Меню сайта
|
Демократическая Республика МадагаскарДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАДАГАСКАР-40-Приход к власти на Мадагаскаре в июне 1975 г. патриотического правительства президента Д. Рацираки ознаменовал собой качественно новый, поворотный этап не только в политическом развитии страны, но и в культурной жизни. В основу культурного строительства легли Конституция Демократической Республики Мадагаскар (см. [11]) и Хартия малагасийской социалистической революции (см. [10]), одобренные на всенародном референдуме 21 декабря 1975 г. Среди торжественно провозглашенных ими целей — привитие нового образа мышления, политическое и идеологическое воспитание молодежи в духе коллективизма и социалистических идей.На новом историческом этапе, избрав путь социалистической ориентации, республика задалась целью совершить революцию в области образования и культуры, освоив и поставив на службу современному Мадагаскару все его богатейшее культурное наследие. «Независимость, возвращение национальных богатств, восстановление суверенитета, самостоятельное экономическое развитие и т. д. — все это не может иметь места, если мы не утвердим нашу малагасийскую сущность и культуру, основными составляющими элементами которой являются язык и история», — подчеркивается в Хартии [10, с. 78].Особенности культурного строительства в ДРМ в существенной степени определяются наличием различных этнических групп, что вынуждено учитывать правительство ДРМ. Большинство ученых придерживается мнения, что на острове живет 18 этнических групп. Главнейшие из них — мерина, бецилеу, бецимисарака, цимихети, антандруи, бара, сакалава и др.Народы Мадагаскара объединяет духовная общность, единая история, литература и искусство. Уже в период правления короля Радамы I (1810—1828) : ,на острове была своя интеллигенция (главным образом выпускники миссионерских, а позднее — и государственных школ). Основы «цивилизации робинзонов», как образно называют ученые оригинальную культуру малагасийского народа, развивавшегося на обособленном острове, стали закладываться еще в начале XIV в., когда на Мадагаскаре возникли первые государства. В процессе создания централизованного Малагасийского королевства постепенно складывалась единая национальная культура. Ее развитие, в свою очередь, способствовало углублению национального самосознания. На всех этапах оно помогало народу объединяться в борьбе за освобождение от колониального и неоколониального подчинения.Необратимость основных направлений и общего процесса раз--41-вития малагасийской культуры в наши дни во многом проясняется и определяется всей предшествующей историей Мадагаскара в первую очередь последовательным сопротивлением его народа духовному порабощению извне. Главный урок истории состоит в том, что, несмотря на попытки французского колониализма ассимилировать малагасийскую культуру, она даже в самые трудные моменты наступления «культурного империализма» не только сохраняла свою самобытность и продолжала развиваться, но и служила одним из действенных инструментов всенародной борьбы за национальное освобождение.До 1895 года — года французского колониального захвата — малагасийская монархия стремилась практически применять достижения западной цивилизации для развития и укрепления государственности на Мадагаскаре, ликвидации экономической и технической отсталости страны, не поступаясь при этом национальным достоинством и суверенитетом. И даже после колониального захвата, как писал поэт Ф. Ранайву, «распространение французской культуры на острове в определенной степени шло параллельно нашей собственной культуре, не препятствуя ей, а лишь помогая еще больше осознать собственные ценности» (см. [19, с. 213]). Тенденция использовать достижения других народов в области техники, науки и культуры стала определяющей в политике Малагасийского королевства. В 1819 г. король Радама I создал дворцовую школу, где обучали грамоте членов королевской семьи, чиновников и их жен. В декабре 1820 г. в Антананариву открылась первая публичная малагасийская школа, а в 1828 г. на Мадагаскаре уже действовали 42 школы, начали выходить буквари на малагасийском языке. С 1869 г. учебники печатались уже на острове, в типографиях Антананариву. В 1880 г. было введено обязательное образование для детей с семи лет, причем нарушителей закона наказывали высокими штрафами.«В Тананариве и вообще в провинции Эмирна, — пишет побывавший в 1825—1826 гг. на острове французский преподаватель Коппаль в своем дневнике 14 июня 1826 г., — все хотят научиться читать. Все ходят в школу, даже старухи; нет, пожалуй, ни одного дома, где не висела бы доска с написанными на ней буквами» [1, с. 100].Для создания малагасийской элиты в 1888 г. был открыт колледж Сен-Мишель, существующий до сих пор.В эти же годы зарождается и национальная пресса. В 1866 г. стали выходить первая газета на малагасийском языке «Тени шуа», а затем журнал «Исан-керитаун», публиковавший информацию о научных открытиях, изобретениях, путешествиях, этнографии, истории, земледелии, скотоводстве, а также биографии различных деятелей.В 1864 г. в столичном районе Аналакели открылась больница, при которой обучались первые национальные медицинские кадры. Опубликованные на малагасийском языке труды о местной медицине свидетельствуют о ее высоком уровне. В 1864—1866 гг. малагасийский ученый Равухинахитриниариву написал «Книгу о ле--42-карствах и различных болезнях», которая так и не увидела света. Доктор Расамиманана защитил диссертацию о физиологии отравления тангином, внес крупный вклад в лечение сердечных заболеваний. Врач Радзауна часто выступал в печати с острыми статьями на политические и социальные темы.После покорения Мадагаскара колониальные власти делали все, чтобы подавить и даже искоренить местную культуру и обычаи, держать народ острова в отсталости и невежестве, привить им чувство раболепства перед чужеземным. Одной из целей политики «культурной ассимиляции» было вырастить послушную элиту, слепо копирующую чужие порядки и нравы. «От туземца требуют не размышлений, а повиновения», — писал в этой связи француз О. Хацфельд, преподававший в протестантской школе [49, 1949, № 1—3].При губернаторе колонии генерале Гальени (1896—1905) преподавание в школах Мадагаскара велось только на французском языке, было запрещено изучение истории. Задача обучения сводилась к тому, как однажды сказал губернатор, чтобы «выпускники школ возможно скорее стали помощниками наших колонистов на принадлежащих им сельскохозяйственных и промышленных предприятиях» [1, с. 286]. Иными словами, цель французских колонизаторов была ограничить уровень образования местного населения начальной ступенью.В 1910 г. в государственных и частных школах острова осталось лишь 80 тыс. учащихся, тогда как к моменту колониального захвата их было 164 тыс. Причем преобладали дети иностранцев. К 1956 г. численность учащихся возросла до 288,4 тыс. В канун провозглашения независимости среднюю школу посещали более 6 тыс. учеников, в основном дети иностранных граждан [1, с. 289}. В период колониализма на Мадагаскаре не было ни одного высшего учебного заведения. Элита с дипломами высшего образования готовилась только во Франции из наиболее преданных метрополии граждан колоний.До 1930 г. запрещалось издание газет на малагасийском языке. Малагасийцы использовали любую возможность для создания национальной прессы, рассматривая ее как орудие борьбы за свободу. В 1956 г. тираж ежедневных изданий для Африки тех времен был большой — 16 тыс. экземпляров [1, с. 289]. 26 сентября 1947 г. губернатор издал указ о прессе, ставившей ее в полную зависимость от властей. На основании его с 1 мая 1948 г. по 1 мая 1949 г. полиция временно прекратила или полностью запретила публикацию 28 газет, не разрешалось давать информацию в печати на малагасийском языке о дебатах по политическим вопросам в Национальном собрании Франции и в других французских ассамблеях. Подписка на «туземную» газету служила поводом для обвинения в «неблагонадежности» и репрессий. Не разрешалось распространять «Юманите», другие прогрессивные издания на французском языке и даже труды научно-технического характера.-43-В период неоколониалистского правления (1960—1972) развитие культуры и образования также подчинялось интересам бывшей метрополии и иностранных компаний. Власти и монополии сознательно не желали вести страну к всеобщему образованию, поэтому не хватало школ и педагогических кадров. В сельской местности на одного учителя в классе было в среднем 120 — 140 учеников. Из тысячи детей, пришедших в начальную школу, ее заканчивало менее 10%. В деревне этот показатель доходил до 2% [39, 1978, № 11—12, с. 5]. Последующие же ступени образования были доступны лишь имущим и выходцам из высшей касты андриана.После крушения в мае 1972 г. режима Цирананы положение в области просвещения несколько улучшилось. Однако до 1975 г. тон продолжали задавать все те же лица, что и до майских событии 1972 г. К 1975 г. около 50% населения страны не умело читать и писать, причем большинство грамотных проживали на плато и в городах. В южной провинции Тулеар, например, 70% мужчин и 85% женщин были неграмотными, а начальную школу посещали 49% детей школьного возраста [2, с. 123].По официальной статистике, в 1974 г. в начальной школе училось 1,1 млн. детей, а в средней — 1053 тыс. Следует учитывать, что указанные цифры не отражали реального положения, ибо многие сельские школы, не будучи укомплектованы учителями, прекращали свое существование через несколько дней после начала учебного года, но в статистику включались. В стране имелось 109 среднетехнических учебных заведений, 32 средние школы. В государственных школах обучение формально было бесплатное, в частных, где занимались более 306 тыс. учеников, плата была слишком высока для большинства трудящихся.В 1961 г. был основан Университет Мадагаскара [12, с. 76]. До июня 1975 г. он почти полностью находился на дотации правительства Франции, которое определяло его ориентацию и укомплектовывало кадрами. Благодаря субсидиям Франции оклады преподавателей и стипендии студентов были столь высоки, что в случае национализации университета правительство не могло бы их выплачивать. Так, стипендии студентов в 2—3 раза превышали заработную плату рабочего. В 1974 г. Франция предоставила Мадагаскару 2,6 млрд. малагас. фр. в качестве кредита на оплату технических специалистов, советников и учителей, т. е. на обеспечение своего же «культурного влияния». (На острове тогда находилось 528 советников по линии «технической помощи».) В один только бюджет университета для выплаты высоких окладов французским и другим преподавателям и обслуживающему персоналу из указанной суммы пошло 635 млн. малагас. фр. [2, с. 104—105]. Основным рычагом в культурном возрождении правительство Демократической Республики Мадагаскар избрало просвещение. «Система просвещения должна готовить специалистов для всех областей, формировать борцов за построение социализма в нашей стране, — подчеркивается в Хартии. — В борьбе за построение-44-социалистического государства, где не будет места неравенству и угнетению любого рода, просвещение и образование играют существенную роль, так как они позволяют подготовить граждан, воспитанных в духе новых социалистических принципов, обладающих необходимыми физическими, интеллектуальными, моральными качествами, чьи знания будут служить прогрессу Мадагаскара» [10, с. 78].Статья 41 Конституции ДРМ так формулирует государственную политику в области просвещения: «Каждый гражданин имеет право на образование. Государство гарантирует это право путем создания базовой системы образования. Оно организует и контролирует систему образования, следит за обеспечением равного доступа всех без исключения граждан в соответствии с их способностями и склонностями к образованию, технической подготовке и культуре. Государство и коллективные объединения на местах вносят вклад в образование и обучение детей» (см. [46, 28.XI.1975, с. 7]).Успех планов социально-экономического развития страны, ее прогресс в целом, как вытекает из документов и заявлений руководителей республики, ставится в большую зависимость от решения проблемы национальных кадров, всего сложного комплекса практических задач в области просвещения. По мнению президента Д. Рацираки, невозможно обеспечить прогресс развивающейся страны, если нет кадров для выполнения этой задачи и для обеспечения преемственности революции [37, 23.VI; 6. VII. 1980, апп., с. 7]. В соответствии с Хартией в основу революционной перестройки системы национального образования, которая началась с осуществления в 1976 г. программы «Основное обучение», были положены три коренных принципа: демократизация, децентрализация и малагасизация.Демократизация просвещения подразумевает обеспечение права на образование для каждого гражданина независимо от его имущественного положения, ликвидацию различий в проценте охвата сетью школ между отдельными районами острова, городом и деревней, определение статуса частной школы. К 1979 г. в соответствии с задачами Хартии был охвачен сплошным обучением по программе «Основное обучение» один миллион юных малагасийцев.До июня 1975 г. большинство высших и технических учебных заведений и государственных учреждений сосредоточивалось в столице. В подобных условиях децентрализация, иначе говоря, более равномерное распределение вузов и втузов по всей территории страны, делает образование доступным всем, прежде всего малоимущим социальным слоям. Хартия наметила создание филиалов университета в каждой провинции, модернизировать университетский центр в Тулеаре, завершить строительство Высшего политехнического училища в Анцеранане, создать региональные академические центры, ответственные за просвещение и образование в каждой области и в каждом районе.-45-Что касается малагасизации, то были начаты исследования с целью изучения возможностей выработки единого малагасийского языка и его повседневного повсеместного использования.Перед тем как перейти к единому малагасийскому языку, предусмотрено одновременное применение официального малагасийского языка, как говорится в документах, «в его региональных вариантах», а также французского. Французский язык, подчеркивает министр начального и среднего образования Мадагаскара Т. Андриануелисуа, остается основным иностранным языком просвещения. Он является средством общения для всей зоны Индийского океана [37, 23.VI; 6.VIII. 1980, с. XVIII].Перед малагасийскими лингвистами поставлена задача ускорить кодификацию национального языка, модернизировать и обогатить его с помощью всех диалектов, чтобы сделать из него эффективный инструмент развития государства, становления нового общества, использовать его во всех областях науки и техники.1975—1977 годы стали периодом радикальной реконструкции системы просвещения. Был издан Основной закон № 78-040 о реформе системы образования, определивший принципы и методы ее осуществления [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII].«Перестройка системы образования и подготовки, — гласит ст. 55, — аспект общей перестройки различных секторов жизни нации во имя торжества нашей революции. В целом школа не должна использоваться против революции, для „крестового похода" против религии, или быть коммерческим предприятием» [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVIII].В стране введена трехступенчатая система школьного образования: пятилетнее начальное, четырехлетнее неполное среднее и полное, или, как его называют на Мадагаскаре, специализированное среднее образование.В принятых документах подчеркивается, что система просвещения должна дать молодежи основательную общеобразовательную, профессиональную, политическую и идеологическую подготовку. Были пересмотрены учебные программы на всех уровнях, изменена программа для начальных школ.2 июля 1976 г. президентом страны Д. Рациракой был издан указ № 76-023 об обязательном начальном образовании. Теперь оно является полностью бесплатным и распространяется на всех детей школьного возраста, без каких бы то ни было ограничений. Срок обучения — пять лет. На практике право на начальное образование обеспечивается совместными усилиями государства и фукунулуны (сельской общины), которая является исходной единицей административно-территориального деления страны и преобразованной на социалистических началах общиной.В результате принятых шагов уже в 1980 г. число начальных школ удвоилось по сравнению с 1975 г. и достигло 8 тыс. В них училось около 2 млн. учащихся [46, 22.Х.1979].Реформой неполной средней школы на всей территории страны была установлена четырехклассная система (с 6-го до 9-го класса),-46-подчиненная единым программам. Она была обязательна не только для государственных, но и для еще сохраняющихся частных школ, в которых в 1980 г. обучалось около 160 тыс. учеников [46, 18.XII. 1979].В соответствии с реформой среднего образования в каждом учебном заведении учрежден совет совместного управления из представителей администрации, преподавателей и учащихся во главе с директором школы. Директор назначается министром начального и среднего образования и отчитывается перед ним [50, 20.I.1977].Число неполных средних школ увеличилось к 1 января 1980 г. по сравнению с 1975 г. с 98 до 340, лицеев (полных средних школ) — с 29 до 38 [46, 1.I.1980]. Лицеи, функционирующие в городах, входят в компетенцию государства. Их выпускники — бакалавры — готовятся для работы в учреждениях — и составляют среднее звено служащих. Как правило, каждый выпускник средней школы получает специальность, в том числе и техническую.Школьное строительство превратилось на Мадагаскаре в массовое движение и проходит под девизом «Каждому городскому кварталу, каждой деревне — свою школу». К строительству школ были привлечены все силы — от государства до сельской общины. В одном только 1980 году государственные ассигнования на начальное и среднее образование были запланированы в размере 7 млрд. малагас. фр. [50, 18.XII.1979]. Свыше 1 млрд. малагас. фр. было направлено на техническое обучение, подготовку национальных кадров для промышленности и сельского хозяйства. В стране функционирует примерно тысяча профессионально-технических училищ и центров. Крупнейшим специализированным учебным заведением является, например, Национальная школа торгового мореходства в Махадзанге. Уже в 1979 г. техническими специалистами готовились стать 12 тыс. человек, вдвое больше, чем в 1978 г. [36, 12.XI.1979].Первостепенное значение придается обеспечению школ национальными педагогическими кадрами. Принципы подготовки учителей на всех уровнях и этапах, определенные ст. 42 Основного закона № 78-040, вытекают из целей новой системы образования. Учитель должен уметь с позиций малагасийской революции анализировать общественные и культурные события в провинциях, где он преподает, а также должен уметь извлекать уроки из опыта других социалистических государств в деле построения социализма, говорится в ст. 42 [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII].Статья 47 предусматривает подготовку учителей для средней школы в пединститутах с четырехгодичным сроком обучения, в которые будут приниматься выпускники средней школы [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII]. Учителей первых двух ступеней готовят в шести средних школах (по одной в каждой провинции). Кроме того, до реформы педагогические кадры выпускались в 30 других учебных заведениях.Преобразование системы просвещения дополняется всеобщим-47-наступлением на неграмотность. В стране учреждена специальная национальная служба, в работе которой участвуют лучшие ученики средних школ — те, кто поступает в университет, а также студенты, получающие в вузах национальную стипендию, выпускники вузов. В 1978 г. функционировали 1253 центра просвещения, где научились читать и писать 43 тыс. рабочих и крестьян. Для обеспечения начальной школы педагогическими кадрами выпускники средних школ должны отработать в рамках специально учрежденной национальной службы от 18 месяцев до двух лет в сельских начальных школах, чтобы реализовать постановление о всеобщем обязательном обучении.В качестве важных этапов гражданского воспитания учащейся молодежи Хартия малагасийской социалистической революции предусматривает участие студентов и старшеклассников в воинской службе, добровольном труде и строительных отрядах.Всеми вопросами практического осуществления реформы ведает Национальная комиссия по перестройке системы начального, среднего и высшего образования и научных исследований. Ее работу контролирует Верховный революционный совет республики и лично глава государства. В 1979 г. правительство ассигновало на развитие просвещения 22 млрд. малагас. фр., а в целом на нужды молодежи — 32 млрд., или 9% валового национального продукта [37, 23.VI; 6.УИ.1980, с. XVII].В январе 1977 г. был обнародован президентский указ о реформе высшего образования. Этот акт призван приспособить вузы страны, прежде всего Университет Мадагаскара в Антананариву, к требованиям национально-демократической революции, создать равные возможности для поступления в него всем без исключения молодым людям. Университету вместе с региональными университетскими центрами и примыкающими к ним научно-исследовательскими учреждениями была предоставлена административная и финансовая автономия.Деятельность университета и центров направляется «революционными руководящими комитетами». При университете образована специальная комиссия идеологической ориентации и контроля.В системе среднего и высшего образования приняты меры к ликвидации всего того, что прямо или косвенно заражает молодежь моралью буржуазного общества, склонностью к западному образу жизни. Студенты вузов систематически изучают труды классиков марксизма-ленинизма, с ними проводятся занятия по марксистской философии, научному социализму и политэкономии. Среди новых предметов в ряде лицеев и столичном университете — русский язык.Политический контроль за жизнью в вузе возложен непосредственно на Верховный революционный совет, а финансовый — на министерство финансов. Правительство поставило задачу вывести университет из искусственной изоляции от жизни народа, в которой он оказался в годы неоколониалистского правления. «Наши-48-школы, институты, университеты должны участвовать в развитии страны, ковать революционеров, готовых взять на себя ответственность и подготовленных к работе после каждого пройденного этапа обучения, — говорится в Хартии. — Наши ученики и студенты должны считать себя слугами народа и после окончания учебы снова вернуться в народ, откуда они вышли, с тем, чтобы помочь его развитию» [10, с. 72].Региональные филиалы университета уже открыты в Анцеранане, Тулеаре, Фианаранцуа, университетские центры — в Туамасине и Махадзанге. В Тулеаре готовятся специалисты по биологии и литературе, в Фианаранцуа — по точным наукам, Махадзанге — зубные врачи, в Туамасине изучается правоведение, административное управление, экономика. Полностью изменилась роль Университета Мадагаскара: он уже не является бастионом национальной буржуазии и неоколониализма, источником подрывной деятельности против прогрессивного режима. Среди студентов есть дети рабочих и крестьян. 60% студентов получают стипендии. Среди них семь из десяти студентов получают стипендии в полном размере, а остальные в зависимости от дохода семьи. Если в 1974 г. в университете было 3 тыс. стипендиатов, то в 1979 г. их насчитывалось уже 12 тыс. [37, 23.VI; 6. VII.1980, с. XVIII]. Число малагасийских преподавателей возросло со 167 в 1975 г. до 411 в 1980 г. [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVIII]. Кроме того, в университете преподают советские, французские, польские, румынские, швейцарские и американские граждане.Всего же в январе 1982 г. в вузах страны занималось 45 тыс. студентов. В столичном университете имеются факультет наук, выпускающий инженеров, биологов, зоологов и других специалистов, юридический, медицинский, литературный и др. В Антананариву и Анцеранане открыты высшие политехнические училища.К специализированным учебным заведениям относится Национальный институт спорта, Национальная школа агрономических наук. В 1982 г. открылась Высшая национальная школа электронно-вычислительной техники. Национальная народная молодежная школа готовит организаторов для молодежных центров и местных органов народной власти. Примером сочетания научных исследований с практикой служит созданный в 1976 г. решением правительства Национальный центр фармацевтических исследований. Его задача — разработка новых лекарств на базе местного сырья с целью обеспечения населения медикаментами и их экспорта. Важное место занимает Малагасийский институт прикладных исследований (ИМРА), который проводит работы в области фармацевтики, шелководства и др.Активную роль в централизации научно-исследовательской деятельности и утверждении малагасийской науки в международном плане играет Малагасийская академия. Академия организует международные симпозиумы и семинары по актуальным проблемам малагасийской культуры и науки. В числе ее иностранных членов-корреспондентов — советские ученые.Стратегия культурного строительства на Мадагаскаре включает не только распространение и изучение единого малагасийского языка, достижение всеобщей грамотности населения, но и пропаганду национального культурного наследия, прекращение всякого расхищения национального достояния, обеспечение доступа всех граждан к культурным ценностям, а также участие масс в создании культурных богатств, расцвете культуры и искусства. Для этого на местах организованы и действуют специальные службы по делам искусства и революционной культуры. Положительно зарекомендовал себя получивший широкую популярность опыт создания домов культуры в провинциях. На их базе проводятся разнообразные массовые культурные мероприятия, в том числе организуются художественные выставки, концерты, театральные постановки. Первой организованной министерством по делам искусства и революционной культуры выставкой была экспозиция документов и фотографий об антиколониальном восстании 1947 г. Практикуются фестивали революционной песни, конкурсы детского рисунка. Выполнена задача Хартии образовать Национальную артистическую труппу. В мае 1979 г. Национальный ансамбль Мадагаскара гастролировал в СССР и других странах.Одна из забот культурной политики правительства — охрана прав авторов и художников, возвращение и защита художественных ценностей, создание библиотек и музеев. С этой целью издан ряд специальных указов и постановлений. Делаются шаги к объединению деятелей культуры в творческие союзы.Современная малагасийская литература служит орудием утверждения национального достоинства и самобытности, развивая лучшие традиции прошлого. Еще в мрачную эпоху колониализма поэт Ж.-Ж. Рабеаривелу (1901 —1937) в сборниках «Чаша пепла», «Дети Орфея», «Полусны» и других воспевал родную землю, природу, писал о тяжелой доле бедняка, трудолюбии и чувстве высокого достоинства малагасийского народа, «задавленного безысходным трудом».В первые десятилетия колониального подчинения ведущим литературным жанром на Мадагаскаре стал исторический роман. В своих романах и повестях Радзауна Целатра и другие авторы воскрешали времена независимого существования страны, напоминали о глубоких чувствах патриотизма и национальной гордости, присущих народу Мадагаскара. Писатель Ни Авана Раманантуанина в завуалированной форме разоблачал колониальную агрессию. Не имея возможности прямо написать правдивую историю своей родины, писатель Радзаубелина рассказывал ее в форме личных воспоминаний о минувшем. М. Расамуелина опубликовал собрание народных пословиц и поговорок. Малагасийские художники слова будили в массах чувство национального самосознания, звали его к борьбе за свободу.Современная литература связана прежде всего с именами поэтессы и писательницы К. Андриамампандри Рацифандрихамананы,-50-писателя и переводчика А. Рацифехеры, таких крупных литераторов, как Ж. Андриаманантена (Раду), Ни Фелана Манцу, Докс, Радзаунаривелу, Ж. Налису Равалитера, Ж. Ранайву, Р. Радземиса-Раулисон.К. Рацифандрихаманана, которая является председателем Комитета по связям с писателями Азии и Африки, членом-корреспондентом Малагасийской академии, написала романы «Лето», «Головокружение», «Мой ребенок», сборник рассказов «Отдушина». В своих произведениях она бичует устаревшие традиции, мешающие продвижению вперед, показывает необходимость преодоления всего косного, архаичного в жизни и психологии, что связано с колониализмом и неоколониализмом, препятствует развитию национальной самобытности. В поэтических произведениях, где преобладает лирика, ярко выражены патриотические мотивы. Волнующи стихотворные произведения К. Рацифандрихамананы о В. И. Ленине и Стране Советов.Среди произведений А. Рацифехеры выделяется повесть «Его гнев», переведенная на русский язык. Она посвящена сложным процессам, происходящим в недрах «традиционного» общества после обретения независимости, вскрывает разочарование масс, ожидавших коренных преобразований, отмежевания от чужеземного порабощения, но обманутых неоколониалистским режимом.Рацифехера первым перевел на малагасийский язык произведения Н. Островского, М. Горького, А. Толстого, Б. Полевого и других советских писателей.Р. Радземиса-Раулисон — основатель и председатель Союза поэтов и писателей Мадагаскара. Его перу принадлежат много поэм, повестей и рассказов, уникальный «Исторический и географический энциклопедический словарь Мадагаскара». Если литераторы доколониального периода писали только на родном языке, а в колониальный и неоколониальный периоды главным литературным языком был французский, то в последнем десятилетии малагасийский язык вновь начал преобладать в поэзии, художественной прозе и публицистике. На нем пишет свои произведения большинство из 80 членов Союза поэтов и писателей Мадагаскара [23, с. 234].В музыкальной культуре Мадагаскара сложным образом переплелись традиции Индонезии, Аравийского полуострова, Восточной Африки и Западной Европы. В народном музыкальном инструментарии ведущее место занимает валиха (струнный инструмент индонезийского происхождения), луканга (разновидность гитары), биатамбу (трехструнный смычковый инструмент), бамбуковые и тростниковые флейты, трубы-раковины, барабаны, обтянутые овечьими или козьими шкурами. Своеобразны |