КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Религии (справочник)

РЕЛИГИИ

     В соответствии с Конституцией Республика Мадагаскар является светским государством. Однако роль религии остается чрезвычайна
высокой во всех аспектах общественно-политической жизни. В преамбуле Конституции подчеркивается приверженность малагасийского общества ряду ценностей, в том числе «верованиям в Бога-Создателя». Там же содержится ссылка на «необходимость примирения человека с его Создателем». При вступлении в должность президент республики приносит клятву «перед лицом Андриаманитра Андриананахари». Многие малагасийские государственные деятели одновременно занимают ключевые посты в церковной иерархии. Например, президент М.Равалуманана является вице-председателем реформированной Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, а председатель Национального собрания Ж.Лахинирику — национальным казначеем Мадагаскарской лютеранской церкви.

  Республика Мадагаскар — поликонфессиональное государство. Приблизительно 50% малагасийцев исповедуют традиционные религии, приверженцами христианства являются около 40% населения (примерно поровну католики и протестанты) и 10% исповедуют ислам, однако границы между традиционными религиями и другими

 -39-

конфессиями достаточно размыты: наряду с исповеданием христианства или ислама немало малагасийцев отправляют культ предков.

     Традиционные религии. Культ предков основывается на вере и существование единого Бога, в могущество духов умерших и духов природы. Бог в интерпретации традиционных религий выступает под именами Андриаманитра («благоуханный господин»), Андриананихари («господин-создатель») и Занахари («создатель»). По представлениям малагасийцев, Бог является мудрым и совершенным, он не требует подношений, с ним нельзя торговаться, но можно бросать ему вызов. Наконец, это «праздный» Бог, имеющий достаточно индифферентное отношение к созданному им миру. Он не вселяется в людей и далек от людских нужд, поэтому посредниками между ним и людьми выступают духи предков. Духам приписывается «особая сила» (хасина), которая делает их способными на экстраординарные поступки. Хасина может быть использована во благо и во зло. Могущество разных духов обусловливает уровень хасины.

       Мир обожествленных предков (разана) у некоторых этносов пространственно локализован (например, Амбундрумбе у бецилеу). С предками консультируются по поводу любого значимого события повседневной жизни (строительство дома или гробницы, закладка пироги, Свадьба, экзамен и т.п.). Они приводят в действие силы, необходимые для существования живых, или наказывают их (болезни, несчастные случаи и др.) за небрежение традициями или обычаями (фумба), а также за несоблюдение запретов или табу (фади).

     Согласно традиционным малагасийским воззрением, человек проходит в своем развитии три стадии: «до рождения», «жизнь» и «после смерти». Переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью ритуалов (обрядов): интеграция космическая (при переходе ребенка в мир живых — первая стрижка волос), социальная (обрезание для мужчин и роды для женщин) и божественная (похороны).

      Однако в мир разана попадает не каждый умерший и не сразу. Для перехода из «нечистого» мира мертвых (мати) в «чистый» и «сакральный» мир предков необходимо выполнить дополнительные ритуалы (вторые похоронные обряды). К ним относится, в частности, переворачивание (фамадихана), практикуемое мерина и бецилеу. Через несколько лет после смерти (после усыхания тела) производится эксгумация покойника из родовой гробницы. Его заворачивают в новый саван (ламба мена), сопровождая это действо речами, пением, музыкой, молитвами, подношениями меда, табака, риса, алкоголя и др. Фамадихана, как правило, проводится регулярно. Считается, что

 -40-

предки являются своим родственникам во сне и жалуются, например, и холод, что интерпретируется как необходимость заменить саван.

      Фамадихана не совершается над королями и королевами, а также над ближайшими родственниками короля. Для поддержания контакта с королевскими предками практикуются особые обряды: например ежегодное ритуальное омовение короля или королевы (фандруана) мерина и омовение королевских реликвий (фитампуха) у сакалава.

     В социальном аспекте духов предков можно разделить на семейные и публичные. В первом случае в основном почитаются родовьи (линьяжные) предки, во втором — занахари (предки королей, принцев, иных государственных мужей, даже иностранцы).

      Среди основных ритуалов культов предков можно назвать дзур) (кульминацией которого на Высоком плато является жертвоприношение быка-зебу или курицы) и трумба (в ходе транса в человека вселяются духи предков для ведения диалога с живыми). Вселение духов линьяжных предков рассматривается как бесчестье, сопровождается кошмарами, болезнями и пр. Транс с участием этих духов происходит только в домах или дворах их родственников. Кроме линьяжных предков существуют авелу  — белые призраки, не считающиеся вредоносными. В отличие от линьяжных духов все занахари относятся к людям благожелательно. Духи предков могут вселяться в животных (змею, лемура, крокодила), к которым относятся с почтением. Особняком среди духов стоят ведуны, которые появляются ночью в виде
вредоносного призрака черного цвета (лулу).

    Духи предков легендарных жителей Имерины, а также всех неизвестных умерших (чьи генеалогические связи утеряны), или хтонические духи (вазимба), могут быть мужчинами и женщинами. Вазимба считаются вредоносными существами, вселение которых нежелательно. Согласно другой точке зрения, есть и добрые вазимба, тогда возможен их постепенный переход в ранг занахарий. Вазимба обитают в диких или неосвоенных местах.

      Духов природы называют заватра (вещь, нечто). Мест обитания у них значительно больше, чем у занахарий. К заватра относятся духи вод: лулун-драну (дух воды), зазававиндрану (водяная девушка), андриамбавирану (водяная принцесса); духи леса: калануру (светящиеся девушки) — женщины-карлики, знающие секреты лекарственных трав и спрятанных сокровищ, умеющие предсказывать события и консультировать по любым вопросам, склонные к воровству; духи деревьев: лулун-казу обитают только рядом с деревьями необычного вида или связанными с жизнью исторических персонажей; духи скал обитают

-41-

вблизи ватулахи и цангамбату (каменные памятные стелы), татау (конические кучи камней), а также яйцевидных скал; духи небесных тел или явлений (звезд, дождя, града, молнии).

      Наконец, в ряду духов природы следует упомянуть сказочные существа, практически исчезнувшие из религиозного пейзажа (сунгумби, дуна, пили, лалумена, кинаули, ангалампуна, сиуна, кутукели, ранакандриана и др.).

   Духов природы обычно призывают вредоносные колдуны. Тем не менее одного и того же духа природы можно направить к добру или злу.

     Местом отправления культов могут быть: семейная гробница или гробница предков (фасана) на Высоком плато, традиционное захоронение с деревянным памятным столбом (алуалу); площадь в деревне (киандза); северо-восточный угол главной комнаты дома или помещения (зуру фираразана, «угол предков»); холмик или скала посреди рисового поля (вудивуна); любое не обустроенное место вне жилья, где обитают злые или добрые духи (скала, грот, пустая гробница), либо специально обустроенное (дуани).

       Дуани обычно располагается на вершинах или склонах холмов и ввязано с конкретным персонажем, поэтому включает в себя либо его могилу, либо место, имеющее отношение к его жизни (например, где он любил гулять и т.п.). Особенностью любого дуани являются наличие в нем или поблизости источника воды, а также преобладание Красного (символ королей, власти) и белого (символ принцев, знания, религии) цветов. Часто дуани украшают национальные флаги Мадагаскара.

     Вход в любое традиционное культовое место регулируется запретами (фади): обычными (например, запрещается мусорить, громко разговаривать и т.п.), а также диктуемыми духом (пищевые, временные, языковые, жестовые). Кроме того, в культовых местах запрещено все то, что имеет отношение к смерти и идее «нечистого».

    В традиционных обрядах участвуют: одержимые (название варьируется в зависимости от типа духа и этапа транса); пожизненные охранники дуани; целитель и духовник (мпитайза, воспитатель, способный входить в транс). Как и охранники дуани, мпитайза обычно имеют другие, «мирские», профессии; занадрану (дети воды) также способны входить в транс, однако лечат на сознательном уровне; мьярамила (помощники) обладают «юридическими полномочиями». Некоторые из них могут входить в транс; мпанандру и мписикиди — астрологи, гадатели и прорицатели, к которым обращаются с целью определения благоприятных дней и времени для осуществления обряда;

 -42-

умбиаси — колдуны и антиколдуны, целители и астрологи (в настоящее время их чаще называют мпимаси или маси); мпамусави и мпамурика — ведуны, вредоносные колдуны; мпицабу и мпанаситрана — традиционные целители; музыканты и певцы.

  Участники традиционных обрядов используют в своей деятельности сикиди (гадание и предсказание при помощи зерен), уди (талисманы, амулеты и обереги), сампи (фетиши и идолы), винтана (астрологическую систему гадания и предсказания), сура бе (талисманы магические тексты и рисунки на малагасийском языке арабской графикой) и др.

   Христианство. На Мадагаскаре христианство представлено двумя концессиями: католической и протестантской. По приблизительным оценкам, на середину 90-х годов XX в. число малагасийцев-христиан достигало 7 млн. человек, из них 42,2% — приверженцы католицизм; 57,8% — адепты протестантизма (30% — реформированной, 27,4 — лютеранской, 0,44% — англиканской церкви).

       Попытки распространения католицизма на Мадагаскаре начались одновременно с открытием острова португальцами в 1500 г. Первые католические миссии появились в 1648 г. в районе Форт-Дофина, однако их деятельность особых успехов не принесла. На Высокое плате католики проникли в 1855 г., но их активная деятельность начала там лишь в 1864 г., а за пределами столицы католические миссионеры (преимущественно иезуиты) получили разрешение проповедовать с 1870 г. Дальнейшее продвижение католицизма тормозилось из-за англо-французского соперничества: вплоть до достижения независимости сохранялся определенный антагонизм между протестантизмом, ассоциировавшимся с англичанами, и католицизмом — с французами.

   С установлением французского владычества на острове началась постепенная «малагасизация» католических иерархов: 29 октября 1939 г И.Рамарусандратана стал первым малагасийским епископом, а в 1969 г. Ж.Ракутумалала — первым малагасийским кардиналом.

      Знаковым событием в жизни католиков стал первый визит на остров (28 апреля - 1 мая 1989 г.) папы римского Иоанна Павла II. Помимо Антананариву он посетил Анцеранану и Фианаранцуа.

   Римско-католическая апостольская церковь на Мадагаскаре организационно разделена на 18 диоцезов (в 1958 г. их было 12, в 1968 г.- 17). В 1993 г. насчитывалось около 3 млн. адептов католицизма. Существует 69 конгрегации, в которых состоит около 3 тыс. человек, из них 2,4 тыс. - малагасийцы. Число католических священников —

 -43-

малагасийцев и иностранцев — составляет соответственно около 300 и 400 человек.

     Католической церкви на Мадагаскаре принадлежат многочисленные культовые здания (только в столице 173), монастыри, под ее наблюдением находятся лечебные учреждения, 1736 школ (из них 1339 пользуются финансовой поддержкой государства и внешних доноров). В этих школах обучается примерно 295,6 тыс. учащихся, число преподавателей превышает 4 тыс. человек. Одним из наиболее элитарных католических учебных заведений считается столичный Коллеж Сен-Мишель. В 1997 г. открылся Мадагаскарский католический институт. Католическая церковь имеет собственные издательства, радиостанцию «Радио Дон Боско», с 1917 г. выпускает газету «Лакруан' и Мадагасикара» («Крест Мадагаскара»). Нынешний глава католиков Мадагаскара, кардинал Арман Гаэтан Разафиндратандра был возведен в сан в октябре 1994 г. в Риме папой Иоанном Павлом II. Оплотом католицизма на острове считается город Фианаранцуа.

    Первые протестантские миссионеры Лондонского миссионерского общества (LMS), основанного в 1796 г., прибыли на Мадагаскар в августе 1818 г. Через два года они открыли в Антананариву первую школу, в которой обучались дети из знатных семей.

   При Ранавалуне I образовательная деятельность протестантов продолжалась: в 1829 г. был отпечатан переведенный на малагасийский язык Новый Завет, а в 1835 г. вышла первая Библия. Однако вскоре начались преследования христиан: в 1832 г. было запрещено крещение, в 1835 г. — вероисповедание, а затем и все христианские миссионеры были изгнаны с острова. Число пострадавших за веру в те годы достигло 5 тыс. человек. Наиболее известны среди них малагасийки Расалама (ум. в 1837 г.) и Рафаралахи Андриамазуту (ум. в 1838 г.). Вторая волна репрессий пришлась на 50-е годы XIX столетия.

    Ситуация изменилась после смерти Ранавалуны I. В 1868 г. королева Ранавалуна II объявила себя сторонницей христианства. В том же году она и премьер-министр приняли крещение, а христианство было объявлено государственной религией. Сильный удар по традиционным религиям новообращенные нанесли путем символического сожжения королевских сампи (фетишей, идолов).

   В 1954 г. Лондонское миссионерское общество на Мадагаскаре получило автономию и в октябре 1962 г. было преобразовано в Церковь Христа на Мадагаскаре (Fiangonan'i Kristy eto Madagasikara, FKM).

     В 1867 г. на остров прибыли первые представители Ассоциации друзей зарубежных миссий (Friend's Foreign Mission Association, FFMA),

 -44-

или квакеры. В 1958 г. она трансформировались в Мадагаскарскую
церковь друзей (Fiangonana Frenjy Malagasy, FFM), и ее первым малагасийским председателем в 1959 г. стал пастор А.Рамабау.

   Другая протестантская церковь — Французская протестантская миссия (Mission protestante française, MPF) обосновалась в Антананариву в 1897 г. В 1958 г. она стала называться Церковь Благой Вести на Мадагаскаре (Fiangonana ara-Pilazantsara eto Madagasikara, FPM). Её первым малагасийским пастором стал Жан-Батист Раламбумахай.

    17 августа 1968 г. в Туамасине состоялось объединение Церкви Христа на Мадагаскаре, Малагасийской церкви друзей и Церкви Благой Вести на Мадагаскаре (пресвитерианской). Новая церковь получила
название Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре (Fiangonan'i Jesoa Kristy eto Madagasikara). Ее первым председателем стал малагасиец Т.Расендрахасина. С 2004 г. председателем является А.Х.Расендрахасина. Организационно Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре разделена на 35 региональных синодов. Среди более 3 млн. ее адептов можно
насчитать около 1 млн. регулярно посещающих церковь, 2 тыс. преподавателей катехизиса, 87 тыс. дьяконов и 1100 пасторов (среди них около 100 женщин). Наиболее широко она представлена на Высоком плато в регионе Антананариву-Анцирабе проживает более 1 млн. ее приверженцев. На севере страны ее представляют около 100 тыс. человек, на юге же острова ее деятельность практически не получила развития, за исключением Тулиари, где имеется 47 протестантских культовых зданий.

      Церковь имеет около 6 тыс. культовых зданий. Под ее эгидой находится более 370 учебных заведений (в том числе знаменитый столичный Коллеж Расалама), в которых обучаются около 30 тыс. человек. Дотация государства на учебу в этих заведениях составляет около 65,9 млн. млг. фр. Церкви принадлежит Факультет теологии (открыт в Антананариву в октябре 1979 г.), имеет радиостанцию «Фахазавана», издает газеты.

      Первые миссионеры-англикане прибыли на Мадагаскар в 1865 г. по соглашению, заключенному между королем Радамой II и посланником королевы Виктории Райаном. Миссионеры обосновались в Анцеранане и Туамасине, позже — в Антананариву.

     В 1918 г. англиканская церковь на Мадагаскаре приняла название Малагасийская епископальная церковь (Ecclesia Episcopaly Malagasy, ЕЕМ). Первый малагасийский епископ — Ж.Марсель был посвящен в сан в 1963 г. В ноябре 1965 г. остров впервые посетил глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский М.Рамзей. Сейчас архиепископом малагасийских англикан является Р.Ж.Рабенирина.

 -45-

Малагасийская епископальная церковь насчитывает 30 тыс. привер-женцев (16 тыс. — в Антананариву, 8 тыс. — в Анцеранане, 6 тыс. — в Туамасине). С 1969 г. церковь делится на три диоцеза (Антананарину, Анцеранана и Туамасина), в которые входят 16 дистриктов, в свою очередь подразделяющихся на 44 прихода. Иерархия церкви включает в себя трех епископов, 16 дуайенов дистриктов, 44 пресвитера. Церкви принадлежат 24 учебных заведения, в которых обучаются 3,9 тыс. человек. Часть из них пользуется поддержкой государства — ежегодно получает около 6 млн. млг. фр.

        В 1866 г. на Мадагаскар прибыли первые лютеранские миссионеры. Их деятельность развернулась в основном в Анцирабе и на юге острова (Тауланару и Бетиуки). Первая церковь в Бетафу была заложена норвежскими лютеранами.

      В 1950 г. в результате слияния Норвежского миссионерского общества, Евангелической лютеранской церкви (США) и Совета лютеранской миссии (США) образовалась Малагасийская лютеранская церковь (Fiangonana Loterana Malagasy, FLM). В 1957 г. практически все руководство церкви стало малагасийским, а в сентябре 1961 г. на генеральном синоде в Тулиари она добилась полной независимости, избрала малагасийского председателя - Р.Андрианаридзона. С 2004 г. ее председателем стал Р.Э.Модест.

      Лютеранская церковь насчитывает 1,9 млн. прихожан (2000), 10 региональных синодов. Ее органы управления включают в себя комиссии (воскресные школы, молодежное, женское и мужское движения, кампанию по евангелизации и др.) и департаменты. Насчитывает около 1 тыс. пасторов и 40 миссионеров. Ей принадлежат 25 тыс. церквей, Пять госпиталей (в Анцирабе, Амбухибау, Антанималанди, Эдзеда и Вангайндрану), три диспансера, лепрозории (в Мурундаве и Мангарану), больница для слепоглухонемых (в Анцирабе). Имеет шесть теологических учебных заведений, в том числе теологический факультет

      В Анцирабе, собственную радиостанцию, издательство, выпускает газету. Лютеранская церковь на Мадагаскаре известна своей широкой благотворительной деятельностью. Она пользуется значительной финансовой поддержкой прежде всего США, Норвегии, Дании, Германии, а также собственного государства, которое выделяет ей ежегодно около 37 млн. млг. фр.

   20 января 1980 г. католическая и протестантские (реформированная, лютеранская и англиканская) церкви объединились в Совет христианских церквей Мадагаскара (Fiombonan'ny Fiangonana Kristiana eto Madagasikara, FFKM). Деятельность этой экуменической структуры

 -46-

выходит за чисто духовные рамки: согласно своему уставу, она должна принимать участие в «социальной и национальной жизни страны». В частности, Совет сыграл большую роль в падении режима Д.Рацираки в 1991 г. и политических событиях 2002 г.

   Православная церковь (входит в Зимбабвийское архиепископство Александрийского патриархата) появилась на Мадагаскаре по инициативе греческой общины, которая открыла два прихода - в 1947 г. в Антананариву (церковь Успения Богородицы) и в 1950 г. в Махадзанге (церковь Св. Николая). В 1972 г. из-за нестабильности на острове многие греки и сирийцы эмигрировали, и церковь захирела. С 1994 г. ее деятельность была возобновлена: миссионеры начали совершать поездки в различные регионы страны (Антананариву, Махадзанга и Тулиари), в ходе которых в православие были обращены жители 34 деревень. В 1995 г. был рукоположен первый
малагасийский православный священник о. Жан Ракутундразафи.
       В марте-апреле того же года состоялся визит на остров греческого православного архиепископа Зимбабве и Мадагаскара Хризостомоса, который встретился с руководством страны, а также посетил Махадзангу.

        В сентябре 1997 г. православные приходы на Мадагаскаре были объединены в диоцез. Столичная церковь Успения Богородицы стала кафедральным собором диоцеза, а бывший архимандрит Аделаиды (Австралия) Н.Келлис назначен первым его епископом. В конце 1998 г. состоялся визит александрийского патриарха Петроса VI на Мадагаскар.

      В 1995 г. церковь насчитывала около 2,6 тыс. прихожан (2,5 тыс. греко-малагасийцев, 100 греков, 15 крещеных малагасийцев), на конец 1997 г. — 6 тыс., на март 1998 г. — более 10 тыс. прихожан в 38 приходах.

     Независимые церкви Мадагаскара («новые религиозные объединения» или секты) не входят в Совет христианских церквей Мадагаскара. По неофициальным данным, их насчитывается около 200 (2000).

       Малагасийская протестантская церковь Транузузуру («Тростниковый дом», впоследствии церковь Антранубирики — «Кирпичный дом») — первая независимая церковь на острове, основана в 1894 г. В 1966 г. она насчитывала 200 храмов и 200 тыс. верующих.

       Церковь адвентистов седьмого дня начала свою деятельность в 1926 г. (по другим данным, с 1923 г.). Входит в Международное адвентистское сообщество. Имеет 320 молельных домов и 65 тыс. прихожан.

-47-

      Библейская баптистская церковь основана в 1932 г. бывшим миссионером Лондонского миссионерского общества Б.Р.Эвансом. Имеет 25 храмов и 4 тыс. прихожан.

      Тананаривская евангелическая миссия основана доктором Р.Андриамару, которого в 1987 г. на посту главы церкви сменил его сын. Имеет 329 храмов и 23 тыс. прихожан.

      Церковь Пробуждения учеников Господа в 1954 г. отпочковалась от движения Фифухазана (Пробуждение), организовав независимую общину (340 культовых мест и 34 тыс. верующих). С 1963 по 1998 г. ею руководила Ж.Равулахавана, более известная как Ненилава. Это религиозное объединение пользуется большим авторитетом в народе и в руководстве Мадагаскара, к местопребыванию Ненилавы, которая была знаменита своими пророчествами и сеансами экзорцизма, стекались паломники.

   Малагасийская Церковь духовного пробуждения создана в июле 1956 г. В 1970 г. имела 50 храмов и 10 тыс. верующих.

        Церковь Бога на Мадагаскаре основана в 1967 г., имеет 22 храма и 1,5 тыс. верующих.

     Протестантская христианская церковь Свидетелей основана в 1967 г., имеет 22 храма и 18,5 тыс. верующих.

    Пятидесятническая церковь Христа Спасителя основана в 1963 г. М.А.Даудом и его женой, прибывшими в Антананариву в 1961 г. Имеет более 100 храмов и 10 тыс. верующих (по другим данным — соответственно 300 и 50 тыс.).

      Объединенная пятидесятническая церковь начала работать на Мадагаскаре в 1970 г., насчитывает 145 культовых мест и 11,5 тыс. верующих.

  Реформированная малагасийская лютеранская церковь в 1970 г. отделилась от Малагасийской лютеранской церкви, имеет приблизительно 77 храмов.

    Апостолическая церковь Мадагаскара отделилась от Малагасийской епископальной церкви в 1968 г., имеет 55 церквей и 15 тыс. прихожан.

    Церковь Иисуса Христа на земле Мадагаскара (кимбангистская) возглавляется преподобным А.Ндриаманампи, более известным как политик.

        Церковь Свидетелей Иеговы появилась на Мадагаскаре в 1953 г.
        В 1970 г. ее миссионеры были высланы из страны, однако четыре года спустя получили разрешение вернуться. В 1993 г. насчитывались 81 конгрегация, 5 тыс. проповедников, 14 тыс. изучающих Библию и 27 тыс. помощников.

 -48-

   Мормоны получили официальное признание на острове в 1993 г.

      Секта Муна официально создана на Мадагаскаре в 1995 г., затем была запрещена и вновь появилась в 1998 г. под названием «Федерация семей».

        Ислам. Предки малагасийских мусульман — это мигрировавшие на Мадагаскар арабы и исламизированные жители Восточной Африки и Коморских островов. Уже в IX в. на северо-востоке острова, в районе Ируду существовало их поселение, а в ХV-ХVII вв. в районе Вухемара процветала так называемая ихаранская цивилизация. Среди основных причин миграции мусульман — расширение торговли и религиозные распри, от которых на остров бежали представители различных шиитских сект.

    Более других мусульманское влияние испытали этносы северо-запада и юго-востока Мадагаскара. Многие этнические группы в этих районах — антамбахуака, антаймуру, антакарана и др. — ведут свое происхождение от ассимилировавшихся мусульман. Малагасийцы в основном переняли не веру и социальные функции ислама, а некоторые элементы арабо-мусульманской культуры: идею единого Бога, запрет на свинину, обрезание, полигамию, письменность на основе арабской графики. Малагасийский язык вобрал в себя арабские названия дней недели, месяцев, торговые понятия, а культура - элементы гадания и астрологии. Вместе с мусульманами на Мадагаскаре появились оружие и порох, чернила, деньги, весы и т.д.

     С появлением в акватории Индийского океана португальцев (XVI в.), составивших мусульманам конкуренцию в торговле, напор первой исламской миграционной волны начал постепенно ослабевать. Вторая волна достигла апогея в ХIХ-ХХ вв. и была связана с эмиграцией мусульман из Индии (из провинции Бомбей, дистриктов Катиавар и Гуджарат).

   Суннитское направление ислама (преимущественно шафиитского мазхаба) исповедуют малагасийцы (силаму), коморцы (около 50 тыс. человек), карана (1,7-3 тыс. человек), сомалийцы (в 60-х годах 250 человек) и йеменцы. Традиционными сферами деятельности суннитов (прежде всего коморцев) являются торговля, предпринимательство (в частности, транспортные перевозки) и служба в органах правопорядка.

   Подавляющую часть шиитов на Мадагаскаре составляют карана. Они делятся на три секты — одну чисто шиитскую (ходжа итна ашери) и две исмаилитские (бохра давуди и ходжа исмаили).

Шиитов-бохра насчитывается 7,5 тыс. Международный центр бохра находится в Сурате. Глава секты — дай эль мутлак,

 -49-

представитель имама на земле (в настоящее время — дай С.М.Бухрануддин). Его местопребывание чаще всего в Бомбее. На Мадагаскаре центр бохра находится в Махадзанге. В Антананариву имеется мечеть бохра.

        Ходжа итна ашери насчитывается около 5 тыс. (25% местных индийцев). Община ходжа управляется территориальным советом, подчиняющимся Всемирной федерации ходжа с центром в Лондоне. На Мадагаскаре духовный центр ходжа находится в Мурундава, где в 1982 г. открылась шиитская исламская миссия, финансируемая Ираном. В 1985 г. ее отделение появилось в Тулиари.

     Ходжа исмаили насчитывается 2,5 тыс. человек (12,5% индийской общины), однако они едва ли не самая организованная и эзотерическая шиитская секта. Всемирным руководителем ее является «видимый» имам — ага-хан (в настоящее время 49-й имам — Ага-хан IV). Впервые секта обосновалась в городах Марувуай и Махадзанга. В Антананариву проживают около 300 исмамлитов, на севере же острова их практически нет. Они известны своей широкой сетью международных финансовых учреждений; духовный центр секты находится в местечке Эгльмон, около Шантийи под Парижем. Ага-ханы неоднократно совершали частные и официальные визиты на Мадагаскар: в 1925 г. Лга-хан III нанес визит в Махадзангу, в 1946 г. — в Махадзангу и Антананариву, в 1956 г. состоялся визит на остров его сына Карима, который затем уже в качестве Ага-хана IV посещал остров в 1958, 1960 и 1966 гг. Мечеть ага-ханитов в Антананариву находится в районе Аналакели.

     В столице Мадагаскара действуют семь мечетей, принадлежащих различным исламским течениям, работает Ливийский культурный центр с курсами арабского языка. С апреля 1981 г. на Мадагаскаре издается газета «Голос ислама», финансируемая Ливией (тираж 2 тыс.). Представительства мусульманских стран (Египта, Ирана, Алжира, Комор, Ливии, Пакистана) оказывают поддержку своим соотечественникам и единоверцам на острове.

      Политическая активность мусульман на Мадагаскаре незначительна. Тем не менее в стране существует одна политическая партия исламской ориентации (во главе с бывшим министром молодежи и спорта Ж.Л.Разанабуту), а также около 10 различных мусульманских ассоциации.

     Малагасийские мусульмане весьма успешно действуют в торгово-экономической сфере, что зачастую вызывает резко негативную реакцию коренного населения. Среди наиболее известных и одиозных примеров — резня коморцев в Махадзанге в декабре 1976 г. (погибло

 -50-

более 1 тыс. человек, 16 тыс. покинуло страну), погромы индийцу (мусульман и индуистов) в 1987 г. в Анцирабе и Тулиари и в 1994 г. в Анцирабе.

       Индуизм. Среди других социорелигиозных групп карана индуистская община (баниан) — самая малочисленная. По некоторым оценкам, она насчитывает около 2 тыс. человек (7-10% общего числа карана на Мадагаскаре). Наибольшее число индуистов проживает в Махадзанге и Антананариву, где они объединены в Индуистскую ассоциацию Самадж (в 1992 г. 404 человека). Индуисты представлены несколькими профессиональными кастами, наиболее многочисленными среди которых являются сони (ювелиры) и ваниа (торговцы). Единственный индуистский храм находится в Махадзанге (построен в 1954 г.).