КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Транспорт и связь

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

       Транспорт. Ввиду островного положения и особенностей топографии Мадагаскара транспорт играет исключительную важную роль в его хозяйственной жизни. Основы современной транспортной инфраструктуры были заложены в колониальный период и во многом определялись потребностями вывоза местного сырья на внешние рынки и сбыта промышленных товаров, поступающих из развитых стран.

      Обилие портов и местоположение столицы в центре страны обусловили схему расположения наземных дорог; они соединяют основные районы потребления товаров с одним из портов или с одной из главных магистралей, связывающих столицу с крупнейшими портовыми городами. Направление железных дорог от центральных районов к восточному побережью также определялось потребностями французских торговых фирм, действовавших в главном районе производства экспортных культур.

-186-

       Сложность и дороговизна строительства, эксплуатации и ремонта автомобильных и железных дорог (учитывая частые циклоны, длительные периоды дождей, наводнения) вызвали потребность в развитии воздушного транспорта, основы которого также были заложены при французском правлении.

   В период независимости развитие транспорта стало одним из приоритетных направлений экономической политики правительства. Объем капиталовложений в эту отрасль составлял в среднем 25% всех ассигнований на народное хозяйство.

     Несмотря на относительную стабильность показателей развития транспортной отрасли, уровень их недостаточен и является одним из главных факторов, тормозящих экономический прогресс. С конца 80-х — начала 90-х годов правительство пытается решать транспортные проблемы в рамках программ структурной перестройки, разработанных ВБ и МВФ. Центральное место в них отводится приватизации крупных государственных предприятий. Монопольное положение госпредприятий в 1970-1990 гг. было одним из серьезных препятствий для развития межрайонных и отраслевых хозяйственных связей, вовлечения удаленных районов в орбиту современного промышленного производства и в конечном счете становления единого национального рынка. В этом заключалась также одна из причин низкой конкурентоспособности малагасийских компаний на международном рынке транспортных услуг.

      В качестве приоритетных направлений развития отрасли министерство транспорта определило следующие: выработка общей стратегии для всех видов транспорта, определение и регулирование грузопотоков, либерализация цен.

   Основным спонсором транспортной инфраструктуры на Мадагаскаре является Африканский банк развития. За последние 10 лет его вложения составили более 142 млн. долл., что превышает объемы кредитования других крупных доноров — ВБ и ЕС.

  Транспортная система Мадагаскара включает водный, воздушный, автомобильный и железнодорожный транспорт.

    Водный транспорт подразделяется на морской и речной. Островное положение страны, дороговизна воздушного сообщения, слабое развитие наземных видов обусловливают важную роль морского транспорта в экономической жизни страны.

      С 1946 г. на острове действовало около 20 портов, через которые велась внешняя торговля, а также существовало множество причалов для мелких каботажных судов. Из 18 портов, принимающих суда

-187-

дальнего плавания, лишь семь находятся на западном побережье, располагающем удобными естественными гаванями. Большинство же портов, включая Туамасину, расположено на восточном побережье, которое подвержено сильным ветрам и не имеет удобных бухт. Через порты восточного побережья вывозилось 2/3 всей производимой продукции (по стоимости).

    В годы независимости власти уделяли большое внимание развитию морского транспорта. В конце 60-х годов правительство разработало программу портового строительства, в соответствии с которой было решено сосредоточить все внешнеторговые перевозки в четырех главных портах: Анцеранане (северное побережье), Туамасине (восточное), Тулиари (юго-запад) и Махадзанге (запад). Для реализации этой программы предполагалось построить дороги и подъездные пути к портам вдоль всего восточного побережья и наладить регулярные каботажные перевозки вдоль западного. Планы дорожного строительства были выполнены частично: построено по одному участку на двух запроектированных магистралях: Туамасина-Фенуариву на северной и Манакара-Фарафангана на южной. Каботажные перевозки вдоль восточного побережья должны были обеспечивать порты Манакара, Тауланару, Вухемар. На западном побережье эта роль отводилась портам Мурумбе, Мурундава Маинтирану, Аналалава и Сент-Луис. План портового строительства предусматривал строительство современного порта в бухте Наринда (на северо-западе) с сухим доком длиной 400 м, шириной 75 м, что позволяло бы заходить в него танкерам водоизмещением до 500 т.

   Правительство неоднократно получало международные кредиты на модернизацию портов. Так, в 1984 г. кредит в размере 16 млн. долл. США был предоставлен ИДА на реконструкцию 10 портов. В проекте (общей стоимостью 34,8 млн. долл.) участвовали США, Франция, Германия, Великобритания. На восстановление порта Туамасина также были получены кредиты.

     В настоящее время в систему портов страны входят: главный порт международного уровня I категории Туамасина; три порта международного уровня II категории — Анцеранана, Махадзанга, Тулиари; восемь портов для каботажных перевозок I категории — Мурумбе, Тауланару, Манандзари, Манакара, Мурундава, Нуси-Бе, Сент-Луис, Вухемар; пять портов для каботажных перевозок II категории. В 1999 г. общий грузооборот всех портов составил 3,011 млн. т. До 70% внешней торговли страны идет через порт Туамасина. Грузооборот его в 2000 г. достиг 2,3 млн. т (против почти 17 млн. т в 1999 г.),

-188-

или 70% грузооборота всех портов страны. Такой рост был обеспечен переходом на контейнерную погрузку: ежемесячно через порт проходит 1450 т груза. Однако главный порт страны, на 80% разрушенный циклоном 1986 г. и сильно пострадавший от циклона 1994 г., нуждается в модернизации и расширении, в связи с чем в феврале 2003 г. было принято соответствующее решение представителей ВБ и руководства Мадагаскара. В процессе модернизации с сентября 2001 г. находится также порт Тулиари. Его реконструкция позволит провинции увеличить товарооборот не только с остальными регионами страны, но и с зарубежными партнерами.

    Система управления портами осталась почти нетронутой с момента получения независимости, лишь в некоторых районах частный сектор был допущен к управлению хозяйством портов. Порт Туамасина находится под управлением акционерного общества, большая часть акций которого принадлежит государству. Целой сетью портов II категории государство руководит через Малагасийское управление портами.

      Морские перевозки в колониальной период осуществлялись четырьмя иностранными компаниями, объединившимися в 1955 г. в Конференцию морских линий, обслуживающих Индийский океан. При образовании в 1961 г. национальной компании «Ла сосьете мальгаш де транспорт маритим» (СМТМ) Конференция получила 80% акций. В июне 1975 г. контрольный пакет акций этой компании, которая обслуживала все перевозки Мадагаскара в Европу и Африку, перешел в руки государства. В настоящее время морскими перевозками занимаются две национальные компании: СМТМ и СМР (каботажные перевозки).

Таблица 20

Характеристика торгового флота

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Число судов

101,0

105,0

104,0

103,0

Водоизмещение,

 

 

 

 

тыс. регистр, т

42,6

43,7

43,4

34,8

     Низкая продуктивность грузоперевозок продолжает оставаться проблемой для морских портов так же, как высокие цены на услуги перевозок. Для борьбы с этими негативными тенденциями правительство поощряет либерализацию, в частности допуск к морским перевозкам иностранных компаний.

   Речной транспорт менее развит, чем морской. Внутренние водные пути отличаются непостоянным режимом, зависящим от выпадения

-189-

осадков. Наиболее судоходна р. Бецибука от Махадзанги до Марувуай. Река Цирибихина для транспортных перевозок используется только на протяжении 60 км.

      К сети внутреннего судоходства можно добавить канал Пангалан, используемый на протяжении всего года судами водоизмещением до 70 т. Этот канал протянулся на 600 км вдоль восточного побережья от Туамасины до Фарафанганы. Еще в 40-е годы решили связать порты Манакара и Туамасина каналом, образовав цепь прибрежных лагун, а затем соединить эту магистраль с двумя наземными дорогами. Сложность и дороговизна помешали тогда полностью осуществить этот проект. В конце 60-х годов работы по расчистке и соединению лагун были произведены лишь на участке от Туамасины до Махануру, что составляло около половины расстояния, охваченного проектом. В начале 80-х годов работы продолжились, и к 1990 г. 432 км канала стали судоходными.

    Накопившиеся проблемы водного транспорта правительство намерено решать с помощью программы, разработанной в рамках структурной перестройки. С помощью либерализации правительство рассчитывает достичь увеличения объема перевозок и повышения производительности оборудования. В частности, программа предусматривает следующие меры:

1) открыть для частных фирм доступ к управлению портами II категории, исключая порты для океанских судов и доки (Махадзанга, Анцеранана, Тулиари). Дирекции морского и речного транспорта, к которой перешло управление портами II категории, будет обеспечена автономия, за ней сохраняется функция управления портами (охрана, контроль, морская сигнализация). Предполагается придать региональным портам автономный статус, они будут управляться акционерными обществами с участием государства (51% капитала) и частного капитала. Операции внутри каждого порта могут осуществляться одновременно как частными операторами, так и государственными;

2) реструктурировать «Туамасина порт оперейтинг компани» одновременно с приватизацией наземных служб;

3) ликвидировать государственную компанию каботажных перевозок СМР и приватизировать СМТМ;

4) разработать план развития каботажного и речного судоходства, если анализ покажет преимущество этих видов транспорта перед дорожным;

5) начать экспериментальный проект по речной навигации с созданием для нее новых структур управления;

 -190-

6) разработать новую систему управления каналом Пангалан.

7) Программа предусматривает также укрепление инфраструктуры порта Туамасина (проект создания сухого дока, реконструкция пирса и системы сигнализации), реконструкцию шести портов — Махадзанга, Тулиари, Анцеранана, Нуси-Бе, Мурундава, Анталаха, строительство и оснащение пяти речных портов, оборудование нескольких стационарных речных переправ.

      Воздушный транспорт играет важную роль в жизни страны, учитывая ее удаленность, размеры острова, слабое развитие наземного транспорта. Сеть внутренних воздушных сообщений составляет
15 тыс. км и является одной из наиболее плотных в Африке.

    Основы инфраструктуры этого вида транспорта были созданы в 1950-1960 гг., когда осуществлялась программа по строительству и оборудованию аэродромов, в том числе способных принимать грузовые самолеты. К началу 70-х годов в стране насчитывалось 174 аэродрома с взлетно-посадочными полосами, из них 58 регулярно действующих. К середине 90-х годов возникла необходимость в ремонте и восстановлении части аэродромов, к концу десятилетия это было сделано в отношении 10 провинциальных аэродромов.

    В настоящее время инфраструктура воздушного транспорта состоит из 211 аэродромов, 2/з которых — частные, 58 аэродромов — постоянно действующие, 9 из них могут принимать реактивные самолеты. Международные линии располагают аэродромами в Антананариву (Ивату) со взлетно-посадочной полосой в 3200 м, Махадзанге и Туамасине. Мадагаскар связан авиалиниями с Европой, островами Индийского океана (Коморы, Реюньон, Маврикий), Восточной Африкой (Кения, Замбия, Малави, Джибути), ЮАР.

   Международные линии обслуживают национальная компания «Эр Мадагаскар», французские компании «Эр Франс» и «Корсэр», южно-африканская «Интер эр», а также «Эр Остраль» и «Эр Мауритиус». До 1998 г. существовал регулярный еженедельный рейс Аэрофлота Москва-Антананариву. При создании компании «Эр Мадагаскар» в начале 60-х годов государству принадлежало только 15% ее капитала, остальное — «Эр Франс». В начале 90-х годов «Эр Мадагаскар» уже на 90% принадлежал государству. Парк компании составляют в основном самолеты Боинг-737. Если до 1995 г. внутренние перевозки монопольно осуществляла «Эр Мадагаскар», то впоследствии у нее появилось пять конкурентов.

     Внутренним авиасообщением связаны 60 населенных пунктов острова, Антананариву является центром сети воздушного сообщения.

-191-

    Существуют ежедневные рейсы в Туамасину, шесть ежедневных рейсов в неделю в Махадзангу, пять — в Анцеранану и Нуси-Бе, четыре — в Тулиари и Нуси-Бураха (Сент-Мари).

       С 1990 г. 12 аэропортов, включая Ивату, управляются частной компанией АДЕМА, остальные — министерством транспорта и метеорологии.

    Либерализация в секторе воздушного транспорта осуществляется в соответствии с четырьмя декретами правительства, обнародованными правительством в апреле 1999 г. Они касаются расширения конкуренции как на внутренних, так и на международных маршрутах, особенно на чартерных рейсах, создания регулирующей организации «Гражданская авиация Мадагаскара», приватизации компании «Эр Мадагаскар», выдачи концессий на эксплуатацию ряда аэропортов I и II категории. Самой сложной задачей оказалась приватизация «Эр Мадагаскар», которая постоянно откладывается из-за долгов компании, которые достигли 24 млн. долл. Интерес к покупке акций компании на сегодняшний день проявили «Эр Франс», «Бритиш эйрвейз», «Эр Мауритиус».

Таблица 21

Показатели работы воздушного транспорта

 

Показатель

1973 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

2000 г.

Налет, млн. км.

...

8

9

9

..

число перевезенных пассажиров, тыс.

247

542

575

318

600

Пасссажиро-километры, млн.

...

659

758

718

...

Тонно-километры, млн.

...

85

98

94

...

 

      Железнодорожный транспорт развит слабо, его сеть составляет 859 км. На острове существуют два не связанных между собой железнодорожных направления. Северное направление имеет три линии: Антананар риву - Туамасина (370 км); Мураманга -  оз. Алаутра (168 км); Антананариву - Анцирабе (158 км). Они обеспечивают связь столицы с восточным побережьем, с рисопроизводящим районом оз. Алаутра и с промышленным центром Анцирабе. Второе, южное направление связывает столицу провинции Фианаранцуа с восточным побережьем — пунктом Манакара (163 км).

     Правительство неоднократно делало попытку обновить путевое хозяйство, подвижной состав и построить новые участки путей. С этой целью был принят десятилетний план развития железнодорожного транспорта на 1977-1987 гг. В 1986 г. ВБ выделил кредит в сумме 12 млн. долл. США для восстановления сети северного направления,

-192-

удлинения ее на 40 км. Тогда же была пущена в эксплуатацию линия протяженностью 72 км. Но в целом положение мало изменилось. В 1994 г. циклон нанес серьезные повреждения линии Антананариву-Туамасина.

     С 1997 г. обсуждались планы приватизации железнодорожной сети, однако ее изношенность и трудности эксплуатации отпугивали потенциальных покупателей. Тогда правительство пошло по другому пути и к концу 1999 г. разделило компанию «Национальная сеть железных дорог Мадагаскара» на четыре эксплуатационные единицы, сократив штат и обновив часть подвижного состава. Правительство предоставило также концессию южноафриканской фирме «Комазар» на управление линиями Антананариву-Туамасина, Мураманга-оз.Алаутра, Антананариву-Анцирабе.

   Дальнейшие планы модернизации железнодорожного транспорта в рамках структурной перестройки предусматривают: продолжение предоставления концессий; приватизацию активов, относящихся к отрасли (производство балластов, пиломатериалов и т.п.); разработку программы приоритетных инвестиций, в соответствии с которой будет проходить восстановление инфраструктуры железных дорог.

Таблица 22

Показатели работы железнодорожного транспорта

 

 

Перевозка пассажиров

Перевозка грузов

Год

тыс.

пассажире-км,

тыст

тонно-км,

 

 

млн.

 

МЛН.

1973

3069,0

...

...

216,2

1990

1970,6

178,0

569,0

206,7

1991

1201.8

84,6

414,8

153,8

1992

757,3

80,9

4143

155,9

1993

494,2

50,3

474,8

178,1

1994

416,3

46,4

256,7

92,2

1995

348,3

42,0

255,4

89,7

1996

321,0

37,8

242,1

82,1

1997

358,6

37,8

227,0

81,3

1998

292,8

35,3

213,1

71,0

1999

273,5  

30,6

141,7   

46,3

2000

84,2

...

54,1

...

 

   Автомобильный транспорт ж моменту получения независимости располагав 7,2 тыс, км дорог, пригодных для использования в течение всего года. За годы независимого развития правительство уделяло

 -193-

большое внимание строительству новых, восстановлению и техническому переоснащению старых дорог. Неоднократно принимались различные программы и утверждались проекты по улучшению автодорожной сети. Например, в 1988 г. была принята седьмая программа, которая предусматривала восстановление 4781 км дорог (из них 1500 км асфальтированных). Это касалось главных дорог, связывающих Антананариву с портами Туамасина, Махадзанга, Тулиари. На этих дорогах, общей протяженностью 1800 км, концентрируется 60% транспортных перевозок, они являются основой национальной сети автодорог. Часть ассигнований по этой программе была использована на улучшение доступа к ключевым экономическим областям, в частности к кофепроизводящим зонам восточного побережья.

   Создание современной сети дорог на Мадагаскаре предполагает крупные затраты на строительство и поддержание дорог в рабочем состоянии из-за сложного рельефа и климатических условий. С конца 80-х годов власти пытаются решить дорожную проблему в рамках программы структурной перестройки. Для этого использовались целевые кредиты различных международных организаций: в 1989 г. Европейский фонд развития выделил 10 млн. долл. США на восстановление дорог на севере и западе страны; в 1992 г. Арабский банк экономического развития Африки выдал кредит в 7 млн. долл. на улучшение дорог в туристических зонах; в 1997 г. Международная ассоциация развития выделила кредит в сумме 35 млн. долл. на четырехлетнюю программу модернизации городских дорог.

     Была разработана дорожная хартия, которая устанавливала ответственность правительства, провинций, городов и частных пользователей за состояние дорог. В рамках программы структурной перестройки на 1999-2001 гг. учрежден дорожный налог, который поступает в Фонд поддержания дорог. ВБ согласовал полный объем средств, необходимых для поддержания дорог, и механизм, обеспечивающий регулярное и автоматическое поступление средств.

      Несмотря на все принятые меры, состояние автомобильных дорог по-прежнему остается неудовлетворительным. В 2000 г. было около 50 тыс. км классифицированных дорог, из них 8528 км — главные дороги; 11,6% дорожной сети имели твердое покрытие. До сих пор нет дорог, связывающих столицу с крайним севером и крайним югом.

      Большие надежды возлагаются на восьмую программу восстановления дорожной сети, принятую в апреле 2000 г. На ее реализацию международные организации выделяют 250 млн. долл. США. Выполнение программы позволит вывозить продукцию в порты, при этом

-194-

особые ресурсы предусматриваются на строительство сельских дорог. В 2002 г. Африканский фонд развития предоставил Мадагаскару кредит в сумме 13 млн. долл. США на восстановление 61,3 км дороги № 1
Фандзакамандрусу-Цируанумандиди. Этот проект должен облегчить доступ 2,5 млн. жителей к центрам образования, здравоохранения, а также позволит создать новые рабочие места.

       Автомобильные перевозки пассажиров и грузов осуществляют преимущественно частные компании. Многие промышленные и сельскохозяйственные компании имеют собственный автопарк для транспортировки своей продукции. Автомобильный парк страны в 50-е годы насчитывал всего 4 тыс. автомобилей, в 60-е — 62,3 тыс. (из них 32 тыс. легковых), из которых на Антананариву приходилось 60%.

Таблица 23

Количество единиц автотранспорта,
тыс.

 

Вид транспорта

1970 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Легковые автомобили

62,9

54,8

58,1

60,5

Автобусы и автокары

3,6

3,8

4,3

4,9

Грузовики и фургоны

33,5

35,9

37,2

38,0

Дорожные машины

...

0,5

0,6

0,6

 

    В 2000 г. только в Антананариву насчитывалось 150 тыс. автомашин (против 50 тыс. в конце 80-х годов). В 2001 г. общий парк автомобилей составлял 173,5 тыс. единиц по сравнению с 153 тыс. в 1999 г.

      Связь. В конце 80-х годов на 1 тыс. жителей приходилось только три телефона. Из 27 тыс. телефонов, насчитывавшихся в стране в этот период, почти 60% находилось в Антананариву. До середины 90-х годов телекоммуникации контролировались правительственным департаментом (МТ), предоставлявшим услуги внутри страны, а международная связь осуществлялась наполовину частным предприятием СТИ-МАД.

       В 1994 г. в рамках программы структурной перестройки Мадагаскар приступил к реорганизации сектора связи. Проект включал следующие компоненты: реформирование сектора (создание конкурентной среды для операторов); создание независимого регулирующего органа «Офис мальгаш де з етюд е де регуласьон де телекоммюникасьон» (ОМЕРТ); организационное преобразование министерства связи для выполнения новой роли; создание компании ТЕЛМА с дальнейшей ее приватизацией; обновление инфраструктуры; обеспечение

-195-

через спутниковую связь контакта с изолированными населенными пунктами и экономическими анклавами, включение их в национальную сеть.

    Проект был поддержан консорциумом доноров ВБ. Его осуществление началось в 1995 г. с создания компании ТЕЛМА (путем слияния МТ и СТИ-МАД). Тогда же правительство приняло новый закон, в соответствии с которым частным инвесторам разрешалось участвовать в ТЕЛМА, которая является основным провайдером. В 1997 г. правительство создало независимый регулирующий орган — ОМЕРТ, призванный действовать в контакте с министерством связи в деле предоставления лицензий. Задачей правительства при этом является обеспечение такого положения, при котором ни один из членов ОМЕРТ или министерства не мог бы быть одновременно членом правления или занимать ответственный пост в телекоммуникационных компаниях, включая ТЕЛМА. Правительство предложило частным компаниям заключать контракты на сотовую связь и международные услуги; в ведении государства оставалась телефонная связь в рамках существующей сети.

       Рынок телекоммуникационных услуг положительно отреагировал на структурные изменения. Число постоянных абонентов выросло с 34 тыс. в 1993 г. до 58 тыс. в 2000 г. Плотность сети увеличилась до показателя 0,29, который, однако, ниже среднего уровня плотности сети в Тропической Африке.

    С целью модернизации системы государство приобрело новое оборудование для автоматической телефонной связи, которой обеспечены все крупные города. Автоматизирована телефонная связь с заграницей. Автоматизация телефонной связи выросла с 10% в 1993 г. до 80% в 1998 г.

      В 1997 г. с выдачи четырех лицензий операторам сотовой связи, началось ее развитие на острове. На этом пространстве конкурируют представители компании GSM и американской компании TELECEL. Система мобильной связи существует в Антананариву, Туамасине, Анцирабе. Компания «Сосьете мальгаш де мобиль» приступила к осуществлению проекта на территории всей страны. 10 лицензий были выданы провайдерам службы Интернет, которые начали успешно действовать в стране. В июне 2001 г. Интернет охватил Фианаранцуа, который стал третьим городом с выходом в мировую сеть. Через систему Интернет действует электронная почта.

   Свои дальнейшие задачи в области связи правительство видит в улучшении качества услуг, снижении их стоимости, расширении абонентской сети,

-196-

а также привлечении в сектор связи частного капитала.

     В 2001 г. связь характеризовалась следующими показателями:

абоненты телефонной связи        58,4 тыс.

абоненты сотовой связи                147,0 тыс. (в 1999 г. — 22 тыс.)

пользователи ПК                            40 тыс.

пользователи Интернет                 35 тыс. (в 1998  г. — 700)

число таксофонов                           около 1000

   На Мадагаскаре на 1 тыс. жителей приходится 2,5 компьютера (в