КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

У причала Санта-Марии

 

-43- 

 

         В объемистом справочнике «Исторический и географический сло­варь Мадагаскара» Р. Радземисы—Раулисона мы все время откры­ваем для себя что—то новое. И вот снова, листая его совсем недавно, мы нашли сведения, которые связывают между собой события, казалось, не имевшие друг к другу никакого отно­шения.

       Остров Санта—Мария — по—фран­цузски Сент—Мари, а нынешнее офи­циальное название — остров Бураха.

        Когда—то, в конце XVII и начале XVIII столетий тут была республика пира­тов. Это — факт достаточно известный. Но вот, что мы узнали из этого энциклопедического словаря. 255 лет назад, в 1750 году, принцесса Бети, правительница этого острова, уступила права на владение им Индской компании (Companie des Indes). А кто была принцесса Бети? Дочь короля племени бецимисарака Рацимилаху. А кто такой Рацимилаху? Сын Тома Тью, одного из самых известных пиратов. Рацимилаху учился в Англии (правда недолго, всего три месяца). Потом вернул­ся, женился, стал королем бецимисараков и правил сорок лет. Перед смертью разделил свое царство между дочерью (о—в Санта—Мария) и сыном (район бухты Антожиль).

           Такая вот необычная связь. Она заставила нас снова вспомнить и другую связь — первое посещение этого острова россиянами и их впечатления. Каков же был остров, их глазами, 115 лет назад?

Аполлон Давидсон

У ПРИЧАЛА САНТА-МАРИИ*

      Год 1890. Деятельность адмирала Макарова в военном флоте. Масштабы океанских плаваний расширились. Это была рекогносцировка, осмотр тех островов Индийского океана, которые заняли державы Европы и к которым стремился Петр почти два века назад. Мадагаскар только к 1895 году Франция смогла коло­низовать. Изменилось лицо земного шара. Россия уже другая, дру­гие моряки, и остров Санта-Мария стал иным. Гвоздикой и какао,

           * Подробнее см.: Давидсон А.Б., Макрушин В. А. Облик далекой страны.― М.: Наука, ГРВЛ, 1975.

-44- 

ароматами парфюмерии и бакалеи пахнуло на моряков с побережья, где был когда-то штаб пиратов.

      Клипер «Джигит» в апреле 1890 года подошел к Санта-Марии. Ко­мандир клипера капитан 2 ранга Никонов рапортовал министру:

        «Следуя к о-ву St. Маrу de Madagascar, 11 апреля в 5 ч. утра находясь по счислению в Ш. 17° 21′и Д. 51′, взяли курс по параллели в берег о-ва Madagascar, который открылся в виде отдельных островков с расстояния 40 миль. Берег имеет ровный вид и около 1000 фут высоты... Приблизясь на расстояние 18 миль при совершенно ясной погоде открылся о-в St. Маrу, резко выделившись от берега Mada­gascar... О-в St. Маrу имеет небольшую высоту, с холмами до 150 фут, покрыт весь прекрасной растительностью, в особенности бросаются в глаза 10 кокосовых пальм, расположенных на южной вершине холма острова... Порт St. Маrу расположен между о-вами St. Маrу и Madame на запад от первого... На о-ве Madame сосредоточено все управление портом и о-вом St. Маrу... Здесь же почта, склад угля и портовые магазины; все постройки заброшены и имеют ветхий вид... Заход сюда военных и коммерческих судов случайный и редкий, в течение прошлого года было одно военное австрийское судно с кадетами... Вечером и ночью по большей части были штили и гроза с дождем... За 17 дней стоянки клипера дождь принимался с перерывами 17 раз...».

     Рапортуют мичман Обручев, судовой ревизор и врач: «Рядом о-в Мадам. Соединен с о-вом Св. Марии мостками и паромом. На Св. Ма­рии 5 т. жителей, мирные мальгаши, католики, знают французский язык, и 30 французов, и 2 индуса. Сообщение с Мадагаскаром на пиро­гах, шлюпках туземной конструкции... Благосостояние острова связывают с какао, который недавно завезен на остров... Болотная лихорад­ка, кишечные заболевания, дизентерия. Болеют ― 90% европейцев, 10% туземцев на 100 человек».

     К рапортам приложены еще яркие акварели мичмана Милорадовича. Заводи у «пиратского» побережья. Буйная растительность жаркого климата. Бухта, где были разбойничьи доки. Холмы ― уже без дозор­ных вышек. Мостки к смежному островку Мадам. И вдали огромная скала Мадагаскара. Она похожа на голову льва и его грудь, опущенную в море. Близ этой скалы адмирал Либерталии американец Тью, послан­ный к очередному «королю Мадагаскара», пирату Эйвери, узнал от Миссона о гибели республики. Акварельные зарисовки вместе с доне­сениями офицеров «Джигита» хранятся сейчас в Архиве Военно-морского флота в Ленинграде, в «Деле о портах Индийского океана, с чертежами и рисунками акварелью».

      И к акварелям тоже относится гриф «секретно», поставленный то­гда на всем деле. В слове «секретно» буквы выведены в уже давно от­жившей манере. Теперь оно вызывает улыбку, но в то же время помога­ет

-45- 

разглядеть за этим архивным делом интерес русского правительст­ва к водам Индийского океана, возникший еще при Петре.

      Офицеры «Джигита» должны были знать и о петровском замысле. «Джигит» был военным судном. Как и многие другие русские военные корабли в те годы, в эпоху борьбы за раздел мира, он проводил рекогносцировку, осматривал позиции, которые удалось занять державам Запада в дальних морях. Офицеры получили, конечно, соответствую­щую подготовку и, несомненно, были знакомы с историей прони­кновения европейцев в эти места.

    Так маленький островок Индийского океана уже во второй раз ос­тавил мимолетный след в истории флота нашей страны.

   Очередные дела, текущие задания начальства, как всегда, конечно, не давали особенно задумываться о прошлом, сравнивать, сопостав­лять. И в сухих, деловых рапортах нет сантиментов, не поминаются ни петровский замысел, ни моряки фрегата «Амстердам-Галей», погиб­шие в самом начале плавания к этому острову. Только вот мичман Ми-лорадович любовно зарисовал в акварелях эти места, никак не связанные с практическими планами тогдашнего правительства.