-72-
80 лет назад, в 1925 г. умер Л. Даль (L.Dahle), один из основателей Норвежского миссионерского общества (NMS) на Мадагаскаре. Он приехал в Антананариву в 1870 г. и прожил там около двадцати лет.
Миссионеры обратили внимание на музыкальность малагасийцев и избрали для своих проповедей простую, напевную форму гимнов. Л. Даль адаптировал европейское стихосложение применительно к малагасийскому языку и лютеране выпустили несколько сборников гимнов. Усилиями миссионеров началось распространение грамотности. В 1835 г. издана Библия на малагасийском языке. Собирались и издавались образцы народного творчества. Л. Даль опубликовал «Малагасийский фольклор» («Malagasy Folk-Lore», 1877), несколько книг по лингвистике малагасийского языка. Одними из первых печатных изданий были газеты Норвежского миссионерского общества «Друг молодежи» («Ny Sakaizan’ ny Tanora», 1880) и «Вестник» («Ny Mpamangy», 1882). «Вестник» выходил до 1958 г., «Друг молодежи» существует до наших дней.
Самым знаменитым прихожанином лютеранской церкви был крупнейший малагасийский поэт Жан—Жозеф Рабеаривелу.
Е. Ж. Андриамиханта
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ МАДАГАСКАРА
Как известно, на Мадагаскаре существует четыре основные конфессии: католическая церковь, англиканская, протестантская реформаторская и протестантско-лютеранская. Мы не будем сегодня касаться трех первых, а поговорим только о Лютеранской Церкви Мадагаскара (ЛЦМ) (Fiangonana Loterana Malagasy).
Прежде всего, хочу отметить, что это не научное исследование в обычном смысле этого слова ― у меня не было под рукой документов.
Остановлюсь на трех главных вопросах, касающихся ЛЦМ: ее происхождение, становление и деятельность.
Коротко говоря, ЛЦМ ― это результат деятельности Норвежской Миссии или Норвежского миссионерского общества (Norwegian Mission Society ― NMS) и Американской Лютеранской Церкви (American Lutherian Church ― ALC). Первый миссионер НМС Ион Энг (John Engh) прибыл на Мадагаскар в 1867 г. Получив разрешение малагасийских властей, он начал свою деятельность в Бетафу, в двухстах
-73-
километрах южнее столицы основал там первую церковь и создал первую школу.
Через три года, в 1870 г., вслед за Энгом на Мадагаскар приехали еще несколько миссионеров и начали работать в крупных городах центральной части острова в Антананариву, Анцирабе и Фьянаранцуа. Однако их деятельность не ограничилась центральной частью, а распространилась на западное побережье (Мурундаву и Тулеар) и на восточное вплоть до Маруламбу, Манакара и Вангайндрану.
Первый же миссионер Американской Лютеранской Церкви (АЛЦ) Болстадт (Bolstadt) прибыл на Мадагаскар уже позже, в 1888 г.
По соглашению между двумя миссиями, Норвежской лютеранской церкви (НЛЦ) и Американской лютеранской церкви (АЛЦ), южная часть Мадагаскара становилась полем деятельности АЛЦ, а НМС продолжала свою деятельность в центре страны и на западном и восточном побережьях. АЛЦ сосредоточила свои центры в Фарадуфай (столице народа антануси), Амбувумбе (столице антандруй) и Манасуа (столице махафали).
Главная цель обеих миссий проповедовать Священное писание. Поэтому они в первую очередь занялись переводом Библии на малагасийский язык. Необходимо было также научить народ писать и читать, поскольку большинство населения было неграмотно. С этой целью миссии создавали церковно приходские школы, которые готовили национальные кадры священников, и строили школы для детей, без чего невозможно было обучать их грамоте. Конечно, основной задачей миссий было научить население читать Библию.
1950 г. можно считать датой создания Лютеранской церкви Мадагаскара в Манакаре состоялась всеобщая конференция НМС и АЛЦ совместно с малагасийскими представителями, где было принято решение объединить все лютеранский церкви НМС и АЛЦ в единую церковь. Это объединение получило название ― Лютеранская церковь Мадагаскара (ЛЦМ).
Отметим, что прежде каждая церковь носила название создавшей ее миссии. Те, кто относился к Норвежскому миссионерскому обществу (НМС) назывались Норвежская лютеранская церковь. В городе Анцирабе, например, церковь называлась Норвежская лютеранская церковь Анцирабе. А те, что были под эгидой АЛЦ ― назывались Американская лютеранская церковь. Так церковь в городе Фарадуфай называлась: Американская лютеранская церковь Фарадуфай.
После конференции, когда была создана Единая лютеранская церковь, возникло так называемое Общее объединение, получившее название Всеобщий Синод. Решено, что Всеобщий Синод будет собираться раз в три года для решения общих дел. На конференции 1950 г. было решено разделить сферы влияния ЛЦМ. Создали 6 (по числу провинций)
-74-
отделений, которые стали называться Региональными Синодами. НМС курировала четыре региональных синода: Северный Региональный Синод (со столицей в Анцирабе), Центральный (со столицей в Фьянаранцуа), Восточный (со столицей в Мананаре) и Западный (со столицей в Тулеаре). Остальные два синода находились в ведении Американской лютеранской церкви: Юго-восточный (со столицей в Форт-Дофене) и Юго-Западный (со столицей в Южном Бетиоки).
Необходимо отметить, что в течение 11 лет, с 1950-го по 1961-й годы, как главами ЛЦМ, так и Всеобщего Синода были исключительно иностранные миссионеры. С 1961 г. их стали возглавлять малагасийцы. Для ЛЦМ это было тяжелое время, но благодаря энтузиастам церковь все же активно развивалась и расширяла свою деятельность. Шесть региональных синодов были преобразованы в 20 региональных синодов. Их всех объединял в единую церковь Большой Синод, получивший наивысшие полномочия.
В настоящее время с ЛЦМ тесно сотрудничают не только НМС и АЛЦ, но и Датская и Шведская церкви, развернувшие свою деятельность на Мадагаскаре. Главный регион их деятельности ― северные области острова.
С самого начала своей деятельности и до настоящего времени целью ЛЦМ было: способствовать развитию народа в трех областях: духовной, просветительской и физической.
В области духовной главная задача изучение Библии. С этой целью создавались и совершенствовались школы по подготовке священников. Бывшая церковно приходская школа, построенная миссионерами в Фьянаранцуа была преобразована в Высшую Лютеранскую школу теологии (Facultée de Théologie Luthérienne). Кроме того, ЛЦМ открыла шесть региональных теологических семинарий (Séminaires Théologiques Régionaux) для подготовки пасторов, преподавателей катехизиса и евангелия.
У ЛЦМ был также специальный орган, который занимался распространением Священного писания по всему острову. Он назывался Постоянная Святая Армия (Tafîka Masina Maharitra). Главной ее целью было распространение Священного писания и создание ячеек Постоянной Святой Армии во всех отделениях ЛЦМ. Со Святой Армией сотрудничало Отделение пробуждения лютеранства (Sampana Fifohazana Loterana) ― одно из подразделений ЛЦМ. К тому же в Анцирабе было организовано радиовещание. «Эхо Библии» вело передачи каждый вечер малагасийцы во всех уголках острова должны были слушать благовест.
Надо сказать, что с самого начала миссионеры уделяли большое внимание просвещению. Параллельно с проповедью Евангелия, они строили школы, распространяя таким образом грамотность.
-75-
Самой большой школой, которую открыли миссионеры, был Педагогический институт (Ecole Normale) в Анцирабе. Затем она была переведена в г. Фандриана. Кроме того, было создано много лютеранских колледжей и лютеранских школ, которые продолжили распространение образования. Из этих школ вышло много известных людей Мадагаскара.
Одной из прославивших ЛЦМ деяний было создание школы для инвалидов, например, школа для слепых в Анцирабе, а также шесть школ для глухих в разных концах острова. Дети в этих школах получали полноценное образование. Надо отметить, что таких школ до сих пор нет ни у других миссий, ни у государства.
Лютеранская церковь Мадагаскара уделяла большое внимание не только духовному воспитанию и просвещению, но заботилась и о физическом здоровье паствы. Здесь нужно отметить, прежде всего, две главные задачи, которые ставили перед собой миссионеры: развитие здравоохранения и сельского хозяйства.
Забота о здоровье прихожан входила в обязанность уже первых норвежских миссионеров, прибывших на остров. Чаще всего это были проповедники и врачи в одном лице. Помимо церковно приходских школ они построили и больницу. К сожалению, когда в 1895 г. пришли французы, они забрали себе эту больницу. Тогда ЛЦМ построила другую больницу для местного населения в Анцирабе. Она называлась Андранумадиу и существует до сих пор. Сейчас там есть отделение хирургии, стоматологии, глазное отделение и другие.
АЛЦ тоже с самого начала строила больницы. Доктор Дайнс (Dyrnes) открыл первую больницу в Манасуа. Однако наиболее известные больницы, принадлежащие АЛЦ, это больницы в Манамбару и Эджеде. Они славятся до сих пор. В настоящее время лютеранские диспансеры можно встретить по всему острову, и роль их в медицинской помощи населению, особенно проживающему в деревнях, неоценима.
Большое внимание ЛЦМ уделяла также развитию сельского хозяйства. Следует отметить, что именно норвежские миссионеры первыми стали выращивать на Мадагаскаре яблоки и картошку, прежде всего в районе Вакинанкаратра. Они создавали сельскохозяйственные школы, где обучали население земледелию и животноводству. Они создали также Орган технической поддержки, призванный помогать жителям сельских районов вести сельское хозяйство, и снабжающий крестьян сельскохозяйственной техникой и семенами.
Перевел с малагасийского
Рандимбисуа Ракутуаринуру