярна песня Ю. Визбора «Мадагас­кар». Она породила новый интерес к «таин­ственной стране».

    Книга «В таинственной стране Мадагаскар» дает возможность заново открыть эту страну новому поколению россиян. В ней под одной обложкой собраны очерки и ста­тьи о самых разных сторонах малагасийской действительности (история, религия, культу­ра, наука, растительный и животный мир, ту­ризм).              

   В XIV или XV в. в центре Мадагаскара существовало государство Имерина, которое в XIX в. получило название Малагасийское королевство, или королевство Мадагаскар. В XVI в. на «Великий остров» проникли европейцы. Несколько веков Мадагаскар был ко­лонией Франции, и только в июне i960 г. страна получила независимость.

    Рецензируемая книга ― это коллективная работа российских ученых, известных африканистов. Сборник начинается с обращения чрезвычайного и полномочного посла Мада­гаскара в России Элуа А. Маким Дуву.

  Книга знакомит нас с важными исторически­ми событиями Великого острова. Так, А.Л. Емелья­нов пишет об одном из ключевых моментов истории Мадагаскара ― о Малагасийско-французском мирном дого­воре, который был подписан 17 декабря 1885 г. Он на десять лет отодвинул колони­альное завоевание Мадагаскара. Автор вво­дит читателя в почти неисследованную об­ласть африканских ....тудий, которая касается роли африканской дипломатии на раннем этапе колонизации континента.

    С этого договора начинается путь Мадагаскара к независимости, о которой рассказы­вается в статье М.Н. Германчук. В середине XX в. на Мадагаскаре начали активно созда­ваться профранцузские политические пар­тии и движения. Основной партией, отражав­шей интересы метрополии, стала социал-де­мократическая партия Мадагаскара, которую возглавил Филибер Циранана. Лозунг партии был ― «Добиться независимости Мадагаскара парламентским, ненасильственным путем» (с. 21). В августе 1958 г. на остров прибыл гене­рал Франции Ш. де Голль, глава правительства и будущий президент Франции, для решения вопроса о получении Мадагаскаром незави­симости. 14 октября 1958 г. Национальное собрание Мадагаскара приняло решение об образовании Малагасийской Республики, кото­рая на правах внутренней автономии вошла в состав Французского сообщества. Следую­щим шагом к независимости острова стало принятие Национальным собранней Мадага­скара Конституции страны. 26 июня 1960 г. было подписано двустороннее соглашение о предоставлении Мадагаскару независимос­ти. Окончательным признанием независимо­сти Мадагаскара стало вступление страны в ООН.

   После краткой истории получения независимости Мадагаскара следует рассказ

-77-

о том, что было достигнуто и что упущено малагасийцами спустя 45 лет. Этому посвя­щена статья СМ. Шленской.

В жизни любого государства большую роль играют его политики. О том, какое мес­то занимали женщины в истории страны Мадагаскар, идет речь в статье Н.А. Ксенофонтовой «Гендер и власть». Мадагаскар XIX в. ха­рактеризуется веком женского правления в сочетании с правлением мужчин-фавори­тов. Первой королевой Мадагаскара была Ранавалуна I. Она стремилась сохранить неза­висимость своей страны, проводила полити­ку приверженности вековым традициям. Преемником престола стал ее сын Радама II. Он попытался превратить малагасий­ское государство в полуколонию Франции и был убит. Новой королевой стала Расухерина, ее правление носило формальный харак­тер. Руководили государством ее фавориты, одним из которых был Райнилайаривуни. Он и был настоящим монархом Мадагаскара как во время ее правления, так и при правлении последующих королев ― Ранавалуны II и Ранавалуны III.

   История Мадагаскара тесно связана с приходом и становлением христианства. Путь становления христианства на Мадагас­каре был трудным. Малагасийцы исповедуют христианство, ислам, около половины населения являются последователями традици­онных верований. На Мадагаскаре существу­ют четыре основные христианские конфес­сии: католицизм, англиканская, протестант­ская реформаторская и протестанско-лютеранская. В статье В.Л. Керова «Из истории ка­толицизма» рассказывается о распростране­нии этой ветви христианства на Мадагаскаре. Автор считает, что началом колониализации «Великого острова» Францией был приход на Мадагаскар  католических миссионеров – французов. В статье Е.Ж. Андриамиханта «Лютеранская церковь Мадагаскара» речь идет о другой христианской конфессии ― протестантско-лютеранской. В отличие от католических миссионеров протестанты уделяли большое внимание изучению Священного Писания. Они переводили Библию на малагасийский язык, учили народ писать и читать, строили школы. «Лютеранская шко­ла Мадагаскара уделяла большое внимание не только духовному воспитанию и просве­щению, но заботилась и о физическом здо­ровье паствы» (с 75).

     Церковь на Мадагаскаре по сей день играет большую роль в политической, общественной и культурной жизни острова. Хрис­тианское духовенство входит в политичес­кую и духовную элиту страны. О том, какое влияние оказывает церковь на политическую жизнь Мадагаскара, пишет Н.Н. Родионова в статье «Религиозный фактор в политичес­кой жизни Мадагаскара».

    Мировоззрение каждого народа отраже­но в его культуре, религии, поэтому важное значение в «понимании» этноса играет изучение его «философии жизни». Большой ин­терес представляет статья А.Н. Мосейко, в ко­торой она дает анализ «философской жизни малагасийца». «Философия малагасийцев» включает в себя психологию, философию, религию, социологию этого народа. Она выражается не только в нравственных установ­ках, но включает и свод правил поведения индивида в семье и в обществе. «Первосте­пенная особенность малагасийской филосо­фии жизни: действовать по возможности со­вершенно (утверждает автор, опираясь на труды Р. Андриамандзату, известного богослова и политического деятеля). Это значит, что во всех действиях надо прежде всего принимать во внимание общество. Не собственное бла­го, а в первую очередь благо семьи, ее членов, благо других. Это преимущественное благо для других может распространяться далеко: на предков, семью, потомков. Такая установка малагасийской «философии жизни» определяет манеру поведения малагасийца, его спо­соб жизни» (с. 95). Основные понятия, на ко­торых она базируется, ― это цини, туди и фади. Цини предстает как психологическая, нравственная основа, которая связана со всем строем духовной жизни малагасийца, с его миропониманием. Цини присутствует в отношениях человека с богом, духами, предками, определяет отношения между индивидом и обществом, отношения внутри об­щества. Туди обозначает мировой порядок, бесконечную цепь возвращений, переход из земной жизни к жизни невидимой, к жизни предков, чтобы потом снова вернуться в земной мир. Фади означает табуг. Запреты каса-

-78-

ются всех сфер жизни людей. Малагасийцы верят, что духи вызывают тоску и тревогу, посылают болезни, неурожаи и т.д. Для борьбы с духами малагасийцы используют фади. Од­нако только колдуны знают все фади и сред­ства усмирения духов, когда табу нарушено.

      Статья М.Ю. Шапошниковой вводит нас в мир музыкальной культуры «Великого острова». Музыкальная культура Мадагаскара сложилась в результате взаимодействия куль­тур Южной и Юго-Восточной Азии, Ближне­го Востока, Арабского Востока, Восточной Африки и Европы. Это взаимодействие раз­ных культур повлияло не только на саму музыку, но и на музыкальные инструменты ма­лагасийцев. Насчитывается несколько десят­ков наименований музыкальных инструмен­тов, самые популярные ― валиха и кабуси.

     Отдельная глава сборника посвящена литературе Мадагаскара, в которой рассказыва­ется о жизни и творчестве классиков малага­сийской литературы. Таковы ― поэт, полити­ческий деятель Жак-Фелисьен Рабеманандзара, поэт и прозаик Патрик Андриамангатиана, поэт Гаспар Мажунга.

     Сборник знакомит читателей и с удивительным животным миром острова, гордос­тью которого являются лемуры. Всего на тер­ритории Мадагаскара обитает 26 их видов. К сожалению, вырубка лесов приводит к ги­бели этих уникальных животных, внесенных в Красную книгу.

   Мадагаскар богат не только редкими животными, но и растениями. Удивительные геоморфологические особенности рельефа Мадагаскара, а также многообразие локальных климатов обусловливают разнообразие растительного мира. Нерациональная хозяй­ственная деятельность привела к уничтоже­нию почти 90% растительности острова. Од­ним из учреждений, призванных решить во­прос о сохранении уникального генофонда мадагаскарских растений, является ботанический сад Цимбазаза. Сад был основан еще в середине 30-х г. XX века французским есте­ствоиспытателем Пьером Буато. Перу этого разностороннего исследователя принадле­жит и книга по истории страны, тоже переве­денная на русский язык.

   Заканчивается сборник двумя статьями чрезвычайного и полномочного посла Мадагаскара в России Элуа А. Макима Дуву, в кото­рых он приглашает читателей посетить его страну.

    Книга «В таинственной стране Мадагаскар» представляет большой научный и общественный интерес. Она полезна не только для африканистов, но и для широкого круга чита­телей. Хотелось бы отметить удачное сочета­ние научности и публицистичности. Свобод­ный стиль изложения, помноженный на хоро­ший литературный язык, — одно из досто­инств сборника. При всей увлекательности сюжета нет чрезмерного любования экзоти­кой, чем часто грешат аналогичные издания. Удачен подбор эпиграфов, приложений, ил­люстраций к книге. Продуманы краткие библиографические списки. Хорошо поработала редколлегия, в особенности составитель сборника – Л.А. Карташова. Можно также при­ветствовать усердие российских и малагасий­ских авторов, среди которых сотрудники ряда научных учреждений и вузов Москвы, равно как и содействие посольства Мадагаскара в России в подготовке издания.

    Книга «В таинственной стране Мадагаскар» показывает хороший пример следова­ния 300-летней традиции взаимного позна­ния двух стран и двух культур.

И.Г. Татаровская

Институт Африки РАН кандидат

филологических наук,

научный сотрудник

 © География и экология в школе XXI века.

– М., 2008. - № 3. – С. 76-78.