Меню сайта
|
Внешняя политика Мадагаскара в 1960-1972 гг.-4-
В 1972 году, 35 лет назад, завершился двенадцатилетний период пребывания у власти первого Президента независимого Мадагаскара Филибера Цирананы. Это был сложный и неоднозначный по своей сути этап исторического развития малагасийского государства. Руководству страны пришлось не только выстраивать самостоятельную внутреннюю политику, создавать новые органы государственной власти, но и определять внешнеполитические приоритеты страны, подходы и принципы национальной дипломатии, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.М.Н. ГерманчукВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МАДАГАСКАРА В 1960-1972 гг.С первых дней независимости Мадагаскар начал предпринимать попытки сформулировать собственные подходы к внешней политике, которая, конечно, во многом еще продолжала определяться позицией бывшей метрополии ― Франции. В тоже время ряд действий малагасийского руководства свидетельствовал и об определенной самостоятельности. Приходилось практически "с нуля" налаживать и строить отношения с другими государствами, в том числе с ближайшими соседями, создавать договорно-правовую базу для развития дву- и многосторонних связей, закладывать основы нового экономического сотрудничества с разными странами мира, открывать дипломатические представительства, готовить дипломатические кадры.Как и для большинства освободившихся стран, первостепенной задачей для Мадагаскара стало преодоление экономической отсталости и повышение уровня жизни населения. Объектом основного внимания правительства стала внутренняя политика, направленная прежде всего на преодоление нищеты, которую тогда многие связывали с тотальной экономической зависимостью от Франции. По мнению малагасийского руководства, получению реальной, а не формальной независимости способствовало бы и полноценное включение Мадагаскара в международные экономические связи. При этом процесс должен проходить бескровно-5-и при финансовой поддержке бывшей метрополии1. В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения Мадагаскара в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях. Первостепенное значение для молодого независимого государства приобретали вопросы создания собственных структур и институтов формирования и осуществления внешней политики и выработки внешнеполитической концепции2.Какой-либо серьезной внешнеполитической доктрины у правительства Ф. Цирананы не было. Да и вряд ли она могла быть выработана за столь короткий срок ― лишь с 1958 г., став членом Французского Сообщества, Мадагаскар получил возможность хоть и не в полной мере, но все же как-то влиять на формирование своей внешней политики.В основе внешней политики Мадагаскара, как неоднократно подчеркивал Ф. Циранана, лежит принцип малагасийской философии, понятием "фихаванана" ("fihavanana")3, имея в виду «дружбу и даже некую родственность отношений, в т.ч. и между народами». С. Рабенуру, тогдашний посол Мадагаскара в Англии, писал: «Концептуальную базу малагасийской философии и цивилизации составляют дружба и братство между народами, доброжелательность и терпимость»4. Термин "фихаванана" использовал и министр иностранных дел Ж. Рабеманандзара, трактуя его даже более широко, а именно как миролюбие, уважение человеческого достоинства, дружбу народов. По его мнению, дипломатия не должна быть "кричащей", а, напротив, исходить из благоразумия, сдержанности и даже осторожности.Идеологической основой режима Ф. Цирананы, в т.ч. и на международной арене, стала теория "малагасийского социализма". Президент выступил основным творцом этой теории, получившей название "либерального социализма Цирананы". "Малагасийский социализм" по сути представлял собой соединение отдельных элементов как классической социалистической, так и буржуазной идеологии. Ф. Циранана характеризовал его как «отличный и от капитализма, и от коммунизма третий путь», который должен сформироваться в процессе практического строительства национальной экономики и социальной эволюции5. В отличие от "африканского социализма" Л. Сенгора "либеральный социализм" Цирананы не представлял собой развернутой и законченной концепции. На VII съезде правящей Социал-демократической партии (СДП) в 1962 году Ф. Циранана определил "малагасийский социализм" как «братство, равенство и труд»6. В ряде своих выступлений глава государства утверждал, что малагасийское общество якобы уже добилось-6-претворения в жизнь этого лозунга, что «на протяжении веков Мадагаскар был социалистическим, не подозревая об этом». Целью развития малагасийского общества провозглашалось строительство социализма «практического», «приспособленного к нуждам Мадагаскара». Как бы ни были расплывчаты и неопределенны толкования "малагасийского социализма", эта доктрина в течение 12 лет определяла не только внутреннюю, но и внешнюю политику Мадагаскара, по сути являясь государственной идеологией.Важным моментом, характерным для внешней политики государства в этот период, является экономический аспект. Ф. Циранана считал, что «главным врагом Мадагаскара является зависимое развитие». Дипломатия, по его мнению, должна служить целям экономического развития. Принципиальным положением экономической доктрины малагасийского руководства стала всемерная поддержка и поощрение иностранного и национального частного предпринимательства. Ф. Циранана выступал за ограниченное развитие государственного сектора, отводя ему подчиненную роль по отношению к частному. Принцип гарантий против национализации использовался им в качестве действенного средства для привлечения иностранного капитала, рассматриваемого как важнейший источник финансирования7. В этот период за Мадагаскаром укрепилась репутация страны с чрезвычайно благоприятным инвестиционным климатом8.Касаясь роли внешней политики, Ф. Циранана подчеркивал важность и приоритетность дипломатии, полагая, что преодоление экономической отсталости невозможно без активного иностранного участия. Он называл дипломатию главным атрибутом независимого государства. Ни одно более или менее серьезное внешнеполитическое решение не принималось без его участия, глава государства лично назначал послов. «Ф. Циранана был истинным главой малагасийской дипломатии, а министры иностранных дел и послы являлись лишь агентами его внешнеполитического курса», писал впоследствии министр иностранных дел Ж. Рабеманандзара9.Главной структурой, координирующей внешнеполитическую деятельность, было призвано стать Министерство иностранных дел, преобразованное в соответствии с декретом Президента Республики от 22 июля 1960 г. из Министерства связей с государствами Французского Содружества (создано в 1959 г.). Однако законодательная база, определяющая полномочия, основные направления деятельности, была принята лишь 23 августа 1967 г. По сути, базовая структура МИД Мадагаскара была построена по французской модели, хотя и значительно упрощена.-7-Необходимо отметить, что внешняя политика независимого Мадагаскара формировалась не на пустом месте. Большое влияние на первые внешнеполитические шаги Тананариве оказывало историческое прошлое государства в составе французской колониальной империи. В этот сложный и неоднозначный период на Мадагаскаре был накоплен определенный опыт международной деятельности, участия в дипломатическом процессе, в подготовке и выполнении международно-правовых документов.В первые годы независимости Мадагаскару удалось сохранить хорошие отношения с бывшей метрополией. Руководство страны всячески подчеркивало особый характер двусторонних связей с Францией. В своей речи 30 июля 1960 г. на первой церемонии празднования Дня независимости Малагасийской Республики, в которой приняли участие представители 64 государств и 8 международных организаций, Ф. Циранана подчеркнул, что «Мадагаскар разделяет принципы и идеалы Французского Сообщества, остается верен полученным от Запада человеческим и духовным ценностям, которые стали топливом для развития малагасийской цивилизации». Контакты между двумя государствами поддерживались на самом высоком уровне ― глав государств.Позиции Мадагаскара и Франции по основным вопросам международной повестки дня были практически идентичны. Расхождения во внешнеполитических курсах были крайне редки. Можно назвать лишь непримиримую позицию малагасийского правительства по вопросу о признании и допуске КНР в ООН, осуждение сепаратистских тенденций в Нигерии, разногласия в отношении политики на Ближнем Востоке. С. Рабенуру отмечает, что Ф. Циранана «часто использовал эти факты как доказательство подлинной независимости Мадагаскара»10.Достаточно динамично развивались контакты с государствами Западной Европы, США, Канадой, рядом африканских и азиатских стран. Отношения Мадагаскара с Западной Европой имели свою историю и традиции. Первый англо-малагасийский договор был подписан еще в 1817 г., а в 1883 г. заключены соглашения с Германией и Италией11. После провозглашения независимости двусторонние отношения с Великобританией, Германией, Италией были вновь восстановлены.Сотрудничество с Западной Европой развивалось как на многосторонней основе (Мадагаскар ― Европейское Экономическое Сообщество), так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на то, что Тананариве всегда являлся активным поборником ассоциации с ЕЭС, руководство страны нередко выступало с резкой критикой условий мировой торговли и внешнеторговой политики ЕЭС, о чем, в частности, свидетельствуют выступления министра иностранных дел Мадагаскара Ж. Рабеманандзары на международных конференциях в Дели и Киншасе в 1968 г. При этом он высказывался не за отказ от замкнутых-8-группировок, а за возвращение к старым соглашениям, предусматривающим существенные льготы развивающимся странам, и гарантированным рынкам сбыта.Одним из бесспорных приоритетов малагасийской дипломатии в рассматриваемый период являлись отношения с Соединенными Штатами Америки. Стоит отметить, что двусторонние отношения с США также датируются доколониальным периодом. Первое соглашение (о торговле и навигации) между двумя странами было подписано в 1867 г., а на рубеже XIX-XX вв. США являлись, пожалуй, главным торговым партнером Мадагаскара12. Заявляя о приверженности демократическим ценностям Запада, малагасийское руководство всячески стремилось наладить эффективное взаимодействие с "главным" западным партнером. После обретения независимости малагасийские дипмиссии кроме Франции были открыты только в США.Некоторое разочарование Ф. Цирананы вызывали невысокие, по его мнению, объемы двустороннего товарооборота, а главное ― финансовой помощи со стороны США. Действительно, за период с 1960 по 1972 г. на безвозмездной основе Соединенными Штатами было предоставлено Мадагаскару 7.4 млн долл (показатель, сравнимый с помощью ФРГ и почти в 5 раз меньше Франции). На пресс-конференции в Париже в феврале 1965 г. малагасийский лидер заявил, что американская помощь развивающимся странам явно недостаточна и часто имеет избирательный характер (намекая на Гвинею). Преданность прозападным идеалам, по мнению тогдашнего малагсийского лидера, должна лучше вознаграждаться.Отношения с Советским Союзом складывались неоднозначно. СССР был одним из первых государств, признавших Малагасийскую Республику. В поздравительном послании, направленном Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым Президенту Мадагаскара Ф. Циранане 26 июля 1960 г., говорилось о признании Малагасийской Республики как независимого государства, а также о готовности установить с ним дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами13. На мероприятиях, посвященных получению Мадагаскаром независимости, советская делегация была одной из самых представительных, уступая, пожалуй, только французской.Однако дипломатических отношений между СССР и Мадагаскаром установлено не было. Несмотря на делавшиеся правительством Ф. Цирананы заявления о приверженности социализму, на деле они не означали сближения с Советским Союзом. Напротив, руководство страны всячески демонстрировало антикоммунистическую направленность своего внешнеполитического курса. Мадагаскар, в том числе-9-и с трибуны ООН, осудил действия Советского Союза по возведению Берлинской стены и расширению своего влияния в Европе. Находясь в августе 1962 г. в ФРГ с официальным визитом, Ф. Циранана назвал советскую политику в Европе односторонним империалистическим произволом, а Берлинскую стену ― «бесчеловечной».Ф. Циранана не отрицал возможности установления дипотношений с Советским Союзом, руководство которого последовательно, в т.ч. в личных посланиях и в ходе официальных и неофициальных встреч, выступало за подписание соответствующего соглашения с последующим обменом диппредставительствами. Позиция же малагасийского руководства, неоднократно озвученная президентом Ф. Цирананой и малагасийскими министрами иностранных дел, послом Мадагаскара в Париже, сводилась к формуле: сначала необходимо установление торгово-экономических связей ― «не эпизодические торговые сделки, а заключение полноценного торгового соглашения», и лишь затем оформление политических отношений.Несмотря на дипломатическую нерешенность двусторонних отношений, определенные межгосударственные связи все же имели место. Осуществлялись различные контакты в рамках Всемирного движения сторонников мира, женских и молодежных международных организаций. Низкий уровень политических связей в некотором смысле компенсировался культурно-научными обменами.Основные контакты между нашими странами осуществлялись через советское и малагасийское диппредставительства в Париже. В октябре 1966 г. в Париже была организована встреча Ф. Цирананы с советским послом во Франции В.А. Зориным. В 1967 г. состоялся визит на Мадагаскар делегации Верховного Совета СССР, с которой встречался и сам Ф. Циранана. Окружение президента Мадагаскара отмечало, что малагасийский лидер, с одной стороны, разочарованный недостаточной поддержкой, прежде всего финансового характера, со стороны США и «засильем французского капитала» ― с другой, был готов пойти на более тесное экономическое сотрудничество с Советским Союзом.Тем не менее в рассматриваемый период отношения между СССР и Мадагаскаром не получили сколько-нибудь заметного развития. Обмен делегациями был ограниченным и нерегулярным. Несмотря на подписание в октябре 1964 г. Торгового соглашения и договора 1968 г. об открытии в Антананариву советского торгового представительства, объем товарооборота между двумя странами был практически нулевым.Взаимоотношения Мадагаскара с другими государствами социалистического блока, в частности, со странами Восточной Европы, развивались более "ровно", и даже, можно сказать, формально соответствовали провозглашенному малагасийским руководством принципу: сначала установление полнокровных экономических отношений и лишь затем ― их политическое оформление. С Польшей торговое соглашение было подписано в июне 1964 года, а затем во второй половине 1960-х гг.-10-Мадагаскар неоднократно посещали польские торгово-экономические делегации. Подобным же образом складывались отношения Мадагаскара с Чехословакией и Венгрией: двусторонние соглашения о торговле подписаны в январе и июне 1965 г. соответственно. Необходимо, однако, признать, что, как и в случае с Советским Союзом, подписанные соглашения, как правило, "не работали", а торгово-экономическое взаимодействие редко выходило за рамки эпизодических сделок.Несколько иначе развивались отношения с т.н. странами-диссидентами коммунистического лагеря ― Югославией и Румынией. Ф. Циранана восхищался Б. Тито, который смог выйти из-под "советского колпака". Находясь в июне 1969 г. в Югославии, Ф. Циранана говорил о правильности провозглашенного Тито курса "либерального социализма", впервые заявил о «желательности» установления дипломатических отношений между двумя странами. Такое решение было принято уже в декабре 1969 г.Существенным представляется стремление Мадагаскара к расширению своего участия в различных международных организациях, прежде всего в ООН и подконтрольных ей структурах. Демонстрируя приверженность общемировым ценностям, Мадагаскар в довольно сжатые сроки ратифицирует почти все основные международные конвенции, включается в работу ооновских структур (ПРООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ и др.). Как правило, представители Мадагаскара активно участвуют в обсуждении практически всех крупных вопросов международной повестки дня, часто имея собственные подходы к их решению, четкие позиции по урегулированию кризисных ситуаций на континенте и за его пределами. И здесь одним из основных аспектов, прослеживающихся как в выступлениях главы государства на Генеральных Ассамблеях ООН, так и в повседневной работе малагасийских дипломатов, остается экономический. Мадагаскар последовательно выступает за увеличение финансовой помощи развивающимся странам, часто называя такую помощь своего рода компенсацией за колониальный период. Для решения внутренних задач социально-экономического развития страны Мадагаскар отдает большее предпочтение участию в работе экономических структур ООН и других международных организаций и форумов экономического толка. В 1963 г. Мадагаскар присоединяется к Генеральному соглашению по тарифам и торговле.К концу 1960-х гг. Мадагаскар становится активным приверженцем распространенной в странах третьего мира концепции о разделении человечества на "богатые" и "бедные" нации. Типично высказывание министра иностранных дел Ж. Рабеманандзары в 1968 г.: «Для нас не существует больше левого и правого блока. Для нас есть развитые страны Запада и развитые страны Востока <...>. Великие державы ведут себя одинаково: их собственные интересы для них важнее всего»14.-11-Если попытаться в целом определить внешнеполитический курс малагасийского государства в 1960-1972 гг., думаю, что, слова президента Ф. Цирананы как нельзя лучше демонстрируют его суть. Выступая в сентябре 1962 г. перед малагасийским парламентом по вопросам международной политики, он заявил: «Внешняя политика Мадагаскара, во-первых, антикоммунистическая, а во-вторых ― прозападная». Уже отмеченная выше приверженность Мадагаскара Западу, в первую очередь, конечно, Франции, позволяла малагасийскому руководству получать значительные финансовые средства, как в виде инвестиций, так и в виде безвозмездных даров. Во многом благодаря западной финансовой помощи более 10 лет после обретения независимости Ф. Циранане при относительно благополучной социально-экономической ситуации (показатель экономического роста с 4,8% в 1960 г. к 1969 г. вырос до 7,4%)15 удавалось сохранять внутриполитическую стабильность, отличавшую Мадагаскар от многих других африканских государств.С провозглашением независимости малагасийцы связывали большие надежды. В период становления нового независимого государства была широко распространена уверенность, что коренное улучшение жизни наступит почти немедленно. Определенные успехи действительно последовали. Малагасийцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись более широкие возможности для развития национальной культуры. Молодое малагасийское государство начало получать значительную помощь от многих стран мира, специализированных организаций ООН, международных фондов и банков. Полноправное участие в работе ООН и других международных организациях способствовало самоутверждению Мадагаскара, укреплению национального самосознания его граждан.Однако, как и в большинстве африканских стран, строительство государственности оказалось непростым делом. Всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях. К власти нередко приходили люди, не обладавшие для этого достаточным опытом. Возник громоздкий, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, а к концу пребывания Ф. Цирананы у власти Мадагаскар столкнулся с серьезными экономическими трудностями, пути решения которых пришлось искать уже новым руководителям страны.1 Discours du Président Ph. Tsiranana à l'ouverture de la session du Parlement. ― Tananarive: Imprimerie Nationale, 1962. ― P. 12.2 Décret du Président de la République Malgache du 22 juillet 1960. ― Tananarive: Imprimerie Nationale, 1960. ― P. 3, 31.3 Discours du Président Ph. Tsiranana ... ― Р.8.4 Rabenoro C. Les rélations extérieures de Madagascar (de 1960 à 1972). ― Paris: Нarmattan, 1986. – Р. 146.5 Labatut F., Raharinarivonirina R. Madagasсar. Étude historique. ― Paris: Nathan, 1969. ― P. 133.6 Imongo Vaovao. ― Tananarive, 16 septembre 1962.7 RajoelinaP. Quarante années de la vie politique de Madagascar, 1947-1987. ― Paris: L'Harmattan, 1988. ― P. 67.8 Rabenoro C. Op. cit. ― P. 130.9 Razoeliarimboa-Ratovo M.J. L'évolution des relations extérieures de Madagascar depuis l'indépendence. ― Aix-en-Provence: Institut d'Études Politiques, 1977. ― P. 45.10 Rabenoro C. Op. cit. ― P. 162-163.11 Рабеманандзара Р.В. Мадагаскар. История мальгашской нации ― М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. ― С. 85-94.12 Ibid. ― С. 118-120.13 Телеграмма Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева Президенту Мальгашской Республики Филиберу Циранане // СССР и страны Африки. 1946-1962 гг. Документы и материалы. Том I. ― М.: Политиздат, 1963. ― C. 548.14 RajoelinaP. Op. Cit. ― P. 98.15 http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/socind/population.htm (официальный сайт ООН, раздел статистических данных).
|