КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Путь к независимости

-20-

         26 июня 2005 г. исполнилось 45 лет со дня обретения Мадагаскаром независимости. В этом году Наци­ональный праздник отмечался осо­бенно торжественно. Во всех столицах провинций откры­лись сельскохозяйственные ярмарки. В городах проводились выставки, прямо на улицах демонстрировались  фильмы. На импровизированных по­диумах выступали театральные коллективы, фольклорные ансамбли, прово­дились конкурсы «кабари» — состязания в красноречии. Устраивались спортивные соревнования.

         Улицы и дома украшены национальными флагами. Повсюду масса гуляющих. Взрывы петард, искусственные огни, фейерверк длился больше часа. Праздничное оживление закончились лишь поздно ночью.

         По случаю праздника бедным выдали, как у нас раньше сказали бы, «заказы»: рис, кур, растительное масло, соль, сахар...

         Выступая на многотысячном праздничном митинге на стадионе «Махамасина», президент республики Марк Равалуманана признал трудности, которые страна испытывает в настоящий момент. Объявил приоритетом борьбу с бедностью, а главной задачей — развитие страны.

        О том, как Мадагаскар обрел независимость, рассказывается в статье М. Н. Германчука.

М. Н.Германчук

ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ

       Путь Мадагаскара к независимости был во многом типичен и схож с процессами, происходившими в других африкан­ских колониях Франции. После жестокого подавления на острове антифранцузского восстания 1947 г. объективный рост национально-освободительного движения и складывающаяся в мире ситуация требовали от Парижа соответствующих действий по предоставлению Мадагаскару независимости. В этих условиях главной задачей Франции стало обеспечить передачу власти в «надежные» руки и не допустить народных волнений в пере­ходный период. В середине 50-х годов при активном содействии колониальной администрации на острове начали создаваться профранцузские политические партии и движения.

        Основной партией, отражавшей интересы метрополии, стала искусственно преобразованная из малагасийского отделения Соци­алистической партии Франции Социал-демократическая партия

-21-

Ма­дагаскара (СДП), которую возглавил Филибер Циранана. В 1956 г. он был избран представителем от Мадагаскара во французский Пар­ламент. Партия, состоявшая главным образом из чиновников коло­ниальной администрации, тем не менее, быстро стала влиятельной политической силой на острове и за рубежом. (СДП ― одна из немно­гих африканских партий, принятых в Социнтерн). Малагасийские социал-демократы выступали за политическое и экономическое со­трудничество с Францией, Европейским Экономическим Сообще­ством, неприкосновенность иностранной собственности на терри­тории острова. Не мог не импонировать Парижу и лозунг партии ― «добиваться независимости Мадагаскара парламентским, ненасиль­ственным путем».

Ф. Циранана

     Лидер СДП Ф. Циранана закончил университет Монпелье во Франции, знаменитый тем, что в его стенах готовились кадры для колониальных администраций, и многие президенты и члены правительств освободившихся французских колоний были выпускниками этого учебного заведения (своего рода аналог Университета Дружбы Народов в СССР, носивший достаточно закрытый характер и ориенти-рованный на обучение чиновников для колоний Азии и Африки из местной элиты). Во время кровопролитного восстания 1947 г. на Мадагаскаре Ф. Циранана находился во Франции и не был скомпрометирван своим участием в его подавлении. Как отмечает часть малагасийских  и французских исследователей, кандидатура Ф. Цирананы была для Парижа идеальной на пост «своего» главы будущего независимого государства в Индийском океане. Фактически, сделав ставку на Ф. Циранану и его партию, Франция приступила к практической подготовке Мадагаскара к получению им независимости.

     В 1957 г. на Мадагаскар был распространен разработанный мини­стром по делам заморских территорий Франции Г. Даффером закон­-рамка (принят в 1956 г.), предусматривающий, в частности, территориальное деление острова на 6 провинций, проведение выборов в провинциальные ассамблеи и представительную общенациональную ассамблею, учреждение провинциальных советов, возглавлявшихся чиновниками колониальной администрации, а также создание под­отчетного Верховному комиссару (глава французской колониальной администрации) правительственного совета. Его вице-председателем был назначен Ф. Циранана (председателем являлся Верховный комис­сар), а 5 из 8 министерских постов заняли члены возглавляемой им Социал-демократической партии. В принятом законе впервые

-22-

декла­рировалось всеобщее избирательное право для жителей Мадагаскара. Фактически, это был первый этап постепенной деколонизации.

        В августе 1958 г. в рамках своего турне по колониальным вла­дениям на Мадагаскар прибыл президент Франции генерал Ш. де Голль, что было частью кампании по проведению общенационального референдума, на который выносился один вопрос ― «получение Мадагаскаром полной независимости без каких бы то ни было связей с Францией или самоуправление Мадагаскара в рамках создаваемого Французского сообщества, которое объединило бы все бывшие коло­нии Франции». В ходе состоявшегося на центральном стадионе Ан­тананариву «Махамасина» мероприятия, организованного в честь приезда на остров президента Франции, вице-председатель малага­сийского правительства Ф. Циранана торжественно заявил: «Мадагас­кар выразил требование получить независимость в рамках (Фран­цузского) Сообщества». Не менее лаконичным был и ответ Ш. де Голля: «Завтра Вы станете новым государством». В своем высту­плении французский президент подчеркнул, что создаваемая система отношений между Францией и ее заморскими территориями, в частности Мадагаскаром, предусматривает учреждение на острове собственной администрации и «внутреннего» правительства, опре­делил главные цели будущего Сообщества: свободное развитие входящих в него наций при оказании всесторонней помощи со стороны Франции, создание новой политической и экономической организации функционирования бывших заморских территорий, эффективной системы внутренней и внешней безопасности перед лицом новых вызовов, видимо имея в виду активизацию внешней политики СССР и США на афро-азиатском направлении.

       Референдум на Мадагаскаре, как и в других заморских территориях Франции, состоялся 28 сентября 1958 г.: 78,2 % голосов (1,4 млн. чел.) было отдано за самоуправление острова в составе Французского Сообщества.

     Часть исследователей считает, что результаты малагасийского референдума были фальсифицированы. Такая точка зрения, очевидно, имеет право на существование. Маловероятно, что спустя всего одиннадцать лет после кровопролитных событий 1947 г. (по разным оценкам тогда погибло около 100 тыс. человек), Мадагаскар едино­душно проголосовал бы за автономию в рамках Французского сооб­щества, отказавшись от полной независимости.

    Переход к «самоуправляемому государству» на Мадагаскаре в рамках Французского сообщества удалось провести достаточно спо­койно: мощных протестов не вспыхнуло; все реальные оппозицион­ные лидеры находились в изгнании или заключении; основные оппо­зиционные партии были либо слабы, либо просто запрещены, но

-23-

главное и основное ― итоги референдума подводились самими французами.

      14 октября 1958 г. Национальное Собрание Мадагаскара в соответ­ствии с результатами состоявшегося референдума приняло решение об образовании Малагасийской Республики, которая на правах внутренней автономии вошла в состав Французского Сообщества. На следующий день Верховный Комиссар Французской Республики на Мадагаскаре направил обращение малагасийскому парламенту, в котором от имени руководства Франции приветствовалось принятое решение, признавалось создание Малагасийской Республики, ее сво­бодное вхождение в состав (Французского) Сообщества. Одновремен­но отменялось действие Договора от 6 августа 1896 г., в соответствии с которым Мадагаскар являлся составной частью Франции.

     Следующим этапом деколонизации острова стало принятие в апреле 1959 г. Национальным Собранием Мадагаскара Конституции страны. Ф. Циранана был избран (единогласно) парламентом на пост президента и возглавил правительство. Государственными языками были провозглашены французский и малагасийский, приняты го­сударственный гимн и национальный флаг.

     Обеспечив переход власти в руки профранцузски настроенного Ф. Цирананы, Париж и Антананариву стремились и юридически за­крепить привилегированное положение своих отношений. Намерения малагасийской администрации Ф. Цирананы и французского прави­тельства в этом вопросе полностью совпадали. Вместе с тем, справедливости ради надо отметить, что Ф. Циранана даже в тот пери­од подчеркивал, что вхождение Мадагаскара во Французское Сооб­щество является лишь этапом на пути его становления как независимого государства.

     В соответствии с Конституцией Французского Сообщества (ст. 2) в совместной компетенции бывшей метрополии и местной админи­страции оставались вопросы внешней политики, обороны, правосу­дия, транспорта, связи, высшего образования, управления экономикой, природными ресурсами, единая валютная политика.

       Важным обстоятельством является и тот факт, что Мадагаскар, став членом Французского Сообщества, стремился играть активную роль в его деятельности. В июле 1959 г. в Антананариву под пред­седательством французского президента Ш. де Голля состоялось пер­вое заседание Исполнительного комитета Сообщества, в работе которого приняли участие главы 11 африканских государств его образующих. Ф. Циранана вместе с президентом Сенегала Л. Сенгором настаивали на временном характере создаваемого Сообщества, несмотря на первоначально жесткую в этом вопросе позицию Франции. Более того, сам термин «Сообщество» был привнесен

 -24-

именно Ф. Цирананой вместо предлагаемого французами ― «Федера­ция», что, по мнению малагасийского лидера, в большей степени отвечало принципу равенства входящих в Сообщество государств. Ф. Циранана и Л. Сенгор выступали за признание их в качестве глав суверенных и самостоятельных государств в рамках ООН, хотя на Генеральной Ассамблее ООН в 1959 г. они были приняты лишь как члены французской делегации.

     В ходе следующей сессии Исполнительного комитета Сообщества, состоявшейся в декабре 1959 г. в Сенегале, Ш. де Голль допустил принципиальную возможность предоставления «международного суверенитета» Мали за счет передачи части полномочий Сообщества этому молодому африканскому государству. Соответствующий малийский запрос незамедлительно поступил в Исполнительный комитет. Вдохновленный малийским примером, Ф. Циранана уже 22 декабря 1959 г. обращается к французским властям и руководству Сообщества с аналогичным требованием и в отношении Мадагаскара.

     Как уже отмечалось выше, первым государством, официально об­ратившимся к Франции с требованием о предоставлении суверените­та, было Мали. Хотя франко-малийские переговоры и стартовали в Париже несколькими днями ранее малагасийских, Мадагаскар, тем не менее, стал первым членом Французского Сообщества, с которым были парафированы двусторонние соглашения о разделе полномочий. Малагасийскую делегацию возглавлял Ф. Циранана, позже отмечав­ший в своих мемуарах, что дискуссии проходили в атмосфере «сер­дечности и взаимопонимания». Никаких серьезных разногласий в ходе переговоров отмечено не было, что естественно, поскольку сохране­ние французами своих позиций на острове полностью отвечало интересам администрации Ф. Цирананы.

     Такой благоприятный ход развития событий позволил французско­му правительству уже 26 июня 1960 г. подписать двустороннее соглашение о предоставлении острову полной независимости. В этот же день состоялся обмен ратификационными грамотами в отношении упомянутых ранее франко-малагасийских соглашений о сотруд­ничестве, а уже на следующий день Ф. Циранана вылетел в Париж для их подписания.

      Окончательным этапом международного признания Мадагаскара как независимого государства стало его вступление в ООН. После внесения Францией и Тунисом соответствующего проекта резолюции на Генеральную Ассамблею ООН 20 сентября 1960 г. Малагасийская Республика стала полноправным членом этой международной организации.