КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Масоны Мадагаскара

-84-

  

            В последнее время становится все более нейтральным, если не лояльным, отношение церквей Мадагаскара, прежде всего католичес­кой, к «вольным каменщикам». По свидетель­ствам католических иерархов, в том числе иезуитского ордена и крупных фигур масонства, на Мадагаскаре наблюдается обоюдное сущест­венное смягчение позиций. С одной стороны, в республике, где до сих пор не существует ни од­ной так называемой регулярной, то есть при­знанной англо-саксонским масонством, ложи, усиливается стремление создать вслед за важными переменами, произошедшими в середине 50—х годов в политике Ватикана по отношению к масонам, заметен прогресс и в позиции малагасийской католической церкви таковую, укрепить связи с «братьями в Англии, США и Канаде». В свою очередь,. Главным образом это касается иррегулярных, в большинстве — атеистических лож, так как с регулярными противоречия никогда не достигали такой остроты. Отныне в порядке вещей стали обмен мнениями и определенная координация усилий между двумя организациями.

            Руководители «вольных каменщиков» встречаются со многими представи­телями финансовой, торгово-промышленной и политической элиты страны, в том числе с высшим руководством. 

           Об этом рассказал на одном из вечеров Клуба П. А. Мыльцев.

П. А. Мыльцев

МАСОНЫ МАДАГАСКАРА

      Масонская организация Мадагаскара, одна из самых ранних по времени образования и одна из наиболее развитых и влиятельных в тропической Африке, ныне все чаще открыто заявляет о себе. По данным малагасийского журнала «Витрин», масоны Великого острова «пытаются в последнее время поколебать укоренившиеся у населения поверья, что встреча с масоном опасна, поскольку тот вырывает у человека из груди сердце и похищает его».

      Все эти соображения не позволяют, однако, полагать, что масон­ство на Мадагаскаре решительно встает на путь гласности и открытого соперничества с другими организациями. В том же, что эта организа­ция давно и решительно влияет на политическую жизнь, сомневаться не приходится.

       Как считают сами малагасийские масоны, первые ложи на террито­рии Мадагаскара были созданы служащими французской Ост Инд-

-85-

ской компании в середине XVIII века на южном и восточном побе­режье, где Франция со времен Ришелье пыталась закрепиться, осно­вывая крепости и фактории. Но, как и сами форпосты, эти ложи просу­ществовали считанные годы. К тому же в них входили исключительно иностранцы.

     Начало посвящению малагасийцев в масонство положили англича­не в конце XIX века. Однако ложи стали создавать французы. С 1890 г. официально начала действовать «Лож № 310 де л'Имерина», переиме­нованная затем в «Гранд лож де л'Имерина», преемницей которой впоследствии стала наиболее значительная ныне ложа ― ма­лагасийский филиал «Гранд лож де Франс».

     Первым малагасийским масоном считается Жерсон Рамисирай, выпускник медицинского факультета Университета Монпелье (Фран­ция). Отлично сознавая возможности и роль масонских организаций, Париж в первые же годы колониального господства на Мадагаскаре приложил все усилия, чтобы вытеснить соперников англичан из малагасийских лож. К тому же, колониальная администрация всячески поощряла масонство на острове, главным образом ― атеистического толка, намереваясь с его помощью бороться с влиянием англиканской церкви.

     Видные посты в масонской иерархии занимали генерал губер­наторы ― Виктор Оганёр (в свое время входил в совет «Гранд Орьян де Франс» в Париже) и Юбер Гарби.

     Деятельность лож охватывала почти всю территорию колонии: помимо «Гранд лож де Франс» в числе наиболее почитаемых были также столичные «Л'Авенир мальгаш», «Ля Франс остраль де Тананарив» (годы существования 1913 1952), «Л'Этуаль остраль», сфор­мированная в 1956 г.

       В главном порту острова ― Туамасине ― до сих пор действует старейшая ложа «Орьян де Таматав», созданная в 1899 г. Там же в разное время были известны ложи «Гранд Орьян де Таматав» (1905-1910), «Ла кот эст».

     Во втором по значению порту ― Махадзанге ― существовали ложи «Ле труа фрэр», «Орьян де Мажунга», там недолгое время функциони­ровал филиал «Гранд лож де Франс», основанный в 1910 г.

      На севере Мадагаскара, в Анцеранане (бывшая база французских ВМС Диего Суарес) в 1913-1920 гг. были ложи «Л'Аксьон репюбли-кэн», «Орьян де Диего-Суарес». В Анцирабе, в центре страны, в 1953 1964 гг. влиятельную роль играла ложа «Ла фратернитэ франко-мальгаш».

      Размах и значение масонства были таковы, что оно оказало влияние на самые разные процессы. Так, по мнению газеты «Мадагаскар трибюн», в годы правления генерал губернатора В. Оганёра (1905-

-86-

1910 гг.) это выражалось в способности администрации сдерживать освободительную борьбу. Несомненно также, что идеи и символика масонства наложили заметный отпечаток на антиколониальное движение.

      Особенно это характерно для деятельности тайного общества «ВВС» ― «Ви, Вату, Сакелика» («Железо, Камень, Ветвь») (1913­-1918 гг.), впервые поставившего задачу добиться независимости. Активным масоном был и широко известный малагасийский патриот Жан Ралаймунгу. Наконец, одна из лож в Туамасине в начале века так и называлась: «Л'Эндепанданс мальгаш» («Мальгашская независи­мость»).

      Немаловажную роль сыграло масонство в первые годы независи­мости Мадагаскара. Не случайно, что к власти пришла и удерживала ее до 1972 г. созданная накануне независимости Социал-демократи­ческая партия во главе с Филибером Цирананой. Она была очень близка к Французской соцпартии с традиционно весомым влиянием масонов.

      Ныне из значительных организаций этого толка в стране следует отметить отделения французских «Гранд лож де Франс», «Гранд Орьян де Франс», а также «Гран рит мальгаш» ― типично мала­гасийская и наиболее политизированная ложа. Их ориентировочная численность, сообщил член руководства филиала «Гранд лож де Франс» на Мадагаскаре Жозе Равелумананцуа, соответственно 50, 50 и 250 человек. Значительное численное превосходство «Гран рит мальгаш», по мнению Ж. Равелумананцуа, объясняется более мягкими правилами приема, а также ярко выраженными политическими амби­циями.

    Кроме того, действуют и менее значительные ложи «Л'Этуаль остраль» и «Фирайсана си ни фандрусуана» («Сотрудничество ради прогресса»). Как и в целом по стране, в них состоит примерно равное число католиков и протестантов. Социальный состав предопределен характером деятельности: собрания, включающие философствование на французском языке, доступны для осмысления лишь предста­вителям интеллектуальной элиты, получавшим хорошее европейское образование. По данным масонских организаций, недавние годы стали для них началом нового стабильного роста: численность масонов ежегодно увеличивается на 10-15 проц.

      Сопоставление тех скудных сведений, которые можно раздобыть о располагающих весом в обществе лицах, одновременно занимающих важные посты в ложах, позволяет сказать, что наиболее традици­онным и консервативным можно считать филиал «Гранд лож де Франс». Туда, как и в доколониальное время, входят в основном представители родовой знати  ―  андриана, до сих пор контролирующие

-87-

ключевые посты в администрации. Еще с прошлого века эта самая националистически настроенная каста всеми силами противилась закреплению Франции на острове, для чего, в частности, всячески использовала связи с Англией и США. Отсюда и выбор обряда с преобладающим англо-саксонским влиянием. И естественно, эта группировка издавна наиболее лояльна к интересам Англии и США. Наиболее видные лидеры этой ложи ― люди, карьерой и финан­сово-экономически связанные с США. Как правило, они и их близкие родственники меняют друг друга на таких постах, как посол в США, представитель при ООН, при Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), управляющий центральным банком, министр финансов, советник президента. Тут можно назвать, прежде всего, бывшего члена Верховного революционного совета (ВРС), прошедшего все эти ступени, советника президента по финансам, экономике, а также по политологии Ракутувау Разакабуана; человека почти с идентичной карьерой, специального советника по финансам и хозяина крупнейшей частной инвестиционной компании «Фиару» и бывшего премьер-министра Паскаля Ракутумаву; также бывшего министра финансов и бюджета, а затем посла Мадагаскара в Вашинг­тоне Леона Радзаубелина.

       Наметившаяся с 1982 г. в политике и экономике переориентация Мадагаскара в сторону нового сближения с Западом, прежде всего с США, подписание соглашений с МВФ и ВБ отражали усиление позиций этой группы.

       Расширение в последние годы американо малагасийских эконо­мических, культурных, религиозных связей позволяет прогнозировать дальнейший рост влияния филиала «Гранд Лож де Франс», особенно учитывая то обстоятельство, что самые многочисленные и мощные масонские организации сейчас ― в США.

    Филиал «Гранд Орьян де Франс» представлен более всего ли­беральной и даже левой интеллигенцией, профессурой. В политике их позиции среди левого крыла партии бывшего президента Авангард малагасийской революции (АРЕМА). В их числе ― влиятельные идеологи АРЕМА: бывший министр труда и посол в Италии Жан-Жак Серафэн и бывший премьер министр Жюстэн Ракутуниайна, лидер партии Вундзи Марудзама Разанабахини.

       Самая молодая из крупных лож ― «Гран рит мальгаш», созданная в 1962 г., ― самая динамичная и политизированная. Ныне она входит в международную масонскую организацию ― «Центр связи и инфор­мации держав, подписавших страсбургский призыв» (КЛИПСАС) и участвует в его конференциях, которые проводятся каждые три месяца. В 1987 г. «Гран рит мальгаш» был представлен на «Между­народном масонском слете» в Париже. Самая многочисленная и самая

 -88-

интенсивно работающая (собрания проводятся два раза в месяц), эта ложа и самая таинственная. Если руководство или главные представители других лож известны полуофициально, то о «Гран Рит мальгаш» можно получить лишь самые общие сведения. Не располагая пока таким весом в экономике, как филиал «Гранд лож де Франс», эта ложа пытается заручиться поддержкой масонов Запада для укрепления влияния в стране и даже для конкуренции с другими малагасийскими ложами.

       По отзывам масонов, президент Дидье Рацирака сам не входил в ложи, но живо интересовался их деятельностью и находился в постоянном и тесном контакте с ними. Он непременно принимал и подолгу консультировался с руководителями различных масонских организаций Западной Европы, которые неоднократно посещали Мадагаскар. Некоторые политические наблюдатели считают, что для осуществления резкого поворота к Западу, завязывания отношении с МВФ и ВБ, с Парижским и Лондонским клубами президенту в 1982 г. потребовались масонские связи, и он вступил в одну из французских лож. Как бы там ни было, объективно перспектива расширения связей с Западом, США, «открытие» Мадагаскара для иностранного частного капитала, ― все это подразумевает необходимость дальнейшего подъема роли масонов. Тем более что сами малагасийские масоны, прежде всего обряда «Гранд лож де Франс», добиваются междуна­родного признания, стремятся создать полностью независимую ложу «Гранд лож де Мадагаскар».