КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Марк Равалуманана остается

-45-

      3 декабря 2006 г. на Мадагаскаре прошли президентские выборы. Марк Равалуманана победил в первом туре и остался президентом на второй срок.

      С момента прихода к власти в 2002 г. М. Ра­валуманана проводил экономические и соци­альные реформы, которые вывели Мадагаскар из десятилетий застоя. Он заручился поддер­жкой Всемирного банка и Международного валютного фонда, поддержавших его поли­тику либерализации экономики. Однако избирательная кампания проходила далеко не в спокойной обстановке. Оппозиция считала, что власти стремятся ущемить ее интересы. Была даже попытка военного переворота.

С.М. Шлёнская

Марк Равалуманана остается

   В декабре 2006 г. Высший Конституционный суд (ВКС) Мадагаскара огласил официальные результаты состоявшихся в стране президент­ских выборов. Набрав 54,8 % голосов избирателей, Марк Равалумана­на, действующий президент Мадагаскара, победил уже в первом туре, далеко оторвавшись от своих соперников. Ближайший из них — Жан Лахинирику, бывший спикер парламента, получил 11,65 %, а Ролан Рацирака, мэр Туамасины, племянник экс-президента Дидье Рацираки, — 10,14 %. Победа М. Равалумананы была вполне предсказуемой, поскольку на политической арене страны не было сильной альтер­нативной фигуры, способной составить действующему президенту серьезную конкуренцию.

      Результаты первого срока пребывания М. Равалумананы у власти вызвали неоднозначные оценки как внутри страны, так и за рубе­жом. С одной стороны, по данным Всемирного Банка (ВБ), страна за последние годы добилась существенных успехов в выполнении Программы по борьбе с бедностью: экономика растет на 5 % в год, прокладываются дороги в сельской местности. Многое сделано в обла­сти образования и медицины. Наблюдаются признаки оздоровления в туристическом секторе и в горнодобывающей промышленности.

-46-

    Правительство планирует в ближайшие 10 лет увеличить экспорт полезных ископаемых на сумму до 100—150 млн долл. в год. От вступ­ления в 2005 г. в Сообщество развития юга Африки (САДК) правитель­ство ожидает увеличения товарооборота. M. Равалуманана планирует к 2012 г. существенно снизить уровень нищеты среди населения и довести рост экономики до 8—10 %. После 2002 г. Mадагаcкар получил внушительный приток финансовой помощи и значительное списание внешнего долга1.

   Однако, пока наблюдается ухудшение уровня жизни населе­ния: растут цены на рис и нефтепродукты, уровень зарплат низок, особенно в государственном секторе, несмотря на проведенное при M. Равалуманане повышение оплаты труда на 12 %. По данным MВФ, инфляция в 2005 г. составила 30 %. Как отмечают некоторые западные аналитики, проведенные M. Равалумананой реформы, обеспечили поступление в страну большого количества денег, но их распределение все еще остается проблемой, так как большая часть средств попадает к людям, занимающим привилегированное положение2. Д. Бонд, бывший представитель ВБ на Mадагаcкарe, считает, что «между 2003 и 2006 гг. Mадагаcкару удалось перевести в реальную плоскость про­грамму сокращения бедности. Но все мероприятия коснулись лишь сельской местности. Новые дороги, школы, больницы и другие объ­екты инфраструктуры повлияли на существенное улучшение жизни сельского населения. Городское же население от реформ не выиграло по причине инфляции и кризиса с горючим»3. Нарастающее недо­вольство населения все дорожающей жизнью позволило некоторым иностранным наблюдателям полагать, что лидеры оппозиции попыта­ются вывести людей на улицы во время выборов. Зрело недовольство и в армии, нерегулярно получающей свое недостаточное довольствие. Существовали также опасения, что этнический вопрос, всегда сущест­вовавший между мерина, представителем которых является президент, и жителями прибрежных районов, выразителями интересов которых являются Р. Рацирака и П. Радзаунаривелу, обострится в период выборов4. Однако этого не произошло. Оппозиция, которая провела

-47-

в 2005 г. объединительную Национальную конференцию, не смогла договориться о выдвижении единого кандидата и единой предвыбор­ной программы. Основная часть оппозиции — 3ФН — бойкотировала организованную президентом в мае 2005 г. встречу с представителями различных партий, хотя посетивший страну в этом же месяце гене­ральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал малагасийское пра­вительство и оппозицию начать диалог перед выборами. Причиной бойкота лидеры оппозиции объявили несогласие М. Равалумананы обсуждать волнующий ее спектр проблем.

   На подготовку выборов международные доноры выделили зна­чительные средства: ЕС — 3,75 млн долларов, Норвегия — 1,1 млн, США — 1,1 млн. Отдельно ЕС выделил 1,5 млн долларов на единый компьютеризированный список избирателей. Сами выборы прошли в спокойной обстановке. Процесс проведения выборов курировало министерство внутренних дел. Работало около 17 600 избирательных участков, явка избирателей составила 61,45 %. Серьезных замечаний о каких-либо нарушениях со стороны многочисленных наблюдателей не поступило. По просьбе правительства Мадагаскара представители ЕС и стран — членов ЕС послали 50 наблюдателей. Своих наблюда­телей прислали также Международная организация франкоязычных стран, Комиссия стран Индийского океана, Африканское содружес­тво, Сообщество развития юга Африки, США и Япония.

    Избирательная кампания проходила далеко не в такой спокойной обстановке, как сами выборы. Даже дата выборов была назначена не сразу. Первоначально выборы планировались на период между 22 де­кабря 2006 г. и 22 января 2007 г., затем были назначены на 3 декабря. Оппозиция считала, что власти стремятся ущемить ее интересы, сократив время предвыборной кампании.

    Высший Конституционный суд (ВКС) допустил к участию в вы­борах помимо М. Равалумананы 13 претендентов. Тем не менее не­которые политики к участию в выборах допущены не были. Так, главным соперником М. Равалумананы многие видели находящегося в эмиграции во Франции после событий 2002 г. бывшего вице-пре­мьера и руководителя партии АРЕМА Пьеро Радзаунаривелу, который в 2003 г. был заочно осужден за превышение служебных полномочий и приговорен к пяти годам тюрьмы, а в августе 2006 г. осужден по обвинению в неправомерном использовании финансовых средств и приговорен к 15 годам каторжных работ. Через доверенных лиц П. Радзаунаривелу представил в ВКС документы для регистрации

-48-

в качестве кандидата на предстоящих выборах. Их не приняли, заявив о необходимости личной явки. Но когда П. Радзаунаривелу, несмотря на угрозу ареста, дважды попытался попасть на Мадагаскар, власти сделали все, чтобы его туда не пустить.

     Вторым кандидатом, не допущенным к выборам, стал генерал Андрианафидисуа, известный также в стране под именем генерал Фиди. В отличие от П. Радзаунаривелу он был соратником М. Равалумананы в период событий 2002 г. Генералу Фиди было отказано в регистрации по причине неуплаты регистрационного взноса (около 11,5 тыс дол­ларов). 18 ноября 2006 г. группа военных во главе с генералом Андрианафидисуа ворвалась на базу малагасийской армии, расположенную на территории международного аэропорта Ивату близ Антананариву, куда должен был приземлиться самолет президента, возвращавшегося из Парижа. Накануне мятежный генерал распространил листовки, в которых объявил власть М. Равалумананы неконституционной и призвал президента уйти в отставку. В листовке говорилось также о создании временного правящего правительстваа во главе с военным советом. В результате возникшей перестрелки погиб один солдат правительственных войск. Генералу Фиди удалось скрыться. Он был арестован месяц спустя и осужден «за создание угрозы безопасности государству». Приговор трибунала — три года тюрьмы5. Шесть канди­датов, участвовавших в президентских выборах, сразу после провала попытки переворота выразили свою публичную поддержку генералу Фиди. Это — Элиа Равелумананцуа, Манандафи Ракутунирина, Ни Хасина Андриамандзату, Даниель Радзакуба, Пети Ракутуниана, Фер­динанд Разакариманана. В подписанном ими коммюнике они назвали поступок генерала Фиди «жертвой во имя отечества»6.

   Жан Лахинирику (1956) — экс-спикер Национального собрания Мадагаскара, был допущен к участию в выборах, однако до этого, по мнению оппозиции, подвергся политическому преследованию. В мае 2006 г. он был обвинен в государственной измене и смещен со своего поста по инициативе правящей партии ТИМ («Я люблю Мадагас­кар»), членом которой был и сам. Вина Лахинирику состояла в том, что во время поездки в Иран в апреле того же года он фактически одобрил ядерную программу Ирана, осужденную ранее междуна­-

-49-

родным сообществом. Нужно учитывать тот факт, что правительство М. Равалумананы тесно сотрудничает с США. Мадагаскар, например, стал первой из 16 стран, которая получила помощь по программе американской корпорации «Вызов тысячелетия» (соглашение было подписано в Вашингтоне 18 апреля 2005 г.) на общую сумму 100 млн долл. В июле 2005 г. был подписан ряд соглашений, предусматри­вающих сотрудничество двух стран в области сельского хозяйства и оказания Мадагаскару продовольственной помощи в размере 10 млн долл.7 Кроме того, с 2000 г. Мадагаскар пользуется большими экспортными льготами, предоставленными США в рамках Закона об экономическом росте и расширении возможностей Африки (АГОА). Тесное сотрудничество с США повлекло даже такие шаги со стороны руководства Мадагаскра, как запуск пилотных проектов по введению изучения английского языка в школах. В этой ситуации Ж. Лахинирику не помогло даже заявление о том, что он высказывал в Иране свое личное мнение. Ж. Лахинирику вышел из партии ТИМ и решил участвовать в президентских выборах как независимый кандидат с программой национального примирения на Мадагаскаре, поскольку, по его мнению, без национального единства не может быть разви­тия. В своей программе он ратовал также за рыночные отношения, создание новых городов, уважение демократических принципов и сохранение ценностей малагасийской культуры. По результатам выборов Ж. Лахинирику занял второе место, набрав 11,65 % голосов избирателей. Больше всего голосов (58 % — на 10 пунктов больше, чем у М. Равалумананы) он получил в провинции Тулиара, что вполне объяснимо, так как Ж. Лахинирику — выходец с юга страны.

    В выборах приняли участие многие видные политики, лиде­ры политических партий. Среди них Норберт Лала Рацирахунана, 68-летний председатель партии АВИ («О людях судят по их рабо­те»). При президенте А. Зафи он занимал пост председателя ВКС, а после импичмента А. Зафи был премьер-министром и исполнял обязанности президента Республики. Участвовал в президентских выборах 1996 г., занял четвертое место, набрав 10 % голосов. В 2001 г. Н. Л. Рацирахунана поддержал М. Равалуманану и выполнял при нем функции советника и посла по особым поручениям. В предвыборной программе он выступал за урегулирование политической обстановки в стране, экономическое и финансовое равновесие, повышение зарплат

-50-

в государственном и частном секторах экономики. Получил 4,2 % голосов, заняв пятое место.

   Основатель и почетный председатель партии ЛЕАДЕР-Фанилу, предприниматель Херизу Разафимахалеу (1955), был министром про­мышленного развития и туризма в правительстве Ф. Равуни (1993— 1994 гг.). Он участвовал в президентских выборах 1996 г., набрав 15 % голосов и заняв третье место. Был одним из трех вице-премьеров в правительстве П. Ракутумаву (1997). Участвовал в президентских вы­борах 2001 г., набрав 4 % голосов (четвертое место). На выборы 2006 г. он вышел от своей партии с программой, в которой главное место от­водилось хорошему управлению, уважению закона, демократических свобод, деполитизации администрации. В программе содержались также требования политической амнистии участникам событий 2002 г. Получил 9 % голосов (четвертое место).

     Манандафи Ракутунирина (1938), опытный политик, генераль­ный секретарь партии МФМ («Борцы за развитие Мадагаскара»), профессор социологии в Университете Антананариву, неоднократно до этого участвовал в президентских выборах. В 1989 г. он получил 20 % голосов, в 1992 г. — 10,2 % голосов. В 2001 г. Манандафи Раку­тунирина способствовал приходу к власти М. Равалумананы, стал его специальным советником. На выборы 2006 г. он вышел с программой, в которой ратовал за принятие закона, обеспечивающего полити­ческим партиям равную конкуренцию, за политическую амнистию. Получил 0,3 % голосов.

    44-летний мэр г. Фианаранцуа Пети Ракутуниайна принял уча­стие в выборах как кандидат ассоциации «Тамбатра» («Союз»), кото­рую он создал в 2003 г. Основная идея его программы — объединить малагасийцев вокруг общего проекта развития, который поддержи­вают все граждане страны. П. Ракутуниайна получил 1,7 % голосов. Через несколько дней после выборов правительство попыталось (безуспешно, поскольку П. Р. скрылся) арестовать его. В качестве причины выдвигался не тот факт, что он поддержал мятежного гене­рала Фиди, а другие противоправные действия, включая проведение незаконного собрания в канун дня выборов. На самом деле конфликт П. Ракутуниайна с властью развивался давно. Он был уволен с поста председателя специальной делегации в провинции Фианаранцуа, но, будучи не согласным с таким решением, решил участвовать в выбо­рах мэра г. Фианаранцуа и выиграл их. При этом он откровенно не соглашался с политикой и методами М. Равалумананы, считая, что

-51-

президент больше печется о благе своей компании, чем о государ­ственных интересах8.

  Генерал Фердинанд Разакариманана, бывший комендант Антана­нариву, выступил с программой приведения в соответствие с действи­тельностью всех статей конституции, в частности, тех, которые каса­ются автономии провинций, роли советов провинций и фукунулуны как базовой основы сельской жизни. Он также потребовал создания программы развития для всех и каждого на Мадагаскаре.

     Даниель Радзакуба, протестантский пастор, бывший министр (1972), выступил в своей предвыборной программе за национальное единство, общественную безопасность, бесплатное здравоохранение и хорошее образование. Он набрал 0,6 % голосов.

   Другой пастор, Жюль Рандриандзуари, независимый кандидат, в своей программе выделил четыре требования: земельную реформу (перераспределение земли в пользу крестьян); аграрную реформу (развитие инфраструктуры, ирригации, электрификация сельской местности); реформу в деле добычи полезных ископаемых, предусмат­ривающую получение прибыли от их добычи каждым гражданином; деполитизацию в структурах власти, армии и церкви. Он получил 0,8 % голосов, заняв девятое место.

     Единственной женщиной, принявшей (и принимавшей когда-либо) участие в президентских выборах Мадагаскара, стала Элиа Равелумананцуа (1960), мать шестерых детей, директор общества связи Синерджи (созданного ею в 1986 г.). Она является также председателем ассоциации женщин-предпринимателей, входила в команду Н. Рацирахунаны, когда тот был премьер-министром. На выборы она вышла с программой, содержащей в основном социальные моменты — борь­бу с безработицей, увеличение зарплаты, стабилизацию цен на рис. Получила 2,6 % голосов, заняв седьмое место.

    Фамилии нескольких кандидатов оказались знакомы избира­телям не только по деятельности самих кандидатов, но и по политической деятельности их родственников. Среди них — Ролан Рацирака (1966), племянник экс-президента Дидье Рацираки, мэр города Туамасина. Некоторые политологи считали, что вокруг этой кандидатуры мог сплотиться электорат котье в противовес существу­ющему лидерству мерина9. В предвыборной программе независимый

-52-

кандидат Р. Рацирака призывал к возвращению республиканских и традиционных ценностей, повышению уровня жизни населения, укреплению национальной валюты, к развитию ради человека и для человека. Р. Рацирака набрал 10,14 % голосов, заняв третье место среди претендентов на президентский пост. Естественно, что больше всего голосов (42 %) он получил в Туамасине.

      Филипп Циранана, младший сын первого президента Мадагас­кара Филибера Цирананы, объяснил свое желание баллотироваться на пост президента стремлением возродить период экономического процветания I Республики, продолжить дело отца. В предвыборной программе он выступил также за укрепление национального единства. И хотя фамилия Циранана все еще имеет популярность в провинции Махадзанга, позиции Ф. Цирананы в предвыборной борьбе были слабы. С 1972 г. он живет во Франции, и оппоненты упрекают его в том, что он лучше владеет французским языком, чем родным — ма­лагасийским.

    Ни Хасина Андриамандзату — видный деятель политической оп­позиции в стране, бывший министром связи в правительствах А. Зафи и Д. Рацираки, сын пастора Р. Андриамандзату, бывшего в свое время председателем Национального собрания, на выборы вышел с програм­мой национального примирения, а также с требованиями всесторон­ней безопасности для граждан — личной, продовольственной, а также предоставления равной для всех возможности получать образование, медицинскую помощь, жилище. Ни Хасина Андриамандзату набрал 4,17 % голосов — шестое место среди кандидатов.

       Руиндефу Мундза — сын Мундзы Дзауны, лидера национали­стического движения Мадагаскара в период борьбы за независимость, позже — национального председателя партии МОНИМА (Национальное движение за независимость Мадагаскара). Программа этого кандидата провозглашала замену программы борьбы с бедностью на программу борьбы за процветание, что предусматривает обновление администрации (гражданской и военной), обеспечение условий для стабилизации экономической ситуации как в государственном, так и в частном секторе, усиление роли профсоюзов.

    Три кандидата — Ф. Циранана, Ф. Разакариманана и Р. Мундза нарушили срок подачи избирательных бюллетеней, поэтому их фа­милии отсутствовали в бюллетенях для голосования в день выборов. Они подали жалобу в ВКС так же, как и некоторые другие кандида­ты (Р. Рацирака, Ж. Лахинирику, П. Ракутуниайна). ВКС отклонил

-53-

все апелляции, а серьезных замечаний о каких-либо нарушениях со стороны многочисленных наблюдателей не поступило, хотя были сделаны достаточно серьезные рекомендации по подготовке списков избирателей, унификации бюллетеней для голосования и т. п.10.

    19 февраля в присутствии многочисленных зарубежных гостей прошла инаугурация, президентский мандат на второй срок получил М. Равалуманана. Выходец из деревни Имеринкасинина, он уже в 1982 г. создал собственную компанию «Тико» по переработке молочных продуктов, которая выросла со временем в самое круп­ное национальное производственное объединение, занимающееся также выпуском растительных масел, фруктовых соков, мороженого и безалкогольных напитков. В 1998 г. М. Равалуманана организо­вал компанию «Магро», специализирующуюся на оптовой торговле. Семья владеет также медиахолдингом «Мадагаскар Бродкастинг Сис­тем» (телевизионные и радиостанции, газеты), двумя строительны­ми компаниями, рисовыми плантациями, несколькими самолетами и вертолетами, предприятием по разведке нефти «Тико Петролеум». С момента вступления в должность президента в 2002 г. семейным бизнесом занимаются жена М. Равалумананы, Лалау Ракутунирайни, и его дети. Президент же, по мнению многих аналитиков, перенес в управление государством принципы управления своим предпри­ятием и подобрал команду, проверенную на работе в «Тико». Во всяком случае многие нынешние функционеры работали прежде у М. Равалумананы. Среди них — Г. Радземисон, председатель Сената, вице-председатель Национального собрания и председатель партии ТИМ Сулуфу Разуаримихадза, мэр столицы Патрик Рамиараманана, министр высшего образования Хадзанирина Разафинзатуву и другие11. Второй срок президентства М. Равалуманана начал с обновления своей команды, назначив премьер-министром 60-летнего генерала Шарля Рабеманандзара, который до этого был министром внутренних дел. Главными задачами на ближайшие пять лет президент объявил борьбу с бедностью и региональную интеграцию12.

1 Madagascar. Rising Tension // Africa Research Bulletin. London, 2006, june 1—30. P. 16679.

2 Ibid.

3 Вanque Mondiale, plus d'un milliard de dollars d'engagements en activite // Midi Madagasikara. Antananarivo, 2006, 2 dec.

4 Madagascar. Rising Tension... P. 16679.

5 Trois ans de prison pour le general Fidy! // Midi Madagasikara. Antananarivo, 2007. 21 feb.

6 "Le general purschiste" et ses hommes beneficient desormais de l'appui de l'opposition // Midi Madagasikara. 2006. 23 nov.

7 Midi Madagasikara. 2005. 2 dec

8 Pety Rakotoniaina a depose son dossier de candidature à la HCC // Midi Madagasikara. 2006. 13 oct.

9 Jeune Afrique. Paris, 2006. № 2378. P. 69.

10 Lola Rabary-Rakotondzavony. Des observateurs internationaux satisfaits // L'Express. Port Louis, 2006. 7 dec.

11Les hommes du president et ceux qui l'ont quitté // Jeune Afrique. 2007. № 2401, 14-20 janv.

12       Madagascar, prestation de serment du president et nomination du 1-er minister // Midi Madagasikara. Antananarivo, 2007. 22 janv.