КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Промышленность и энергетика, продолжение (часть 3)

…альных ресурсов страны, которое было зафиксировано в Хартии малагасийской социалистической революции.

-180-

   В рамках осуществления этой политики было создано государственное общество по разведке и эксплуатации полезных ископаемых — «Сомарекс». Разведка полезных ископаемых контролировалась Национальным военным управлением стратегической промышленности («Омнис»). С конца 80-х годов правительство взяло курс на привлечение иностранных инвестиций в горно-добывающую промышленность, в связи с чем неоднократно изменялся Горный кодекс.

        Горный кодекс 1990 г. был направлен на поощрение частных инвестиций в разведку полезных ископаемых. В действие были введены три вида лицензий, которые предоставлялись отдельно на разведку и на добычу. Первый вид лицензий выдавался одиночным старателям- малагасийцам или небольшим компаниям отечественных предпринимателей сроком на два года. Второй и третий типы лицензий сроком на три и пять лет выдавались более крупным компаниям, в том числе иностранным, действующим в рамках малагасийских законов. Максимальный размер лицензируемых площадей на разведку составлял от 400 (первый вид) до 1 тыс. кв. км (второй вид). Под эксплуатацию отводились площади соответственно в 100 и 200 кв. км.

       Горный кодекс 1995 г. уточнил некоторые юридические, налоговые и технические нормы добычи. Однако эксперты ВБ и МВФ настаивали на дальнейших реформах, в частности на изменении налогового режима в сторону упрощения. Было также рекомендовано пересмотреть юридические положения в области добычи, ввести новые правила в отношении доступа к минералам, а также создать арбитражный механизм для решения коммерческих споров. Кроме того, предусматривалось трансформировать «Омнис» в регулирующую и информационно-геологическую организацию без права на разведку, добычу и продажу добытых полезных ископаемых и приватизировать
«Сосьете де кромит де Мадагаскар» («Краома»). По оценкам экспертов международных организаций, после проведения предложенных реформ к 2010 г. горнодобывающий сектор Мадагаскара получит возможность экспортировать минеральное сырье на сумму 500- 600 млн. долл. США (по сравнению с 25 млн. долл. в 1997 г.). Ключ к реализации потенциала отрасли эти эксперты видят в иностранных инвестициях в большие проекты (например, разработку месторождений титаносодержащего песка, никеля и кобальта).

        В марте 2000 г. вступил в силу новый Горный кодекс, определяющий юридические и экологические нормативы развития отрасли, упрощающий процедуру предоставления лицензий. Новые правила оговаривают условия лицензирования и создания концессий. Система

 -181-

лицензий основывается на введении стандартной единицы площади (6,25 кв. км). Лицензия типа Я дает ее обладателю право на проведение изыскательских работ в пределах оговоренной площади, лицензия типа Е — на изыскания и добычу в пределах оговоренной площади. Для старателей-одиночек введен особый тип лицензии (PRE), дающий им право на разведку и добычу в рамках концессий. Лицензии могут быть возобновлены при соблюдении держателями юридических и финансовых обязательств. Лицензии на разведку могут автоматически переоформляться в лицензии на добычу. Лицензии разрешается продавать, передавать другому лицу, закладывать, требуется лишь уведомить об этом правительство. С целью охраны окружающей среды правительство Мадагаскара требует предоставления соответствующего заключения от компетентных организаций перед выдачей разрешения на какие-либо виды горно-изыскательских работ.

     Компаниям, которые инвестируют в отрасль свыше 350 тыс. долл., предоставляются налоговые льготы, право перевода валюты за границу для покупки оборудования и прочие стимулы, гарантирующие быструю оборачиваемость вложенного капитала. В ходе реорганизации управления отраслью в мае 2000 г. было создано «Бюро дю кадастр миньер де Мадагаскар», призванное стать центральной службой для всех работающих в данной отрасли.

    Энергетика. Уровень развития отрасли чрезвычайно низок, ее продукция составляет всего 1,4% ВВП. Среднегодовое потребление
энергии на душу населения в стране едва достигает 150 кг в пересчете на нефтяной эквивалент. Энергетические потребности покрываются в основном за счет дров, древесного угля и выжимок сахарного тростника, так называемого багасса, на долю которых приходится до 84% потребляемой энергии. Нефтепродукты покрывают 10% энергетических нужд, газ — 1 и только 5% — электроэнергия.

      В стране пока не обнаружено месторождений нефти и газа. Единственное месторождение каменного угля в Сакуа не эксплуатируется из-за чрезмерных затрат на его освоение, труднодоступное, невысокого качества угля и удаленности районов потребления. Неплохие перспективы имеет развитие гидроэнергетики, потенциал которой, по разным данным, оценивается в 23-27 млрд. кВт-ч в год. Однако гидроресурсы рассредоточены по небольшим рекам, что при неразвитости инфраструктуры и удаленности от потребителей затрудняет их использование. Мадагаскар вынужден импортировать энергоносители — ежегодно до 1,5 млн. баррелей сырой нефти и 15 тыс. т каменного угля.

-182-

     На их оплату расходуется свыше 7% экспортных поступлений, или 1/3 доходов государственного бюджета.

    Несмотря на слабую ресурсную базу, энергетика развивается довольно динамично. За 1970-2000 гг. производство таких современных видов топлива, как бензин, керосин, газойль, мазут и газ, возросло в 2,4 раза при среднегодовых темпах роста не менее 8%. Собственное производство удовлетворяет внутренний рынок примерно наполовину. Поэтому Мадагаскар помимо сырой нефти импортирует бензин, керосин, газойль, мазут, технические масла. Тем не менее часть своей продукции он реэкспортирует на Маврикий и Сейшельские Острова. В основном это битум и небольшое количество керосина общим объемом около 1 тыс. т, или чуть менее 9% местного производства минерального топлива.

    Динамично развивается электроэнергетика. За 1970-2000 гг. производство электроэнергии возросло почти в 5 раз при среднегодовых темпах роста не менее 15%.

Таблица 19

Производство и потребление электроэнергии,
млн. кВт час

 

 

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Производство

563,2

616,3

665,4

721,3

779,8

834

780

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

гидроэлектростанции

442,4

488,7

510,6

515,4

539,6

564

535

теплостанции

120,8

127,6

154,8

205,9

240,2

270

245

Потребление

441,3

485,4

524,4

57,5

615,5

772,1

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

городское

 

 

 

 

 

 

 

коммунальное хозяйство

7,1

7,7

8,0

8,3

8,8

9,0

 

жилищный сектор

182,6

200,0

225,3

253,6

281,3

358,0

 

прочие потребители

251,5

277,8

291,1

309,5

326,4

405,1

 

 

      Как свидетельствуют приведенные цифры, большую часть электроэнергии вырабатывают ГЭС, однако их доля в ее производстве за указанный период понизилась с 78,5 до 69,2%, а тепловых электростанций соразмерно возросла.

   В 2000 г. суммарная установленная мощность электростанций достигла 285 тыс. кВт, в том числе 105 тыс. кВт ГЭС и 180 тыс. кВт ТЭС. Тепловые электростанции работают либо на дизельном топливе, либо на каменном угле. На электростанции в Тулиари используются как гидроресурсы, так и минеральное топливо.

-183-

     В стране насчитывается семь ГЭС, самая крупная из них — Андекалека расположена на р. Вухитре, в 120 км от Антананариву. Она вступила в строй в 1982 г., строительство стоимостью 150 млн. долл. финансировали фирмы из 10 стран и ряд международных организаций. Установленная мощность — 58 тыс. кВт (два генератора по 29 тыс. кВт кадый). Помимо столицы ГЭС Андекалека снабжает электроэнергией г. Анцирабе и хромитовый рудник в Андриамене. Второй по значению является ГЭС на р. Мандраке установленной мощностью 30 тыс. кВт. Мощность остальных ГЭС колеблется в пределах 5-10 тыс. кВт каждая.

      Число тепловых электростанций достигает 30. Как правило, этосравнительно небольшие энергетические комплексы установленной мощностью в среднем 6 тыс. кВт. За последние 30 лет установленная мощность всех теплоэлектростанций возросла почти на 44% при среднегодовых темпах роста 1,6%. Кроме того, многие производства используют собственные небольшие дизельные и паровые электрогенераторы, количество и мощность которых не учитываются официальной статистикой. По оценкам, суммарная установленная мощность таких генераторных установок достигает 53 тыс. кВт.

     Потребление электроэнергии за 1996-2000 гг. увеличилось на 39,5%. Главные потребители электроэнергии — промышленные предприятия (53% потребляемой электроэнергии) и жилищно-бытовой сектор (45,6%). Около 1,4% электроэнергии потребляют городские коммунальные службы. При этом среднегодовые темпы роста ее потребления в жилищно-бытовом секторе (19,7%) в указанный период заметно превышали соответствующие показатели производственного сектора (15%). Тем не менее уровень электрификации страны остается крайне низким. Электроэнергией обеспечено всего 45 населенных пунктов, в основном городов с общим числом жителей 1,12 млн. человек (7% общей численности населения). По потерям электроэнергии Мадагаскар сравним с большинством других африканских стран.

     Ближайшие планы правительства в области электроэнергетики включают строительство второй очереди ГЭС на р. Мандраке, а также двух ГЭС в провинции Фианаранцуа общей установленной мощностью 105 тыс. кВт. Рассматривается возможность использования альтернативных источников энергии. Еще в 1994 г. было объявлено о планах строительства электростанции стоимостью 3,4 млн. долл. США на солнечной энергии и теплоэлектростанции, которая будет использовать в качестве топлива выжимки сахарного тростника.

      С 1997 г. непосредственное управление электроэнергетикой на Мадагаскаре находилось в руках государственной компании «Жиру си

-184-

рану малагаси» («Жирама»), которая была создана на базе компаний, занимавшихся электро- и водоснабжением. В собственности «Жирама» находились все ЛЭП, ГЭС и теплоэлектростанции страны, за исключением генераторных установок на предприятиях. Она также монопольно осуществляла распределение электроэнергии. Ее доходы только от Продажи электроэнергии достигали 250 млн. фр. фр. в год.

      Развитие энергетики с 1998 г. регулируется Малагасийским управлением углеводородов («Офис мальгаш де идрокарбюр»), на который возложены следующие функций: разработка годовых национальных планов снабжения страны нефтепродуктами, определение технических норм и спецификаций на продукцию, контроль за ценами, выдача лицензий на разработку и добычу углеводородов, а также производство и ремонт энергетического оборудования, создание условий для свободной конкуренции на рынке минерального топлива.

      В рамках политики либерализации правительство приступило к приватизации объектов электроэнергетики. С этой целью был разработан и принят специальный кодекс, в котором содержится принципиальное положение о допустимости и необходимости привлечения частных инвесторов в электроэнергетику; зафиксирована новая организационная структура отрасли, призванная обеспечить условия для конкуренции поставщиков электроэнергии; установлены принципы взаимодействия различных структур для поддержания цен на электроэнергию на возможно низком уровне; определен порядок ценообразования и предусмотрено учреждение особого автономного органа по регулированию развития отрасли. В соответствии с кодексом, компания «Жирама» была преобразована в общество с ограниченной ответственностью, хотя ее собственность осталась в руках государства.

      20 января 1999 г. в развитие общих целей и принципов, содержащихся в кодексе, был издан специальный декрет, который в законодательном порядке гарантирует любому физическому или юридическому лицу возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в области производства, транспортировки и распределения электроэнергии на Мадагаскаре. При этом предусматривается, что объем производства на частной ГЭС не должен быть более 1 млн. кВт, на теплоэлектростанции — 0,5 млн. кВт, а суммарное производство на частных электростанциях не должно превышать 30% общенационального производства.

    Декрет также объявлял о намерении правительства приватизировать собственность компании «Жирама». Совместно с донорами, в первую очередь с ВБ, разработана поэтапная стратегия, предусматривающая учреждение технического органа по проведению приватизации,

 -185-

выработку и обнародование новой государственной политики в области электроэнергетики, выбор и привлечение инвесторов и потенциальных покупателей, а также порядок, условия и сроки подачи предварительных заявок. По состоянию на 1 июня 2003 г. приватизация компании «Жирама» еще не была завершена. Как ожидается, первыми на торги будут выставлены мощности гидроэнергетического узла в Андекалеке. В числе наиболее вероятных покупателей фигурирует группа компаний «Эском энтерпрайсиз», которая имеет солидный  опыт сотрудничества с африканскими странами в области энергетики.

     Участие в реализации мер по приватизации малагасийской электроэнергетики принимает ВБ и Французское агентство развития («Л'ажанс
Франсэз де девелопман»). Всемирный банк с 1999 г. финансирует Трехлетнюю программу электрификации сельских районов Мадагаскара, наиболее перспективных с точки зрения наличия полезных ископаемых, французское агентство развития в том же году предоставило Мадагаскару кредит в размере 7,7 млн. евро на финансирование программы приватизации отрасли, а также на реабилитацию системы электро- и водоснабжения Антананариву. В 1996 г. Международное агентство развития (MAP) выделило 46 млн долл. США на осуществление различных проектов в малагасийской электроэнергетике, включая проведение ТЭО и проектных работ по оптимизации структуры и экономики отрасли.

      В государственной системе управления Мадагаскара делами энергетики ведает министерство энергетики и шахт.