КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Джозеф Сьюэлл и проблема рабства на Мадагаскаре

-58-

 

140 лет назад, 19 мая 1867 г., в Таматаве (ныне — Туамасина) высади­лись трое миссионеров из "Церкви дру­зей" (квакеров) — англичанин Джозеф Съюэлл и американцы супруги Стрит. Это событие стало началом многогран­ной деятельности квакерской общины на Мадагаскаре (Friends Foreign Mission Asso­ciation, FFMA), которая сыграла важную роль не только в распространении хри­стианства среди малагасийцев, но и в развитии местной системы образования, издательского дела и здравоохранения. В настоящее время на Мадагаскаре рабо­тают 25 миссионеров-квакеров, под опе­кой которых действует 149 конгрегаций  (25 тыс. членов и 2115 причастников).

 И.В. Кривушин

ДЖОЗЕФ СЬЮЭЛЛ И ПРОБЛЕМА РАБСТВА НА МАДАГАСКАРЕ

     Джозеф Стикни Сьюэлл (J.S. Sewell, 1819-1900 гг.), основатель квакерской общины на Мадагаскаре, осуществлял свою миссионер­скую деятельность в юго-западной части острова. Эта территория была отдана под религиозную опеку квакеров после признания в 1869 г. англи­канства государственной религией в королевстве Мадагаскар. Главными сферами приложения усилий Дж. Сьюэлла стали, помимо проповеди христианства, создание молитвенных домов и школ. Он провел на Мада­гаскаре восемь лет (1867-1871 и 1872-1876 гг.), пока в июне 1876 г. не был вынужден вернуться в Англию к своей тяжело больной дочери. Пе­ред отъездом он произнес знаменитую речь, в которой подвел итоги девя­тилетней деятельности квакеров на Мадагаскаре и впервые со всей ост­ротой поставил вопрос о несовместимости существовавшего на острове рабства с фундаментальными принципами христианской веры. Хотя вы­ступление Дж. Сьюэлла вызвало в целом негативную реакцию среди ме­стного населения, тем не менее, оно стало одним из факторов, повлияв­ших на решение правительства в 1877 г. признать рабов-африканцев свободными (правда, рабство в различных формах просуществовало до запрета его французами в 1896 г.). Ниже приводится первый русский пе­ревод речи Дж. Сьюэлла (за исключением ее финальной части, в которой тема рабства уже не рассматривается).

 -59-

 Обращение Джозефа Сьюэлла на

ежемесячном собрании в Церкви Амбатунаканга1

     

       Антананариву, 5 июня 1876 года

     «Не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор.: 6:17)

 

       Второе число июня месяца 1867 года было воскресеньем, а я прие­хал сюда2 из Англии днем раньше. В то воскресенье я стоял на этой же кафедре и обратился с несколькими словами к тем, кто пришел тогда слушать меня; и это были мои первые слова, обращенные к вам. И се­годня, пятого июня, спустя ровно девять лет, я вновь стою на этой ка­федре, и слова, с которыми я обращусь к вам сейчас, станут моими последними <словами>; ибо во вторник я уеду отсюда в Англию и не надеюсь вернуться к вам снова. Поэтому я здесь, перед вами, друзья мои, чтобы попрощаться с вами и произнести последнюю проповедь, которая, однако, не будет в строгом смысле этого слова проповедью.

     Вера в Бога значительно распространилось среди вас за те девять лет, что я прожил с вами; общая просвещенность народа также воз­росла очень сильно. Когда я прибыл, подавляющее большинство оби­тателей Имерины3 еще верило в своих идолов; но примерно два года спустя все они были преданы огню, и ныне о них едва даже помнят. Когда я прибыл, многоженство и развод не считались грехом, но ныне на них смотрят как на нечто чрезвычайно постыдное. Когда я прибыл, каждое воскресение повсюду шла оживленная торговля, и в Андухалу4 тоже в этот день товары продавались, как и в остальные дни; но ныне во многих селениях Имерины, и особенно здесь, в Антананариву, вос­кресный день так же строго соблюдается, как и в Англии. Когда я при­был, на острове было лишь девяносто две церкви, находившиеся под опекой Лондонского миссионерского общества, и всего двадцать школ; но ныне только в Имерине около восьмисот церквей и молитвенных домов и, по меньшей мере, более двухсот у бецилеу5 и других племен, подчиненных хува6. Когда мы думаем о том, сколько школ существуют ныне и сколько людей может читать и писать; когда мы думаем, какое число проповедников и миссионеров было послано церквами и мис­сионерскими обществами для распространения Евангелия в разные места страны; когда мы думаем, сколько разнообразных книг было на­печатано здесь и какое число библий, заветов, сборников церковных гимнов и других книг было приобретено за эти девять лет; когда мы

 -60-

думаем также, сколько средств было потрачено королевой7 и ее наро­дом на строительство церквей, благотворительность и распростране­ние Евангелия, нас переполняет удивление, и наши сердца радуются, ибо Царство Божье воистину сделало большие успехи на Мадагаскаре, просвещенность народа чрезвычайно возросла и его нравы во многих отношениях изменились к лучшему.

    Но подумаем не только о прошлом, подумаем также и о будущем. Все мы согласны, что Царство Божье укрепилось среди нас в течение прошедших девяти лет. Мы не знали гонений; нам не чинили больших препятствий; королева и главные люди королевства были поистине кормильцами и кормилицами для Церкви, а те, кто проявил умение и способность проповедовать Слово Божье, удостоились почета, и слава их вышла за пределы страны. Но, в то же самое время, число лицеме­ров также очень возросло, и многие из тех, кто ныне посещают наши церкви, напоминают Бай-Эндса из "Путешествия пилигрима"8. Вот их символ веры: во-первых, мы никогда не идем против ветра и течения; во-вторых, мы всегда чрезвычайно ревностны, когда вера обута в се­ребряные башмачки ― мы любим идти с ней по улице в солнечный день, когда люди рукоплещут ей, но в мрачные дни, когда вера в неми­лости, мы никогда не следуем за ней открыто. Мы же, <истинные хри­стиане> должны быть очень осторожны, чтобы не открыть дорогу по­добным идеям.

     Каков же ваш долг относительно будущего? Во-первых, быть очень бдительными, что крайне необходимо. Во-вторых, полностью пола­гаться на вашего Спасителя и Поводыря: без этой <надежды> нельзя обойтись. <...> И пусть Слово Божье будет законом, управляющим всеми вашими действиями, и не бойтесь пребывать в свете, который Его Слово посылает вам. Когда в прошлые дни Он открыл вам глаза, и вы осознали, что есть только один Бог, и познали, таким образом, Его любовь к вам в Иисусе Христе, и тогда вы отреклись от своих ложных богов и стали молиться одному Яхве, несмотря на то, что вам при­шлось претерпеть за это великие несчастья. Благодаря свету, который Бог даровал вам, вы увидели также неправедность развода и много­женства и пагубность их; эти обычаи были отвергнуты; и вы, пребы­вая в свете, постигли, что многие другие давно ставшие привычными вещи были нечистыми в глазах Бога, и ныне они тоже считаются за­претными. Не закрывайте свои глаза, друзья мои; не бойтесь света; не отступайте, если увидите, что еще остаются нечистые вещи, которые должны быть отринуты.

     Есть одна вещь, которая не выходила у меня из головы ни днем, ни ночью, и я чувствую себя обязанным упомянуть о ней. Она печалила

 -61-

меня с того дня, как я впервые оказался на Мадагаскаре, и не оставля­ет до сих пор, но прежде я не осмеливался говорить о ней открыто в церкви, чтобы не содеять тем самым зла: но я прощаюсь с вами, и я больше не могу таить эти мысли.

      Но если кого-то огорчит то, что я собираюсь сказать, пусть обвинят только меня одного. Я ни у кого не спрашивал совета ― ни у европей­ца, ни у местного жителя; никто не помогал мне исправлять мой мальгашский язык и никто не знает, что я сейчас скажу. Вот почему, если кто-то и должен подвергнуться осуждению, то пусть это буду я один.

      Многие среди вас знают кое-что о тех невзгодах, выпавших на до­лю мозамбикцев, которых оторвали от земли их отцов и продали сюда в рабство. Вы знаете, что они были похищены; вы знаете также, какие несчастья испытали они, прежде чем оказаться в вашей стране; вы знаете, что многие были убиты или перенесли тяжелые страдания, ко­гда их переправляли к вам по суше и по морю. Пока вы оставались в неведении об этих вещах и никак не задумывались о них, у вас есть некоторое оправдание; но теперь, когда вы все уже не слепцы, вы должны ясно видеть, как велик грех тех, кто привез мозамбикцев на Мадагаскар. Но виновны не только те, кто доставляет их сюда и про­дает вам; те, кто покупает их и делает рабами, также виновны.

    Если кто-то крадет мои часы и снова продает их, разве тот, кто по­купает их, зная, что они краденые, не является соучастником воровст­ва? И точно так же разве те, кто покупают мозамбикцев и делают из них рабов, ― не товарищи тех грешников, которые первыми украли их? Несомненно, они ― соучастники их греха, и для них нет оправдания. Пока малагасиец покупает мозамбикцев, всегда найдутся арабы и дру­гие, кто будет похищать их ради продажи. Это нечистая вещь, зло, ве­личайший грех. Я прошу вас, кто верит в Иисуса Христа и радуется его милосердию, отрешитесь от этого греха и «не прикасайтесь к не­чистому».

      Но ум мой отказывается сосредотачивать свое внимание только на одних мозамбикцах; послушайте меня, мои друзья, ибо я хочу сказать несколько слов о тех из вас, кто стал причиной моего огорчения. Есть три мотива, которые побуждают людей работать на других или слу­жить им. Одни из добрых побуждений работают на других, потому что любят их; вторые, потому что получают плату; третьи, потому что их принуждают.

       Иисус Христос пришел сюда, на землю, и обходил ее, творя добро, он перенес великие страдания из-за любви к нам, чтобы мы смогли обрести спасение. И слуги Христа до сих пор берут Его за образец, и многие из них усердно трудятся, чтобы помочь другим, ибо любовь к Христу и любовь к человеку ― это то, что лежит в основе всего, что они делают. Да, число тех, кто вдохновляется лишь любовью в своих усилиях приблизить наступление на земле Царствия Христа, могло весьма вырасти. Но любовь проявляет себя не только в служении Богу.

 -62-

       Очень много людей являются друзьями и родственниками, и они без всякой мысли об оплате или без принуждения служат друг другу из любви; и это совершенно справедливо.

      В то же время большое количество людей работает на других ради того, чтобы получить оплату или обогатиться. Многих из них нанима­ют непосредственно, например, плотника или строителя; но некото­рые, помимо того, например, торговцы, делают добро другим, прода­вая им все необходимое, чтобы самим получить доход от торговли. Возможно, тех, кто трудится ради того, чтобы получить оплату или извлечь выгоду, большинство, и это также справедливо.

      Кроме того, есть немало людей, которые служат другим, поскольку их принуждают к этому. При определенных обстоятельствах это также совершенно справедливо. Государство, которое не имеет власти заста­вить своих граждан служить ему, ничего не стоит, и вскоре перестает существовать. Практика разных народов в этом отношении различна; некоторые <государства> заставляют своих подданных служить им и выполнять любую работу, которую они от них требуют; другие, со своей стороны, собирают налоги с населения и платят тем, кто выпол­няет работу, необходимую для властей этой страны. Не мое дело здесь рассуждать, какой из двух способов действий предпочтительнее; пусть каждый народ делает то, что считает для себя наилучшим; но я хочу, чтобы вы поняли меня правильно. Я желаю, чтобы вы четко осознали, что королевству, которое не облагает своих подданных налогами, при­ходится принуждать их выполнять общественные повинности, не оп­лачивая их труд. Есть пределы этого, но не мое дело здесь рассуждать о них. Добавлю, что совершенно справедливо, когда родители, пока их дети юны, заставляют тех выполнять их волю. Конечно, есть пределы и этого, однако, учитывая родительскую любовь к детям, можно наде­яться, что немногие перегружают их работой.

      Но, помимо правительства и родителей, я не знаю никого, кто бы имел право принуждать людей служить себе. Мои деньги, моя одежда и все мое имущество ― это моя собственность, и тот ― вор, кто силой отбирает их у меня; но мое тело, моя сила и мой ум ― это также моя собственность, ибо их дал мне Бог, и никто не имеет права отнимать их у меня силой; ибо перед Богом все мы равны, кем бы мы ни были ― европейцами, хува или мозамбикцами. Я не хочу осуждать вас за то, что вы содеяли в прошлом; ваши деяния соответствовали обычаям ваших предков, и вы долгие годы следовали их путем и мало задумы­вались об этом. Но ныне не закрывайте свои глаза, друзья мои, и не бойтесь света, и тогда вы ясно увидите, что те, кто заставляют других служить им (кроме государства и кроме родителей, пока их дети юны) и тем самым получают доход от их физического труда и их умений, да еще не платят им, берут силой то, что не является их собственностью. Даже если те, кто таким образом служат им, являются их собственно­стью по праву наследования или по праву купли, это не имеет значе­ния,

 -63-

поскольку в начале всего было воровство. Действительно, есть такие, кто попал в рабство из-за долга или был приговорен к нему вла­стями, но нельзя возлагать вину на их детей, ведь, согласно Закону Божьему, сыновья не должны нести на себе грехи своих отцов.

      Я знаю, что иудеи имели рабов; также известно, что они допускали многоженство и развод, а мы все согласны в том, что это не приличе­ствует христианам. У арабов и всех магометан до сих пор существуют многоженство, развод и рабство, но, за исключением королевства Ма­дагаскар и одного или двух католических государств9, нет ни одного христианского государства, которое бы ныне допускало рабство. По моему мнению и по мнению добрых христиан во всем мире, рабст­во есть нечистая вещь. Если вы думаете так же, вспомните слова: «Не прикасайтесь к нечистому». В минувшие дни вы воистину услы­шали слова Бога, говорящего: «Бросьте богов чужих»10; вы вняли им и отказались поклоняться идолам, хотя такой шаг навлек на вас много бед. Затем вы снова услышали слова Бога, говорящего: «Очиститесь от многоженства и развода», и вы отбросили эти дурные обычаи и хоро­шо знаете, что это стало для вас благом. И ныне я знаю, что среди вас есть такие, кто считает рабство нечистой вещью, и вы действительно слышите слова, идущее от Бога, говорящего: «Откажитесь от этого неправедного обычая». Имеющий уши, да слышит. Помните слова Христа: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не мо­жет быть Моим учеником»11.

      Но я слышу, как некоторые среди вас говорят: «Что же мы теперь должны делать? То, что ты говоришь, ― истина, но мы не видим света там, куда нам надо идти». Мне, чужестранцу, трудно сказать вам, что вам следует делать в этом случае; но одно кажется мне совершенно ясным, поэтому, друзья мои, послушайте меня еще немного. Не ждите какого-либо шага со стороны государства, не думайте, что решить этот вопрос ― только его дело; не оставайтесь в бездействии, пока государ­ство не сделает все, что необходимо. Государство не может, даже если бы оно и хотело, менять обычай такого рода, пока он отвечает желани­ям многих. Как поступали те среди вас, кто первые вознесли молитву Богу? Ждали ли они какого-нибудь закона, прежде чем отказаться от почитания идолов? Нет, те, кто знали, что идолы ― ничто и что нет Бо­га, кроме Яхве, не стали больше поклоняться идолам. И хотя государ­ство противопоставило им свою мощь, они следовали только Слову Божьему и предпочитали умирать, но не поклоняться идолам. Когда они отринули идолопоклонство, они рисковали своей жизнью; многие потеряли всю свою собственность, а иных предали смерти; и если кто-либо из вас перестанет обращаться с людьми, как с рабами, вы не по­страдаете больше, чем пострадали те.

 -64-

       Однажды, примерно пять или шесть лет назад, пастор одной из на­ших церквей тайно пришел ко мне, нарушив мой покой, чтобы задать несколько вопросов относительно рабства. Его ум находился в трево­ге, и он спросил меня, что именно превращает рабство в зло. Когда я ответил на его вопросы, он сказал: «Что же теперь нам следует де­лать?». Мой ответ был таков: «В старину в Англии было много рабов, но они уже давно стали свободными, и с того времени их больше не было среди нас». Тем не менее, если мы посмотрим на историю Анг­лии, то окажется, что мы не можем назвать точно год, когда рабство прекратило свое существование. Не было никакого королевского зако­на, который положил бы ему предел, но оно постепенно исчезало само по себе, и это было великим благом для Английского королевства. Го­ворят, что некоторые епископы и другие священнослужители стали первыми, кто дал свободу своим рабам, затем многие последовали их примеру, и, таким образом, был положен конец рабству. Я добавил еще: «Вы, кто осознает, что рабство ― зло, сделайте так, как поступили эти епископы». Когда я сказал это, мы оба замолчали, и мой друг, ка­жется, погрузился в размышления; затем он произнес: «Нам понадо­бится Его благоволение, чтобы сделать это».

       Слова нашего друга истинны; нам всем нужно великое благоволе­ние, чтобы противостоять дьяволу и уйти от всего, что есть зло; но вся милость ― в руках Господа нашего, и Он даст ее нам по нашим нуждам и нашей вере. Если вы перестаете колебаться и если вы твердо решае­тесь исполнить Божью волю, даже рискуя потерять все свое имущест­во, то вы можете довериться Богу в том, что касается будущего. Разве не сказал наш Господь: «Ищите же прежде Царство Божия и правды Его, и это все приложится вам»?12 Разве Он не объяснил вам, как вам следует поступать? И я верю, если вы будете покорны Богу в этом, вы обнаружите, что тучи, которых вы так опасаетесь, наполнены благо­деяниями для вас самих и ваших детей, и, возможно, путь долга будет гораздо легче для вас, чем вы того ожидаете. Так, несомненно, и про­изойдет, и если вы знаете, что справедливому делу суждено испол­ниться, с трудом или без труда, приложите все усилия, чтобы не сбиться с пути, по которому Бог ведет нас.

       Я хорошо осознаю, что за утверждением на вашей земле истинной веры последовало улучшение положения рабов. Когда мы смотрим на их браки, их одежду, их питание и многие другие вещи, с ними свя­занные, мы на самом деле видим, что они живут гораздо лучше, чем прежде, и все это благодаря распространению среди нас веры. Это часто радовало мое сердце; но ныне я боюсь, как бы не нашелся кто-то, кто подумает, что истинная вера и рабство в действительности не противоречат друг другу, что рабство может быть упорядочено и усо­вершенствовано так, чтобы стать праведным и чистым в глазах Бога.

 -65-

       Но это то, что нельзя очистить, друзья мои; источник ― горький, и кто может сделать чистой и сладкой воду, которая течет из него?

       Я уверен, что вера не может процветать на Мадагаскаре, пока здешние христиане терпимо относятся к рабству. Любовь к Богу и лю­бовь к своему ближнему ― как раз то, что лежит в основе всей истин­ной веры, а рабство несовместимо с истинной любовью; следователь­но, пока христиане привержены такому обычаю, вера будет подобна человеку в оковах и не сможет свободно продвигаться вперед. И если вера не ниспровергнет рабства, то она очень ослабнет, лишится под­линного мужества и останется в цепях.

      Я бы мог продолжать рассуждать и дальше на эту тему, но я не хочу говорить слишком много; хорошо обдумайте то, что я сказал, и пусть каждый попросит Бога просветить его в том, в чем Его воля. И те, кто оказался в тяжелом положении, неся бремя рабства, не осуждайте ме­ня, друзья мои, и позвольте посоветовать вам молить Бога <просветить вас> в том, в чем ваш долг. Согласно Священному Писанию, вам над­лежит повиноваться вашим господам и служить им, как рабы Христа, ибо таковы слова Павла, <обращенные> к вам. Петр же говорит так: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым»13. Заповеди Бога имеют целью не утяжелить нашу долю, но сделать нас послушными, и это верх неразумия ― будь то господа иди рабы ― отказываться следовать им.

      Когда мне было около восемнадцати лет, моя мать прислала мне только что опубликованную статью, в которой сообщалось о казни Расаламы14, и я почувствовал, будто меня самого предали смерти во время гонений; и с того дня до сегодняшнего едва ли была какая-то иная страна, кроме моей собственной, которая бы так неотступно занимала мои мысли, как Мадагаскар. Я страстно хочу, чтобы это королевство прославилось. Даже теперь оно в определенной степени известно среди других королевств на Земле. За океаном есть некото­рые люди, которые не верят в Евангелие; они смотрят на него как на нечто, изобретенное человеком, а не как на Слово Божье, и они счи­тают, что у него нет способности творить добро. Но другие возража­ют: «Посмотрите на Мадагаскар, и там вы увидите способность Евангелия творить добро людям и менять их жизнь к лучшему». Та­ким образом, вы видите, что Мадагаскар уже стал знаменитым среди других народов и служит доказательством истинности Священного Писания, а мужество здешних христиан в прежние годы вдохновило многих. Будьте верны этому святому мужеству и не отказывайтесь от него, друзья мои, иначе вы принесете разочарование всем тем, кто с интересом наблюдает за вами.

 -66-

      Да, я страстно хочу, чтобы это королевство прославилось. Было не­мало царств, которые добились славы благодаря своей способности завоевывать другие страны; и я страстно хочу, чтобы вы, друзья мои, могли стать завоевателями многих племен. Было немало королевств, покоренных греками, римлянами и французами. Александр Великий, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт до сих пор известны на весь мир благодаря тому, что подчинили немало королевств; однако все, чего они удостоились, - это людской похвалы и славы, которые теперь ни­чего не значат для них, ибо то, что высоко ценится среди людей, от­вратительно в глазах Бога. Бог запрещает вам искать, подобно им, чес­ти и славы.

     Однако я страстно хочу, чтобы вы завоевали многие народы. Я страстно желаю, чтобы и бара15, сакалава16 и все племена Мадагаска­ра могли быть завоеваны вами, и все вместе оказались в Царстве Хри­стовом. Я не хочу, чтобы вы использовали копья, ружья и пушки в этой войне, ибо я не верю в такое оружие. Пусть вашим единственным оружием будет Евангелие и пусть любовь будет единственным побуж­дением для похода на них, ибо при распространении Царства Христо­ва любовь гораздо могущественнее, чем принуждение, а доброта ― чем жестокость; истина же и смирение сделают гораздо больше, чем хит­рость и гордыня.

       И если, по Божьему благословению ваших трудов, придет день, ко­гда радостная весть, которую несет Евангелие, будет услышана во всех уголках Мадагаскара, останется еще много королевств недалеко от вас, которых должны покорить воины Христа. Что, если Бог изберет вас в качестве посланников радостной вести Евангелия для мозамбикцев и других народов Африки? Тяжело ныне положение этих народов, под­вергающихся постоянным нападениям арабов и других <племен>, ко­торые сжигают их деревни, убивают самых сильных мужчин и уводят женщин и детей для продажи в рабство. Если в общем деле распро­странения Царства Божия вам выпала миссия привести мозамбикцев в повиновение Христу, то разве это не принесет вам славы? По всей ви­димости, в глубинах Африки обитает пятьдесят миллионов человек, которые до сих пор остаются во тьме язычества; как же страстно я же­лаю, чтобы вы обрели почет и славу перед лицом ангелов Божьих, от­крыв путь некоторым из этих несчастных народов в Царство Христо­во. Велики невзгоды, выпавшие на долю мозамбикцев, когда многие из них оказались у вас в рабстве. И сколь справедливо будет для вас со­вершить добро по отношению к ним, заплатив за то зло, которое было содеяно по отношению к ним в прошлом. Но вы должны омыть руки, прежде чем приняться за этот труд. Так говорит Бог: «Не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни !»17.

 -67-

      Это не значит, что мы, миссионеры, которые трудимся с вами для распространения Царства Христова, хвалимся, что наши собственные руки чисты. Мы часто печалимся, ибо не соответствуем образцу, кото­рый установил для нас наш Господь; и, однако, благодаря тому, что совершили наши достойные предки, мы избавлены от позора рабства. Не забывайте, друзья мои, о ваших детях и поколениях, которые на­следуют вам, но сделайте все, что в ваших силах, чтобы освободить себя от этой скверны. <...>

 

1 Перевод выполнен по изданию: Sewell E. Joseph S. Sewell. A Quaker Memoir. ― London: Headley Brothers, 1902. ― P. 114-129. ― Здесь и далее — прим. пер.

2 Квартал в Антананариву

3 Имерина ― название провинции королевства Мадагаскар, прежде ― одно из королевств.

4 Площадь в центральной части Антананариву

5 Этнос малайско-индонезийского происхождения, обитающий на юго-востоке Мадагаскара (южной части Высокого Плато); бецилеу были покорены королем Имерины Радамой I (1792-1828 гг.).

6 В кастовой системе королевства Мадагаскар ― социальная группа, занимающая промежуточное положение между аристократией (андриана) и рабами и включающая всех свободных, но незнатных людей. В данном случае используется как общее обозначение всех мерина ― представителей господствующего этноса королевства.

7 Речь идет о Ранавалуне II, королеве Мадагаскара (1868-1883 гг.), которая в 1869 г. провозгласила англиканство государственной религией королевства. В ее правление британское влияние на острове стало как никогда сильным.

8 Бай-Эндс ― персонаж аллегорического сочинения английского писателя Джона Баньяна (1628-1688 гг.) "Путешествие пилигри­ма из этого мира в тот, который должен прийти" (Bunyan J. The Pilgrim's Progress from This World to That Which Is to Come. ― London, 1678); тип лицемера, пытавшегося использовать религию в целях обогащения.

9 До 1888 г. рабство существовало в Бразилии.

10 Быт. 35:2.

11 Лк. 14:33.

12 Мф. 6:33.

13 1 Пет. 2:18.

14 Расалама (ок. 1810-1837 гг.) ― христианская мученица; в 1831 г. приняла крещение, став одной из первых христианок на Мада­гаскаре; казнена в 1837 г во время гонений на христиан при королеве Ранавалуне I (1828-1861 гг.).

15 Ибара (бара) ― полукочевой этнос, обитающий во внутренних районах южной части Мадагаскара.

16 Сакалава ― этнос, обитающий на западном побережье Мадагаскара, который мерина не смогли подчинить.

17 Ис. 52:11.