КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Книжная драма Мадагаскара

-109-

 

         «Прийдя на мой вернисаж, посетители как бы откры­вают книгу по географии... Кого-то инстинкт позна­ния даже заставляет возвращаться два-три раза в течении выставки. Хотя я подозреваю, что некото­рым просто нравятся мои загорелые девчонки...». «Мулаты на моих картинах ― это как бы общий зна­менатель человечества. Такая метафорическая «метисизация планеты», попытка вернуться в точку Творения, откуда вышли все люди и все расы».

Фофа Рабеаривело, из интервью

        Фофа Рабеаривело (настоящее имя — Кристоф Жан—Мишель Рабеаривелу ) родился в 1962 г. в столице Мадагаскара г. Антананариву. С 1986 г. живёт в Санкт-Петербурге. В 1991 г. окончил Ленинградское высшее художественно—промышленное учили­ще им. В. И. Мухиной, отделение монументально—декоративной росписи. С 1988-го — член ленинградской художественной группы «Боевые слоны». С 93-го принимал участие в различных проектах группы «Vainafo» под эгидой Alliance française, создал студию рисунка и живописи в Российском культурном центре в Антананариву. В 93-м главный дизайнер «MANJA 93», первой международной ярмарки от кутюр в Антананариву. В 94-м по заказу ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ФНЮАП вместе с центром HORIZONS Communication выполнил проект «Дет­ство, природа, окружающая среда». С 96—го — член союза художников России. С 1993 г. по настоящее время прошло более 20 персональных выставок Фофы в России, Франции, на Мадагаскаре. В последние годы художник, продававший своё искусство в основном во Франции, становится всё более известным и у нас. Представляем вашему вниманию статью о книжном проекте Фофы: создании иллюстрированного сборника малагасийского фольклора «Фумба Малагаси».

 Геннадий Стратофонтов

КНИЖНАЯ ДРАМА МАДАГАСКАРА

Фофа Рабеаривело замахнулся на «Фумба Малагаси»*

     Новым поворотом в «мадагаскарской» деятельности Крым­ского геопоэтического клуба стала презентация выставки лучшего живописца Великого острова ― Фофы Рабеаривело ― в московском литературном салоне «Классики XXI века». Верни­саж состоялся практически сразу после закрытия предыдущей выставки этого автора в Информационном центре ООН в Москве.

       Обращенность проекта к литературному сообществу не случайна ― «HT-EL» уже писал об удивительно массовом появлении имени или

* Независимая газета (Ex Libris). –  М., 12.05.2005.

 -110-

 образа Мадагаскара в текстах русских литераторов от А. С. Пушкина и Л. Толстого до В. Аксенова и К. Медведева. В данном случае субъектом российско-малагасийского культурного диалога выступил выпускник Мухинского художественного училища 1991 года Кристоф Жан Мишель «Фофа» Рабеаривело ― практически однофамилец классика основателя малагасийской поэзии Жана Жозефа Рабеаривелу. Осмотрев выставку около 30 живописных полотен в жанре, литературным языком вы­ражаясь, магического реализма, литераторы перешли к выше­означенному культурному диалогу, постепенно перетекшему в фуршет, где в кулуарной обстановке вашему корреспонденту удалось уточнить некоторые проблемы, озвученные в коллективной беседе.

     По мнению Фофы Рабеаривело, в современной малагасийской культуре наличествует неявная, но крайне острая проблема, едва ли не драма. Это отсутствие иллюстрированной версии национальной книги мадагаскарцев ― «Фумба Малагаси», роскошного свода волшебных и бытовых сказок, пословиц и поговорок, загадок и примет. Эти тексты полны разнообразных достоверных и фантастических героев животных и людей, духов и чудовищ, которые так и просятся на карандаш или кисть хорошего художника. Восполнение этого пробела путем создания серии красочных иллюстраций дало бы возможность не только улучшить имидж страны в глазах международного сооб­щества, но и облегчить проблему сохранения уникальных флоры и фауны Великого острова, ― а известно, что более 90% видов на Мадагаскаре являются эндемиками, то есть не существуют больше нигде. Тут и лемуры, воплощающие в себе духов предков малагасий­цев, и птица-слон эпиорнис, ставший прототипом Птицы Рухх в сказаниях о Синдбаде-Мореходе, и еще обитающий, по легендам, в южных болотах. Разговор о спасении биофонда Мадагаскара был легитимизирован, кстати, присутствием на вернисаже мэтров россий­ского Добровольного общества охраны стрекоз, поэтов Константина Кедрова и Елены Кацюбы.

     Творческой амбицией Фофы Рабеаривело на ближайший период стало заполнение этой зияющей ниши; в данный момент он занимается поисками мецената для этой работы. Напоследок приведем лишь несколько изречений из «Фумба Малагаси». «Если бы битье учило разуму, самыми умными были бы быки». «Нож, брошенный мудрым, поднимает умный». «Любой дурак ― сын своего отца». «Если у гагары от ныряния глаза вспухли, значит, ей этого хотелось». «Не так жаль мяса, украденного псом, как обидно смотреть на его нагло задранный хвост». И наконец: «Создал бог крокодила ― хорошего мало, да дело сделано».