-139-
Пять тысяч километров живописного побережья, три тысячи километров песчаных пляжей, вечнозеленые леса тропиков юга и мягкий субэкваториальный климат севера — таков туристический потенциал сегодняшнего Мадагаскара, власти которого всерьез стали рассматривать туризм как отрасль экономики, способную приносить солидный доход.
Некоторые члены нашего Клуба уже совершили путешествие за три моря — на «таинственный Мадагаскар». Другие — только собираются.
Александр Ткачев
3000 КИЛОМЕТРОВ ПО МАДАГАСКАРУ
(экстрим на любимом острове)
Предистория ралли. Или, как я полюбил Великий Остров
Нельзя сказать, что я полюбил Остров с первого взгляда, хотя в Антананариву, куда я впервые приехал в 1978 году на 10-месячную языковую стажировку, мне нравилось все: и веселый многолюдный рынок «зума» в центральном районе Аналакели; и цветущие фиолетом жакаранды по берегам озера Ануси; и зоопарк Цимбазаза с богатой коллекцией невиданных растений и животных. Но это была еще не любовь, а скорее эйфория от соприкосновения с чем-то ярким и необычным. Любовь же к Мадагаскару пришла позже. И я точно помню когда.
Летом 1979 года на юг Мадагаскара прибыла советская геологоразведочная экспедиция. Ей срочно понадобился переводчик малагасийского языка для общения с местным населением. В университете в это время занятий не было из-за начавшейся забастовки преподавателей, и я с радостью согласился на предложение отправиться на помощь геологам.
-140-
Так я оказался в одном из самых далеких от цивилизации уголков Мадагаскара ― на земле племени антандруев. «Тани ан-тандруй» (земля андруев) меня поразила и явилась откровением. Сплав дикой величественной природы и самого примитивного человеческого бытия просветляет, как оказалось, не только в Гималаях или на Тибете. Сильное это место ― «тани ан-тандруй»: бескрайняя брусса, усыпанная до горизонта камнями и тысячами конусообразных красных термитников, редкие баобабы и заросли кактусов «райкета», пересохшие русла рек, одинокая повозка, запряженная неспешным быком зебу, звенящая тишина и безжалостное светило в зените.
В один из дней мы приехали бурить очередной шурф к небольшому оазису из группы лиственных деревьев, окруженных зарослями колючего кустарника. Через какое-то время из зарослей послышались звуки там-тама. Пока шло бурение я был свободен и пошел на звуки. Они привели меня к поляне, вокруг которой стояли 4-5 небольших хижин. Под стеной одной из них сидел средних лет андруй и с отрешенным видом выстукивал ритм. Перед ним босиком на утоптанной земле плясали две девушки. А в ногах у него мирно подремывали, прижавшись друг к другу, несколько поросят, кур и собака. Я сел рядом с музыкантом. Никто не обратил на меня ни малейшего внимания, словно в этой глуши, где дети иногда до 5-6 летнего возраста не видят белого человека, каждый день из кустов появляется «вазаха» (белый, европеец). Так я просидел минут двадцать: бил там- там, танцевали девушки, собака облизывала поросят, куры что-то выклевывали из шерсти собаки. Какая удивительная гармония ― пришло мне в голову. Природа, люди, звери словно единый организм, живший, живущий и будущий жить вечно.
Я ушел из этой деревушки, не сказав никому ни слова, уехал с Мадагаскара, но я уже твердо знал, что захочу вернуться на эту землю еще и еще раз.
Подготовка к ралли
В общей сложности, я прожил на Мадагаскаре 4 года, приобрел там много друзей, стал хорошо понимать не только язык, но и многое другое, что позволяет почувствовать себя своим в чужой стране. Поэтому, когда в начале 90-х в результате известных исторических событий на 1/6 части суши, затрещали по швам и рассыпались контакты с Мадагаскаром, мне было очень больно.
Очередное возвращение на Красный Остров я задумал осуществить в 1995 году. Неважно, какие мотивы были при этом первостепенными: бизнес, стремление еще раз испытать себя или желание поделиться с другими тем, что ощутил когда-то сам. У меня сложился авантюрный план проведения ралли на джипах по Мадагаскару ―
-141-
приключения для экстремалов. Вполне в духе того времени, когда авантюризм носился в самом российском воздухе. Забегая вперед, хочу сказать, что это ралли оказалось одной из самых успешных авантюр, осуществленных русскими на Мадагаскаре. До этого были попытки со стороны соотечественников мыть золото, добывать драгоценные камни, строить гостиницы, сажать плантации кофе и т. п. Я сам отчасти участвовал в этих затеях и знаю, что практически ни одна из них не стала успешной. У бизнеса на Мадагаскаре масса тонкостей, связанных с особенностями менталитета, географией, конкурентной средой, инфраструктурой и т. д. Войти в эту среду человеку со стороны ― все равно, что прыгнуть с обрыва в реку, не зная, какая там глубина: может выплывешь, а скорее разобьешься. Ралли же было продуманной авантюрой.
Я достал привезенную из предыдущих поездок подробную карту острова и начал прокладывать маршрут. Большая и самая захватывающая его часть обязательно должна была проходить по любимой мной земле племени антандруев. Маршрут должен был учитывать все возможные пункты заправок, места ночевок, памятники истории и культуры, природные заповедники и т. д. Он должен был быть кольцевым и максимально внедорожным. Поскольку ралли планировалось не спортивного, а приключенческого характера, нужно было сбалансировать работу за рулем и отдых за бортом. Чтобы перегрев, тряска и недосыпание хоть отчасти компенсировались восторгом от окружающей действительности. Получилось 3000 км пути по горным серпантинам, труднопроходимой каменистой полупустыне, через саванну и зыбучие песчаные дюны ― достаточно, чтобы и остров посмотреть и себя показать.
Далее предстояло решить вопрос с джипами. Вариант с отправкой на Мадагаскар джипов из России я отверг сразу, как очень сложный и дорогостоящий. Занялся поисками машин на самом Мадагаскаре. Обзванивал из Москвы знакомых малагасийских бизнесменов, транспортные предприятия, туристические компании. Почти всех удерживал от сотрудничества фактор чересчур большого риска сложный маршрут, русские за рулем, дорогой ремонт. В конце концов, удалось арендовать 5 машин у местного бизнесмена-индуса.
Найти в Москве желающих принять участие в необычной экспедиции помогла реклама в газете «Московские новости» и на радио «MAXIMUM». В «Московских новостях», где я тогда работал, посомневавшись, все же решили стать информационным спонсором этого рискованного мероприятия. После этого как-то на удивление легко удалось договориться с хозяйкой REN TV Ирэной Лесневской о съемках сюжета о мадагаскарском приключении, для чего с командой
-142-
джиперов на Мадагаскар решили отправить одного известного тележурналиста.
Когда состав 5-ти экипажей был окончательно сформирован, провели обсуждение маршрута. Команда состояла в основном из молодых успешных бизнесменов, жаждущих адреналина, поэтому за облегченные варианты не выс казался никто. Искусственных сложностей тоже решили не создавать: взяли спутниковый телефон, уоки токи для любителей побродить в одиночестве в зарослях кактусов, медикаменты. Участники задавали в основном вопросы, связанные со здоровьем: что можно подцепить, кто может укусить? Я объяснил, что подцепить на Мадагаскаре можно малярию, но в тех районах, куда мы отправляемся, вероятность этого мала. А кусать вроде бы некому ― крупные хищные животные и ядовитые змеи на острове не водятся.
Поехали: Антананариву ― Фо-Кап ― Тулеар ― Антананариву
Из Антананариву стартовали рано утром 4 мая. Лемуры в зоопарке Цимбазаза в это время только расправляли после сна свои длинные полосатые хвосты, солнце еще не накалило асфальт и босые крестьяне в традиционных рубахах-«малабари» тянулись по холодку к рынку в Аналакели с корзинами фруктов на головах. Они с интересом останавливались поглазеть на вереницу джипов, усыпанных рекламными наклейками на непонятном русском языке и странных водителей в пробковых шлемах времен колонизации Африки. Думаю, обе стороны получали эстетическое удовольствие от созерцания друг друга.