КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Внешнеэкономические связи

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

     Внешняя торговля. Доля внешней торговли в ВВП Мадагаскара в 2000 г. составляла 50%. Экспорт приносит стране большую часть валютных поступлений, импорт позволяет покрывать потребности страны в промышленных товарах и восполнять нехватку продовольствия.

-208-

  

      Приведенные данные демонстрируют рост основных параметров внешней торговли, однако отрицательное сальдо торгового баланса, возникшее с 50-х годов, стало хронической болезнью экономики страны. За указанный период его величина возросла почти в 31 раз. Вместе с тем степень покрытия расходов на импорт доходами от экспорта изменилась мало, составив всего 4,5%.

     С середины 90-х годов в рамках программ структурной перестройки Мадагаскар начал осуществлять либерализацию внешней торговли.
  Были сняты все количественные ограничения на экспорт и импорт товаров, отменен контроль за обменом иностранной валюты, упразднены лицензии и предварительные разрешения на торговлю, упрощена тарифная структура и снижены тарифы на экспорт и импорт товаров и услуг.
В настоящее время с вывозимых из страны товаров взимаются следующие сборы: налог на импорт в размере до 30% стоимости, так называемый налог на статистику импорта— 2%, почтовый сбор — 1% и налог на добавленную стоимость — 20%. Принятые меры привели к заметному росту экспорта. Застой в экономике в 90-е годы и обострение конкуренции на мировых рынках повлияли на экспорт традиционных малагасийских продуктов — ванили, кофе, перца, сизаля, гвоздики. Нетрадиционный экспорт в этот период (креветки, сахар) имел тенденции к росту. В 1998-1999 гг. снижение экспорта креветок (на 97%) и мяса (на 39%) объясняется ужесточением требований к качеству со стороны импортеров.

Среднегодовые темпы роста экспорта товаров и услуг составляли (%):

1980-1989 гг.    1990-1999 гг.       1998 г.    1999 г.       1999-2003 гг.

     4,2                      3,9                      2,1           2,9                  8,7

     За 45 лет независимости структура эксперта изменилась мало. Страна по-прежнему вывозит в основном сельскохозяйственное и минеральное сырье. Вместе с тем в 90-е годы в структуре экспорта заметно

-209-

сократилась доля традиционных продовольственных культур (с 70 до 13%), некоторые товары, например рис, совсем исчезли из структуры экспорта. С другой стороны, резко возрос удельный вес продукции текстильно-швейной промышленности (до 35%) и новых продовольственных товаров (креветки), почти вдвое возросла доля продукции горнодобывающей промышленности. Отмечается значительный рост экспорта услуг: в 2000 г. только туризм дал 36,5% валютных доходов. Тем не менее Мадагаскар остается чистым импортером услуг. Структура малагасийского экспорта в 2000 г. выглядела следующим образом (%):

продовольственные товары    54,7

сельскохозяйственное сырье  6

промтовары                               28

руда и металлы                         7

топливо                                       3

прочие товары                           2

   Мадагаскар импортирует машины, транспортное и строительное оборудование, продовольствие, сырую нефть и нефтепродукты, товары широкого потребления, химическую продукцию, пластмассы, фармацевтические препараты. Импорт, всегда имевший тенденцию к росту,
особенно заметно увеличился как по стоимости, так и по объему после либерализации внешнеторгового режима.

       Изменения в структуре импорта коснулись в основном продовольствия, доля которого то снижалась в 70-е годы, то увеличивалась, в начале 80-х и особенно в последние годы из-за сокращения производства сельскохозяйственной продукции вследствие неблагоприятных погодных условий и политического кризиса 2002 г. В 1990-2000 гг. основными статьями импорта (по стоимости) были: сырая нефть, сталь, прокат, грузовики, автобусы, пластмассы, рис, радиоприемники и телевизоры, фармацевтические товары, газойль и мазут, пшеница и суржа.

Таблица 27

Структура импорта в 2000 г.

 

Товар

Доля, %

Машины и оборудование

17,4

Полуфабрикаты

12,6

Транспортные средств

13,8

Потребительские товары

17,2

Нефть и нефтепродукты

21,0

Продукты питания

15,0

Прочие товары

3,0

-210-

     География внешней торговли Мадагаскара за годы независимости не претерпела существенных изменений. Наблюдалось только ее некоторое расширение за счет новых торговых партнеров. Объем экспорта в развитые страны Запада снизился с 316 млн. долл. США в 1980 г. до 311 млн. долл. в 1992 г., что тем не менее составило 81% стоимости всего экспорта. Доля этих стран в импорте Мадагаскара за тот же период снизилась с 60 до 51%.

Таблица 28

География внешней торговли в 2000 г.,
%

 

Экспорт

Импорт

Франция

35,4

Франция

29,2

США

18,3

Маврикий

9,3

Германия

6,7

Китай

8,7

Индонезия

5,0

Гонконг

8,5

Сингапур

5,0

ЮАР

5,4

Прочие

29,6

Прочие

38,9

 

       Европейский союз (ЕС) — основной торговый партнер Мадагаскара. На входящие в него страны приходится 65% малагасийского экспорта и около 50% импорта. Согласно конвенции, подписанной в Котону (Бенин), многие товары малагасийского экспорта в ЕС пользуются льготами в форме освобождения от пошлин. Другие развитые страны гарантируют малагасийским товарам доступ на свои рынки через общую систему преференций. Однако из-за узкой экспортной базы выгоды Мадагаскара от этой системы минимальны.

     Франция — традиционный торговый партнер Мадагаскара (30% объема его внешней торговли). Структура их взаимного товарного обмена не меняется уже много лет. Мадагаскар ввозит из Франции главным образом промышленное оборудование, фармацевтические товары, автомобили, а вывозит сельскохозяйственные товары, продукцию рыболовства и текстиль. 80% объема малагасийского экспорта во Францию составляет продукция сельского хозяйства (кофе, ваниль и т.п.) и горнодобывающей промышленности.

     За 90-е годы заметно возрос товарооборот Мадагаскара с Соединенными Штатами Америки, причем почти в одинаковой пропорции: экспорт на Мадагаскар увеличился с 47,9 млн. долл. в 1994 г. до 153,9 млн. долл. в 2000 г., импорт из Мадагаскара — с 56,8 млн. до 157 млн. долл. соответственно. Особенно вырос мадагаскарский экспорт текстиля (с 20 млн. долл. в 1998 г. до 80 млн. долл. в 2000 г.).

 -211-

      В результате принятого в США закона о сотрудничестве с Африкой (АГОА) Мадагаскар может экспортировать текстиль без каких-либо ограничений. В январе 2002 г. президент США Дж.Буш объявил о восстановлении в рамках этого закона на год тарифных льгот на экспортные поставки для 35 стран Африки, в том числе Мадагаскара.

      Торговля Мадагаскара с развивающимися странами показывает тенденцию к росту. С одной стороны, экспорт в эту группу стран увеличился с 57 млн. долл. США в 1980 г. до 72,3 млн. долл. 1992 г., а с другой — импорт из этих стран вырос с 55 млн. долл. в 1980 г. до 301 млн. долл. в 1992 г. Мадагаскар импортировал 15,5% товаров из Азии, 8,5%— из стран Ближнего Востока, 6,1%— из Африки, 2,1% — из Латинской Америки.

  Торговые отношения с Россией регулируются Соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве 1975 г., Соглашением об учреждении Советско-малагасийской межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству и торговле 1979 г. В 1980-1990 гг. ежегодный товарооборот между странами составлял 40- 50 млн. долл. До 1991 г. СССР осуществлял бартерные поставки нефтепродуктов, оборудования, техники в обмен на кофе, гвоздику, ваниль, сизаль, текстиль и т.п. Затем товарооборот резко сократился. В 1998 г. он составлял 1,5 млн. долл.; в 2000 г. доля России в товарообороте Мадагаскара не превышала 1%.

        Мадагаскар — член ВТО с ноября 1995 г. Как одна из наименее развитых стран, он пользуется определенными льготами в виде смягчения некоторых условий или отсрочки их наступления и получает техническую помощь в рамках так называемой интегрированной системы для технического содействия в области торговли.

      Активно участвует Мадагаскар и в региональных торговых соглашениях. Он является членом Комиссии Индийского океана. Страны, входящие в эту организацию (Маврикий, Сейшелы и Коморы), ведут работы по созданию зоны свободного товарообмена. Первым шагом в этом направлении было решение о снижении Мадагаскаром и Маврикием с сентября 1999 г. на 80% таможенных пошлин на взаимный оборот товаров. Мадагаскар является также членом Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Объем торговли Мадагаскара в рамках КОМЕСА вырос с 733 млн. долл. в 1997 г. до 1554 млн. в 1998 г. В начале 1998 г. Мадагаскар объявил о своем желании присоединиться к Сообществу развития Юга Африки (САДК). Положительное решение по этому вопросу было принято в августе 2004 г., прием намечался на 2005 г. Членство в САДК открывает доступ на региональный

-212-

рынок, где Мадагаскару придется конкурировать с дешевыми товарами таких стран, как Мозамбик и Малави, а по текстилю - с ЮАР и Зимбабве.

  Внешнеэкономические отношения. Недостаток внутренних ресурсов обусловливает обращение Мадагаскара к внешним источникам финансирования экономики. До 1972 г. основными донорами Мадагаскара были ЕЭС и Франция (80% всей помощи). Доля международных организаций в 1971 г. составляла 17,7% объема помощи, а в 1980— 35%. За 1976-1991 гг. МВФ и страны ЕС предоставили Мадагаскару 415 млн. долл.

       В 1993 г. по уровню иностранной помощи на душу населения Мадагаскар занимал пятое место в Африке. Структура помощи постоянно меняется. В 1997 г, например, превалировала помощь на двухсторонней основе (61%), а в 1998 г. — помощь на многосторонней основе (55%).

       Внешняя задолженность Мадагаскара стала расти особенно быстрыми темпами с 80-х годов, когда правительство Д.Рацираки прибегло к массированным заимствованиям на внешнем финансовом рынке. В 1999 г. внешний долг страны составлял 12% ВВП.

       Динамика внешнего долга Мадагаскара характеризуется следующими цифрами (млрд. долл.):

           1971г.    1981г.    1991г.    1994г.    1997г.    1998 г.    1999г.   2000г.
            0,107     1,37          3,4          3,6          4,1          4,3         4,35       4,4

     Главными донорами Мадагаскара в настоящее время являются Всемирный банк (32%), Европейский союз (15%), Франция (27% предоставленных стране ресурсов).

    Почти весь долг является государственным, 53,7% его объема приходится на международные организации, 45,3% — на частных кредиторов-членов Парижского клуба. Ежегодное обслуживание долга обходится малагасийской казне в 115 млн. долл., что эквивалентно 30-33% экспортной выручки. По мнению представителей ВБ, этот уровень не должен превышать 15-20%.

       Расширенная программа структурной перестройки 1996 г. представляла собой первое соглашение между малагасийским правительством и международными финансовыми организациями после 1991 г. В марте 1997 г. ВБ утвердил кредит на сумму 70 млн. долл., размер которого в том же году был увеличен до 100 млн. долл. (два транша по 50 млн. долл.). У этого кредита четыре приоритетных адреса: приватизация, развитие частного сектора, государственные финансы и социальный сектор.

-213-

      Большинство требований, за исключением приватизации, были в основном выполнены к весне 1999 г.

       В ноябре 1999 г. расширенная программа структурной перестрой для Мадагаскара была трансформирована в Программу сокращения бедности и экономического роста. В рамках новой программы стране выделено 103 млн. долл. США на 2001-2003 гг. К январю 2002 г. Мадагаскар получил около 14 млн. долл. Кредиты по этой программе выдаются под 0,5% годовых с выплатой в течение 10 лет, с пятилетней отсрочкой платежей в счет капитальной части долга.

        Помощь Мадагаскару поступает и через Международное агентство развития (MAP). Ежегодно в течение 2000-2003 гг. оно предоставляло кредиты в размере 69 млн. долл. для финансирования 18 проектов, включая социальный сектор, инфраструктуру, сельское хозяйство, охрану окружающей среды. ВБ также оказывает финансовое содействие в осуществлении различных проектов в области туризма, агробизнеса, телекоммуникаций, воздушных перевозок.

       С целью облегчения долгового бремени Мадагаскара МВФ и MAP периодически выступают с инициативой списания части долгов страны и их реструктуризации. За 90-е годы было списано 1,5 млрд. долл.

       Европейский союз (ЕС) оказывает Мадагаскару помощь в рамках программ Европейского фонда развития. Восьмая программа фонда предусматривает инвестиции в сумме 188,5 млн. евро в транспортную инфраструктуру, здравоохранение и образование, сельское развитие. Другой основной канал помощи ЕС — стабилизационный фонд СТАБЕКС, который за последние годы выделил 48 млн. евро в качестве компенсации за потери от экспорта кофе, ванили, гвоздики.

       Франция оказывает помощь Мадагаскару как на двусторонней основе, так и через международные организации. Французская помощь диверсифицирована и включает проекты, направленные на улучшение работы во душного транспорта, увеличение улова креветки; реформирование банковской системы, системы образования, развитие городов, восстановление лесов и т.п. Помощь идет в основном через Французское агентство развития, которое финансирует новые направления в сельском хозяйстве (в частности, агроэкологическое) и в рыболовстве (добыча креветок и аквакультур). В 1998 г., например, на эти цели было выделено 390 млн. фр. фр. на двусторонней основе. За 1970-1991 гг. удельный вес Франции в общем объеме помощи, оказанной на двусторонней основе, понизился с 90 до 43%, а ее доля в многосторонней помощи в 1985-1990 гг. (1334 млн. фр. фр.) составляла около 50%.

-214-

     США ежегодно предоставляют Мадагаскару 20-40 млн. долл.:

   1990 г.    1993 г.    1994 г.    1995 г.    1996 г.    1997 г.    1998 г.    1999 г.   2000 г.
    10,0        40,0         3,5          23,2       18,4           20,5         24,9        30,1       39,8

  Совместные проекты охватывают здравоохранение, защиту окружающей среды, создание благоприятного климата для частных инвестиций.

       Большая часть помощи США идет через Американское агентство развития, которое выделяет ежегодно 14 млн. долл., в том числе 8,5 млн. на проекты, связанные с охраной окружающей среды, оказанием гуманитарной помощи, поощрением частного предпринимательства. США оказывают также косвенную помощь через такие международные организации, как ПРООН, МБРР и МВФ.

     Из новых доноров наибольшую активность проявляет Япония, ежегодная помощь которой Мадагаскару составляет 11 млн. долл. США. Она финансирует проекты, связанные с охраной окружающей среды, в частности с борьбой против эрозии почвы, здравоохранением.

       Главный вопрос, на который предстоит ответить в ближайшие несколько лет, приведут ли хотя бы в долгосрочной перспективе инвестиции в инфраструктуру и на осуществление реформ к подъему экономики на Мадагаскаре.