Меню сайта
|
Путь к независимости-20-26 июня 2005 г. исполнилось 45 лет со дня обретения Мадагаскаром независимости. В этом году Национальный праздник отмечался особенно торжественно. Во всех столицах провинций открылись сельскохозяйственные ярмарки. В городах проводились выставки, прямо на улицах демонстрировались фильмы. На импровизированных подиумах выступали театральные коллективы, фольклорные ансамбли, проводились конкурсы «кабари» — состязания в красноречии. Устраивались спортивные соревнования.Улицы и дома украшены национальными флагами. Повсюду масса гуляющих. Взрывы петард, искусственные огни, фейерверк длился больше часа. Праздничное оживление закончились лишь поздно ночью.По случаю праздника бедным выдали, как у нас раньше сказали бы, «заказы»: рис, кур, растительное масло, соль, сахар...Выступая на многотысячном праздничном митинге на стадионе «Махамасина», президент республики Марк Равалуманана признал трудности, которые страна испытывает в настоящий момент. Объявил приоритетом борьбу с бедностью, а главной задачей — развитие страны.О том, как Мадагаскар обрел независимость, рассказывается в статье М. Н. Германчука.М. Н.ГерманчукПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИПуть Мадагаскара к независимости был во многом типичен и схож с процессами, происходившими в других африканских колониях Франции. После жестокого подавления на острове антифранцузского восстания 1947 г. объективный рост национально-освободительного движения и складывающаяся в мире ситуация требовали от Парижа соответствующих действий по предоставлению Мадагаскару независимости. В этих условиях главной задачей Франции стало обеспечить передачу власти в «надежные» руки и не допустить народных волнений в переходный период. В середине 50-х годов при активном содействии колониальной администрации на острове начали создаваться профранцузские политические партии и движения.Основной партией, отражавшей интересы метрополии, стала искусственно преобразованная из малагасийского отделения Социалистической партии Франции Социал-демократическая партия-21-Мадагаскара (СДП), которую возглавил Филибер Циранана. В 1956 г. он был избран представителем от Мадагаскара во французский Парламент. Партия, состоявшая главным образом из чиновников колониальной администрации, тем не менее, быстро стала влиятельной политической силой на острове и за рубежом. (СДП ― одна из немногих африканских партий, принятых в Социнтерн). Малагасийские социал-демократы выступали за политическое и экономическое сотрудничество с Францией, Европейским Экономическим Сообществом, неприкосновенность иностранной собственности на территории острова. Не мог не импонировать Парижу и лозунг партии ― «добиваться независимости Мадагаскара парламентским, ненасильственным путем».Ф. ЦирананаЛидер СДП Ф. Циранана закончил университет Монпелье во Франции, знаменитый тем, что в его стенах готовились кадры для колониальных администраций, и многие президенты и члены правительств освободившихся французских колоний были выпускниками этого учебного заведения (своего рода аналог Университета Дружбы Народов в СССР, носивший достаточно закрытый характер и ориенти-рованный на обучение чиновников для колоний Азии и Африки из местной элиты). Во время кровопролитного восстания 1947 г. на Мадагаскаре Ф. Циранана находился во Франции и не был скомпрометирван своим участием в его подавлении. Как отмечает часть малагасийских и французских исследователей, кандидатура Ф. Цирананы была для Парижа идеальной на пост «своего» главы будущего независимого государства в Индийском океане. Фактически, сделав ставку на Ф. Циранану и его партию, Франция приступила к практической подготовке Мадагаскара к получению им независимости.В 1957 г. на Мадагаскар был распространен разработанный министром по делам заморских территорий Франции Г. Даффером закон-рамка (принят в 1956 г.), предусматривающий, в частности, территориальное деление острова на 6 провинций, проведение выборов в провинциальные ассамблеи и представительную общенациональную ассамблею, учреждение провинциальных советов, возглавлявшихся чиновниками колониальной администрации, а также создание подотчетного Верховному комиссару (глава французской колониальной администрации) правительственного совета. Его вице-председателем был назначен Ф. Циранана (председателем являлся Верховный комиссар), а 5 из 8 министерских постов заняли члены возглавляемой им Социал-демократической партии. В принятом законе впервые-22-декларировалось всеобщее избирательное право для жителей Мадагаскара. Фактически, это был первый этап постепенной деколонизации.В августе 1958 г. в рамках своего турне по колониальным владениям на Мадагаскар прибыл президент Франции генерал Ш. де Голль, что было частью кампании по проведению общенационального референдума, на который выносился один вопрос ― «получение Мадагаскаром полной независимости без каких бы то ни было связей с Францией или самоуправление Мадагаскара в рамках создаваемого Французского сообщества, которое объединило бы все бывшие колонии Франции». В ходе состоявшегося на центральном стадионе Антананариву «Махамасина» мероприятия, организованного в честь приезда на остров президента Франции, вице-председатель малагасийского правительства Ф. Циранана торжественно заявил: «Мадагаскар выразил требование получить независимость в рамках (Французского) Сообщества». Не менее лаконичным был и ответ Ш. де Голля: «Завтра Вы станете новым государством». В своем выступлении французский президент подчеркнул, что создаваемая система отношений между Францией и ее заморскими территориями, в частности Мадагаскаром, предусматривает учреждение на острове собственной администрации и «внутреннего» правительства, определил главные цели будущего Сообщества: свободное развитие входящих в него наций при оказании всесторонней помощи со стороны Франции, создание новой политической и экономической организации функционирования бывших заморских территорий, эффективной системы внутренней и внешней безопасности перед лицом новых вызовов, видимо имея в виду активизацию внешней политики СССР и США на афро-азиатском направлении.Референдум на Мадагаскаре, как и в других заморских территориях Франции, состоялся 28 сентября 1958 г.: 78,2 % голосов (1,4 млн. чел.) было отдано за самоуправление острова в составе Французского Сообщества.Часть исследователей считает, что результаты малагасийского референдума были фальсифицированы. Такая точка зрения, очевидно, имеет право на существование. Маловероятно, что спустя всего одиннадцать лет после кровопролитных событий 1947 г. (по разным оценкам тогда погибло около 100 тыс. человек), Мадагаскар единодушно проголосовал бы за автономию в рамках Французского сообщества, отказавшись от полной независимости.Переход к «самоуправляемому государству» на Мадагаскаре в рамках Французского сообщества удалось провести достаточно спокойно: мощных протестов не вспыхнуло; все реальные оппозиционные лидеры находились в изгнании или заключении; основные оппозиционные партии были либо слабы, либо просто запрещены, но-23-главное и основное ― итоги референдума подводились самими французами.14 октября 1958 г. Национальное Собрание Мадагаскара в соответствии с результатами состоявшегося референдума приняло решение об образовании Малагасийской Республики, которая на правах внутренней автономии вошла в состав Французского Сообщества. На следующий день Верховный Комиссар Французской Республики на Мадагаскаре направил обращение малагасийскому парламенту, в котором от имени руководства Франции приветствовалось принятое решение, признавалось создание Малагасийской Республики, ее свободное вхождение в состав (Французского) Сообщества. Одновременно отменялось действие Договора от 6 августа 1896 г., в соответствии с которым Мадагаскар являлся составной частью Франции.Следующим этапом деколонизации острова стало принятие в апреле 1959 г. Национальным Собранием Мадагаскара Конституции страны. Ф. Циранана был избран (единогласно) парламентом на пост президента и возглавил правительство. Государственными языками были провозглашены французский и малагасийский, приняты государственный гимн и национальный флаг.Обеспечив переход власти в руки профранцузски настроенного Ф. Цирананы, Париж и Антананариву стремились и юридически закрепить привилегированное положение своих отношений. Намерения малагасийской администрации Ф. Цирананы и французского правительства в этом вопросе полностью совпадали. Вместе с тем, справедливости ради надо отметить, что Ф. Циранана даже в тот период подчеркивал, что вхождение Мадагаскара во Французское Сообщество является лишь этапом на пути его становления как независимого государства.В соответствии с Конституцией Французского Сообщества (ст. 2) в совместной компетенции бывшей метрополии и местной администрации оставались вопросы внешней политики, обороны, правосудия, транспорта, связи, высшего образования, управления экономикой, природными ресурсами, единая валютная политика.Важным обстоятельством является и тот факт, что Мадагаскар, став членом Французского Сообщества, стремился играть активную роль в его деятельности. В июле 1959 г. в Антананариву под председательством французского президента Ш. де Голля состоялось первое заседание Исполнительного комитета Сообщества, в работе которого приняли участие главы 11 африканских государств его образующих. Ф. Циранана вместе с президентом Сенегала Л. Сенгором настаивали на временном характере создаваемого Сообщества, несмотря на первоначально жесткую в этом вопросе позицию Франции. Более того, сам термин «Сообщество» был привнесен-24-именно Ф. Цирананой вместо предлагаемого французами ― «Федерация», что, по мнению малагасийского лидера, в большей степени отвечало принципу равенства входящих в Сообщество государств. Ф. Циранана и Л. Сенгор выступали за признание их в качестве глав суверенных и самостоятельных государств в рамках ООН, хотя на Генеральной Ассамблее ООН в 1959 г. они были приняты лишь как члены французской делегации.В ходе следующей сессии Исполнительного комитета Сообщества, состоявшейся в декабре 1959 г. в Сенегале, Ш. де Голль допустил принципиальную возможность предоставления «международного суверенитета» Мали за счет передачи части полномочий Сообщества этому молодому африканскому государству. Соответствующий малийский запрос незамедлительно поступил в Исполнительный комитет. Вдохновленный малийским примером, Ф. Циранана уже 22 декабря 1959 г. обращается к французским властям и руководству Сообщества с аналогичным требованием и в отношении Мадагаскара.Как уже отмечалось выше, первым государством, официально обратившимся к Франции с требованием о предоставлении суверенитета, было Мали. Хотя франко-малийские переговоры и стартовали в Париже несколькими днями ранее малагасийских, Мадагаскар, тем не менее, стал первым членом Французского Сообщества, с которым были парафированы двусторонние соглашения о разделе полномочий. Малагасийскую делегацию возглавлял Ф. Циранана, позже отмечавший в своих мемуарах, что дискуссии проходили в атмосфере «сердечности и взаимопонимания». Никаких серьезных разногласий в ходе переговоров отмечено не было, что естественно, поскольку сохранение французами своих позиций на острове полностью отвечало интересам администрации Ф. Цирананы.Такой благоприятный ход развития событий позволил французскому правительству уже 26 июня 1960 г. подписать двустороннее соглашение о предоставлении острову полной независимости. В этот же день состоялся обмен ратификационными грамотами в отношении упомянутых ранее франко-малагасийских соглашений о сотрудничестве, а уже на следующий день Ф. Циранана вылетел в Париж для их подписания.Окончательным этапом международного признания Мадагаскара как независимого государства стало его вступление в ООН. После внесения Францией и Тунисом соответствующего проекта резолюции на Генеральную Ассамблею ООН 20 сентября 1960 г. Малагасийская Республика стала полноправным членом этой международной организации. |