КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Период обновления (1897–1915)

-137-

Период обновления (1897–1915)

    В 1896 году началась новая страница в малагасийской истории – Мадагаскар стал колонией Франции. Это повлекло сдвиги в малагасийском обществе, изменение всего уклада жизни. Уходил в прошлое прежний мир, рождался новый, с иными ценностями. В 1905-м губернатором стал Виктор Оганёр2 – “светский”, франкмасон. Он выступил против культурной монополии церкви. Произошло отделение церкви от государства. Стала расширяться пропаганда научных знаний и светского образования. В школах ввели преподавание французского языка и иностранной литературы. В 1902 году создана Малагасийская Академия, сыгравшая в дальнейшем большую роль в развитии малагасийской литературы.
   С открытием “Муниципального театра Тананариве” (1899) в его репертуар стали включаться пьесы малагасийских авторов.

2 Victor Augagneur (1855–1931).

-138-

   Родоначальниками драматургии и наиболее яркими ее представителями были Ж.Райнизанабулулуна1, Целатра2, Дундавитра3, Рабари. Целатра опубликовал около 60 пьес. Его знаменитые пьесы “Кровная месть”, “Зефина и Арманд” и “Принц Марко” стали образцом подражания для многих поколений. Дундавитра в основном писал комедии. Наиболее известна – “Удивительное кольцо”. Пьеса Рабари “Икуманда”4о чудо-ребенке, одураченном блеском западной цивилизации, c успехом идет до наших дней.
   В 1906 году в журнале “Мыслитель” вышел роман Рабари “Младшая сестра” (“Raketaka Zandriko”). В том же году в двуязычном еженедельнике колониальной администрации “Франко-малагасийские новости” появился роман А.Равуадзананари
“Андрозикели” (“Androzikely”)5. Они положили начало жанру романа в малагасийской литературе. Романы имели просветительскую направленность. С художественной точки зрения это были первые шаги, подражание западноевропейским образцам.
   Значительным событием для той части малагасийского общества, которое было воспитано на британском ригоризме XIX века, явилось появление в первое десятилетие XX столетия множества светских газет и журналов.
   Оживилась литературная деятельность поэтов и писателей так называемого “старшего поколения”6. Они объединялись в группы и создавали новые газеты. Так, в 1904 году усилиями Равелудзона, Разафимахефы и Рабари вновь стал выходить журнал “Советник” (“Ny Mpanolo-tsaina”). Появилась первая

1 Rainizanabololona Justin (1861–1938). Писал под псевдонимом Jupiter (1861–1938). Многие малагасийские литераторы брали себе псевдонимы, одни – из романтизма, другие – чтобы избежать цензурных преследований.

2 Tselatra, наст. имя Rajaonah (1863–1931).

3 Dondavitra, наст. имя Razafimahefa Ch.-A. (1880–1936).

4 Rabary. Ikomanda // Ny Mpanolotsaina. – Tananarive, 1906. – N° 8.

5 Vaovao Frantsay Malagasy. – Tananarive, 1906. – N° 56.

6 “Старшее поколение” – писатели и поэты, которые жили в конце монархии Малагасийского королевства и начале XX века. Писателей, сформировавшихся после 1915 г., профессор Ш.Равуадзанахари относит к “младшему поколению”: Ravoajanahary Ch. Tantaran’ny literatiora // Fanasina, 1964. – N° 539.

-139-

неконфессиональная газета “Насмешник” (“Ny Basivava”, 1906). Вслед за ней – “Мыслитель” (“Ny Mpandinika”, 1906), “Мадагаскар пробуждается” (“Mifoha i Madagasikara”, 1907), “Золотой колокольчик” (“Ny Lakolosy volamena”, 1910), “Солнце” (“Ny Masoandro”, 1910) и другие. Редакторами изданий были, как правило, малагасийцы, но финансировались они “великодушными французами”1.
    Из-за ограниченности свободы выражения (она дозволялась, лишь если не задевала престиж Франции) пресса на малагасийском языке этого периода должна была либо откровенно хвалить власть, либо хранить молчание. Очевидно, именно поэтому газеты, одна за другой, стали открывать литературные странички. Это давало возможность публиковаться “старшим” и предоставляло трибуну молодым. Социально-экономические условия того времени не способствовали изданию книг, так что авторам приходилось довольствоваться публикациями в газетах и журналах2.

    Особую роль играли газеты “Насмешник” и “Золотой колокольчик”, возглавлявшиеся видными литераторами и журналистами Стеллой (Stella)3 и Юпитером (Jupiter). Стелла учил молодых мастерству. Призывал «избегать речей, подобных проповедям», писать живо, раскованно, с юмором. Журналы стали иллюстрироваться литографиями. Вокруг них сформировался литературный кружок свободомыслящей молодежи.
  Первое десятилетие ХХ века было временем, когда многие авторы только пробовали свои силы. Нередко произведения сохраняли назидательно-дидактический характер. «Видно было, что писатели еще не знают критериев жанра»4, просто пытаются выразить свое видение мира.

      Литературная страница состояла обычно из нескольких

1 Ratrimoarivony-Rakotoanosy M.  Évolution de la culture  écrite // Notre librairie. – N° 109. Madagascar. 1. La littérature d’expression malgache. – Paris: CLEF, 1992. – P. 18.

2На Мадагаскаре всегда были (и остаются до сих пор) проблемы с изданием. Первый сборник стихов и прозы “Избранное”(“Amboara voafantina”) появился лишь в 1926 г.

3 Наст. имя – Andrianjafitrimo Édouard (1881–1972).

4 Solohery B.D. La novelle // Notre librairie... – P. 68.

-140-

стихотворений, повести, рецензии, небольшой заметки о малагасийском языке, эпизода из романа.
  Постепенно уровень литературы повышался. Поэты и писатели стремились уйти от религиозной тематики, повернуться к человеку, его нуждам, повседневному быту. “Младшие” искали новые литературные формы. Совершенствовались жанры поэзии и рассказа. Наступил период «новой»1 малагасийской литературы.
   Юпитер в своей работе “Элементарный урок малагасийской просодии”2, изданной в 1914 году, разработал новые правила стихосложения. Были отброшены европейские размеры, чуждые структуре малагасийского языка (анапест, дактиль). Стали употребляться стихотворные размеры, типичные для традиционной поэзии – “таралила” и “кидаумбарамбита кидаумбита”, напоминавшие ритм тамтама. Сложился новый стиль, где западная “рассудочность” смешалась с образностью и эмоциональностью, характерными для “айнтени”. Малагасийская поэзия стала светской.
    Формировалось новое поколение поэтов, сделавших поэзию выражением своих глубоких личных чувств. Быстро приобрели всеобщую известность Ни Авана3, Ж.Рацимисета4и другие.

   Ни Авана, несомненно, один из самых ярких представителей «новой» поэзии. Он публиковал стихи во многих газетах и журналах и быстро стал популярным. Писал о надежде, мужестве, любви к родине, о совершенной, всепоглощающей любви к женщине. Как и большинство малагасийских поэтов, писал о чем-то нематериальном, незримом – о “fanahy” (душе), которая ассоциировалась со вторым “Я”. В творчестве Ни Аваны нашли отражение умонастроения ма лагасийской интеллигенции, у которой восхищение европейцами сменилось стремлением к возрождению собственной самобытной куль-
туры. В иносказательной форме он призывал к освобождению от колониального господства (“Песни надежды”). В целом же

1 См.: Rajaona S. Éditorial // Notre librairie... – P. 4.

2 Lesona tsotsotra momba ny fianarana poezy amin’ny teny Malagasy. – Tananarive: F.F.M.A., 1914.

3 Ny Avana (“Радуга”), наст. имя – Ny Avana Ramanantoanina (1891–1940).

4 Ratsimiseta Jasmina (1890–1946).

-141-

его поэзия проникнута безотчетным чувством тоски, печали, одиночества – традиционные малагасийские “эмбуна” и “анина” (“embona” и “hanina”), созвучные ностальгии французских романтиков. Пытаясь уйти от действительности, Ни Авана искал совершенство “где-то там …” (“any ho any...”).
  Конец XIX – начало ХХ столетия характеризуются интеллектуальным пробуждением, развитием общественной мысли, подъемом искусства. Это было время освоения достижений мировой культуры и расцвета малагасийской литературы. Газеты и журналы формировали мировоззрение читателей, способствовали созданию интеллигенции, знакомили читателя с социальной, культурной и научной жизнью европейских стран.
  В литературной среде отчетливо выявились два направления. Многие писатели и поэты – в силу полученного образования, воспитанные миссионерами, – видели будущее своей страны в связях с западной цивилизацией, публико вали про-изведения, восхваляющие европейский образ жизни.

  Им противостояли литераторы, обеспокоенные культурной ассимиляцией. Они искали пути развития общества, не отступая от традиционных ценностей и опираясь на них.

     Литераторы этого направления вошли в тайное общество В.В.С., созданное в 1913 году под идейным руководством известного просветителя Равелудзона. Это был скорее союз молодых интеллигентов, которые выступали за возрождение национальной самобытности, чем политическое движение. Тем не менее общество было разгромлено в декабре 1915-го, большинство его членов арестованы. В тюрьмы и ссылки отправлены Андриандзафитриму, Равелудзон, Рацимисета, Ни Авана, Родлиш1 и другие поэты и писатели. Многие газеты и журналы (в том числе “Золотой колокольчик” и “Луч света”) закрыты. Строгая цензура на десятилетие парализовала дальнейшее развитие литературы.

1 Rodlish, наст. имя – Razakarivony Arthur (1897–1965).