КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Ни рарини - совесть народа

 

«НИ РАРИНИ — СОВЕСТЬ НАРОДА»

-56-

     В ЛЮБОЕ время дня  на улицах Тананариве  можно    услышать    пронзительные    крики мальчишек-газетчиков:   «Курье  де   Мадагаскар»! Кому «Курье де Мадагаскар»?» Эта газета выходит огромным для острова ти­ражом в 15 тысяч экземпляров и похожа на   «мальгашизированную»    копию    какого-нибудь «Фигаро»  или  «Франс-суар». Под зонтиками про­давцов красуются смарагдовые с золотом обложки мадагаскарского «Лайфа» — «Ревю де Мадагаскар», рядом   кипы    правительственной   «Ля   репюблик», обязательных  «Ни  марина»,  «Ля  круа»  и  многих других газет и журналов, которыми, как и поли­тическими  партиями,  изобилует Мальгашская  Рес­публика.

      Газета, журнал — не новинка на острове. Они выпускались здесь еще до французского завоева­ния. Сейчас на Мадагаскаре, по последним данным, выходит свыше 150 различных газет и журналов; их общий тираж достигает 300 тысяч экземпляров. Здесь 17 ежедневных газет, из них 13 — на мальгашском языке. Тираж каждой в среднем состав­ляет 3,5—4 тысячи экземпляров.

      «Ни рарини», что по-мальгашски означает «спра­ведливость», не удалось стать ежедневной газе­той. Как правило, она выходит всего два раза в неделю. Ее небольшие, в четверть обычного фор­мата, листы не бросаются в глаза на газетных при­лавках. Невелик и тираж — всего полторы тысячи экземпляров. Но вряд ли найдется в республике хоть один грамотный человек, не знакомый с «Ни рарини».

      Первые номера «Ни рарини» появились 26 лет назад, когда колониальная ночь еще казалась не­проглядной. Газету основал Жюль Ранайву, извест­ный мальгашский поэт, не менее известный и как политический деятель (теперь он член Всемирного Совета Мира). Ранайву — один из испытаннейших борцов за независимость своей родины, соратник известных мальгашских патриотов — доктора Расеты, Ралаймунгу, Поля Дюссака. За свою патриоти­ческую деятельность он неоднократно представал перед колониальным судом, подвергался преследо­ваниям, ссылкам, сидел в колониальных тюрьмах. Сегодня, несмотря на преклонный возраст — в этом году ему исполнилось 80 лет, — Жюль Ранайву про­должает свою по-прежнему мужественную и опас­ную борьбу за подлинную свободу и прогресс род­ной страны. Ранайву — главный редактор «Ни ра­рини», автор большинства публикуемых газетой ста­тей и, конечно, стихотворений.

      Совесть мальгашского народа... Трудно подо­брать лучшее определение, когда знакомишься с материалами этой скромной, даже невзрачной вне­шне газеты, набранной на устаревшем станке, ви­димо, вручную, изношенным шрифтом. Но не это главное. Мальгаши любят и ценят «Ни рарини». Воспитание патриотизма, разоблачение всякого ро­да беззаконий и несправедливости, борьба за пол­ное искоренение всех остатков колониализма — вот чем занимается «Ни рарини». Вот почему ее злоб­но преследуют пособники колонизаторов, прижи­валы колониальных фирм и компаний.

    Постоянный лозунг газеты — «За независимость Мальгашской Республики, народной, светской!» Этим лозунгом определяется и ее содержание.

     До завоевания независимости главное место на своих двух, реже — четырех полосах «Ни рарини» отводила статьям, очеркам или стихотворениям, бичующим колонизаторов. Сегодня, отражая точку зрения левого протестантского крыла крупнейшей прогрессивной организации острова — Партии конгресса независимости Мадагаскара, газета выступает против остатков колониализма в стране, против неравноправных франко-мальгашских соглашении. Эти соглашения, как известно, направлены на сохранение на Мадагаскаре колониального режима и господства колониальных компаний в новых формах.

      Резко критикуя правительство за его уступчивую политику по отношению к французским, западногерманским и американским монополиям, «Ни рарини» пишет, например, в одном из своих номеров: «Правительство повинуется белым и черным колонизаторам, желающим лишить мальгашский народ тех благ, которые он может получить с приобретением независимости. Правительство послушно следует за этими колонизаторами, уклоняясь в сторону от пути, который ведет к ожидаемому мальгашами прогрессу. Народ должен поступить с этими колонизаторами, новыми и старыми, так, как поступают с клещами на шкуре зебу!»   

       Значительное место в выступлениях «Ни рарини» занимают материалы, протестующие против засилья церкви, особенно католической. Церковь на Мадагаскаре — большая сила. В апреле 1960 годе в Тананариве был даже создан Высший институт католической теологии.     

   Основные усилия церковников направлены на духовное порабощение мальгашского народа, на притупление его самосознания и оправдание господства «белых хозяев». Свою задачу церковь выполняет главным образом посредством контроля над образованием, В частных школах, принадлежащих миссиям, обучается свыше трети всех мальгашских учащихся. «Ни рарини» решительно требует от правительства покончить с финансовой поддержкой церковных школ в ущерб государственным школам.

      Сравнивая уровень жизни простых людей в странах капитала и социалистических странах, «Ни рарини» выступает за развитие экономики Мальгашской Республики по социалистическому пути. «В странах Запада, — пишет газета, — все привилегии и преимущества находятся в руках меньшинства; в странах же коммунистических, где люди руководствуются принципами марксизма-ленинизма благосостояние народа, привилегии народа являются высшим принципом!»         

   Свободолюбивый мальгашский народ прошел суровую школу борьбы за независимость. Политическое самосознание жителей Мадагаскара несовместимо с рабской покорностью. Мальгаши стремятся сделать явью давнишнюю мечту; превратить свою страну в Остров счастья.      

© Л. Корнеев. Азия и Африка сегодня 1963 № 9.