КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

История Королей Мадагаскара (Анненков)

"ИСТОРИЯ КОРОЛЕЙ МАДАГАСКАРА"

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

-5-

       Центральный район Мадагаскара, или так называемое "Высокое Плато", можно считать весьма благоприятным для изучения устной исторической традиции, записи которой велись как европейцами, так и самими малагасийцами. Самым объемным и значительным собранием таких записей по праву считается "Tantaran'ny Andriana еto Madagasikara" ("История Королей Мадагаскара"), изданная впервые в конце XIX в.

   Этот уникальный труд содержит интереснейшие сведения об исторических событиях и личностях со времен полулегендарных правителей до начала широкого проникновения на Мадагаскар европейцев в середине XIX в. Кроме того, в нем собраны и любопытнейшие этнографические материалы: песни, пословицы и поговорки, описания обрядов, приемов знахарской лечебной практики и колдовства, способов гадания и летоисчисления, бытовых реалий повседневной жизни малагасийцев в те далекие времена. Автором этого уникального труда был французский миссионер-иезуит Пьер Калле, личность и жизненный путь которого заслуживают отдельного описания. На протяжении более пятнадцати лет (с 1868 по 1883 г.) отец Калле, со слов стариков, деревенских колдунов и астрологов, записывал исторические предания, описания обрядов и обычаев, магические формулы и заклинания, переводил старинные манускрипты "сурабе" с арабской графики на латинскую. Труд, проделанный отцом Калле, был поистине колоссален: полностью опубликованная лишь спустя почти двадцать лет после его смерти "История Королей" составила пять томов, являясь сегодня, без сомнения, наиболее значительным по объему и богатству информации источником по изучению исторической традиции малагасийцев. В России эта уникальная работа до настоящего времени была известна лишь очень узкому кругу исследователей.

     "Истории Королей" представляет собой весьма объемное собрание текстов, содержащих сведения самого разнообразного характера: здесь и рассказы о знаменательных событиях и завоевательных походах, и подробнейшие этнографические описания, и кабари (тронные речи) королей, и изречения знаменитых правителей о государственности и религии, и многое-многое другое, так что название "История Королей" дает читателю отнюдь не полное представление о содержании этой работы.

    К сожалению, "История Королей Мадагаскара" является почти единственным из доступных нам источников по устной традиции мерина - крупнейшей этнической группы, населяющей обширные районы Центрального Плато. Между тем известно, что к настоящему времени опубликовано еще несколько весьма интересных работ такого рода, хотя по объему я богатству информации они сильно уступают работе отца Калле.

-6-

     Известно также, что в архивах и библиотеках Мадагаскара, Франции, Швеции, Германии. Великобритании, а возможно, и других стран хранится множество практически неизученных рукописей и документов, дожидающихся своих исследователей. Многие, скорее всего, увы, так никогда и не дождутся - в основном это касается документов из малагасийских архивов, где климат и небрежное хранение ежегодно приводят в негодность немало уникальных документов, способных стереть белые пятна, которых так много в истории Мадагаскара.

   Пожалуй, пока единственной основательной работой, содержащей критику "Истории Королей", является книга французского исследователя Алена Деливре  "История Королей Имерины: интерпретация устной традиции"1.

   В "Истории Королей" практически отсутствуют какие-либо комментарии или сноски, указывающие на происхождение того или иного текста. Неизвестно, какие отрывки отец Калле записывал на слух и обрабатывал затем сам, а какие писали малагасийцы по его просьбе. Сдержанность, с которой автор раскрывает свои источники информации, заставляет внимательнее рассмотреть условия и окружение, в которых он работал. Именно этому и посвящена значительная часть труда Алена Деливре в которой тот сопоставляет биографию отца Калле на Мадагаскаре с этапами работы над книгой. Такое сопоставление позволило дополнить некоторые биографические данные и, что самое важное, получить довольно подробные сведения об источниках информации, которыми пользовался миссионер.

        Районы Центрального Плато, по которым путешествовал и где делал свои записи отец Калле, определяются Аленом Деливре с большой степенью точности благодаря нескольким факторам.

   Каждый район Имерины был в определенное время заселен одним или несколькими кланами адриана2 также свободными людьми либо подданными того или иного короля. Устная традиция сохранила весьма точную информацию об этом расселении. История Имерины до XIX в. состоит, по большей части, из борьбы между этими кланами и группами за землю и власть. Поэтому совершенно естественно, что версии одного и того же события часто звучат неодинаково в изложении представителей противоборствующих сторон. И нельзя исключать вероятности того, что отец Калле мог подпасть под влияние какой-то одной группы, проигнорировав при этом возможность существования параллельных версий, представляющих те же события в совершенно ином свете. Впрочем, внимательному исследователю "Истории Королей" не составит труда определить, влияние какой группы оказалось доминирующим в интерпретации того или иного события. Дело в том, что в малагасийском языке существуют так называемые указательные детерминативы - частицы, которые с большой точностью позволяют определить, где, на каком расстоянии один от другого находятся предмет и человек, говорящий об этом предмете. Если рассказчик, находящийся в Антананариву, повествует о событиях, имевших место, скажем, в Илафи или в Амбатуманга, то указательные детерминативы позволят с большой степенью точности определить, где в данный момент находится этот человек.

       Использовав такой лингвистический метод в историческом исследовании. А. Деливре сумел определить места происхождения информации, полученной отцом Калле, что дает исследователям "Истории Королей Мадагаскара" ключ к тому, с какой долей критицизма следует относиться к этой информации.

 *     *     *

        Первые же страницы "Истории Королей" ставят читателя перед фактом существования мерина, уже населявших район Высокого Плато немного восточнее современного Антананариву. Автор недолго задерживается на периоде истории, называемом "Легендарными временами" или "ЭПОХОЙ вазимба", по имени первых, полулегендарных обитателей Имерины, которых считали потомками первых волн переселенцев на Мадагаскар.

-7-

      Их генеалогические списки и королевские кабари представлены весьма кратко. "История Королей" сообщает, что существует много версий об их происхождении, "однако никто до сих пор не может точно сказать, каково все-таки их происхождение"3.

     Приступая к анализу первых глав "Истории Королей", ее исследователь неизбежно сталкивается с огромным количеством самых разнообразных сведений этнографического характера. Сведения эти занимают значительно больший объем, чем тексты, представляющие интерес именно для историка. Рассмотрение любой отдельной главы первого тома весьма наглядно подтверждает наличие такого неравномерного распределения материала.

    Несоответствия такого рода нередко встречаются и в других главах, которые также содержат обширные этнографические вставки. Подобная композиция объясняется, по-видимому, невольным или преднамеренным желанием автора прикрыть
относительную бедность исторического материала, касающегося древнейшего периода, что часто нарушает последовательность повествования. Вследствие этого, внутреннее единство в главах первого тома встречается довольно редко.

       Во время работы с "Историей Королей" почти сразу возникает желание отделить историю от этнографии, ибо объем сведений и того и другого характера достаточно велик. На мой взгляд, такой подход был бы не вполне корректен. Ни один обычай или обряд не может не быть тесно связанным с историей, а некоторые исторические тексты представлены в "Истории Королей" с одной лишь целью - объяснить происхождение того или иного обычая, ибо у малагасийцев любой аспект материальной и духовной жизни должен иметь историческое обоснование. Постоянное взаимодействие между обычаем и историей – так, как оно представлено в книге отца Калле, - определено самим духом традиции мерина. Поэтому при работе с "Историей Королей" абсолютно необходимо обращаться с ней как с единым целым.

       Первым королем Имерины, с которым знакомит читателя "История Королей", был Андриаманелю, резиденцией которого было поселение Алясура. Андриаманелю является весьма важной и интересной фигурой в истории Мадагаскара. Как сообщает "История Королей", именно при нем мерина стали широко использовать железо в хозяйственных и военных целях, что позволило им одержать ряд важных побед над вазимба, чьи анклавы на территории Имерины были постоянными очагами угрозы и неспокойствия.

    Андриаманелю "История Королей" приписывает также введение обряда обрезания; до этого обрезание уже издавна практиковалось лишь в западных районах острова. Все детали и нюансы этого обряда описаны самым подробным образом. Приводится не только его обширная терминология, но и песни, молитвы и заклинания, произносимые его участниками. Повествование о правлении Андриаманелю завершается трактатом на ста двадцати страницах, посвященным различным способам гадания и колдовства, знахарству и амулетам. И хотя к самому Андриаманелю этот трактат почти никакого отношения не имеет, информация, которую он содержит, чрезвычайно интересна и даже уникальна: знахари и тем более колдуны, как правило, крайне неохотно делятся своими знаниями, а здесь мы можем узнать о приемах гадания по руке и на зернах, о том, как изгонять злых духов, о множестве способов наведения болезнетворных и лаже смертоносных чар, о знахарских приемах лечения семидесяти трех (!) болезней. Одним словом, это целый справочник по колдовской и знахарской практике малагасийцев.

      Вторым королем древнего периода был Ралямбу, сын и наследник Андриаманелю. который сменил отца приблизительно в конце XVI в. Он перенес свою резиденцию в Амбухитрабиби. откуда была родом его мать. Его соседями на севере были сиханака и безанузану, чьи набеги ему приходилось постоянно отражать, так же как и нападения, хотя теперь и более редкие, со стороны вазимба.

-8-

        "История Королей" рассказывает только о славных победах Ралямбу, однако, по свидетельствам европейцев, в те годы не иссякал поток пленных мерина, которых продавали в рабство на западном побережье4. Тем не менее в результате нескольких удачных военных походов Ралямбу удалось расширить границы своих владений и обложить данью некоторых не менее воинственных соседей.

    В "Истории Королей" именно ему приписывается авторство названия "Имерина", а точнее, "Имерина амбанинандру" (Imerina ambaninandro), что означает, примерно, "Высокая страна под небесами" или "Высокая поднебесная страна". Ралямбу принадлежит и еще одно важное нововведение: он первым, нарушив древнее табу, употребил в пищу мясо - говядину и баранину, - которое раньше считалось несъедобным и даже вредным.

      Королю Ралямбу приписывается и много других нововведений, которые затем на протяжении столетий определяли облик государственности мерина. Это и учреждение такого важного праздника, как фандруана (fandroana), - ежегодного ритуального омовения, во время которого малагасийцы отмечают наступление Нового года. Это и установление четырех категорий андриана (знати), в зависимости от степени родства с королевской семьей. Позднее число этих категорий увеличилось до шести.

     В качестве преемника Ралямбу избрал своего второго сына по имени Андриандзака5 ("Андриана, который правит"), за годы правления своего отца не раз проявившего мужество и находчивость в военных походах. В начале своего царствования он расширил северные и западные пределы Имерины и "приобрел у торговцев с западного побережья пятьдесят ружей и три бочки пороха"6. В один из походов ему удалось отбить у вазимба поселение Аналяманга ("У голубого леса"), расположенное на высоком холме. Вазимба оставили Аналямангу без боя, едва завидев дым костров над огромным военным лагерем Андриандзака. Без единого выстрела овладев этим поселением, король решил переименовать его в Антананариву, т.е. "Город тысячи (человек)", поскольку, как утверждает "История Королей", именно столько воинов насчитывало войско Андриандзаки. Позднее король построил здесь свой дворец - рува - на самой высокой точке холма. Дворец представлял собой простой деревянный дом и сохранился до нашего времени.

       Последние годы своего правления Андриандзака посвятил укреплению границ и
строительству системы искусственного орошения рисовых полей, которые являлись
главной опорой экономики мерина.

      Последним королем древней истории Имерины был знаменитый Андриамасинавалюна, время правления которого "История Королей" называет "золотым веком Имерины". Его правление автор книги представляет итогом, венцом первого этапа истории государства Имерина. За эти годы территория его достигла наибольших размеров: мелкие правители волей-неволей вынуждены были признать свою зависимость, а сильные предпочитали не враждовать. При Андриамасинавалюне организация государства приобрела некий законченный вид. Кланы (фуку) были распределены по четырем территориям, или провинциям (туку): Аварадрану на севере и северо-востоке; Маруватана на западе; Амбудирану на юго-западе; Вакинисисаони на юге. Во главе каждой из провинций были поставлены наместниками четыре сына короля. Остальные члены королевской семьи, а также все андриана были разделены на шесть иерархических групп. Представители первых трех групп, наиболее близких по степени родства к королю, имели земли, передаваемые по наследству (вудинуна - неотчуждаемые держания), часть доходов от которых поступала в королевскую казну. Кроме того, андриана были освобождены от безвозмездных отработок (строительство дорог, рытье и чистка ирригационных сооружений и т.п.), а также обладали рядом почетных привилегий - носить особую одежду, строить дома определенной формы и т.д.

-9-

    Остальные три группы андриана пользовались теми же привилегиями и правами, за исключением права на наследственное неотчуждаемое держание. Вся земля Имерины, как и жизнь каждого ее жителя, формально принадлежала королю. Ко времени правления Андриамасинавалюны в государстве сложилась более или менее определенная система землепользования, заключавшаяся в разделении всех земель на государственные - менабе и на земли, "отданные" в условное держание с правом передачи по наследству или без такого права, - менакели. Слово "отданные" употреблено в кавычках, поскольку к тому времени право короля на многие из подвластных ему территорий было действительно условным: формально покорившиеся кланы андриана владели своими землями и передавали их по наследству на протяжении многих лет. Не было никакой нужды, а главное, возможностей лишать их этих прав. Признания зависимости и регулярной уплаты налогов было вполне достаточно. Во время военных кампаний Андриамасинавалюны, как, впрочем, и других "объединителей Имерины", правящие кланы, оказывавшие сопротивление, безжалостно истреблялись, а не успевшие спрятаться жители обращались в рабство. Такие земли, по мере расширения экспансии Имерины, пополняли категорию менабе, которыми распоряжался непосредственно сам король.

  Территорию своего государства Андриамасинавалюна поделил на четыре провинции, поставив во главе каждой одного из своих сыновей. Такое разделение таило в себе опасность, проявившуюся, когда состарившийся король задумался над выбором наследника. Однако, как выяснилось, выбора у него уже не было: все четыре сына уже познали вкус власти и не собирались от нее отказываться, и ценой этому стал раскол государства. После его смерти Имерина распалась на четыре независимых и не очень дружественных государства: северное - со столицей в Амбуиманге: восточное - в Амбухитрабиби; западное - в Амбухидратриму; южное - со столицей в Антананариву.

      После смерти Андриамасинавалюны в Имерине вновь наступили тяжелые времена
междоусобиц и хаоса. Наследники великого короля постоянно враждовали друг с другом. В этом многолетнем хаосе междоусобиц постепенно набрала силу Амбуиманга (поселение в 20 км к северу от Антананариву). Тогда и появляется на исторической сцене принц Рамбуасалама, будущий великий король и объединитель Имерины. известный более под своим королевским именем - Андрианампуйнимерина ( 1787-1810).

 *     *     *

        Второй период "древней" истории мерина продолжается до конца правления Андрианампуйнимерины. Описание жизни и свершений Андрианампуйнимерины автор "Истории Королей" делит на две части: в первой рассказывается о его борьбе за власть и войнах за объединение Имерины, а вторая посвящена его государственной и реформаторской деятельности, его нововведениям в различных областях жизни
мерина.

   Если опустить многочисленные подробности и детали, то первую часть огромного по объему описания истории Андрианампуйнимерины можно представить в виде следующего плана. 1. Необычное рождение - будущий король появился на свет в день новолуния, в первый день месяца альахмади (первого месяца малагасийского календаря). По преданиям, именно в этом месяце были рождены два великих короля прошлого - Ралямбу и Андриамасинавалюна, так что это предвещало Андрианампуйнимерине великую судьбу. При рождении ему было дано имя Рамбуасалама ("Здоровый пес" - с несколько уничижительным оттенком).

-10-

       Такое имя было выбрано неслучайно, а с целью уберечь ребенка от сглаза, злых духов и болезней. 2. Детство и отрочество - знаменитые предсказатели пророчат ему великое будущее. 3. Период после смерти деда, Андриамбелюмасины, полный лишений и испытаний. Благодаря завещанию деда и, конечно, собственной предприимчивости, Рамбуасалама завоевывает признание и любовь как простого народа, так и многих влиятельных андриана. 4. Период гонений и преследований со стороны дяди, правителя Амбуиманги по имени Андриандзафинандриаманнтра7 (сокращенно - Андриандзафи). Козни дяди, согласно "Истории Королей", вынуждают Рамбуасаламу предпринять ответные действия, которые перешли затем в открытую борьбу за власть, завершившуюся его победой и воцарением в Амбуиманге. 5. Укрепление власти и усиление армии, заключение мира с соседями, чьи земли через несколько лет будут захвачены солдатами Андрианампуйнимерины. 6. Войны за объединение Имерины. 7. Внешняя экспансия. Попытка на деле осуществить девиз "Море - вот граница моего рисового поля!".

       В "Истории Королей" нет практически никакой хронологии: одно повествование сменяется другим, а в качестве временных ориентиров изредка указываются либо названия месяцев или лунных фаз, либо какие-то знаменательные события, стихийные бедствия, необычные явления, оставившие след в памяти многих людей. С помощью других источников8 можно установить, что в год смерти Андриамбелюмасины Рамбуасаламе было приблизительно 25 лет. Между сообщением о его рождении и текстом о завещании Андриамбелюмасины в "Истории Королей" не говорится ни слова о том, как он провел эти 25 лет, поэтому можно лишь предположить, на основании информации "Истории Королей", что Рамбуасалама жил в Амбуиманге под опекой деда9.

   После смерти деда положение Рамбуасаламы, очевидно, резко изменилось, причем не в лучшую сторону. Как свидетельствует "История Королей", ему даже пришлось одолжить у товарища небольшую сумму денег, чтобы купить подарок своей бабке (сестре Андриамбелюмасины) Рамурабе10, которую он решил навестить. Стоя перед воротами ее дома в Амбухидратриму. будущий великий король Имерины не имел на себе даже лямбы11 и стыдился войти к своим родственникам. Узнав об этом, Рамурабе велела слуге передать Рамбуасаламе лямбу и новую набедренную повязку своего мужа. А собираясь в обратный путь, он получил от бабки предложение воспользоваться ее фаландзана (носилки-паланкин), передвижение на которых считалось привилегией лишь очень высоких особ12. Далее, в "Истории Королей" можно встретить еще несколько рассказов о том, как Рамбуасалама получил предсказания астрологов и колдунов о том, что ему суждено вскоре стать королем Имерины. Очевидно, что внимание со стороны знатных родственников и соседей, а также предсказания великой судьбы, вдруг посыпавшиеся со всех сторон на Рамбуасаламу, были вызваны не столько всеобщим признанием его выдающихся личных качеств и даже не памятью о завещании Андриамбелюмасины, сколько той реальной политической ситуацией, которая сложилась к тому времени в Имерине, а точнее, в одном из ее районов - Аварадрану. И не любовь к наследнику трона, а, вероятнее всего, недовольство правящим королем вынуждало сильных людей Имерины обращать свои взоры на Рамбуасаламу, в надежде увидеть в нем лучшего правителя.

        Вероятно, Андриандзафи действительно давал своим подданным немало причин для недовольства. Он имел характер "злобный и деспотичный" и, кроме того, был равнодушен к государственным делам и "не применял законов для наказания преступников"13. Однако автор "Истории Королей" делает акцент именно на "избранности", "предопределенности" Рамбуасаламы к "великой судьбе" короля - объединителя Имерины, а плохое правление и вздорный характер короля Андриандзафи призваны лишь оправдать его последующее низложение и убийство. Осознав грозящую ему опасность, Андриандзафи предпринял несколько попыток покушения на жизнь своего племянника, что, как утверждает "История Королей", вызвало возмущение народа, который к тому времени, благодаря активной пропаганде сторонников Рамбуасаламы, горячо сочувствовал последнему.

-11-

      В конце концов Рамбуасалама был провозглашен королем - пока только в Амбуиманге. Под контролем Андриандзафи еще оставался район Илафи. где находилась его резиденция. Противостояние Илафи и Амбуиманги длилось, как считает французский историк Пьер Веран14. Около семи лет, за которые враждующие стороны успели возвести столь грандиозные фортификационные сооружения, что их следы и поныне оживляют пейзаж в окрестностях реки Мамба. Война эта довольно подробно описана в "Истории Королей". Небезынтересным представляется такой эпизод: сторонники Андриандзафи проиграли бой и, преследуемые противником, бежали к своим укреплениям на севере Илафи, которые воинам Андрианампуйнимерины взять штурмом не удалось. Тогда обе стороны разошлись по домам, предварительно условившись о месте и дне нового сражения. Может быть, это и выглядит необычно, однако нужно учитывать, что с каждой стороны в таких "битвах" принимало участие не более одной-двух сотен человек (а иногда и того меньше), а также не следует забывать и о том, что у малагасийцев, тогда еще не знавших колеса, самым быстрым средством передвижения по суше служили собственные ноги.

      Изучая историю Мадагаскара того времени, необходимо учитывать, что само понятие "война" для малагасийцев имело несколько отличный от европейского понимания смысловой оттенок. Различия можно найти и в мотивах и в средствах, не говоря уже о методах, стратегии и тактике. Например, в отличие от европейских, в войнах малагасийцев религиозный мотив либо отсутствовал вовсе, либо проявлялся совершенно в ином качестве. Религиозные представления враждующих сторон, как правило, не имели существенных различий. Одной из целей войны мог быть захват какой-либо святыни (не для того, чтобы вырвать ее, подобно Гробу Господню, из рук неверных осквернителей, а для того, чтобы приобрести дополнительный и весьма важный источник силы и, соответственно, лишить такового противника). Например, один из своих походов Андрианампуйнимерина предпринял специально с целью захвата Келималаза - самого могущественного из священных идолов-сампи15 Имерины. Сампи такого рода обычно брали с собой в сражение и несли впереди войска. Зачастую победу или поражение связывали с тем, чья сампи оказалась сильнее. Священным сампи и борьбе за право обладания ими посвящена целая глава "Истории Королей".

       Семилетняя война между Илафи и Амбуимангой завершилась победой последней, причем Андрианампуйнимерине помогла не столько сила оружия, сколько хитрость и искусная дипломатия. В конце концов Илафи пало, а Андриандзафи бежал. Позднее он был схвачен и убит по приказу племянника - теперь уже короля.

         Отныне перед Андрианампуйнимериной стояла другая задача (тоже, кстати, завещанная дедом): объединить всю Имерину, которая к тому времени была раздроблена на три части, с центрами в Амбуиманге, Антананариву и Амбухидратриму. Первые меры, предпринятые Андрианампуйнимериной, когда весь район Аварадрану признал его власть, были весьма разумными: он стал активно поощрять сельское хозяйство, которое в определенной степени было парализовано во время семилетней войны. Он также привлек на свою сторону европейцев, чтобы покупать у них оружие и другие товары. "Подобными мерами он завоевал любовь подданных, которые быстро осознали, что их жизненные интересы являются объектом его забот"16. К 1803 г. Андрианампуйнимерине удалось наконец осуществить объединение Имерины в старых границах государства Андриамасинавалюны. Сначала между правителями всех трех частей Имерины было заключено нечто вроде пакта о ненападении, скрепленного торжественными клятвами и обещаниями выдать за соседа дочь или сестру. Однако мир продлился недолго: под предлогом мести за нарушенную клятву Андрианампуйнимерина захватил Антананариву.

-12-

    Это событие, имевшее место приблизительно в 1794 г.17, положило начало периоду широкой военной экспансии. Король лично принимал участие во многих сражениях, вызывая уважение и страх у противника. А присутствие короля на поле боя удесятеряло силы его воинов, и они не щадили жизни, чтобы отличиться перед ним. К 1803 г. вся Имерина и некоторые пограничные с ней земли были объединены под властью Андрианампуйнимерины18.

       Военные успехи Андрианампуйнимерины и растущие слухи о его силе и уме делали противников гораздо уступчивее, и они все чаще предпочитали добровольно признать себя его подданными, сохраняя себе тем самым жизнь и некоторые привилегии. Однако это в большей степени относилось к последним годам завоеваний, до этого же Андрианампуйнимерине приходилось вести и ожесточенные сражения, и долгие осады. А правителям, которые добровольно признавали себя его "сыновьями", он оставлял право управления их землями, наложив на них соответствующие обязательства. Таким образом, ему потребовалось чуть более десяти лет для того, чтобы распространить свою власть от небольшого района вокруг поселения Амбуиманга почти на все населенные области Высокого Плато. Как утверждает автор "Истории Королей", именно тогда Андрианампуйнимерина и произнес свою знаменитую фразу: "Море будет границей моего рисового поля!"19

      Последняя из посвященных этому периоду глав книги подводит общие итоги завоевательных походов короля Имерины. Вначале приводятся списки – отдельно покоренных силой и отдельно добровольно покорившихся правителей. Первым в списке "королей, потерявших свои земли", стоит дядя Андриандзафи. Следом за этими двумя списками идет перечисление имен самых доблестных андриана, которые командовали войсками мерина. Весьма примечателен раздел в последней главе, название которого можно перевести так: "Что позволило Андрианампуйнимерине осуществить объединение Имерины". Первой, главной причиной названа судьба, ибо "будущий король родился в месяц альахмади и его судьба вела его, помогала ему и сделала единственным властелином Имерины: народ, в свою очередь, следовал за судьбой Андрианампуйнимерины, и судьбы короля и народа взаимодействовали в гармонии"20.

        Среди прочих причин, способствовавших успеху короля, был назван такой фактор, как завещание деда, обеспечившее легитимность его правления. На протяжении всего повествования об Андрианампуйнимерине упоминания, а то и целиком весь текст этого завещания встречаются настолько часто, что это даже наводит на определенные подозрения. Ведь этого бы не потребовалось, если бы ни у кого не было ни малейших сомнений относительно законности захвата власти Рамбуасаламой. Но сомнения такого рода, видимо, существуют, и некоторые историки склонны считать его узурпатором, поскольку ему, согласно тому же завещанию, полагалось унаследовать трон лишь после смерти Андриандзафи. И сам автор "Истории Королей" признает, что некоторые люди говорили о Рамбуасаламе: "Племянник Андриандзафи нанес своему дяде удар копьем в спину". На что Андрианампуйнимерина отвечал: "Я вовсе не наносил удара в спину; Андриамбелюмасина благословил меня на царствование, ибо, отдав Андриандзафи день, он оставил мне вечер, поэтому королем должен был стать я"21. И он сделал все, чтобы "вечер" наступил как можно быстрее...

        Царствованию Андрианампуйнимерины в "Истории Королей" отведено два тома из четырех22. Первый из них посвящен его борьбе за власть в Имерине, войнам с многочисленными соперниками - соседними правителями. Войны эти закончились победой Андрианампуйнимерины и созданием крупного и сильного государственного образования в районе Центрального Плато. Второй том, на мой взгляд – наиболее интересный, рассказывает о государственном устройстве нового объединенного царства. На основе нововведений, произведенных Андрианампуйнимериной в области государственного управления, судопроизводства, торговли, сложилась система, при помощи которой в течение многих лет регулировалась государственная и общественная жизнь в Имерине - вплоть до объявления Мадагаскара протекторатом Франции в 1896 г.

-13-

       Раздел этого тома, посвященный законам Андрианампуйнимерины (или Нампуйны, как называли его в народе), представляет наибольший интерес, в особенности для историков, занимающихся исследованиями в области традиционного права и его трансформацией в процессе развития государственности. Из "Истории Королей" можно почерпнуть богатейшую и подробнейшую информацию о реформах и нововведениях Андрианампуйнимерины в области права и судопроизводства.

     Впервые в истории Имерины и Мадагаскара были сформулированы законы, единые для всего государства. Правда, они (речь идет прежде всего о "Кодексе 12 статей", в котором перечисляются двенадцать наиболее тяжких преступлений, а также наказания, полагающиеся за их совершение) не были зафиксированы письменно. Первым письменным кодексом, опирающимся в основном на законы Андрианампуйнимерины, стал принятый в 1828 г. "Кодекс 48 статей", изданный королевой Ранавалюной I. В нем были зафиксированы итоги правления Андрианампуйнимерины и его сына Радамы I, а также старые и новые законы, касающиеся уголовных преступлений, семейно-брачных отношений, вопросов наследования, земельного права, регулирования отношений между различными социальными группами населения. В "Кодексе 48 статей" было закреплено установленное Андрианампуйнимерино