-67-
Президент страны Марк Равалуманана был переизбран вице—президентом бюро реформаторской Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, после чего он заявил, что «мечтает о создании христианского государства». Представители различных конфессий на Мадагаскаре, а также общественность и средства массовой информации подвергли критике это его высказывание, заявив, что тем самым президент страны нарушил конституцию и ущемил права всех нехристиан, составляющих почти 60 проц. населения. Согласно официальной статистике, из 17—миллионов малагасийцев 41 проц. исповедуют христианство, около 10 проц. — ислам, остальные являются последователями традиционных верований, основанных на культе предков.
С другой стороны христианские религии сталкиваются сейчас с новой проблемой. Власти Мадагаскара встревожены растущей популярностью религиозных сект. С каждым годом в старых католических и протестантских церквах появляется все больше пустующих сидений.
Причина тому, как утверждает молодежь, христианская церковь «слишком консервативна и авторитарна», это «рутина», она «слишком скучна». Секты привлекают молодых большей демократичностью. Желание освободиться от посредника побуждает многих жителей Мадагаскара отвернуться от традиционных церквей.
Мы провели в Клубе друзей Мадагаскара несколько вечеров, посвященных религиозным темам.
В. Л. Керов
ИЗ ИСТОРИИ КАТОЛИЦИЗМА
Распространение католицизма на Мадагаскаре исторически оказалось связанным с попытками колонизации Великого острова и его позднейшим (в конце XIX в.) завоеванием католической Францией. Однако французы не были первыми европейцами, появившимися на Мадагаскаре. Их опередили католики-португальцы.
В 1499 г. португальский мореплаватель, Педро Альвариш Кабрал, около мыса Доброй Надежды попал в жестокую бурю. Его корабли потеряли друг друга из вида. Один из них (под командованием Диегу Диаша) так и не смог присоединиться к другим и не достиг восточноафриканского берега,
-68-
куда направлялись португальцы. Попав на восточный берег Мадагаскара, Диаш решил, что находится в Мозамбике. Продвигаясь вдоль берега, он понял, однако, что это остров, и, так как увидел его в день Св. Лаврентия, дал ему имя этого святого (в 1500 г.).
В течение XVI в. португальцы неоднократно организовывали плавания на Мадагаскар. Но в конечном итоге на первый план вышла Франция. В XVI и в начале XVII века участились попытки французского проникновения на Мадагаскар, правда, без особого успеха.
Первые заметные успехи французские историки справедливо связывают с именем Э. де Флакура. Флакур был директором Восточной компании. Ему предложили стать комендантом Форт Дофэна. Что способствовало этому выдвижению? Без сомнения, опыт Флакура в торговых делах и административные способности. Но не только это. Не следует забывать, что он должен был заменить протестанта: от некоторых колонистов поступали жалобы на то, что его предшественник Прони якобы мешал им отправлять католический культ. Информированные о беспорядках, которые происходили в Форт Дофэне, члены директората компании заявили, что на остров отныне не будет допущен ни один «еретик». Поэтому не было ничего удивительного в том, что они обратили свои взгляды на католика Флакура.
Флакур руководствовался взглядами, господствовавшими в его время, в частности, идеей иезуитов, родившейся в католической Испании, об использовании католицизма в процессе проникновения в страну. Идею об «обращении в католическую веру дикарей» разделяла и регентша Анна Австрийская, передавшая через свое доверенное лицо соответствующие рекомендации Флакуру. Вместе с тем Флакур полагал, что первейшим условием является изучение страны. Он считал необходимым получить самые точные сведения о жителях Мадагаскара. Маленький отряд, который был в распоряжении Флакура, насчитывал около 80 человек солдат и колонистов, знакомых с различными ремеслами: кожевников, кузнецов, столяров и пр.
Отряду Флакура были приданы два миссионера: о. Наккар и о. Гондре. Собираясь на Мадагаскар, последний высказал намерение «установить над островом владение католической церкви и создать империю Христа». Большую роль в судьбе упомянутых миссионеров, отправлявшихся на Мадагаскар вместе с Флакуром, сыграл видный французский католический деятель Сен Венсан де Поль, основавший при поддержке Рима Конгрегацию сестер милосердия, превратившуюся в Конгрегацию Миссий, члены которой стали называться лазаристами. Позднее им же было создано как бы ответвление Конгрегации Общество иностранных миссий, для участия в колониальных экспедициях. Папский нунций в Париже обратился к Венсану с просьбой отправить миссионеров на Мадагаскар.
-69-
Венсан помог назначению двух лазаристов, основываясь нарекомендациях регентши Анны Австрийской (это происходило в 1648 г.), и написал о. Наккару специальное письмо, содержавшее многочисленные директивы и советы. Суть их заключалась в пожелании осуществлять пасторскую работу не только среди французских поселенцев, и, может быть, в еще большей степени среди местных жителей малагасийцев.
После гибели от лихорадки первых двух священников Венсаном были направлены на Мадагаскар новые миссионеры. Через 10 лет, в 1658 г. Флакур направил Венсану де Полю, как главе Конгрегации Миссий, письмо, представлявшее собой как бы отчет о деятельности на Мадагаскаре (как утверждал он, успешной) по распространению католицизма среди аборигенов.
Флакур использовал все возможности для обращения малагасийцев в христианство. Когда некоторые знатные малагасийцы во время засухи стали просить Флакура заступиться за них перед его могущественным Богом, тот подтвердил, что в случае их обращения в христианство, Бог им поможет.
Правление Флакура на Мадагаскаре длилось с 1648 г. по 1655 г.
Последующие французские экспедиции большого успеха не имели, за исключением, быть может, той, которую возглавлял бывший польский конфедерат граф Бенёвский (70-е гг. XVIII в.)1.
В 1818 г. на Мадагаскаре, где в это время правила династия королей одной из главных областей острова Имерины, появилась миссия англиканской церкви. Великобритания стала предпринимать энергичные попытки проникновения на остров. Распространение католицизма на Мадагаскаре было следствием появления здесь французских торговых и военных экспедиций. А англичане, напротив, рассматривали миссии англиканской церкви как подготовительные мероприятия для последующего закрепления на Великом острове.
Католиками на Мадагаскаре частично были французы, оставшиеся на острове или проникшие с Реюньона и даже со ставшего английским Маврикия. Частично оставшиеся среди малагасийцев люди, верные католицизму. В отличие от отношения к протестантам, королевская малагасийская власть католиков преследовала. «Автор книги Католическая церковь на Мадагаскаре» католический иерарх Бернар Бло приводит данные о положении католиков на Мадагаскаре и о трудностях, которые сопутствовали их деятельности. Именно поэтому Бло писал (с точки зрения католицизма) о 25 годах молчания, в которые погрузился остров Св. Лаврентия.
Активная деятельность католиков началась в Имерине в 1864 г. А в 1870 г. католические миссионеры (преимущественно иезуиты) добились разрешения повсеместно заниматься проповеднической деятельностью.2
-70-
Положение изменилось коренным образом после завоевания Мадагаскара французскими войсками во главе с генералом Ж. С. Галлиени. Галлиени был назначен первым генерал губернатором новой колонии.
Галлиени стал преследовать протестантов и всячески поддерживать католическую церковь на Мадагаскаре, которая стала подчиняться церковному руководству в Париже.3 Первый камень католического храма в Форт Дофэне был заложен 29 марта 1903 г., инаугурация произошла 24 апреля 1904 г. Все большее число местных жителей становилось католиками. Впрочем, католические храмы начали строиться за несколько лет до объявления Мадагаскара французской колонией.4
В Ватикане прекрасно понимали необходимость создания высокопоставленных руководителей малагасийской католической церкви из числа местного населения. Во исполнение этого плана в октябре 1939 г. папа Пий XII назначил епископом Игнасия Рамарусандрана (1893 1957). Это был первый епископ малагасиец.
После Второй мировой войны малагасийская католическая церковь весьма осторожно поддерживала стремление общественности к независимости Мадагаскара. Во время восстания 1947 г. церковные руководители осудили крайности, проявления жестокости и остались в стороне.
После умиротворения страны продолжалась традиция, начавшаяся еще в 1931 г., проведения ежегодных собраний епископов Мадагаскара по поводу насущных проблем церкви. В ноябре 1953 г. прошла традиционная епископальная конференция, на которой был затронут актуальный тогда вопрос о деколонизации Мадагаскара. Членами конференции было выработано обращение к верующим, в котором, в частности, отмечалось, что желая ответить при любых обстоятельствах на реальные потребности христиан и понимая стремление многих из них к независимости их страны, церковь считает естественным правом малагасийского народа, как всех народов вообще, самому выбирать свою судьбу. Одним из важнейших достижений христиан является духовная свобода. И церковь готова помочь народу в ее достижении, но только в том случае, если она будет достигнута конструктивными средствами, не неотклоняясь от истинно христианского пути.
После провозглашения независимости Мадагаскара и малагасийская церковь, и Ватикан стремились стать опорой новой власти власти малагасийских правящих кругов ивсячески подчеркивали им свое расположение.
31 июля 1960 г., в День празднования независимости Мадагаскара, папа Иоанн XXIII заявил, например, что «возвысив до епископства» двух сыновей Мадагаскара, он хотел бы пожать руки всех христиан «вашего прекрасного и Великого Острова».
-71-
В дальнейшем, в ходе развития молодой Малагасийской Республики, возможности католической и протестантской церквей формально уравнялись. Это проявляется до сих пор и в количественном соотношении католиков и протестантов. По приблизительным оценкам, в середине 90-х годов XX в. число малагасийцев-христиан достигало
7 млн. человек (из общего числа населения острова 12 млн. чел.). Из них к приверженцам католицизма относилось 42,2% христиан, адептам протестантизма ― 57,8%.
Католическая епархия на Мадагаскаре охватывает ныне 18 диоцезов. Число католических священников насчитывает около 700 чел., в том числе малагасийцев примерно 300 и иностранцев (прежде всего французов) 400 чел.
Католической церкви на Мадагаскаре принадлежат многочисленные культовые здания (только в столице 173), монастыри, под ее патронажем находятся лечебные учреждения, 1736 школ. В этих школах обучается примерно 295,6 тыс. учащихся, число преподавателей превышает 4 тыс. человек. Одним из наиболее элитарных католических учебных заведений считается столичный коллеж Сен-Мишель. В 1997 г. открылся Мадагаскарский католический институт. Католическая церковь имеет собственные издательства, радиостанцию «Радио Дон Боско», с 1917 г. выпускает газету «Лакруан' и Мадагасикара» («Крест Мадагаскара»). Нынешний глава католиков Мадагаскара кардинал Арман Гаэтан Разафиндратандра был возведен в сан в ноябре 1994 г. в Риме папой Иоанном Павлом II. Оплотом католицизма на острове считается город Фианаранцуа.5
Претендуя на ведущую роль среди различных конфессий, римско католическая церковь на Мадагаскаре объявила себя сторонницей всемерного развития страны.6
1 См.: Керов В.Л. Французская колонизация Мадагаскара и граф Бенёвский. ― М.:РУДН, 2003.
2 Емельянов А. Л. Исторический очерк. Доколониальный период//Мадагаскар. Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вост. лит., 2005 (РАН. Ин т Африки). С. 51 и сл.
3 См.: Charbonneau J. Gallieni à Madagascar, d'après la documentation rassemblée par Madame Gaëtan Gallieni. ― Paris : Nouvelles Éd. Latines, 1950.
4 Blot B. L'Eglise catholique à Madagascar. Tananarive: Impr. catholique, 1961. ― P. 17 ss., 24-25 ss.
5 См.: Мадагаскар. Справочник/ Авт.: А. Л. Емельянов, Л. А. Карташова, А. В. Козвонин, С. М. Шлёнская. 2 е изд. М.: Вост. лит раРАН, 1985.
6 См., например, L'Eglise et le développement à Madagascar . Fianarantsoa, 1972.