КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Музыка и танцы (справочник)

МУЗЫКА И ТАНЦЫ

        Музыка. На Мадагаскаре звучат мелодии и ритмы всех культур (азиатской, африканской, арабской, европейской). Каждый район демонстрирует свои музыкальные особенности, связанные с преобладанием той или иной культурной традиции. Например, плавность и лиричность песенных мелодий со спокойным ритмом и преобладающей ролью «валихи» в оркестровке, характерны для жителей Высокого плато (потомков переселенцев из Индонезии). Там же зародилось искусство народной оперы, в котором слились воедино азиатская пластика и африканская танцевальная традиция.

     Быстрая ритмичная музыка сакалава преобладает на западе острова. Это самая популярная танцевальная музыка — «салеги» (в ритме 6/8 или 12/8). «Цакипи»— песня и танец, распространенные на юго- западе, в области вокруг Тулиари, характеризуются чисто африканским ритмом. Главным исполнителем «цакипи» является гитарист, ему аккомпанируют барабаны (в ритме 4/4) и женский голос. На стиль гитаристов явно повлияла игра на «валихе». Характерным для юга острова является ритмичный и воинственный песенный стиль пастухов народности бара — «сахетрака». У антандруи существует традиционная музыка — «циндзака рудурингал», исполняемая во время соревнований по борьбе.

      Песня на Мадагаскаре может исполняться и соло, и дуэтом, и хором (у сакалава были известны женские хоры). Популярно исполнение хором с солистом, при этом хор ведет свою партию без вариаций, а солист импровизирует. Музыка и танцы сопровождают все главные события жизни: рождение детей, свадьбы, похороны и другие ритуальные церемонии.

      Разнообразны и многочисленны народные музыкальные инструменты. Самый простой и, вероятно, самый старый ударный инструмент был найден у народности бецилеу. Он представляет собой бамбуковый шест длиной 2,5-3 м, диаметром 6-10 см, расщепленный в нескольких местах. Шест укрепляется на двух рогульках, воткнутых в землю. По обе стороны рассаживаются исполнители, которые короткой палкой ударяют по шесту. Сила и долгота извлекаемого звука зависит от силы удара.

   Главное место среди ударных инструментов, безусловно, принадлежит барабанам разных видов. «Ампунга» — цилиндрический двухмембранный барабан длиной 45-60 см, диаметром 20-30 см. Корпус делается из цельного ствола дерева или тыквы. Покрытие (мембрана) из кожи

-262-

зебу, овцы или козы плотно натягивается с помощью веревок и закрепляется деревянными клинышками. Одна мембрана дает высокий, другая — низкий звук. По одной мембране исполнитель ударяет рукой, по другой — гибкой палочкой. Больший по размеру барабан — «ампунгабе» (60-90 см длиной и метровый в диаметре). Бьют по нему палочками с утолщенными концами. Одномембранный барабан «ниапа» обычно имеет форму песочных часов. Такие барабаны распространены по всему острову. К ударным инструментам относятся также: «амбиу» — пара палочек из розового дерева, резонирующих при ударе друг о друга; «цикадраха» — кусок бамбука с нанесенными на него поперечными бороздками, по которым водят палкой; «ципетрика» — бамбуковый стержень около 70 см длиной, по которому бьют палочками; «каимбарамбу» — пучок резонирующей травы (иногда называется «кефафа» — веник); «такурицика» — кастаньеты, «атранатрана»  ксилофон, «тапакампунга» — бубен, «куринцана» — погремушка, обычно сделанная из закрытой бамбуковой трубки или из жестяного цилиндра, которые наполняются сухими бобами.

   Струнные инструменты представлены несколькими видами. Одним из самых традиционных и типичных инструментов является «валиха». Она представляет собой цилиндрический корпус из бамбука, по всей длине которого натягиваются от 16 до 21 струны в зависимости от размера корпуса на равном друг от друга расстоянии. На струнах играют попеременно левой и правой рукой. При соответствующей настройке на «валихе» можно играть в диапазоне двух полных октав. Внешним видом «валиха» напоминает фагот, а манерой игры на ней — арфу. Исторически она могла прийти на остров от малагасийских предков из стран Южной Азии (Вьетнам, Филиппины, Индонезия). С XV в. «валиха» занимает центральное место на религиозных и мистических церемониях, используется для погружения в транс при общении с духами. В XIX в. «валаха» утвердилась при аристократических дворах, но социальные ограничения с годами ослабевали. Самыми известными солистами-исполнителями на «валихе» в XX в. являлись: Зезе (Рабенза Равелунандру), Жюстен Вали (Ракутундразуа), Сильвестр Рандафисон, а также певица Мама Сана. Из ансамблей следует назвать трио «Ратуву» и ансамбль «Акумбалиха» из 11 человек, игравший еще в 30-е годы XX в. В 2002 г. солистка ансамбля «Тарика» Анита организовала школу бесплатного обучения молодежи игре на «валихе» при Центре искусства и культуры.

      Родственница «валихи» — «марувана» — двухсторонняя прямоугольная цитра в виде коробки. Среди струнных инструментов распространены

 -263-

также различные виды лир. Это «дзедзилава» — однострунный музыкальный лук с небольшим резонатором из тыквы; «луканга вуатаву» — двух- или трехструнный инструмент с таким же резонатором, популярен у бецилеу, бецимисарака, бара; «дзедзи вуатаву» — оригинальный, двухсторонний (по три струны с каждой стороны) щипковый инструмент с большим резонатором из тыквы.

     Аналог скрипки — «луканга бара» произошел от арабских и южноафриканских инструментов в форме коробок и существовал до контактов с европейцами. Тогда же возник инструмент «кабуси» — род небольшой, часто квадратной гитары с 4-6 струнами. Настраивается она в терцию, звук похож на звук мандолины. Первоначально имела овальный корпус из панциря черепахи, потом стало применяться дерево. Иногда для изготовления корпуса используются емкости из-под горючего, а струн — стальная или рыболовная леска. «Кабуси» — популярный инструмент среди молодежи, особенно распространен в центральной и восточной части острова среди антала и бецилеу. Популярным современным исполнителем на «кабуси» является Жан Эмильен, получивший известность в Ангулеме в 1991 г. на ежегодном Музыкальном фестивале исполнителей африканских стран (МАСА), который проводится Агентством международной франкофонии. Он исполняет традиционные песни народов, проживающих в различных провинциях острова.

    Из духовых инструментов наибольшее распространение получили различные виды дудок (из рогов домашних животных) и флейт. Как духовой инструмент, особенно при ритуальных обрядах, используется «кирьюка» — морская раковина. Флейты традиционно изготавливались из бамбука, обработанного изнутри раскаленным железом. Есть флейты с тремя («фарари»), с шестью, а иногда с семью отверстиями (одно — для большого пальца с нижней стороны инструмента). «Тахитахи» — крошечные флейты из дерева, тыквы или бамбука. Но самым популярным духовым инструментом является «судина» — большая флейта. Первоначально она изготавливалась из бамбука, впоследствии появились «судины» из металла и пластика. Играть на ней можно как на поперечной и как на продольной флейте. Прославил «судину» Ракуту Фрах (Ф.Рабезава, 1925-2000), старейшина малагасийской музыки. Он родился в центральной части острова — на родине мерина. С семи лет начал играть на «судине». В возрасте 20 лет переехал в Исутри — цитадель театра «Хира гаси». Вскоре создал свою группу (квартет), написал более 700 музыкальных произведений. Общественное признание нашло выражение в том, что его портрет был напечатан

 -264-

на малагасийской тысячефранковой банкноте. Французский кинематографист Жан-Мишель Каре посвятил ему фильм «Красный остров». В 90-е годы Ракуту Фрах объездил с гастролями Европу, США, побывал в Японии.

       Шестидесятые годы XX в. ознаменовались вторжением на остров рок-н-рола, модным стало петь на английском и французском языках. Возвращение к малагасийской песне началось в 1972 г., когда появилась группа «Махалеу», которая приступила к поиску музыкальных форм, соответствующих национальной культуре. Один из основателей группы — Дама (Зафимахалеу Расулуфудраулулу) — не только известный исполнитель, но и автор популярных песен. В 1993 г. он был избран депутатом Национального собрания от Антананариву. В последние годы лидер группы осуществлял сольные проекты, включавшие записи с блестящим отечественным гитаристом Д’ Гари (Э.Рандрианаусулу).

     В 80-е годы популярность получил композитор и мульти-инструменталист Русси (П.Б.Рахасиманана). Он играет на аккордеоне, гитаре, кабусе, валихе, апунге. Музыкальную карьеру начал с «вакисуава», традиционного пения a cappella, когда ритм задается хлопаньем в ладоши. В музыкальных композициях Русси народные ритмы сливаются с современной музыкой. Самые известные из его композиций — «Бал кабуси», «Сира-Сира» написаны в ритмах «салеги». На фестивале МАСА-93 песни на малагасийском языке в его исполнении имели большой успех.

     В начале 90-х годов на музыкальном небосклоне вспыхнула новая звезда — ансамбль Тарика Самми (с 1994 г. — «Тарика»). Возглавляет его Анитра Расуанаиву, которая не только поет, но и пишет песни совместно с сестрой Нуру. Коллектив завоевал огромную популярность не только в своей стране, но и за рубежом. По результатам опроса, проведенного журналом «Тайм», «Тарика» в 1997 г. вошел в десятку лучших ансамблей мира. Характерной его чертой является уникальное современное звучание традиционной народной музыки разных районов Мадагаскара, широкое использование народных инструментов. Ансамбль неоднократно выезжал на гастроли в Европу и США, участвовал в международных музыкальных фестивалях. Записанный ансамблем альбом «Фанафуди» познакомил слушателей всего мира с малагасийской музыкой, а также с национальной культурой. Песня «Фамадихана» из этого альбома отдает дань уважения известной церемонии перезахоронения умерших родственников.

-265-

      Из последних явлений музыкальной жизни Мадагаскара можно отметить вокалиста Рики и ансамбль «Тута», который придает новое звучание старинным традиционным песням «Вакудразана»; популярного певца и музыканта Лего (Андриамандреси Хасивелу Румеу), который с успехом выступал на фестивале МАСА-2001; группу «Гамана», популярность которой основывается на сохранении традиций.

     Кроме солистов и групп, использующих традиционную народную музыку, на Мадагаскаре есть рок-группы, а также группы, играющие в стиле хип-хоп. Рэп исполняется в основном на малагасийском языке. В течение девяти лет проводится ежегодный рэп-фестиваль. Многие радиостанции передают рэп-музыку. Малагасийская группа «Спешиалистс» гастролировала во Франции.

      Танцы. На Мадагаскаре народные танцы подразделяются на мужские и женские. Мужские («дихин-даи») — «дада», «тутуребика», «дзайку» — в основном ритмические. Женские («дихим-бави») — «диамбуку», «циписандри» — сопровождаются плавными движениями рук и плеч. Некоторые танцы имитируют движения животных и птиц, например «мисудиха» (порхающая птица), «циндзака банаике» (на коне).

    Многие современные музыкальные ансамбли в своем репертуаре имеют народные танцы. Среди них две группы с юга острова, знакомящие публику с музыкальной культурой антандруи: группа «Вауви», выступающая с 1973 г. в жанре традиционного малагасийского пения с использованием народных инструментов и танцев, и группа «Вилун Андруи», созданная в 1990 г. На фестивале МАСА-2001 г. она открыла «душу юга» в зрелищном спектакле.

    Особенно ярко народные традиции представлены в танцевальном ансамбле «Дернес», созданном в 1994 г. Ансамбль активно участвует в ритуальных церемониях, выступает в школах и т.п. Группа старается поднять интерес к культуре страны, в том числе на международном уровне (в частности, на гастролях в Японии). Артисты выступают в костюмах бецилеу, воспроизводя широкий спектр традиционных народных танцев. В 2001 г. появился молодой танцевальный коллектив «Дзамука компани», который выступает в Центре искусств и культуры.

     Современная хореография представлена творчеством «Рари компани» во главе с хореографом Арири Андриамурациреси. Этот коллектив участвовал в смотре хореографических произведений стран Восточной Африки и Индийского океана — «Санга», проходившем в ноябре 1999 г. на Мадагаскаре. В нем приняли участие около 100 танцоров и хореографов, а также большое количество журналистов и

 -266-

специалистов. В финале конкурса выступили 10 коллективов, среди них «Рари». На фестивале МАСА-2001 она показала спектакль «Мпирахалахи мианала» («Несколько тех, кто составляет целое»), про-
демонстрировав хорошую пластику, эмоциональность и поэтичность. В марте 2003 г. труппа выезжала с этим спектаклем на гастроли в Дакар. Второе произведение, показанное труппой, — «Дихи Циамин'Апунга».

   Музыкальные коллективы страны участвуют в ежегодном (май- июнь) традиционном музыкальном фестивале «Дуниа» в Нуси-Бе, в фестивале современной музыки «Гасицара», который проводится в Антананариву (ноябрь-декабрь) и др.

     В сентябре 2002 г. в Антананариву открылся Малагасийский центр искусств и культуры «Антшоу», организатором и спонсором строительства которого стала Анитра Расуанаиву. Центр призван сохранять
и развивать малагасийское искусство. В Центре выступают артисты, художники, работают мастера художественных промыслов, действует музыкальный салон (проводятся концерты, встречи и т.п.), школа игры на «валихе», функционируют репетиционные залы для музыкальных коллективов. В ресторане при Центре знакомят с национальной музыкой.