-55-
Католические миссионеры появились на Мадагаскаре с приходом французов и сыграли заметную роль в укреплении позиций церкви на острове. Римская курия готовила священников для выполнения их миссии и контролировала их деятельность. Переписка миссионеров с их куратором в Риме отцом Венсаном де Полем (Vincent de Paul, 1581—1660) представляет большой интерес для изучения первых шагов католической церкви на Мадагаскаре. Последнее письмо от французских католических священнослужителей было отправлено в 1657 г., 350 лет назад.
В.Л. Керов
ОТЕЦ ВЕНСАН ДЕ ПОЛЬ И ПЕРВЫЕ КАТОЛИКИ
Французская (галликанская) церковь и центральный аппарат католической церкви (римская Курия) наиболее активно начали миссионерскую деятельность на Мадагаскаре в эпоху Ришелье и Кольбера1 . Особая роль принадлежит Венсану (Винценту) де Полю, выходцу из деревни юго-западной Франции, населённой басками. Он сумел добиться больших административных постов в Париже и Риме2 ― достаточно сказать, что отец Венсан являлся руководителем Конгрегации Миссий в Ватикане. К его заслугам относится организация миссионерской деятельности католической церкви на Мадагаскаре.
Жизни и деятельности Венсана де Поля, в том числе относящейся к Мадагаскару, посвящен ряд книг. Первое издание на русском языке было выпущено представительством католической церкви в Бельгии в 1968 г.; а в начале XXI столетия книга вышла и в России ― работа по подготовке к печати выполнена Римско-католическим приходом св. Варвары в г. Североуральске3.
В начале 1648 г. коммерческая компания во главе с Этьеном де Флакуром4, получившая от кардинала Ришелье разрешение на монополию торговли с Мадагаскаром и прилежащими к нему островами, обязалась по контракту содержать одного или нескольких священни-
-56-
ков для пастырской работы среди членов французской колонии и для проповеди среди местного населения. По совету папского нунция, администраторы компании обратились к отцу Венсану с просьбой послать туда миссионеров. Назначили двух, в том числе отца Наккара (Nacquart Charles) и отца Гондрэ (Gondrée Nicolas). Они отправились в путь вместе с Флакуром в мае 1648 г. и через шесть месяцев прибыли на Мадагаскар.
Приближаясь к цели путешествия, отец Наккар и отец Гондрэ, вспомнили напутствие отца Венсана о том, что нужны жертвенность, большое мужество, такая же великая вера, как у Авраама, и любовь, подобная любви апостола Павла, а также терпение, забота о других, целомудрие и великое желание пожертвовать всем для Господа.
Отец Наккар посетил короля Рамаку в его столице к северу от Фор-Дофена (ныне ― Тауланару). Столица представляла собой небольшой поселок, застроенный соломенными хижинами. Король принял отца Наккара очень любезно5.
В миссионерской деятельности отца Наккара большое место занимали беседы с жителями окружающих деревень, во время которых он знакомил их с основами христианского учения. Как только отец Наккар появлялся в деревне, его окружали дети и взрослые. Они слушали как зачарованные, особенно их внимание привлекали картинки на библейские темы, которыми священник иллюстрировал свои рассказы.
Однако возраст и условия жизни в непривычном климате сделали свое дело: через полгода после прибытия отец Гондрэ умер от лихорадки. Отец Наккар тоже чувствовал, что дни его сочтены. Поэтому он просил отца Венсана прислать десять миссионеров, сестер милосердия и братьев, которые были бы не только священнослужителями, но также врачами и архитекторами. Он собирался основать семинарию для подготовки будущих священников из числа малагасийцев. Однако вскоре слег и больше не встал. Еще ничего не зная о его смерти, отец Венсан готовил новых миссионеров для Мадагаскара. Он старался удовлетворить просьбы отца Наккара. Когда новые миссионеры высадились на Мадагаскаре, остров уже четыре года оставался без священников. Вновь прибывший священник отец Бурдэз (Bourdaise Toussaint), глава новой группы, был немного знаком с медициной и мог оказывать необходимую помощь местным жителям. Успехи миссионеров были куплены дорогой ценой: многие из них не выдерживали местной лихорадки. И скоро отец Бурдэз остался в живых один. В довершение ко всем бедам огромный пожар уничтожил церковь и многие жилища в Фор-Дофене. Нужно было всё начинать сначала.
Миссионерская деятельность католической церкви на Мадагаскаре в XVII в. нашла отражение во вновь изданной переписке католических миссионеров с отцом Венсаном де Полем, опубликованной профессором
-57-
Университета Анцерананы (бывш. Диего-Суарес), а также Университета Реюньона и Сорбонны (Париж IV) Н.Д. Галибером6. Эта публикация в отличие от первых четырех7, где были упомянуты лишь 13 писем за период с 1649 по 1657 гг. включительно, является самой полной на сегодняшний день. Н.Д. Галибер выступил с докладом об этой переписке на юбилейном заседании Малагасийской Национальной Академии в 27 декабря 2002 г.8
1 Подробнее см.: Керов В.Л. Французская колонизация островов Индийского океана XVII-XVIII вв. ― М.: Наука, 1990; Idem. Этьенн де Флакур ― деловой человек колониальной эпохи // Человек XVII столетия. Ч. 1. ― М.: ИВИ РАН, 2005. ― С. 70-88; Idem. Из истории католицизма // В таинственной стране Мадагаскар.― М., 2006. ― С. 67-72.
2 См.: Керов В.Л. Венсан де Поль ― видный французский католический деятель XVII в. // Из истории Франции и Нидерландов в эпоху средневековья и раннего нового времени (экономика, политика, культура). ― М.: РУДН, 2000. ― С. 335-339.
3 Ришом А. Винцент де Поль, или созидательная сила любви. ― Брюссель: Изд-во "Жизнь с Богом", 1968; Североуральск: Римско-Католический приход св. Варвары, 2001.
4 Этьен де Флакур (Etienne de Flacourt 1607-1660) ― адмирал, глава Ост-Индской французской компании, автор книги "Histoire de la grande isle de Madagascar". ― Paris: P. L'Amy, 1658. ― Прим. ред.
5 Ramaka Andrian (1602-1651), принц народности матакаси (Matakasy) на юго-востоке острова; столица ― Фандзаира (Fanjahira). В 1648 г Рамаку становится во главе восстания против французов, и в 1651 г. его столицу сожгли, а он был убит. ― Прим. ред.
6 Galibert N.D. Lettres des Lazaristes du Fort Dauphin à Vincent de Paul (1649-1657) // Bulletin de l’Academié Nationale des Arts, des Lettres et des Sciences. Tome 81/1-2. 2002. ― Antananarivo, 2003. ― P. 51-57.
7 Mémoires de la Congrégation de la Mission. Tome neuvième. Livre IV. La Congrégation de la Mission à Madagascar. ― Paris, 1866; Grandidier G. et A.. Collection des ouvrages anciens concernant Madagascar (1613-1640). T. 3. ― Paris: Comité de Madagascar, 1904; Coste P. (ed.) Saint Vincent de Paul. Correspondance, entretiens, documents. ― Paris: Librairie Lecoffre, 1921-1922; Lautissier C. (ed.) Les Documents vincentiens. Écrits et images. ― Paris: Édition informatique. ― Paris: Procure de la Mission, 2002.
8 Главный вывод, к которому приходит Н.Д. Галибер ― несмотря на все усилия лазаристов, их деятельность не увенчалась успехом: Galibert N.D. Lettres des Lazaristes... ― P. 51. ― Прим. ред.