КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Внешняя политика Мадагаскара в 1960-1972 гг.

-4-

 

 

        В 1972 году, 35 лет назад, за­вершился двенадцатилетний период пребывания у власти первого Президен­та независимого Мадагаскара Филибера Цирананы. Это был сложный и неодно­значный по своей сути этап историче­ского развития малагасийского государ­ства. Руководству страны пришлось не только выстраивать самостоятельную внутреннюю политику, создавать новые органы государственной власти, но и  определять внешнеполитические при­оритеты страны, подходы и принципы национальной дипломатии, устанавли­вать дипломатические отношения с другими государствами.

 М.Н. Германчук

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МАДАГАСКАРА В 1960-1972 гг.

      С первых дней независимости Мадагаскар начал предпринимать попытки сформулировать собственные подходы к внешней по­литике, которая, конечно, во многом еще продолжала определяться позицией бывшей метрополии ― Франции. В тоже время ряд действий ма­лагасийского руководства свидетельствовал и об определенной самостоя­тельности. Приходилось практически "с нуля" налаживать и строить отношения с другими государствами, в том числе с ближайшими сосе­дями, создавать договорно-правовую базу для развития дву- и много­сторонних связей, закладывать основы нового экономического сотруд­ничества с разными странами мира, открывать дипломатические представительства, готовить дипломатические кадры.

        Как и для большинства освободившихся стран, первостепенной за­дачей для Мадагаскара стало преодоление экономической отсталости и повышение уровня жизни населения. Объектом основного внимания правительства стала внутренняя политика, направленная прежде всего на преодоление нищеты, которую тогда многие связывали с тотальной экономической зависимостью от Франции. По мнению малагасийского руководства, получению реальной, а не формальной независимости способствовало бы и полноценное включение Мадагаскара в междуна­родные экономические связи. При этом процесс должен проходить бес­кровно

 -5-

и при финансовой поддержке бывшей метрополии1. В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения Мадагаскара в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях. Первостепенное значение для молодо­го независимого государства приобретали вопросы создания собствен­ных структур и институтов формирования и осуществления внешней политики и выработки внешнеполитической концепции2.

    Какой-либо серьезной внешнеполитической доктрины у правитель­ства Ф. Цирананы не было. Да и вряд ли она могла быть выработана за столь короткий срок ― лишь с 1958 г., став членом Французского Сообщества, Мадагаскар получил возможность хоть и не в полной мере, но все же как-то влиять на формирование своей внешней политики.

       В основе внешней политики Мадагаскара, как неоднократно подчер­кивал Ф. Циранана, лежит принцип малагасийской философии, поняти­ем "фихаванана" ("fihavanana")3, имея в виду «дружбу и даже некую родственность отношений, в т.ч. и между народами». С. Рабенуру, то­гдашний посол Мадагаскара в Англии, писал: «Концептуальную базу малагасийской философии и цивилизации составляют дружба и братст­во между народами, доброжелательность и терпимость»4. Термин "фиха­ванана" использовал и министр иностранных дел Ж. Рабеманандзара, трактуя его даже более широко, а именно как миролюбие, уважение че­ловеческого достоинства, дружбу народов. По его мнению, дипломатия не должна быть "кричащей", а, напротив, исходить из благоразумия, сдержанности и даже осторожности.

     Идеологической основой режима Ф. Цирананы, в т.ч. и на между­народной арене, стала теория "малагасийского социализма". Президент выступил основным творцом этой теории, получившей название "либе­рального социализма Цирананы". "Малагасийский социализм" по сути представлял собой соединение отдельных элементов как классической социалистической, так и буржуазной идеологии. Ф. Циранана характе­ризовал его как «отличный и от капитализма, и от коммунизма третий путь», который должен сформироваться в процессе практического строительства национальной экономики и социальной эволюции5. В отличие от "африканского социализма" Л. Сенгора "либеральный со­циализм" Цирананы не представлял собой развернутой и законченной концепции. На VII съезде правящей Социал-демократической партии (СДП) в 1962 году Ф. Циранана определил "малагасийский социализм" как «братство, равенство и труд»6. В ряде своих выступлений глава го­сударства утверждал, что малагасийское общество якобы уже добилось

 -6-

 претворения в жизнь этого лозунга, что «на протяжении веков Мадага­скар был социалистическим, не подозревая об этом». Целью развития малагасийского общества провозглашалось строительство социализма «практического», «приспособленного к нуждам Мадагаскара». Как бы ни были расплывчаты и неопределенны толкования "малагасийского социализма", эта доктрина в течение 12 лет определяла не только внут­реннюю, но и внешнюю политику Мадагаскара, по сути являясь государственной идеологией.

     Важным моментом, характерным для внешней политики государства в этот период, является экономический аспект. Ф. Циранана считал, что «главным врагом Мадагаскара является зависимое развитие». Диплома­тия, по его мнению, должна служить целям экономического развития. Принципиальным положением экономической доктрины малагасийско­го руководства стала всемерная поддержка и поощрение иностранного и национального частного предпринимательства. Ф. Циранана выступал за ограниченное развитие государственного сектора, отводя ему под­чиненную роль по отношению к частному. Принцип гарантий против национализации использовался им в качестве действенного средства для привлечения иностранного капитала, рассматриваемого как важ­нейший источник финансирования7. В этот период за Мадагаскаром укрепилась репутация страны с чрезвычайно благоприятным инвести­ционным климатом8.

     Касаясь роли внешней политики, Ф. Циранана подчеркивал важ­ность и приоритетность дипломатии, полагая, что преодоление эконо­мической отсталости невозможно без активного иностранного участия. Он называл дипломатию главным атрибутом независимого государства. Ни одно более или менее серьезное внешнеполитическое решение не принималось без его участия, глава государства лично назначал послов. «Ф. Циранана был истинным главой малагасийской дипломатии, а ми­нистры иностранных дел и послы являлись лишь агентами его внешне­политического курса», писал впоследствии министр иностранных дел Ж. Рабеманандзара9.

     Главной структурой, координирующей внешнеполитическую дея­тельность, было призвано стать Министерство иностранных дел, пре­образованное в соответствии с декретом Президента Республики от 22 июля 1960 г. из Министерства связей с государствами Французского Содружества (создано в 1959 г.). Однако законодательная база, опреде­ляющая полномочия, основные направления деятельности, была при­нята лишь 23 августа 1967 г. По сути, базовая структура МИД Мадага­скара была построена по французской модели, хотя и значительно упрощена.

 -7-

    Необходимо отметить, что внешняя политика независимого Мада­гаскара формировалась не на пустом месте. Большое влияние на пер­вые внешнеполитические шаги Тананариве оказывало историческое прошлое государства в составе французской колониальной империи. В этот сложный и неоднозначный период на Мадагаскаре был накоп­лен определенный опыт международной деятельности, участия в ди­пломатическом процессе, в подготовке и выполнении международно-правовых документов.

    В первые годы независимости Мадагаскару удалось сохранить хо­рошие отношения с бывшей метрополией. Руководство страны всяче­ски подчеркивало особый характер двусторонних связей с Францией. В своей речи 30 июля 1960 г. на первой церемонии празднования Дня независимости Малагасийской Республики, в которой приняли уча­стие представители 64 государств и 8 международных организаций, Ф. Циранана подчеркнул, что «Мадагаскар разделяет принципы и идеа­лы Французского Сообщества, остается верен полученным от Запада человеческим и духовным ценностям, которые стали топливом для раз­вития малагасийской цивилизации». Контакты между двумя государст­вами поддерживались на самом высоком уровне ― глав государств.

     Позиции Мадагаскара и Франции по основным вопросам междуна­родной повестки дня были практически идентичны. Расхождения во внешнеполитических курсах были крайне редки. Можно назвать лишь непримиримую позицию малагасийского правительства по вопросу о признании и допуске КНР в ООН, осуждение сепаратистских тенден­ций в Нигерии, разногласия в отношении политики на Ближнем Вос­токе. С. Рабенуру отмечает, что Ф. Циранана «часто использовал эти факты как доказательство подлинной независимости Мадагаскара»10.

    Достаточно динамично развивались контакты с государствами За­падной Европы, США, Канадой, рядом африканских и азиатских стран. Отношения Мадагаскара с Западной Европой имели свою исто­рию и традиции. Первый англо-малагасийский договор был подписан еще в 1817 г., а в 1883 г. заключены соглашения с Германией и Итали­ей11. После провозглашения независимости двусторонние отношения с Великобританией, Германией, Италией были вновь восстановлены.

     Сотрудничество с Западной Европой развивалось как на многосто­ронней основе (Мадагаскар ― Европейское Экономическое Сообщест­во), так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на то, что Та­нанариве всегда являлся активным поборником ассоциации с ЕЭС, руководство страны нередко выступало с резкой критикой условий мировой торговли и внешнеторговой политики ЕЭС, о чем, в частно­сти, свидетельствуют выступления министра иностранных дел Мада­гаскара Ж. Рабеманандзары на международных конференциях в Дели и Киншасе в 1968 г. При этом он высказывался не за отказ от замкну­тых

 -8-

группировок, а за возвращение к старым соглашениям, преду­сматривающим существенные льготы развивающимся странам, и га­рантированным рынкам сбыта.

   Одним из бесспорных приоритетов малагасийской дипломатии в рассматриваемый период являлись отношения с Соединенными Шта­тами Америки. Стоит отметить, что двусторонние отношения с США также датируются доколониальным периодом. Первое соглашение (о торговле и навигации) между двумя странами было подписано в 1867 г., а на рубеже XIX-XX вв. США являлись, пожалуй, главным торговым партнером Мадагаскара12. Заявляя о приверженности демо­кратическим ценностям Запада, малагасийское руководство всячески стремилось наладить эффективное взаимодействие с "главным" за­падным партнером. После обретения независимости малагасийские дипмиссии кроме Франции были открыты только в США.

       Некоторое разочарование Ф. Цирананы вызывали невысокие, по его мнению, объемы двустороннего товарооборота, а главное ― финан­совой помощи со стороны США. Действительно, за период с 1960 по 1972 г. на безвозмездной основе Соединенными Штатами было пре­доставлено Мадагаскару 7.4 млн долл (показатель, сравнимый с по­мощью ФРГ и почти в 5 раз меньше Франции). На пресс-конференции в Париже в феврале 1965 г. малагасийский лидер заявил, что амери­канская помощь развивающимся странам явно недостаточна и часто имеет избирательный характер (намекая на Гвинею). Преданность прозападным идеалам, по мнению тогдашнего малагсийского лидера, должна лучше вознаграждаться.

  Отношения с Советским Союзом складывались неоднозначно. СССР был одним из первых государств, признавших Малагасийскую Республику. В поздравительном послании, направленном Председате­лем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым Прези­денту Мадагаскара Ф. Циранане 26 июля 1960 г., говорилось о призна­нии Малагасийской Республики как независимого государства, а также о готовности установить с ним дипломатические отношения и обме­няться дипломатическими представительствами13. На мероприятиях, посвященных получению Мадагаскаром независимости, советская делегация была одной из самых представительных, уступая, пожалуй, только французской.

     Однако дипломатических отношений между СССР и Мадагаскаром установлено не было. Несмотря на делавшиеся правительством Ф. Цирананы заявления о приверженности социализму, на деле они не означали сближения с Советским Союзом. Напротив, руководство страны всячески демонстрировало антикоммунистическую направ­ленность своего внешнеполитического курса. Мадагаскар, в том числе

 -9-

и с трибуны ООН, осудил действия Советского Союза по возведению Берлинской стены и расширению своего влияния в Европе. Находясь в августе 1962 г. в ФРГ с официальным визитом, Ф. Циранана назвал советскую политику в Европе односторонним империалистическим произволом, а Берлинскую стену ― «бесчеловечной».

        Ф. Циранана не отрицал возможности установления дипотношений с Советским Союзом, руководство которого последовательно, в т.ч. в личных посланиях и в ходе официальных и неофициальных встреч, вы­ступало за подписание соответствующего соглашения с последующим обменом диппредставительствами. Позиция же малагасийского руково­дства, неоднократно озвученная президентом Ф. Цирананой и малага­сийскими министрами иностранных дел, послом Мадагаскара в Пари­же, сводилась к формуле: сначала необходимо установление торгово-экономических связей ― «не эпизодические торговые сделки, а заключе­ние полноценного торгового соглашения», и лишь затем оформление политических отношений.

  Несмотря на дипломатическую нерешенность двусторонних отно­шений, определенные межгосударственные связи все же имели место. Осуществлялись различные контакты в рамках Всемирного движения сторонников мира, женских и молодежных международных организа­ций. Низкий уровень политических связей в некотором смысле ком­пенсировался культурно-научными обменами.

      Основные контакты между нашими странами осуществлялись через советское и малагасийское диппредставительства в Париже. В октябре 1966 г. в Париже была организована встреча Ф. Цирананы с советским послом во Франции В.А. Зориным. В 1967 г. состоялся визит на Мада­гаскар делегации Верховного Совета СССР, с которой встречался и сам Ф. Циранана. Окружение президента Мадагаскара отмечало, что мала­гасийский лидер, с одной стороны, разочарованный недостаточной поддержкой, прежде всего финансового характера, со стороны США и «за­сильем французского капитала» ― с другой, был готов пойти на более тесное экономическое сотрудничество с Советским Союзом.

      Тем не менее в рассматриваемый период отношения между СССР и Мадагаскаром не получили сколько-нибудь заметного развития. Обмен делегациями был ограниченным и нерегулярным. Несмотря на подписа­ние в октябре 1964 г. Торгового соглашения и договора 1968 г. об откры­тии в Антананариву советского торгового представительства, объем това­рооборота между двумя странами был практически нулевым.

       Взаимоотношения Мадагаскара с другими государствами социали­стического блока, в частности, со странами Восточной Европы, разви­вались более "ровно", и даже, можно сказать, формально соответство­вали провозглашенному малагасийским руководством принципу: сначала установление полнокровных экономических отношений и лишь затем ― их политическое оформление. С Польшей торговое соглашение было подписано в июне 1964 года, а затем во второй половине 1960-х гг.

-10-

   Мадагаскар неоднократно посещали польские торгово-экономические делегации. Подобным же образом складывались отношения Мадагаска­ра с Чехословакией и Венгрией: двусторонние соглашения о торговле подписаны в январе и июне 1965 г. соответственно. Необходимо, одна­ко, признать, что, как и в случае с Советским Союзом, подписанные со­глашения, как правило, "не работали", а торгово-экономическое взаи­модействие редко выходило за рамки эпизодических сделок.

       Несколько иначе развивались отношения с т.н. странами-дисси­дентами коммунистического лагеря ― Югославией и Румынией. Ф. Циранана восхищался Б. Тито, который смог выйти из-под "совет­ского колпака". Находясь в июне 1969 г. в Югославии, Ф. Циранана говорил о правильности провозглашенного Тито курса "либерального социализма", впервые заявил о «желательности» установления дипло­матических отношений между двумя странами. Такое решение было принято уже в декабре 1969 г.

     Существенным представляется стремление Мадагаскара к расшире­нию своего участия в различных международных организациях, прежде всего в ООН и подконтрольных ей структурах. Демонстрируя привер­женность общемировым ценностям, Мадагаскар в довольно сжатые сроки ратифицирует почти все основные международные конвенции, включается в работу ооновских структур (ПРООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ и др.). Как правило, представители Мадагаскара актив­но участвуют в обсуждении практически всех крупных вопросов меж­дународной повестки дня, часто имея собственные подходы к их реше­нию, четкие позиции по урегулированию кризисных ситуаций на континенте и за его пределами. И здесь одним из основных аспектов, прослеживающихся как в выступлениях главы государства на Генераль­ных Ассамблеях ООН, так и в повседневной работе малагасийских ди­пломатов, остается экономический. Мадагаскар последовательно вы­ступает за увеличение финансовой помощи развивающимся странам, часто называя такую помощь своего рода компенсацией за колониаль­ный период. Для решения внутренних задач социально-экономического развития страны Мадагаскар отдает большее предпочтение участию в работе экономических структур ООН и других международных органи­заций и форумов экономического толка. В 1963 г. Мадагаскар присое­диняется к Генеральному соглашению по тарифам и торговле.

      К концу 1960-х гг. Мадагаскар становится активным приверженцем распространенной в странах третьего мира концепции о разделении че­ловечества на "богатые" и "бедные" нации. Типично высказывание ми­нистра иностранных дел Ж. Рабеманандзары в 1968 г.: «Для нас не су­ществует больше левого и правого блока. Для нас есть развитые страны Запада и развитые страны Востока <...>. Великие державы ведут себя одинаково: их собственные интересы для них важнее всего»14.

 -11-

     Если попытаться в целом определить внешнеполитический курс малагасийского государства в 1960-1972 гг., думаю, что, слова прези­дента Ф. Цирананы как нельзя лучше демонстрируют его суть. Высту­пая в сентябре 1962 г. перед малагасийским парламентом по вопросам международной политики, он заявил: «Внешняя политика Мадагаска­ра, во-первых, антикоммунистическая, а во-вторых ― прозападная». Уже отмеченная выше приверженность Мадагаскара Западу, в первую очередь, конечно, Франции, позволяла малагасийскому руководству получать значительные финансовые средства, как в виде инвестиций, так и в виде безвозмездных даров. Во многом благодаря западной фи­нансовой помощи более 10 лет после обретения независимости Ф. Циранане при относительно благополучной социально-экономичес­кой ситуации (показатель экономического роста с 4,8% в 1960 г. к 1969 г. вырос до 7,4%)15 удавалось сохранять внутриполитическую стабильность, отличавшую Мадагаскар от многих других африканских государств.

    С провозглашением независимости малагасийцы связывали боль­шие надежды. В период становления нового независимого государст­ва была широко распространена уверенность, что коренное улучше­ние жизни наступит почти немедленно. Определенные успехи действительно последовали. Малагасийцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись более широкие возможности для развития национальной культуры. Молодое малагасийское государство начало получать значительную помощь от многих стран мира, специализированных организаций ООН, международных фондов и банков. Полноправное участие в ра­боте ООН и других международных организациях способствовало самоутверждению Мадагаскара, укреплению национального само­сознания его граждан.

     Однако, как и в большинстве африканских стран, строительство го­сударственности оказалось непростым делом. Всю систему управле­ния надо было создавать заново во всех ее звеньях. К власти нередко приходили люди, не обладавшие для этого достаточным опытом. Воз­ник громоздкий, непрофессиональный и неэффективный бюрократи­ческий аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, а к концу пребы­вания Ф. Цирананы у власти Мадагаскар столкнулся с серьезными экономическими трудностями, пути решения которых пришлось ис­кать уже новым руководителям страны.

1 Discours du Président Ph. Tsiranana à l'ouverture de la session du Parlement. ― Tananarive: Imprimerie Nationale, 1962. ― P. 12.

2 Décret du Président de la République Malgache du 22 juillet 1960. ― Tananarive: Imprimerie Nationale, 1960.  ―  P. 3, 31.

3 Discours du Président Ph. Tsiranana ... ― Р.8.

4 Rabenoro C. Les rélations extérieures de Madagascar (de 1960 à 1972). ― Paris: Нarmattan, 1986. – Р. 146.

5 Labatut F., Raharinarivonirina R. Madagasсar. Étude  historique. ― Paris: Nathan, 1969. ― P. 133.

6 Imongo Vaovao. ― Tananarive, 16 septembre 1962.

7 RajoelinaP. Quarante années de la vie politique de Madagascar, 1947-1987. ― Paris: L'Harmattan, 1988. ― P. 67.

8 Rabenoro C. Op. cit. ― P. 130.

9 Razoeliarimboa-Ratovo M.J. L'évolution des relations extérieures de Madagascar depuis l'indépendence. ― Aix-en-Provence: Institut d'Études Politiques, 1977. ― P. 45.

10 Rabenoro C. Op. cit. ― P. 162-163.

11 Рабеманандзара Р.В. Мадагаскар. История мальгашской нации ― М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. ― С. 85-94.

12 Ibid. ― С. 118-120.

13 Телеграмма Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева Президенту Мальгашской Республики Филиберу Циранане // СССР и страны Африки. 1946-1962 гг. Документы и материалы. Том I. ― М.: Политиздат, 1963. ― C. 548.

14 RajoelinaP. Op. Cit. ― P. 98.

15 http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/socind/population.htm (официальный сайт ООН, раздел статистических данных).