КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Демократическая Республика Мадагаскар

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАДАГАСКАР

 -40-

       Приход к власти на Мадагаскаре в июне 1975 г. патриотиче­ского правительства президента Д. Рацираки ознаменовал собой качественно новый, поворотный этап не только в политическом развитии страны, но и в культурной жизни. В основу культурного строительства легли Конституция Демократической Республики Мадагаскар (см. [11]) и Хартия малагасийской социалистической революции (см. [10]), одобренные на всенародном референдуме 21 декабря 1975 г. Среди торжественно провозглашенных ими це­лей — привитие нового образа мышления, политическое и идеоло­гическое воспитание молодежи в духе коллективизма и социали­стических идей.

       На новом историческом этапе, избрав путь социалистической ориентации, республика задалась целью совершить революцию в области образования и культуры, освоив и поставив на службу со­временному Мадагаскару все его богатейшее культурное насле­дие. «Независимость, возвращение национальных богатств, вос­становление суверенитета, самостоятельное экономическое разви­тие и т. д. — все это не может иметь места, если мы не утвердим нашу малагасийскую сущность и культуру, основными составля­ющими элементами которой являются язык и история», — подчер­кивается в Хартии  [10, с. 78].

       Особенности культурного строительства в ДРМ в существенной степени определяются наличием различных этнических групп, что вынуждено учитывать правительство ДРМ. Большинство ученых придерживается мнения, что на острове живет 18 этнических групп. Главнейшие из них — мерина, бецилеу, бецимисарака, ци­михети, антандруи, бара, сакалава и др.

      Народы Мадагаскара объединяет духовная общность, единая история, литература и искусство. Уже в период правления короля Радамы  I (1810—1828) : ,на острове была своя интеллигенция (главным образом выпускники миссионерских, а позднее — и го­сударственных школ). Основы «цивилизации робинзонов», как об­разно называют ученые оригинальную культуру малагасийского народа, развивавшегося на обособленном острове, стали заклады­ваться еще в начале XIV в., когда на Мадагаскаре возникли пер­вые государства. В процессе создания централизованного Малага­сийского королевства постепенно складывалась единая националь­ная культура. Ее развитие, в свою очередь, способствовало углуб­лению национального самосознания. На всех этапах оно помогало народу объединяться в борьбе за освобождение от колониального и неоколониального подчинения.

       Необратимость основных направлений и общего процесса раз­-

-41-

вития малагасийской культуры в наши дни во многом проясняется и определяется всей предшествующей историей Мадагаскара в первую очередь последовательным сопротивлением его народа ду­ховному порабощению извне. Главный урок истории состоит в том, что, несмотря на попытки французского колониализма асси­милировать малагасийскую культуру, она даже в самые трудные моменты наступления «культурного империализма» не только со­храняла свою самобытность и продолжала развиваться, но и слу­жила одним из действенных инструментов всенародной борьбы за национальное освобождение.

      До 1895 года — года французского колониального захвата — малагасийская монархия стремилась практически применять дости­жения западной цивилизации для развития и укрепления государ­ственности на Мадагаскаре, ликвидации экономической и техни­ческой отсталости страны, не поступаясь при этом национальным достоинством и суверенитетом. И даже после колониального за­хвата, как писал поэт Ф. Ранайву, «распространение французской культуры на острове в определенной степени шло параллельно на­шей собственной культуре, не препятствуя ей, а лишь помогая еще больше осознать собственные ценности» (см. [19, с. 213]). Тенден­ция использовать достижения других народов в области техники, науки и культуры стала определяющей в политике Малагасийско­го королевства. В 1819 г. король Радама I создал дворцовую шко­лу, где обучали грамоте членов королевской семьи, чиновников и их жен. В декабре 1820 г. в Антананариву открылась первая пуб­личная малагасийская школа, а в 1828 г. на Мадагаскаре уже действовали 42 школы, начали выходить буквари на малагасий­ском языке. С 1869 г. учебники печатались уже на острове, в ти­пографиях Антананариву. В 1880 г. было введено обязательное образование для детей с семи лет, причем нарушителей закона на­казывали высокими штрафами.

      «В Тананариве и вообще в провинции Эмирна, — пишет побы­вавший в 1825—1826 гг. на острове французский преподаватель Коппаль в своем дневнике 14 июня 1826 г., — все хотят научить­ся читать. Все ходят в школу, даже старухи; нет, пожалуй, ни од­ного дома, где не висела бы доска с написанными на ней буква­ми» [1, с. 100].

      Для создания малагасийской элиты в 1888 г. был открыт кол­ледж Сен-Мишель, существующий до сих пор.

      В эти же годы зарождается и национальная пресса. В 1866 г. стали выходить первая газета на малагасийском языке «Тени шуа», а затем журнал «Исан-керитаун», публиковавший информа­цию о научных открытиях, изобретениях, путешествиях, этногра­фии, истории, земледелии, скотоводстве, а также биографии раз­личных деятелей.

       В 1864 г. в столичном районе Аналакели открылась больница, при которой обучались первые национальные медицинские кадры. Опубликованные на малагасийском языке труды о местной меди­цине свидетельствуют о ее высоком уровне. В 1864—1866 гг. малагасийский ученый Равухинахитриниариву написал «Книгу о ле­-

 -42-

карствах и различных болезнях», которая так и не увидела света. Доктор Расамиманана защитил диссертацию о физиологии отрав­ления тангином, внес крупный вклад в лечение сердечных заболе­ваний. Врач Радзауна часто выступал в печати с острыми статья­ми на политические и социальные темы.

  После покорения Мадагаскара колониальные власти делали все, чтобы подавить и даже искоренить местную культуру и обы­чаи, держать народ острова в отсталости и невежестве, привить им чувство раболепства перед чужеземным. Одной из целей полити­ки «культурной ассимиляции» было вырастить послушную элиту, слепо копирующую чужие порядки и нравы. «От туземца требуют не размышлений, а повиновения», — писал в этой связи француз О. Хацфельд, преподававший в протестантской школе [49, 1949, № 1—3].

     При губернаторе колонии генерале Гальени (1896—1905) пре­подавание в школах Мадагаскара велось только на французском языке, было запрещено изучение истории. Задача обучения своди­лась к тому, как однажды сказал губернатор, чтобы «выпускники школ возможно скорее стали помощниками наших колонистов на принадлежащих им сельскохозяйственных и промышленных пред­приятиях» [1, с. 286]. Иными словами, цель французских колони­заторов была ограничить уровень образования местного населения начальной ступенью.

       В 1910 г. в государственных и частных школах острова оста­лось лишь 80 тыс. учащихся, тогда как к моменту колониального захвата их было 164 тыс. Причем преобладали дети иностранцев. К 1956 г. численность учащихся возросла до 288,4 тыс. В канун провозглашения независимости среднюю школу посещали более 6 тыс. учеников, в основном дети иностранных граждан [1, с. 289}. В период колониализма на Мадагаскаре не было ни одного высше­го учебного заведения. Элита с дипломами высшего образования готовилась только во Франции из наиболее преданных метрополии граждан колоний.

      До 1930 г. запрещалось издание газет на малагасийском язы­ке. Малагасийцы использовали любую возможность для создания национальной прессы, рассматривая ее как орудие борьбы за сво­боду. В 1956 г. тираж ежедневных изданий для Африки тех вре­мен был большой — 16 тыс. экземпляров [1, с. 289]. 26 сентября 1947 г. губернатор издал указ о прессе, ставившей ее в полную зависимость от властей. На основании его с 1 мая 1948 г. по 1 мая 1949 г. полиция временно прекратила или полностью запре­тила публикацию 28 газет, не разрешалось давать информацию в печати на малагасийском языке о дебатах по политическим во­просам в Национальном собрании Франции и в других француз­ских ассамблеях. Подписка на «туземную» газету служила пово­дом для обвинения в «неблагонадежности» и репрессий. Не раз­решалось распространять «Юманите», другие прогрессивные изда­ния на французском языке и даже труды научно-технического ха­рактера.

 -43-

       В период неоколониалистского правления (1960—1972) разви­тие культуры и образования также подчинялось интересам быв­шей метрополии и иностранных компаний. Власти и монополии сознательно не желали вести страну к всеобщему образованию, поэтому не хватало школ и педагогических кадров. В сельской местности на одного учителя в классе было в среднем 120 — 140 учеников. Из тысячи детей, пришедших в начальную школу, ее заканчивало менее 10%. В деревне этот показатель доходил до 2% [39, 1978, № 11—12, с. 5]. Последующие же ступени образова­ния были доступны лишь имущим и выходцам из высшей касты андриана.

      После крушения в мае 1972 г. режима Цирананы положение в области просвещения несколько улучшилось. Однако до 1975 г. тон продолжали задавать все те же лица, что и до майских событии 1972 г. К 1975 г. около 50% населения страны не умело читать и писать, причем большинство грамотных проживали на плато и в городах. В южной провинции Тулеар, например, 70% мужчин и 85% женщин были неграмотными, а начальную школу посещали 49% детей школьного возраста [2, с. 123].

       По официальной статистике, в 1974 г. в начальной школе учи­лось 1,1 млн. детей, а в средней — 1053 тыс. Следует учи­тывать, что указанные цифры не отражали реального положения, ибо многие сельские школы, не будучи укомплектованы учителя­ми, прекращали свое существование через несколько дней после начала учебного года, но в статистику включались. В стране име­лось 109 среднетехнических учебных заведений, 32 средние школы. В государственных школах обучение формально было бесплатное, в частных, где занимались более 306 тыс. учеников, плата была слишком высока для большинства трудящихся.

      В 1961 г. был основан Университет Мадагаскара [12, с. 76]. До июня 1975 г. он почти полностью находился на дотации прави­тельства Франции, которое определяло его ориентацию и укомп­лектовывало кадрами. Благодаря субсидиям Франции оклады пре­подавателей и стипендии студентов были столь высоки, что в слу­чае национализации университета правительство не могло бы их выплачивать. Так, стипендии студентов в 2—3 раза превышали заработную плату рабочего. В 1974 г. Франция предоставила Ма­дагаскару 2,6 млрд. малагас. фр. в качестве кредита на оплату технических специалистов, советников и учителей, т. е. на обеспечение своего же «культурного влияния». (На острове тогда нахо­дилось 528 советников по линии «технической помощи».) В один только бюджет университета для выплаты высоких окладов фран­цузским и другим преподавателям и обслуживающему персоналу из указанной суммы пошло 635 млн. малагас. фр. [2, с. 104—105]. Основным рычагом в культурном возрождении правительство Демократической Республики Мадагаскар избрало просвещение. «Система просвещения должна готовить специалистов для всех об­ластей, формировать борцов за построение социализма в нашей стране, — подчеркивается в Хартии. — В борьбе за построение

 -44-

со­циалистического государства, где не будет места неравенству и угнетению любого рода, просвещение и образование играют суще­ственную роль, так как они позволяют подготовить граждан, вос­питанных в духе новых социалистических принципов, обладающих необходимыми физическими, интеллектуальными, моральными ка­чествами, чьи знания будут служить прогрессу Мадагаскара» [10, с. 78].

   Статья 41 Конституции ДРМ так формулирует государственную политику в области просвещения: «Каждый гражданин имеет пра­во на образование. Государство гарантирует это право путем соз­дания базовой системы образования. Оно организует и контроли­рует систему образования, следит за обеспечением равного досту­па всех без исключения граждан в соответствии с их способностя­ми и склонностями к образованию, технической подготовке и культуре. Государство и коллективные объединения на местах вносят вклад в образование и обучение детей» (см. [46, 28.XI.1975, с. 7]).

      Успех планов социально-экономического развития страны, ее прогресс в целом, как вытекает из документов и заявлений руко­водителей республики, ставится в большую зависимость от реше­ния проблемы национальных кадров, всего сложного комплекса практических задач в области просвещения. По мнению президен­та Д. Рацираки, невозможно обеспечить прогресс развивающей­ся страны, если нет кадров для выполнения этой задачи и для обеспечения преемственности революции [37, 23.VI; 6. VII. 1980, апп., с. 7]. В соответствии с Хартией в основу революционной пе­рестройки системы национального образования, которая началась с осуществления в 1976 г. программы «Основное обучение», были положены три коренных принципа: демократизация, децентрали­зация и малагасизация.

 Демократизация просвещения подразумевает обеспечение пра­ва на образование для каждого гражданина независимо от его имущественного положения, ликвидацию различий в проценте охвата сетью школ между отдельными районами острова, городом и деревней, определение статуса частной школы. К 1979 г. в соот­ветствии с задачами Хартии был охвачен сплошным обучением по программе «Основное обучение» один миллион юных малагасий­цев.

       До июня 1975 г. большинство высших и технических учебных заведений и государственных учреждений сосредоточивалось в столице. В подобных условиях децентрализация, иначе говоря, более равномерное распределение вузов и втузов по всей терри­тории страны, делает образование доступным всем, прежде всего малоимущим социальным слоям. Хартия наметила создание фи­лиалов университета в каждой провинции, модернизировать уни­верситетский центр в Тулеаре, завершить строительство Высшего политехнического училища в Анцеранане, создать региональные академические центры, ответственные за просвещение и образова­ние в каждой области и в каждом районе.

 -45-

     Что касается малагасизации, то были начаты исследования с целью изучения возможностей выработки единого малагасийского языка и его повседневного повсеместного использования.

    Перед тем как перейти к единому малагасийскому языку, пре­дусмотрено одновременное применение официального малагасий­ского языка, как говорится в документах, «в его региональных ва­риантах», а также французского. Французский язык, подчерки­вает министр начального и среднего образования Мадагаскара Т. Андриануелисуа, остается основным иностранным языком про­свещения. Он является средством общения для всей зоны Индий­ского океана [37, 23.VI; 6.VIII. 1980, с. XVIII].

    Перед малагасийскими лингвистами поставлена задача уско­рить кодификацию национального языка, модернизировать и обо­гатить его с помощью всех диалектов, чтобы сделать из него эф­фективный инструмент развития государства, становления нового общества, использовать его во всех областях науки и техники.

  1975—1977 годы стали периодом радикальной реконструкции системы просвещения. Был издан Основной закон № 78-040 о ре­форме системы образования, определивший принципы и методы ее осуществления [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII].

     «Перестройка системы образования и подготовки, — гласит ст. 55, — аспект общей перестройки различных секторов жизни на­ции во имя торжества нашей революции. В целом школа не долж­на использоваться против революции, для „крестового похода" против религии, или быть коммерческим предприятием» [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVIII].

       В стране введена трехступенчатая система школьного обра­зования: пятилетнее начальное, четырехлетнее неполное среднее и полное, или, как его называют на Мадагаскаре, специализирован­ное среднее образование.

       В принятых документах подчеркивается, что система просвеще­ния должна дать молодежи основательную общеобразовательную, профессиональную, политическую и идеологическую подготовку. Были пересмотрены учебные программы на всех уровнях, измене­на программа для начальных школ.

       2 июля 1976 г. президентом страны Д. Рациракой был издан указ № 76-023 об обязательном начальном образовании. Теперь оно является полностью бесплатным и распространяется на всех детей школьного возраста, без каких бы то ни было ограничений. Срок обучения — пять лет. На практике право на начальное образование обеспечивается совместными усилиями государства и фукунулуны  (сельской общины), которая является исходной еди­ницей административно-территориального деления страны и пре­образованной на социалистических началах общиной.

       В результате принятых шагов уже в 1980 г. число начальных школ удвоилось по сравнению с 1975 г. и достигло 8 тыс. В них училось около 2 млн. учащихся [46, 22.Х.1979].

       Реформой неполной средней школы на всей территории страны была установлена четырехклассная система (с 6-го до 9-го клас­са),

 -46-

подчиненная единым программам. Она была обязательна не только для государственных, но и для еще сохраняющихся част­ных школ, в которых в 1980 г. обучалось около 160 тыс. учени­ков [46, 18.XII. 1979].

     В соответствии с реформой среднего образования в каждом учебном заведении учрежден совет совместного управления из представителей администрации, преподавателей и учащихся во главе с директором школы. Директор назначается министром на­чального и среднего образования и отчитывается перед ним [50, 20.I.1977].

   Число неполных средних школ увеличилось к 1 января 1980 г. по сравнению с 1975 г. с 98 до 340, лицеев (полных средних школ) — с 29 до 38 [46, 1.I.1980]. Лицеи, функционирующие в го­родах, входят в компетенцию государства. Их выпускники — ба­калавры —  готовятся для работы в учреждениях — и составляют среднее звено служащих. Как правило, каждый выпускник сред­ней школы получает специальность, в том числе и техническую.

     Школьное строительство превратилось на Мадагаскаре в мас­совое движение и проходит под девизом «Каждому городскому кварталу, каждой деревне — свою школу». К строительству школ были привлечены все силы — от государства до сельской общины. В одном только 1980 году государственные ассигнования на на­чальное и среднее образование были запланированы в размере 7 млрд. малагас. фр. [50, 18.XII.1979]. Свыше 1 млрд. малагас. фр. было направлено на техническое обучение, подготовку националь­ных кадров для промышленности и сельского хозяйства. В стране функционирует примерно тысяча профессионально-технических училищ и центров. Крупнейшим специализированным учебным за­ведением является, например, Национальная школа торгового мо­реходства в Махадзанге. Уже в 1979 г. техническими специали­стами готовились стать 12 тыс. человек, вдвое больше, чем в 1978 г. [36, 12.XI.1979].

  Первостепенное значение придается обеспечению школ нацио­нальными педагогическими кадрами. Принципы подготовки учите­лей на всех уровнях и этапах, определенные ст. 42 Основного за­кона № 78-040, вытекают из целей новой системы образования. Учитель должен уметь с позиций малагасийской революции ана­лизировать общественные и культурные события в провинциях, где он преподает, а также должен уметь извлекать уроки из опыта других социалистических государств в деле построения социализ­ма, говорится в ст. 42 [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII].

      Статья 47 предусматривает подготовку учителей для средней школы в пединститутах с четырехгодичным сроком обучения, в которые будут приниматься выпускники средней школы [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVII]. Учителей первых двух ступеней готовят в шести средних школах (по одной в каждой провинции). Кроме того, до реформы педагогические кадры выпускались в 30 других учебных заведениях.

     Преобразование системы просвещения дополняется всеобщим

-47-

наступлением на неграмотность. В стране учреждена специальная национальная служба, в работе которой участвуют лучшие учени­ки средних школ — те, кто поступает в университет, а также сту­денты, получающие в вузах национальную стипендию, выпускники вузов. В 1978 г. функционировали 1253 центра просвещения, где научились читать и писать 43 тыс. рабочих и крестьян. Для обес­печения начальной школы педагогическими кадрами выпускники средних школ должны отработать в рамках специально учрежден­ной национальной службы от 18 месяцев до двух лет в сельских начальных школах, чтобы реализовать постановление о всеобщем обязательном обучении.

       В качестве важных этапов гражданского воспитания учащейся молодежи Хартия малагасийской социалистической революции предусматривает участие студентов и старшеклассников в воин­ской службе, добровольном труде и строительных отрядах.

  Всеми вопросами практического осуществления реформы ведает Национальная комиссия по перестройке системы начального, сред­него и высшего образования и научных исследований. Ее работу контролирует Верховный революционный совет республики и лич­но глава государства. В 1979 г. правительство ассигновало на раз­витие просвещения 22 млрд. малагас. фр., а в целом на нужды молодежи — 32 млрд., или 9% валового национального продукта [37, 23.VI; 6.УИ.1980, с. XVII].

     В январе 1977 г. был обнародован президентский указ о реформе высшего образования. Этот акт призван приспособить вузы страны, прежде всего Университет Мадагаскара в Антананариву, к требованиям национально-демократической революции, создать равные возможности для поступления в него всем без исключения молодым людям. Университету вместе с региональными университетскими центрами и примыкающими к ним научно-исследовательскими учреждениями была предоставлена административная и финансовая автономия.     

      Деятельность университета и центров направляется «револю­ционными руководящими комитетами». При университете образо­вана специальная комиссия идеологической ориентации и конт­роля.

     В системе среднего и высшего образования приняты меры к ликвидации всего того, что прямо или косвенно заражает моло­дежь моралью буржуазного общества, склонностью к западному образу жизни. Студенты вузов систематически изучают труды классиков марксизма-ленинизма, с ними проводятся занятия по марксистской философии, научному социализму и политэкономии. Среди новых предметов в ряде лицеев и столичном университете — русский язык.

       Политический контроль за жизнью в вузе возложен непосред­ственно на Верховный революционный совет, а финансовый — на министерство финансов. Правительство поставило задачу вывести университет из искусственной изоляции от жизни народа, в кото­рой он оказался в годы неоколониалистского правления. «Наши

 -48-

школы, институты, университеты должны участвовать в развитии страны, ковать революционеров, готовых взять на себя ответствен­ность и подготовленных к работе после каждого пройденного эта­па обучения, — говорится в Хартии. — Наши ученики и студенты должны считать себя слугами народа и после окончания учебы снова вернуться в народ, откуда они вышли, с тем, чтобы помочь его развитию» [10, с. 72].

       Региональные филиалы университета уже открыты в Анцеранане, Тулеаре, Фианаранцуа, университетские центры — в Туамасине и Махадзанге. В Тулеаре готовятся специалисты по биологии и литературе, в Фианаранцуа — по точным наукам, Махадзанге — зубные врачи, в Туамасине изучается правоведение, администра­тивное управление, экономика. Полностью изменилась роль Уни­верситета Мадагаскара: он уже не является бастионом нацио­нальной буржуазии и неоколониализма, источником подрывной деятельности против прогрессивного режима. Среди студентов есть дети рабочих и крестьян. 60% студентов получают стипендии. Среди них семь из десяти студентов получают стипендии в полном размере, а остальные в зависимости от дохода семьи. Если в 1974 г. в университете было 3 тыс. стипендиатов, то в 1979 г. их насчитывалось уже 12 тыс. [37, 23.VI; 6. VII.1980, с. XVIII]. Число малагасийских преподавателей возросло со 167 в 1975 г. до 411 в 1980 г. [37, 23.VI; 6.VII.1980, с. XVIII]. Кроме того, в университете преподают советские, французские, польские, румынские, швейцар­ские и американские граждане.

       Всего же в январе 1982 г. в вузах страны занималось 45 тыс. студентов. В столичном университете имеются факультет наук, выпускающий инженеров, биологов, зоологов и других специали­стов, юридический, медицинский, литературный и др. В Антанана­риву и Анцеранане открыты высшие политехнические училища.

  К специализированным учебным заведениям относится Нацио­нальный институт спорта, Национальная школа агрономических наук. В 1982 г. открылась Высшая национальная школа электрон­но-вычислительной техники. Национальная народная молодежная школа готовит организаторов для молодежных центров и местных органов народной власти. Примером сочетания научных исследо­ваний с практикой служит созданный в 1976 г. решением прави­тельства Национальный центр фармацевтических исследований. Его задача — разработка новых лекарств на базе местного сырья с целью обеспечения населения медикаментами и их экспорта. Важное место занимает Малагасийский институт прикладных ис­следований (ИМРА), который проводит работы в области фарма­цевтики, шелководства и др.

       Активную роль в централизации научно-исследовательской дея­тельности и утверждении малагасийской науки в международном плане играет Малагасийская академия. Академия организует международные симпозиумы и семинары по актуальным пробле­мам малагасийской культуры и науки. В числе ее иностранных членов-корреспондентов — советские ученые.

        Стратегия культурного строительства на Мадагаскаре вклю­чает не только распространение и изучение единого малагасийско­го языка, достижение всеобщей грамотности населения, но и про­паганду национального культурного наследия, прекращение вся­кого расхищения национального достояния, обеспечение доступа всех граждан к культурным ценностям, а также участие масс в создании культурных богатств, расцвете культуры и искусства. Для этого на местах организованы и действуют специальные службы по делам искусства и революционной культуры. Положи­тельно зарекомендовал себя получивший широкую популярность опыт создания домов культуры в провинциях. На их базе прово­дятся разнообразные массовые культурные мероприятия, в том числе организуются художественные выставки, концерты, теат­ральные постановки. Первой организованной министерством по делам искусства и революционной культуры выставкой была экс­позиция документов и фотографий об антиколониальном восста­нии 1947 г. Практикуются фестивали революционной песни, кон­курсы детского рисунка. Выполнена задача Хартии образовать Национальную артистическую труппу. В мае 1979 г. Националь­ный ансамбль Мадагаскара гастролировал в СССР и других странах.

      Одна из забот культурной политики правительства — охрана прав авторов и художников, возвращение и защита художествен­ных ценностей, создание библиотек и музеев. С этой целью издан ряд специальных указов и постановлений. Делаются шаги к объ­единению деятелей культуры в творческие союзы.

       Современная малагасийская литература служит орудием утверждения национального достоинства и самобытности, разви­вая лучшие традиции прошлого. Еще в мрачную эпоху колониа­лизма поэт Ж.-Ж. Рабеаривелу (1901 —1937) в сборниках «Чаша пепла», «Дети Орфея», «Полусны» и других воспевал родную зем­лю, природу, писал о тяжелой доле бедняка, трудолюбии и чувст­ве высокого достоинства малагасийского народа, «задавленного безысходным трудом».

      В первые десятилетия колониального подчинения ведущим ли­тературным жанром на Мадагаскаре стал исторический роман. В своих романах и повестях Радзауна Целатра и другие авторы воскрешали времена независимого существования страны, напо­минали о глубоких чувствах патриотизма и национальной гор­дости, присущих народу Мадагаскара. Писатель Ни Авана Раманантуанина в завуалированной форме разоблачал колониальную агрессию. Не имея возможности прямо написать правдивую исто­рию своей родины, писатель Радзаубелина рассказывал ее в форме личных воспоминаний о минувшем. М. Расамуелина опубликовал собрание народных пословиц и поговорок. Малагасийские худож­ники слова будили в массах чувство национального самосозна­ния, звали его к борьбе за свободу.

        Современная литература связана прежде всего с именами поэ­тессы и писательницы К. Андриамампандри Рацифандрихамана­ны,

 -50-

писателя и переводчика А. Рацифехеры, таких крупных лите­раторов, как Ж. Андриаманантена (Раду), Ни Фелана Манцу, Докс, Радзаунаривелу, Ж. Налису Равалитера, Ж. Ранайву, Р. Радземиса-Раулисон.

      К. Рацифандрихаманана, которая является председателем Ко­митета по связям с писателями Азии и Африки, членом-коррес­пондентом Малагасийской академии, написала романы «Лето», «Го­ловокружение», «Мой ребенок», сборник рассказов «Отдушина».  В своих произведениях она бичует устаревшие традиции, меша­ющие продвижению вперед, показывает необходимость преодоле­ния всего косного, архаичного в жизни и психологии, что связано с колониализмом и неоколониализмом, препятствует развитию на­циональной самобытности. В поэтических произведениях, где пре­обладает лирика, ярко выражены патриотические мотивы. Вол­нующи стихотворные произведения К. Рацифандрихамананы о В. И. Ленине и Стране Советов.

   Среди произведений А. Рацифехеры выделяется повесть «Его гнев», переведенная на русский язык. Она посвящена сложным процессам, происходящим в недрах «традиционного» общества после обретения независимости, вскрывает разочарование масс, ожидавших коренных преобразований, отмежевания от чужезем­ного порабощения, но обманутых неоколониалистским  режимом.

   Рацифехера первым перевел на малагасийский язык произве­дения Н. Островского, М. Горького, А. Толстого, Б. Полевого и других советских писателей.

       Р. Радземиса-Раулисон — основатель и председатель Союза поэтов и писателей Мадагаскара. Его перу принадлежат много поэм, повестей и рассказов, уникальный «Исторический и геогра­фический энциклопедический словарь Мадагаскара». Если литера­торы доколониального периода писали только на родном языке, а в колониальный и неоколониальный периоды главным литератур­ным языком был французский, то в последнем десятилетии мала­гасийский язык вновь начал преобладать в поэзии, художествен­ной прозе и публицистике. На нем пишет свои произведения боль­шинство из 80 членов Союза поэтов и писателей Мадагаскара [23, с. 234].

      В музыкальной культуре Мадагаскара сложным образом пере­плелись традиции Индонезии, Аравийского полуострова, Восточ­ной Африки и Западной Европы. В народном музыкальном инст­рументарии ведущее место занимает валиха (струнный инстру­мент индонезийского происхождения), луканга (разновидность ги­тары), биатамбу (трехструнный смычковый инструмент), бамбу­ковые и тростниковые флейты, трубы-раковины, барабаны, обтя­нутые овечьими или козьими шкурами. Своеобразны