КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Католицизм и протестантизм (к вопросу о взаимодействии конфессий на Мадагаскаре)

-84-

     В 1796 г., 210 лет назад, в Лондоне было создано Миссио­нерское общество. Одной из его целей было проникновение на «католический» Мадагаскар.

    Считается, что первые христиане на Мадагаскаре поя­вились на о. Св. Марии (ныне — Нуси-Бураха). Здесь же, как полагают, была построена первая на Мадагаскаре католическая церковь.

   Однако активную деятельность на Мадагаскаре протес­тантские миссионеры начали раньше католиков. В 1868 г. им удалось окрестить королеву и первого министра Ма­дагаскара и протестантизм стал официальной религией  страны.

 

В. Л. Керов

Католицизм и протестантизм

(к вопросу о взаимодействии конфессий на Мадагаскаре)

    Изучение истории религиозных движений, по крайней мере начиная с эпохи средневековья до нынешнего времени, показывает тесное взаимодействие решения религиозных проблем с проблемами политическими. Не была исключением и колонизация Мадагаскара1. Победа католической Франции над своими западноевропейскими соперниками, прежде всего над католической Португалией и протес­тантской Голландией (Нидерландами), определила распространение на Великом острове в ХУI—ХVII вв. католицизма во французском варианте.

    Крушение наполеоновской империи и возвеличение Велико­британии предопределили появление на Мадагаскаре англиканских миссионеров и одновременно постепенное расширение влияния английской, то есть протестантской церкви. Иными словами, политика и религия шли рядом и их влияние было взаимосвязано. Естественно также, что расширение влияния чужеземных конфессий приводило к сужению их влияния на Мадагаскаре, особенно в отдаленных райо­нах острова, местных верований — культа предков и других.

-85-

    Итак, прежде всего вспомним некоторые факты появления на Мадагаскаре католических миссионеров в период французской колонизации. Французская колонизация Мадагаскара предвещала усиление на Великом острове позиций католической церкви и ка­толицизма. Римская курия тщательно готовила кадры священников для колониальных экспедиций, а затем строго контролировала их деятельность. В качестве характерного примера напомним о деятель­ности о. Наккара, участника известной французской экспедиции на Мадагаскар в середине XVII в. Наккар был направлен на Мадагаскар о. Венсаном, главой одной из Конгрегаций Ватикана (Конгрегацией сестер милосердия). Руководил экспедицией Этьенн де Флакур2.

   Считается, что первые христиане на Мадагаскаре появились на маленьком прибрежном острове Сент-Мари. Здесь же была построена первая католическая церковь.

   Деятельность католических миссионеров наталкивалась на кон­куренцию протестантских пасторов. Первые английские корабли приблизились к побережью Мадагаскара в 1591 г., но протестантские миссионеры не смогли закрепиться на Великом острове.

    Лишь в конце XVII в. политические и церковные (протестант­ские) деятели Великобритании, всегда державшие руку на пульсе политических событий, решили, что появилась возможность «по­щипать» ослабевшую, как им казалось, французскую колониальную империю. Однако оказалось, что время для активизации англичан и протестантов еще не пришло. Пришлось ждать битвы при Ватерлоо и Венского конгресса для того, чтобы присоединить к Британской империи острова Маврикий, Сейшельские и некоторые другие. Но все-таки в 1818 г. с согласия малагасийского короля Радамы I пред­ставители Миссионерского общества высадились в Туамасине, порту на берегу Индийского океана, а через два года добрались до столи­цы — Антананариву. Тем самым, как считают малагасийские историки (например, Андриандзатуву Ракутухаринфица), было положено нача­ло проникновению протестантизма на Великий остров. Английские миссионеры стали проводить весьма активную политику. Был, в част­ности, осуществлен перевод Библии на малагасийский язык. Однако

-86-

деятельность английских протестантов, равно как и французских католиков, была прервана жестокими преследованиями, организованными королевой Ранавалуной I в 1835 г. и продолжавшимися до 1861 г. После этого в царствование королев Ранавалуны II и Ранавалуны III начался период «тихого» соперничества на Мадагаскаре двух христианских церквей. Видимо, англичане весьма преуспели в расширении своего влияния. Ибо, несмотря на успехи в завоевании Мадагаскара, парижские власти и сам глава колониальной армии генерал Галлиени не решились на административный зажим протестантов. Больше того, французские власти предприняли весьма интересную и оригинальную акцию. В 1897 г. в Париже было создано протестантское (!) общество под названием «Французская протестантская миссия». Эта органи­зация стала активно действовать на Мадагаскаре. В последовавший период, вплоть до 1950 г., и английские, и французские протестант­ские группы на Мадагаскаре значительно расширили свое влияние в деревне, в частности в области образования. Они также решительно выступали за провозглашение независимости Мадагаскара. После осуществления этого пункта своей программы протестанты еще больше активизировались. 1965—1968 гг. стали для протестантов просто про­рывными. Были созданы Епископальная англиканская малагасийская церковь, Объединенная церковь Иисуса Христа. Множество мелких протестантских групп объявили себя независимыми. В настоящее время 25 % 12-миллионного населения Мадагаскара объявили себя протестантами3. Сторонниками католицизма считают себя 13—15 %. Естественно, в отдаленных от столицы районах сохранилось немало адептов традиционных религий.

    В настоящее время наиболее сильные позиции протестанты со­храняют в сфере образования и здравоохранения. В их ведении нахо­дятся более ста колледжей и средних специальных учебных заведений, несколько вузов, десятки больниц, лепрозории, дома для престарелых. Действует много различных молодежных организаций. Существуют промышленные и сельскохозяйственные миссии. Протестанты ведут активную евангелизаторскую деятельность, традиционной сферой активности остается благотворительность.

1 См., например, одно из последних изданий на эту тему на русском языке: Ке­ров В. Л. Французская колонизация Мадагаскара и граф Бенёвский. М.: Изд-во РУДН, 2003.

2Керов В. Л. Этьенн де Флакур — деловой человек колониальной эпохи // Чело­век XVII столетия. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2005. Ч. 1. С. 704 и след.; см. сборник оригинальных материалов, посвященных освоению абсолютистской Фран­цией Мадагаскара: La correspondance historique et archéologique — organ d'Information mutuelles entre Historiens et Archеologues. Paris: Librairie H. Champion, 1897. 44 ss.

3 Madagascar // Encyclopédie du protestantisme / Sous la dir. de Pierre Gisel. 2-e éd. corr. et augurante. Paris—Genève: PUF; Labor et Fides, 2006.