-81-
1937 г. считается годом зарождения малагасийского кино. 70 лет назад малагасийский режиссер Филипп Раберудзу (Ph. Raberojo) снял первый фильм. Это была документальная лента "Мученица Расалама" (Rasalama maritiora) об одной из первых христианок на Мадагаскаре, казненной в 1837 г. во время гонений на христиан при королеве Ранавалуне I.
Историю национального кино условно можно разделить на несколько этапов: 1937—1960 гг. — появление первых малагасийских фильмов; 1960—1975 гг. — распространение иностранных фильмов; 1975—2000 гг. — развитие национального кинематографа и наступивший затем кризис; с 2000 г. — ростки оживления.
В. Клименко, С. Сидорова
О КИНО НА МАДАГАСКАРE
В конце девяностых годов девятнадцатого века на Мадагаскаре начинается распространение французской культуры, и появляется французское кино. Фильмы привозились частными лицами и демонстрировались в салонах для французской и малагасийской аристократии. Иностранные режиссеры, посещавшие Мадагаскар, снимали в основном видовые фильмы или инсценировки событий. Первым, кто начал снимать Красный Остров, был Альфред Машен ― оператор фирмы Патэ. В 1910 г. вышел его фильм "Церемония на Мадагаскаре" (Cérémonie à Madagascar) ― о национальном обряде "фамадихана"1.
Первые художественные фильмы иностранного производства появились на Мадагаскаре в 1920 годы. В 1930-е годы фильмы доступны уже во многих районах острова. Появляются и работы местного производства, главным образом любительские ленты католических миссионеров на религиозные сюжеты и фильмы о путешествиях.
В 1936 г. создается Кинематографический Консорциум (Consortium Cinématographique) - общество по распространению кино, которое не только покупало иностранные фильмы, проекционный материал, технику, кинопленку, но нанимало техников и киномехаников. Датой
-82-
рождения малагасийского кино считают появление первого документального фильма "Мученица Расалама" (Rasalama maritiora, 1937).
В 1950 годы снято всего несколько фильмов, в том числе "Итуерамбулафуци" (Itoerambolafotsy, 1957) и "Генерал Лабигорн" (Général La Bigorgne, 1958) ― первый полнометражный фильм совместного франко-малагасийского производства (о приключениях Пирата Ла Бигорна). Фильм снимался на острове Нуси-Бе. Тогда же Кинематографический Консорциум открывает кинотеатры "REX" и "Metro". Консорциум закупает, в основном, американские и французские ленты ― вестерны и мелодрамы, приносящие солидный доход.
В это же время в стране возникают независимые компании кинопроката и создается национальная компания "Общество кино Мадагаскара" (Société de cinéma de Madagascar), выпускающая документальные фильмы, в основном снятые по заказу правительства. Начинается новый этап в истории национального кино.
В 1960-х годах власти обращают внимание на интерес малагасийцев к кино. Многие фильмы уже могут смотреть жители самых отдаленных деревень страны. Кино становится эффективным средством просвещения населения. Заслуживает внимания деятельность Флавьена Ранайву2, снимавшего документальные фильмы по заказу Министерства Информации. Среди них ― "Независимость Мадагаскара" (Indépendance de Madagascar, 1960), "Рождение Республики" (Naissance de la République, 1960) и ряд других.
В 1969 г. создается Малагасийский центр по производству документальных воспитательных фильмов (Centre Malgache de Production de Films Éducatifs, CMPFE). Среди известных ― фильм Н. Рахамефы "Традиционные игры" (Lalao Fahiny, 1969).
В 1970 годы наблюдается некоторый подъем в развитии малагасийского кино. Снимаются фильмы: "Угольщик" (Saribao, 1970) режиссера Г. Рахаримананцуа ― о злоключениях малагасийского крестьянина; короткометражный драматический фильм режиссера Р.К. Ратувураниву "Паутина" (Tranon-Kala, 1971) ― о приговоренном к смерти, перед которым в ожидании исполнения приговора проходят страницы его жизни. Получает распространение так называемое "кино на открытом воздухе", ставшее доступным для широких масс. Малагасийские режиссеры выбирали сюжеты, близкие простому народу: семья, традиции и обряды, исторические события.
Проблемы, с которыми сталкивается Мадагаскар и сегодня, это, прежде всего, бедность, массовое переселение населения из деревни в город, коррупция, недоступность образования и другие. Малагасийские режиссеры начинают обличать социальные конфликты, привилегии знати, несправедливость государственного устройства. Первым затронул тему коррупции режиссер Б. Рамампи в своем фильме "Происшествие"
-83-
(L'accident, 1972). Лента получила приз за лучший короткометражный фильм на "Панафриканском фестивале кино и телевидения в Уагадугу", в Буркина-Фасо, в 1973 г. Сюжет прост, но актуален: сын богача в пьяном виде сбивает насмерть крестьянского мальчика; личные связи отца позволяет ему избежать наказания.
Тема миграции показана во многих фильмах. В первом малагасийском полнометражном цветном фильме "Превратности судьбы" (Very remby, 1973) С. Рандрасаны невыносимые условия жизни в деревне вынуждают крестьянскую семью уехать в город; вскоре муж возвращается, не найдя для себя места в городе; жена, однако, не хочет возвращаться в деревню и ... оказывается на панели. В фильме широко используются поэтические речи "кабари". На Мадагаскаре широко распространен этот жанр народного творчества, и практически каждый малагасийский режиссер вставляет их в свои работы. Фильм получил Приз Жана Суттера (Jean Soutter) на фестивале в Динаре (Франция).
Конфликту поколений посвящен фильм "По усмотрению" (Asakasaka, 1973) Л. Махариву. Фильм "Горе" (Rovi-damba Ririnina, 1973) режиссера Ж. Рарудзу повествует о конфликте между бедными и богатыми. У бедняка-крестьянина умирает дочь, а его богатый брат тратит огромные деньги на церемонию фамадиханы вместо того, чтобы дать их на лечение девочки.
Особой популярностью пользуются работы Р. Радзаунаривелу. Он дебютировал фильмом "Я луканга, ты валиха" (Izaho lokanga, ianao valiha, 1974 ?)3, в основу которого положена поэма крупнейшего малагасийского поэта Докса.
С приходом к власти Дидье Рацираки (1975 г.) меняется политика руководства страны в области культуры. Согласно Хартии малагасийской социалистической революции, «информация, какой бы она ни была ― письменной, устной или аудиовизуальной, ― должна помочь в осуществлении фундаментальных целей революции»4. Отсюда особая роль средств информации, радио, телевидения и кино.
Правительство предприняло ряд мер для развития национального кинопроизводства и кинопроката: создавались студии и кинолаборатории; закупалось оборудование и аппаратура; была введена государственная монополия на импорт и прокат кинофильмов; расширилась сеть государственных кинотеатров. В 1976 г. создано Малагасийское управление кино и при нем центр учебных фильмов5. Снимаются в основном документальные ленты по проблемам здравоохранения, образования, охраны природы. Среди них и фильмы о народных обычаях и обрядах: "Фитампуха" (Fitampoha, 1978 ?) режиссеров Ж.К. Рахаги и Ж. Ломбара о ритуальном празднике этнической группы сакалава6
-84-
(отмечен призом на кинофестивале в Ташкенте в 1980 г.) и "Молодёжь Мадагаскара" (Ny tanoran' i Madagasikara, 1980) Рандинарисона ― о борьбе молодёжи с религиозными предрассудками.
В 1980-е годы кинематограф полностью переходит под контроль государства. Сотрудничество с другими странами поощряется, но цензура и директивы правительства отталкивали многих потенциальных инвесторов.
В это время снято лишь несколько фильмов. Причем фильм "Вор зебу" (Dahalo, Dahalo) Б. Рамампи, снятый в 1984-м, смог появиться на экранах только в 1990-м ― он был запрещен цензурой, так как показывал, что нити коррупции в стране уходят на самый верх.
Важное место в малагасийском кино занимают исторические фильмы. Наибольшую известность получили фильм "Волнения" (Tabataba, 1988), франко-малагасийского производства (сценаристы ― Ж. Тоннер, Р. Арчер, режиссер ― Р. Радзаунаривелу), и "Тлеющая искра" (Ilo tsy very, 1987) С. Рандрасаны. Оба фильма ― о распространении идей МДРМ7 среди сельских жителей и "событиях 1947 г.". Фильмы наглядно показывают, что население Мадагаскара пережило те же ужасы, что и евреи в годы второй мировой войны, но, к сожалению, этот факт неизвестен миру. Фильм "Волнения" получил специальный приз на Каннском кинофестивале в 1988 г.
В 1989 г. вышел совместный франко-малагасийский фильм "Сказки. Сказки." (Angano… Angano…) ― о народных сказителях Мадагаскара. В фильме удачно переплетаются народные легенды с картинами повседневной жизни.
К концу 1980-х распространение получают видеокассеты. Открываются видеосалоны, а многие кинотеатры закрываются. В столице остаются только два ― Ritz и REX. "Синемедиа"8 сокращает закупку зарубежных фильмов, а в 1992 г. и вовсе прекращает их импорт. Малагасийские режиссеры снимают в основном видеофильмы: "Цена мира" (Le prix de la paix, 1987) А. Ракутузанани, "Лиза" (Liza, 1995) С. Рандрасаны, "Трудности жизни" (Adim-piainana, 1996) Ф. Ракутунанахари.
Выходит несколько документальных фильмов. Журналистка телекомпании TVM (Television Malagasy) С. Расуампананина снимает документальный фильм "Богачи" (Be vola, 1994). Режиссер Д. Мауро ― "Мадагаскар, поэтические тексты, хроника сельской оперы" (Madagascar, la parole poème, chronique de l'opéra paysan, 1996) о традиционном спектакле малагасийцев "Ира Гаси"; К. Маршан ― снял фильм "Флейта" (La Sodina, 1997) о легендарном флейтисте Ракуту Фрахе.
-85-
По-прежнему актуальна тема древних традиций. Об одной из них9 рассказывается в фильме режиссера Р. Радзаунаривелу "Когда звезды встречаются с морем" (Quand les étoiles rencontrent la mer, 1996). Фильм получил специальный приз на фестивале в Сан-Себастьяно и в Каннах в 1996 г. Известность приобретает и "Красный остров" (L'île rouge, 1990) французских кинематографистов Ж.-М. Карре и Ф. Шуке ― о различных аспектах традиционной жизни малагасийцев (обрезание, эксгумация и др.).
В начале XXI в. отмечается оживление в малагасийской кинематографии. Большую помощь национальному киноискусству оказывает государство. По примеру французского Национального Центра Кинематографии (CNC) создается Фонд поддержки малагасийского кинематографа (Le fonds de soutien malgache au développement cinématographique national).
Снимаются документальные ленты: "Профессор Рацимаманга" (Professeur Ratsimananga, 2001) В. Рабакулиарифетры и "Гвоздика Мадагаскара" (Le clou de girofle à Madagascar, 2002) С. Расуампананины. Известный режиссер С. Рандрасана, основной тематикой творчества которого была сельская жизнь, в 2004 г. снял серию фильмов для телевидения "Жертвоприношение" (Sorona) и телефильм о коррупции "Алакауси" (Alakaosy).
Активизируется деятельность частного общества "Lights Productions". В 2001 г. "Lights Productions" выпускает первый видеофильм "Дело 254" (Raharaha 254), затем ― "Неудача" (Vato Mandoro, 2001). Оба фильма сняты А. Рандрианиеренаной, Х. Расулундрайбе и Ж. Андриаманантеной. Год спустя появилось уже около десятка фильмов, среди них: "Суаланди" (Soalandy, 2002) ― история гувернантки, шантажировавшей убийцу своего босса; "Я один" (Izaho Irery, 2002); "Мистер Мбинина" (Misitery Mbinina, 2001) ― пародия на английский фильм o знаменитом мистере Бине; "Черная книга" (Boky Mainty, 2002) ― фильм ужасов А. Ракутуаридзона. А. Мазуту снимает первую малагасийскую кинокомедию "Ралайтавиндравау" (Ralaitavindravao, 2003), а Р. Радзаунаривелу ― документальный фильм о легендарной музыкальной труппе "Махалеу" (2005).
Популярны фильмы студии Scoop Digital. Она выпускает две ленты Ж. Разафиндракуту "Темная сторона" (Malok' ila, 2006) и "Malok' ila 3 sosona" (2007).
В стране проходят первые кинофестивали: в 2000 г. ― фестиваль документального кино, в 2006-м ― шестой Международный Фестиваль островного фильма. Успехом пользовались ленты: "Дороги жизни" (Vakivakim-piainana, 2006) ― экранизация романа известного писателя И. П. Андриамангатианы, поставленная М. Равелуарисоном, и "Пираты" (Piraty) режиссеров Ж. Разафиндракуту и М. Разафимандимби по роману Андри Андрайны "Вула" (I Vola, 2007).
1 Famadihana ― обряд перезахоронения предков; подробнее о фамадихане см.: Карташова Л. Мадагаскар. Что такое фамадихана? // Азия и Африка сегодня. ― М., 2008. ― № 7.― С. 67-72.
2 Ranaivo Flavien (1914-1999) ― известный малагасийский поэт, одно время был директором Генеральной службы информации и радиовещания.
3 Lokanga ― "смычковая лютня"; valiha ― струнный щипковый инструмент.
4 Цит. по: Defossemont F. Le développement culturel dans un PMA. Comment et dans quelle mesure l'émergence du cinéma à Madagascar peut-elle se réaliser? / Mémoire de DEA / Université Paris IX. ― Paris, 2003. ― P. 156-157.
5 См.: Мадагаскар: Справочник. ― 2-е изд. ― М.: Вост. лит., 2005. ― С. 253.
6 "Фитампуха" ― обряд омовения останков королей.
7 Первая политическая партия Мадагаскара: "Демократическое движение за мальгашское возрождение" (Mouvement National pour l’Indépendance de Madagascar), основана в 1946 г.
8 В 1978 г. создан Малагасийский Офис Кино (OMC), который заменил CMPFE, а в 1986 г. OMC стал акционерным обществом "Синемедиа".
9 Ребенок, который родился в неблагоприятный день (alakaosy), во время солнечного затмения, согласно малагасийскому обычаю, должен подвергнуться испытанию: через него прогоняют стадо быков. Судьба решит жить ему или умереть.