-58-
140 лет назад, 19 мая 1867 г., в Таматаве (ныне — Туамасина) высадились трое миссионеров из "Церкви друзей" (квакеров) — англичанин Джозеф Съюэлл и американцы супруги Стрит. Это событие стало началом многогранной деятельности квакерской общины на Мадагаскаре (Friends Foreign Mission Association, FFMA), которая сыграла важную роль не только в распространении христианства среди малагасийцев, но и в развитии местной системы образования, издательского дела и здравоохранения. В настоящее время на Мадагаскаре работают 25 миссионеров-квакеров, под опекой которых действует 149 конгрегаций (25 тыс. членов и 2115 причастников).
И.В. Кривушин
ДЖОЗЕФ СЬЮЭЛЛ И ПРОБЛЕМА РАБСТВА НА МАДАГАСКАРЕ
Джозеф Стикни Сьюэлл (J.S. Sewell, 1819-1900 гг.), основатель квакерской общины на Мадагаскаре, осуществлял свою миссионерскую деятельность в юго-западной части острова. Эта территория была отдана под религиозную опеку квакеров после признания в 1869 г. англиканства государственной религией в королевстве Мадагаскар. Главными сферами приложения усилий Дж. Сьюэлла стали, помимо проповеди христианства, создание молитвенных домов и школ. Он провел на Мадагаскаре восемь лет (1867-1871 и 1872-1876 гг.), пока в июне 1876 г. не был вынужден вернуться в Англию к своей тяжело больной дочери. Перед отъездом он произнес знаменитую речь, в которой подвел итоги девятилетней деятельности квакеров на Мадагаскаре и впервые со всей остротой поставил вопрос о несовместимости существовавшего на острове рабства с фундаментальными принципами христианской веры. Хотя выступление Дж. Сьюэлла вызвало в целом негативную реакцию среди местного населения, тем не менее, оно стало одним из факторов, повлиявших на решение правительства в 1877 г. признать рабов-африканцев свободными (правда, рабство в различных формах просуществовало до запрета его французами в 1896 г.). Ниже приводится первый русский перевод речи Дж. Сьюэлла (за исключением ее финальной части, в которой тема рабства уже не рассматривается).
-59-
Обращение Джозефа Сьюэлла на
ежемесячном собрании в Церкви Амбатунаканга1
Антананариву, 5 июня 1876 года
«Не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор.: 6:17)
Второе число июня месяца 1867 года было воскресеньем, а я приехал сюда2 из Англии днем раньше. В то воскресенье я стоял на этой же кафедре и обратился с несколькими словами к тем, кто пришел тогда слушать меня; и это были мои первые слова, обращенные к вам. И сегодня, пятого июня, спустя ровно девять лет, я вновь стою на этой кафедре, и слова, с которыми я обращусь к вам сейчас, станут моими последними <словами>; ибо во вторник я уеду отсюда в Англию и не надеюсь вернуться к вам снова. Поэтому я здесь, перед вами, друзья мои, чтобы попрощаться с вами и произнести последнюю проповедь, которая, однако, не будет в строгом смысле этого слова проповедью.
Вера в Бога значительно распространилось среди вас за те девять лет, что я прожил с вами; общая просвещенность народа также возросла очень сильно. Когда я прибыл, подавляющее большинство обитателей Имерины3 еще верило в своих идолов; но примерно два года спустя все они были преданы огню, и ныне о них едва даже помнят. Когда я прибыл, многоженство и развод не считались грехом, но ныне на них смотрят как на нечто чрезвычайно постыдное. Когда я прибыл, каждое воскресение повсюду шла оживленная торговля, и в Андухалу4 тоже в этот день товары продавались, как и в остальные дни; но ныне во многих селениях Имерины, и особенно здесь, в Антананариву, воскресный день так же строго соблюдается, как и в Англии. Когда я прибыл, на острове было лишь девяносто две церкви, находившиеся под опекой Лондонского миссионерского общества, и всего двадцать школ; но ныне только в Имерине около восьмисот церквей и молитвенных домов и, по меньшей мере, более двухсот у бецилеу5 и других племен, подчиненных хува6. Когда мы думаем о том, сколько школ существуют ныне и сколько людей может читать и писать; когда мы думаем, какое число проповедников и миссионеров было послано церквами и миссионерскими обществами для распространения Евангелия в разные места страны; когда мы думаем, сколько разнообразных книг было напечатано здесь и какое число библий, заветов, сборников церковных гимнов и других книг было приобретено за эти девять лет; когда мы
-60-
думаем также, сколько средств было потрачено королевой7 и ее народом на строительство церквей, благотворительность и распространение Евангелия, нас переполняет удивление, и наши сердца радуются, ибо Царство Божье воистину сделало большие успехи на Мадагаскаре, просвещенность народа чрезвычайно возросла и его нравы во многих отношениях изменились к лучшему.
Но подумаем не только о прошлом, подумаем также и о будущем. Все мы согласны, что Царство Божье укрепилось среди нас в течение прошедших девяти лет. Мы не знали гонений; нам не чинили больших препятствий; королева и главные люди королевства были поистине кормильцами и кормилицами для Церкви, а те, кто проявил умение и способность проповедовать Слово Божье, удостоились почета, и слава их вышла за пределы страны. Но, в то же самое время, число лицемеров также очень возросло, и многие из тех, кто ныне посещают наши церкви, напоминают Бай-Эндса из "Путешествия пилигрима"8. Вот их символ веры: во-первых, мы никогда не идем против ветра и течения; во-вторых, мы всегда чрезвычайно ревностны, когда вера обута в серебряные башмачки ― мы любим идти с ней по улице в солнечный день, когда люди рукоплещут ей, но в мрачные дни, когда вера в немилости, мы никогда не следуем за ней открыто. Мы же, <истинные христиане> должны быть очень осторожны, чтобы не открыть дорогу подобным идеям.
Каков же ваш долг относительно будущего? Во-первых, быть очень бдительными, что крайне необходимо. Во-вторых, полностью полагаться на вашего Спасителя и Поводыря: без этой <надежды> нельзя обойтись. <...> И пусть Слово Божье будет законом, управляющим всеми вашими действиями, и не бойтесь пребывать в свете, который Его Слово посылает вам. Когда в прошлые дни Он открыл вам глаза, и вы осознали, что есть только один Бог, и познали, таким образом, Его любовь к вам в Иисусе Христе, и тогда вы отреклись от своих ложных богов и стали молиться одному Яхве, несмотря на то, что вам пришлось претерпеть за это великие несчастья. Благодаря свету, который Бог даровал вам, вы увидели также неправедность развода и многоженства и пагубность их; эти обычаи были отвергнуты; и вы, пребывая в свете, постигли, что многие другие давно ставшие привычными вещи были нечистыми в глазах Бога, и ныне они тоже считаются запретными. Не закрывайте свои глаза, друзья мои; не бойтесь света; не отступайте, если увидите, что еще остаются нечистые вещи, которые должны быть отринуты.
Есть одна вещь, которая не выходила у меня из головы ни днем, ни ночью, и я чувствую себя обязанным упомянуть о ней. Она печалила
-61-
меня с того дня, как я впервые оказался на Мадагаскаре, и не оставляет до сих пор, но прежде я не осмеливался говорить о ней открыто в церкви, чтобы не содеять тем самым зла: но я прощаюсь с вами, и я больше не могу таить эти мысли.
Но если кого-то огорчит то, что я собираюсь сказать, пусть обвинят только меня одного. Я ни у кого не спрашивал совета ― ни у европейца, ни у местного жителя; никто не помогал мне исправлять мой мальгашский язык и никто не знает, что я сейчас скажу. Вот почему, если кто-то и должен подвергнуться осуждению, то пусть это буду я один.
Многие среди вас знают кое-что о тех невзгодах, выпавших на долю мозамбикцев, которых оторвали от земли их отцов и продали сюда в рабство. Вы знаете, что они были похищены; вы знаете также, какие несчастья испытали они, прежде чем оказаться в вашей стране; вы знаете, что многие были убиты или перенесли тяжелые страдания, когда их переправляли к вам по суше и по морю. Пока вы оставались в неведении об этих вещах и никак не задумывались о них, у вас есть некоторое оправдание; но теперь, когда вы все уже не слепцы, вы должны ясно видеть, как велик грех тех, кто привез мозамбикцев на Мадагаскар. Но виновны не только те, кто доставляет их сюда и продает вам; те, кто покупает их и делает рабами, также виновны.
Если кто-то крадет мои часы и снова продает их, разве тот, кто покупает их, зная, что они краденые, не является соучастником воровства? И точно так же разве те, кто покупают мозамбикцев и делают из них рабов, ― не товарищи тех грешников, которые первыми украли их? Несомненно, они ― соучастники их греха, и для них нет оправдания. Пока малагасиец покупает мозамбикцев, всегда найдутся арабы и другие, кто будет похищать их ради продажи. Это нечистая вещь, зло, величайший грех. Я прошу вас, кто верит в Иисуса Христа и радуется его милосердию, отрешитесь от этого греха и «не прикасайтесь к нечистому».
Но ум мой отказывается сосредотачивать свое внимание только на одних мозамбикцах; послушайте меня, мои друзья, ибо я хочу сказать несколько слов о тех из вас, кто стал причиной моего огорчения. Есть три мотива, которые побуждают людей работать на других или служить им. Одни из добрых побуждений работают на других, потому что любят их; вторые, потому что получают плату; третьи, потому что их принуждают.
Иисус Христос пришел сюда, на землю, и обходил ее, творя добро, он перенес великие страдания из-за любви к нам, чтобы мы смогли обрести спасение. И слуги Христа до сих пор берут Его за образец, и многие из них усердно трудятся, чтобы помочь другим, ибо любовь к Христу и любовь к человеку ― это то, что лежит в основе всего, что они делают. Да, число тех, кто вдохновляется лишь любовью в своих усилиях приблизить наступление на земле Царствия Христа, могло весьма вырасти. Но любовь проявляет себя не только в служении Богу.
-62-
Очень много людей являются друзьями и родственниками, и они без всякой мысли об оплате или без принуждения служат друг другу из любви; и это совершенно справедливо.
В то же время большое количество людей работает на других ради того, чтобы получить оплату или обогатиться. Многих из них нанимают непосредственно, например, плотника или строителя; но некоторые, помимо того, например, торговцы, делают добро другим, продавая им все необходимое, чтобы самим получить доход от торговли. Возможно, тех, кто трудится ради того, чтобы получить оплату или извлечь выгоду, большинство, и это также справедливо.
Кроме того, есть немало людей, которые служат другим, поскольку их принуждают к этому. При определенных обстоятельствах это также совершенно справедливо. Государство, которое не имеет власти заставить своих граждан служить ему, ничего не стоит, и вскоре перестает существовать. Практика разных народов в этом отношении различна; некоторые <государства> заставляют своих подданных служить им и выполнять любую работу, которую они от них требуют; другие, со своей стороны, собирают налоги с населения и платят тем, кто выполняет работу, необходимую для властей этой страны. Не мое дело здесь рассуждать, какой из двух способов действий предпочтительнее; пусть каждый народ делает то, что считает для себя наилучшим; но я хочу, чтобы вы поняли меня правильно. Я желаю, чтобы вы четко осознали, что королевству, которое не облагает своих подданных налогами, приходится принуждать их выполнять общественные повинности, не оплачивая их труд. Есть пределы этого, но не мое дело здесь рассуждать о них. Добавлю, что совершенно справедливо, когда родители, пока их дети юны, заставляют тех выполнять их волю. Конечно, есть пределы и этого, однако, учитывая родительскую любовь к детям, можно надеяться, что немногие перегружают их работой.
Но, помимо правительства и родителей, я не знаю никого, кто бы имел право принуждать людей служить себе. Мои деньги, моя одежда и все мое имущество ― это моя собственность, и тот ― вор, кто силой отбирает их у меня; но мое тело, моя сила и мой ум ― это также моя собственность, ибо их дал мне Бог, и никто не имеет права отнимать их у меня силой; ибо перед Богом все мы равны, кем бы мы ни были ― европейцами, хува или мозамбикцами. Я не хочу осуждать вас за то, что вы содеяли в прошлом; ваши деяния соответствовали обычаям ваших предков, и вы долгие годы следовали их путем и мало задумывались об этом. Но ныне не закрывайте свои глаза, друзья мои, и не бойтесь света, и тогда вы ясно увидите, что те, кто заставляют других служить им (кроме государства и кроме родителей, пока их дети юны) и тем самым получают доход от их физического труда и их умений, да еще не платят им, берут силой то, что не является их собственностью. Даже если те, кто таким образом служат им, являются их собственностью по праву наследования или по праву купли, это не имеет значения,
-63-
поскольку в начале всего было воровство. Действительно, есть такие, кто попал в рабство из-за долга или был приговорен к нему властями, но нельзя возлагать вину на их детей, ведь, согласно Закону Божьему, сыновья не должны нести на себе грехи своих отцов.
Я знаю, что иудеи имели рабов; также известно, что они допускали многоженство и развод, а мы все согласны в том, что это не приличествует христианам. У арабов и всех магометан до сих пор существуют многоженство, развод и рабство, но, за исключением королевства Мадагаскар и одного или двух католических государств9, нет ни одного христианского государства, которое бы ныне допускало рабство. По моему мнению и по мнению добрых христиан во всем мире, рабство есть нечистая вещь. Если вы думаете так же, вспомните слова: «Не прикасайтесь к нечистому». В минувшие дни вы воистину услышали слова Бога, говорящего: «Бросьте богов чужих»10; вы вняли им и отказались поклоняться идолам, хотя такой шаг навлек на вас много бед. Затем вы снова услышали слова Бога, говорящего: «Очиститесь от многоженства и развода», и вы отбросили эти дурные обычаи и хорошо знаете, что это стало для вас благом. И ныне я знаю, что среди вас есть такие, кто считает рабство нечистой вещью, и вы действительно слышите слова, идущее от Бога, говорящего: «Откажитесь от этого неправедного обычая». Имеющий уши, да слышит. Помните слова Христа: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником»11.
Но я слышу, как некоторые среди вас говорят: «Что же мы теперь должны делать? То, что ты говоришь, ― истина, но мы не видим света там, куда нам надо идти». Мне, чужестранцу, трудно сказать вам, что вам следует делать в этом случае; но одно кажется мне совершенно ясным, поэтому, друзья мои, послушайте меня еще немного. Не ждите какого-либо шага со стороны государства, не думайте, что решить этот вопрос ― только его дело; не оставайтесь в бездействии, пока государство не сделает все, что необходимо. Государство не может, даже если бы оно и хотело, менять обычай такого рода, пока он отвечает желаниям многих. Как поступали те среди вас, кто первые вознесли молитву Богу? Ждали ли они какого-нибудь закона, прежде чем отказаться от почитания идолов? Нет, те, кто знали, что идолы ― ничто и что нет Бога, кроме Яхве, не стали больше поклоняться идолам. И хотя государство противопоставило им свою мощь, они следовали только Слову Божьему и предпочитали умирать, но не поклоняться идолам. Когда они отринули идолопоклонство, они рисковали своей жизнью; многие потеряли всю свою собственность, а иных предали смерти; и если кто-либо из вас перестанет обращаться с людьми, как с рабами, вы не пострадаете больше, чем пострадали те.
-64-
Однажды, примерно пять или шесть лет назад, пастор одной из наших церквей тайно пришел ко мне, нарушив мой покой, чтобы задать несколько вопросов относительно рабства. Его ум находился в тревоге, и он спросил меня, что именно превращает рабство в зло. Когда я ответил на его вопросы, он сказал: «Что же теперь нам следует делать?». Мой ответ был таков: «В старину в Англии было много рабов, но они уже давно стали свободными, и с того времени их больше не было среди нас». Тем не менее, если мы посмотрим на историю Англии, то окажется, что мы не можем назвать точно год, когда рабство прекратило свое существование. Не было никакого королевского закона, который положил бы ему предел, но оно постепенно исчезало само по себе, и это было великим благом для Английского королевства. Говорят, что некоторые епископы и другие священнослужители стали первыми, кто дал свободу своим рабам, затем многие последовали их примеру, и, таким образом, был положен конец рабству. Я добавил еще: «Вы, кто осознает, что рабство ― зло, сделайте так, как поступили эти епископы». Когда я сказал это, мы оба замолчали, и мой друг, кажется, погрузился в размышления; затем он произнес: «Нам понадобится Его благоволение, чтобы сделать это».
Слова нашего друга истинны; нам всем нужно великое благоволение, чтобы противостоять дьяволу и уйти от всего, что есть зло; но вся милость ― в руках Господа нашего, и Он даст ее нам по нашим нуждам и нашей вере. Если вы перестаете колебаться и если вы твердо решаетесь исполнить Божью волю, даже рискуя потерять все свое имущество, то вы можете довериться Богу в том, что касается будущего. Разве не сказал наш Господь: «Ищите же прежде Царство Божия и правды Его, и это все приложится вам»?12 Разве Он не объяснил вам, как вам следует поступать? И я верю, если вы будете покорны Богу в этом, вы обнаружите, что тучи, которых вы так опасаетесь, наполнены благодеяниями для вас самих и ваших детей, и, возможно, путь долга будет гораздо легче для вас, чем вы того ожидаете. Так, несомненно, и произойдет, и если вы знаете, что справедливому делу суждено исполниться, с трудом или без труда, приложите все усилия, чтобы не сбиться с пути, по которому Бог ведет нас.
Я хорошо осознаю, что за утверждением на вашей земле истинной веры последовало улучшение положения рабов. Когда мы смотрим на их браки, их одежду, их питание и многие другие вещи, с ними связанные, мы на самом деле видим, что они живут гораздо лучше, чем прежде, и все это благодаря распространению среди нас веры. Это часто радовало мое сердце; но ныне я боюсь, как бы не нашелся кто-то, кто подумает, что истинная вера и рабство в действительности не противоречат друг другу, что рабство может быть упорядочено и усовершенствовано так, чтобы стать праведным и чистым в глазах Бога.
-65-
Но это то, что нельзя очистить, друзья мои; источник ― горький, и кто может сделать чистой и сладкой воду, которая течет из него?
Я уверен, что вера не может процветать на Мадагаскаре, пока здешние христиане терпимо относятся к рабству. Любовь к Богу и любовь к своему ближнему ― как раз то, что лежит в основе всей истинной веры, а рабство несовместимо с истинной любовью; следовательно, пока христиане привержены такому обычаю, вера будет подобна человеку в оковах и не сможет свободно продвигаться вперед. И если вера не ниспровергнет рабства, то она очень ослабнет, лишится подлинного мужества и останется в цепях.
Я бы мог продолжать рассуждать и дальше на эту тему, но я не хочу говорить слишком много; хорошо обдумайте то, что я сказал, и пусть каждый попросит Бога просветить его в том, в чем Его воля. И те, кто оказался в тяжелом положении, неся бремя рабства, не осуждайте меня, друзья мои, и позвольте посоветовать вам молить Бога <просветить вас> в том, в чем ваш долг. Согласно Священному Писанию, вам надлежит повиноваться вашим господам и служить им, как рабы Христа, ибо таковы слова Павла, <обращенные> к вам. Петр же говорит так: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым»13. Заповеди Бога имеют целью не утяжелить нашу долю, но сделать нас послушными, и это верх неразумия ― будь то господа иди рабы ― отказываться следовать им.
Когда мне было около восемнадцати лет, моя мать прислала мне только что опубликованную статью, в которой сообщалось о казни Расаламы14, и я почувствовал, будто меня самого предали смерти во время гонений; и с того дня до сегодняшнего едва ли была какая-то иная страна, кроме моей собственной, которая бы так неотступно занимала мои мысли, как Мадагаскар. Я страстно хочу, чтобы это королевство прославилось. Даже теперь оно в определенной степени известно среди других королевств на Земле. За океаном есть некоторые люди, которые не верят в Евангелие; они смотрят на него как на нечто, изобретенное человеком, а не как на Слово Божье, и они считают, что у него нет способности творить добро. Но другие возражают: «Посмотрите на Мадагаскар, и там вы увидите способность Евангелия творить добро людям и менять их жизнь к лучшему». Таким образом, вы видите, что Мадагаскар уже стал знаменитым среди других народов и служит доказательством истинности Священного Писания, а мужество здешних христиан в прежние годы вдохновило многих. Будьте верны этому святому мужеству и не отказывайтесь от него, друзья мои, иначе вы принесете разочарование всем тем, кто с интересом наблюдает за вами.
-66-
Да, я страстно хочу, чтобы это королевство прославилось. Было немало царств, которые добились славы благодаря своей способности завоевывать другие страны; и я страстно хочу, чтобы вы, друзья мои, могли стать завоевателями многих племен. Было немало королевств, покоренных греками, римлянами и французами. Александр Великий, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт до сих пор известны на весь мир благодаря тому, что подчинили немало королевств; однако все, чего они удостоились, - это людской похвалы и славы, которые теперь ничего не значат для них, ибо то, что высоко ценится среди людей, отвратительно в глазах Бога. Бог запрещает вам искать, подобно им, чести и славы.
Однако я страстно хочу, чтобы вы завоевали многие народы. Я страстно желаю, чтобы и бара15, сакалава16 и все племена Мадагаскара могли быть завоеваны вами, и все вместе оказались в Царстве Христовом. Я не хочу, чтобы вы использовали копья, ружья и пушки в этой войне, ибо я не верю в такое оружие. Пусть вашим единственным оружием будет Евангелие и пусть любовь будет единственным побуждением для похода на них, ибо при распространении Царства Христова любовь гораздо могущественнее, чем принуждение, а доброта ― чем жестокость; истина же и смирение сделают гораздо больше, чем хитрость и гордыня.
И если, по Божьему благословению ваших трудов, придет день, когда радостная весть, которую несет Евангелие, будет услышана во всех уголках Мадагаскара, останется еще много королевств недалеко от вас, которых должны покорить воины Христа. Что, если Бог изберет вас в качестве посланников радостной вести Евангелия для мозамбикцев и других народов Африки? Тяжело ныне положение этих народов, подвергающихся постоянным нападениям арабов и других <племен>, которые сжигают их деревни, убивают самых сильных мужчин и уводят женщин и детей для продажи в рабство. Если в общем деле распространения Царства Божия вам выпала миссия привести мозамбикцев в повиновение Христу, то разве это не принесет вам славы? По всей видимости, в глубинах Африки обитает пятьдесят миллионов человек, которые до сих пор остаются во тьме язычества; как же страстно я желаю, чтобы вы обрели почет и славу перед лицом ангелов Божьих, открыв путь некоторым из этих несчастных народов в Царство Христово. Велики невзгоды, выпавшие на долю мозамбикцев, когда многие из них оказались у вас в рабстве. И сколь справедливо будет для вас совершить добро по отношению к ним, заплатив за то зло, которое было содеяно по отношению к ним в прошлом. Но вы должны омыть руки, прежде чем приняться за этот труд. Так говорит Бог: «Не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни !»17.
-67-
Это не значит, что мы, миссионеры, которые трудимся с вами для распространения Царства Христова, хвалимся, что наши собственные руки чисты. Мы часто печалимся, ибо не соответствуем образцу, который установил для нас наш Господь; и, однако, благодаря тому, что совершили наши достойные предки, мы избавлены от позора рабства. Не забывайте, друзья мои, о ваших детях и поколениях, которые наследуют вам, но сделайте все, что в ваших силах, чтобы освободить себя от этой скверны. <...>
1 Перевод выполнен по изданию: Sewell E. Joseph S. Sewell. A Quaker Memoir. ― London: Headley Brothers, 1902. ― P. 114-129. ― Здесь и далее — прим. пер.
2 Квартал в Антананариву
3 Имерина ― название провинции королевства Мадагаскар, прежде ― одно из королевств.
4 Площадь в центральной части Антананариву
5 Этнос малайско-индонезийского происхождения, обитающий на юго-востоке Мадагаскара (южной части Высокого Плато); бецилеу были покорены королем Имерины Радамой I (1792-1828 гг.).
6 В кастовой системе королевства Мадагаскар ― социальная группа, занимающая промежуточное положение между аристократией (андриана) и рабами и включающая всех свободных, но незнатных людей. В данном случае используется как общее обозначение всех мерина ― представителей господствующего этноса королевства.
7 Речь идет о Ранавалуне II, королеве Мадагаскара (1868-1883 гг.), которая в 1869 г. провозгласила англиканство государственной религией королевства. В ее правление британское влияние на острове стало как никогда сильным.
8 Бай-Эндс ― персонаж аллегорического сочинения английского писателя Джона Баньяна (1628-1688 гг.) "Путешествие пилигрима из этого мира в тот, который должен прийти" (Bunyan J. The Pilgrim's Progress from This World to That Which Is to Come. ― London, 1678); тип лицемера, пытавшегося использовать религию в целях обогащения.
9 До 1888 г. рабство существовало в Бразилии.
10 Быт. 35:2.
11 Лк. 14:33.
12 Мф. 6:33.
13 1 Пет. 2:18.
14 Расалама (ок. 1810-1837 гг.) ― христианская мученица; в 1831 г. приняла крещение, став одной из первых христианок на Мадагаскаре; казнена в 1837 г во время гонений на христиан при королеве Ранавалуне I (1828-1861 гг.).
15 Ибара (бара) ― полукочевой этнос, обитающий во внутренних районах южной части Мадагаскара.
16 Сакалава ― этнос, обитающий на западном побережье Мадагаскара, который мерина не смогли подчинить.
17 Ис. 52:11.