Меню сайта
|
Начало евангелической деятельности ЛЦМ-49-В 2007 г. на Мадагаскаре "Лютеранская церковь Мадагаскара" (Fiangonana Loterana Malagasy) отмечала юбилей — 140 лет начала евангелической деятельности. Торжественное открытие состоялось в Фианаранцуа 9-16 мая в новой церкви Ивури Аваратра. Многочисленные государственные деятели и представители иностранных церквей приняли участие в церемонии. 12-13 мая в Фианаранцуа прошло специальное богослужение, а 2-3 июня — 117-я сессия Руководящего комитета Генерального синода (Komity Мpiandraikitra пу Sinôda Lehibe, KMSL). В мае-ноябре празднования проходили по всем приходам и Региональным синодам и завершились 118-й сессией КМСЛ 3-4 ноября в Бетафу.РатимираНАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЦМЛютеранская церковь Мадагаскара (ЛЦМ) ― одна из крупнейших протестантских церковных организаций страны. Протестанты первыми начали активную деятельность на Мадагаскаре. Королева Ранавалуна II и премьер-министр Райнилайаривуни приняли крещение, и протестантизм был объявлен государственной религией. Приверженцами протестантизма на Мадагаскаре являются более половины христиан. Из них более трети ― лютеране.Первыми лютеранскими проповедниками были миссионеры Норвежского общества1. Миссионеры Й. Энг, М. Борген и Н. Нильсен2 в 1867 г. приступили к прозелитической деятельности в центре острова в районе Бетафу (22 км к с.-з. от Анцирабе) и на юге ― в районе Бетиуки и Фор-Дофена (ныне ― Тауланару).Первая лютеранская миссия основана Й. Энгом и М. Боргеном в деревне Амбухициманува, близ Бетафу (1867), вторая ― Т. Русомом3 в Анцирабе (1869) и третья ― Й. Нюгардом4 и Т. Русомом в Лухарану-50-(1870). Первый малагасиец, принявший крещение по лютеранскому обряду и ставший первым лютеранским пастором, был потомком королей (zanakandriana) в Бетафу.В 1869 г. в деревушке Масинандрайна (7 км от Бетафу, 14 км ― от Анцирабе) построена первая лютеранская церковь. В 1875 г. Т. Русом и Й. Энг построили Лютеранский храм (Le Temple Luthérien) в Антананариву, в квартале Амбатувинаки. Т. Русом оставался на Мадагаскаре до 1907 г.Несколько позже, в 1869-1870 гг., прибы ли еще несколько миссионеров, в том числе Л. Дэл и К. Боркгревинк5.Л. Дэл ― один из основателей Норвежского миссионерского общества на Мадагаскаре. Прожил там около двадцати лет. Был суперинтендантом Лютеранской Норвежской Миссии. Одна из площадей в Антананариву до сих пор носит его имя.Пастор и доктор К. Боркгревинк ― компаньон Л. Дэла и Т. Русома. Он основал церковные приходы в Антананариву (в кварталах Ампасандратарахуби и Амбатувинаки), лютеранскую клинику в Аналакели, преподавал (до 1876 г.) в созданном им Медицинском колледже (Collège médical). В 1871 г. открыл госпиталь в Бетафу. Был врачом и санитаром для своих подопечных, не знавших ни мыла, ни бинтов и лекарств. К. Боркгревинк заменил Л. Дэла на посту супер-интенданта лютеранской миссии, когда тот вернулся на родину. В 1900 г. награжден Орденом Почетного Легиона. Возвратился в Норвегию лишь в 1912 г.Еще одна группа, десять молодых людей, прибыли на западный берег острова в 1874 г. Четверо обосновались на западе страны, другие ― в центре острова. Среди них ― известные миссионеры Л. Виг, А. Вален и К. Линдё6.Л. Виг начал свою деятельность в 1875 г. в Масинандрайна. Основал там еще одну миссию. Коллеги отмечают, что он был верный друг, заботливый и самоотверженный пастор, строгий и непримиримый в вопросах, касающихся миссионерской деятельности и христианских ценностей. Скрупулезно изучал нравы и обычаи местных народностей, но нетерпимо относился к коррупции, которая царила в те времена в малагасийском обществе. Как и многие миссионеры, Л. Виг пустил корни на земле Великого острова и очень сожалел, что по состоянию здоровья вынужден его покинуть, прожив там 23 года.А. Вален начал служение на западе о-ва. В 1878-м стал пастором в Фианаранцуа. C энтузиазмом и без устали создавал общины, строил церкви и школы в Фианаранцуа и близлежащих деревнях. Пользовался большим авторитетом у прихожан. По состоянию здоровья в 1885 г. вынужден был уехать на родину. Но в 1890-м вернулся. С 1890-го по 1893 г. возглавлял педучилище в Масинандрайна, создал там Школу пасторов.-51-В 1893-м основал Теологическую семинарию в Ивури (Фианаранцуа) и оставался там до окончательного возвращения в Норвегию (1894).В 1887 г. к норвежским миссионерам присоединились проповедники двух американских церквей: "Лютеранской церкви Америки" (Lutheran Church of America) и "Объединённой норвежской церкви Америки" (United Norwegian Lutheran Church of America).Лютеранская церковь Мадагаскара по своему вероучению и культу близка Норвежской лютеранской церкви. Декларируется признание незыблемости авторитета Священного Писания. Основной тезис ― «спасение только верой», даруемой человеку непосредственно Богом, без посредничества церкви; отсюда лютеранский пастор это не "посредник" между Богом и верующими, а лишь "толкователь" Священного писания. К числу таинств относятся крещение и причастие. Именно желание отказаться от посредника побуждало многих жителей Мадагаскара обратиться в лютеранство. За 10 лет число миссий выросло до 47.Главная цель миссионеров ― евангелизация. Но среди первого поколения проповедников было много честных, самоотверженных людей, которые стремились нести местному населению просвещение. С самого начала параллельно с проповедью Евангелия, они обучали детей грамоте, создавали церковно-приходские школы.Их усилиями началось распространение образования. Создано много лютеранских школ и колледжей. Первая школа открыта в Бетафу в 1867 г. В Антананариву первый колледж появился в 1869-м, а в 1871-м ― Лютеранский теологический колледж (Kolejy Pastoraly Loterana). С 1871 по 1885 г. там функционировала также школа пасторов.Педагогическое училище (École normale d'instituteur) открылось в 1878 г. в Масинандрайна, затем в 1880-м ― в Фианаранцуа. Училища готовили учителей начальной школы.Программа обучения была рассчитана на преподавание общеобразовательных дисциплин и развитие ремесленно-рукодельных навыков. По окончании наиболее способные поступали в духовное училище, затем в семинарию.Подготовка местных кадров имела как практическую цель (ведь зачастую священники вынуждены были совмещать должности пастора и учителя в течение многих лет), так и психологическую (малагасийцам проще было принять христианскую веру из рук своих соплеменников ― она не казалась тогда навязанной извне).Уровень образования был довольно высок, и после окончания воспитанники могли работать переводчиками, учителями, пасторами.Рост грамотности способствовал организации издательского дела. Первая Типография норвежской миссии (Trano Printy Fiangonana Loterana Malagasy, TPFLM)7 оборудована С. Йоргенсеном в 1877 г. в Андафиациму в Антананариву. В 1893-1897 гг. ему на смену пришел-52-М. Лёнё8. Началось издание книг. В первую очередь, конечно, религиозной литературы (жития святых, катехизис, сборники молитв и т.п.). Но естественно, христианские миссии обеспечивали потребности в элементарных школьных учебниках и пособиях, переводили и издавали общеобразовательную литературу.Одними из первых печатных изданий Норвежского миссионерского общества были газеты "Друг молодежи" ("Ny Sakaizan' ny Tanora", 1880) и "Вестник" ("Ny Mpamangy", 1882). В газетах осуждались пороки, пропагандировались христианские ценности, разъяснялись основы гигиены и ведения домашнего хозяйства. Удивляет их жизнестойкость ― "Вестник" выходил до 1958 г., "Друг молодежи" существует до наших дней.С распространением христианства связано и зарождение малагасийской художественной литературы. Первыми образцами поэзии стали религиозные гимны (Fihirana). Миссионеры обратили внимание на музыкальность малагасийцев и избрали для своих проповедей простую, напевную форму гимнов. Много гимнов написали Л. Дэл и А. Вален. Первый сборник гимнов лютеране выпустили в 1874 г., а в 1875 г. вышло новое, переработанное издание9. Создалась целая школа малагасийских поэтов, пишущих гимны; авторами были пасторы или люди, воспитанные в миссионерских школах.* * *Лютеранские миссионеры уделяли большое внимание не только духовному воспитанию и образованию, но заботилось и о физическом здоровье паствы. Чаще всего прибывшие на остров норвежские миссионеры были проповедниками и врачами в одном лице. Помимо церковно-приходских строили школы для инвалидов, для слепых, для глухих детей, медицинские колледжи. В 1884 г. д-р К. Боркгревинк открыл в Антананариву школу медсестер. В Медицинском колледже Аналакели получили образование восемь первых малагасийских докторов.К. Боркгревинк вместе с Т. Русомом открыли лечебные свойства теплых источников в Анцирабе. После того, как они в 1878 г. вылечили от ревматизма одного из сыновей премьер-министра Райнилайаривуни, была построена водолечебница (trano fandroana), где стала лечиться королева Ранавалуна II.Лютеранская миссия создала много медицинских центров в разных концах острова: новые больницы, зубоврачебные кабинеты. Впервые стали лечить прокаженных, делать операции катаракты. В 1893 г. построен госпиталь Андранумадиу, в 1894-м ― еще один большой госпиталь в Анцирабе.-53-***Многие норвежские миссионеры искренне интересовались обществом, среди которого жили и проповедовали. Изучали традиции, языки местных народностей, составляли словари и грамматики. Много статей по лингвистике малагасийского языка опубликовал Л. Дэл в "Antananarivo annual" в 1876-1888 гг. В 1873-1887 гг. он возглавлял Комиссию по пересмотру перевода Библии на малагасийский язык.Так же как и миссионеры других конфессий, они собирали и издавали образцы народного творчества: Л. Дэл опубликовал двухтомник "Мадагаскар и его обычаи", "Малагасийский фольклор", собрал сборник "Сказки предков", включающий также 300 пословиц, 100 загадок, представив таким образом образцы устной литературы до прихода европейцев10.Л. Виг проводил многолетние исследования религиозных воззрений малагасийцев, серьезно изучал язычество и колдовство местных народностей. Плодом его трудов, среди прочего, стали книги: "Волшебство: образцы малагасийской магии", "Верования и нравы малагасийцев"11. Большой творческой удачей было издание "Религиозных воззрений древних малагасийцев" (1902), написано первоначально на норвежском языке, а затем переведено на немецкий и на французский12. Этот сборник и сегодня считается фундаментальным исследованием.Многие норвежские миссионеры были удостоены звания академиков созданной в 1902 г. Мальгашской Академии Наук (Л. Виг, Л. Дэл, Т. Русом и др.).Научно-просветительская деятельность и практические дела миссионеров до сей поры приносят плоды. Лютеранская церковь Мадагаскара, по признанию Всемирной Лютеранской Федерации, является третьей по величине церковью на Мадагаскаре и одной из самых быстрорастущих лютеранских церквей. Имеет отделение во Франции и на Реюньоне. К 2007 г. число ее прихожан выросло до 3 млн13. Самым знаменитым прихожанином лютеранской церкви был крупнейший малагасийский поэт Жан-Жозеф Рабеаривелу (1901-1937).** *Успех Лютеранской церкви Мадагаскара объясняют, в частности, возрождением движения "Пробуждение" (Fifohazana). Большинство из нынешних лютеранских руководителей являются его членами.Основателем движения "Пробуждение" был Райнисуаламбу14. Он был традиционным народным целителем при дворе принцев бецилеу15. Однако-54-с завистью смотрел на малагасийцев, которые стали пасторами и учителями, одевались по-европейски, получали хорошую зарплату.И Райнисуаламбу принял крещение, поступил в приходскую школу. Проучившись 6 месяцев, был назначен катехистом, но без денежного содержания ... К тому же заболел оспой... В отчаянии он воззвал к Богу. В ту же ночь, по его свидетельству, к нему во сне явился Иисус Христос, весь в белом, и убеждал его избавиться от атрибутов колдовства.На следующее же утро, на заре 15 октября 1894 г., Райнисуаламбу выбросил свои корзины с амулетами, омыл тело, привел в порядок дом и двор. И … тотчас выздоровел16.Райнисуаламбу стал ревностным проповедником. Призывал отказаться от языческих традиций и обратиться к Иисусу Христу. В стране в те времена было много больных (оспа, сыпь, лихорадка...). Начал он с того, что приходил к больному, клал на него руки, молился. И тот выздоравливал.Для своей проповеднической деятельности Райнисуаламбу пользовался, в частности, "Малым катехизисом" Мартина Лютера . 9 июня 1895 г. он собрал у себя 12 своих адептов18, и они приняли свод правил жизни и поведения: учиться грамоте, мыть дом, чистить дворы, разводить огороды (чтобы кормить семью). Традиционные обряды (захоронение, омовение и т.п.) совершать, не забивая быков (чтобы не разорять семью). Собрание закончилось чтением Библии и молитвой. Так возникло движение "Пробуждение". Его приверженцы, "Ученики Господа" (Mpianatry ny Tompo), обращали в свою веру соседей и родственников. К концу октября 1895 г. миссионер Т. Ульсен19 писал: «... Около 2 десятков язычников, попросили их крестить»20.В 1902 г. центр "Пробуждения" переместился в Суатанана22, ― под эгиду лютеранской церкви. Все жители Суатананы были "Детьми Пробуждения" (Zanaky ny Fifohazana), строго соблюдали заветы: мыли ноги посетителям центра, одевались в белое (символ чистоты), подчинялись строгой дисциплине, практиковали лечение накладыванием рук.Движение быстро распространилось по всему острову. Число обращенных неуклонно росло. В 1904 г. Райнисуаламбу умер. В соответствии с правилами Движения22 его похоронили в Суатанане. Сегодня Суатанана ― крупнейший центр ежегодного паломничества.1 Det Norske Misjonsselskaps (NMS).2 Engh John (1833-1900); Borgen Martinius (1834-1915); Nilsen Nil (1834-1923).3 Rosaas Thorkild G. (1841-1913).4 Nygaard Jørgen (1840-1893).5 Dahle Lars Nilsen (1843-1925); Borchgrevink Christian (1841-1919).6 Vig Lars Larsen (1845-1913); Valen Arne (1844-1906); Lindø Knud (1844-1919).7 В рамках празднования 140-летнего юбилея ЛЦМ прошла также неделя празднования 130-летия создания TPFLM.8 Jørgensen E. (1827-1905 ); Lønø Mons (1866-1917).9 Fihirana. Ny tontaina voalohany. ― Antananarivo: Norwegian Missionary Society, 1874; Fihirana. Natonta Fanindroany, Sady nampiana. ― Antananarivo: Norwegian Missionary Society, 1875.10 Dahle L.N. Madagaskar og dets Beboere (Madagascar et ses habitants). 2 vols. ― Christiania: Jakob Dybawds Forlag, 1878; Idem. Specimens of Malagasy Folk-Lore. ― Antananarivo: A. Kingdon, 1877; Idem. Anganon'ny Ntaolo. Tantara mampiseho ny fomban-drazana sy ny finoana sasany nananany. ― Antananarivo: Imprimerie FFMA, 1908.11Vig L. Charmes: spécimens de magie malgache / Trad. norv. et éd. par O. Chr. Dahl. ― Oslo: Universitetforlaget, 1969; Idem. Croyances et moeurs des Malgaches. ― Antananarivo: Imprimerie Luthérienne, 1977.12 Vig L. Om Madagassernes religiøse Forestillinger // Nordisk Missions-Tidsskrift. ― IV. ― Copenhague, 1893; Les conceptions religieuses des anciens Malgaches / traduit de l'allemand par Bruno Hübsch. ― Tananarive: Impr. Catholique, 1973. То же: ― Paris: Karthala, 2001; То же ― на малагасийском: Ny Fireham-pinoan'ny Ntaolo Malagasy. ― Antananarivo: Éd. Ambozontany, 2001.13 http://en.wikipedia.oig/wiki/Malagasy_Lutheran_Church14 Rainisoalambo (≈1830-1904).15 Королевство Исандра было когда-то самым известным из пяти королевств народности бецилеу.16 См. подробнее: Rabehatonina J. Tantaran'ny Fifohazana eto Madagasikara (1894-1990). ― Imarivolanitra: Trano Printy FJKM, 1991; DuBourdieu L.J. Le rôle du piétisme norvégien dans l'élaboration d'un christianisme autochtone en milieu rural betsileo à la fin du XIXe siècle: le cas du réveil de Rainisoalambo // Cahiers des Sciences Humaines, Office de la recherche scientifique et technique outre-mer. ― Bondy, 1996; Thunem A. Ny Fifohazana eto Madagasikara. ― Antananarivo: Imprimerie de la Mission norvégienne, 1934.17 "Luther's Small Catechism", переведен на малагасийский М. Боргеном.18 Первыми двенадцатью обращенными были: Rajeremia, Rainitiaray, Razanabelo, Ramongo, Rasoarimanga, Ratahina, Reniestera, Ralohotsy, Rasamy, Ramanjatoela, Razanamanga, Rasoambola.19 Olsen Theodor (1866-1896), миссионер лютеранской миссии в Суатананана с 1891 г.20 Цит. По: B.Raminisoa. Rainisoalambo d’environ 1830 à 1904 // Dictionnaire Biographique des Chrétiens d’Afrique. ― New Haven, CT: Overseas Study Center, 2008.21 Soatanana («красивая деревня»), недалеко от Фианаранцуа, где К. Линдё в 1877 г. основал норвежскую миссионерскую станцию.22 Правила Движения приписывали хоронить человека там, где он умер, а не по малагасийскому обычаю: если кто-то умирал на чужбине, долг семьи – перевезти его останки в родную деревню и перезахоронить в фамильном склепе. |