КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Литература (справочник)

ЛИТЕРАТУРА

    На протяжении столетий в силу естественной изоляции острова малагасийская литература развивалась в отрыве от мировых культурных влияний. В глубокой древности сложилось устное поэтическое творчество. Оно отражало окружающий малагасийцев уникальный мир, их верования, культурные традиции и жизненный уклад. Это были «кабари» (поэтические речи), «айнтени» (стихотворные импровизации на заданные темы), специфический песенный жанр «тунункалу», сказки, пословицы, поговорки.

    Первыми письменными памятниками можно считать рукописи, записанные арабской графикой, — так называемые сурабе. Самые ранние из них относятся к XII в. Они включают исторические хроники, религиозные и магические тексты, легенды, мифы. Техника письма считалась привилегией особо посвященных, ревниво охранялась жрецами катибу. Поэтому арабская графика не получила широкого распространения. Однако известно, что в первой четверти XIX в. при Радаме I она употреблялась для дипломатической и торговой переписки и составления дворцовых хроник.

       Распространение христианства в начале XIX в. вызвало глубокие изменения в духовной жизни малагасийцев, породило новую литературу, в которой главную роль стали играть Библия и христианские ценности.

       С прибытием на Мадагаскар миссионеров началось распространение грамотности. Были открыты школы (1820), введен алфавит на латинской основе (1823), появилась типография (1827). Первыми изданиями были жития святых, сборники молитв и другая религиозная литература. Перевод Библии на малагасийский язык (1835) стал основой для дальнейшего развития малагасийского языка и литературы.

 -235-

  Издаются словари и грамматики малагасийского языка, включавшие образцы устного народного творчества. Пробуждается интерес к истории страны, к фольклору. Публикуются «Пословицы предков» (1871), «Малагасийские кабари» (1873), «Малагасийские обычаи» (1876), трехтомная «История королей» (1872-1883). Издана «История и обычаи» (1896) Райнандриамампандри (настоящее имя Рабезандрина, 1836-1896) — одна из первых книг, написанных малагасийским автором.

     Авторами литературных произведений были пасторы или люди, воспитанные в миссионерских школах. Первыми образцами поэзии стали религиозные гимны. Английские миссионеры обратили внимание на музыкальность малагасийцев и избрали для своих проповедей простую, напевную форму гимнов.

       При Ранавалуне I, когда христианство было запрещено, школы закрыты, а миссионеры изгнаны из страны, верующие собирались по ночам, молились и пели гимны, которым их обучили священники. Однако вскоре они поняли, что английские гимны не передают в полной мере состояние их души, и начали сочинять свои. Большинство гимнов были анонимными — авторы боялись преследований. По содержанию гимны представляли собой популяризацию основных положений христианства.

      После смерти Ранавалуны I кончилось 33-летнее гонение на верующих, и Мадагаскар вновь широко открыл двери миссионерам самых разных конфессий. В литературе этот период назван «золотым веком религиозных гимнов». Протестанты выпустили переработанное издание своих сборников в 1870 г., лютеране — в 1875 г., католики и англикане — в 1876 г.

     Протестантские миссионеры Ричардсон, Даль, Дж.Сьюэл и другие кодифицировали правила английского стихосложения применительно к малагасийскому языку, отказались от волнообразного ритма «айнтеней». Стихи стали рифмованными и подчинялись правилам западного стихосложения. Возникла целая школа поэтов, пишущих гимны, — Радзаунари, Андрианайвуравелуна, Рабари и др.

      Появились и светские стихи. Большинство их были утилитарно-просветительскими: разъяснялись основы бытовой культуры, осуждались пороки (самым известным был антиалкогольный стих Радзаунари «Азбука алкоголика», 1880).

       В колониальный период изменился весь уклад жизни малагасийцев. Рождался новый мир, с новыми ценностями. Произошло отделение церкви от государства. В 1905 г. губернатором колонии стал Виктор

 -236-

Оганёр, светский, франкмасон. Он выступил против культурной монополии церкви. Стала расширяться пропаганда научных знаний и светского образования. В школах начали преподавать французский язык и иностранную литературу. Молодые люди посылались для завершения образования во Францию и Англию. В 1902 г. была создана Малагасийская национальная академия, сыгравшая большую роль в развитии малагасийской литературы.

     Чтобы не потерять свое влияние, церковь искала новые литературные формы. Так появился жанр нравоучительных рассказов. Они строились по принципу традиционной сказки как расширенного варианта пословицы. Рассказ представлял собой развернутое изложение библейского стиха. Авторы вдохновлялись общими идеями и образами, почерпнутыми из Библии, персонажи часто носили библейские имена.

      Зарождение жанра повести поначалу также было связано с миссионерской деятельностью. Авторы все больше стали обращаться к сюжетам из реальной жизни. Образцом формы, структуры и содержания повести была религиозная аллегория Дж.Беньяна «Путь паломника», переведенная на малагасийский язык в 1877 г. Это был симбиоз сказки и христианской проповеди. В центре повествования — человек, который не может устоять перед греховными соблазнами (алкоголь, легкомыслие, азартные игры) и за это наказывается. На его примере разъясняется, как не надо себя вести. Повести отличались простотой и лаконичностью.

    Наряду с повестями и рассказами появляются первые опыты драматургии. Ее становлению способствовало знакомство с западноевропейским театром, прежде всего французским. Народная драма приобретает западную форму, как внешнюю (разбивка на акты и сцены), так и внутреннюю (экспозиция, развитие действия, развязка). Рождается новая драматургия — нравоучительные драмы и комедии, религиозные по духу, светские по форме, сочетающие бытовой сюжет с дидактическими поучениями. На первом месте — темы любви и родственных отношений (фихаванана), что свидетельствовало о приверженности авторов традиционной драме как общественного воспитателя. Пьесы характеризовались смешением жанров и наивностью.

    Родоначальниками драматургии и наиболее яркими ее представителями были Ж.Райнизанабулулуна (1861-1938), Целатра, Дундавитра, Рабари. Целатра (Tselatra, настоящее имя Радзаунах, 1863-1931) опубликовал в газетах и журналах около 60 пьес. Писал повести. Его знаменитые пьесы «Кровная месть» («Valin-dra»), «Зефина и Арманд» и «Принц Марко» стали образцом подражания для многих поколений.

 -237-

Дундавитра (Dondavitra, настоящее имя Ш.А.Разафимахефа, 1880-1936) писал в основном комедии. Наиболее известна пьеса «Удивительное кольцо» («Peratra Mahavariana», поставлена в 1906 г.). Пьеса Рабари «Икуманда» («Ikomanda», опубликована в 1906 г.) о чудо-ребенке, одураченном блеском западной цивилизации, с успехом идет до наших дней.

   Рабари (Rabary, 1864-1947) — пастор, историк, автор многочисленных книг, главный редактор журнала «Советник» и газеты «Луч света», известен и как романист. В 1906 г. в журнале «Мыслитель» опубликовал роман «Младшая сестра» («Raketaka Zandriko»). В том же году в газете «Французско-малагасийские новости» появился роман А.Равуадзананари «Андрозикели» («Androzikely»). Романы имели просветительскую направленность. С художественной точки зрения это было подражание западноевропейским образцам.

   Значительным событием в жизни малагасийского общества, воспитанного на британском ригоризме XIX в., явилось появление в первое десятилетие XX в. независимых газет и журналов, в том числе «Насмешник» («Ny Basivava», 1906), «Мыслитель» («Ny Mpandinika», 1906), «Мадагаскар пробуждается» («Mifoha i Madagasikara», 1907), «Золотой колокольчик» («Lakolosy volamena», 1910), «Солнце» («Ny Masoandro», 1910), «Луч света» («Ny Mazava»). Они формировали национальное сознание читателей, знакомили с социальной, культурной и научной жизнью европейских стран. Журналы стали иллюстрироваться литографиями. Появились многочисленные литературные колонки. Поэты и писатели стремились уйти от религиозной тематики. Наступил период «новой» малагасийской литературы.

      Начало XX в. ознаменовалось освоением достижений мировой культуры. Отчетливо выявились два направления в общественной и литературной жизни Мадагаскара. Многие писатели и поэты в силу полученного образования, миссионерского воспитания проявляли лояльность по отношению к властям и публиковали произведения, восхваляющие Францию и европейский образ жизни, с целью «цивилизовать» читателей. Им противостояли литераторы, обеспокоенные культурной ассимиляцией. Они искали пути развития общества, не отступая от традиционно малагасийских ценностей и опираясь на них.

      Особую роль в становлении общественной мысли сыграли газеты «Насмешник» и «Золотой колокольчик», возглавлявшиеся видными литераторами и журналистами Стеллой (Stella, настоящее имя Э. Андриандзафитриму, 1881-1951) и Юпитером (Jupiter, настоящее имя Ж.Райнизанабулулуна, 1861-1938). Вокруг них сформировался литературный кружок свободомыслящей молодежи. Стелла учил молодых

 -238-

мастерству, призывал писать раскованно, с юмором, избегая проповедей.

     В поэзии сложился новый стиль, где западная «рассудочность» совмещалась с образностью и эмоциональностью, характерными для «айн-тени». Были отброшены европейские размеры, чуждые самой структуре малагасийского языка (анапест, дактиль). Стали употребляться новые стихотворные размеры, типичные для традиционной поэзии («таралила», «кидаумбарамбита кидаумбита»). Малагасийская поэзия стала светской. Преобладали три главные темы: жизнь, любовь, смерть.

      Одним из самых ярких представителей свободомыслия был Ни Авана (Ny Avana), настоящее имя Ни Авана Раманантуанина, 1891-1940). Он публиковал стихи во многих газетах и журналах и быстро приобрел популярность. Одно время был главным редактором газеты «Новый путь». Писал о надежде, мужестве, любви к родине, женщине. В его творчестве нашли отражение умонастроения малагасийской интеллигенции, у которой восхищение европейцами сменилось стремлением к возрождению собственной самобытной культуры. В иносказательной форме он призывал к освобождению от колониального господства (стихотворение «Песни надежды» и др.). В целом же его поэзия проникнута безотчетным чувством тоски и печали (традиционные малагасийские «эмбуна» и «анина»). Пытаясь уйти от действительности, Ни Авана искал совершенство «где-то там» («ани у ани»).

     Многие литераторы этого направления вошли в ВВС, первую политическую организацию Мадагаскара, выступившую за независимость страны. После ее разгрома в 1915 г. Андриандзафитриму, Равелудзон, Рацимисета, Ни Авана, Родпиш и другие поэты и писатели были отправлены в тюрьмы и ссылку. Большинство газет и журналов (в том числе «Золотой колокольчик» и «Луч света») были закрыты. Строгая цензура на десятилетие парализовала дальнейшее развитие литературы.

       1922 год считается началом нового периода в истории малагасийской литературы. Из ссылок стали возвращаться писатели и поэты. Тон поэзии тех лет передает некоторую покорность, смирение со своим угнетенным положением. Поэты стараются держаться в стороне от политики. Чувство потери национальной самобытности усугублялось многолетней эпидемией чумы, которая унесла тысячи жизней. С болью и грустью писали о вымерших деревнях, разрушенных домах, покинутых могилах предков. Это направление получило название литература «покинутых деревень» («ни танана холу»).

      В поэзии преобладала любовная лирика, часто окрашенная в мрачные тона тоски и печали. Но если раньше тоска не имела видимых

 -239-

 

причин, то теперь она стала конкретной — это тоска по любимой, по родным деревне, городу и т д. Почти все поэты этого поколения в той
или иной степени испытали влияние как классической, так и декадентской французской поэзии. Это нашло отражение в творчестве С.Ратани (Ratany, 1901-1926), Миозотиса (Myosotis, 1910-1997), Ф.Радзауферы (Rajaofera, 1902-1968), Ж.Наривуни (Narivony, 1898-1978).

   Жан Наривуни (настоящее имя Радзаунаривуни) писал нежные, сентиментальные стихи. В 1926 г. вместе с Родлишем выпустил антологию малагасийской поэзии «Избранное» («Amboara voafantina»), в которую наряду с его стихами вошли произведения крупнейших малагасийских поэтов (Ни Аваны, Рабеаривелу, Миозотиса, Докса, Занамиотры и др.). В своих пасторальных, порой дидактических стихах он воспевал чистую, возвышенную любовь, иногда счастливую, подчас печальную («Там вдали Анкаратра»,«Inу Ankaratra iny»; «Вечер» в сборнике «Восточные песни», «Kalokalo Tatsinanana», 1929 г.), рисовал идиллические картины родного Мадагаскара, который сравнивал с раем («Райский остров Мадагаскар», «Madagasikara, nosin-java-tsoa» в «Сборнике стихов», «Amboaran-tononkalo», 1966 г.). Кроме того, написал две пьесы и роман.

    Создание газеты «Новый путь» («Ny Fandrosoam-baovao», 1927) положило начало литературному движению «в поисках утраченного» («hitady ny very») во главе с ведущими поэтами и писателями страны (Ш.Радзуэлисулу, Ни Авана, Ж.Ж.Рабеаривелу). На протяжении нескольких лет они вели литературную колонку, где призывали противостоять духовной ассимиляции и возрождать традиционные культурные ценности. Ни Авана резко осуждал литераторов, которые слепо копируют все иноземное, пренебрегая наследием предков. Жан-Жозеф Рабеаривелу (Rabearivelo, 1901-1937), однако, не отрицал целиком западничества, был убежден в обогащающей роли иностранной литературы и необходимости освоения культурного богатства европейских
стран.

   Ж.Ж.Рабеаривелу — крупнейший малагасийский поэт. Его творчество характеризуют чистота образов, изысканность стиля, ритмическое богатство стиха. Он родился в небольшом городке, неподалеку от столицы, в обедневшей аристократической семье. Учился в Коллеже Сен-Мишель в Антананариву. Перепробовал несколько профессий. Начал печататься в 1915 г. на французском и малагасийском языках. Его раннее творчество складывалось под сильным влиянием французской романтической и неоромантической поэзии. Первые стихи (сборники

 -240-

«Чаша пепла», 1924; «Сильфы», 1927; «Книги», 1928) написаны в классических европейских формах, отмечены яркой образностью, романтической символикой пейзажной лирики. Основные мотивы  — щемящая тоска и одиночество, раздумья о жизни и смерти, бегство от действительности. В 1930-1931 гг. издает свои собственные газеты «Козерог» («Capricorne») и «20-й век» («20е siècle»). Поэзия 30-х годов отмечена мистикой и символизмом (сборники «Полусны», «Saiky-nofy», 1934; «Подслушанное у ночи», «Nadika tamin'ny alina», 1935).

       В конце жизни Рабеаривелу обращается к мотивам и образам родной земли. Опубликованные посмертно сборники «Старинные песни страны Имерина» (1939) и «Наследство» (1957) настолько близки народному жанру «айнтени», что создается впечатление перевода. Кроме лирики написал также эссе «Дети Орфея» (1931); пьесы «Имайнцуанала» (1935), «У ворот города» (1936), «Песни для Абеона» (1937) и др. Печатал стихи на малагасийском языке в газетах и журналах «Мыслитель», «Источник», «Восток», «Новый путь». Переводил на малагасийский французскую поэзию. Судьба его трагична: он покончил жизнь самоубийством, не в силах вынести трудности существования (в конце жизни работал корректором в типографии) и мучительный душевный разлад (хотел стать певцом своего народа, но не мог порвать с европейской культурой). Его именем назван один из самых престижных лицеев столицы. Стихи Рабеаривелу переиздаются до сих пор, переводились на иностранные языки, многие положены на музыку.

       На фольклор опирается и поэзия Флавьена Ранайву (Ranaivo, 1914-1999). Темы, образы и даже ритм его стихов очень близки народным «айнтени», предельно лаконичны, часто имеют форму спора-диалога. В своем творчестве Ранайву испытал влияние парнасцев и символистов. Поэзия его характеризуется обилием ярких, неожиданных образов, параллелизмом сравнений, символов, сильных контрастов. Часто его стихи пронизывает ностальгическая печаль, тоска по утраченной стране.

      Откликнувшись на призыв движения «в поисках утраченного», поэты стали чаще обращаться к народному творчеству, слагать стихи на современные темы по образцу старинных «тунункалу», возродили ритм «кидаумбарамбита кидаумбита». Под знаком этого движения развернулось творчество Миозотиса (настоящее имя Шарль Рацарауэлина). Родился в Амбухималаза, воспитывался в доме деда, пастора протестантской церкви, что отразилось впоследствии на его творчестве. Его поэзия богата мотивами и темами народной песенной традиции («Причитания», «Твои припевы»).

 -241-

   Поэты стремились затронуть чувства читателей, пробудить в них чаяния перемен, чувство национального самосознания. С ростом национально-освободительного движения на Мадагаскаре (вторая половина 40-х годов) все сильнее начинает звучать патриотическая тема — появились стихи о страданиях народа, о национальном достоинстве, воспевались подвиги героев прошлого. Эта тема стала главной в творчестве Жака-Фелисьена Рабеманандзары (Rabemananjara, 1914-2005) — крупного поэта и общественного деятеля, известного далеко за пределами Мадагаскара.

    В прозе 1930-1950 гг. наиболее распространенным стал жанр повести и рассказа. Наблюдался отход от религиозной тематики, появился интерес к повседневной жизни человека с его невзгодами и скромными радостями. Общепризнанными были имена Хариолея (Harioley, настоящее имя Эли Рахарулахи, 1901-1949), неоднократно получавшего премии за лучший рассказ («„Боксер" и его друзья», 1922 и др.), и Рамангамалефаки (Ramangamalefaka, настоящее имя Альфред Рамандиаманана, 1886-1938), писавшего увлекательные юмористические рассказы («Женщина в вуали» («Ny voalin'ny vehivavy»), «Подчинись!» («Ianao re no maneke!»), «Черный флаг» («Faneva mainty») и др.

      Классическими образцами своего времени стали: рассказ «Поруганная честь» («Ny hajany very», 1926) Ж.Наривуни; повесть «Искры пламени» («Kilalaon'afo») Р.Радземиса-Раулисона (1913-1990), известного педагога и писателя, возглавившего Союз поэтов и прозаиков Мадагаскара (UPEM), созданный в 1952 г.; повесть «Безголосая валиха» («Valiha very fanahy») Шарля Радзуэлисулу (Rajoelisolo, 1896-1968), историка и литературоведа, оказавшего влияние на многих писателей. Он долгое время занимался журналистикой (был редактором газеты «Друг молодежи» с 1926 по 1940 г., заведовал литературной частью в газете «Новый путь»), написал исторический роман «Зори Имерины».

     Известность получила также повесть «Рыбак Раланту» («Ralanto mpanjono») Рафанухараны (Rafanoharana, 1901-1981), главного редактора газеты «Мыслитель», мечтавшего создать на Мадагаскаре что-то подобное Академии Гонкуров. Он публиковал стихи и рассказы в газетах и журналах (в 1966 г. вышел сборник стихов «Tononkalo»). Его роман «Мелисса» («Ny Veromanitra») получил вторую премию на конкурсе Малагасийской художественной литературы в 1933 г.

      Первую премию на этом конкурсе получил роман Огюста Радзаунаривелу (Rajaonarivelo, псевдоним Опост Радзон, 1890-1957) «Бина»

 -242-

(«Bina»), отличающийся простотой и изяществом стиля, соединяющий местный колорит и психологическую тонкость (трагедия девушки, покончившей с жизнью из-за неравенства происхождения с женихом).
Роман включен в список лучших произведений стран Французского союза и Магриба за 1947 г. В 1930-1950 гг. в различных журналах и газетах публиковались его непосредственные, полные очарования рассказы и повести («Зима и Весна», «Ririnina sy Lohataona», «Необыкновенная любовь», «Fitiavana hafa loatra»), проникнутые лиризмом («Валиха», «Ny Valiha») и тонким юмором («Бремя богатства», «Ny havesatry ny harena»).

     Газеты и журналы были озабочены сохранением наследия предков.
    Возрос интерес к истории. Публикации посвящаются истории, фольклору и обычаям различных народностей Мадагаскара. Даже авторы любовных и приключенческих романов часто изображают судьбу героев на широком историческом фоне (например, В.Равелумуриа).

     1922-1945 годы называют периодом классической драматургии.
     Установилась строгая регламентация жанра — своеобразный синтез народной драмы с традициями западного театра. Становление этого жанра связано прежде всего с именем Родлиша (Rodlish, настоящее имя Артур Разакаривуни, 1897-1965), чьи пьесы названы шедеврами, они сохраняют популярность до сих пор. Он впервые затронул тему неравенства происхождения («Водоворот», «Ranomody»), благородного самопожертвования (остросюжетная психологическая пьеса «Опасные игры», «Sangy mahery»).

      Повседневный быт с его комическими и драматическими чертами нашел отражение в пьесах В.Равемуриа (Ravemoria, 1886-1951). Мало кто мог сравниться с ним в комическом остроумии и хлесткой иронии. Его «Рабемангахазу» («Rabemangahazo») — поистине комедия нравов. Известны также его пьесы на исторические сюжеты («Отец Радамы в Менабе», «Радама II») и любовно-авантюрные романы.

      Одним из лучших драматургов считается Жасмина Рацимисета (Ratsimiseta, псевдоним «Trézan», 1890-1946). Необыкновенным успехом пользовались его комедии: «Скупой платит дважды» («Izay mananda no resy»), «Боязнь потерять ее» («Ny tsy amoizako azy»), «Четыре дубля» («Dobla efatra»), в которых сентиментальность сплетается с едкой остроумной насмешкой.

     Большинство же пьес (до тысячи написанных в этот период) не отличались высокой художественностью и по-прежнему оставались морализаторскими. (Впрочем, для малагасийской публики достоинство пьесы измерялось именно моральным уроком, задача драматурга —

 -243-

«показать ошибки, которые нужно исправить».) Они отличались назидательностью, смешением жанров, нелогичностью поведения персонажей, неправдоподобием, сверхъестественными событиями, резко меняющими ход действия, запутанными жизненными ситуациями.

       60-е — середина 70-х годов XX в. считаются периодом расцвета малагасийской литературы. Выдающееся место в поэзии занял Докс (Dох, настоящее имя Жан Верди Саломон Разакандрайни, 1913-1979). Одни называют Докса «певцом любви», другие — «печальным поэтом». С одной стороны, он писал о силе любви, женской красоте, тончайших оттенках чувств («Королева любви», «Моя любовь», «Не совру» и др.), а с другой — его поэзия проникнута унынием и меланхолией. Во многих стихах ощущается влияние французских романтиков (А. де Мюссе, Ш.Бодлера и др.), по его собственному выражению «двор чужих поэтов». Глубина и искренность чувства, богатство образов, эмоциональный лаконизм отличают его сонеты, написанные под влиянием французской поэзии. Однако несомненно воздействие на его творчество малагасийских поэтов (Ни Аваны, Ж.Ж.Рабеаривелу) и народной поэзии. Доке обращался за вдохновением к жанру «айнтени» и «тунункалу» («Песнь сожаления», «Странник»), национальным традициям («Предки», «Романс ностальгии»). Характерная для народной поэзии тема ностальгии и возвращения пронизывает все творчество Докса («Странствующая грусть», «Бумажный змей»). Он воспевает природу родного края, красоту малагасийского языка («Родина», «Родной язык», «Язык моих предков»), женщины («Ламба» и др.).

        По духу ему близок современник Рандза Занамиотра (Zanamihoatra Ranja), настоящее имя Э.Рандриаманандзара, 1925-1997), лирические стихи которого отличались мелодичностью, яркой образностью. Занамиотра начал писать в 1944 г., опубликовал несколько популярных поэтических сборников: «И я запел» («Ary nihira aho»), «Эхо и голос» («Ako sy feo»), «Мужчины» («Ny lehilahy»), «Женщины» («Ny vehivavy»), «2003» (не издан). В 1958 г. получил первую премию на конкурсе поэзии за «Тень смерти» («Tandindona sy Ra»). Сборник «Пламенные песни» («Vainafo tononkira, 1968) - это размышления о высокой миссии поэта, его исключительности («Поэт»), о поэзии («Поэт и красота»), вдохновении («Валиха»), тайнах природы («Камень»), страданиях несчастной любви и разлуке («Память», «Любовь», «Тоска», «Несколько песен», «Это — любовь»), любви к родине («Болезнь любви»), смерти («Встреча»). Многие его стихи проникнуты сочувствием к нелегкой жизни простых людей: в «В ожидании дождя» говорится

 -244-

о неурожае, грозящем голоде; в «Беде» — о циклоне, оставившем людей без крова.

   После обретения Мадагаскаром независимости все больше поэтов обращаются к гражданской лирике. Они пишут о свободе (Раду, «О Свобода», 1961), восхищаются терпением и мужеством людей труда (К.Рацифандрихаманана «Не тяжкие созревшие колосья...»), призывают к строительству новой жизни (К.Рацифандрихаманана «Зов трубы»). Надежда на возрождение зазвучала в стихах Миозотиса: «Я снова заставлю петь валbху своей молодости».

      Однако на смену начальной эйфории пришло чувство разочарования, недовольства «зависимой независимостью». В стихах выражается протест против существующего режима (большинство стихов Ни Малудухасахы (Ny Malodohasaha, настоящее имя Наривелу Радзаунариманана) в газетах «Смех» («Hehy») и «Факты и слухи» («Hita sy Re»), против несправедливости и угнетения (Налисуа Равалитера «Песнь борьбе»), за самобытность (Ни Малудухасаха «Слушай, сын мой»), против подражания западному образу жизни (Ж.Наривуни «Европеизированная обезьяна»).

   К.Рацифандрихаманана, Налисуа Равалитера, Раду и другие создали Ассоциацию революционных писателей и деятелей искусств Мадагаскара («Фифамире», 1979). В их поэзии нашли отражение проблемы современности: борьба за мир, война во Вьетнаме (Раду «Каждый день все то же»), Ни Малудухасаха «Да здравствует Свобода»); расовая дискриминация и солидарность с африканскими братьями (К.Рацифандрихаманана «Я — черная», Раду «Я — черный»). Это направление получило название «левой поэзии». Его главой считается Раду (Rado, настоящее имя Жорж Андриаманантена). Он родился в 1923 г. в Антананариву, окончил Коллеж Поль Мино. Был журналистом (один из создателей газеты «Смех»). Автор многочисленных сборников стихов: «В поте лица» («Dinitra», 1973), «Роса» («Ando», 1979), «Моему сыну» («Zo», 1989), «Проверенное» («Sedra», 1993). Излюбленные темы поэта — любовь («Поручение», «Быть может, обрадуюсь снова луне...»), родина («Мадагаскар», «О, Родина!», Бог («Не хочу знать...»). Многие стихи Раду положены на музыку и стали народными («Все в твоих руках, Господи», «Что б там ни было»).

       В отличие от поэзии, которая всегда отличалась богатством поэтических форм и широтой тематики, прозе свойственна некоторая приземленность и банальность. Сотни рассказов и повестей 1960-1975 гг. — заурядные истории, своего рода нравоучительные фельетоны на семейные и любовные темы. Из общей массы прозаических произведений

 -245-

можно выделить «Отобранные рассказы» («Sombintantara nofantenana», 1972) Ж. Рацимисеты и «В затруднительном положении» (« Tao anatin’ ny sarotra», 1967) Альфонса Равуадзанахари, повести «Благородный король» («Тао Manjakadoria) Мориса Расамюэля (Rasamuel, 1886-1954), посвященную теме сохранения традиционной «фихавананы», и «Обделенный судьбой» («Miangatra ny lahatra», 1965) Брюно Рахайнгу (Rahaingo Bruno, настоящее имя Ниро-Ланту Ракутуниндрина (1923-2004), в которой обличается пагубная, разрушающая власть денег и содержатся элементы критики «озападнившегося» малагасийского общества.

    Иной направленностью отличаются повести: выдержавшая три издания «Основа благополучия» («Orimbaton’ ny fiadanana», 1958) Мишеля Андриандзафи (Andrianjafy) и «Дедушкины наставления» («Sikajin’ i Dadabe», 1958; пять изданий) Рандриамиаданариву (Randriamiadanarivo), в которых показаны положительные образы европейцев.

    Появилось несколько антологий: «Избранные произведения» («Lahatsoratra voafantina», 1958) Проспера Раздаубелины (Rajaobelina, р. 1913) и двухтомник «Избранные отрывки» («Takelaka notsongaina». 1962-1963) Симеона Радзауны (Rajaona, р. 1926), где представлены лучшие произведения 20-30-х годов, разнообразные по тематике и жанрам поэзия (т. 1) и проза (т. 2). Пьесы собраны в сборнике «Классические пьесы. 1922-1945» («Tantaratsangana. 1922-1945»).

    Роман был явлением более редким. Социально-экономические условия того времени не способствовали появлению крупных произведений. Рынок наводнили так называемые грошовые романы, которые печатались в качестве приложений к газетам. С одной стороны, это было массовое «чтиво», с другой — они освещали насущные вопросы реальной жизни (отношение к колдовству, к мезальянсу и т.п.).

      Озабоченные сложившимся положением министерство образования и культуры, Малагасийская национальная академия наук, а также многочисленные культурные ассоциации стали организовывать регулярные литературные конкурсы, учреждать поощрительные премии за лучшие сочинения (премия на конкурсе означала возможность публикации). Именно в эти годы получили известность имена крупнейших малагасийских писателей, чьи произведения и доныне не потеряли своего значения.

      Среди неоднократных номинантов был Эмильсон Даниэль Андриамалала (Andriamalala, 1918-1979), чьи романы стали классикой малагасийской литературы. Большим успехом пользовались и романы

 -246-

   Кларисс Рацифандрихамананы (Ratsifa-ndrihamanana, 1926-1987). Ее можно назвать автором семейно-бытового и психологического романа: взаимоотношения отцов и детей, новое в современной жизни и отживающие обычаи и традиции (романы «Лето», 1965; «Головокружение», премия Ассоциации журналистов и писателей Мадагаскара, 1966), эмансипация женщины, протест против лицемерия и ханжеской морали («Мой ребенок», премия Ассоциации профессоров малагасийского языка, 1969).

    Достоверностью жизненного материала, правдивостью изображения отличаются романы Андри Андрайны (Andry Andraina, настоящее имя Разафиндразака). Он родился в 1922 г. в деревне Ампанефаравула на берегу оз. Алотра. Учился на медицинском факультете в Париже (1961) и Страсбурге (1964). Написал несколько романов, пьес, радиопостановок. В романе «Вула» («I Vola»), получившем премию Малагасийской национальной академии за 1976 г., реалистически рисует сцены и мрачные эпизоды жизни различных городских социальных слоев, прежде всего людей, обитающих на «дне». Ему не удалось избежать нравственной сентенции, которая в большей или меньшей степени присуща почти всем малагасийским писателям: злоключения героев, объясняются нарушением заповеди «не солги».

      Во втором романе — «Земля стонет» («Mitaraina ny tany»), номинированном на премию министерства культуры Мадагаскара в 1978 г., Андри Андрайна уже полностью отошел от морализаторства. В романе показана жизнь малагасийской деревни на фоне реальных событий в стране, будни крестьянской жизни, борьба за существование, принудительные работы, социальное расслоение деревни, бесправие бедняков, стяжательство сельских богатеев, произвол представителей местных властей. С глубоким сочувствием он относится к простым труженикам, но не скрывает их предрассудки и отсталость, покорность, с какой они терпят унижения и притеснения.

    Начало 80-х годов характеризуется политическим и духовным застоем, упадком литературной деятельности, бесплодными спорами между сторонниками «малагасизации» и