КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Театр и кино (справочник)

ТЕАТР И КИНО

   Театр. Театральное искусство на Мадагаскаре развивается по нескольким направлениям. Самая старая форма театра «Хира гаси» — традиционный музыкальный театр — возникла на рубеже ХVIII-ХIХ вв. в период Имерины как единого сильного государства. Тогда на работах по расчистке земель под сельскохозяйственные культуры, строительстве плотин было занято множество людей. Для поднятия их духа, организации отдыха и передачи королевских указаний направлялись лучшие ораторы, певцы и танцоры. Возникал своеобразный конкурс между группами артистов, прибывшими из разных мест, вырабатывались определенные правила. Представлениями «Хира гаси» руководил автор музыки и слов. В одном спектакле «Хира гаси» могло разыгрываться несколько тем (индраи мидитра), каждая из которых проходила последовательно через пять фаз:

«саситеа» — в течение десяти минут под аплодисменты и аккомпанемент барабанов мужчины занимали место на сцене, а женщины надевали костюмы красного, зеленого или лилового цвета. Костюмы создавались по моде, существовавшей во дворце, — смесь традиционного малагасийского и европейского стилей;

«кабари» — ведущий (мпикабари) снимает шляпу и объявляет о начале спектакля, приглашая артистов под музыку занять место на сцене, затем в течение пяти минут знакомит зрителей с темой спектакля;

«ренинра» — в течение часа или больше под аккомпанемент музыкантов артисты пением и пантомимой развивают тему;

«дихи» — выступление танцоров или акробатов, или «цикандихи» - выступление танцора-солиста в течение 15 минут, после чего объявляется о конце представления;

«захакира» — заключительный дивертисмент в течение 20 минут.

      Таким образом, представление идет по четкому сценарию. Возможности для импровизации имеет только «кабари». Для того чтобы спектакль действительно удался, в представлении должны участвовать по крайней мере две труппы, соревнующиеся в мастерстве в трех выходах:

 -251-

— первый выход («вакисеатра»), когда каждая труппа представляет интерпретацию одной и той же темы;

— второй («саси-кира»), когда интерпретируется другая, более острая тема;

— третий («вакудразана») завершает спектакль.

    Спектакль «Хира гаси» может продолжаться с утра до вечера, он может служить как для выявления общественного мнения по каким-то вопросам, так и частью религиозных церемоний. Сценой часто бывает деревенская площадь. Многочисленные труппы традиционного театра объединены в Ассоциацию «Мпихира гаси», которую возглавляет Рамилисон, крестьянин-артист с 40-летним стажем. Труппа, возглавляемая Рамилисоном (настоящее имя Тарика Рамилисон Фенуариву), созданная в 1960 г., выезжала с гастролями во Францию в 1993, 1995 и 1996 гг.

       Классический театр, известный также как «Театр 30-х годов», соединил в себе наследие европейского драматического театра и французской оперетты. В нем придерживаются трех принципов: нравоучительной направленности, музыкального и визуального воздействия (особое внимание уделяется костюмам и декорациям). В репертуаре театров такого типа много пьес малагасийских авторов 30, 40, 50-х годов XX в. Драматурги А.Ракутубе, Н.Рабемананцуа, Ж.Радзуру, РЛндрианзафи одновременно были и актерами, и музыкантами, и руководителями трупп. Большой вклад в развитие национальной драматургии внес видный поэт и общественный деятель Ж.-Ф.Рабеманандзара.

   В своих пьесах 40-50-х годов («Малагасийские боги», «Мореходы зари», «Агапы богов Тритривы») он показывает Мадагаскар перед французской оккупацией. Поэт испытывает ностальгию. Возвращение к истокам свидетельствует об уважении к прошлому острова. Именно в его пьесах раскрывается малагасийская психология, он лучше всех оживляет легенды, которые выражают все мистическое и таинственное на Мадагаскаре.

  Одиннадцать театральных трупп классического направления, профессиональные или полупрофессиональные, объединены в ассоциацию, они регулярно, по воскресеньям, выступают в муниципальном театре Антананариву, который был открыт в 1899 г.

  Существующий на Мадагаскаре франкоязычный театр помимо прочего стремится поддержать франкоязычную литературу, расцвет которой пришелся на 80-е годы XX в. Этот театр не раз выходил победителем в международных конкурсах Французского радио. Он представлен в основном полупрофессионалами и одаренными любителями,

 -252-

гастролирующими как в своей стране, так и за рубежом (Коморы, Франция, Италия). Находясь в поиске, он связан с университетской средой, такими культурными организациями, как Французский Альянс, культурные центры Германии, Америки, Франции. Основными принципами, которые использует театр, являются коллективное творчество, максимальный охват сценического пространства. Дюжина трупп этого театра в начале 90-х годов объединилась в Творческую театральную ассоциацию и в Ассоциацию малагасийских театров на французском языке (1992), которые, правда, распались через пару лет. В настоящее время театральные труппы этого направления действуют независимо: каждая труппа ставит две пьесы в год. Наиболее активными являются:

      «Дзухари компани», в которой всего шесть актеров, неоднократно участвовала в театральных фестивалях (в 1988 г.— во Франции; в 1994 г. — на фестивале малагасийской культуры в Берлине, в 1995 г. — в Бенине). Один из последних спектаклей — «Она» отражает сильное влияние традиционного театра. Тема взаимоотношений человека с окружающей средой сопровождается многочисленными музыкальными номерами.

     Труппа АТАФ (Atelier Théâtre de l'Alliance Française) создана в 1988 г. в Антананариву (в 1985 г. — в Анцирабе). В ее репертуаре драмы, комедии, сказки малагасийских авторов, а также пьесы Мольера и других мировых классиков (в Анцирабе в 1994 г. был поставлен «Юбилей» по Чехову). Труппа выезжала на гастроли на Реюньон, Коморы.

      Труппа АТЕА (Atelier Théâtre de l'ASCUT) объединяет студентов Университета Антананариву. Ее цель — познакомить иностранцев с малагасийской культурой, а малагасийцев — с мировой. Труппа дает представления в Культурном центре Альбера Камю на французском и малагасийском языках. В ее репертуаре есть «Чайка» А.П.Чехова.

      Самая популярная труппа театра «фолк» - «Ланди Вула Фуци» создана в 1973 г. профессором Университета Антананариву из полупрофессионалов. Ее 15 артистов владеют разнообразными театральными формами: от драматической до «Хира гаси». В репертуаре театра наряду с классическими (Брехт, Мольер), находятся традиционные и современные пьесы. Спектакли идут на малагасийском и французском языках.

    Для театральной жизни Мадагаскара характерен постоянный поиск новых форм. Необычная труппа кукольного театра работает в г. Махадзанга. Труппа «Салуки» под руководством Дж.Ракутухеринаина была

 -253-

создана в 1996 г. в рамках совместного малагасийско-германского проекта в области здравоохранения. Шесть артистов со своими куклами путешествуют по провинциям, выступая в основном в сельской местности, лишенной телевидения и радио. Комбинируя традиционные сюжеты с медицинской пропагандой (планирование семьи, борьба со СПИДом и т.д.), артисты добиваются двойного эффекта — развлекают и просвещают.

  Кино. Рождение малагасийского кинематографа произошло в 1957 г., когда был создан первый, не сохранившийся до наших дней фильм, «Гитрам Балафоци». До этого французские режиссеры и операторы снимали в основном видовые фильмы. В 60-е годы XX в. возникают независимые компании кинопроката, создается национальная компания «Сосьете де синема де Мадагаскар», выпускающая документальные фильмы.

      Правительство Д.Рацираки, пришедшее к власти в 1975 г., предприняло ряд мер для развития национального кинопроизводства и кинопроката: создавались студии и кинолаборатории; закупалось оборудование и аппаратура; была введена государственная монополия на импорт и прокат кинофильмов; расширилась сеть государственных кинотеатров. В 1976 г. было создано Малагасийское управление кино и при нем центр учебных фильмов.

   Начинают выходить отечественные фильмы: короткометражная лента «Происшествие» (реж. Б.Рамампи, 1973) была премирована на фестивале африканского кино в Уагадугу в 1973 г.; фильм «Возвращение» (реж. С.Рандрасина, 1975) получил премию на франкофонном фестивале в Динаре. Полнометражный документальный фильм «Фитампуа» (реж. Ж.К.Раага и Ж.Ломбар, 1979), рассказывающий о народных традициях и обрядах, был отмечен призом на кинофестивале в Ташкенте в 1980 г.

     В 80-90-е годы XX в. заметным явлением национального кинематографа стало творчество режиссеров Б.Рамампи и Р.Радзаунаривелу. Лента «Дахалу» (реж. Б.Рамампи, 1985) демонстрировалась на фестивале в Уагадугу. Этому же режиссеру принадлежит фильм «Цена мира» (1987). Основная тематика творчества Б.Рамампи — деревенская жизнь, обличение и критика социальной несправедливости.

    Фильм «Таба-Таба» (1988) режиссера Р.Радзаунаривелу, посвященный восстанию малагасийцев против французского колониального господства в 1947 г., демонстрировался на Каннском кинофестивале в 1989 г. и принес создателю признание его таланта. В 1996 г. вышел новый фильм этого режиссера «Когда звезды встречаются с морем», созданный совместно с французскими кинематографистами. В нем

-254-

рассказывается история молодого человека, обладающего сверхъестественными способностями, занятого поисками своего места в жизни; красиво показана природа Мадагаскара. Фильм демонстрировался на кинофестивалях в Каннах и Сан-Себастьяно в 1996 г

      В 1989 г. вышел фильм совместного франко-малагасийского производства «Ангану…. Ангану...» о народных сказителях Мадагаскара в соответствующем социальном и географическом контексте. В фильме сказки переплетаются с картинами повседневной малагасийской жизни, которая их породила и которую они, в свою очередь, объясняют.

     В 2000-2002 гг. на экраны страны вышло несколько новых фильмов режиссера Г. Рандрианиеренана. Среди них первая малагасийская кинокомедия «Ралайтавин’дравау» (2001), рассказ о простом человеке, который, чтобы отправить свою дочь за границу, воспользовался деньгами своего хозяина, находящегося в отъезде.