|
Мадагаскар (С. Кулик)
МАДАГАСКАР Вторая независимость «Красного острова» -210- Объявить Индийский океан зоной мира! С высоты королевского холма Рувы, где некогда жили правители Мадагаскара, открывается поражающий глаз яркостью палитры вид на раскинувшийся внизу Антананариву. В самом центре малагасийской столицы, занимающем плоскую низину,— священное озеро Ануси с сиреневой водой, отразившей краски цветущих вокруг раскидистых джакаранд. Посреди озерка — вознесшийся в голубое небо обелиск малагасийцам, погибшим в двух мировых войнах. Чуть поодаль — блестящие на солнце стеклом и металлом серебристые коробки современных зданий и ажурные скелеты строящихся небоскребов. А вокруг, насколько хватает глаз, по склонам терракотовых холмов теснятся кварталы старого Антананариву, в которые снизу, из долин, врываются неестественно яркие островки изумрудных рисовых полей. -211- В январе 1981 года в этот традиционный колорит Антананариву, или, как его обычно называют малагасийцы, Тана, вписались новые краски. Сотни бело-зелено-красных национальных флагов украсили дома его жителей. Алый кумач транспарантов расцветил главную столичную улицу — широченную авеню Независимости. Так жители Тана приветствовали участников проходившей в их городе сессии Бюро Президиума Всемирного Совета Мира (ВСМ). Не было ничего случайного и неожиданного в том, что этот высший орган борцов за мир собрался на далеком Мадагаскаре. Среди десятков больших и сложных проблем, вошедших в повестку дня заседания, центральное место занял вопросов активизации борьбы за превращение Индийского океана в зону мира. Здесь, в столице самого большого острова океана, сторонники мира всех континентов решительно осудили действия империалистов США в этом районе нашей планеты. Не создавать военных баз в Индийском океане и прибрежных странах, не размещать здесь ни ядерного, ни другого оружия массового уничтожения!», «Не применять силы и не угрожать ею!», «Уважать суверенные права государств этого района!», «Не создавать препятствий судоходству!» — вот лозунги, под которым ВСМ призвал народы мира развертывать борьбу против опасных планов Вашингтона в Индийском океане. Многие в Антананариву тогда говорили: борьба эта должна приобрести такой же накал, какой был характерен для борьбы за прекращение войны во Вьетнаме. Запомнилось страстное выступление в Антананариву моего давнего друга Ришара Андрнамандзату — удивительного человека: пастора протестантской церкви и председателя Партия конгресса независимости Мадагаскара (АКФМ), даже в условиях неоколониалистской диктатуры отстаивавшей на острове принципы марксизма-ленинизма, вице-президента ВСМ и председателя Национального комитета за мир и дружбу Мадагаскара. — Еще совсем недавно казалось немыслимым проведение подобного антиимпериалистического форума на Мадагаскаре, отметившем лишь пятую годовщину установления революционно-демократической власти, — сказал он. — Поистине знамением временя стало активное участие освободившихся от колониального рабства народов в решении самых важных я -212- сложных международных проблем. Вопреки лживым утверждениям империалистической пропаганды, мы отлично понимаем, какие колоссальные ресурсы отнимает у молодых государств гонка вооружений, какую угрозу для их свободы и независимости представляют усилившиеся за последнее время попытки империализма повернуть вспять исторический процесс, подорвать разрядку, изменить в свою пользу глобальный баланс сил и добиться военного превосходства над странами социализма. Вот почему мы не можем быть равнодушными свидетелями угрожающих военных приготовлений США в районе, где живем не только мы, но и треть всего человечества! — продолжал оратор.— Что притягивает сюда американских милитаристов, за спиной которых стоят монополии Уолл-стрита? Их прежде всего привлекает запах нефти, 65 процентов разведанных запасов которой сосредоточено в странах бассейна Индийского океана. Здесь же добывается 81 процент золота, 65 процентов урана, 57 процентов олова, 39 процентов сурьмы, 28 процентов марганца, 25 процентов никеля. Вряд ли можно переоценить и стратегическое значение акватории Индийского океана, где скрещиваются действующие круглый год морские коммуникации, связывающие между собой Европу, Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Африку, Ближний Восток и Австралию. Империалисты хотят присвоить эти наши богатства, завладеть международными морскими путями. Именно в этих целях американская сторона фактически прервала переговоры с Советским Союзом об ограничении и последующем сокращении военной деятельности в Индийском океане и стала на путь интенсивной милитаризации района. К чему это привело? — продолжал Р. Андриамандзату.— К началу 1981 года число американских военных судов, раньше лишь изредка появлявшихся в Индийском океане, перевалило за 4.0. А тем временем формируется американский 5-й флот — флот Индийского океана. Он будет располагать 15 кораблями и базироваться на самой большой и современной военно-морской и ядерной базе в Индийском океане — Диего-Гарсиа. Именно Диего-Гарсиа станет центром гигантской сети военных баз США в этом районе, призванным решить две цели. Во-первых, заложить основу для постоянного американского военно-морского присутствия в Индийском океане. Во- -213- вторых, обеспечить поддержку для наземных действий американских «сил быстрого развертывания». Это очень опасные планы, угрожающие всем прогрессивным режимам стран бассейна Индийского океана, международному сотрудничеству и миру во всем мире. Последующие события доказали всю справедливость опасений, о которых говорил Р. Андриамандзату. Стало известно, что Соединенные Штаты планируют разместить на Диего-Гарсиа и нейтронное оружие. Причем по замыслам американской военщины это варварское средство массового истребления людей будет использоваться именно для поддержки интервенционистских «сил быстрого развертывания», предназначенных для подавления национально-освободительной борьбы. На реализацию программы своего «стратегического закрепления» в Индийском океане в ближайшие 5 лет Соединенные Штаты намереваются, по подсчетам зарубежной печати, израсходовать поистине астрономическую сумму — 25 млрд. долларов. В прибрежных неприсоединившихся странах эта программа получила название «американского плана стратегической реколонизации». Очень точное и емкое определение! С интересными материалами, посвященными борьбе народов за превращение Индийского океана в зону мира, выступила в дни работы Бюро Президиума ВСМ малагасийская печать. «Одна из причин появления армад американских кораблей в Индийском океане состоит в том, что на его берегах, как полагают в Вашингтоне, появилось «слишком много», да к тому, же еще и «слишком левых», националистических режимов, — писала газета «Феун'ни мпиаса».— Когда Мозамбик стонал под салазаровским гнетом, ставленник неоколонизаторов Циранана управлял Мадагаскаром, а в Иране на троне сидел шах, американские корабли появлялись в Индийском океане лишь для того, чтобы нанести «дружественные визиты» этим тиранам. Теперь же, когда их режимы пали, когда появилась Социалистическая Эфиопия, народный Афганистан и демократический Йемен, США посылают в этот же океан целый военный флот, угрожающий освободившимся народам». Многие малагасийские, средства массовой информации, в дни работы сессии Бюро Президиума ВСМ в Антананариву опубликовали статьи, в которых приветствовались миролюбивые инициативы Советского Союза в отношении Индийского -214- океана. Газета «Имунгу ваувау» — боевой орган АКФМ — писала: «В то время как США рассматривают этот район исключительно сквозь призму своей глобальной империалистической стратега», СССР формирует свою политику в отношения Индийского океана, исходя из интересов прибрежных стран и народов, интересов мира во всем мире. Мы, живущие по берегам Индийского океана, на собственном опыте знаем: в отличие от империалистических держав Советский Союз не развертывает здесь своих стратегических и военно-морских сил и не имеет военных баз в Индийском океане. Это свидетельствует о подлинном миролюбии Родины Октября, последовательном и глубоко прогрессивном характере политики Советского государства». Высокую оценку в Антананариву получил выдвинутый Советским Союзом в 1980 году план, предусматривающий нейтрализацию и демилитаризацию Персидского залива. Это, в частности, нашло свое отражение в главном итоговом заявлении сессии: «Превратить Индийский океан и Персидский залив в зону мира!», куда были включены все пять пунктов советских предложений. В этом документе говорится: «Ни одна из проблем региона не может быть решена силой. Подлинно национальным интересам народов Ближнего Востока и Персидского залива отвечают конструктивные предложения Советского Союза». А через несколько дней после закрытия сессии Бюро Президиума ВСМ советских журналистов, освещавших его работу, принял Президент Демократической Республики Мадагаскар, Председатель Национального фронта защиты революции Дидье Рацирака. — Я с удовлетворением отмечаю идентичность подхода Мадагаскара и Советского Союза к решению проблем нашего региона, — заявил он в интервью.—Мы выступаем против его превращения в пороховой погреб, против создания военных баз на чужих территориях, за гарантию суверенных прав прибрежных государств и безопасность проходящих там коммуникаций, за заключение соответствующего международного соглашения – на встрече в верхах. Во время празднеств по случаю пятой годовщины малагасийской социалистической революции Мадагаскар уже взял на себя такую инициативу, предложив провести в Антананариву конференцию глав государств и прави- -215- тельств стран, заинтересованных в разрядке международной обстановки в районе Индийского океана. Наша столика, провозглашенная в дни сессии Бюро Президиума ВСМ «городом мира», могла бы стать местом выработки конвенции, гарантирующей мирный статус Индийского океана и Персидского залива. В то же время,— продолжал глава малагасийского государства,— полное одобрение и поддержку встречают у нас советские мирные инициативы. Нам понятна позиция Советского Союза, стремящегося оздоровить политический климат в Индийском океане. Мне могут сказать, что я занимаю просоветские позиции. Однако это целиком наши позиции, и мы придерживались их и раньше. В своем интервью Д. Рацирака также подробно остановился на внутриполитических проблемах, с которыми сталкивается Демократическая Республика Мадагаскар. «Цель национально-демократической революции на Мадагаскаре состоит в создании основ для строительства социализма,— говорил президент. — Наиболее серьезная опасность на этом этапе исходит от тех, кто в силу своей классовой природы враждебно , относится к революционному процессу. Вот почему одна иэ наших основных задач заключается в повышении политического сознания масс, разъяснении им того, что только социализм служит действенным средством развития страны. Борьба за сознание, за ум каждого, перестройка национальной психологии — вот главные условия строительства на нашей Великом острове нового, не знающего эксплуатации человека человеком общества. Остров или «континент»? У Мадагаскара есть множество названий — и географических, и поэтических, и описательных. Нет только своего, исконно местного названия, данного ему собственными жителями. Причина, как считали мои собеседники, в том, что Мадагаскар огромен. Это четвертый по площади остров земли после Гренландни, Новой Гвинеи и Калимантана, занимающий 597 тыс. квадратных километров. «Чтобы осмыслить этакую махину, на нее надо было взглянуть со стороны, как это делают, например, жители соседних Коморских островов, давшие наше- -216- му острову, имя «Танти-Бе» — «Большая земля»,— рассказывал мне Ришар Андриамаидзату. — Название это нередко употребляется и самими малагасийцами». Беседа наша происходила в гостеприимном доме Ришара, утопающем в зелени склонов Рувы. На встречу с советскими журналистами пришли давние друзья нашей страны — очаровательнейшая Жизель Рабесахала, генеральный секретарь АКФМ и министр по вопросам культуры и революционного искусства Мадагаскара, немногословный Морис Ракутубе, главный редактор газеты «Имунгу ваувау», крупнейший малагасийский писатель Арсен Рацифехера. С большой заинтересованностью рассказывают они о своем родном острове. — Да и европейцы не были оригинальны и окрестили Мадагаскар почти так же — «Великий остров»,— подхватывает Арсен.— В конце XVIII — начале XIX века, когда французы начали проникать на Мадагаскар, их поразили блеск двора его королей, боеспособность армии, высокая культура малагасийцев. Французский «La Grande Ile» — это дань тому уровню социально-экономического развития, которого жители Мадагаскара достигли еще до того, как началось их приобщение к европейской цивилизации. Красновато-оранжевому цвету латеритных почв, окрашивающему и землю, и реки, и деревья, Мадагаскар обязан еще одним названием — «Красный остров»,— продолжает он. — Французскому географу Э. Готье принадлежит крылатая фраза, что Мадагаскар по форме и цвету можно сравнить с кирпичом. И уже без всяких шуток он добавлял: по своему плодородию красные почвы этого острова тоже недалеко ушли от кирпича. Кажущееся богатство тропической природы Мадагаскара зачастую обманчиво, утверждали мои собеседники. Шутят, что, видимо, на Мадагаскаре творец Вселенной тренировался в своем искусстве, прежде чем приступил к созданию ныне существующих материков: тут видны все его достижения и просчеты. А просчетов этих немало. Так, вдоль ровных берегов «кирпича» есть всего лишь одна-единственная естественная гавань. Бурные течения и противотечения как бы отгораживают этот африканский остров от Африки. Рельеф чинит серьезные пре- -217- пятствия транспорту и людям! Реки несудоходны « обладают нерегулярным, но бурным стоком, что затрудняет строительство ирригационных сооружений, без которых невозможна культура риса — хлеба малагасийцев. С обидной пунктуальностью минимум один-два циклона ежегодно обрушивают на остров разрушительные ветры и наводнения. Только в январе — феврале 1982 года они лишили на Мадагаскаре жизни сто человек, оставили без крова сто тысяч малагасийцев. За два месяца был уничтожен урожай в ряде районов, в частности вокруг Антананариву, где разбушевавшаяся стихия погубила 16 тыс. гектаров рисовых полей, а также по берегам озера Алаутра — «рисовой житницы» острова. Кроме того, причинен ущерб большинству шоссейных и железных дорог. Потери от разрушения оцениваются минимум в четверть миллиарда долларов. Как писал в марте 1982 года журнал «Африк-Ази», в результате бедствий, вызванных циклоном, «снабжать население продовольствием стало гораздо труднее, чем обычно. Началась новая волна роста цен и дезорганизации торговли, что содействовало увеличению «черного рынка» и спровоцировало недовольство населения в ряде районов». — Когда вы попадаете в Антананариву,— продолжает А. Рацифехера,— то обилие топазов, гранатов, бериллов; турмалинов и шпинелей, которыми мальчишки торгуют прямо на столичных улицах, может создать у вас впечатление о «сказочных богатствах» Мадагаскара. Однако не драгоценные и полудрагоценные камни составляют в XX веке основу стабильной экономики. Полагают, что есть на острове и нефть, и бокситы, и железные руды, и цветные металлы. Но природа Красного острова так просто не раскрывает и не отдает свои богатства. Можно предположить, что на острове, отделенном от черного континента лишь узким Мозамбикским проливом, живут люди черной негроидной расы. Однако пролив этот, изобилующий противотечениями и рифами, оказался непреодолимым препятствием для мореплавателей древних морей, в то время как спокойный Индийский океан был ими давно освоен. Поэтому первыми обитателями Мадагаскара и предками его современных жителей — малагасийцев, или, на французский манер, мальгашей, стали желтокожие выходцы из Полинезии, Индонезии, Филиппин, Малайи. -218- Освоив остров, они еще в средине века создали в его горной центральной части королевство, получившее название Имерина — «страна, где видно далеко». Со временем гордые владыки Имерины подчинили себе весь Мадагаскар. В XVIII веке ими были проведены крупные инженерные и ирригационные работы, позволившие освоить огромные площади под рисовые поля. Андриамаидзату не без гордости напомнил мне, что уже в 30-х годах XIX века малагасийцы задули свою первую домну. В 1876 году — на шесть лет раньше, чем во Франции,— обучение в школах Имерины было объявлено бесплатным и обязательным. Однако противостоять военной мощи империалистической Франции феодальная Имерина не могла. В 1896 году Великий остров был завоеван и объявлен французской колонией. Мадагаскар стал единственный местом на земле, где Африка встречается с Океанией, где утонченный налет французской культуры накладывается на вековые пласты традиций, завезенных предками малагасийцев из Индонезия, с суахилийского побережья Африке и арабского Востока... — Никакой Мадагаскар не остров, а архипелаг,— пошутила Ж. Рабёсахала.— Рельеф Мадагаскара на редкость мозаичен, это одна из немногих африканских стран, обладающих природными зонами почти всех широт — от экваториальных до умеренных. Обилие микроклиматов, «клочковатость» пригодных для обработки земель мешают формированию устойчивых и однородных типов хозяйств, столь характерных для континентальной Африки, где на площади в десятки тысяч квадратных километров население выращивает одну и ту же культуру. В результате экономика на Мадагаскаре формируется из многочисленных хозяйственных островков, на первый взгляд находящихся в полной изоляции. 77 процентов 9-миллионного населения острова живут в деревнях, насчитывающих 50 и менее человек каждая. Как говорили мне мадагаскарские друзья, с экономической точки зрения распыление человеческих ресурсов по огромной, лишённой дорог территории предопределяет большую роль натуральных хозяйств. Поликультура — обилие культур, выращиваемых в таких хозяйствах в мизерных количествах и только для собственного потребления, — на Мадагаскаре сделалась не меньшим бичом, чем монокультура на континенте. -219- Однако эта внутренняя раздробленность с лихвой компенсируется тем географическим единством, которое обеспечивает Мадагаскару его островное положение. Когда разговор заходит об этом, А. Рацифехера напоминает высказывание одного из видных деятелей освободительного движения Мадагаскара — Ж. Расеты, Он не без основания считал, что именно островная изолированность от мира является в духовном плане причиной этнического единства мальгашей. В итоге сегодня они стоят гораздо ближе к формированию единой нации, чем многие африканские народы. «Это единство, — добавляет М. Ракутубе, — закреплено единством нашего языка и, главное, наших обычаев и традиций». «Духи предков» на службе у неоколониализма Об этих обычаях и традициях, привезенных малагасийцами преимущественно из Индонезии, следует поговорить особо. Они настолько влиятельны и живучи, что еще каких-нибудь 12 лет назад в изголовья сидений всех самолетов, направлявшихся на Мадагаскар, в числе информации о прививках, курсе франка, адресов отелей и прочих вещей вкладывался листок, в котором власти считали должным предупредить о следующем: «Никто не может приблизиться к пониманию жизни на Мадагаскаре без приобретения определенных знаний о верованиях его народа. На первый взгляд повседневная жизнь на Великом острове кажется простой. Однако под поверхностью обыденности существует масса верований, унаследованных от разана (предков), традиционных обычаев и фади (табу), которые предопределяют любой аспект жизни мальгаша и корректируют любой его поступок. Даже среди образованных мальгашей трудно найти семью, свободную от суеверий, пусть даже и подсознательных. Любой мальгаш чувствует глубокую приверженность к дому разана и желает после смерти лечь в семейную могилу. Что же касается глубинных районов острова, то там вера в духов предков, лежащая в основе религиозных представлений мальгашей, настолько сильна, что является основой основ повседневной жизни и хозяйственной деятельности крестьян. Их поведение базируется на принципе -220- «лучший способ не вызвать недовольства предков — это продолжать действовать так же, как они». И хотя подобный принцип, зачастую активно препятствующий развитию экономики, может показаться просвещенному современнику скорее вредным, чем полезным, иностранцы должны всячески избегать ситуаций, при которых они могут проявить свое неуважение к местным обычаям. В ряде районов острова пренебрежение к разана может повлечь серьезные неприятности для иностранца и даже поставить под угрозу его кошелек, а то и жизнь». Честно говоря, листок этот, хотя под ним и стояла солидная подпись: «Бюро информации и туризма при правительстве Малагасийской Республики», при первом моем знакомстве с Мадагаскаром еще в 1968 году вызвал у меня лишь улыбку. Я подумал, что все написанное в нем не более чем попытка привлечь на остров побольше иностранных любителей экзотики с долларами в кармане. Однако, отъехав подальше от столицы, я вскоре понял, что вера в разана — вещь не такая уж безобидная. На севере острова я столкнулся с тем, что крестьяне наотрез отказывались сеять сулящий немалый доход на их землях хлопок и продолжали выращивать какие-то малопродуктивные корнеплоды лишь на том основании, что корнеплоды эти «сажал еще великий дедушка Ракуту». Как объяснил мне председатель местной общины, «начать сеять хлопок — значит оскорбить заветы Ракуту». Сначала все это казалось чрезвычайно интересным. Но постепенно экзотичность подобных фактов начал оттеснять тревожный вывод, созревавший по мере того, как я постигал мадагаскарскую действительность: реклама «духа предков», консервация и пестование архаических обычаев и традиций — это преднамеренный курс неоколониалистского правительства Цирананы, утвердившегося на острове со дня провозглашения формальной независимости Малагасийской Республики в июне 1960 года до бурных майских событий 1972 года. Возведенный в ранг чуть ли не государственной политики, «культ предков», насаждавший идею о том, что приверженность к прошлому более важна, чем завоевание будущего, практически помогал циранановскому режиму, отвлечь обездоленные массы от борьбы за свои интересы, сковывал инициативу народа, давал возможность правителям Мадагаскара придерживаться курса, -221- мало чем отличавшегося от политики их предшественников — французских колонизаторов. Это было страшное для Великого острова время разгула диктатуры. Активисты циранановской социал-демократической партии (ПСД), или, как по созвучию презрительно называли ее малагасийцы, «пису диа» — «дикая кошка», повсеместно взяли на себя, функцию соглядатаев и шпиков. Используя традиции в своих интересах, власти принялись за возрождение сельской общины — фукунулуны. Однако первым делом «дикие кошки» ввели там принцип коллективной ответственности, означающий, что за оппозиционные настроения любого из жителей деревни наказываться будет все ее население. Прикрываясь демагогическими рассуждениями о «малагасийском социализме», клика Цирананы принялась насаждать в фукунулунах частнокапиталистические кооперативы, в которых рядовые общинники работали на сельского богатея. Куда бы я до 1972 года ни приезжал на острове, всюду малагасийские друзья показывали мне французские земельные концессии и плантации вдоль дорог, французские заводы в городах, французские горнорудные компании в рудничных поселках. Иногда встречались американские, западногерманские, японские предприятия. Западный капитал чувствовал себя под охраной «малагасийского социализма» полным хозяином на острове. Вывозя с Мадагаскара львиную долю прибылей, он уделял малую толику доходов сотрудничавшим с ним представителям правящей бюрократической элиты. Некоторые «социалисты» из ПСД нажили на своих постах состояние в 3—5 млрд. африканских франков. Коррупция приняла такие масштабы, что нередко на мою просьбу организовать интервью с министром его секретарь бесцеремонно называл мне сумму, в которую обойдется такая встреча. Тогда, в первые годы знакомства с малагасийской действительностью, мне показалось, что в удушающей атмосфере циранановщины на смену подъему и надеждам, порожденным освобождением в 1960 году, пришли глубокая апатия и разочарование. Затем разочарование начало уступать место народному гневу. Лозунг «Утунга ани ни фахафахана!» — «Да наступит свобода!», популярный в годы борьбы против колониализма, по утрам вновь стал появляться на стенах домов городских предместий. -222- Малагасийский май Я был в Найроби, когда 18 «гая 1972 годе, прослушав передачу последних известий радио Антананариву, направил в ТАСС телеграмму: «Сегодня, днем пал режим Фюльбера Цирананы, в результате чего власть на Мадагаскаре перешла в руки военно-гражданского правительства без участия ПСД». После бурных дней «малагасийского мая» на Великий остров пришла «вторая независимость». Государство поставило под свой контроль банки, страховое дело, внешнюю торговлю, транспорт, энергетику и горнодобывающую промышленность, а также фармацевтику и кинематографию. На международной арене правительство начало проводить политику «по всем азимутам», заключающуюся в преодолении одностороннего курса ориентации на Запад. В сентябре 1972 года были установлены дипломатические отношения Малагасийской Республики с Советским Союзом. В моей записной книжке осталась запись взятого в 1972 году интервью у министра Р. Рацимандравы. На острове его называли «отцом» фукунулуны в ее современном виде, страстным поборником превращения сельских общин в коллективные хозяйства. — Реакционеры пугают обывателей и мелких собственников тем, что мы стремимся превратить фукунулуны в «малагасийские колхозы»,— рассказывал Р. Рацимандрава. — А мы даже и не отрицаем этого, ибо считаем, что в специфических условиях Мадагаскара, где порочные итоги экономической деятельности колониализма и неоколониализма как бы наложились на канву феодализма, единственный способ поднять сельское хозяйство — это коллективный труд на социалистической основе. Фукунулуна — наиболее стабильный элемент нашего общества. Поэтому именно она должна быть использована в новых условиях как форма мобилизации масс и их самоуправления. И еще на что мы очень надеемся: фукунулуна должна помочь нам справиться с традиционной инертностью крестьянских масс, заставить их понять, что отныне не заветы разана, а государственные интересы должны лежать в основе их деятельности. В новой фукунулуне земледельцы и скотоводы почувствуют ответственность за развитие своей округи, осознают себя борцами за социальный прогресс, а следова- -223- тельно, начнут думать не о Прошлом, а о будущем. Преобразования в малагасийской деревне мы будем проводить под лозунгом: «Аграрная реформа без кооперировании теряет смысл». Когда в феврале 1976 года я вновь побывал на Великом острове, на бойких перекрестках Антананариву активисты предлагали прохожим небольшую книжку в алой обложке, потом малагасийцы стали называть ее «Красная книга». Это была Хартия малагасийской социалистической революции — документ, одобренный в декабре 1975 года всенародным референдумом. 94,6 процента его участников высказались в поддержку хартии. Одновременно малагасийцы приняли, проект новой конституции, закрепляющей основные принципы и достижения национально-демократической революции. Ведущей политической силой, объединяющей все партии Мадагаскара, поддерживающие хартию, согласно конституции, является Национальный фронт защиты революции (НФЗР)1. Впервые в истории Мадагаскара хартия наметила широкую программу долгосрочного развития Великого острова, причем развития по некапиталистическому пути. «Социалистическая революция,— провозглашается в этом документе,— это единственно возможный для нас путь достижения быстрого, самостоятельного, гармоничного экономического, социального, культурного независимого развития... Борьба за упрочение национальной независимости и борьба за торжество социализма неразрывно связаны друг с другом». «Отказ от эксплуатации человека человеком», «от каждого — по способностям, каждому — по труду», «землю тем, кто ее обрабатывает», «национализация промышленности — непременное предварительное условие прогресса», «культура должна быть доступна каждому» — таковы зафиксированные в хартии основные принципы развития малагасийского общества. 1В 1976 году, когда был создан НФЗР, в него вошли: партия Авангард малагасийской революции (АРЕМА), которая, провозгласив своей конечной целью построение социализма на Мадагаскаре, завоевала на выборах 1977 года 112 из 137 мест в Национальной собрании; Партия конгресса независимости Мадагаскара; Национальное движение за независимость' Мадагаскара (МОНИМА); Социалистическая организация МОНИМА; Союз христианских демократов Мадагаскара (ЮДЕКМА); Вундзи («Порыв к национальному единству»); Партия «власть простым людям». Деятельность политических партий и организаций вне НФЗР запрещена. -224- Одни из разделов хартии так и называется: «Революция в области психологии главное требование, ибо от нее зависит все остальное». В нем отмечается, что построить социализм на Мадагаскаре можно лишь при условии отказа от циранановской философия приоритета прошлого над будущим, критического пересмотра традиций, развития современного мышления и восприятия мира. В этот же приезд в Антананариву я узнал, что на Мадагаскаре появился первый большой поэт — Жорж Раду, певец малагасийской революции. С его приходом в литературу в поэзию Великого острова пришел новый герой, в отличие от своих предшественников не исповедующий фаталистическую идею о власти рока над человеком и не избегающий, подобно , персонажам малагасийского фольклора, открытого боя. Появился герой-боец, идущий в ногу с боевыми буднями
|