КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

О кино на Мадагаскаре

-81-

 

      1937 г. считается годом зарождения ма­лагасийского кино. 70 лет назад малагасийский режиссер Филипп Раберудзу (Ph. Raberojo) снял первый фильм. Это была документальная лен­та "Мученица Расалама" (Rasalama maritiora) об одной из первых христианок на Мадагаскаре, казненной в 1837 г. во время гонений на христи­ан при королеве Ранавалуне I.

     Историю национального кино условно можно разделить на несколько этапов: 1937—1960 гг. — появление первых малагасийских фильмов; 1960—1975 гг. — распространение иностранных фильмов; 1975—2000 гг. — развитие нацио­нального кинематографа и наступивший затем кризис; с 2000 г. — ростки оживления.

 В. Клименко, С. Сидорова

О КИНО НА МАДАГАСКАРE

       В конце девяностых годов девятнадцатого века на Мадагаскаре начинается распространение французской культуры, и появля­ется французское кино. Фильмы привозились частными лицами и де­монстрировались в салонах для французской и малагасийской аристо­кратии. Иностранные режиссеры, посещавшие Мадагаскар, снимали в основном видовые фильмы или инсценировки событий. Первым, кто начал снимать Красный Остров, был Альфред Машен ― оператор фир­мы Патэ. В 1910 г. вышел его фильм "Церемония на Мадагаскаре" (Cérémonie à Madagascar) ― о национальном обряде "фамадихана"1.

  Первые художественные фильмы иностранного производства поя­вились на Мадагаскаре в 1920 годы. В 1930-е годы фильмы доступны уже во многих районах острова. Появляются и работы местного про­изводства, главным образом любительские ленты католических мис­сионеров на религиозные сюжеты и фильмы о путешествиях.

       В 1936 г. создается Кинематографический Консорциум (Consortium Cinématographique) - общество по распространению кино, которое не только покупало иностранные фильмы, проекционный материал, тех­нику, кинопленку, но нанимало техников и киномехаников. Датой

 -82-

 ро­ждения малагасийского кино считают появление первого докумен­тального фильма "Мученица Расалама" (Rasalama maritiora, 1937).

     В 1950 годы снято всего несколько фильмов, в том числе "Итуерамбулафуци" (Itoerambolafotsy, 1957) и "Генерал Лабигорн" (Général La Bigorgne, 1958) ― первый полнометражный фильм совместного франко-малагасийского производства (о приключениях Пирата Ла Бигорна). Фильм снимался на острове Нуси-Бе. Тогда же Кинематографический Консорциум открывает кинотеатры "REX" и "Metro". Консорциум за­купает, в основном, американские и французские ленты ― вестерны и мелодрамы, приносящие солидный доход.

      В это же время в стране возникают независимые компании кино­проката и создается национальная компания "Общество кино Мадага­скара" (Société de cinéma de Madagascar), выпускающая документаль­ные фильмы, в основном снятые по заказу правительства. Начинается новый этап в истории национального кино.

       В 1960-х годах власти обращают внимание на интерес малагасий­цев к кино. Многие фильмы уже могут смотреть жители самых отда­ленных деревень страны. Кино становится эффективным средством просвещения населения. Заслуживает внимания деятельность Флавьена Ранайву2, снимавшего документальные фильмы по заказу Мини­стерства Информации. Среди них ― "Независимость Мадагаскара" (Indépendance de Madagascar, 1960), "Рождение Республики" (Naissance de la République, 1960) и ряд других.

     В 1969 г. создается Малагасийский центр по производству доку­ментальных воспитательных фильмов (Centre Malgache de Production de Films Éducatifs, CMPFE). Среди известных ― фильм Н. Рахамефы "Традиционные игры" (Lalao Fahiny, 1969).

      В 1970 годы наблюдается некоторый подъем в развитии малагасий­ского кино. Снимаются фильмы: "Угольщик" (Saribao, 1970) режиссе­ра Г. Рахаримананцуа ― о злоключениях малагасийского крестьянина; короткометражный драматический фильм режиссера Р.К. Ратувураниву "Паутина" (Tranon-Kala, 1971) ― о приговоренном к смерти, перед которым в ожидании исполнения приговора проходят страницы его жизни. Получает распространение так называемое "кино на открытом воздухе", ставшее доступным для широких масс. Малагасийские ре­жиссеры выбирали сюжеты, близкие простому народу: семья, тради­ции и обряды, исторические события.

      Проблемы, с которыми сталкивается Мадагаскар и сегодня, это, прежде всего, бедность, массовое переселение населения из деревни в город, коррупция, недоступность образования и другие. Малагасий­ские режиссеры начинают обличать социальные конфликты, привиле­гии знати, несправедливость государственного устройства. Первым затронул тему коррупции режиссер Б. Рамампи в своем фильме "Про­исшествие"

 -83-

(L'accident, 1972). Лента получила приз за лучший корот­кометражный фильм на "Панафриканском фестивале кино и телевиде­ния в Уагадугу", в Буркина-Фасо, в 1973 г. Сюжет прост, но актуален: сын богача в пьяном виде сбивает насмерть крестьянского мальчика; личные связи отца позволяет ему избежать наказания.

   Тема миграции показана во многих фильмах. В первом малагасий­ском полнометражном цветном фильме "Превратности судьбы" (Very remby, 1973) С. Рандрасаны невыносимые условия жизни в деревне вы­нуждают крестьянскую семью уехать в город; вскоре муж возвращается, не найдя для себя места в городе; жена, однако, не хочет возвращаться в деревню и ... оказывается на панели. В фильме широко используются поэтические речи "кабари". На Мадагаскаре широко распространен этот жанр народного творчества, и практически каждый малагасийский ре­жиссер вставляет их в свои работы. Фильм получил Приз Жана Суттера (Jean Soutter) на фестивале в Динаре (Франция).

     Конфликту поколений посвящен фильм "По усмотрению" (Asakasaka, 1973) Л. Махариву. Фильм "Горе" (Rovi-damba Ririnina, 1973) режис­сера Ж. Рарудзу повествует о конфликте между бедными и богатыми. У бедняка-крестьянина умирает дочь, а его богатый брат тратит ог­ромные деньги на церемонию фамадиханы вместо того, чтобы дать их на лечение девочки.

      Особой популярностью пользуются работы Р. Радзаунаривелу. Он де­бютировал фильмом "Я луканга, ты валиха" (Izaho lokanga, ianao valiha, 1974 ?)3, в основу которого положена поэма крупнейшего мала­гасийского поэта Докса.

      С приходом к власти Дидье Рацираки (1975 г.) меняется политика руководства страны в области культуры. Согласно Хартии малагасий­ской социалистической революции, «информация, какой бы она ни была ― письменной, устной или аудиовизуальной, ― должна помочь в осуществлении фундаментальных целей революции»4. Отсюда особая роль средств информации, радио, телевидения и кино.

       Правительство предприняло ряд мер для развития национального кинопроизводства и кинопроката: создавались студии и кинолаборато­рии; закупалось оборудование и аппаратура; была введена государст­венная монополия на импорт и прокат кинофильмов; расширилась сеть государственных кинотеатров. В 1976 г. создано Малагасийское управление кино и при нем центр учебных фильмов5. Снимаются в основном документальные ленты по проблемам здравоохранения, об­разования, охраны природы. Среди них и фильмы о народных обычаях и обрядах: "Фитампуха" (Fitampoha, 1978 ?) режиссеров Ж.К. Рахаги и Ж. Ломбара о ритуальном празднике этнической группы сакалава6

 -84-

 (отмечен призом на кинофестивале в Ташкенте в 1980 г.) и "Молодёжь Мадагаскара" (Ny tanoran' i Madagasikara, 1980) Рандинарисона ― о борьбе молодёжи с религиозными предрассудками.

      В 1980-е годы кинематограф полностью переходит под контроль государства. Сотрудничество с другими странами поощряется, но цен­зура и директивы правительства отталкивали многих потенциальных инвесторов.

     В это время снято лишь несколько фильмов. Причем фильм "Вор зебу" (Dahalo, Dahalo) Б. Рамампи, снятый в 1984-м, смог появиться на экранах только в 1990-м ― он был запрещен цензурой, так как показы­вал, что нити коррупции в стране уходят на самый верх.

    Важное место в малагасийском кино занимают исторические филь­мы. Наибольшую известность получили фильм "Волнения" (Tabataba, 1988), франко-малагасийского производства (сценаристы ― Ж. Тоннер, Р. Арчер, режиссер ― Р. Радзаунаривелу), и "Тлеющая искра" (Ilo tsy very, 1987) С. Рандрасаны. Оба фильма ― о распространении идей МДРМ7 среди сельских жителей и "событиях 1947 г.". Фильмы нагляд­но показывают, что население Мадагаскара пережило те же ужасы, что и евреи в годы второй мировой войны, но, к сожалению, этот факт неиз­вестен миру. Фильм "Волнения" получил специальный приз на Канн­ском кинофестивале в 1988 г.

      В 1989 г. вышел совместный франко-малагасийский фильм "Сказ­ки. Сказки." (Angano… Angano…) ― о народных сказителях Мада­гаскара. В фильме удачно переплетаются народные легенды с карти­нами повседневной жизни.

       К концу 1980-х распространение получают видеокассеты. Откры­ваются видеосалоны, а многие кинотеатры закрываются. В столице остаются только два ― Ritz и REX. "Синемедиа"8 сокращает закупку зарубежных фильмов, а в 1992 г. и вовсе прекращает их импорт. Мала­гасийские режиссеры снимают в основном видеофильмы: "Цена мира" (Le prix de la paix, 1987) А. Ракутузанани, "Лиза" (Liza, 1995) С. Рандрасаны, "Трудности жизни" (Adim-piainana, 1996) Ф. Ракутунанахари.

     Выходит несколько документальных фильмов. Журналистка теле­компании TVM (Television Malagasy) С. Расуампананина снимает доку­ментальный фильм "Богачи" (Be vola, 1994). Режиссер Д. Мауро ― "Ма­дагаскар, поэтические тексты, хроника сельской оперы" (Madagascar, la parole poème, chronique de l'opéra paysan, 1996) о традиционном спек­такле малагасийцев "Ира Гаси"; К. Маршан ― снял фильм "Флейта" (La Sodina, 1997) о легендарном флейтисте Ракуту Фрахе.

 -85-

     По-прежнему актуальна тема древних традиций. Об одной из них9 рассказывается в фильме режиссера Р. Радзаунаривелу "Когда звезды встречаются с морем" (Quand les étoiles rencontrent la mer, 1996). Фильм получил специальный приз на фестивале в Сан-Себастьяно и в Каннах в 1996 г. Известность приобретает и "Красный остров" (L'île rouge, 1990) французских кинематографистов Ж.-М. Карре и Ф. Шуке ― о различных аспектах традиционной жизни малагасийцев (обрезание, эксгумация и др.).

       В начале XXI в. отмечается оживление в малагасийской кинемато­графии. Большую помощь национальному киноискусству оказывает государство. По примеру французского Национального Центра Кинема­тографии (CNC) создается Фонд поддержки малагасийского кинемато­графа (Le fonds de soutien malgache au développement cinématographique national).

   Снимаются документальные ленты: "Профессор Рацимаманга" (Professeur Ratsimananga, 2001) В. Рабакулиарифетры и "Гвоздика Ма­дагаскара" (Le clou de girofle à Madagascar, 2002) С. Расуампананины. Известный режиссер С. Рандрасана, основной тематикой творчества которого была сельская жизнь, в 2004 г. снял серию фильмов для теле­видения "Жертвоприношение" (Sorona) и телефильм о коррупции "Алакауси" (Alakaosy).

     Активизируется деятельность частного общества "Lights Productions". В 2001 г. "Lights Productions" выпускает первый видеофильм "Дело 254" (Raharaha 254), затем ― "Неудача" (Vato Mandoro, 2001). Оба фильма сня­ты А. Рандрианиеренаной, Х. Расулундрайбе и Ж. Андриаманантеной. Год спустя появилось уже около десятка фильмов, среди них: "Суаланди" (Soalandy, 2002) ― история гувернантки, шантажировавшей убийцу своего босса; "Я один" (Izaho Irery, 2002); "Мистер Мбинина" (Misitery Mbinina, 2001) ― пародия на английский фильм o знаменитом мистере Бине; "Чер­ная книга" (Boky Mainty, 2002) ― фильм ужасов А. Ракутуаридзона. А. Мазуту снимает первую малагасийскую кинокомедию "Ралайтавиндравау" (Ralaitavindravao, 2003), а Р. Радзаунаривелу ― документальный фильм о легендарной музыкальной труппе "Махалеу" (2005).

       Популярны фильмы студии Scoop Digital. Она выпускает две ленты Ж. Разафиндракуту "Темная сторона" (Malok' ila, 2006) и "Malok' ila 3 sosona" (2007).

      В стране проходят первые кинофестивали: в 2000 г. ― фестиваль до­кументального кино, в 2006-м ― шестой Международный Фестиваль островного фильма. Успехом пользовались ленты: "Дороги жизни" (Vakivakim-piainana, 2006) ― экранизация романа известного писателя И. П. Андриамангатианы, поставленная М. Равелуарисоном, и "Пира­ты" (Piraty) режиссеров Ж. Разафиндракуту и М. Разафимандимби по роману Андри Андрайны "Вула" (I Vola, 2007).

1 Famadihana ― обряд перезахоронения предков; подробнее о фамадихане см.: Карташова Л. Мадагаскар. Что такое фамадихана? // Азия и Африка сегодня. ― М., 2008. ― № 7.― С. 67-72.

2 Ranaivo Flavien (1914-1999) ― известный малагасийский поэт, одно время был директором Генеральной службы информации и радиовещания.

3 Lokanga ― "смычковая лютня"; valiha ― струнный щипковый инструмент.

4 Цит. по: Defossemont F. Le développement culturel dans un PMA. Comment et dans quelle mesure l'émergence du cinéma à Madagascar peut-elle se réaliser? / Mémoire de DEA / Université Paris IX. ― Paris, 2003. ― P. 156-157. 

5  См.: Мадагаскар: Справочник. ― 2-е изд. ― М.: Вост. лит., 2005. ― С. 253.

6 "Фитампуха" ― обряд омовения останков королей.

7 Первая политическая партия Мадагаскара: "Демократическое движение за мальгашское возрождение" (Mouvement National pour l’Indépendance de Madagascar), основана в 1946 г.

8 В 1978 г. создан Малагасийский Офис Кино (OMC), который заменил CMPFE, а в 1986 г. OMC стал акционерным обществом "Синемедиа".

9 Ребенок, который родился в неблагоприятный день (alakaosy), во время солнечного затмения, согласно малагасийскому обычаю, должен подвергнуться испытанию: через него прогоняют стадо быков. Судьба решит жить ему или умереть.