Меню сайта
|
45 лет спустя-25-Исполнилось 45 лет с момента получения Мадагаскаром независимости. За эти 45 лет по-разному оценивали, что произошло. Сейчас — более или менее можно оценить здраво. Не бить фанфары и не проклинать, а оценить зрело, трезво. Срок для истории небольшой, но сколько событий и перемен произошло за это время в стране: три раза изменялась Конституция, а вместе с ней название государства, сменялись президенты и их политика. Сколько было приобретений и потерь, сколько успехов и неудач. О некоторых из них — в статье С. М. Шлёнской.С. М. Шлёнская45 ЛЕТ СПУСТЯЗа 45 лет независимого существования Мадагаскар прошел сложный и временами тернистый путь государственного и политического развития. Период с 1960 по 1972 г. известен как Первая Республика. В этот период действует конституция 1959 г. (поправки к ней были приняты в 1962 г.), официальное название государства ― Малагасийская Республика. Самым значительным фактором, определившим развитие страны в этот период, явилось подписание в апреле 1960 г. серии двустороннихсоглашений о сотрудничестве между Францией и Мадагаскаром, которые обеспечивали французской стороне возможность широкого контроля и влияния во всех сферах деятельности молодого государства и сохранения своих позиций на острове после получения им независимости. Экономика Мадагаскара этого периода характеризовалась незначительными темпами роста, которые превышались темпами роста населения, низким уровнем производительных сил, засильем иностранного капитала. Политико-экономическая система создала базу для ситуации, когда на долю 10% населения приходилось 80% совокупного дохода. Нарастающее недовольство, вызванное ухудшением экономического положения-26-большинства населения и углублением социальных и этнических противоречий, вылилось в начале 70-х годов в острый социально-экономический и политический кризис, который привел режим Ф. Цирананы к падению. 18 мая 1972 г. президент был вынужден объявить о роспуске правительства и передаче власти генералу Г. Рамананцуа.В истории Мадагаскара начался этап военных режимов переходного периода (май 1972 - июнь 1975). Сформированное генералом Г. Рамананцуа новое правительство (министром иностранных дел стал Д. Рацирака, министром внутренних дел ― Р. Рацимандрава), получило подтверждение своей легитимности на референдуме, в октябре 1972 г. Правительству были даны полномочия сроком на пять лет, но проработать ему удалось только три года. За это время была пересмотрена система налогообложения в пользу граждан с низкими доходами; внесены изменения в трудовой кодекс, улучшающие положение рабочих и служащих, в июне 1973 г. пересмотрены соглашения с Францией (ликвидация французских баз, вывод французских войск, выход Мадагаскара из зоны франка). Устанавливались дипломатические и экономические отношения со странами, с которыми их раньше не было, в том числе социалистическими. В экономической сфере началось ограничение деятельности иностранных компаний и установление государственного контроля над ключевыми отраслями экономики. Уходу Г. Рамананцуа предшествовало раскрытие заговора и попытка военного переворота в конце декабря 1974 г. 25 января 1975 г. Г. Рамананцуа распустил свой кабинет, а 5-го февраля передал всю полноту власти полковнику Р. Рацимандраве, который обещал продолжить курс политики Г. Рамананцуа, но 11 февраля был убит.12 февраля группа военных объявила о создании «Национального комитета военной директории», к которому перешла власть в стране. В Директорию вошло 18 человек, среди них ― Д. Рацирака. Новая власть объявила в стране чрезвычайное положение, запретила деятельность всех политических партий, назначила военных губернаторов в провинциях. Режим Директории просуществовал до 15 мая 1975 г. В этот день Д. Рацирака при тайном голосовании Директории, набрав две трети голосов, был избран главой государства. Наступил период Второй Республики (1975-1992 гг.).Приход Д. Рацираки к власти сопровождался рядом радикальных шагов как экономического, так и политического характера.17 июня были национализированы банки и страховые компании, а 30 июня под контроль государства перешли крупнейшие торгово-промышленные, транспортные и нефтяная компании. Одновременно шла подготовка к референдуму, который должен был утвердить новую конституцию и «Хартию малагасийской социалистической революции», являвшейся-27-предвыборной платформой Д. Рацираки. Она была опубликована в августе 1975 г. и давала как общий анализ малагасийского общества, так и долгосрочную программу действий во всех сферах деятельности государства. Главными составляющими программы, которые должны были обеспечить ее успех, являлись национальное единство, децентрализация и социализм. В последующий период возрастающие экономические и политические трудности привели руководство сначала к постепенному отходу от провозглашенного в «Хартии» курса, а с 1986 г. и к отказу от него. Референдум 21 декабря 1975 г. большинством голосов одобрил оба документа, а Д. Рацирака ― избран президентом Демократической Республики Мадагаскар (так стала называться страна в соответствии с новой конституцией). В 1976 г. была создана партия АРЕМА (Авангард малагасийской революции), Д. Рацирака стал ее генеральным секретарем. Д. Рацирака дважды переизбирался на президентский пост ― в 1982 и в 1989 гг. В экономическом плане страна переживала трудности, связанные со многими факторами: быстрым ростом населения, нарастающей задолженностью, природными катаклизмами, повышением мировых цен на нефть, колебаниями цен на экспортные культуры и т.п. Экономическим трудностям сопутствовала политическая нестабильность, связанная с ограничениями на деятельность оппозиционных партий. В марте 1990 г. после появления ряда новых партий правительство заявило о переходе к многопартийной системе. 31 октября 1991 г. было подписано соглашение о создании переходного правительства, принятии новой конституции и проведении выборов. Референдум, состоявшийся 19 августа 1992 г., 73% голосов одобрил новую конституцию. Основанная на политическом плюрализме и демократии она была призвана обеспечить равновесие между властью президента и Национальным собранием и ознаменовала переход к новому периоду в истории страны, к Третьей Республике, получившей официальное название Республика Мадагаскар.Президентские выборы 25 ноября 1992 г. принесли победу А. Зафи, одному из лидеров революционных событий 1991 г. В экономическом плане правительство А. Зафи следовало рекомендациям МВФ и ВБ (отказ от руководящей роли государства в экономике, первенство смешанной экономики с преобладанием частной инициативы, денежная реформа), однако спад в экономике, который усугубили разрушительные циклоны, продолжался. Это не могло не повлиять на социально-политическую обстановку в стране. МВФ и ВБ в связи с этим приостанавливают кредитование программ структурной перестройки. Разочарование в политике А. Зафи привело к его импичменту в Национальном собрании 26 июля 1996 г. В президентских выборах, состоявшихся 3 ноября 1996 г., Д. Рацирака, победил А. Зафи с-28-небольшим перевесом (51% голосов против 49%). Во внутренней политике Д. Рацирака предложил программу гуманистического и экологического развития страны, провел 15 марта 1998 г. референдум, на котором были приняты поправки к конституции, существенным образом изменившие конституцию 1992 г. в сторону усиления президентской власти. Они также превратили унитарное государство в федеральное, с шестью автономными провинциями.В 2002 г. страна в очередной раз оказалась втянутой в борьбу за верховную власть между дискредитировавшей себя аппаратной верхушкой режима Д. Рацираки и возглавляемым М. Равалумананой широким блоком различных социальных сил, в котором ведущую роль играли предпринимательские и церковные круги. 16 декабря 2001 г. на Мадагаскаре состоялись президентские выборы, основными кандидатами на них выступили действующий президент Д. Рацирака и столичный мэр М. Равалуманана. Согласно официальным данным, обнародованным 25 января 2002 г., ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемого для избрания 51% голосов, и было объявлено о необходимости проведения второго тура голосования.Однако, М. Равалуманана не признал итогов выборов и отказался участвовать во втором туре. На улицы городов вышли сотни тысяч сторонников мэра, требуя немедленной отставки Д. Рацираки и утверждения новым президентом М. Равалуманану. Митинги и протесты переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев. Во многих городах появились баррикады. Вооруженные отряды оппозиции захватили ряд правительственных учреждений. Нападениям подверглись также дома и резиденции премьер-министра, начальника президентской канцелярии, некоторых министров и других высокопоставленных чиновников. Д. Рацирака со своим ближайшим окружением был вынужден бежать из столицы в портовый город Туамасина.На волне массовых выступлений М. Равалуманана 22 февраля провозгласил себя президентом и главнокомандующим вооруженными силами страны, затем сформировал новое правительство, провел перевыборы председателя Национального собрания. В свою очередь жесткую позицию занял Д. Рацирака. Опираясь на поддержку губернаторов большинства провинций и сохранившие ему верность элитные армейские части, он взял курс на силовое подавление оппозиции. Новой столицей Мадагаскара был объявлен город Туамасина, на всей территории острова введено чрезвычайное положение и установлена практически полная блокада Антананариву и других городов Центрального нагорья, главного оплота М. Равалумананы и его сторонников. Все дороги, ведущие в эти города, были перекрыты заграждениями, а мосты заминированы. В результате этого возникли-29-серьезные перебои в снабжении населения продовольствием, топливом, медикаментами. Нормальная жизнь оказалась парализованной, хозяйственные связи нарушились, национальная экономика потеряла управляемость. По существу в стране установилось двоевластие. Раскол и конфронтационное противостояние в обществе привели в конечном счете к вооруженным столкновениям.Чтобы не допустить гражданской войны, ряд стран и международных организаций, в первую очередь ОАЕ, с самого начала кризиса неоднократно предлагали посреднические услуги противоборствующим сторонам. Но только спустя почти три месяца после первых столкновений, 18 апреля 2002 г., в Дакаре (Сенегал) при содействии генерального секретаря ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот д'Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М. Равалуманана достигли компромисса и подписали соглашение о путях выхода страны из политического кризиса. Подписание Дакарского соглашения было безусловной победой для М. Равалумананы, поскольку оно передавало исполнительные органы власти и весь переходный процесс в стране под его контроль. 6 мая 2002 г. М. Равалуманана, несмотря на отказ Д. Рацираки сложить с себя президентские полномочия, был вторично, на сей раз уже на основании решения Высшего Конституционного Суда, провозглашен президентом Республики. На церемонии присутствовали практически все послы и дипломатические представители, аккредитованные на Мадагаскаре.26 июня, в День независимости Мадагаскара, М. Равалуманану признали в качестве президента Соединенные Штаты Америки, а 3 июля ― Франция. 5 июля Д. Рацирака покинул Мадагаскар, а 8 июля была занята Туамасина, и М. Равалуманана получил контроль над всеми провинциями страны.Победу М. Равалуманане принесла не столько его предвыборная программа, сколько надежда народа на лучшую жизнь при новом президенте. Пожалуй, единственным отличительным моментом его предвыборной программы являлось то, что основной упор в ней М. Равалуманана сделал на критике существовавшей в стране системы государственного управления, выдвинув лозунги коренной реорганизации неэффективного и коррумпированного госаппарата и повышения исполнительской дисциплины на всех уровнях. Такая платформа характеризовала его не только как своего рода идеологически нейтрального технократа и «человека дела», но и как весьма расчетливого, чувствующего настроения избирателей политика. В значительной мере именно благодаря умело расставленным акцентам он сумел заручиться поддержкой различных слоев полиэтнического населения страны, недовольных неуклонным ухудшением условий жизни, труда и предпринимательской деятельности, с одной стороны,-30-а с другой, ― произволом, взяточничеством и незаконным обогащением чиновничества, засильем государственной бюрократии.Огромную роль в победе М. Равалумананы сыграла сама личность нового президента Мадагаскара, его принципиальное отличие от прежних высших руководителей страны постколониального периода. Прежде всего, по происхождению он ― из народности мерина, выходцы из которой в доколониальный период традиционно занимали высшие руководящие посты на Мадагаскаре. После установления французского колониального правления и вплоть до последнего времени роль поставщиков руководящих кадров перешла к народностям, населяющим прибрежные районы страны, т. н. котье, к которым относится, кстати, и Д. Рацирака. По вероисповеданию М. Равалуманана ― протестант, в отличие от прежних руководителей, в большинстве своем католиков. Он закончил миссионерскую школу на Мадагаскаре и протестантский колледж в Швеции, является активным деятелем весьма влиятельной протестантской общины на острове, вице-президентом бюро реформаторской Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре. М. Равалуманана ― удачливый и влиятельный бизнесмен. Свою деятельность он начал мелким уличным торговцем-разносчиком йогурта. Сейчас группа его компаний «Тико», специализирующаяся на производстве и сбыте масломолочных продуктов и безалкогольных напитков, ― крупнейшая национальная компания на острове. Он также проявил себя способным хозяйственником и организатором на посту столичного мэра, который занимал с 1999 г. В отличие от своих предшественников, М. Равалуманана, хотя и признает особое значение Франции для Мадагаскара, но не склонен абсолютизировать и переоценивать его.Появление такой политической фигуры на высшем государственном посту Мадагаскара ― следствие и показатель существенных сдвигов как в соотношении сил, так и в настроениях малагасийского общества. Известно, что на протяжении всего периода независимости политическая жизнь страны проходила под знаком соперничества сравнительно более националистически настроенных мерина и котье, для которых характерна ориентация на бывшую метрополию.Указанное соперничество в сильнейшей степени окрашивало и последний кризис, однако было бы неверно сводить его исключительно к регионально-этническим противоречиям. Тот факт, что во многих прибрежных районах, особенно в городах, значительная часть населения на последних выборах проголосовала за выходца из мерина, говорит о том, что, может быть, впервые в истории страны социально-политические соображения вытеснили регионально-этнические моменты на второй план. А это делает М. Равалуманану фигурой общенационального масштаба.-31-В декабре 2002 г. в стране были проведены парламентские выборы, в которых с большим преимуществом победила президентская партия ТИМ («Я люблю Мадагаскар»), получив абсолютное большинство в Национальном собрании. На муниципальных выборах в ноябре 2003 г. сторонники президента также одержали победу.Сразу после прихода к власти президент заменил губернаторов провинций назначенными им председателями специальных делегаций (дабы предотвратить возможное противодействие намеченным реформам со стороны старого чиновничьего аппарата, особенно на местах), а в сентябре 2004 г. провел административную реформу: в рамках существующих 6 провинций было создано 22 района, руководители которых подчиняются непосредственно президенту. Следующей реформой, начатой новой властью по рекомендации МВФ и ВБ, стала земельная. Однако первый же закон, разрешающий иностранным инвесторам становиться землевладельцами, вызвал резко негативное отношение у большинства населения, придерживающегося традиционных взглядов на землю как на священное и неприкосновенное достояние предков. Денежная реформа заменила малагасийский франк на ариари с сопутствующей деноминацией. Существенного эффекта для экономики страны эта мера пока не дала. Инфляция в начале 2005 г. составляла более 30%. Неудачной оказалась и таможенная реформа: в сентябре 2003 г. вступило в силу постановление правительства, упразднившее взимание таможенных пошлин с более чем 200 наименований импортируемых товаров. Данная мера привела к сокращению и даже закрытию ряда малагасийских предприятий, не готовых к конкуренции со стороны производителей из Юго-Восточной Азии и Китая.Однако, ни проведенные реформы, ни международная помощь не позволили правительству М. Равалумананы добиться каких-либо ощутимых сдвигов в экономической ситуации за прошедшие годы. Страна по-прежнему не может вырваться из нищеты. Более того, уровень бедности возрастает: в 2000 г. за порогом бедности находилось 69% населения, в 2004 г. - 73%. А население Мадагаскара выросло с 7,6 млн. чел. (перепись 1975 г.) до 18 млн. чел. Многие годы уровень ВВП на душу населения не превышает $250, в 2004 г. он составил 260, по ППС ― $740. Снижается ИРЧП (в 2001 г. страна занимала 147 место, в 2004-м ― 150 из 175, индекс ― 0,469). Заработная плата на Мадагаскаре очень низкая. Даже на самых процветающих экспортопроизводящих предприятиях она не превышает 25-30 долл. в месяц. Среднегодовые темпы инфляции ― 16% (2004 г.). На 1 тыс. жителей приходится 2,5 компьютера, три человека из 1,5 тыс. имеют доступ в Интернет.1 В стране обострились экологические проблемы ― катастрофическими темпами идет обезлесение: в настоящее время-32-девственные леса составляют лишь 5% их первоначальной площади, 12 млн. га леса утрачено между 1960 и 2000 гг.Традиционные для Мадагаскара социальные проблемы в последние годы дополнились новыми. Одна из них ― рост преступности. После кризиса в стране возросло и продолжает расти количество оружия у населения, увеличивается число групповых преступлений. Традиционное для сельской местности воровство скота теперь зачастую сопровождается насилием и убийством. Появились новые виды преступлений, ранее не характерные для малагасийцев (бандитизм, похищение людей с целью выкупа). Ярчайшим примером является вооруженное нападение в январе 2005 г. на частный дом, где были ограблены глава представительства ВБ на Мадагаскаре и несколько французских дипломатов. Росту преступности способствует также процесс размывания основ национального самосознания, который осуществляется через частные каналы ТВ, коммерческие радиостанции, печатные издания, деятельность разного рода сект, регистрирующихся под видом «культурных ассоциаций».В условиях нарастания социальных и экономических проблем в стране усиливается недовольство новой властью, растет число антиправительственных выступлений (демонстрации, митинги протеста, забастовки). Самые массовые акции протеста прошли в июне 2004 г. в связи с резким повышением цен на продовольствие, в первую очередь на рис, основной продукт питания, по потреблению которого на душу населения Мадагаскар занимает первое место в мире. С начала 2005 г. более полугода продолжалась забастовка судей, требующих увеличения заработной платы, а также преподавателей университетов. Наблюдается брожение среди студентов, политически наиболее активной части городского населения.В преддверии президентских выборов 2007 г. М. Равалуманана сталкивается с нарастающей политической конфронтацией. Самыми крупными из вновь возникших оппозиционных организаций стали: «Комитет национального примирения» (Le Comité de réconciliation national, CRN), объединяющий большинство политических партий страны, находящихся в оппозиции к новой власти. Возглавил Комитет А. Зафи. «Солидарность парламентариев в защиту демократии и национального единства» (La Solidarité parlementaire pour la démocratie et l'union nationale, SPDUN) и «Объединение национальных сил» (Rassemblement des forces de la nation, RFN), в которое вошли две небольшие партии, возглавляемые пасторами Р. Андримандзату и Э. Разафимахефа. Генеральным секретарем партии стал Ж. Ракутумаву. Эти три организации, которые малагасийская пресса называет «Три Н», выступили с инициативой проведения Национальной конференции, которая, по мнению организаторов, должна была способствовать-33-усилению национального единства, достойному и длительному развитию, укреплению правового государства. Конференция прошла со 2-го по 5-е июня 2005 г. в пригороде Антананариву Андухарануфуци, в частном владении А. Рамарусона. Конференция приняла резолюцию, в которой потребовала от властей «немедленного введения переходного режима», как единственного средства, которое позволит навести порядок в государственных делах. В резолюцию были также включены требования амнистии политзаключенным, осужденным в связи с событиями 2002 г.; конституционных реформ; нового закона о выборах. Конференция сформировала Национальный исполнительный комитет под руководством трех сопредседателей: А. Зафи, Р. Андриамандзату, Э. Разафимахефа. Среди членов комитета: Ж. Рабесахала, Р. Ралибера, М. Рафрансуа, Ш. Рафенумандзату, М. Сирил, Фиандаза.В своей речи накануне нового 2006 г. президент М. Равалуманана подвел итоги четырехлетней деятельности, записав в актив власти политическую стабильность и хорошее управление, которое принесло свои результаты в области инфраструктуры (было починено 805 км национальных и 977 км сельских дорог и 19 мостов); образования (достигнут 90% охват начальным образованием детей соответствующего возраста, открыто 1800 новых классов); здравоохранения (построено 60 новых медицинских центров, отремонтировано 195 старых); сельского развития (построено 100 плотин и 1700 км оросительных систем для 88 тыс. га сельскохозяйственных площадей, на 14% возросло производство риса). Правильная политика государства в отношении кредиторов позволяет, по мнению президента, успешно решать проблему государственного долга. Все это дает возможность руководству страны в 2006 г. перейти ко второму этапу действий улучшению уровня жизни семей (путем увеличения доходов и совершенствования налоговой системы), «возведению стен», по образному выражению президента. Что касается заработной платы, то бюджет 2006 г. предусматривает ее повышение на 30%.2Во внешней политике Мадагаскар проводит курс, основанный на принципах неприсоединения, позитивного нейтралитета, мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами. Мадагаскар активно работает в международных организациях (ООН и всех ее институтах ― ФАО, ЮНЕСКО и пр.) и таких региональных организациях, как Комиссия Индийского океана (КИО), Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).В области международных отношений правительству М. Равалумананы удалось добиться определенных успехов. В июле 2003 г. было восстановлено членство Мадагаскара в Африканском Союзе (АС преемнике ОАЕ), приостановленное в августе 2002 г. вследствие-34-политического кризиса. В августе 2005 г. Мадагаскар был официально принят в члены Сообщества развития Юга Африки (САДК). Получили новый импульс отношения со многими странами, в том числе с Россией. В июне 2005 г. в Москве спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым и председателем Сената Республики Мадагаскар Радземисоном Ракутумахару было подписано коммюнике о сотрудничестве. Укрепляются экономические и политические связи Мадагаскара с основными партнерами ― Францией и США. Значительной вехой в отношениях с Францией явился визит президента Франции Жака Ширака на Мадагаскар в июле 2005 г. на саммит КИО. В ходе визита был подписан ряд документов, направленных на укрепление двусторонних связей на ближайшие пять лет.А в Вашингтоне 18 апреля 2005 г. было подписано соглашение между Мадагаскаром и американской корпорацией «Вызов тысячелетия», созданной для осуществления новой американской программы помощи развивающимся странам «с надежно функционирующими властными структурами» и «соблюдающим принцип верховенства закона, борющимся с коррупцией, проводящим экономические и политические реформы». Мадагаскар стал первой из 16 стран, которая получит помощь по этой программе на общую сумму 100 млн. долл., рассчитанную на два года. В июле 2005 г. министры сельского хозяйства США и Мадагаскара подписали ряд соглашений, предусматривающих продвижение малагасийских продуктов на рынки США, совместные исследования в области сельского хозяйства, осуществление экологических программ, обучение малагасийских крестьян приемам современной агротехники и продовольственную помощь Мадагаскару в размере 10 млн. долл.3 Кроме того, с 2000 г. Мадагаскар пользуется большими экспортными льготами, предоставленными США в рамках Закона об экономическом росте и расширении возможностей Африки (АГОА).Осуществляется тесное сотрудничество с международными финансовыми организациями. Всемирный банк в июле 2005 г. принял решение о предоставлении очередного кредита на сумму 240 млн. долл. в рамках Программы борьбы с бедностью.41 Geslin J.D. Culture d’entreprise et raison d’état//J.A. L’intelligent. ― Paris, 2005. - № 2323. ― P.54-59.2 Midi Madagasikara. ― Antananarivo, 2 déc., 2005.3 Там же, 22 juin, 2005.4 Ravalomanana Inc. The President’s foregein friends admire him, but he less revered at home//Africa Confidential. ― London. 2005. ― Vol. 46. № 20. ― P.7. |