КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Остров поэтов

Остров поэтов

 -50-

После тринадцати лет тюрьмы и ссылки на  Мадагаскар вернулся Жак Рабеманандзара, крупнейший мальгашский поэт, драматург и публицист. В его судьбе как бы воплотилась участь всей современной мальгашской литературы.  

Французские колониальные власти подвергали мальгашских литераторов преследованиям и угнетению. Не все смогли остаться стойкими до конца. Кое-кого колонизаторам удалось сломить. Отчаявшись, кончает жизнь самоубийством талантливый лирик Жан-Жозеф Рабеаривелу. «В неволе рожденные», его сонеты сетуют на безжалостную судьбу,  что «мудрецов старинных забвенью обрекла», оплакивают «страну родную в часы ее кончины». Церковной моралью полны романы Радзаунаривелу и Рубинари. Но другие, большинство, верные народным традициям, избрали более трудный, но доступный путь — путь борьбы за духовное и государственное возрождение мальгашского народа.

Заметное оживление в мальгашской национальной литературе наблюдается после первой мировой войны, когда перед угнетенными открылись новые горизонты. Но особенно плодотворными для нее оказались последние два десятилетия, ибо в эти годы возникла практическая возможность полной ликвидации колониализма. Характерно, что поэзия заняла на Мадагаскаре ведущее место по сравнению с прозой и драматургией, что, впрочем, вообще  свойственно молодой африканской литературе.

Это понятно: едкая частушка, высмеивающая чужеземца — плантатора или чиновника, краткие, но полные силы стихи-призывы, песни и народные мотивы быстро бегут от хижины к хижине, в горы и тропические  чащи,  в городские  

 -51-

трущобы и тревожат, влекут, зовут за собой...

Многие современные литераторы особенно пишущие на мальгашском языке, недостаточно известны у нас, прежде всего вследствие изоляции, которой подвергался остров в колониальный период. К их числу относятся например, поэт-лирик Жан Наривуни, поэт и теоретик стихосложения Жюль Раминусуа, автор исторических рассказов и повестей Радзаубелина, молодой талантливый прозаик Арсен Рацифехера. Лишь по отдельным случайным сообщениям знаем мы о выходе сборника мальгашских преданий «Фумба малагаси» («Мальгашские обычаи») Рандзавула, многотомной энциклопедии «Фиракетана» («Краткие сообщения») под редакцией пастора Равелудэзауна, исторических произведений Андриамифиди, сочинений Рабари «Дати малаза» («Памятные даты»). Широкой известностью пользуются на острове распространяемые в списках революционные стихи поэта Раманантуанина, прозванного народом «Ни авана» — «Заря».

Даже эти скупые сведения по­казывают, что культурная и литературная жизнь страны тяготеет к сохранению национальных тради­ций и воскрешению исторического прошлого. Это положение подтверждается анализом творчества наиболее известных мальгашских поэтов, пишущих на французском языке: Жюля Ранаиву, Люсьена Ксавье Андрианарахиндзака и Жака Рабеманандзара.

Не вдаваясь в обсуждение безусловного и вполне объяснимого воздействия на этих поэтов чужой культуры, тем более столь богатой и действенной, как фран­цузская, следует отметить главное присущее им всем, — стрем­ление противопоставить свое творчество разлагающей колониалистской идеологии,   пробудить и утвердить национальное само­сознание народа, поднять мальгашей на борьбу за освобожде­ние. Это осуществляется различ­ными способами, начиная от за­щиты национального своеобразия поэтических форм, от воспевания красот природы Мадагаскара, его обычаев и подвигов героев прош­лого вплоть до прямого призыва к  свержению чужеземного ига. Последнее особенно характерно для Жака Рабеманандзара, чье сложное, часто противоречивое, но всегда ярко патриотичное и талантливое творчество уже в 30-е годы выдвинуло его в первый ряд мальгашских поэтов, сни­скало ему любовь народа Мада­гаскара, сделало его имя извест­ным далеко за пределами страны. Немало способствовало тому и мужественное участие Рабеманан­дзара в освободительном движе­нии мальгашей в послевоенные годы.

Жак Рабеманандзара — один из основателей первой массо­вой мальгашской политической партии Демократическое движе­ние за мальгашское возрождение (МДРМ), которая поставила перед собой задачу восстановления не­зависимости страны. Он пишет манифест этой партии, а также ряд статей, в которых требует возвращения свободы мальгашам и всем другим угнетенным наро­дам, объявляет войну колониализ­му, разоблачает преступления ко­лонизаторов в Африке и на Ма­дагаскаре, их политику, ведущую к материальному и духовному об­нищанию мальгашского народа. Мальгаши единодушно сплотились вокруг МДРМ.

Подавив в 1947 году восстание на острове и развязав колони­альную войну, французские вла­сти разогнали партию; Жак Рабе­манандзара был осужден на веч­ную каторгу, замененную в 1956 году ссылкой.

Издевательства и побои фран­цузских жандармов, тюрьма и из­гнание не сломили поэта. Уже в мае 1947 года Рабеманандзара пишет свою известную поэму «Анцу» («Песня»), уверен­ность в ее счастливом будущем соединяются с ненавистью и пре­зрением к колонизаторам, с при­зывом продолжать борьбу. Выра­жением всеобъемлющего стрем­ления человека к свободе назвал эту поэму гаитянский поэт Рене Депестр.

«Анцу» положила начало це­лой серии прекрасных поэм, сти­хотворений, драматических про­изведений. В апреле 1948 года за колючей проволокой тюрьмы «Форт Вайрон» Рабеманандзара слагает стихотворение «Южная осень», где заявляет, что, несмо­тря на разгром повстанческих мальгашских отрядов, несмотря на десятки тысяч новых жертв, маль­гаши не падут духом, добьются желанной свободы:

Мы отнимем у планет,

Мы отнимем у орлов

Монополию на лазурное небо.

Власть над бесконечностью!

Поэма в честь мальгашской женщины — «Ламба», трагедия «Матросы Зари», книга стихов «Тысячелетние обряды»... Поэти­ческое дарование Рабеманандза­ра расцветает фейерверком ше­девров. Его стихи, равно как и многочисленные антиколониаль­ные статьи и речи в ссылке («Не­зависимость Мадагаскара», «Со­временный Мадагаскар» и т. д.), находят широкий отклик не толь­ко среди мальгашей, но и среди других народов французских ко­лоний в Африке.

Африканская общественность высоко ценит талантливого поэта и несгибаемого политического борца. Свидетельством этого яви­лась предоставленная Рабеманан­дзара в 1956 году честь первым выступить на I Конгрессе деяте­лей негро-африканской литерату­ры и искусства а Париже.

Вместе с Раманантуанина Жак Рабеманандзара выступил как провозвестник нового подъема освободительной борьбы мальга­шей в 1956—1958 годах. Эта борь­ба привела недавно к освобожде­нию и самого поэта, и горячо лю­бимой им родины[1].

Ныне в истории Мадагаскара наступила новая эпоха. Перед мальгашским народом открылись возможности всестороннего раз­вития — политического, экономи­ческого и культурного, а перед литературой Мадагаскара — пер­спективы бурного национального возрождения.

© Л. Корнеев. Азия и Африка сегодня 1961 № 10

 


[1] В настоящее время Ж.  Рабе­манандзара — один из министров правительства Мальгашской рес­публики.