|
О законодательном регулировании церкви и государства на Мадагаскаре
-80- Исторически сложилось так, что церковь и государство на Мадагаскаре имеют тесные связи: «Церковь и государство — как рис и вода». Церковь отделена от государства, но пользуется большим влиянием. Многие малагасийские государственные деятели одновременно занимают ключевые посты в церковной иерархии. Президент страны М. Равалуманана неоднократно подчеркивал единство интересов государства и церкви. Однако в последнее время церковь все больше начинает критиковать правительство, а власти в 2006 г. закрыли неугодные им церкви, например, протестантскую новую церковь (Fiangonana protestanta vaovao malagasy) и Универсальную церковь (Eglise Universelle), и без объяснения причин высылают священнослужителей, в частности С. Урфера (Sylvain Urfer). Ратимира О законодательном регулировании церкви и государства на Мадагаскаре В Республике Мадагаскар принята светская форма правления государством. Законодательное оформление взаимоотношений государства и церкви было начато изданием целого комплекса юридических актов -81- (декреты 1913, 1939, 1962 гг. и другие документы более узкого профиля), определивших конфессиональную деятельность церковных организаций и их имущественные права. При этом за основу были взяты положения действовавшего на Мадагаскаре французского закона от 1905 г. «Об отделении церкви от государства» (включенные позднее в конституции Республики Мадагаскар), а также сложившиеся к тому времени де-факто нормы взаимодействия властей с религиозными организациями. В принятой в 1959 г. первой конституции страны были закреплены основные принципы — о свободе совести, вероисповеданий и отправления культов, об отделении церкви от государства, на основе которых официально строились отношения власти с религиозными структурами. Действовавшая с 1998 г. вторая конституция подтверждала светский характер правления государством, а также гарантии о невмешательстве государства во внутренние дела церкви, равно как церкви в дела государства. С 1962 г. действует Ордонанс, в соответствии с которым религиозные объединения всех течений наделены равными правами в своей деятельности при условии соблюдения ими норм общественного порядка и ненанесения ущерба нравственности граждан. Ордонанс официально признает деятельность следующих основных конфессий, утвердивших свое присутствие на Мадагаскаре в течение XIX в.: Римско-католическая апостольская церковь; Епископальная (англиканская) церковь; Реформатская (протестантская) церковь; Лютеранская церковь. В соответствии с вносимыми позднее поправками к Ордонансу была признана деятельность мусульманских и православных общин, ряда новых нетрадиционных для страны христианских течений — адвентистов Седьмого дня, свидетелей Иеговы, мормонов и других, дополнивших собой издавна практикуемые местным населением культы и верования. В части миссионерской деятельности религиозных организаций и их имущественных прав положения Ордонанса от 1962 г. во многом заимствуют и развивают нормы, закрепленные в изданных еще в колониальный период декретах от 1913 и 1939 гг. Так, Ордонанс подтверждает конституционные гарантии свободы совести и вероисповеданий. Значительно упрощается, а зачастую отменяется процедура согласования с властями вопросов образования новых религиозных общин, хотя их регистрация в органах МВД обязательна, поскольку -82- от этого зависит предоставление им в дальнейшем различных материальных льгот. Административные советы религиозных общин наделены широкими правами ведения социально-экономической деятельности. Они вправе приобретать, иметь и хранить любое имущество, движимое и недвижимое, необходимое для ведения миссионерской деятельности, равно как управлять им в этих же целях; свободно принимать в дар пожертвования и завещанное имущество от иностранцев и местных жителей или получать права на них. Вместе с тем в документе оговаривается, что если размер пожертвований и завещанного имущества превышает 1 млн малагасийских франков (по состоянию на 1962 г.), то эти акции подлежат согласованию в курирующем деятельность религиозных организаций государственном органе — МВД. На практике же, с момента издания Ордонанса и до настоящего времени, данное ограничение никогда не являлось препятствием для религиозных структур свободно принимать от кого бы то ни было пожертвования и в более значительных размерах, учитывая традиционно существующее партнерство в сфере госцерковных отношений. Проводимая властями официальная политика по отношению к религиозным конфессиям наполняется новым содержанием и направлена на развитие более тесного сотрудничества, зачастую выходящего за рамки конституционных принципов об отделении церкви от государства, целый ряд юридических норм при этом реально теряет свою силу. Так, административные советы религиозных общин теперь могут приобретать или принимать в дар земельные участки для строительства культовых сооружений, однако при условии дальнейшей передачи церковных зданий в ведение государства (вся недвижимая собственность религиозных организаций — церкви, храмы и т. п. — является собственностью государства, даже если здания храмов строились на средства и пожертвования членов общины и дарителей со стороны). Административные советы уполномочены также приобретать, владеть и управлять движимым и недвижимым имуществом учреждений социального характера — школьных, медицинских, благотворительных и тому подобных объектов, а также предназначенных для издания и распространения религиозной литературы. Вместе с тем, если принимаемые религиозными общинами в дар пожертвования или завещанное имущество могут стать предметом исков со стороны родственников лиц-дарителей, они подлежат уре- -83- гулированию в установленном порядке. Равным образом административные советы могут подавать иски от имени религиозной общины в судебные инстанции для разрешения возникающих спорных вопросов с местными властями. На Мадагаскаре, учитывая исторически сложившееся конфессиональное многообразие и тесное переплетение религиозной и общественной жизни, власти традиционно проводят политику партнерства с церковными организациями в целях сохранения и укрепления социального мира. Основной сферой сотрудничества государства и церкви издавна является социальная — образование (создание и содержание учебных заведений), поддержка медицинских центров, приютов для сирот и инвалидов, деятельность священников в местах лишения свободы, воинских частях и т. п. Следует отметить, что в конце 2003 г. депутаты Национального собрания приняли поправку к Ордонансу от 1962 г., согласно которой служба священников в войсках и органах правопорядка отныне стала финансироваться государством, тогда как ранее это было запрещено, как и финансирование деятельности церковных структур в целом. В настоящее время подобная практика взаимного сотрудничества получает дальнейшее развитие. Одной из главных побудительных причин является резкое обострение социально-экономической ситуации в стране, в связи с чем руководство страны как никогда нуждается в поддержке религиозных организаций, в частности, в плане удержания населения от участия в протестном движении.
|