КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Субботин В. А. Французская колониальная экспансия в конце XIX в., продолжение (часть 4)

…а на Реюньон.

    Начиная с 1897 г. на Мадагаскаре утвердилась систе­ма прямого управления. Территория острова за исклю­чением южных и восточных районов, где не прекраща­лись антиколониальные выступления, была разбита на два десятка провинций. Некоторые из них были под­чинены непосредственно генерал-губернатору, другие — командующим военных округов. В провинциях были созданы советы нотаблей, т. е. местной знати. По пред­ставлению этих советов колониальная администрация назначала мальгашских чиновников на те или иные должности, начиная от «туземных» губернаторов про­винций и кончая старостами деревень. Власть «тузем­ных» губернаторов, находившихся под контролем фран­цузских резидентов, была, по сути дела, призрачной. Тем не менее, писал Галлиени, эта власть должна была быть сохранена, так как, «укрывшись за ней, нам легче маневрировать».

   Прямое управление на Мадагаскаре строилось на принципе расчленения отдельных мальгашских народно­стей, и противопоставления их друг другу. Единые в эт­ническом отношении территории были разделены на ряд провинций, имевших свой административный аппарат. Чиновники мерина были удалены со всех постов, кото­рые они занимали за пределами центральной части острова. На их места были назначены представители знати бецилеу, бецимизарака, антаймуру и других на­родностей. Таким образом, формировалась местная чи­новная аристократия, заинтересованная в том, чтобы

-140-

мерина не могли восстановить в той или иной форме свое влияние на окраинах…

-141-

    ...На Мадагаскаре, по признанию генерала Пеннекена, «одной из наиболее очевидных» причин восстания сакалава в северо-западной части остова в 1899 г. были насилия над мальгашскими женщинами, учиненные франпузскими военнослужащими и чиновниками. При­менение пыток на острове было обычным явлением,

-142-

и когда в 1899 г. генеральный прокурор Мадагаскара Дюбрейль попытался протестовать против зверских ис­тязаний мальгашей, его немедленно выпроводили из колонии…

-145-

    …Мадагаскар в 1897 г. также был объявлен «ассими­лированной» колонией, что принесло немалые барыши французским текстильным фабрикантам. По словам упо­минавшегося выше Ги, повышение тарифов на Мадагаскаре «возродило, если не сказать спасло» текстильную промышленность Вогезов и Руана. Что касается мальгашей, то они должны были оплачивать хлопчатобумаж­ные изделия по ценам, которые увеличились на 40-100%.

     В большинстве колоний бюджетные доходы от пря­мого налогообложения были меньше, чем доходы от таможни. Ставки ежегодного подушного налога состав­ляли первоначально на Мадагаскаре 2,5-5 фр., а с 1 января 1901 г.— 10-30 фр.;..

   ...Наконец, на Мадагаскаре существо­вали

-146-

местные бюджеты, финансировавшиеся за счет всевозможных реквизиций («черная касса», как их удач­но назвал один из членов французского парламента). Из этих бюджетов колониальные власти черпали не­малые средства, бесконтрольно расходовавшиеся гене­рал-губернатором и окружными   администраторами…

     …В колониях, если не считать Реюньон, где имелась значительная прослойка европейцев, фактически не су­ществовало медицинского обслуживания населения. На

-147-

Мадагаскаре было четыре больницы, во Французском Конго — одна. На Мадагаскаре больницы были созда­ны еще до французской оккупации мальгашским прави­тельством; колониальные власти их использовали в ос­новном для амбулаторного лечения венерических заболеваний, получивших огромное распространение на ост­рове.

     Французское правительство открыло в колониях небольшое число начальных школ, дававших элементар­ное образование. О целях, которые при этом преследо­вали колониальные власти, достаточно определенно сказал Галлиени в одном из первых циркуляров, издан­ных им на Мадагаскаре. Программы школ, по словам Галлиени, должны были быть «упрощенными». Им сле­довало придать «в основном профессиональный харак­тер с тем, чтобы школы возможно скорее поставляли людей, способных оказать помощь сельскохозяйственным и промышленным предприятиям наших колонистов»…

    …Намного больше учебных заведений было на Реюньоне и Мадагаскаре. Школы Реюньона посещали в 80-90-е годы 12-16 тыс. учащихся. На Мадагаскаре, где в свое время мальгашское правительство создало широкую сеть просвещения, в конце 90-х годов было около 200 тыс. учащихся.

    Миссионеры получали деньги главным образом от европейских религиозных обществ и местных новообращенных христиан. Кроме того, источником доходов мис­сий были сельскохозяйственные и промышленные

-148-

шко­лы, в которых учащиеся должны были не столько зани­маться, сколько работать. На Мадагаскаре, например, 8 тыс. га земель, принадлежавших католической церкви, безвозмездно обрабатывались руками мальгашей-христиан и учеников сельскохозяйственных школ. Во Французском Конго труд учеников был также превра­щен в средство обогащения миссионеров. Шаллэ, посе­тивший католические школы в этой колонии, писал, что «физический труд, которым заняты ученики, скорее дол­жен способствовать преуспеванию миссии, чем обучению какому-либо ремеслу»…

     © Субботин В.А. Французская колониальная экспансия в конце XIX в.: Экваториальная Африка и острова Индийского Океана [сокращ. текст]. ― М. : Изд.вост.лит., 1962. ― 167 с.