КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Из истории католицизма

-67-

        Президент страны Марк Равалуманана был переизбран вице—президен­том бюро реформаторской Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, после чего он заявил, что «мечтает о создании христианского государства». Представители различных конфессий на Мадагаскаре, а также обществен­ность и средства массовой информации подвергли критике это его высказыва­ние, заявив, что тем самым президент страны нарушил конституцию и уще­мил права всех нехристиан, составляющих почти 60 проц. населения. Согласно официальной статистике, из 17—миллионов малагасийцев 41 проц. исповедуют христианство, около 10 проц. — ислам, остальные являются последователями традиционных верований, основанных на культе предков.

          С другой стороны христианские религии сталкиваются сейчас с новой пробле­мой. Власти Мадагаскара встревожены растущей популярностью религиозных сект. С каждым годом в старых католических и протестантских церквах появ­ляется все больше пустующих сидений.

         Причина тому, как утверждает молодежь, христианская церковь «слишком консервативна и авторитарна», это «рутина», она «слишком скучна». Секты привлекают молодых большей демократичностью. Желание освободиться от посредника побуждает многих жителей Мадагаскара отвернуться от традици­онных церквей.

         Мы провели в Клубе друзей Мадагаскара несколько вечеров, посвященных религи­озным темам.

В. Л. Керов

ИЗ ИСТОРИИ КАТОЛИЦИЗМА 

 

       Распространение католицизма на Ма­дагаскаре исторически оказалось связанным с попытками колонизации Великого острова и его позднейшим (в конце XIX в.) завоеванием католической Францией. Однако французы не были первыми европейцами, появившимися на Мадагаскаре. Их опередили католики-по­ртугальцы.

        В 1499 г. португальский мореплаватель, Педро Альвариш Кабрал, около мыса Доброй Надежды попал в жестокую бурю. Его корабли потеряли друг друга из вида. Один из них (под командованием Диегу Диаша) так и не смог присоединиться к другим и не достиг восточноафриканского берега,

-68- 

куда направлялись португальцы. Попав на вос­точный берег Мадагаскара, Диаш решил, что находится в Мозамбике. Продвигаясь вдоль берега, он понял, однако, что это остров, и, так как увидел его в день Св. Лаврентия, дал ему имя этого святого (в 1500 г.).

    В течение XVI в. португальцы неоднократно организовывали плавания на Мадагаскар. Но в конечном итоге на первый план вышла Франция. В XVI и в начале XVII века участились попытки француз­ского проникновения на Мадагаскар, правда, без особого успеха.

      Первые заметные успехи французские историки справедливо свя­зывают с именем Э. де Флакура. Флакур был директором Восточной компании. Ему предложили стать комендантом Форт Дофэна. Что способствовало этому выдвижению? Без сомнения, опыт Флакура в торговых делах и административные способности. Но не только это. Не следует забывать, что он должен был заменить протестанта: от некоторых колонистов поступали жалобы на то, что его предшествен­ник Прони якобы мешал им отправлять католический культ. Инфор­мированные о беспорядках, которые происходили в Форт Дофэне, члены директората компании заявили, что на остров отныне не будет допущен ни один «еретик». Поэтому не было ничего удивительного в том, что они обратили свои взгляды на католика Флакура.

    Флакур руководствовался взглядами, господствовавшими в его время, в частности, идеей иезуитов, родившейся в католической Испании, об использовании католицизма в процессе проникновения в страну. Идею об «обращении в католическую веру дикарей» разделяла и регентша Анна Австрийская, передавшая через свое доверенное лицо соответствующие рекомендации Флакуру. Вместе с тем Флакур полагал, что первейшим условием является изучение страны. Он считал необходимым получить самые точные сведения о жителях Мадагаскара. Маленький отряд, который был в распоряжении Флакура, насчитывал около 80 человек солдат и колонистов, знакомых с различными ремеслами: кожевников, кузнецов, столяров и пр.

     Отряду Флакура были приданы два миссионера: о. Наккар и о. Гондре. Собираясь на Мадагаскар, последний высказал намерение «установить над островом владение католической церкви и создать империю Христа». Большую роль в судьбе упомянутых миссионе­ров, отправлявшихся на Мадагаскар вместе с Флакуром, сыграл видный французский католический деятель Сен Венсан де Поль, основавший при поддержке Рима Конгрегацию сестер милосердия, превратившуюся в Конгрегацию Миссий, члены которой стали называться лазаристами. Позднее им же было создано как бы ответвление Конгрегации Общество иностранных миссий, для участия в колониальных экспедициях. Папский нунций в Париже обратился к Венсану с просьбой отправить миссионеров на Мада­гаскар.

-69- 

     Венсан помог назначению двух лазаристов, основываясь нарекомендациях регентши Анны Австрийской (это происходило в 1648 г.), и написал о. Наккару специальное письмо, содержавшее многочисленные директивы и советы. Суть их заключалась в пожелании осуществлять пасторскую работу не только среди французских поселенцев, и, может быть, в еще большей степени среди местных жителей   малагасийцев.

       После гибели от лихорадки первых двух священников Венсаном были направлены на Мадагаскар новые миссионеры. Через 10 лет, в 1658 г. Флакур направил Венсану де Полю, как главе Конгрегации Миссий, письмо, представлявшее собой как бы отчет о деятельности на Мадагаскаре (как утверждал он, успешной) по распространению католицизма среди аборигенов.

       Флакур использовал все возможности для обращения малагасийцев в христианство. Когда некоторые знатные малагасийцы во время засухи стали просить Флакура заступиться за них перед его могу­щественным Богом, тот подтвердил, что в случае их обращения в христианство, Бог им поможет.

   Правление Флакура на Мадагаскаре длилось с 1648 г. по 1655 г.

    Последующие французские экспедиции большого успеха не имели, за исключением, быть может, той, которую возглавлял бывший польский конфедерат граф Бенёвский (70-е гг. XVIII в.)1.

       В 1818 г. на Мадагаскаре, где в это время правила династия королей одной из главных областей острова Имерины, появилась миссия англиканской церкви. Великобритания стала предпринимать энергич­ные попытки проникновения на остров. Распространение католицизма на Мадагаскаре было следствием появления здесь французских торговых и военных экспедиций. А англичане, напротив, рассматрива­ли миссии англиканской церкви как подготовительные мероприятия для последующего закрепления на Великом острове.

    Католиками на Мадагаскаре частично были французы, оставшиеся на острове или проникшие с Реюньона и даже со ставшего английским Маврикия. Частично оставшиеся среди малагасийцев люди, верные католицизму. В отличие от отношения к протестантам, королевская малагасийская власть католиков преследовала. «Автор книги Католи­ческая церковь на Мадагаскаре» католический иерарх Бернар Бло приводит данные о положении католиков на Мадагаскаре и о трудностях, которые сопутствовали их деятельности. Именно поэтому Бло писал (с точки зрения католицизма) о 25 годах молчания, в которые погрузился остров Св. Лаврентия.

    Активная деятельность католиков началась в Имерине в 1864 г. А в 1870 г. католические миссионеры (преимущественно иезуиты) доби­лись разрешения повсеместно заниматься проповеднической деятельностью.2

-70- 

       Положение изменилось коренным образом после завоевания Мадагаскара французскими войсками во главе с генералом Ж. С. Галлиени. Галлиени был назначен первым генерал губернатором новой колонии.

Галлиени стал преследовать протестантов и всячески поддерживать католическую церковь на Мадагаскаре, которая стала подчиняться церковному руководству в Париже.3 Первый камень католического храма в Форт Дофэне был заложен 29 марта 1903 г., инаугурация произошла 24 апреля 1904 г. Все большее число местных жителей ста­новилось католиками. Впрочем, католические храмы начали строиться за несколько лет до объявления Мадагаскара французской колонией.4

  В Ватикане прекрасно понимали необходимость создания высоко­поставленных руководителей малагасийской католической церкви из числа местного населения. Во исполнение этого плана в октябре 1939 г. папа Пий XII назначил епископом Игнасия Рамарусандрана (1893 1957). Это был первый епископ малагасиец.

  После Второй мировой войны малагасийская католическая церковь весьма осторожно поддерживала стремление общественности к независимости Мадагаскара. Во время восстания 1947 г. церковные руководители осудили крайности, проявления жестокости и остались в стороне.

    После умиротворения страны продолжалась традиция, начавшаяся еще в 1931 г., проведения ежегодных собраний епископов Мадагаскара по поводу насущных проблем церкви. В ноябре 1953 г. прошла традиционная епископальная конференция, на которой был затронут актуальный тогда вопрос о деколонизации Мадагаскара. Членами конференции было выработано обращение к верующим, в котором, в частности, отмечалось, что желая ответить при любых обстоятель­ствах на реальные потребности христиан и понимая стремление многих из них к независимости их страны, церковь считает естественным правом малагасийского народа, как всех народов вообще, самому выбирать свою судьбу. Одним из важнейших дости­жений христиан является духовная свобода. И церковь готова помочь народу в ее достижении, но только в том случае, если она будет достигнута конструктивными средствами, не неотклоняясь от истинно христианского пути.

    После провозглашения независимости Мадагаскара и малага­сийская церковь, и Ватикан стремились стать опорой новой власти власти малагасийских правящих кругов   ивсячески подчеркивали им свое расположение.

     31 июля 1960 г., в День празднования независимости Мадагаскара, папа Иоанн XXIII заявил, например, что «возвысив до епископства» двух сыновей Мадагаскара, он хотел бы пожать руки всех христиан «вашего прекрасного и Великого Острова».

-71- 

       В дальнейшем, в ходе развития молодой Малагасийской Республи­ки, возможности католической и протестантской церквей формально уравнялись. Это проявляется до сих пор и в количественном со­отношении католиков и протестантов. По приблизительным оценкам, в середине 90-х годов XX в. число малагасийцев-христиан достигало

      7 млн. человек (из общего числа населения острова 12 млн. чел.). Из них к приверженцам католицизма относилось 42,2% христиан, адептам протестантизма ― 57,8%.

     Католическая епархия на Мадагаскаре охватывает ныне 18 диоцезов. Число католических священников насчитывает около 700 чел., в том числе малагасийцев примерно 300 и иностранцев (прежде всего французов)   400 чел.

    Католической церкви на Мадагаскаре принадлежат многочислен­ные культовые здания (только в столице 173), монастыри, под ее патронажем находятся лечебные учреждения, 1736 школ. В этих школах обучается примерно 295,6 тыс. учащихся, число преподавате­лей превышает 4 тыс. человек. Одним из наиболее элитарных католи­ческих учебных заведений считается столичный коллеж Сен-Мишель. В 1997 г. открылся Мадагаскарский католический институт. Католи­ческая церковь имеет собственные издательства, радиостанцию «Радио Дон Боско», с 1917 г. выпускает газету «Лакруан' и Мадагасикара» («Крест Мадагаскара»). Нынешний глава католиков Мада­гаскара кардинал Арман Гаэтан Разафиндратандра был возведен в сан в ноябре 1994 г. в Риме папой Иоанном Павлом II. Оплотом католицизма на острове считается город Фианаранцуа.5

Претендуя на ведущую роль среди различных конфессий, римско католическая церковь на Мадагаскаре объявила себя сторонницей всемерного развития страны.6


1 См.: Керов В.Л. Французская колонизация Мадагаскара и граф Бенёвский. ― М.:РУДН, 2003.

 

2 Емельянов А. Л. Исторический очерк. Доколониальный период//Мадагаскар. Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вост. лит., 2005 (РАН. Ин т Африки).   С. 51 и сл.

3 См.: Charbonneau J. Gallieni à Madagascar, d'après la documentation  rassemblée par Madame Gaëtan Gallieni. ― Paris : Nouvelles Éd. Latines, 1950.

4 Blot B. L'Eglise catholique à Madagascar.   Tananarive: Impr. catholique, 1961.   ― P. 17 ss., 24-25 ss.

5 См.: Мадагаскар. Справочник/ Авт.: А. Л. Емельянов, Л. А. Карташова, А. В. Козвонин, С. М. Шлёнская. 2 е изд. М.: Вост. лит раРАН, 1985.

6 См., например, L'Eglise et le développement à Madagascar . Fianarantsoa, 1972.