КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Этнический состав (справочник)

Этнический состав.

       География и история сильнейшим образом повлияли на этнический состав населения Мадагаскара и его расселение по территории страны.

  Основное население составляют малагасийцы, или мальгаши. Они включают представителей южноазиатской (особенно у мерина), негроидной (особенно у бара и макуа) и европеоидной (особенно у юго-восточных прибрежных групп антаймуру) рас.

       Существует несколько теорий этногенеза малагасийцев. Согласно одной, выходцы с Малайского архипелага мигрировали вдоль побережья южной Азии через Аравийский полуостров на восточное побережье Африки и, наконец, через Мозамбикский пролив на Мадагаскар. Это движение осуществлялось в течение многих веков: менялись поколения, шло постепенное смешение азиатского, арабского и африканского населения. Возникший в результате этого смешения народ заселил Мадагаскар. По другой — 18-20 основных этнических групп, выделяемых учеными, образовались в результате нескольких последовательных волн миграции из таких областей, как Юго-Восточная Азия (Индонезия, до III в. до н.э. и в первой половине I тысячелетия н.э.), континентальная Африка и арабские страны (в VII-VIII вв. — арабы и суахили из Восточной Африки, в IХ-Х вв. — арабы с Аравийского полуострова). В ХVII-ХVIII вв. на острове появились европейцы. Современные этнические группы сложились в ХIII-ХV вв.

  Несмотря на многочисленность и разнообразие этнических групп, на острове существует языковое единство. Малагасийцы говорят на различных диалектах малагасийского языка, принадлежащего к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Каждый диалект имеет свои особенности, но члены различных этнических групп понимают друг друга. Литературный язык сложился к началу XX в. на основе диалекта мерина. Около X в. возникла малагасийская письменность (сурабе) на арабской основе. В первой четверти XIX в. была

 -25-

введена латинская графика. Структура языка достаточно проста. Существительные не имеют ни рода, ни числа, ни падежа. Спряжение осуществляется с помощью специальных префиксов или изменения начальной буквы. Это часто делает слова необыкновенно длинными. Французский является вторым государственным языком. Кроме языка объединяющими факторами являются такие элементы общей культуры, как культ предков и система родства, которая учитывает как отцовскую, так и материнскую линию. Каждая из этнических групп имеет свое название, значение которого можно перевести дословно.

      Мерина, или «те, кто из страны, откуда можно видеть далеко», являются одним из самых многочисленных малагасийских этносов (26,2% населения). Проживают в центральной части Высокого плато. К началу XIX в. они имели сложившуюся политическую, экономическую и социальную структуру, в течение XIX в. им удалось объединить почти весь остров под своим управлением. Их влияние уменьшилось в колониальный период, тем не менее, мерина всегда были широко представлены в политической и экономической элите страны.

    Первоначально мерина занимали лишь территорию, окружающую нынешнюю столицу. Но в течение XVIII и XIX вв. они расширили ее за счет северной части Высокого плато, нынешней провинции Антананариву. Многие мерина теперь проживают и в других частях острова, практически в каждом крупном городе.

     Мерина считаются самой азиатской из малагасийских этнических групп. Они имеют относительно светлую кожу, прямые черные волосы. От своих предков из Юго-Восточной Азии они сохранили культуру возделывания риса.

     Бецилеу, или «те, кто многочисленны и непобедимы», составляют 12,1% населения и также проживают на Высоком плато, к югу от мерина, в основном в провинции Фианаранцуа. По культуре они близки своим северным соседям. Имеют репутацию лучших земледельцев на Мадагаскаре; их рисовые поля, расположенные террасами на склонах холмов, напоминают аналогичные ландшафты в Индонезии и на Филиппинах. Бецилеу объединились в конце XVIII в., а в 1830 г. вошли в королевство мерина. В какой-то мере они разделяют привилегии с мерина, составляя значительную часть чиновников, учителей, адвокатов. Среди бецилеу много также искусных резчиков по дереву, кузнецов, ювелиров.

       Бара живут к югу от территории бецилеу, в районе Ихуси и Бетрука. Чернокожие и высокие, они составляют 3,9% населения. Бара –

 -26-

скотоводы, занимаются разведением зебу. Кража скота до сих пор считается у них главным признаком мужской доблести.

      Цимихети, или «те, которые не стригут волос», обитают к северу от местожительства мерина, составляют 7,3% населения. Когда-то племя, демонстрируя свою независимость, отказалось стричь волосы (как того требовал обычай сакалава после смерти правителя), откуда и произошло их название. В этническом отношении они близки к мерина, их численность быстро растет. Склонны к миграции, к расширению границ своей территории. Первоначально цимихети занимались разведением скота, сейчас в основном возделывают рис.

      Сакалава, или «люди из длинных долин», живут на западном побережье острова, составляют 6,2% населения. Они занимают обширную территорию площадью 18 тыс. кв. км от Тулиари на юге до Анцерананы на севере. Королевства сакалава возникли еще в XVI в., в XVIII в. они объединились и долгое время воевали с мерина, пока те не покорили их в начале XIX в.

      Сакалава наряду с бара считаются наиболее «африканской» из малагасийских этнических групп. Они темнокожи, с короткими вьющимися волосами, некоторые элементы их культуры напоминают африканскую (например, сохранение кусочков королевских мощей, якобы Обладающих магической силой). Занимаются скотоводством, земледелием, различными ремеслами, издавна известны как искусные мореплаватели. В XVII в. они были первым народом, получившим от европейцев в обмен на скот огнестрельное оружие. Это позволило им собирать дань с других народов острова, а с конца XVII до начала XIX в. совершать набеги на Коморские острова и восточноафриканское побережье для захвата рабов. После завоевания их мерина и французской колонизации их численность возрастает не так быстро, как у других народов; занимаемая ими территория постепенно заселяется с востока другими народами, преимущественно цимихети. В этническую группу сакалава входят также везу, масикуру и др.

       Макуа — потомки завезенных из Африки в результате набегов пленников, проживают вдоль северо-западной части побережья, составляют 1,1% населения. Занимаются охотой и собирательством.

     Бецимисарака, или «те, кто многочисленны и неразделимы», составляют самую большую этническую группу на восточном побережье (14,9% населения). Среди них выделяются три подгруппы: северные бецимисарака, бетанимена, южные бецимисарака. Бецимисарака традиционно были моряками, рыбаками, а также занимались торговлей и выращиванием тропических культур. История бецимисарака

-27-

восходит к началу XVIII в., когда Рацимилаху (по преданию, сын английского пирата и малагасийской принцессы) объединил несколько маленьких прибрежных государств. 

      К югу от территории бецимисарака проживают этнические группы, обосновавшиеся на побережье после XIV в. и имеющие смешанное арабо-африканское и малайско-индонезийское происхождение. К ним относятся несколько этносов. Антамбахуака, или «люди, живущие отдельно» (0,4% населения), занимают район р. Манандзари. Своим предком они считают короля Раминиа, прибывшего из Мекки в начале XIV в. Антаймуру, или «прибрежные жители» (3,4% населения). Они были единственным народом Мадагаскара, у которого до XIX в. была своя, основанная на арабской графике письменность, книги, написанные чернилами на специальной бумаге, секрет производства которой они донесли до нашего времени. Занимаются земледелием, известны своими познаниями в медицине.

     Антайфаси, или «люди песков» (1,2% населения), живут у южной оконечности канала Пангалан. Занимаются выращиванием риса и рыбной ловлей.

      Антайсака, или «пришедшие от сакалава» (5,3% населения), живут еще дальше к югу, в аллювиальной долине р. Мананара. Занимаются выращиванием кофе, бананов, риса.

     В крайней юго-восточной части острова живут антануси, или «люди острова» (2,3% населения), занимающиеся скотоводством и земледелием.

  Между восточным побережьем и центральной частью острова проживают сиханака, или «люди болот» (2,4% населения). На осушенных болотах вокруг оз. Алаутра они выращивают рис, занимаются рыбной ловлей и птицеводством. Южнее проживают безанузану, или «те, с множеством косичек» (0,8% населения), и танала (антанала), или «живущие в лесах» (3,8% населения). Танала практикуют подсечно-огневую систему земледелия, хорошо разбираются в лекарственных растениях. Южные танала сохраняли свою независимость вплоть до французской колонизации.

    Антакарана, или «жители скал», проживают на крайнем севере острова (0,6% населения). Горный массив Анкарана изолирует их от других народностей. Занимаются рыбной ловлей, скотоводством, выращивают садовые культуры.

    На крайнем юге острова, в самом засушливом районе, живут махафали, или «те, кто вводит табу» (1,6% населения), и антандруи, или «люди колючек» (5,4%). Махафали занимают территорию между

 -28-

р. Унилахи на севере и р. Менарандра на юге. Они поселились в этих местах предположительно в XII в. Занимаются земледелием, выращивая кукурузу, сорго, батат, и скотоводством. Сохраняли свою независимость до французской колонизации. Большой интерес вызывают гробницы махафали, сложенные из неотесанных камней и украшенные резными столбами (алуалу) и черепами зебу. Подобные захоронения наблюдаются и у антандруи, живущих в пустынной области. Из соображений безопасности свои деревни они окружают кактусами. Занимаются в основном скотоводством. Часто мигрируют в другие районы острова в поисках работы и пропитания.

   На Мадагаскаре проживают также иностранцы, которые составляют 1,7% численности населения. Исторически из них самую многочисленную группу составляют французы. До 1972 г. их численность достигала 50 тыс. человек, к середине 80-х годов — около 15 тыс., в начале 90-х годов — 18 тыс. человек. Занимаются бизнесом, профессиональной деятельностью в различных областях, есть среди них мелкие фермеры.

        Коморцы в 1976 г. были самой крупной по численности на Мадагаскаре группой населения иностранного происхождения (60 тыс. человек). Но после конфликтов на расовой почве с местным населением (декабрь 1976 г.) большая их часть была репатриирована. К концу 90-х годов их осталось около 25 тыс. человек. Коморцы проживают в основном на севере страны, в Махадзанге и Анцеранане. Большинство из них мусульмане. Работают большей частью на предприятиях и в портах, женщины — прислугой. Ассимилированы слабо.

    Индо-пакистанцы (карана) — третья по численности группа иностранцев (17 тыс. человек). Исповедуя ислам, буддизм или иудаизм, они, как и коморцы, имеют свои культовые учреждения в местах расселения. Наибольшая их концентрация — в городах западного побережья. Занимаются коммерческой деятельностью (продажа ювелирных украшений, текстиля, скобяных товаров). Несмотря на длительное (в течение нескольких поколений) проживание на острове, сохраняют плановость. С малагасийцами практически не ассимилированы.

  Быстро растущую и динамично развивающуюся группу населения составляют китайцы (10 тыс. человек). Они хорошо ассимилировались среди местного населения. Проживают большей частью на восточном побережье. Основная сфера деятельности — торговля и рестораны.