КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

период независимости (справочник), продолжение (часть 2)

… (лидер МОНИМА). На парламентских выборах в августе 1983 г. АРЕМА получил абсолютное большинство: из 137 мест ее представители заняли 117.

    Поддержку населения обеспечили те несомненные успехи, которые, несмотря на трудности, все же были достигнуты. Особенно они

 -80-

были заметны в системе образования: среднее и высшее образование стало более доступным, были открыты университеты в главных городах провинций, количество студентов к 1981 г. удвоилось и составляло 30 тыс. Малагасийский язык стал государственным. Государство финансировало развитие здравоохранения, инфраструктуры, промышленности, модернизировало транспорт и связь, приступило к осуществлению новых проектов в сельском хозяйстве. Армия получила новое оружие — самолеты, артиллерию, танки.

   Возросшие в последующие годы экономические и политические трудности привели к постепенному отходу от провозглашенного в Хартии курса, а с 1986 г. и к отказу от него. Экономические трудности усугублялись из-за быстрого роста населения, нарастающей государственной задолженности, природных катаклизмов, повышения мировых цен на нефть, колебаний цен на другие товары и т.п.

     Политическая ситуация в стране тоже изменилась. На юге страны в 1986-1987 гг. произошли волнения, связанные с голодом. Недовольство населения было направлено на торговцев индийского и пакистанского происхождения, которые пострадали от прокатившейся по южным городам волны насилия. В ноябре 1986 г. мощные демонстрации прошли в Туамасине в связи с нехваткой продовольствия. В 1988 г. состоялся процесс над членами организации «Кунг-фу», которые с середины 80-х годов устраивали массовые выступления молодежи в столице и других городах и были заподозрены в антиправительственном заговоре. Нарастали противоречия в НФЗР. МФМ и ВУНДЗИ в сотрудничестве с МОНИМА составили оппозицию правительству, требовали его отставки и новых выборов, на которых они решили вы-
ставить своих кандидатов.

       Президентские выборы состоялись в марте 1989 г. Д.Рацирака был переизбран на третий срок, получив 62% голосов. Кандидат от МФМ М. Ракутунирина получил 20% голосов, кандидат от ВУНДЗИ М.Разанабахини — 15, кандидат от МОНИМА М. Дзауна — только 3%. В результате в Национальном народном собрании в мае 1989 г. АРЕМА получила 120 мест из 137. Однако недовольство руководством страны нарастало. Впервые после 1982 г. Д. Рацирака решился на встречу с руководством НФЗР, на которой предложил входящим в него партиям дать свои предложения о возможных изменениях в Конституции и о будущем самого фронта. Оппозиционные партии требовали отмены монополии НФЗР на политическую деятельность, а также изъятия из Конституции ссылок на социалистическую ориентацию.

    В декабре 1989 г. парламент принял поправку, которая отменяла требование

 -81-

к политическим партиям действовать в рамках НФЗР. Иными словами, НФЗР прекратил свое существование.

      В начале 1990 г. появился ряд новых политических организаций, в марте правительство официально разрешило деятельность оппозиционных партий. К концу года 16 таких партий вместе с профсоюзами и другими организациями создали неформальный союз «Живые силы» (ФВ) для рассмотрения предложений по конституционной реформе. В декабре Национальное народное собрание приняло постановление о запрещении цензуры над прессой, ликвидации государственной монополии на радио и телевидении и разрешении частного вещания в партнерстве с правительством. На майской 1991 г. сессии Национального народного собрания представители ФВ потребовали включить в конституцию поправки, предусматривающие изъятие статей о социалистической ориентации, ограничение полномочий президента и сроков его пребывания у власти. Не получив поддержки, они потребовали созыва конституционной конференции, а когда правительство не отреагировало и на это предложение, 10 июня ФВ призвал к всеобщей забастовке, которая продолжалась до октября и сопровождалась массовыми демонстрациями в столице. Под давлением армии стороны пошли на переговоры.

    31 октября 1991 г. было подписано соглашение о создании переходного правительства, принятии новой Конституции и проведении выборов. В соответствии с этим соглашением Д. Рацирака оставался номинальным главой государства. Вместо ВРС и Национального народного собрания были созданы временные органы власти: Верховный орган государственной власти под руководством А. Зафи (лидер Национального союза за демократию и развитие, ЮНДД) и Консультативный совет (130 членов), возглавляемый совместно Р. Андриамандзату и М. Ракутунирина. В правительство вошли члены ФВ. Действие местных выборных институтов (в большинстве своем подконтрольных АРЕМА и поддерживающих Д. Рацираку) было приостановлено, постепенно их заменили специальными делегациями. 19 августа 1992 г. состоялся референдум: 73% голосов одобрили новую Конституцию, которая была призвана обеспечить равновесие между властью президента и Национальным собранием.

      Третья республика. 25 ноября 1992 г. состоялись президентские выборы, в которых приняли участие семь кандидатов, в том числе Д. Рацирака. Второй тур, состоявшийся 10 февраля 1993 г., принес победу А.Зафи, набравшему 67% голосов. Таким образом, президентом Третьей республики стал профессор А. Зафи, один из лидеров

 -82-

событии 1991 г. 16 июня 1993 г. прошли выборы в Национальное собрание. На 138 мест претендовали 4 тыс. кандидатов, представлявших 121 партию. Большинство мест получил союз ФВ. Председателем Национального собрания стал Р.Андриамандзату. Пост премьер-министра занял Ф.Равуни, авторитетный юрист, зять Ф. Цирананы. Он и сформировал новое правительство, которое было одобрено большинством депутатов Национального собрания наряду с программой, которая базировалась на принципах свободного рынка и борьбы с коррупцией. В частности, были арестованы 12 высокопоставленных чиновников, обвиненных в нецелевом расходовании кредитов на сумму 10 млн. долл.

    В экономической сфере правительство следовало рекомендациям МВФ и ВБ по структурной перестройке: отказ от руководящей роли государства в экономике, смешанная экономика с поощрением частной инициативы, денежная реформа для создания благоприятных условий инвестициям. В действительности денежная реформа привела к резкой девальвации малагасийского франка, что повлекло за собой скачок инфляции. Требования международных финансовых организаций сократить число государственных служащих и заморозить заработную плату в государственном секторе вызвали резкий протест и забастовку служащих в начале 1994 г. В том же году на остров обрушились разрушительные циклоны «Дейзи» и «Геральда», нанесшие тяжелый ущерб хозяйству. Продолжающийся спад в экономике, инфляционный эффект вследствие установления «плавающего курса» валюты не могли не повлиять на социально-политическую обстановку в стране.

  Учитывая растущее недовольство населения, А.Зафи предложил заключить финансовые соглашения правительства с частными инвесторами («параллельное финансирование»), что шло вразрез с политикой Ф.Равуни, ориентированной на сотрудничество с международными организациями.

    Противостояние президента и премьер-министра продолжалось около двух лет: создавались новые политические блоки, коалиции, организовывались демонстрации и т.п. После сентябрьского референдума 1995 г., наделившего А.3афи дополнительными полномочиями, Ф.Равуни ушел в отставку. Его место занял Э.Ракутувахини, один из лидеров ЮНДД. Но это не способствовало улучшению ни политической, ни экономической ситуации в стране. В правительстве и Национальном собрании продолжалось противостояние политических группировок. Президент столкнулся не только с растущими противоречиями в правящей коалиции, но и с нарастающей региональной оппозицией, выступающей за большую хозяйственно-финансовую самостоятельность

 -83-

 провинций. В обстановке нестабильности в стране МВФ и ВБ приостановили кредитование программ структурной перестройки. В мае 1996 г. ушел в отставку Э.Ракутувахини. Новый премьер-министр - Н.Рацирахунана возвратился к программе экономических реформ в контексте соглашений с МВФ и ВБ.

     Тем временем основная масса населения утратила интерес к политическим дебатам, нарастало недовольство постоянно растущими ценами, коррупцией, отсутствием социальной защиты. По стране прокатилась волна забастовок: водителей против повышения цен на бензин, гражданских служащих против политических ограничений при приеме на работу и назначении на должности, студентов. Раздались призывы к отставке президента. Национальное собрание 26 июля 1996 г. объявило ему импичмент за различные нарушения Конституции, который поддержали 99 членов против 94. Премьер-министр Н.Рацирахунана, назначенный Высшим конституционным судом исполнять обязанности президента, сформировал временное правительство и начал подготовку к выборам.

        В президентских выборах, состоявшихся 3 ноября 1996 г., приняли участие 15 кандидатов, среди них — экс-президенты А.Зафи и Д.Рацирака, а также Н.Рацирахунана и лидеры основных политических партий. По итогам второго тура президентом вновь стал Д.Рацирака, победивший А.Зафи с небольшим перевесом (51% голосов против 49%). В феврале 1997 г. было сформировано правительство во главе с В.Ракутумаву. Еще в период предвыборной кампании велись переговоры с МВФ о возобновлении международной помощи. Поэтому первыми шагами Д.Рацираки на президентском посту стали визиты в Вашингтон, Нью-Йорк, Париж и Брюссель, где он заверил доноров в намерении следовать программе структурной перестройки. Со своей стороны он предложил программу гуманистического и экологического развития страны, объявил о проведении референдума, на который предполагалось вынести два варианта новой Конституции. Выборы в парламент (Национальное собрание) было решено перенести с августа 1997 на март 1998 г., дабы они проводились уже с учетом новых конституционных положений. Правительство, однако, постановило вынести на референдум поправки к Конституции, которые и были приняты 15 марта 1998 г. 51% голосов. Поправки существенным образом изменили Конституцию 1992 г. в сторону усиления президентской власти. Они также предусматривали определенную децентрализацию власти.

      Выборы в Национальное собрание прошли 17 мая 1998 г. по новым правилам, которые давали преимущества крупным партиям. Поэтому АРЕМА, получив 25% голосов, заняла в парламенте 63 места из 150.

 -84-

23 июля Рацирака назначил премьер-министром Т.Андрианариву, который сформировал коалиционное правительство из представителей разных партий с преобладанием членов АРЕМА. Выборы в местные органы власти прошли в ноябре 1999 г., а в 2000 г. выбирался Сенат, создание которого предусматривалось Конституцией 1992 г.

    16 декабря 2001 г. на Мадагаскаре состоялись очередные президентские выборы, основными кандидатами на которых выступили действующий президент Д. Рацирака и мэр столицы М. Равалуманана. Согласно официальным данным, обнародованным 25 января 2002 г., ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемый для избрания 51% голосов. Однако М. Равалуманана обвинил власти в фальсификации итогов выборов, в ходе которых, по данным оппозиции, за него проголосовало 52%, и отказался участвовать во втором туре. На улицы городов вышли сотни тысяч его сторонников, требуя немедленной отставки Д. Рацираки и утверждения президентом М. Равалумананы. Митинги и протесты переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев. Вооруженные отряды оппозиции захватили ряд правительственных учреждений. Нападениям подверглись также дома некоторых высокопоставленных чиновников. Д.Рацирака со своим ближайшим окружением был вынужден бежать из столицы в Туамасину.

    На волне массовых выступлений М.Равалуманана 22 февраля 2002 г. провозгласил себя президентом и главнокомандующим вооруженными силами страны, сформировал новое правительство, провел перевыборы председателя Национального собрания, назначил из числа своих сторонников новых губернаторов провинций, руководителей Центрального банка и других государственных учреждений. В свою очередь, Д.Рацирака, опираясь на поддержку губернаторов большинства провинций и сохранивших ему верность элитных армейских частей, попытался силой подавить оппозицию. Новой столицей Мадагаскара был объявлен город Туамасина, на всей территории острова было введено чрезвычайное положение и установлена практически полная блокада Антананариву и других городов Высокого плато, служившего оплотом М.Равалумананы и его сторонников. Все дороги, ведущие в эти города, были перекрыты, а мосты заминированы. В результате возникли серьезные перебои в снабжении населения продовольствием, топливом, медикаментами

   По существу в стране установилось двоевластие, хозяйственные связи нарушились, экономика потеряла управляемость. Раскол и конфронтационное противостояние в обществе в конечном счете привели

 -85-

 к вооруженным столкновениям, возникла реальная угроза гражданской войны. 

     С целью остановить кровопролитие и предотвратить гражданскую войну на Мадагаскаре ряд стран и международных организаций, в первую очередь ОАЕ, неоднократно предлагали посреднические услуги противоборствующим сторонам. Но только спустя почти три месяца после первых столкновений, 18 апреля 2002 г., в Дакаре (Сенегал) при содействии генерального секретаря ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот-д'Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М.Равалуманана подписали соглашение о путях вывода страны из политического кризиса. Соглашение предусматривало пересчет голосов избирателей на выборах 16 декабря 2001 г., а также ряд мер, обеспечивающих управление страной в переходный период: создание правительства национального примирения, проведение при необходимости референдума и т.п. Дакарское соглашение содержало также обязательство сторон разминировать мосты, разобрать заграждения на дорогах и баррикады, препятствовать свободному передвижению людей и перемещению грузов по всей территории страны. Однако достигнутые договоренности не были подкреплены четко прописанным механизмом их реализации. В частности, не был решен принципиальнейший вопрос о созыве Высшего конституционного суда, под контролем которого на Мадагаскаре осуществляется подсчет голосов и утверждаются итоги выборов. Не случайно в ноябре 2001 г., за три дня до начала предвыборной кампании, Д.Рацирака своим указом заменил 6 из 9 судей ВКС, но в апреле 2002 г. Верховный суд страны признал этот указ неконституционным и восстановил уволенных судей в должности. Не были решены и другие важные процедурные вопросы, что не только позволило Дакарскому соглашению стать основой процесса нормализации обстановки на Мадагаскаре, но и фактически спровоцировало дальнейшее осложнение и обострение. 

     29 апреля 2002 г., спустя всего 10 дней после подписания соглашения в Дакаре, ВКС в восстановленном составе утвердил и обнародовал результаты пересчета голосов, поданных на президентских выборах. Согласно новым данным, М.Равалуманана набрал 51,46% голосов таким образом, уже в первом туре был избран президентом республики, а за Д.Рацираку проголосовало 35,9% избирателей. 

        Д.Рацирака не подчинился вердикту ВКС на том основании, что его состав якобы был сформирован с нарушением процедурных норм, а при пересчете бюллетеней использовались неполные и односторонние данные. Отказавшись признать полномочия М.Равалумананы в 

 -86-

качестве законно избранного главы государства, Д.Рацирака и его сторонники не приняли участия в формировании правительства национального примирения и не сняли блокаду с городов центральных. Более того, сразу после обнародования результатов пересчета голосов руководство четырех провинций, оставшихся под контролем Д.Рацираки, заявило о намерении отделиться и создать на своих территориях независимые государства; активно муссировалась также идея создания «конфедерации независимых автономных штатов в рамках мадагаскарской нации».

      6 мая 2002 г., несмотря на отказ Д.Рацираки сложить с себя президентские полномочия, М.Равалуманана был вторично, на сей раз уже на основании решения ВКС, провозглашен президентом республики. На церемонии присутствовали практически все послы и дипломатические представители, аккредитованные на Мадагаскаре. Спустя две недели был утвержден состав правительства, в которое вошли представители крупнейших политических, региональных и общественных движений и организаций, за исключением партий, поддерживавших Д.Рацираку. Новый президент, используя армию (к этому времени большая ее часть перешла на его сторону), стал добиваться отстранения от власти руководства намеривавшихся отколоться провинций, обеспечения территориального единства и целостности страны. Еще в апреле

2002 г. штурмом был взят дворец губернатора провинции Фианаранцуа, а ее административный аппарат возглавил назначенец Равалумананы. В начале июня аналогичная операция была проведена в стратегически важном центре Сава, который является не только основным поставщиком главной экспортной культуры страны — ванили, но и своего рода ключом к провинции Анцеранана.

   В это же время Международная общественность сделала еще одну попытку урегулировать кризис на Мадагаскаре политическим путем. 8-9 июня 2002 г. в Дакаре состоялась повторная встреча М.Равалумананы и Д.Рацираки при посредничестве президентов ряда африканских стран и генерального секретаря ОАЕ. Сторонам был предложен план мирного урегулирования. В случае их отказа рассматривать его предусматривалось включить этот вопрос в повестку дня верховного органа ОАЕ по предотвращению, мониторингу и урегулированию конфликтов в Африке. Но саммит в рамках Дакар-2 уже не мог направить ситуацию на Мадагаскаре в русло мирного урегулирования. На острове не затихали боевые действия. Вскоре после завершения встречи в Дакаре войска М.Равалумананы установили контроль над
провинциями Махадзанга и Тулиари. 8 июля без сопротивления была

 -87-

занята Туамасина, тем самым Равалуманана получил контроль над всеми провинциями. А 5 июля Рацирака покинул страну. 26 июня, в День независимости, президент Равалуманана был признан Соединенными Штатами Америки, а 3 июля - Францией.

    М. Равалуманана родился в 1949 г. недалеко от столицы. По происхождению мерина, по вероисповеданию — протестант. Закончив миссионерскую школу на Мадагаскаре и протестантский коллеж в Швеции, он стал членом весьма влиятельной общины на острове, вице-председатель Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре. Совет христианских церквей Мадагаскара на всем протяжении кризиса оказывал М. Равалуманане активную поддержку. Кроме того, он удачливый и влиятельный бизнесмен. Начал свою деятельность мелким уличным торговцем-разносчиком, а сейчас возглавляемая им группа «Тико», специализирующаяся на производстве и сбыте молочных продуктов и безалкогольных напитков, - крупнейшая национальная компания. Ему принадлежат также частные радио- и телестанции, крупная доля в капитале нефтебизнеса.

      Равалуманана проявил себя способным организатором. Началом его политической карьеры стал пост столичного мэра. На президентские выборы он вышел с программой, которая не отличалась сколько-нибудь существенно от программы основного конкурента. Единственным отличительным моментом было то, что Равалуманана сделал упор на критике существующей в стране системы государственного управления, требуя коренной реорганизации неэффективного и коррумпированного государственного аппарата и повышения исполнительской дисциплины на всех уровнях. Став президентом, М.Равалуманана выдвинул лозунг «быстрого и стабильного развития» при «новом отношении к работе». При этом продолжается стратегическая линия на сотрудничество с международными финансовыми организациями и осуществление программы структурной перестройки, рекомендованной МВФ и ВБ. 26 июля 2002 г. делегация Мадагаскара во главе с премьер-министром Ж.Силла участвовала во встрече с главными кредиторами страны в рамках Парижского клуба. Мадагаскару была обещана помощь в размере 2,4 млрд. долл. с условием проведения досрочных парламентских выборов.

      15 октября 2002 г. было распущено Национальное собрание, новые выборы состоялись 15 декабря. Присутствовавшие на выборах многочисленные международные наблюдатели (более 100 человек) не обнаружили серьезных нарушений. В выборах участвовали более 6 млн. избирателей, было выдвинуто 1308 кандидатов (от 20 партий и организаций

 -88-

плюс независимые). Убедительную победу одержала партия «Я люблю Мадагаскар» («Тиако и Мадагасикара», ТИМ), получившая 102 из 160 парламентских мест. Еще 29 мест заняли партии, выступившие на выборах в блоке с ТИМ, — АВИ и РПСД. Абсолютное большинство представителей ТИМ в парламенте обеспечивает президенту осуществление намеченного курса.