Меню сайта
|
Новая стратегия национального развития-19-Марк Равалуманана, переизбранный на второй президентский срок, главными задачами на ближайшие пять лет объявил борьбу с бедностью и региональную интеграцию. Апрельский референдум 2007 г. предоставил президенту страны допол нительные полномочия. Досрочные парламентские выборы 23 сентября 2007 г. принесли победу пропрезидентской партии ТИМ (106 из 127 депутатских мест). Главная роль в решении экономических и социальных проблем страны отводится "Плану действий Мадагаскара" (The Madagascar Action Plan 2007-2012, MAP).С.М. ШлёнскаяНОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"Национальный план действий Мадагаскара" (МАП), принятый в 2007 г. и рассчитанный на 5 лет, был разработан, чтобы осуществить резкий скачок в процессе развития страны. Цели и стратегия МАП направлены на сокращение бедности и улучшения качества жизни малагасийцев.Главные задачи плана ― достичь к 2012 г. следующих показателей: выйти на 100 место среди 177 стран по индексу ООН развития человека (в 2005 г. Мадагаскар занимал 146 место); снизить уровень бедности населения до 50% (в 2005 г. 85,1% населения жили менее чем на 2 долл в день); повысить уровень грамотности до 80% (в 2005 г. ― 63%); увеличить продолжительность жизни до 58-61 лет (2005 г. ― 55,5 лет); поднять ВВП ― до 12 млрд долл (в 2005 г. ― 5 млрд), темпы прироста ВВП ― до 8-10% (в 2005 г. ― 4,6%), ВВП на душу населения ― до 476 долл (в 2005 г. ― 309), а частные инвестиции ― до 500 млн долл (в 2005 г. ― 84 млн); увеличить рейтинг страны (рейтинг Всемирного Банка, касающийся делового климата) до 80 (в 2005 г. ― 131 место), а процент семей, владеющих земельным сертификатом до 75% (в 2005 г. ―10%)1.К числу приоритетных задач МАП относятся: реформа государственной финансовой системы; значительное увеличение инвестиций для обеспечения ускоренного роста экономики; "зелёная революция"; реформа системы общественной безопасности; осуществление новых мер в сфере здравоохранения и семейного планирования; реформа судебной системы.-20-План имеет восемь составляющих: рациональное ответственное управление, единая инфраструктура, реформы в образовании, развитие сельского хозяйства; здоровье, планирование рождаемости и борьба против СПИДа; повышение экономического роста; охрана окружающей среды; национальное единство.Ответственное управление предполагает создание эффективной государственной службы, которая бы обеспечивала доверие к правительству, как со стороны каждого гражданина страны, так и со стороны международного сообщества. Для этого необходимо: обеспечить безопасность граждан и их собственности, усилить власть закона, снизить уровень коррупции, обеспечить исполнение принятого бюджета, улучшить работу государственных служб, децентрализовать государственное управление.Мадагаскар считается страной с невысоким уровнем преступности (число преступлений на тысячу жителей составляет 4,2). Наиболее распространенные правонарушения ― кража скота и зерна, контрабанда драгоценных камней, золота, древесины, рыбы. При этом охрана территориальных вод и эксклюзивных морских экономических зон осуществлялась в 2005 г. лишь на 17%2. В 2003 г. был принят Национальный план по обеспечению безопасности, но из-за недостатка средств не был полностью осуществлен. В МАП намечается сделать Мадагаскар безопасной страной для проживания, путешествий, инвестиций. В частности, значительно сократить число районов, где широко распространены кражи скота, поставить под контроль городскую преступность. Пути к достижению этих задач ― пересмотр действующей системы сил безопасности, их подготовка с учетом новейших методик, улучшение координации деятельности служб безопасности с другими государственными службами, усиление охраны национальных вод и границ, таможенной службы.В 2004 г. министерство юстиции начало юридические реформы. Суды были полностью укомплектованы судьями, ускорены сроки рассмотрения гражданских дел и дел, относящихся к области торгового права, принят кодекс профессиональной этики государственных служащих. Большое внимание уделяется в МАП вопросу укрепления независимости судов, увеличению прозрачности, подотчетности и эффективности судебных процессов. Но большая часть законов и регулирующих норм не отвечает требованиям современности, а часть правоохранительной системы коррумпирована. Поэтому в МАП ставится задача дальнейшего реформирования правоохранительной системы ― она должна способствовать нормальному функционированию общества, обеспечивать соблюдение Хартии прав человека ООН. На нужды правоохранительной системы к 2012 г. планируется выделять 2,6% бюджета.-21-В 2003 г. в стране принято законодательство по борьбе с коррупцией и созданы специальные органы. Международный индекс противодействия коррупции улучшился: с 1,7 в 2003 г. до 2,8 в 2005 г. В МАП предусматривается борьба с коррупцией путем строгого соблюдения всех законов, более строгое наказание для нарушителей, а также воспитание граждан в духе приоритета национальных интересов.В 2006 г. бюджетная система страны была упрощена, её работа скоординирована с деятельностью Информационной Системы при Управления государственными финансами. Однако доход от налогов в 2005 г. составлял всего 10% ВВП. К 2012 г. планируется повысить этот показатель до 15% путем усиления контроля за соблюдением законов о налогах и таможенных сборах, за сбором и расходованием бюджетных средств, эффективным использованием ресурсов и сокращением трат.В 2005 г. в стране проводилась реформа управления. В её рамках была запущена программа, направленная на повышение качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями. Программа предусматривала повышение профессиональных качеств госслужащих, сокращение бюрократической волокиты, повышение технического и менеджерского уровня всех государственных служащих. Эти задачи актуальны и по сегодняшний день. Среди конкретных целей ― повысить индекс эффективности государственной службы (по рейтингу Всемирного Банка) с 30 в 2005 г. до 60 ― в 2012 г.Административное разделение страны на 22 региона вместо 6 провинций и принятие законов, укрепляющих местную власть, оказались недостаточными ― рычаги политических решений и управления по-прежнему были сконцентрированы в центральном правительстве. Одна из задач МАП ― повысить авторитет местных органов власти, укрепить политический и правовой статус местного управления, включая предоставление права сбора налогов.Единая инфраструктура предусматривает развитие разветвленной транспортной сети и современных информационных систем, которые объединяли бы страну. Речь идет о строительстве качественных автомобильных и железных дорог, морских портов и аэропортов, что способствовало бы ускорению экономического роста, оживлению бизнеса и торговли, повышению уровня жизни, доступу к ресурсам и знаниям. Для этого, по мнению авторов МАП, необходимо:― обеспечить приоритет развития инфраструктуры в ключевых областях, создав долгосрочную стратегическую программу. Развивать и совершенствовать ключевые транспортные узлы (порт Туамасина, аэропорт Ивату и др.); не только строить новые дороги, но и постоянно поддерживать в рабочем состоянии существующие. К 2012 г. планируется: построить или восстановить 7 тыс 800 км основных дорог, построить или восстановить 12 тыс км сельских дорог, реформировать работу соответствующего министерства и агентств и привлекать к строительству высококвалифицированные зарубежные фирмы;-22-― обеспечить свободное передвижение людей и товаров; решение этой задачи разработчики плана видят в создании единой национальной системы, объединяющей все виды транспорта;― обеспечить жителям разных регионов страны равные возможности пользования транспортом. В 2005 г. лишь 35% жителей сельской местности могли пользоваться дорогами круглый год, к 2012 г. планируется повысить этот показатель до 64%. Для этого рекомендуется восстанавливать и поддерживать ключевые транспортные коридоры, включая каналы и аэропорты; изыскивать альтернативные средства связи с отдаленными районами; поощрять использование местных материалов и рабочей силы при строительстве или ремонте дорог;― обеспечить снабжение населения энергией по доступным ценам: повысить уровень снабжения электроэнергией в городах до 74%, в сельской местности до 10%. Для этого создать стратегическую программу национального развития энергетики, реформировать национальную компанию Jirama; изыскивать альтернативные источники производства энергии с использованием местных ресурсов, в частности, гидроресурсов;― способствовать расширению эффективной и доступной системы связи: обеспечить почтовыми услугами к 2012 г. 65% сельского населения, доступ к радио и телевидению ― 70% населения (в 2005 г. эту возможность имели 28% городского и 23% сельского населения)3. В числе задач ― развитие информационных технологий, снижение стоимости мобильной связи путем усиления конкуренции между операторами;― улучшить работу организаций, занимающихся прогнозом погоды ― для своевременного оповещения о часто случающихся на острове природных катаклизмах. Расширить сеть метеостанций и модернизировать их, создать единую систему погодной информации в стране, содействовать межрегиональной и международной кооперации, особенно в области предупреждений о циклонах;― значительно улучшить санитарные условия жизни населения и обеспечение питьевой водой. В 2006 г. только 35% населения имело доступ к чистой питьевой воде, к 2012 г. планируется улучшить этот показатель до 65%. Для этого рекомендуется развивать и осуществлять Национальную программу водоснабжения и улучшения санитарных условий. Одной из целей программы ― строительство большего числа общественных колодцев, создание местных систем водоснабжения.Реформы в образовании предусматривают повышение его уровня до международных стандартов. Система образования должна будет готовить такие людские ресурсы, которые помогут Мадагаскару стать конкурентоспособной нацией и равноправным участником мировой экономики. В стране с 2003 г. осуществляется национальный план «Образование для всех». Насущными задачами для всех ступеней об--22-разования (от дошкольного до высшего) остаются увеличение охвата обучением детей и молодежи и повышение качества обучения. Это требует дополнительных бюджетных ассигнований и привлечения частных инвесторов, строительства новых учебных помещений, улучшения подготовки преподавательских кадров и их числа, совершенствования программ и учебников, введения современных методик обучения. Важной проблемой остается ликвидация неграмотности. По данным на 2006 г. только среди молодежи от 11 до 17 лет насчитывается 1 млн неграмотных. К 2012 г. планируется с помощью специальных программ повысить количество грамотных до 80%4. Ставится задача развивать способности молодежи, воспитывать у неё лидерские качества через занятия спортом и участие в общественной жизни. Для этого ― поощрять создание молодежных и спортивных центров на местах, возникновение молодежных ассоциаций, скаутских движений и т.п.Сельское хозяйство. Основная задача ― увеличение производства сельскохозяйственной продукции путем внедрения достижений «зеленой революции» и развитие агробизнеса, который будет поддерживаться государством. Ставятся следующие конкретные задачи:― создать надежную систему землепользования. В 2006 г. только 10% фермеров имели земельный сертификат или другой документ землевладения. К 2012 г. планируется довести эту цифру до 75%. Правительство с 2005 г. осуществляет Национальную программу землевладения, которая поможет достигнуть этой цели через децентрализацию управления землевладением и реформирование правовой базы;― обеспечить доступное кредитование сельского населения, значительно расширить сеть финансовых организаций (с 6% в 2006 г. до 13% в 2012 г.), поддерживать альтернативные формы финансирования5;― начать "зеленую революцию»", т.е. интенсифицировать производство, поднимать его эффективность путем повышения уровня механизации, применения удобрений, расширения посевных площадей. По плану намечается утроить производство риса к 2012 г. Рис составляет 70% всей сельскохозяйственной продукции, но его не хватает с 1970-х годов. По данным 2006 г. годовой дефицит риса составляет 200 тыс. тонн6;― содействовать рыночно-ориентированной деятельности крестьян, развивая инфраструктуру, систему информации, поощряя тем самым развитие внутри региональной и межрегиональной торговли;― диверсифицировать сельскохозяйственную деятельность, проводя исследования и внедряя альтернативные культуры, развивая региональную специализацию, поощряя другие виды деятельности ― ремесла, экотуризм и т. п. Это позволит поднять средний доход индивидуального хозяйства со 123 долл. в 2005 г. до 370 в 2012 г.;-24-― развивать агробизнес и увеличивать добавленную стоимость сельхозпродукции, расширяя сеть обрабатывающих предприятий в районах производства, создавать центры агробизнеса для обучения фермеров новейшей технологии выращивания сельскохозяйственных культур, их переработке, а также для организации помощи в сбыте продукции.Здоровье, планирование семьи, борьба со СПИДом. Этот раздел плана посвящен проблемам оздоровления нации. Задачи здравоохранения, представленные в МАП:― предоставить всем гражданам качественные и доступные медицинские услуги. В 2006 г. 65% сельского населения проживало далее 5 км от ближайшего медицинского центра. Планируется не только расширить сеть стационарных медицинских учреждений, но и создать мобильные центры для отдаленных и малозаселенных областей;― искоренить самые распространенные в стране заболевания (малярию, туберкулез, сифилис). Заболеваемость СПИДом поддерживать на уровне 1% от численности всего населения. Разработать эффективную стратегию планирования семьи; сократить детскую смертность ― с 94 на 1000 в 2005 г. до 47 на 1000 в 2012 г.; сократить материнскую и младенческую смертность; улучшить питание населения и снабж7ение питьевой водой, распространять санитарно-гигиенические нормы7;― увеличить к 2012 г. продолжительность жизни до 65 лет (в 2005 г. была 55 лет).Раздел МАП «Экономический рост» ставит целью создание экономики с высокими темпами роста, они должны составить к 2012 г. 7-10% (в 2005 г. ― 4,6%). Для этого необходимо обеспечить стабильный макроэкономический климат с низким уровнем инфляции (в 2005 г. уровень инфляции ― 11,4%, к 2012 г. ― 5%). Частный сектор должен стать сильным, конкурентоспособным, диверсифицированным, с использованием передовых технологий. Задачи правительства: увеличить приток прямых иностранных инвестиций, обеспечить полную занятость экономически активного населения, реформировать финансовую и банковскую системы, привлекать иностранные коммерческие банки, расширять доступ населения к кредитам, а также создавать региональные центры промышленного и коммерческого развития, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также кустарного производства, диверсифицировать экспортную продукцию и довести её качество до уровня международных стандартов. Планируется интенсивное развитие добывающей отрасли (в 2005 г. ― 4% ВВП, к 2012 г. ― 30%) и туризма (увеличение числа туристов со 150 тыс в 2005 г. до 500 тыс к 2012 г.) и, соответственно, доход от туристического сектора со 184 млн долл до 577)8. Предполагается активное использование возможностей регионального сотрудничества через Комиссию стран Индийского океана, Сообщество развития Юга Африки, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки.-25-Охрана окружающей среды. Мадагаскар обладает редкими природными богатствами: 85% видов флоры, 39% птиц, 91% рептилий, 99% земноводных и 100% лемуров ― эндемичны. За последние 50 лет экологическая обстановка на острове резко ухудшилась. По данным ФАО, зеленый покров острова ежегодно уменьшается на 150-200 тыс. га из-за постоянно возрастающей вырубки леса под сельскохозяйственные угодья, на дрова и древесный уголь, из-за частых лесных пожаров. За период 1960-2000 гг. утрачено 12 млн. га леса. Значительно сократились площади девственных лесов, в настоящее время они составляют лишь 5% их первоначальной площади. Это ведет к исчезновению уникального растительного и животного мира острова. К настоящему времени навсегда утрачены 17 видов лемуров и несколько видов гигантских черепах. Другим следствием сокращения площади первичных лесов является эрозия почв. Она прогрессирует почти на половине площади острова.Цели, поставленные планом, ― снова сделать Мадагаскар «зеленым островом», рационально управлять природными богатствами, чтобы Мадагаскар стал мировым лидером охраны окружающей среды. Для достижения этих задач предлагается: увеличить территорию охраняемых земель с 1,7 млн га до 6 млн (что составит 10% территории страны); усилить охрану заповедных зон; создать национальную стратегию и законодательную базу для экотуризма; затормозить процесс разрушения природных ресурсов. Вместе с тем необходимо изыскивать альтернативные источники энергии вместо древесного угля, увеличивая число хозяйств, использующих такие источники; вести разъяснительную работу среди населения о необходимости сохранении природы9.Национальное единство. Цель, поставленная в плане, ― строить единую и сильную нацию, где уважаются культура и традиции всех народностей Мадагаскара; стремиться к тому, чтобы люди гордились своей национальной принадлежностью и с полной ответственностью и отдачей участвовали в строительстве будущего страны. Для этого планируется: сохранять и поддерживать культурное разнообразие страны, путем создания новых культурных центров, которые будут пропагандировать свою национальную культуру; воспитывать понимание и уважение к культурам других народностей (собирать и сохранять культурное наследие, их историю, традиции...); строить гражданское общество, поощряя участие населения в развитии страны; создавать социальное доверие к власти, чутко реагируя на нужды населения; использовать возможности прессы и религиозных организаций; увеличивать поддержку бедным и беззащитным слоям населения; способствовать равноправию женщин и усилению их роли в жизни общества.Центральная роль в достижении целей в МАП отводится частному сектору. МАП призван способствовать активному участию местных-26-предприятий во всех секторах экономики, чтобы добиться ускоренного экономического роста страны. Важная задача ― привлечение большего числа иностранных инвесторов, которые смогут помочь экономике Мадагаскара. Определяются приоритетные сферы для инвестиций: добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственное производство, туризм.Основные условия реализации МАП ― финансовое обеспечение и политическая стабильность. Возможные трудности при привлечении необходимых инвестиций связаны с отсутствием в стране соответствующего земельного законодательства, развитой инфраструктуры, с ростом инфляции.Финансовое обеспечение. Лишь 10% государственного бюджета составляют налоговые поступления, 1/3 средств поступает извне, а 2/3 капиталовложений, направляемых, на восстановление и развитие инфраструктуры, финансируются частными инвесторами. Правительство уделяет большое внимание вопросам финансирования МАП. В июне 2008 г. эта проблема была основной на заседании круглого стола Клуба друзей Мадагаскара, куда входят основные кредиторы страны -представители международных финансовых организаций и частные инвесторы. Представители ведущих финансовых организаций обещали помочь Мадагаскару восполнить дефицит средств на осуществление МАП. Со стороны Мадагаскара участие в этом заседании принимали: А. Ралидзауна ― генеральный секретарь МАП, премьер-министр Ш. Рабеманандзара, министры.Политическая обстановка в стране не совсем стабильна. Приход М. Равалумананы к власти с самого начала квалифицировался как нелегитимный и вызывал неприятие у ряда политических деятелей (в частности, А. Зафи). В ноябре 2006 г., перед президентскими выборами, генералом Рандрианафидисуа была предпринята попытка государственного переворота. Региональная элита недовольна административной реформой, отменившей деление страны на провинции, которые соответствовали областям расселения основных народностей. Хотя официально главами регионов, являются назначенные М. Равалумананой руководители, власть там по-прежнему находится в руках этнической элиты. Постоянное повышение цен на продукты, в частности, на рис, может повлечь новые выступления недовольного населения. Мадагаскар, который занимает одно из первых мест в мире по потреблению риса на душу населения, давно уже не обеспечивает себя полностью и вынужден импортировать рис. В одном из последних докладов Программы ООН по развитию Мадагаскар отнесен к странам, испытывающим дефицит продовольствия. По оценкам Международной продовольственной программы, 38% населения недоедает, а среди детей до пяти лет недоедает каждый второй ребенок.Несмотря на трудности, во многих отраслях начали действовать пилотные проекты. Так, в сфере образования развернулась кампания по ликвидации неграмотности. Но в отличие от кампании 1970-х годов, которая-27-проводилась среди взрослого населения, сейчас этот проект осуществляется в первую очередь среди подростков от 11 до 17 лет, 31% которых неграмотны. В соответствии с МАП к 2012 г. все они должны стать грамотными. Для этого запущена программа ускоренного 10-месячного обучения для не посещающих школу детей от 10 до 17 лет.Идет подготовка юридической базы, необходимой для осуществления проектов МАП. Так, в стадии разработки находится новый закон о структуре государственного землевладения. Предполагается поделить земли на общегосударственные и частно-государственные. Вторая категория земель может продаваться. 2007 г. стал началом реализации программы МАП во многих важных направлениях развития экономической, социальной и культурной жизни Мадагаскара. Но предстоит сделать гораздо больше, чтобы решить те задачи, которые стоят перед страной, преодолеть трудности, которые возникают на этом пути.1 Здесь и далее: The Madagascar Action Plan 2007-2012 // www.madagascar.gov/mg/MAP ― P. 8.2 Op. cit. ― P. 28-30.3 Op. cit. ― P. 47.4 Op. cit. ― P. 60.5 Op. cit. ― P. 64.6 Op. cit. ― P. 65.7 Op. cit. ― P. 72, 77.8 Op. cit. ― P. 90-92.9 Op. cit. ― P. 99-100.
|