КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Новая стратегия национального развития

-19-


            Марк Равалуманана, переиз­бранный на второй президентский срок, главными задачами на ближай­шие пять лет объявил борьбу с бедно­стью и региональную интеграцию. Апрельский референдум 2007 г. пре­доставил президенту страны допол­ нительные   полномочия.   Досрочные парламентские выборы 23 сентября 2007 г. принесли победу пропрезидентской партии ТИМ (106 из 127 депутатских мест). Главная роль в решении экономи­ческих и социальных проблем страны отводится "Плану действий Мадагаскара" (The Madagascar Action Plan 2007-2012, MAP).

 С.М. Шлёнская

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

  "Национальный план действий Мадагаскара" (МАП), приня­тый в 2007 г. и рассчитанный на 5 лет, был разработан, чтобы осуществить резкий скачок в процессе развития страны. Цели и стратегия МАП направлены на сокращение бедности и улучшения ка­чества жизни малагасийцев.

     Главные задачи плана ― достичь к 2012 г. следующих показателей: выйти на 100 место среди 177 стран по индексу ООН развития человека (в 2005 г. Мадагаскар занимал 146 место); снизить уровень бедности населения до 50% (в 2005 г. 85,1% населения жили менее чем на 2 долл в день); повысить уровень грамотности до 80% (в 2005 г. ― 63%); увели­чить продолжительность жизни до 58-61 лет (2005 г. ― 55,5 лет); под­нять ВВП ― до 12 млрд долл (в 2005 г. ― 5 млрд), темпы прироста ВВП ― до 8-10% (в 2005 г. ― 4,6%), ВВП на душу населения ― до 476 долл (в 2005 г. ― 309), а частные инвестиции ― до 500 млн долл (в 2005 г. ― 84 млн); увеличить рейтинг страны (рейтинг Всемирного Банка, касаю­щийся делового климата) до 80 (в 2005 г. ― 131 место), а процент семей, владеющих земельным сертификатом до 75% (в 2005 г. ―10%)1.

     К числу приоритетных задач МАП относятся: реформа государст­венной финансовой системы; значительное увеличение инвестиций для обеспечения ускоренного роста экономики; "зелёная революция"; реформа системы общественной безопасности; осуществление новых мер в сфере здравоохранения и семейного планирования; реформа су­дебной системы.

 -20-

    План имеет восемь составляющих: рациональное ответственное управление, единая инфраструктура, реформы в образовании, разви­тие сельского хозяйства; здоровье, планирование рождаемости и борь­ба против СПИДа; повышение экономического роста; охрана окру­жающей среды; национальное единство.

       Ответственное управление предполагает создание эффективной государственной службы, которая бы обеспечивала доверие к прави­тельству, как со стороны каждого гражданина страны, так и со сторо­ны международного сообщества. Для этого необходимо: обеспечить безопасность граждан и их собственности, усилить власть закона, сни­зить уровень коррупции, обеспечить исполнение принятого бюджета, улучшить работу государственных служб, децентрализовать государ­ственное управление.

     Мадагаскар считается страной с невысоким уровнем преступности (число преступлений на тысячу жителей составляет 4,2). Наиболее распространенные правонарушения ― кража скота и зерна, контрабан­да драгоценных камней, золота, древесины, рыбы. При этом охрана территориальных вод и эксклюзивных морских экономических зон осуществлялась в 2005 г. лишь на 17%2. В 2003 г. был принят Нацио­нальный план по обеспечению безопасности, но из-за недостатка средств не был полностью осуществлен. В МАП намечается сделать Мадагаскар безопасной страной для проживания, путешествий, инве­стиций. В частности, значительно сократить число районов, где широ­ко распространены кражи скота, поставить под контроль городскую преступность. Пути к достижению этих задач ― пересмотр действую­щей системы сил безопасности, их подготовка с учетом новейших ме­тодик, улучшение координации деятельности служб безопасности с другими государственными службами, усиление охраны националь­ных вод и границ, таможенной службы.

      В 2004 г. министерство юстиции начало юридические реформы. Суды были полностью укомплектованы судьями, ускорены сроки рас­смотрения гражданских дел и дел, относящихся к области торгового права, принят кодекс профессиональной этики государственных слу­жащих. Большое внимание уделяется в МАП вопросу укрепления не­зависимости судов, увеличению прозрачности, подотчетности и эффективности судебных процессов. Но большая часть законов и регулирующих норм не отвечает требованиям современности, а часть правоохранительной системы коррумпирована. Поэтому в МАП ста­вится задача дальнейшего реформирования правоохранительной сис­темы ― она должна способствовать нормальному функционированию общества, обеспечивать соблюдение Хартии прав человека ООН. На нужды правоохранительной системы к 2012 г. планируется выде­лять 2,6% бюджета.

 -21-

    В 2003 г. в стране принято законодательство по борьбе с коррупци­ей и созданы специальные органы. Международный индекс противо­действия коррупции улучшился: с 1,7 в 2003 г. до 2,8 в 2005 г. В МАП предусматривается борьба с коррупцией путем строгого соблюдения всех законов, более строгое наказание для нарушителей, а также вос­питание граждан в духе приоритета национальных интересов.

       В 2006 г. бюджетная система страны была упрощена, её работа ско­ординирована с деятельностью Информационной Системы при Управления государственными финансами. Однако доход от налогов в 2005 г. составлял всего 10% ВВП. К 2012 г. планируется повысить этот показатель до 15% путем усиления контроля за соблюдением законов о налогах и таможенных сборах, за сбором и расходованием бюджетных средств, эффективным использованием ресурсов и сокращением трат.

      В 2005 г. в стране проводилась реформа управления. В её рамках была запущена программа, направленная на повышение качества ус­луг, предоставляемых государственными учреждениями. Программа предусматривала повышение профессиональных качеств госслужа­щих, сокращение бюрократической волокиты, повышение техническо­го и менеджерского уровня всех государственных служащих. Эти за­дачи актуальны и по сегодняшний день. Среди конкретных целей ― повысить индекс эффективности государственной службы (по рейтин­гу Всемирного Банка) с 30 в 2005 г. до 60 ― в 2012 г.

      Административное разделение страны на 22 региона вместо 6 про­винций и принятие законов, укрепляющих местную власть, оказались недостаточными ― рычаги политических решений и управления по-прежнему были сконцентрированы в центральном правительстве. Од­на из задач МАП ― повысить авторитет местных органов власти, укре­пить политический и правовой статус местного управления, включая предоставление права сбора налогов.

      Единая инфраструктура предусматривает развитие разветвленной транспортной сети и современных информационных систем, которые объединяли бы страну. Речь идет о строительстве качественных авто­мобильных и железных дорог, морских портов и аэропортов, что спо­собствовало бы ускорению экономического роста, оживлению бизнеса и торговли, повышению уровня жизни, доступу к ресурсам и знаниям. Для этого, по мнению авторов МАП, необходимо:

     ― обеспечить приоритет развития инфраструктуры в ключевых об­ластях, создав долгосрочную стратегическую программу. Развивать и совершенствовать ключевые транспортные узлы (порт Туамасина, аэропорт Ивату и др.); не только строить новые дороги, но и постоянно поддерживать в рабочем состоянии существующие. К 2012 г. планиру­ется: построить или восстановить 7 тыс 800 км основных дорог, по­строить или восстановить 12 тыс км сельских дорог, реформировать работу соответствующего министерства и агентств и привлекать к строительству высококвалифицированные зарубежные фирмы;

 -22-

        ― обеспечить свободное передвижение людей и товаров; решение этой задачи разработчики плана видят в создании единой националь­ной системы, объединяющей все виды транспорта;

       ― обеспечить жителям разных регионов страны равные возможно­сти пользования транспортом. В 2005 г. лишь 35% жителей сельской местности могли пользоваться дорогами круглый год, к 2012 г. плани­руется повысить этот показатель до 64%. Для этого рекомендуется восстанавливать и поддерживать ключевые транспортные коридоры, включая каналы и аэропорты; изыскивать альтернативные средства связи с отдаленными районами; поощрять использование местных ма­териалов и рабочей силы при строительстве или ремонте дорог;

     ― обеспечить снабжение населения энергией по доступным ценам: повысить уровень снабжения электроэнергией в городах до 74%, в сельской местности до 10%. Для этого создать стратегическую про­грамму национального развития энергетики, реформировать нацио­нальную компанию Jirama; изыскивать альтернативные источники производства энергии с использованием местных ресурсов, в частности, гидроресурсов;

  ― способствовать расширению эффективной и доступной системы связи: обеспечить почтовыми услугами к 2012 г. 65% сельского населе­ния, доступ к радио и телевидению ― 70% населения (в 2005 г. эту воз­можность имели 28% городского и 23% сельского населения)3. В числе задач ― развитие информационных технологий, снижение стоимости мо­бильной связи путем усиления конкуренции между операторами;

     ― улучшить работу организаций, занимающихся прогнозом погоды ― для своевременного оповещения о часто случающихся на острове при­родных катаклизмах. Расширить сеть метеостанций и модернизировать их, создать единую систему погодной информации в стране, содейство­вать межрегиональной и международной кооперации, особенно в облас­ти предупреждений о циклонах;

      ― значительно улучшить санитарные условия жизни населения и обеспечение питьевой водой. В 2006 г. только 35% населения имело доступ к чистой питьевой воде, к 2012 г. планируется улучшить этот показатель до 65%. Для этого рекомендуется развивать и осуществлять Национальную программу водоснабжения и улучшения санитарных условий. Одной из целей программы ― строительство большего числа общественных колодцев, создание местных систем водоснабжения.

       Реформы в образовании предусматривают повышение его уровня до международных стандартов. Система образования должна будет готовить такие людские ресурсы, которые помогут Мадагаскару стать конкурентоспособной нацией и равноправным участником мировой экономики. В стране с 2003 г. осуществляется национальный план «Образование для всех». Насущными задачами для всех ступеней об-

 -22-

разования (от дошкольного до высшего) остаются увеличение охвата обучением детей и молодежи и повышение качества обучения. Это тре­бует дополнительных бюджетных ассигнований и привлечения частных инвесторов, строительства новых учебных помещений, улучшения под­готовки преподавательских кадров и их числа, совершенствования про­грамм и учебников, введения современных методик обучения. Важной проблемой остается ликвидация неграмотности. По данным на 2006 г. только среди молодежи от 11 до 17 лет насчитывается 1 млн неграмот­ных. К 2012 г. планируется с помощью специальных программ повы­сить количество грамотных до 80%4. Ставится задача развивать способ­ности молодежи, воспитывать у неё лидерские качества через занятия спортом и участие в общественной жизни. Для этого ― поощрять созда­ние молодежных и спортивных центров на местах, возникновение мо­лодежных ассоциаций, скаутских движений и т.п.

         Сельское хозяйство. Основная задача ― увеличение производства сельскохозяйственной продукции путем внедрения достижений «зеле­ной революции» и развитие агробизнеса, который будет поддержи­ваться государством. Ставятся следующие конкретные задачи:

   ― создать надежную систему землепользования. В 2006 г. только 10% фермеров имели земельный сертификат или другой документ землевладения. К 2012 г. планируется довести эту цифру до 75%. Пра­вительство с 2005 г. осуществляет Национальную программу земле­владения, которая поможет достигнуть этой цели через децентрализа­цию управления землевладением и реформирование правовой базы;

      ― обеспечить доступное кредитование сельского населения, значи­тельно расширить сеть финансовых организаций (с 6% в 2006 г. до 13% в 2012 г.), поддерживать альтернативные формы финансирования5;

       ― начать "зеленую революцию»", т.е. интенсифицировать производ­ство, поднимать его эффективность путем повышения уровня механи­зации, применения удобрений, расширения посевных площадей. По плану намечается утроить производство риса к 2012 г. Рис состав­ляет 70% всей сельскохозяйственной продукции, но его не хватает с 1970-х годов. По данным 2006 г. годовой дефицит риса составляет 200 тыс. тонн6;

   ― содействовать рыночно-ориентированной деятельности крестьян, развивая инфраструктуру, систему информации, поощряя тем самым развитие внутри региональной и межрегиональной торговли;

― диверсифицировать сельскохозяйственную деятельность, проводя исследования и внедряя альтернативные культуры, развивая регио­нальную специализацию, поощряя другие виды деятельности ― ремес­ла, экотуризм и т. п. Это позволит поднять средний доход индивиду­ального хозяйства со 123 долл. в 2005 г. до 370 в 2012 г.;

 -24-

      ―        развивать агробизнес и увеличивать добавленную стоимость сель­хозпродукции, расширяя сеть обрабатывающих предприятий в районах производства, создавать центры агробизнеса для обучения фермеров новейшей технологии выращивания сельскохозяйственных культур, их переработке, а также для организации помощи в сбыте продукции.

     Здоровье, планирование семьи, борьба со СПИДом. Этот раздел плана посвящен проблемам оздоровления нации. Задачи здравоохра­нения, представленные в МАП:

   ― предоставить всем гражданам качественные и доступные меди­цинские услуги. В 2006 г. 65% сельского населения проживало далее 5 км от ближайшего медицинского центра. Планируется не только рас­ширить сеть стационарных медицинских учреждений, но и создать мобильные центры для отдаленных и малозаселенных областей;

      ― искоренить самые распространенные в стране заболевания (маля­рию, туберкулез, сифилис). Заболеваемость СПИДом поддерживать на уровне 1% от численности всего населения. Разработать эффективную стратегию планирования семьи; сократить детскую смертность ― с 94 на 1000 в 2005 г. до 47 на 1000 в 2012 г.; сократить материнскую и младенческую смертность; улучшить питание населения и снабж7ение питьевой водой, распространять санитарно-гигиенические нормы7;

      ― увеличить к 2012 г. продолжительность жизни до 65 лет (в 2005 г. была 55 лет).

     Раздел МАП «Экономический рост» ставит целью создание экономики с высокими темпами роста, они должны составить к 2012 г. 7-10% (в 2005 г. ― 4,6%). Для этого необходимо обеспечить стабильный макро­экономический климат с низким уровнем инфляции (в 2005 г. уровень инфляции ― 11,4%, к 2012 г. ― 5%). Частный сектор должен стать силь­ным, конкурентоспособным, диверсифицированным, с использованием передовых технологий. Задачи правительства: увеличить приток прямых иностранных инвестиций, обеспечить полную занятость экономически активного населения, реформировать финансовую и банковскую систе­мы, привлекать иностранные коммерческие банки, расширять доступ на­селения к кредитам, а также создавать региональные центры промыш­ленного и коммерческого развития, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также кустарного производства, диверсифицировать экспортную продукцию и довести её качество до уровня международных стандартов. Планируется интенсивное развитие добывающей отрасли (в 2005 г. ― 4% ВВП, к 2012 г. ― 30%) и туризма (увеличение числа тури­стов со 150 тыс в 2005 г. до 500 тыс к 2012 г.) и, соответственно, доход от туристического сектора со 184 млн долл до 577)8. Предполагается актив­ное использование возможностей регионального сотрудничества через Комиссию стран Индийского океана, Сообщество развития Юга Африки, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки.

 -25-

      Охрана окружающей среды. Мадагаскар обладает редкими природ­ными богатствами: 85% видов флоры, 39% птиц, 91% рептилий, 99% земноводных и 100% лемуров ― эндемичны. За последние 50 лет эколо­гическая обстановка на острове резко ухудшилась. По данным ФАО, зеленый покров острова ежегодно уменьшается на 150-200 тыс. га из-за постоянно возрастающей вырубки леса под сельскохозяйственные угодья, на дрова и древесный уголь, из-за частых лесных пожаров. За период 1960-2000 гг. утрачено 12 млн. га леса. Значительно сократи­лись площади девственных лесов, в настоящее время они составляют лишь 5% их первоначальной площади. Это ведет к исчезновению уни­кального растительного и животного мира острова. К настоящему времени навсегда утрачены 17 видов лемуров и несколько видов ги­гантских черепах. Другим следствием сокращения площади первич­ных лесов является эрозия почв. Она прогрессирует почти на полови­не площади острова.

      Цели, поставленные планом, ― снова сделать Мадагаскар «зеленым островом», рационально управлять природными богатствами, чтобы Ма­дагаскар стал мировым лидером охраны окружающей среды. Для дости­жения этих задач предлагается: увеличить территорию охраняемых зе­мель с 1,7 млн га до 6 млн (что составит 10% территории страны); усилить охрану заповедных зон; создать национальную стратегию и за­конодательную базу для экотуризма; затормозить процесс разрушения природных ресурсов. Вместе с тем необходимо изыскивать альтернатив­ные источники энергии вместо древесного угля, увеличивая число хо­зяйств, использующих такие источники; вести разъяснительную работу среди населения о необходимости сохранении природы9.

   Национальное единство. Цель, поставленная в плане, ― строить единую и сильную нацию, где уважаются культура и традиции всех народностей Мадагаскара; стремиться к тому, чтобы люди гордились своей национальной принадлежностью и с полной ответственностью и отдачей участвовали в строительстве будущего страны. Для этого пла­нируется: сохранять и поддерживать культурное разнообразие страны, путем создания новых культурных центров, которые будут пропаган­дировать свою национальную культуру; воспитывать понимание и уважение к культурам других народностей (собирать и сохранять куль­турное наследие, их историю, традиции...); строить гражданское об­щество, поощряя участие населения в развитии страны; создавать со­циальное доверие к власти, чутко реагируя на нужды населения; использовать возможности прессы и религиозных организаций; уве­личивать поддержку бедным и беззащитным слоям населения; способ­ствовать равноправию женщин и усилению их роли в жизни общества.

      Центральная роль в достижении целей в МАП отводится частному сектору. МАП призван способствовать активному участию местных

-26-

предприятий во всех секторах экономики, чтобы добиться ускоренного экономического роста страны. Важная задача ― привлечение большего числа иностранных инвесторов, которые смогут помочь экономике Ма­дагаскара. Определяются приоритетные сферы для инвестиций: добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственное производство, туризм.

     Основные условия реализации МАП ― финансовое обеспечение и политическая стабильность. Возможные трудности при привлечении необходимых инвестиций связаны с отсутствием в стране соответст­вующего земельного законодательства, развитой инфраструктуры, с ростом инфляции.

      Финансовое обеспечение. Лишь 10% государственного бюджета со­ставляют налоговые поступления, 1/3 средств поступает извне, а 2/3 ка­питаловложений, направляемых, на восстановление и развитие инфра­структуры, финансируются частными инвесторами. Правительство уделяет большое внимание вопросам финансирования МАП. В июне 2008 г. эта проблема была основной на заседании круглого стола Клу­ба друзей Мадагаскара, куда входят основные кредиторы страны -представители международных финансовых организаций и частные инвесторы. Представители ведущих финансовых организаций обеща­ли помочь Мадагаскару восполнить дефицит средств на осуществле­ние МАП. Со стороны Мадагаскара участие в этом заседании прини­мали: А. Ралидзауна ― генеральный секретарь МАП, премьер-министр Ш. Рабеманандзара, министры.

      Политическая обстановка в стране не совсем стабильна. Приход М. Равалумананы к власти с самого начала квалифицировался как не­легитимный и вызывал неприятие у ряда политических деятелей (в частности, А. Зафи). В ноябре 2006 г., перед президентскими выбо­рами, генералом Рандрианафидисуа была предпринята попытка госу­дарственного переворота. Региональная элита недовольна администра­тивной реформой, отменившей деление страны на провинции, которые соответствовали областям расселения основных народностей. Хотя официально главами регионов, являются назначенные М. Равалумананой руководители, власть там по-прежнему находится в руках этниче­ской элиты. Постоянное повышение цен на продукты, в частности, на рис, может повлечь новые выступления недовольного населения. Мада­гаскар, который занимает одно из первых мест в мире по потреблению риса на душу населения, давно уже не обеспечивает себя полностью и вынужден импортировать рис. В одном из последних докладов Про­граммы ООН по развитию Мадагаскар отнесен к странам, испытываю­щим дефицит продовольствия. По оценкам Международной продоволь­ственной программы, 38% населения недоедает, а среди детей до пяти лет недоедает каждый второй ребенок.

      Несмотря на трудности, во многих отраслях начали действовать пи­лотные проекты. Так, в сфере образования развернулась кампания по ли­квидации неграмотности. Но в отличие от кампании 1970-х годов, которая

-27-

проводилась среди взрослого населения, сейчас этот проект осущест­вляется в первую очередь среди подростков от 11 до 17 лет, 31% которых неграмотны. В соответствии с МАП к 2012 г. все они должны стать гра­мотными. Для этого запущена программа ускоренного 10-месячного обу­чения для не посещающих школу детей от 10 до 17 лет.

    Идет подготовка юридической базы, необходимой для осуществле­ния проектов МАП. Так, в стадии разработки находится новый закон о структуре государственного землевладения. Предполагается поделить земли на общегосударственные и частно-государственные. Вторая ка­тегория земель может продаваться. 2007 г. стал началом реализации программы МАП во многих важных направлениях развития экономи­ческой, социальной и культурной жизни Мадагаскара. Но предстоит сделать гораздо больше, чтобы решить те задачи, которые стоят перед страной, преодолеть трудности, которые возникают на этом пути.

1 Здесь и далее: The Madagascar Action Plan 2007-2012 // www.madagascar.gov/mg/MAP ― P. 8.

2 Op. cit. ― P. 28-30.

3 Op. cit. ― P. 47.

4 Op. cit. ― P. 60.

5 Op. cit. ― P. 64.

6 Op. cit. ― P. 65.

7 Op. cit. ― P. 72, 77.

8 Op. cit. ― P. 90-92.

9 Op. cit. ― P. 99-100.