КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Финансы

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

      Государственный бюджет. В течение последних 40 лет через государственный бюджет перераспределялось не менее 20% ВВП, а в отдельные годы до 40%. Во второй половине 90-х годов XX в. этот показатель составлял в среднем 30,5% ВВП, демонстрируя тенденцию к увеличению. Сосредоточение в руках государства значительной части национальных ресурсов позволяло ему оказывать мощное воздействие на хозяйственную конъюнктуру и активно регулировать развитие экономики.

    Проект государственного бюджета на очередной финансовый год, совпадающий с календарным, разрабатывается министерством финансов

-203-

и приобретает силу закона после утверждения Национальным собранием. В структурном отношении он складывается из текущего бюджета, представляющего собой годовую смету доходов и расходов на государственный аппарат, и бюджета капиталовложений.

     С 1974 г. государственный бюджет Мадагаскара постоянно сводится с дефицитом, ежегодный размер которого во второй половине 90-х годов достигал в среднем 1330 млрд. млг. фр., или более 1,3% ВВП. Объем текущих доходов, составлявших в 60-е годы в среднем 12% ВВП, а в 1970-е — 18%, понизился в среднем до 9,2%. Основную массу бюджетных поступлений дают налоговые сборы (90-92%), в том числе экспортные и импортные пошлины (около 45%), налоги с продаж, акцизные сборы, налоги на добавленную стоимость (25-27%), на прибыль предприятий и подоходный (20%).

Таблица 25

Структура налоговых поступлений,
%

 

Вид налога

В среднем за

В среднем за

В среднем за

 

1984-1988 гг.

1989-1992 гг.

1993-1997 гг.

Прямые налоги

19,1

17,2

20,2

Косвенные налоги

80,9

82,8

79,8

В том числе:

 

 

 

внутренние сборы

43,7

45,4

46,9

импортные пошлины

23,5

27,9

30,8

экспортные пошлины

13,7

9,5

2,1

Итого

100,0

100,0

100,0

 

      Текущие расходы возросли с 2090,7 млрд. млг. фр. в 1995 г., 2883,4 млрд. в 1996 г. до 4014,4 млрд. млг. фр. в 2000 г., или в 2 раза. Несмотря на жесткие требования международных кредиторов ограничить затраты на содержание государственного аппарата, эта статья по-прежнему поглощает до 20% текущих расходов. На образование, здравоохранение и другие социально-культурные нужды в последние годы выделяется 23-25% расходной части бюджета. Обслуживание внешнего долга в конце 90-х годов поглощало 31-33%.

   Объем ассигнований из бюджета капиталовложений в 90-е годы составлял 33-40% расходной части государственного бюджета. К 1999 г. они возросли до 8,2% ВВП по сравнению с 5,9% в 1995 г. Государство в состоянии финансировать не более 25-30% всех капиталовложений. Дефицит в размере 70-75% покрывается за счет ресурсов, поступающих в форме внешних займов или субсидий. При этом наблюдалось

-204-

относительное сокращение доли субсидий до 2,9% ВВП в 1999 г. за счет возрастания удельного веса внешних займов до 2,1%.

       Со второй половины 80-х годов структура бюджета капиталовложений постоянно корректируется в сторону увеличения ассигнований на экономическую инфраструктуру, прежде всего на строительство и ремонт дорог, ирригационных объектов, телекоммуникаций, морской и воздушный транспорт (свыше 60%). Второй по удельному весу статьей бюджета капиталовложений был сектор образования и здравоохранения (21%). Примерно 7% капиталовложений направлялось в сельское хозяйство и 3% — в промышленность.

       Национальная валюта и денежное обращение. Национальная валюта страны— малагасийский франк был введен в обращение в 1963 г. До этого платежным средством на острове служил франк Африканского финансового сообщества (КФА). Малагасийский франк состоит из 100 сантимов. В обороте находятся монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 50 и 100 франков, банкноты достоинством 50, 100, 500, 1000 и 5000 франков.

        Эмиссией национальной валюты с 1963 г. занимался Малагасийский эмиссионный институт, а с 1973 г. — Центральный банк Мадагаскара (ЦБМ). До 1994 г. ЦБМ устанавливал курс малагасийского франка по отношению к основным иностранным валютам (первоначально 1 к 50 французских франков). После выхода Мадагаскара из «зоны франка» в 1973 г. малагасийский франк перестал гарантироваться казначейством Франции. В 1982 г. не действует и твердое соотношение между французским и малагасийским франками. Обменный курс малагасийского франка к доллару США выглядит следующим образом:

 

1963 г.

1973 г.

1981 г.

1982 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

246,9

255,8

322,1

364,2

1864

1913

3067

1995 г.

1997 г.

1999 г

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

4265

5090

6283

6765

6832

7012

8500

 

      Эти показатели свидетельствует прежде всего о чрезвычайно высоких темпах инфляции на Мадагаскаре по сравнению с его основными торговыми партнерами. Непрерывный рост с начала 70-х годов государственной задолженности, в первую очередь внешней, разбухание денежной массы в обращении при сокращении золотовалютных резервов — все это обусловило стремительное обесценивание малагасийского франка.

-205-

      За 1962-1980 гг. количество денег в обращении возросло в 7 раз, за 1981-1997 гг. — еще в 10 раз. достигнув астрономической цифры 4 трлн. млг. фр. Задолженность правительства Центральному банку Мадагаскара к середине 90-х годов достигала 10-12% ВВП. Объем золотовалютных резервов понизили до уровня, едва достаточного для оплаты месячного импорта. Стоимость жизни за 90-е годы возросла в 4 раза.

     С 1994 г. по настоянию МВФ правительство Мадагаскара отказалось от практики жесткого регулирования курса малагасийского франка и ввело плавающий курс, зависящий от рыночной конъюнктуры. Благодаря принятым мерам правительству удалось снизить среднегодовой рост инфляции до 5-8% в 2000-2003 гг. Однако этот результат дался слишком дорогой в буквальной смысле этого слова ценой: государственный внешний долг к 2000г. подскочил до 4,4 млрд. долл. США, составив почти по 300 долл. на каждого жителя страны. С января 2005 г. в обращении находится новая денежная единица — ариари (5 млг. фр. = 1 ариари, 1 евро = 2500 ариари).

       Платежный баланс. Из-за исключительно неблагоприятной для Мадагаскара конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров в последние 30-40 лет торговый баланс страны ежегодно сводился с отрицательным сальдо. Неторговые операции также оставались пассивными. Общее отрицательное сальдо платежного баланса в 2000 г. составило 1083 млрд. млг. фр. Несмотря на усилия правительства создать благоприятные условия для иностранного капитала, он пока неохотно идет в малагасийскую экономику. Активное сальдо движения капитала во второй половине 90-х годов отражает значительные размеры заимствований на внешних финансовых рынках и предоставляемых Мадагаскару отсрочек по внешним платежам. Не менее 60% получаемых ресурсов в виде внешних кредитов и субсидий правительство вынуждено расходовать на погашение задолженности. Для выполнения своих финансовых обязательств правительство Мадагаскара широко прибегает к использованию резервов иностранной валюты, которые вследствие этого постоянно находятся на критически низком уровне.

    Банковская система. Она включает Центральный банк Мадагаскара, коммерческие банки, кооперативные сберегательно-кредитные объединения и несколько инвестиционных институтов.

     Центральный банк Мадагаскара (ЦБМ), учрежденный в 1973 г. вместо Малагасийского эмиссионного института, осуществляет руководство и надзор над всей банковской системой страны, эмиссию денег, ведет кассовое исполнение государственного бюджета, кредитует государство, хранит временно свободные средства и обязательные

 -206-

резервы других банков, предоставляет им кредиты, регулирует уровень процентной ставки по кредитам. По состоянию на 2000 г. капитал и резервы ЦБМ составлял 18 612 млн. млг. фр., а его депозиты достигли 24 756,13 млн. млг. фр.

      Из семи коммерческих банков самым крупным по объему кредитных операций является «Банк насьональ пур л'эндюстри — Креди Лионнэ Мадагаскар» (БНИ-КЛМ). Банк создан в конце 1998 г. на основе приватизированного государственного Национального промышленного банка путем выкупа 67% его акций филиалом французского банка «Креди Лионнэ». На конец 2001 г. капитал и резервы БНИ-КЛМ составляли 110 668 млн. млг. фр. Основная сфера деятельности — кредитование промышленных предприятий, выдача кредитов на реализацию различных проектов в области промышленности. Банк имеет 22 филиала.

      Коммерческий «Банк насьональ пур девелопман де л'агрикултур — Бэнк оф Африка» (БТМ-БОА) учрежден в 1999 г. путем выкупа 60% акций государственного Национального сельскохозяйственного банка филиалом финансового холдинга «Банк оф Африка». На конец 2000 г. капитал и резервы БТМ-БОА составляли 43 295 млн. млг. фр., а общая сумма депозитов — 946 979 млн. млг. фр. Банк специализируется на кредитовании предприятий сельского хозяйства и агросферы, имеет 48 филиалов.

       Банк БФВ-СЖ образован в 1998 г. путем выкупа 70% акций государственного Национального торгового банка филиалом французского банка «Сосьете женераль». Капитал и резервы БФВ-СЖ на конец 2000 г. были равны 76 572 млн. млг. фр., а сумма депозитов — 754 126 млн. млг. фр. Банк выдает в основном краткосрочные кредиты на экспортно-импортные операции, имеет 24 филиала.

       «Ля Банк мальгаш пур л'Осеан Индьен» (БМОИ) был учрежден в 1990 г. в качестве филиала французского «Банк насьональ де Пари», которому принадлежит 37,5% его капитала. На 1999 г. капитал и резервы БМОИ достигали 118 800 млн., а общая сумма депозитов — 916 500 млн. млг. фр. Банк имеет 9 филиалов.

       В числе коммерческих банков находится «Юнион коммершл банк» (ЮКБ), учрежденный в 1992 г. в качестве филиала маврикийского «Моришес коммершл банк», владеющего 70% его акций. Капитал и резервы ЮКБ на конец 2000 г. составляли 43 397 млн. млг. фр., а сумма депозитов — 250 894 млн. млг. фр. Банк имеет 3 филиала.

        «Банк де солидарите мальгаш» (БСМ) — самый молодой среди малагасийских коммерческих банков. Лицензия на банковскую деятельность

-207-

ему выдана только в 2000 г. Капитал и резервы банка — 16 774 млн. млг. фр., депозиты — 125 439 млн. млг. фр.

       На Мадагаскаре действуют также ряд финансовых инвестиционных компаний и фондов. Это «Инвестко», «Экипбайль» (филиал БТМ-БОА), «Мадагаскар дивелопмент фанд», Финансовая корпорация Мадагаскара (до 1995 г. Сберегательный банк). В стране формируется сеть кооперативных кредитно-сберегательных организаций, так называемых обществ взаимопомощи и кредита. Они занимаются кредитованием малого бизнеса и обеспечением финансовой безопасности рядовых граждан. На 1996 г. насчитывалось 148 таких обществ с общим числом членов 15 тыс. Общества объединены в четыре ассоциации.

    Более приемлемыми были условия кредитов в форме целевого финансирования, которые предлагали небанковские инвестиционные фонды и компании, получавшие денежные средства, как правило, от международных финансовых институтов. Однако масштабы их деятельности пока невелики. Во второй половине 90-х годов только Международная финансовая корпорация предоставила льготный заём на сумму 1 млн. долл. «Мадагаскар капитал дивелопмент фанд» для кредитования различных проектов в сфере инфраструктуры.

    Система страхования. Все виды страхования на Мадагаскар осуществляют две государственные компании — «Ни Хавана» и «АРО». Компании имеют представительства только в крупных городах и населенных пунктах. Объем страховых операций сравнительно невелик, из них около 2/3 составляет страхование транспортных средств. Параллельно действует так называемая Национальная касса социального страхования, которая обслуживает 330 тыс. служащих 18 тыс. предприятий. Страховые взносы здесь оплачивают не работодатели, а сами служащие. Для государственных служащих действует особая правительственная система социального страхования.