КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Государственное устройство (справочник)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

    Конституционные изменения. Первая Конституция Мадагаскара была принята после того, как в 1958 г. страна добилась статуса самоуправляющейся (автономной) республики в составе Французского сообщества. Конституция 1959 г. была создана по образцу Конституции Франции 1958 г. После достижения политической независимости основной закон 1959 г. был приведен в соответствие с новым положением государства путем внесения соответствующих поправок (28 июня 1960 и 6 июня 1962 г.). В соответствии с первой Конституцией государство получило название Мадагаскарская Республика

       Конституция 1959 г. провозглашала ряд демократических прав и свобод: всеобщее равенство в правах и обязанностях независимо от происхождения, расовой принадлежности и вероисповедания, свободу и независимость личности, право на политическую деятельность и объединение в политические организации и профсоюзы, на забастовки, а также свободу совести, печати, собраний и т.п. Она запрещала эксплуатацию человека человеком, содержала положения, направленные против расовой и национальной дискриминации, а также об африканском единстве, о необходимости сотрудничества и союза африканских государств на основе взаимного уважения их суверенитета. Конституция гарантировала свободу частного предпринимательства, сохранность частной собственности. По Конституции глава государства (президент) одновременно являлся главой правительства; он наделялся широкими полномочиями, фактически ему принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти.

     Вторая Конституция была принята в декабре 1975 г. В соответствии с ней государство стало называться Демократическая Республика Мадагаскар (ДРМ). В основу Конституции 1975 г. легла Хартия малагасийской социалистической революции. Главной целью основной закон провозглашал построение государства нового типа, выражающего

-95-

интересы широких масс населения. Конституция устанавливала общественную собственность на основные средства производства. Особую роль в создании нового общества малагасийские руководители отводили фукунулуне. Конституция определяла фукунулуну как «социалистическую и демократическую общину». Эта идея легла в основу организации местных органов власти. Выделялись четыре вида децентрализованных коллективов, каждый из которых соответствовал определенному территориальному уровню со своими органами власти. Возглавили государство президент, избирающийся на 7 лет, Верховный революционный совет, назначающийся президентом, Национальное народное собрание, которое избирается на 5 лет.

  На национальном референдуме, состоявшемся 19 августа 1992 г., была одобрена новая Конституция Мадагаскара, которая вступила в действие 12 сентября. Государство получило название Республика Мадагаскар. Девиз Второй республики «Родина-революция-свобода» был заменен на лозунг «Родина-свобода-справедливость». Конституция Третьей республики предусматривает разделение власти на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную), многопартийную политическую систему, защиту прав человека. Срок президентства сокращен до 5 лет. Парламент стал двухпалатным — Сенат и Национальное собрание. Количество депутатов Национального собрания увеличивалось со 138 до 150, а срок их деятельности сокращен с 5 до 4 лет. Но самое главное, Конституция 1992 г. отказывалась от положений Хартии малагасийской социалистической революции. Поправки (сентябрь 1995 и март 1998 г.) внесли много изменений в основной закон, превратив унитарное государство в федеральное с шестью автономными провинциями и сильным президентским режимом. Девизом его стало «Родина-свобода-прогресс».

      Государственная идеология Республики Мадагаскар выражается лозунгом «Гуманизм и экология». В преамбуле Конституции он подкрепляется декларацией о том, что «все ресурсы природы должны использоваться рационально и справедливо на благо человека», а в ст. 39 охрана окружающей среды вменяется в обязанность как каждого гражданина в отдельности, так и государства в целом.

       В преамбуле Конституции декларируется также решимость мальгашского народа сохранять и развивать завоевания плюралистического общества, преумножать богатство и разнообразие своего этнодуховного и социокультурного наследия, а также недр, растительного и животного мира на благо будущим поколениям. Провозглашается приверженность страны, осознающей свое геополитическое положение в регионе

-96-

и стремящейся к согласованным действиям с другими государствами, положениям Международной хартии прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, Конвенциям по правам женщин и детей.

      Конституция декларирует стремление к созданию правового государства, «в котором народ и власть подчиняются одним и тем же правовым нормам под контролем независимой юстиции». Политические права граждан предусматривают свободу слова, печати, собраний, политических объединений, вероисповедания, получение информации (ст. 10, 11, 14, 15). В числе личных свобод граждан — свобода передвижения (право на эмиграцию и возвращение), неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, защита правосудия (ст. 12, 13). В разделе «Социально-экономические и культурные права» закрепляется право граждан на труд, образование, охрану здоровья и семьи; за каждым трудящимся признается право на защиту своих интересов через профсоюзы, на забастовки. Гарантируется защита личного имущества, свобода предпринимательства, безопасность капиталов и инвестиций. К числу основных обязанностей граждан отнесены уважение Конституции и соблюдение законов, служба в армии. Обязанность трудиться также рассматривается как конституционный долг гражданина. В обязанности гражданина входит бережное отношение к окружающей среде.

    Флаг Мадагаскара — трехцветное прямоугольное полотнище. Полосы расположены следующим образом: белая, вертикальная, идет параллельно древку, две горизонтальные: сверху красная, под ней — зеленая. Государственный язык — малагасийский.

      Высшие органы государственной власти и управления. Конституция 1992 г. определяет структуру государственной власти, констатирует, что исполнительная власть осуществляется президентом и правительством (гл. III).

    Президент является гарантом национальной независимости и территориальной целостности государства (гл. IV, ст. 44), избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет, может переизбираться только один раз. Кандидат на пост президента должен быть гражданином Мадагаскара, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами и к моменту избрания достичь 40 лет. Если пост президента по какой-либо причине становится вакантным, его функции выполняет председатель Сената.

       Президент назначает премьер-министра, а по предложению последнего — членов правительства, председательствует на заседаниях совета министров, подписывает постановления и декреты, принятые

-97-

кабинетом. Президент является главнокомандующим вооруженными силами в этом качестве он председательствует на Высшем совете национальной обороны (ст. 55). Он осуществляет руководство внешнеполитическими отношениями: назначает и отзывает послов и посланников принимает верительные и отзывные грамоты от представителей иностранных государств и международных организаций, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их (ст. 56).

  Президент назначает на высшие государственные должности, перечень которых установлен законом, может передать эти полномочия премьер-министру; в случае необходимости он берет на себя контроль над органами по контролю за администрацией. Он утверждает законы через две недели после их принятия Национальным собранием. Эта дата может быть сокращена до 5 дней, если возникает такая необходимость. До истечения этого срока президент может потребовать от Национального собрания нового обсуждения закона и его статей.

       Президент может объявить чрезвычайное или военное положение для защиты республики, поддержания общественного порядка и безопасности государства или в случае чрезвычайных обстоятельств (ст. 59).

        Поправки к Конституции, одобренные на референдумах 1995 и 1998 г., стали еще одним шагом к закреплению президентского типа государственного устройства Мадагаскара. Это выразилось, в частности, в усложнении процедуры импичмента. Из Конституции фактически изъято понятие «окончательного импичмента» президента и усилено положение о «временном импичменте», который может быть объявлен на срок до 6 месяцев Высшим конституционным судом по требованию парламента и только из-за физической или умственной неспособности президента выполнять свои обязанности, что на практике может быть применено в весьма ограниченных случаях. «Окончательный импичмент» может быть объявлен по причине государственной измены или грубых и постоянных нарушений президентом действующей Конституции.

      Законодательная власть принадлежит парламенту. По Конституции 1992 г. парламент Республики Мадагаскар состоит из Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание (НС) в своем нынешнем виде существует с 1993 г. Последние выборы в него прошли в декабре 2002 г., первые выборы в Сенат — марте 2001 г.

      Депутаты Национального собрания (160 человек) избираются на 5 лет всеобщим прямым голосованием, сессии созываются дважды в год. Первая сессия начинается в первый вторник мая, вторая (бюджетная)

-98-

— в последний вторник сентября. Продолжительность каждой сессии не может быть меньше 60 и не должна превышать 90 дней. По инициативе президента либо абсолютного большинства депутатом Национальное собрание может созывать чрезвычайные сессии, которые не могут длиться более 12 дней.

       Депутаты НС, как и премьер-министр обладают правом законодательной инициативы, а также Инициативы пересмотра Конституции Мадагаскара. Чтобы принять к рассмотрению поправки к основному закону, необходимо согласие абсолютного большинства членов парламента, а приняты они могут быть 3/4 лишь    голосов.

         Механизм воздействия законодательного органа власти на исполнительный включает голосование о доверии или недоверии правительству. Вопрос о доверии правительству может поставить премьер-министр, а голосование по нему должно быть проведено в течение 48 часов после внесения в парламент. Если за вотум недоверия голосует абсолютное большинство, правительство должно подать в отставку. Вопрос о недоверии правительству могут поставить депутаты. Для вынесения вотума недоверия правительству необходима поддержка половины членов Национального собрания. Вотум недоверия считается принятым, если за него проголосовали 2/3 членов парламента. В этом случае правительство также подает в отставку.

       Что касается усложнения процедуры вынесения импичмента президенту страны, то если раньше для принятия резолюции об импичменте было необходимо 2/3 голосов членов НС, то теперь для этого требуется 2/3 голосов членов каждой из палат парламента. Президент в свою очередь, может распустить Национальное собрание сам «по веской причине» или по предложению Совета министров.

   Руководящие и рабочие органы Национального собрания — постоянное бюро и комиссии. В постоянное бюро входят председатель Национального собрания, 12 вице-председателей, два квестора. При Национальном собрании действуют 12 постоянных комиссий: по социальным делам; по юридическим делам; по иностранным делам и международным отношениям; по образованию и культурным вопросам; по внутренним делам и территориальной администрации; по промышленности, ремеслам, торговле, горному делу и энергетике; по сельскохозяйственному развитию; по национальной обороне и безопасности; по окружающей среде, водам, лесам, туризму; по инфраструктуре и связи; по финансам; по вопросам госслужбы.

        Сенат рассматривает все законопроекты, обсуждаемые Национальным собранием, консультирует Правительство по экономическим и

-99-

социальным вопросам, а также по вопросам территориальной организации. Его сессии проходят одновременно с сессиями Национального собрания. Число сенаторов составляет 90 человек. 60 сенаторов избираются коллегией выборщиков от территориальных объединений, остальные 30 назначаются президентом. Срок действия мандата — 4 гола.

        Исполнительная власть — правительство Мадагаскара формируется президентом: премьер-министр — декретом по предложению Национального собрания, министры — по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед Национальным собранием. Функции членов правительства несовместимы с любой другой деятельностью: представительской, выборной, профессиональной.

        Поправки к Конституции 1995 и 1998 гг. ограничивают полномочия премьер-министра проведением президентской политики. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и ответствен за координацию деятельности министерств; обладает законодательной инициативой; обеспечивает выполнение законов; наблюдает за исполнением решений суда; контролирует администрацию и обеспечивает эффективное функционирование общественных служб, управление финансами; обеспечивает безопасность и соблюдение основных прав и свобод, для чего располагает полицией, силами безопасности и армией.

      В правительство, сформированное в январе 2003 г., входят: премьер-министр; его заместитель, курирующий экономические программы, общественные работы и благоустройство территорий; министры: обороны; юстиции; внутренних дел; национальной безопасности; экономики, бюджета и финансов; торговли, индустриализации, ремесел и частного сектора; децентрализации и развития автономных провинции; земледелия, животноводства и рыболовства; шахт и энергетики; туризма; охраны окружающей среды, водных и лесных ресурсов; государственной службы; связи, почт и телекоммуникаций; начального и среднего образования; высшего образования и научных исследований; населения; труда и социального законодательства; здравоохранения; по делам молодежи и спорта.