КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Социальная структура (справочник)

Социальная структура.

     Отличительной чертой малагасийского общества является многообразие и многочисленность социальных групп.

 -32-

    Это обусловлено многоукладностью экономики, в которой переплетаются элементы докапиталистического хозяйствования с самыми современными. Этнические и религиозные различия оказывают дополнительное влияние на социальную структуру малагасийского общества. Из ныне существующих на Мадагаскаре экономических укладов можно выделить: натуральное хозяйство с элементами рыночных отношений; мелкотоварное хозяйство; кооперативное хозяйство; частнокапиталистический (национальный и иностранный) и государственный секторы. Соответственно население представлено крестьянами- общинниками, крестьянами-частниками, которые продают излишки произведенной продукции; общинной и родоплеменной знатью; торговыми посредниками и ростовщиками; городскими и сельскими наемными работниками; национальной и иностранной буржуазией; интеллигенцией; маргинальными городскими слоями.

     По характеру трудовой деятельности, согласно оценкам ВБ, в 1975 г. в сельском хозяйстве было занято 83%, в управлении — 2,8, в промышленности — 1,4, в других секторах— 3%; временно занятые составляли 3,9%, безработные —  1,3%. В 1993 г. из 5,9 млн. работающих 5,1 млн. были заняты в сельском хозяйстве, 86 тыс. — в промышленности, включая горнодобывающую, 146 тыс. — в строительстве. 149 тыс. — в торговле, банковском и страховом секторе, 42 тыс. — на транспорте и в связи, 208 тыс. — в управлении, 243 тыс. — в других видах деятельности, включая сферу услуг и кустарное производство.

     В 1998 г. общее число работающих составляло 7,3 млн. человек, из них в сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство и рыболовство) было занято 5,5 млн. человек (75%). Среднегодовые темпы роста рабочей силы составляли: в 1980-1990 гг. — 2,5%, в 1990-1995 гг. — 3,1, в 1995-2000 гг. — 3,2%.

      Таким образом, преобладающей частью населения является крестьянство. Крестьяне же составляют и самую бедную часть населения (в 1999 г. за чертой бедности проживало 71,3% населения). Основная форма социальной организации деревни — сельская община (фукунулуна). Она объединяет родственников, имеющих общего предка и проживающих на одной территории. Управляется фукунулуна советом, состоящим из старейшин и общинной знати. Члены общины связаны общими обязанностями, общими делами, создавая тем самым систему солидарности и взаимопомощи (фихаванана).

    Множество функций, осуществляемых фукунулуной (хозяйственная, воспитательная, социальная помощь, поддержание общественного порядка и др.), делали ее привлекательной для самых разных политических

 -33-

режимов, которые пытались использовать ее в своих интересах. Сначала французы, потом малагасийское правительство делали попытки включить местные общины в свои планы экономических и социальных преобразований. В 1973 г. режим Г.Рамананцуа продолжил разработку концепции самоуправления, создав местные органы, при этом назначенных ранее функционеров должны были заменить избранные лица. В 1975 г. фукунулуна получила конституционный статус децентрализованного коллектива, ответственного за экономическое, социальное, культурное и муниципальное развитие. В это время насчитывалось около 11 тыс. фукунулун.

   Крестьяне-общинники до сих пор составляют значительную часть сельского населения. Однако внедрение в сельское хозяйство экспортных культур и дальнейшее развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой изменение традиционных отношений в общине, имущественное расслоение особенно ускорилось после Второй мировой войны, когда колониальные власти начали вводить практику предоставления кредитов и ссуд «серьезному крестьянству». Это привело к появлению крестьян-землевладельцев, выделившихся из общины. Проявляя большую независимость, они тем не менее сохраняют традиционные связи с общиной.

      Особую прослойку в деревне составляет родоплеменная знать, вляиние которой в отдаленных сельских районах все еще значительно. В эту категорию входят старейшины рода, клана, потомки вождей, колдуны и т.п. Эта консервативная прослойка выступает хранительницей обычаев, обрядов, традиций, а также носительницей трибалистской идеологии.

  Неуклонно растет армия наемных работников. В 1961 г. их число достигало 220 тыс. (из них в промышленности - 26 тыс.), в 1971 г. — 224 тыс. (в промышленности — около 70 тыс.), к 2001 г. — около 300 тыс. В 70-е годы неквалифицированные рабочие в сельском хозяйстве и горнорудной промышленности составляли почти 70%, а в промышленности и строительстве — 50%. В 80-е годы наблюдался рост численности наемных работников в связи со строительством ГЭС, цементных и мукомольных заводов, портовых сооружений, дорог. В 90-е годы новые рабочие места возникли в связи с появлением, так называемых льготных промышленно-экспортных зон (ЛПЭЗ). К 1996 г. В этих зонах было создано 125 предприятий, на которых было занято более 36 тыс. человек, к 2002 г. — 100 тыс. человек. В 1998 г. промышленность использовала 170 тыс. рабочих. С 1993 г. наблюдается быстрый рост предприятий в неформальном секторе.

 -34-

      Большинство работающих по найму занято на небольших (не более 50 человек) предприятиях. На крупных предприятиях, таких, как, например, судоремонтный завод в Анцеранане, работает более тысячи человек. До середины 80-х годов наибольшее число наемных работников было сосредоточено в сахарной промышленности (8,5 тыс.). К 2000 г. в текстильной отрасли работало более 30 тыс. человек.

      В 70-х годах число безработных достигало 150 тыс. человек, к началу 80-х их число увеличилось на 16,5%. К 2000 г. безработица составляла 3% числа работающих, при широко распространенной неполной занятости, которая, по оценкам ВБ, составляет 85%.

   Иностранных инвесторов привлекает дешевизна рабочей силы на Мадагаскаре. Минимальная гарантированная плата за труд в 2000 г. в сельском хозяйстве составляла 162,6 тыс. млг. фр. в месяц, в других отраслях — 160 тыс. (около 25 долл.). До кризиса 2002 г. на текстильных предприятиях в льготной промышленно-экспортной зоне она равнялась 200 тыс. млг. фр. Во многих отраслях экономики используется труд детей (до 16 лет). Оплата их труда не превышает 8 долл. В месяц.

      В 1973 г. для улучшения социального обеспечения трудящихся была создана Национальная касса социального страхования, из которой покрывались расходы на лечение ее членов, выплачивались пособия на детей. В конце 90-х годов менее 5% работающих по найму малагасийцев получали ссуды из этой кассы.

  Национальная буржуазия начала формироваться в период французского колониального правления. Основу ее составляли землевладельцы и городские домовладельцы. В промышленности, торговле, банковском деле, где господствовал иностранный капитал, малагасийцам принадлежали лишь мелкие предприятия полукустарного типа, небольшие кафе, парикмахерские и т.п. Даже спустя 10 лет после достижения независимости национальному капиталу в промышленности принадлежало 10%, в торговле — 9,7% предприятий.

    Представители национальной буржуазии активно поддерживали политику «малагасизации». В Хартии малагасийской социалистической революции национальная буржуазия рассматривалась как временный союзник в борьбе за национальное возрождение. Инвестиционный кодекс 1975 г. предусматривал льготы частным предприятиям, выполняющим государственные задания. В начале 80-х годов в Национальном народном собрании Мадагаскара 40% депутатов представляли среднюю и мелкую буржуазию. К 2002 г. Объединение предприятий Мадагаскара (ОПМ) включало 10 национальных

 -35-

ассоциаций и синдикатов, 4 региональных объединения и 47 связанных с ними предприятий — всего 670. Цель ОПМ — достижение партнерских отношений с властями в процессе выработки и осуществления либеральной экономической политики.

      Средние слои малагасийского общества включают интеллигенцию, государственных служащих, офицерство, мелких предпринимателей города и деревни. Интеллигенция на Мадагаскаре по сравнению с другими африканскими странами многочисленна и имеет глубокие Исторические корни. Она начала формироваться задолго до французской колонизации в государстве Имерина. Ее лучшие представители активно участвовали в борьбе за национальную независимость. С каждым годом растет число врачей, преподавателей, юристов. Заметным влиянием и активностью в общественно-политической жизни страны обладают государственные служащие и офицерство.

       Средние предприниматели представлены владельцами предприятий, Транспортных средств, ремесленниками, кустарями, торговыми посредниками, лавочниками, ростовщиками. Эта прослойка довольно многочисленна и имеет тенденцию к росту за счет притока в города сельских жителей.

        Городскую бедноту, или прослойку лиц без определенных занятий (маргиналы), пополняют безработные мигранты, разорившиеся мелкие предприниматели, а также бывшие студенты, не нашедшие работу после окончания учебного заведения.

      Кастовая структура общества. Несмотря на отмену в 1896 г. рабства и кастовой системы, пережитки кастовости до сих пор остаются одной из основных составляющих социальной идентификации на Мадагаскаре. Согласно проведенным в середине 90-х годов XX в. исследованиям, 70% малагасийцев считают, что их этнос делится на касты («статусные группы»). И действительно, практически каждая этническая группа структурируется по кастовому признаку. Одной из наиболее изученных в этом отношении групп являются мерина. Среди них более чем в других этносах сохранилась кастовость. Это признают около 75% мерина (бецилеу — 49%, котье — 34%). У мерина выделяют четыре касты: андриана (знать); хува (свободные крестьяне); майнтиэниндрени (или вуарамасиака — слуги при дворе короля); мпанумпу (или андеву — рабы). Зачастую майнти и андеву рассматривают как единую касту. В свою очередь, каждая каста включает еще несколько подразделений.

   Вопрос о происхождении каст на Мадагаскаре еще недостаточно изучен. Некоторые исследователи считают, что андриана — это буддийские

 -36-

миссионеры, прибывшие на Мадагаскар с о-ва Ява, хува — малайские эмигранты, а майнти (дословно «черные») — меланезийцы, появившиеся на острове одновременно с хува, или же потомки вазимба — автохтонного населения, порабощенного хува. Существовали также особые касты, которые назывались по именам знаменитых предков — Тримуфулуалина, Занакандрианату и др., получивших особые привилегии для себя и своих потомков за исключительные заслуги.

      От представителей касты андриана берет свое начало королевская ветвь мерина. Король Раламбу первым разделил андриана на четыре группы потомков королевской семьи: андриантумпукуиндриндра, андрианамбунинулуна, андриандрананду, занадраламбу. Король Анд-риамасинавалуна добавил три новые группы, и окончательная их иерархия в порядке убывания стала выглядеть так: занакандриана, зазамарулахи, андриамасинавалуна, андриантумпукуиндриндра, андрианамбунинулуна, андриандрананду, занадраламбу.

     За разными группами андриана были закреплены определенные привилегии (например, право на ношение красного зонта, на постройку над захоронением отличительного «домика» — «трану манара», на владение землей и др.), обязанности, место жительства (существовала строгая иерархия районов в Имерине и даже кварталов в Антананариву), профессии. Особой регламентации подлежали и их брачные отношения.

      С 1984 г. начинает оформляться идея об объединении андриана.
     К 1998 г. насчитывалось около 50 их ассоциаций, имеющих в большинстве своем культурно-просветительскую направленность. Основные из них: «Фианакавиамбе», «Андриандрананду», «Андриантумпукуиндриндра», «Дзаки мена», «Занадраламбу», «Андрианамбунинулуна», «Зафиндранавалуна», «Фивундрунан ни вухитра андриана», «Мандзакамиадана си ни вухитра масина». Однако есть сведения о том, что большинство ассоциаций андриана входит в единую ассоциацию «Совет андриана» («Антенимиерани андриана»), оказывающую влияние на принятие решений на самом высоком государственном уровне.

      Многие представители андриана являются крупными политическими и общественными деятелями Мадагаскара. Среди наиболее известных можно упомянуть Ги Вилли Разанамаси (бывший мэр Антананариву и премьер-министр из касты андриамасинавалуна), а также Альбера Ракуту-Рацимаманга (директор-основатель Малагасийского института прикладных исследований, крупный ученый, первый посол Мадагаскара в СССР, один из основателей партии МДРМ, андриамасинавалуна по отцу, хува цимахафуци по матери).

-37-

Хува, так же как андриана, разделяются на кланы, исторически связанные с местом проживания: цимахафуци (Амбухиманга), цимиамбухулахи (Илафи), мандиавату (Амбухидрабиби), маруватана (Амбухидратриму), вунизунгу (Фихаунана), вакиниадиана (Амбатуманга - Мандзакандриана), вакинанкаратра (Вакинанкаратра).

     На протяжении всей малагасийской истории хува (особенно кланы цимахафуци, цимиамбухулахи и мандиавату) участвовали в борьбе за трон короля на стороне того или иного претендента. При Андрианампуйнимерине (который пришел к власти именно при поддержке хува цимахафуци) большую роль играли советники и военные хува цимакафуци Рабефирайсана и Рабефанунта. В годы правления Ранавалуны I, которая имела многочисленных любовников хува, пост премьер-министра также занимал выходец из этой касты. С восшествием на престол Расухерины премьер-министром стал Райнилайаривуни, который был фактическим правителем Мадагаскара в течение более 30 лет и мужем трех последних королев. При Райнилайаривуни хува получили широкий доступ к самым высоким государственным постам. И до сих пор выходцы из этой касты занимают ответственные должности. Среди наиболее выдающихся их представителей нашего времени можно отметить Норбера Рацирахунану (цимахафуци), приход которого в 1996 г. на пост премьер-министра, а затем и президента страны был с энтузиазмом воспринят многими малагасийцами как возвращение к утерянной исторической традиции. Наряду с государственной службой одной из традиционных областей приложения способностей хува является торговля.

      Майнти нередко ошибочно смешивают с кастой рабов (андеву). Каста майнти делится на шесть (энина) групп (поэтому ее часто называют майнти энин-дрени — «черные, происходящие от шести матерей»), в том числе циарундахи, манендилахи и манисутра. По своему социальному статусу майнти являлись домашними слугами королей в самом широком смысле этого слова. Определенные кланы майнти служили в королевской гвардии.

      Андеву представляли собой подневольных людей на службе у любого свободного человека. Они делились на три категории: зазахува (андриана или хува, потерявшие свободу за преступления или долги), военнопленные, рабы-иностранцы. Считается, что условия жизни андеву были не слишком тяжелыми, поскольку положение многих домашних рабов было приближено к статусу младшего члена семьи. Первые соглашения, запрещавшие работорговлю, были подписаны между Радамой I и губернатором Маврикия Р.Фаркаром в 1817 и

 -38-

1820 гг. В 1869 г. был запрещен ввоз рабов из-за границы, окончательно же внутренняя работорговля и сам статус раба были упразднены в 1896 г.

     Формальная отмена кастовой системы повысила статус потомков андеву, однако не устранила полностью неравенство. Что же касается андриана, то, несмотря на упразднение их привилегий, им удалось удержаться на вершине социальной пирамиды прежде всего путем инвестиций в земельную собственность и образование своих детей Проведенные исследования системы образования выявили, что 28% не посещавших школу составляли майнти и только 0,6% их были студентами университетов. «Исключение» майнти из системы высшего образования оказало непосредственное влияние на снижение их профессионального, а затем и социального статуса.

     В области религиозных предпочтений большинство андриана являются протестантами, а майнти — католиками. Кастовая эндогамия до сих пор является основным способом воспроизводства многих малагасийских семей. Более 80% столичных жителей при опросах утверждали, что принадлежат к той же касте, что и родители.