КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

45 лет спустя

-25- 

       Исполнилось 45 лет с момента получения Мадагаскаром независимости. За эти 45 лет по-разному оценивали, что произошло. Сейчас — более или менее можно оценить здраво. Не бить фанфары и не проклинать, а оценить зрело, трезво. Срок для истории небольшой, но сколько событий и перемен произошло за это время в стране: три раза изменялась Конституция, а вместе с ней название государства, сменялись президенты и их политика. Сколько было приобретений и потерь, сколько успехов и неудач. О некоторых из них — в статье С. М. Шлёнской.

С. М. Шлёнская

45 ЛЕТ СПУСТЯ

      За 45 лет независимого существования Мадагаскар прошел сложный и временами тернистый путь государственного и политического развития. Период с 1960 по 1972 г. известен как Первая Республика. В этот период действует конституция 1959 г. (поправки к ней были приняты в 1962 г.), официальное название государства ― Малагасийская Республика. Самым значительным фактором, определившим развитие страны в этот период, явилось подписание в апреле 1960 г. серии двустороннихсоглашений о со­трудничестве между Францией и Мадагаскаром, которые обеспе­чивали французской стороне возможность широкого контроля и влияния во всех сферах деятельности молодого государства и сохранения своих позиций на острове после получения им незави­симости. Экономика Мадагаскара этого периода характеризова­лась незначительными темпами роста, которые превышались темпами роста населения, низким уровнем производительных сил, засильем иностранного капитала. Политико-экономическая система создала базу для ситуации, когда на долю 10% населения приходилось 80% совокупного дохода. Нарастающее недоволь­ство, вызванное ухудшением экономического положения

-26- 

боль­шинства населения и углублением социальных и этнических противоречий, вылилось в начале 70-х годов в острый социаль­но-экономический и политический кризис, который привел ре­жим Ф. Цирананы к падению. 18 мая 1972 г. президент был вынужден объявить о роспуске правительства и передаче власти генералу Г. Рамананцуа.

       В истории Мадагаскара начался этап военных режимов пере­ходного периода (май 1972 - июнь 1975). Сформированное генералом Г. Рамананцуа новое правительство (министром иностранных дел стал Д. Рацирака, министром внутренних дел ― Р. Рацимандрава), получило подтверждение своей легитимности на референдуме, в октябре 1972 г. Правительству были даны полномочия сроком на пять лет, но проработать ему удалось только три года. За это время была пере­смотрена система налогообложения в пользу граждан с низкими доходами; внесены изменения в трудовой кодекс, улучшающие поло­жение рабочих и служащих, в июне 1973 г. пересмотрены соглашения с Францией (ликвидация французских баз, вывод французских войск, выход Мадагаскара из зоны франка). Устанавливались дипломатичес­кие и экономические отношения со странами, с которыми их раньше не было, в том числе социалистическими. В экономической сфере началось ограничение деятельности иностранных компаний и установление государственного контроля над ключевыми отраслями экономики. Уходу Г. Рамананцуа предшествовало раскрытие заговора и попытка военного переворота в конце декабря 1974 г. 25 января 1975 г. Г. Рамананцуа распустил свой кабинет, а 5-го февраля передал всю полноту власти полковнику Р. Рацимандраве, который обещал про­должить курс политики Г. Рамананцуа, но 11 февраля был убит.

       12 февраля группа военных объявила о создании «Национального комитета военной директории», к которому перешла власть в стране. В Директорию вошло 18 человек, среди них ― Д. Рацирака. Новая власть объявила в стране чрезвычайное положение, запретила деятельность всех политических партий, назначила военных губернаторов в провинциях. Режим Директории просуществовал до 15 мая 1975 г. В этот день Д. Рацирака при тайном голосовании Директории, набрав две трети голосов, был избран главой государства. Наступил период Второй Республики (1975-1992 гг.).

   Приход Д. Рацираки к власти сопровождался рядом радикальных шагов как экономического, так и политического характера.17 июня были национализированы банки и страховые компании, а 30 июня под контроль государства перешли крупнейшие торгово-промышленные, транспортные и нефтяная компании. Одновременно шла подготовка к референдуму, который должен был утвердить новую конституцию и «Хартию малагасийской социалистической революции», являвшейся

-27- 

предвыборной платформой Д. Рацираки. Она была опубликована в августе 1975 г. и давала как общий анализ малагасийского общества, так и долгосрочную программу действий во всех сферах деятельности государства. Главными составляющими программы, которые должны были обеспечить ее успех, являлись национальное единство, децен­трализация и социализм. В последующий период возрастающие эко­номические и политические трудности привели руководство сначала к постепенному отходу от провозглашенного в «Хартии» курса, а с 1986 г. и к отказу от него. Референдум 21 декабря 1975 г. большинством голосов одобрил оба документа, а Д. Рацирака ― избран президентом Демократической Республики Мадагаскар (так стала называться страна в соответствии с новой конституцией). В 1976 г. была создана партия АРЕМА (Авангард малагасийской революции), Д. Рацирака стал ее генеральным секретарем. Д. Рацирака дважды переизбирался на президентский пост ― в 1982 и в 1989 гг. В экономическом плане страна переживала трудности, связанные со многими факторами: быстрым ростом населения, нарастающей задолженностью, природ­ными катаклизмами, повышением мировых цен на нефть, колеба­ниями цен на экспортные культуры и т.п. Экономическим трудностям сопутствовала политическая нестабильность, связанная с ограни­чениями на деятельность оппозиционных партий. В марте 1990 г. после появления ряда новых партий правительство заявило о переходе к многопартийной системе. 31 октября 1991 г. было подписано согла­шение о создании переходного правительства, принятии новой конституции и проведении выборов. Референдум, состоявшийся 19 августа 1992 г., 73% голосов одобрил новую конституцию. Основан­ная на политическом плюрализме и демократии она была призвана обеспечить равновесие между властью президента и Национальным собранием и ознаменовала переход к новому периоду в истории страны, к Третьей Республике, получившей официальное название Республика Мадагаскар.

       Президентские выборы 25 ноября 1992 г. принесли победу А. Зафи, одному из лидеров революционных событий 1991 г. В экономическом плане правительство А. Зафи следовало рекомендациям МВФ и ВБ (отказ от руководящей роли государства в экономике, первенство смешанной экономики с преобладанием частной инициативы, денежная реформа), однако спад в экономике, который усугубили разру­шительные циклоны, продолжался. Это не могло не повлиять на социально-политическую обстановку в стране. МВФ и ВБ в связи с этим приостанавливают кредитование программ структурной пере­стройки. Разочарование в политике А. Зафи привело к его импичменту в Национальном собрании 26 июля 1996 г. В президентских выборах, состоявшихся 3 ноября 1996 г., Д. Рацирака, победил А. Зафи с

-28- 

небольшим перевесом (51% голосов против 49%). Во внутренней политике Д. Рацирака предложил программу гуманистического и экологического развития страны, провел 15 марта 1998 г. референдум, на котором были приняты поправки к конституции, существенным образом изменившие конституцию 1992 г. в сторону усиления президентской власти. Они также превратили унитарное государство в федеральное, с шестью автономными провинциями.

       В 2002 г. страна в очередной раз оказалась втянутой в борьбу за верховную власть между дискредитировавшей себя аппаратной верхушкой режима Д. Рацираки и возглавляемым М. Равалумананой широким блоком различных социальных сил, в котором ведущую роль играли предпринимательские и церковные круги. 16 декабря 2001 г. на Мадагаскаре состоялись президентские выборы, основными канди­датами на них выступили действующий президент Д. Рацирака и столичный мэр М. Равалуманана. Согласно официальным данным, обнародованным 25 января 2002 г., ни одному из кандидатов не уда­лось набрать требуемого для избрания 51% голосов, и было объявлено о необходимости проведения второго тура голосования.

      Однако, М. Равалуманана не признал итогов выборов и отказался участвовать во втором туре. На улицы городов вышли сотни тысяч сторонников мэра, требуя немедленной отставки Д. Рацираки и утвер­ждения новым президентом М. Равалуманану. Митинги и протесты переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев. Во многих городах появились баррикады. Вооруженные отряды оппозиции захватили ряд правительственных учреждений. Нападениям подверглись также дома и резиденции премьер-министра, начальника президентской канцелярии, некото­рых министров и других высокопоставленных чиновников. Д. Рацирака со своим ближайшим окружением был вынужден бежать из столицы в портовый город Туамасина.

      На волне массовых выступлений М. Равалуманана 22 февраля про­возгласил себя президентом и главнокомандующим вооруженными силами страны, затем сформировал новое правительство, провел перевыборы председателя Национального собрания. В свою очередь жесткую позицию занял Д. Рацирака. Опираясь на поддержку губерна­торов большинства провинций и сохранившие ему верность элитные армейские части, он взял курс на силовое подавление оппозиции. Новой столицей Мадагаскара был объявлен город Туамасина, на всей территории острова введено чрезвычайное положение и установлена практически полная блокада Антананариву и других городов Центрального нагорья, главного оплота М. Равалумананы и его сторонников. Все дороги, ведущие в эти города, были перекрыты заграждениями, а мосты заминированы. В результате этого возникли

-29- 

серьезные перебои в снабжении населения продовольствием, топли­вом, медикаментами. Нормальная жизнь оказалась парализованной, хозяйственные связи нарушились, национальная экономика потеряла управляемость. По существу в стране установилось двоевластие. Раскол и конфронтационное противостояние в обществе привели в конечном счете к вооруженным столкновениям.

       Чтобы не допустить гражданской войны, ряд стран и между­народных организаций, в первую очередь ОАЕ, с самого начала кри­зиса неоднократно предлагали посреднические услуги противо­борствующим сторонам. Но только спустя почти три месяца после первых столкновений, 18 апреля 2002 г., в Дакаре (Сенегал) при содей­ствии генерального секретаря ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот д'Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М. Равалуманана достигли компромисса и подписали соглашение о путях выхода страны из политического кризиса. Подписание Дакарского соглашения было безусловной победой для М. Равалумананы, поскольку оно передавало исполнительные органы власти и весь переходный процесс в стране под его контроль. 6 мая 2002 г. М. Равалуманана, несмотря на отказ Д. Рацираки сложить с себя президентские полномочия, был вторично, на сей раз уже на основании решения Высшего Конституционного Суда, провозглашен президентом Республики. На церемонии присутствовали практически все послы и дипломатические пред­ставители, аккредитованные на Мадагаскаре.

    26 июня, в День независимости Мадагаскара, М. Равалуманану признали в качестве президента Соединенные Штаты Америки, а 3 июля ― Франция. 5 июля Д. Рацирака покинул Мадагаскар, а 8 июля была занята Туамасина, и М. Равалуманана получил контроль над всеми провинциями страны.

       Победу М. Равалуманане принесла не столько его предвыборная программа, сколько надежда народа на лучшую жизнь при новом пре­зиденте. Пожалуй, единственным отличительным моментом его предвыборной программы являлось то, что основной упор в ней М. Равалуманана сделал на критике существовавшей в стране системы государственного управления, выдвинув лозунги коренной реорга­низации неэффективного и коррумпированного госаппарата и повы­шения исполнительской дисциплины на всех уровнях. Такая плат­форма характеризовала его не только как своего рода идеологически нейтрального технократа и «человека дела», но и как весьма расчет­ливого, чувствующего настроения избирателей политика. В значи­тельной мере именно благодаря умело расставленным акцентам он сумел заручиться поддержкой различных слоев полиэтнического населения страны, недовольных неуклонным ухудшением условий жизни, труда и предпринимательской деятельности, с одной стороны,

-30- 

а с другой, ― произволом, взяточничеством и незаконным обо­гащением чиновничества, засильем государственной бюрократии.

      Огромную роль в победе М. Равалумананы сыграла сама личность нового президента Мадагаскара, его принципиальное отличие от прежних высших руководителей страны постколониального периода. Прежде всего, по происхождению он ― из народности мерина, выход­цы из которой в доколониальный период традиционно занимали высшие руководящие посты на Мадагаскаре. После установления французского колониального правления и вплоть до последнего времени роль поставщиков руководящих кадров перешла к на­родностям, населяющим прибрежные районы страны, т. н. котье, к которым относится, кстати, и Д. Рацирака. По вероисповеданию М. Равалуманана ― протестант, в отличие от прежних руководителей, в большинстве своем католиков. Он закончил миссионерскую школу на Мадагаскаре и протестантский колледж в Швеции, является активным деятелем весьма влиятельной протестантской общины на острове, вице-президентом бюро реформаторской Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре. М. Равалуманана ― удачливый и влиятельный бизнес­мен. Свою деятельность он начал мелким уличным торговцем­-разносчиком йогурта. Сейчас группа его компаний «Тико», специ­ализирующаяся на производстве и сбыте масломолочных продуктов и безалкогольных напитков, ― крупнейшая национальная компания на острове. Он также проявил себя способным хозяйственником и орга­низатором на посту столичного мэра, который занимал с 1999 г. В отличие от своих предшественников, М. Равалуманана, хотя и при­знает особое значение Франции для Мадагаскара, но не склонен абсолютизировать и переоценивать его.

       Появление такой политической фигуры на высшем государ­ственном посту Мадагаскара ― следствие и показатель существенных сдвигов как в соотношении сил, так и в настроениях малагасийского общества. Известно, что на протяжении всего периода независимости политическая жизнь страны проходила под знаком соперничества сравнительно более националистически настроенных мерина и котье, для которых характерна ориентация на бывшую метрополию.

      Указанное соперничество в сильнейшей степени окрашивало и последний кризис, однако было бы неверно сводить его исклю­чительно к регионально-этническим противоречиям. Тот факт, что во многих прибрежных районах, особенно в городах, значительная часть населения на последних выборах проголосовала за выходца из мерина, говорит о том, что, может быть, впервые в истории страны социаль­но-политические соображения вытеснили регионально-этнические моменты на второй план. А это делает М. Равалуманану фигурой общенационального масштаба.

-31- 

       В декабре 2002 г. в стране были проведены парламентские выборы, в которых с большим преимуществом победила президентская партия ТИМ («Я люблю Мадагаскар»), получив абсолютное большинство в Национальном собрании. На муниципальных выборах в ноябре 2003 г. сторонники президента также одержали победу.

       Сразу после прихода к власти президент заменил губернаторов провинций назначенными им председателями специальных делегаций (дабы предотвратить возможное противодействие намеченным рефор­мам со стороны старого чиновничьего аппарата, особенно на местах), а в сентябре 2004 г. провел административную реформу: в рамках существующих 6 провинций было создано 22 района, руководители которых подчиняются непосредственно президенту. Следующей реформой, начатой новой властью по рекомендации МВФ и ВБ, стала земельная. Однако первый же закон, разрешающий иностранным инвесторам становиться землевладельцами, вызвал резко негативное отношение у большинства населения, придерживающегося традици­онных взглядов на землю как на священное и неприкосновенное достояние предков. Денежная реформа заменила малагасийский франк на ариари с сопутствующей деноминацией. Существенного эффекта для экономики страны эта мера пока не дала. Инфляция в начале 2005 г. составляла более 30%. Неудачной оказалась и таможен­ная реформа: в сентябре 2003 г. вступило в силу постановление правительства, упразднившее взимание таможенных пошлин с более чем 200 наименований импортируемых товаров. Данная мера привела к сокращению и даже закрытию ряда малагасийских предприятий, не готовых к конкуренции со стороны производителей из Юго-Вос­точной Азии и Китая.

       Однако, ни проведенные реформы, ни международная помощь не позволили правительству М. Равалумананы добиться каких-либо ощутимых сдвигов в экономической ситуации за прошедшие годы. Страна по-прежнему не может вырваться из нищеты. Более того, уровень бедности возрастает: в 2000 г. за порогом бедности нахо­дилось 69% населения, в 2004 г. - 73%. А население Мадагаскара выросло с 7,6 млн. чел. (перепись 1975 г.) до 18 млн. чел. Многие годы уровень ВВП на душу населения не превышает $250, в 2004 г. он составил 260, по ППС ― $740. Снижается ИРЧП (в 2001 г. страна занимала 147 место, в 2004-м ― 150 из 175, индекс ― 0,469). Заработная плата на Мадагаскаре очень низкая. Даже на самых процветающих экспортопроизводящих предприятиях она не превышает 25-30 долл. в месяц. Среднегодовые темпы инфляции ― 16% (2004 г.). На 1 тыс. жителей приходится 2,5 компьютера, три человека из 1,5 тыс. имеют доступ в Интернет.1 В стране обострились экологические проблемы ― катастрофическими темпами идет обезлесение: в настоящее время

-32- 

девственные леса составляют лишь 5% их первоначальной площади, 12 млн. га леса утрачено между 1960 и 2000 гг.

   Традиционные для Мадагаскара социальные проблемы в последние годы дополнились новыми. Одна из них ― рост преступности. После кризиса в стране возросло и продолжает расти количество оружия у населения, увеличивается число групповых преступлений. Традицион­ное для сельской местности воровство скота теперь зачастую сопро­вождается насилием и убийством. Появились новые виды преступле­ний, ранее не характерные для малагасийцев (бандитизм, похищение людей с целью выкупа). Ярчайшим примером является вооруженное нападение в январе 2005 г. на частный дом, где были ограблены глава представительства ВБ на Мадагаскаре и несколько французских дипло­матов. Росту преступности способствует также процесс размывания основ национального самосознания, который осуществляется через частные каналы ТВ, коммерческие радиостанции, печатные издания, деятельность разного рода сект, регистрирующихся под видом «культурных ассоциаций».

     В условиях нарастания социальных и экономических проблем в стране усиливается недовольство новой властью, растет число антиправительственных выступлений (демонстрации, митинги про­теста, забастовки). Самые массовые акции протеста прошли в июне 2004 г. в связи с резким повышением цен на продовольствие, в первую очередь на рис, основной продукт питания, по потреблению которого на душу населения Мадагаскар занимает первое место в мире. С начала 2005 г. более полугода продолжалась забастовка судей, тре­бующих увеличения заработной платы, а также преподавателей университетов. Наблюдается брожение среди студентов, политически наиболее активной части городского населения.

      В преддверии президентских выборов 2007 г. М. Равалуманана сталкивается с нарастающей политической конфронтацией. Самыми крупными из вновь возникших оппозиционных организаций стали: «Комитет национального примирения» (Le Comité de réconciliation national, CRN), объединяющий большинство политических партий страны, находящихся в оппозиции к новой власти. Возглавил Комитет А. Зафи. «Солидарность парламентариев в защиту демократии и на­ционального единства» (La Solidarité parlementaire pour la démocratie et l'union nationale, SPDUN) и «Объединение национальных сил» (Rassemblement des forces de la nation, RFN), в которое вошли две небольшие партии, возглавляемые пасторами Р. Андримандзату и Э. Разафимахефа. Генеральным секретарем партии стал Ж. Ракутумаву. Эти три организации, которые малагасийская пресса называет «Три Н», выступили с инициативой проведения Национальной конферен­ции, которая, по мнению организаторов, должна была способствовать

-33- 

усилению национального единства, достойному и длительному развитию, укреплению правового государства. Конференция прошла со 2-го по 5-е июня 2005 г. в пригороде Антананариву Андухарануфуци, в частном владении А. Рамарусона. Конференция приняла резолюцию, в которой потребовала от властей «немедленного введе­ния переходного режима», как единственного средства, которое позволит навести порядок в государственных делах. В резолюцию были также включены требования амнистии политзаключенным, осужденным в связи с событиями 2002 г.; конституционных реформ; нового закона о выборах. Конференция сформировала Национальный исполнительный комитет под руководством трех сопредседателей: А. Зафи, Р. Андриамандзату, Э. Разафимахефа. Среди членов коми­тета: Ж. Рабесахала, Р. Ралибера, М. Рафрансуа, Ш. Рафенумандзату, М. Сирил, Фиандаза.

       В своей речи накануне нового 2006 г. президент М. Равалуманана подвел итоги четырехлетней деятельности, записав в актив власти политическую стабильность и хорошее управление, которое принесло свои результаты в области инфраструктуры (было починено 805 км национальных и 977 км сельских дорог и 19 мостов); образования (достигнут 90% охват начальным образованием детей соответствую­щего возраста, открыто 1800 новых классов); здравоохранения (по­строено 60 новых медицинских центров, отремонтировано 195 старых); сельского развития (построено 100 плотин и 1700 км оро­сительных систем для 88 тыс. га сельскохозяйственных площадей, на 14% возросло производство риса). Правильная политика государства в отношении кредиторов позволяет, по мнению президента, успешно решать проблему государственного долга. Все это дает возможность руководству страны в 2006 г. перейти ко второму этапу действий улучшению уровня жизни семей (путем увеличения доходов и совер­шенствования налоговой системы), «возведению стен», по образ­ному выражению президента. Что касается заработной платы, то бюджет 2006 г. предусматривает ее повышение на 30%.2

     Во внешней политике Мадагаскар проводит курс, основанный на принципах неприсоединения, позитивного нейтралитета, мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества со всеми страна­ми. Мадагаскар активно работает в международных организациях (ООН и всех ее институтах ― ФАО, ЮНЕСКО и пр.) и таких реги­ональных организациях, как Комиссия Индийского океана (КИО), Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).

      В области международных отношений правительству М. Равалумананы удалось добиться определенных успехов. В июле 2003 г. было восстановлено членство Мадагаскара в Африканском Союзе (АС преемнике ОАЕ), приостановленное в августе 2002 г. вследствие

-34- 

политического кризиса. В августе 2005 г. Мадагаскар был официально принят в члены Сообщества развития Юга Африки (САДК). Получили новый импульс отношения со многими странами, в том числе с Россией. В июне 2005 г. в Москве спикером Совета Федерации Серге­ем Мироновым и председателем Сената Республики Мадагаскар Радземисоном Ракутумахару было подписано коммюнике о сотрудничестве. Укрепляются экономические и политические связи Мада­гаскара с основными партнерами ― Францией и США. Значительной вехой в отношениях с Францией явился визит президента Франции Жака Ширака на Мадагаскар в июле 2005 г. на саммит КИО. В ходе визита был подписан ряд документов, направленных на укрепление двусторонних связей на ближайшие пять лет.

      А в Вашингтоне 18 апреля 2005 г. было подписано соглашение между Мадагаскаром и американской корпорацией «Вызов тысячеле­тия», созданной для осуществления новой американской программы помощи развивающимся странам «с надежно функционирующими властными структурами» и «соблюдающим принцип верховенства за­кона, борющимся с коррупцией, проводящим экономические и поли­тические реформы». Мадагаскар стал первой из 16 стран, которая получит помощь по этой программе на общую сумму 100 млн. долл., рассчитанную на два года. В июле 2005 г. министры сельского хо­зяйства США и Мадагаскара подписали ряд соглашений, предус­матривающих продвижение малагасийских продуктов на рынки США, совместные исследования в области сельского хозяйства, осу­ществление экологических программ, обучение малагасийских крестьян приемам современной агротехники и продовольственную помощь Мадагаскару в размере 10 млн. долл.3 Кроме того, с 2000 г. Мадагаскар пользуется большими экспортными льготами, предостав­ленными США в рамках Закона об экономическом росте и расши­рении возможностей Африки (АГОА).

       Осуществляется тесное сотрудничество с международными фи­нансовыми организациями. Всемирный банк в июле 2005 г. принял решение о предоставлении очередного кредита на сумму 240 млн. долл. в рамках Программы борьбы с бедностью.4

1 Geslin J.D. Culture d’entreprise et raison d’état//J.A. L’intelligent. ― Paris, 2005. - № 2323. ― P.54-59.

2 Midi Madagasikara. ― Antananarivo, 2 déc., 2005.

3 Там же, 22 juin, 2005.

4 Ravalomanana Inc. The President’s foregein friends admire him, but he less revered at home//Africa Confidential. ― London. 2005. ― Vol. 46. № 20. ― P.7.