-102-
2005 году отмечалось 80—летие со дня рождения и 60—летие начала творческой деятельности Ракуту Фраха (1925—2001). КДМ посвятил один из своих вечеров музыке Мадагаскара, как дань уважения самому титулованному и самому знаменитому малагасийскому музыканту, композитору и талантливому педагогу. О нем и вообще о музыкальной культуре Мадагаскара рассказала М. Ю. Шапошникова.
М. Ю. Шапошникова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАДАГАСКАРА
Ракуту Фрах ― творческий псевдоним Филибера Рабезуны. Он родился в районе Анкадинандриана столицы острова Мадагаскар. Уже к шести-семи годам под руководством отца, который служил музыкантом при Королевском дворе, он освоил технику игры на флейте дудочке с тремя гнездами «фарари», затем на поперечной флейте ― «судине». Благодаря упорству в обучении, Ракуту Фрах быстро достиг виртуозной техники исполнения на флейте традиционных мелодий ритуального, обрядового характера и к двадцати годам организовал в районе Исутри свой первый ансамбль ― квартет. В это же время он придумал себе творческий псевдоним, под которым и стал всемирно известным.
Все это время он был очень востребован и написал в общей сложности 770 музыкальных пьес самого разного характера. Ракуту Фрах исколесил с гастролями весь мир, побывал он и в России в 70-е годы. В 80-90 е годы Ракуту Фрах входил в состав музыкальной группы «Феу Гаси», куда его пригласил известный малагасийский гитарист Эрик Манана. На это время приходится расцвет его композиторской деятельности: им было написано около 250 традиционных песен разных жанров и направленности. Ракуту Фрах стал учителем и наставником целой плеяды современных музыкантов острова, сейчас его дети и внуки, продолжают начатое им дело по продвижению малагасийской традиционной музыки на международный уровень. Его музыка околдовывает и завораживает. Неудивительно, что именно Ракуту Фрах был удостоен чести быть изображенным на тысячефранковой малагасийской банкноте и именно ему посвящен фильм «Красный остров» режиссера Жана Мишеля Карре.
-103-
Музыкальная культура Мадагаскара сложилась в результате взаимодействия культур Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Арабского Востока, Восточной Африки и Европы. Взаимодействие различных мировых культур отразилось на формировании музыкального инструментария малагасийцев. В наши дни на современную музыкальную культуру острова все большее влияние оказывают существующие модные жанры и ритмы современной эстрады, пришедшие из Латинской Америки, США, Южной Африки, стран бассейна Индийского океана. Широкое распространение имеет хоровое пение а сареllа.
Истоки музыкальной культуры Мадагаскара восходят к культуре племен протомалагасийцев, переселявшихся на остров с Индонезийского Архипелага с середины 1-го тысячелетия н.э. и ассимилировавшихся среди коренных жителей острова. Исторически музыке отводилась большая роль в повседневной жизни малагасийцев: музыкой сопровождались все обряды, церемонии, музыкой была пронизана повседневная жизнь простых людей и знати. Мелодии, ритмы, жанры и стили исполнения возникали постепенно и менялись от провинции к провинции. Каденции пришли из Африки, речитативы и монотонное хоровое пение ― из Индонезии и островов Индийского и Тихого океанов.
По свидетельствам английских миссионеров Кузэна и Шоу, которые проводили свои исследования на острове, традиционная музыка малагасийцев на самом раннем этапе своего развития была примитивной и монотонной.
Вначале на музыкальную культуру острова, как уже говорилось ранее, огромное влияние оказали выходцы из Юго-Восточной Азии, позднее торговцы с Арабского Востока, затем свою лепту внесли португальские и голландские мореплаватели, пираты, английские и французские миссионеры. Под арабским влиянием традиционная музыка малагасийцев из обрядовой и ритуальной постепенно становится церемониальной: средневековая арабская музыкальная культура способствовала рождению особой формы ансамблевого музицирования на судах, чему также способствовала существовавшая в то время традиция мореходства.
Важная роль отводилась музыке в государствах, образовавшихся на Мадагаскаре в ХVI-ХVII веках: организовывались пышные музыкальные представления в государстве Имерина, проводились балы, создавались придворные хоры. При королевских дворах сложилась традиция профессионального исполнительского искусства, создавались школы по обучению игре (мпамадина) на малагасийском инструменте ― валихе. В то же время складывались основные традиционные музыкальные жанры, стили и формы музыкального искусства: музы-
-104-
кально-поэтические айнтени, бекубе (ритуальное пение, в настоящее время встречается достаточно редко), танцевальная форма цикидула, искусство певцов ридза.
Наиболее стремительное развитие музыкальной культуры происходит при короле Радаме I, который приглашает группу профессиональных педагогов из Европы для обучения азам музыкальной грамотности богатых знатных малагасийцев. В 1821-22 гг. небольшие группы малагасийцев направляются на остров Маврикий и в Англию с целью повышения своего профессионализма и изучения других культур. В 1824 г. англичане завозят на остров пианино, которое сразу же становится привилегией малагасийской знати. Простой народ довольствуется игрой либо на местных традиционных музыкальных инструментах, либо на аккордеоне, тогда же завезенном иностранцами на Мадагаскар. Миссионер Джеймс Ричардсон начинает преподавание сольфеджио. Постепенно формируется прослойка профессиональных музыкантов, профессия придворного музыканта становится наследной. В отличие от культовой и обрядовой музыки простого населения, музыка при дворе короля носила религиозный и придворный характер. Музыкальных школ было немного, и существовали они в основном в центральных районах острова. Со временем при дворе короля создается Королевский оркестр ― «Музыка Короля», который в 1896 г. был преобразован в «Музыку генерального Правительства», а впоследствии был переименован в ансамбль «Музыка Верховного Генерального Комиссара острова». В наши дни его преемником является ансамбль «Музыка Правительства», который исполняет песни и гимны патриотического содержания.
После колонизации острова французами в конце XIX века при королеве Ранавалуне III происходит дальнейшее ослабление традиционных начал в малагасийской музыкальной культуре, усиливается влияние традиций европейской музыкальной культуры. Элементы христианства проникают в традиционные культы, распространяются жанры европейской культовой музыки и соответственно все больше используется европейский музыкальный инструментарий: гитара, аккордеон, скрипка, мандолина, гитара и др. Ведется профессиональное обучение игре на этих инструментах. Вводится система европейской нотации.
В начале XX века зарождается первая композиторская школа. Среди самых ярких представителей этой школы можно назвать композиторов Ж. Д. Рабеманатара, Б. Рабаридзауна. На это же время приходится пик популярности музыкального жанра «Ира гаси», в нем объединились черты традиционного малагасийского театра и элементы французского мюзик-холла (сочетание сольных, хоровых эпизодов, акробатических номеров и речи ведущего ― кабари).
-105-
Завоевание политической независимости островом в 1960 г. способствует дальнейшему прогрессивному развитию музыкальной культуры Мадагаскара. Вопросами ее развития занимаются созданный в 1964 г. Институт драматического и народного искусства и Министерство культуры Мадагаскара. Особое внимание в это время уделяется изучению и сохранению традиционного наследия. В учебных заведениях открываются отделения искусств, проводятся фестивали традиционной музыки и конкурсы. Среди самых известных коллективов этого времени стоит назвать «Национальный ансамбль песни и танцев Мадагаскара» под руководством П. Ралайариманана, который приезжал Россию в 1979 году и выступал в театре «Эстрада».
Шестидесятые годы были отмечены появлением на Мадагаскаре рок-н-ролла и поп-музыки на английском и французском языках. Было модно петь на иностранных языках, особенно в Центральных районах острова. Среди ярких звезд этого направления Рабесон, Рахуэрисон, Радзафи. Все они представляли джазовое направление рока.
Исполнение песен на родном малагасийском языке особенно активно начинается с 1972 г. Именно в это время зарождается группа «Махалеу», которая в своих песнях восстает против засилья чужого языка и ритмов, и начинает поиски собственных форм музыкального выражения, соответствующих национальной музыкальной культуре Мадагаскара. Основателем группы становится певец Дама. Именно «Махалеу» впервые в 70-е годы начала исполнение песен на малагасийском языке и в этом большая заслуга ее руководителя. Самая известная песня Дамы «Такси Бруси» становится своеобразным народным гимном. И в наши дни группа «Махалеу» не утратила своей популярности, а Дама, работая над сольными проектами, продолжает сочинять музыкальные композиции для группы совместно с известным гитаристом Д’Гари.
В семидесятые годы наибольшую популярность завоевывает ритм салеги, пришедший с севера от народности сакалава, который был заимствован из музыкальной культуры народов, населяющих острова Индийского океана. Ритм салеги очень мелодичен, под него танцуют вдвоем и группами. Ярчайшим исполнителем в стиле салеги считается Русси, певец и композитор, а также виртуозный исполнитель. Именно в его аранжировках малагасийские народные инструменты впервые гармонично зазвучали вместе с современными. Стоит отметить, что первые профессиональные записи музыкальных произведений в стиле салеги появились только в 90-е годы ― из-за материальных трудностей местных музыкантов в 70-е годы. Самые популярные из них: «Бал кабуси» и «Сира-Сира».
В последующие годы в музыкальной культуре Мадагаскара появляется много других, самых разнообразных стилей музыкального
-106-
исполнения: басесе и малеса ― на западе, цапики ― на юге, саува ― в районе Центрального Плато. То есть идет дальнейшее усовершенствование форм музыкального исполнения. Ведущая современная фольклорная группа «Бендза Гаси», которую возглавляет певица Ханитра, известная далеко за пределами Мадагаскара, использует в своем репертуаре почти все указанные выше стили.
Восьмидесятые годы в истории музыкальной культуры малагасийцев ― выход на международную арену таких великолепных исполнителей малагасийской музыки, как Рики, Дзаудзуби, Режис Жизаво, Радзери, Жюстен Вали, Тарика. Традиционная музыка все активнее пропитывается модными западными стилями. Возникновение стиля «вакудзазана» ― смешение традиционных ритмов (вакука) с джазовыми (дзази) ― яркое тому свидетельство. Первый рок-фестиваль в истории Мадагаскара состоялся в 1984 г.
На современном этапе развития на музыкальную культуру острова наибольшее влияние оказывают мелодии и ритмы Южной Африки, европейские, американские жанры: поп, рок, джаз, рэп, рэгги, конголезский сукус. Несмотря на столь значительное влияние извне и тесное взаимодействие со многими музыкальными культурами мира, музыкальная культура Мадагаскара остается уникальной в своем роде.
Завершая рассказ о музыкальной культуре Мадагаскара, хотелось бы вкратце остановиться на музыкальном инструментарии острова и упомянуть имена самых известных малагасийских исполнителей.
Музыкальный инструментарий Мадагаскара довольно разнообразен. В наше время он насчитывает десятка два наименований. Главные из них, несомненно, ― валиха и кабуси. Эти два музыкальных инструмента можно встретить повсюду, путешествуя по острову. Валихе отдавали предпочтение жители Центрального Плато и прилегающих к нему районов. Классическая валиха представляет собой трубчатую цитру ― струнный щипковый инструмент цилиндрической формы. Ствол ее, как правило, изготовлялся из бамбука, а в наше время может быть и из дерева, и из металла. Название валихи варьируется от провинции к провинции острова: «манибула», «валиха вата», «бетуруки», «марувани», «вадиха». Струны могут быть изготовлены из сизаля, пластика, металла («валиха дзихи ви»). Как правило, валиха имеет 16-18 струн и диапазон 2-3 октавы. Валиха, предположительно родом из Индонезии. На раннем этапе своего появления она служила инструментом при исполнении ритуальных и обрядовых мелодий и песен. До XIX века, т. е. пока не были завезены на Мадагаскар европейские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, гитара и др.), валиха считалась аристократическим инструментом. С валихой хорошо сочетается гитара и флейта. Самый известный исполнитель на валихе ― Сильвестр Рандафисон ― один
-107-
из почетных членов трио «Ни Анцали», а самый способный мастер по изготовлению валих ― Рене Рамилиндзатуву. Его мастерство известно далеко за пределами острова. Кроме него стоит упомянуть таких мастеров как Морисон Халисон, Ракутундзафи и Радзери.
Кабуси занимает второе почетное место в малагасийском инструментарии. Название свидетельствует об арабских корнях его происхождения, предположительно ― от арабского слова «кюбюз», и переводится как «укороченная лютня». Похожую можно встретить в Египте. Как правило, такая лютня имеет 5-6 струн. Ряд исследователей считает, что этот инструмент больше всего напоминает гавайскую гитару. Особой популярностью пользуется этот инструмент у молодежи острова. Он широко распространен в творчестве народов северо-запада Мадагаскара: танала и бецилеу. По конструкции он очень схож с лукангой (малагасийская лютня).
Поскольку не существует какой-либо специальной научной классификации малагасийских инструментов, ограничимся простым перечислением этих инструментов и сравним их с другими схожими музыкальными инструментами.
К числу традиционных малагасийских инструментов также относятся «дзедзи» ― цитра, ее разновидность «дзедзи лава» напоминает бразильский беримбау. «Луканга», судя по свидетельствам европейских путешественников, также как и кабуси, имеет арабское происхождение. Это смычковая лютня, наиболее распространен на острове ее вариант под названием «луканга вуатаву», т. е. трехструнная лютня с резонатором из тыквы. В процессе своего развития луканги имели различную форму корпуса, у современных ― гитарообразный корпус. Вместе с тем часто в исследованиях можно встретить понятие «лукангам- базаха», что означает европейская гитара. Не менее популярна на Мадагаскаре и поперечная флейта ― «судина». Флейты как и валихи бывают деревянные, бамбуковые, металлические. «Таитаи» ― малая продольная флейта, как правило, деревянная. Используется для воспроизведения пения птиц. «Фарари» ― детская дудочка из бамбука с тремя гнездами. Барабаны на Мадагаскаре представлены достаточно широко, как и в Африке: «ампунгалахи», «ампунга вилани», «хазу-лахи», «лангуруани», «нлапа», «тари». Ритмический фон создают в малагасийской музыке «такурицика» ― кастаньеты, «атранатрана» ― ксилофон, один из древнейших музыкальных инструментов Мадагаскара, погремушки ― «куринцана», трещотки и веники ― «кифафа», а также щетки ― «киамбарамбу».
Образцы ведущих музыкальных инструментов малагасийцев бережно хранятся в Музее искусств и археологии Университета, во Дворце Андафиаваратра (Дворец премьер министра) в столице Мадагаскара городе Антананариву. С некоторыми из них можно
-108-
ознакомиться в Музее Хорнимана в Англии, в Музее Человека и в Музее Музыки в Париже, в Музее Народного искусства в Австрии.
Стоит отметить, что в результате динамичного развития музыкальной культуры Мадагаскара и прогрессивной ассимиляции в течении веков традиционной музыки с новыми зарубежными ритмами на Мадагаскаре появилось достаточно много настоящих музыкальных звезд: Самми Рацафанахи ― саксофонист, исполняет мелодии в стиле регги и салеги. Ему удалось собрать вокруг себя таких звезд, как Сета ― флейтист и Радзери ― виртуозный исполнитель на валихе. Лучший аккордеонист Роже Жизаво, лично знакомый с известнейшим аккордеонистом Ришаром Галльяно, известные гитаристы Этьен Рандрианасулу (Д' Гари) и Этьенн Рамбуатиана (Бубуль), Эрик Манана ― талантливый гитарист, плодовитый композитор, участник многих ансамблей ― «Лулу си ни Тарини», «Целунина», «Феу Гаси». Все они демонстрируют свои достижения в исполнении традиционной и современной музыки не только внутри страны, но и далеко за пределами острова, активно участвуют в различных международных фестивалях и концертах, продвигают малагасийскую музыкальную культуру далеко за пределы острова.