КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Этнический фактор (справочник)

-29-

  Этнический фактор в общественно-политической жизни. Несмотря на языковое и культурное единство малагасийского народа, между составляющими его этническими группами существуют многочисленные и зачастую серьезные различия. В целом они отражают исторически и географически сложившееся деление на этносы Высокого плато (амбаниандру, т.е. «живущие под солнцем», прежде всего мерина и бецилеу) и побережья (котье, таниндрана, танцирака, т.е. «живущие на побережье»). Не лишенное противоречий взаимодействие между ними проходит «красной нитью» через всю современную малагасийскую историю.

      До начала XIX в. на острове шел процесс становления государств на базе различных этнических групп (мерина, сакалава, бецимисарака). При этом ни один этнос не претендовал (или не мог претендовать) на обладание всем островом. Однако к концу XVIII в. отчетливо проявилось стремление мерина к объединению сначала в рамках государства Имерина, а затем и всего острова. Знаменитая программа короля Андрианампуйнимерины — «Море будет границей моего рисового поля» — была фактически выполнена на протяжении XIX в.: к его концу государство, в системе управления которого представители мерина доминировали, занимало 3/4 территории острова.

    В ходе объединения острова использовались не только и даже не столько военные средства, но и такие мирные, как дипломатия и брачные союзы. В результате завоеванные в какой-то мере смешивались с завоевателями (например, одной из жен короля Радамы I была сакалавская принцесса), поступали к ним на службу (советники антаймуру при дворе Андрианампуйнимерины и Радамы I), а часть немеринских государственных образований были превращены в вассалов. Поэтому нет оснований говорить о дискриминационном характере государства Имерина по отношению к другим этническим группам (так называемом империализме мерина).

    Ситуация в корне изменилась после аннексии в 1896 г. Мадагаскара Францией, которая, подавляя сопротивление малагасийцев, нанесла ряд чувствительных ударов по государственности мерина (упразднение королевской власти, ссылка королевы Ранавалуны III и премьер-министра Райнилайаривуни в Алжир, перенос останков меринских королей из Амбухиманги в Антананариву, «показательный» расстрел по обвинению в заговоре министра внутренних дел Райнандриамампандри и дяди королевы, принца Рацимаманги). Одновременно французы стали больше опираться на котье. Антананариву стал административным центром колонии, а не меринского государства. Тем не менее

 -30-

недовольство действиями оккупационных властей автоматически переносилось на мерина, которые в глазах жителей побережья по-прежнему оставались привилегированной группой.

       Политическая эмансипация малагасийцев в колониальный период во многом имела этническую подоплеку. Восстание 1947 г. закончилось особенно тяжелым поражением мерина. Была разгромлена меринская националистическая партия МДРМ, и политическая инициатива перешла к партии котье ПАДЕСМ, видные деятели которой заняли высокие государственные посты после обретения страной независимости. И до сих пор этнический принцип является основным фактором партийного строительства. И хотя в партиях состоят представители разных этносов, в ключевые моменты большинство избирателей обычно голосуют за «своего» человека или за «свою» партию. Поэтому выборы на Мадагаскаре и их результаты практически всегда приобретают регионально-этническую окраску.

   После провозглашения независимости оппозиция амбаниандру котье наиболее явно проявлялась в назначениях на высшие государственные должности. Так, пост президента республики всегда занимали котье: сначала это был Ф.Циранана (цимихети), затем Д.Рацирака (бецимисарака), А.Зафи (антакарана) и снова Д.Рацирака. И только в 1972-1975 гг. на короткий срок главами государства стали мерина генерал Г.Рамананцуа и полковник Р.Рацимандрава, а в период «междуцарствия» (1996-1997) — Н.Рацирахунана.

       При президенте-котье должность премьер-министра традиционно занимал представитель амбаниандру. Среди них — мерина Д.Ракутуаридзона, В.Рамахатра, Г.Разанамаси и П.Ракутумаву, бецилеу Т.Андрианариву. Однако бывали и «нарушения регионального баланса»: в годы Третьей республики премьер-министрами были котье Ф.Равуни и Э.Ракутувахини. Пост председателя парламента доставался обычно представителю Высокого плато: бецилеу Л.К.М.Андрианарахиндзака, мерина Р.Андриамандзату и А.Андрианарисуа.

      Приход к власти в 2002 г. М.Равалумананы (мерина) нарушил традиции распределения властных полномочий и может создать новую этническую конфигурацию в высших эшелонах власти, поскольку президент является уроженцем Высокого плато, а премьер-министр (Ж.Силла) и председатель Национального собрания (Ж.Лахинирику) — выходцами с побережья.

     «Водораздел» между амбаниандру и котье проходит не только в политической, но и в других сферах, в частности в отношении религиозных предпочтений. Более 47% мерина объявили себя приверженцами

 -31-

кальвинистской протестантской церкви (бецилеу — 31%, котье — 23%), в то время как 51% котье считают себя католиками (у мерина этот показатель достигает 39%). Среди приверженцев лютеранской церкви 10% котье и 3% мерина. В сфере образования лидируют бецилеу — они наиболее полно охвачены процесом обучения. Котье имеют образовательный уровень выше среднего: в университетах они представлены шире, чем мерина.

   Различия прослеживаются также в положении этнических групп в сфере занятости. Мерина относительно меньше представлены в государственном аппарате, чем другие этносы (9% мерина против 16% бецилеу и 24% котье). Котье преобладают в таких сферах, как образование и здравоохранение, а в силах по поддержанию порядка (армия, Полиция, жандармерия и т.д.) их более 15% против 3% мерина и 9% бецилеу.

    В формальном секторе экономики наблюдается относительный этнический баланс, в неформальном же задействовано около 60% мерина против 40% котье. Мерина широко представлены в пригородном Ссельском хозяйстве, ремесленничестве, в меньше мере — в торговле. Бецилеу известны как успешные коммерсанты, а также весьма заметны на рынке «семейных услуг» (горничные, няни и т.п.), котье — в секторе хозяйственных услуг.

    В среднем доходы котье несколько превышают доходы мерина. Отчасти это объясняется тем, что образование котье длится дольше, они задерживаются с выходом на рынок труда, а также легче переносят безработицу, надеясь в перспективе получить высокий и хорошо оплачиваемый пост. Однако в расчете на душу населения котье получают всего на 3% больше, чем мерина. Следовательно, можно констатировать относительно одинаковые условия жизни семей всех этнических групп.

  Одной из основ этнической самоидентификации малагасийцев является семья. Определяющим фактором ее создания все еще остается этническая эндогамия. Правда, это относится в основном к мерина —
другие этнические группы сравнительно более открыты к межэтническим семейным союзам (смешанным бракам). Вне семейной сферы этническая активность малагасийцев довольно мала. Так, лишь 8% жителей столицы являются членами этнических ассоциаций. При этом мерина реже других этносов группируются в подобные объединения (соответственно 5 и 29%).