-76-
Интересная и полезная книга
Среди книг и журналов
В таинственной стране Мадагаскар //
Отв. ред. Л.А. Карташова. ― М.:
Самообразование и МФ «Семигор»,
2006. – 174 с.
«Таинственная страна» Мадагаскар притягивала многих русских ученых, путешественников, деятелей искусства. Писатель А. Новиков-Прибой в 1904 г. служил моряком на военном корабле. Два с половиной месяца десятки военных кораблей русского флота, шедших на войну с Японией, оставались у острова Нуси-Бе, на северо-западе Мадагаскара. Многие из русских моряков вскоре погибли. А. Новиков-Прибой описал кратковременную стоянку русской эскадры в своем документальном романе «Цусима». В начале XIX в. тема Мадагаскара приобрела популярность среди русских поэтов, таких как П. Пельский, К. Батюшков, И. Дмитриев. К этой теме обращались через 100 лет и поэты Серебряного века (Н. Гумилев, К. Бальмонт). А в 50-е годы XX в. в нашей стране была популярна песня Ю. Визбора «Мадагаскар». Она породила новый интерес к «таинственной стране».
Книга «В таинственной стране Мадагаскар» дает возможность заново открыть эту страну новому поколению россиян. В ней под одной обложкой собраны очерки и статьи о самых разных сторонах малагасийской действительности (история, религия, культура, наука, растительный и животный мир, туризм).
В XIV или XV в. в центре Мадагаскара существовало государство Имерина, которое в XIX в. получило название Малагасийское королевство, или королевство Мадагаскар. В XVI в. на «Великий остров» проникли европейцы. Несколько веков Мадагаскар был колонией Франции, и только в июне i960 г. страна получила независимость.
Рецензируемая книга ― это коллективная работа российских ученых, известных африканистов. Сборник начинается с обращения чрезвычайного и полномочного посла Мадагаскара в России Элуа А. Маким Дуву.
Книга знакомит нас с важными историческими событиями Великого острова. Так, А.Л. Емельянов пишет об одном из ключевых моментов истории Мадагаскара ― о Малагасийско-французском мирном договоре, который был подписан 17 декабря 1885 г. Он на десять лет отодвинул колониальное завоевание Мадагаскара. Автор вводит читателя в почти неисследованную область африканских ....тудий, которая касается роли африканской дипломатии на раннем этапе колонизации континента.
С этого договора начинается путь Мадагаскара к независимости, о которой рассказывается в статье М.Н. Германчук. В середине XX в. на Мадагаскаре начали активно создаваться профранцузские политические партии и движения. Основной партией, отражавшей интересы метрополии, стала социал-демократическая партия Мадагаскара, которую возглавил Филибер Циранана. Лозунг партии был ― «Добиться независимости Мадагаскара парламентским, ненасильственным путем» (с. 21). В августе 1958 г. на остров прибыл генерал Франции Ш. де Голль, глава правительства и будущий президент Франции, для решения вопроса о получении Мадагаскаром независимости. 14 октября 1958 г. Национальное собрание Мадагаскара приняло решение об образовании Малагасийской Республики, которая на правах внутренней автономии вошла в состав Французского сообщества. Следующим шагом к независимости острова стало принятие Национальным собранней Мадагаскара Конституции страны. 26 июня 1960 г. было подписано двустороннее соглашение о предоставлении Мадагаскару независимости. Окончательным признанием независимости Мадагаскара стало вступление страны в ООН.
После краткой истории получения независимости Мадагаскара следует рассказ
-77-
о том, что было достигнуто и что упущено малагасийцами спустя 45 лет. Этому посвящена статья СМ. Шленской.
В жизни любого государства большую роль играют его политики. О том, какое место занимали женщины в истории страны Мадагаскар, идет речь в статье Н.А. Ксенофонтовой «Гендер и власть». Мадагаскар XIX в. характеризуется веком женского правления в сочетании с правлением мужчин-фаворитов. Первой королевой Мадагаскара была Ранавалуна I. Она стремилась сохранить независимость своей страны, проводила политику приверженности вековым традициям. Преемником престола стал ее сын Радама II. Он попытался превратить малагасийское государство в полуколонию Франции и был убит. Новой королевой стала Расухерина, ее правление носило формальный характер. Руководили государством ее фавориты, одним из которых был Райнилайаривуни. Он и был настоящим монархом Мадагаскара как во время ее правления, так и при правлении последующих королев ― Ранавалуны II и Ранавалуны III.
История Мадагаскара тесно связана с приходом и становлением христианства. Путь становления христианства на Мадагаскаре был трудным. Малагасийцы исповедуют христианство, ислам, около половины населения являются последователями традиционных верований. На Мадагаскаре существуют четыре основные христианские конфессии: католицизм, англиканская, протестантская реформаторская и протестанско-лютеранская. В статье В.Л. Керова «Из истории католицизма» рассказывается о распространении этой ветви христианства на Мадагаскаре. Автор считает, что началом колониализации «Великого острова» Францией был приход на Мадагаскар католических миссионеров – французов. В статье Е.Ж. Андриамиханта «Лютеранская церковь Мадагаскара» речь идет о другой христианской конфессии ― протестантско-лютеранской. В отличие от католических миссионеров протестанты уделяли большое внимание изучению Священного Писания. Они переводили Библию на малагасийский язык, учили народ писать и читать, строили школы. «Лютеранская школа Мадагаскара уделяла большое внимание не только духовному воспитанию и просвещению, но заботилась и о физическом здоровье паствы» (с 75).
Церковь на Мадагаскаре по сей день играет большую роль в политической, общественной и культурной жизни острова. Христианское духовенство входит в политическую и духовную элиту страны. О том, какое влияние оказывает церковь на политическую жизнь Мадагаскара, пишет Н.Н. Родионова в статье «Религиозный фактор в политической жизни Мадагаскара».
Мировоззрение каждого народа отражено в его культуре, религии, поэтому важное значение в «понимании» этноса играет изучение его «философии жизни». Большой интерес представляет статья А.Н. Мосейко, в которой она дает анализ «философской жизни малагасийца». «Философия малагасийцев» включает в себя психологию, философию, религию, социологию этого народа. Она выражается не только в нравственных установках, но включает и свод правил поведения индивида в семье и в обществе. «Первостепенная особенность малагасийской философии жизни: действовать по возможности совершенно (утверждает автор, опираясь на труды Р. Андриамандзату, известного богослова и политического деятеля). Это значит, что во всех действиях надо прежде всего принимать во внимание общество. Не собственное благо, а в первую очередь благо семьи, ее членов, благо других. Это преимущественное благо для других может распространяться далеко: на предков, семью, потомков. Такая установка малагасийской «философии жизни» определяет манеру поведения малагасийца, его способ жизни» (с. 95). Основные понятия, на которых она базируется, ― это цини, туди и фади. Цини предстает как психологическая, нравственная основа, которая связана со всем строем духовной жизни малагасийца, с его миропониманием. Цини присутствует в отношениях человека с богом, духами, предками, определяет отношения между индивидом и обществом, отношения внутри общества. Туди обозначает мировой порядок, бесконечную цепь возвращений, переход из земной жизни к жизни невидимой, к жизни предков, чтобы потом снова вернуться в земной мир. Фади означает табуг. Запреты каса-
-78-
ются всех сфер жизни людей. Малагасийцы верят, что духи вызывают тоску и тревогу, посылают болезни, неурожаи и т.д. Для борьбы с духами малагасийцы используют фади. Однако только колдуны знают все фади и средства усмирения духов, когда табу нарушено.
Статья М.Ю. Шапошниковой вводит нас в мир музыкальной культуры «Великого острова». Музыкальная культура Мадагаскара сложилась в результате взаимодействия культур Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Арабского Востока, Восточной Африки и Европы. Это взаимодействие разных культур повлияло не только на саму музыку, но и на музыкальные инструменты малагасийцев. Насчитывается несколько десятков наименований музыкальных инструментов, самые популярные ― валиха и кабуси.
Отдельная глава сборника посвящена литературе Мадагаскара, в которой рассказывается о жизни и творчестве классиков малагасийской литературы. Таковы ― поэт, политический деятель Жак-Фелисьен Рабеманандзара, поэт и прозаик Патрик Андриамангатиана, поэт Гаспар Мажунга.
Сборник знакомит читателей и с удивительным животным миром острова, гордостью которого являются лемуры. Всего на территории Мадагаскара обитает 26 их видов. К сожалению, вырубка лесов приводит к гибели этих уникальных животных, внесенных в Красную книгу.
Мадагаскар богат не только редкими животными, но и растениями. Удивительные геоморфологические особенности рельефа Мадагаскара, а также многообразие локальных климатов обусловливают разнообразие растительного мира. Нерациональная хозяйственная деятельность привела к уничтожению почти 90% растительности острова. Одним из учреждений, призванных решить вопрос о сохранении уникального генофонда мадагаскарских растений, является ботанический сад Цимбазаза. Сад был основан еще в середине 30-х г. XX века французским естествоиспытателем Пьером Буато. Перу этого разностороннего исследователя принадлежит и книга по истории страны, тоже переведенная на русский язык.
Заканчивается сборник двумя статьями чрезвычайного и полномочного посла Мадагаскара в России Элуа А. Макима Дуву, в которых он приглашает читателей посетить его страну.
Книга «В таинственной стране Мадагаскар» представляет большой научный и общественный интерес. Она полезна не только для африканистов, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы отметить удачное сочетание научности и публицистичности. Свободный стиль изложения, помноженный на хороший литературный язык, — одно из достоинств сборника. При всей увлекательности сюжета нет чрезмерного любования экзотикой, чем часто грешат аналогичные издания. Удачен подбор эпиграфов, приложений, иллюстраций к книге. Продуманы краткие библиографические списки. Хорошо поработала редколлегия, в особенности составитель сборника – Л.А. Карташова. Можно также приветствовать усердие российских и малагасийских авторов, среди которых сотрудники ряда научных учреждений и вузов Москвы, равно как и содействие посольства Мадагаскара в России в подготовке издания.
Книга «В таинственной стране Мадагаскар» показывает хороший пример следования 300-летней традиции взаимного познания двух стран и двух культур.
И.Г. Татаровская
Институт Африки РАН кандидат
филологических наук,
научный сотрудник
© География и экология в школе XXI века.
– М., 2008. - № 3. – С. 76-78.