КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Лютеранская церковь Мадагаскара

-72-



       80 лет назад, в 1925 г. умер Л. Даль (L.Dahle), один из основателей Норвежского миссионерского общества (NMS) на Мадагаска­ре. Он приехал в Антананариву в 1870 г. и прожил там около двадцати лет.

     Миссионеры обратили внимание на музыкаль­ность малагасийцев и избрали для своих пропове­дей простую, напевную форму гимнов. Л. Даль адаптировал европейское стихосложение приме­нительно к малагасийскому языку и лютеране выпустили несколько сборников гимнов. Усилиями миссионеров началось распространение грамотности. В 1835 г. издана Библия на малага­сийском языке. Собирались и издавались образцы народного творчества. Л. Даль опубликовал  «Малагасийский фольклор» («Malagasy Folk-Lore», 1877), несколько книг по лингвистике малагасийского языка. Одними из первых печатных изданий были газеты Норвежского миссионерского общества «Друг молодежи» («Ny Sakaizan’  ny Tanora», 1880) и «Вестник» («Ny Mpamangy», 1882). «Вестник» выходил до 1958 г., «Друг молодежи» су­ществует до наших дней.

    Самым знаменитым прихожанином лютеранской церкви был крупнейший мала­гасийский поэт Жан—Жозеф Рабеаривелу.

Е. Ж. Андриамиханта

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ МАДАГАСКАРА


       Как известно, на Мадагаскаре существует четыре основные конфессии: католическая церковь, англиканская, проте­стантская реформаторская и протестантско-лютеранская. Мы не будем сегодня касаться трех первых, а поговорим только о Лютеранской Церкви Мадагаскара (ЛЦМ) (Fiangonana Loterana Malagasy).

      Прежде всего, хочу отметить, что это не научное исследование в обычном смысле этого слова ― у меня не было под рукой документов.

      Остановлюсь на трех главных вопросах, касающихся ЛЦМ: ее происхождение, становление и деятельность.

    Коротко говоря, ЛЦМ ― это результат деятельности Норвежской Миссии или Норвежского миссионерского общества (Norwegian Mission Society ― NMS) и Американской Лютеранской Церкви (Ameri­can Lutherian Church ― ALC). Первый миссионер НМС Ион Энг (John Engh) прибыл на Мадагаскар в 1867 г. Получив разрешение малага­сийских властей, он начал свою деятельность в Бетафу, в двухстах

-73-

километрах южнее столицы основал там первую церковь и создал первую школу.

      Через три года, в 1870 г., вслед за Энгом на Мадагаскар приехали еще несколько миссионеров и начали работать в крупных городах центральной части острова в Антананариву, Анцирабе и Фьянаранцуа. Однако их деятельность не ограничилась центральной частью, а распространилась на западное побережье (Мурундаву и Тулеар) и на восточное   вплоть до Маруламбу, Манакара и Вангайндрану.

     Первый же миссионер Американской Лютеранской Церкви (АЛЦ) Болстадт (Bolstadt) прибыл на Мадагаскар уже позже, в 1888 г.

      По соглашению между двумя миссиями, Норвежской лютеранской церкви (НЛЦ) и Американской лютеранской церкви (АЛЦ), южная часть Мадагаскара становилась полем деятельности АЛЦ, а НМС про­должала свою деятельность в центре страны и на западном и восточ­ном побережьях. АЛЦ сосредоточила свои центры в Фарадуфай (сто­лице народа антануси), Амбувумбе (столице антандруй) и Манасуа (столице махафали).

       Главная цель обеих миссий проповедовать Священное писание. Поэтому они в первую очередь занялись переводом Библии на малагасийский язык. Необходимо было также научить народ писать и читать, поскольку большинство населения было неграмотно. С этой целью миссии создавали церковно приходские школы, которые готовили национальные кадры священников, и строили школы для детей, без чего невозможно было обучать их грамоте. Конечно, основной задачей миссий было научить население читать Библию.

     1950 г. можно считать датой создания Лютеранской церкви Мадагаскара в Манакаре состоялась всеобщая конференция НМС и АЛЦ совместно с малагасийскими представителями, где было принято решение объединить все лютеранский церкви НМС и АЛЦ в единую церковь. Это объединение получило название ― Лютеранская церковь Мадагаскара (ЛЦМ).

      Отметим, что прежде каждая церковь носила название создавшей ее миссии. Те, кто относился к Норвежскому миссионерскому общест­ву (НМС) назывались Норвежская лютеранская церковь. В городе Анцирабе, например, церковь называлась Норвежская лютеранская церковь Анцирабе. А те, что были под эгидой АЛЦ ― назывались Американская лютеранская церковь. Так церковь в городе Фарадуфай называлась: Американская лютеранская церковь Фарадуфай.

      После конференции, когда была создана Единая лютеранская цер­ковь, возникло так называемое Общее объединение, получившее наз­вание Всеобщий Синод. Решено, что Всеобщий Синод будет собираться раз в три года для решения общих дел. На конференции 1950 г. было решено разделить  сферы влияния ЛЦМ.  Создали 6  (по числу провинций)

-74-

отделений, которые стали называться Региональными Синодами. НМС курировала четыре региональных синода: Северный Региональный Синод (со столицей в Анцирабе), Центральный (со сто­лицей в Фьянаранцуа), Восточный (со столицей в Мананаре) и Запад­ный (со столицей в Тулеаре). Остальные два синода находились в веде­нии Американской лютеранской церкви: Юго-восточный (со столицей в Форт-Дофене) и Юго-Западный (со столицей в Южном Бетиоки).

       Необходимо отметить, что в течение 11 лет, с 1950-го по 1961-й го­ды, как главами ЛЦМ, так и Всеобщего Синода были исключительно иностранные миссионеры. С 1961 г. их стали возглавлять малагасий­цы. Для ЛЦМ это было тяжелое время, но благодаря энтузиастам цер­ковь все же активно развивалась и расширяла свою деятельность. Шесть региональных синодов были преобразованы в 20 региональных синодов. Их всех объединял в единую церковь Большой Синод, получивший наивысшие полномочия.

      В настоящее время с ЛЦМ тесно сотрудничают не только НМС и АЛЦ, но и Датская и Шведская церкви, развернувшие свою деятель­ность на Мадагаскаре. Главный регион их деятельности ― северные области острова.

       С самого начала своей деятельности и до настоящего времени целью ЛЦМ было: способствовать развитию народа в трех областях: духовной, просветительской и физической.

     В области духовной главная задача изучение Библии. С этой целью создавались и совершенствовались школы по подготовке свя­щенников. Бывшая церковно приходская школа, построенная мис­сионерами в Фьянаранцуа была преобразована в Высшую Лютеран­скую школу теологии (Facultée de Théologie Luthérienne). Кроме того, ЛЦМ открыла шесть региональных теологических семинарий (Séminaires Théologiques Régionaux) для подготовки пасторов, препо­давателей катехизиса и евангелия.

       У ЛЦМ был также специальный орган, который занимался рас­пространением Священного писания по всему острову. Он назывался Постоянная Святая Армия (Tafîka Masina Maharitra). Главной ее целью было распространение Священного писания и создание ячеек Посто­янной Святой Армии во всех отделениях ЛЦМ. Со Святой Армией сотрудничало Отделение пробуждения лютеранства (Sampana Fifohazana Loterana) ― одно из подразделений ЛЦМ. К тому же в Анцирабе было организовано радиовещание. «Эхо Библии» вело передачи каждый вечер малагасийцы во всех уголках острова дол­жны были слушать благовест.

     Надо сказать, что с самого начала миссионеры уделяли большое внимание просвещению. Параллельно с проповедью Евангелия, они строили школы, распространяя таким образом грамотность.

-75-

      Самой большой школой, которую открыли миссионеры, был Пе­дагогический институт (Ecole Normale) в Анцирабе. Затем она была переведена в г. Фандриана. Кроме того, было создано много лютеран­ских колледжей и лютеранских школ, которые продолжили распро­странение образования. Из этих школ вышло много известных людей Мадагаскара.

     Одной из прославивших ЛЦМ деяний было создание школы для инвалидов, например, школа для слепых в Анцирабе, а также шесть школ для глухих в разных концах острова. Дети в этих школах получали полноценное образование. Надо отметить, что таких школ до сих пор нет ни у других миссий, ни у государства.

     Лютеранская церковь Мадагаскара уделяла большое внимание не только духовному воспитанию и просвещению, но заботилась и о физическом здоровье паствы. Здесь нужно отметить, прежде всего, две главные задачи, которые ставили перед собой миссионеры: развитие здравоохранения и сельского хозяйства.

      Забота о здоровье прихожан входила в обязанность уже первых норвежских миссионеров, прибывших на остров. Чаще всего это были проповедники и врачи в одном лице. Помимо церковно приходских школ они построили и больницу. К сожалению, когда в 1895 г. пришли французы, они забрали себе эту больницу. Тогда ЛЦМ построила другую больницу для местного населения в Анцирабе. Она называлась Андранумадиу и существует до сих пор. Сейчас там есть отделение хирургии, стоматологии, глазное отделение и другие.

    АЛЦ тоже с самого начала строила больницы. Доктор Дайнс (Dyrnes) открыл первую больницу в Манасуа. Однако наиболее известные больницы, принадлежащие АЛЦ, это больницы в Манамбару и Эджеде. Они славятся до сих пор. В настоящее время лютеранские диспансеры можно встретить по всему острову, и роль их в медицинской помощи населению, особенно проживающему в деревнях, неоценима.

       Большое внимание ЛЦМ уделяла также развитию сельского хо­зяйства. Следует отметить, что именно норвежские миссионеры пер­выми стали выращивать на Мадагаскаре яблоки и картошку, прежде всего в районе Вакинанкаратра. Они создавали сельскохозяйственные школы, где обучали население земледелию и животноводству. Они создали также Орган технической поддержки, призванный помогать жителям сельских районов вести сельское хозяйство, и снабжающий крестьян сельскохозяйственной техникой и семенами.

Перевел с малагасийского

Рандимбисуа Ракутуаринуру